Научная статья на тему 'Опыт внедрения RAB-регулирования в распределительном электросетевом комплексе'

Опыт внедрения RAB-регулирования в распределительном электросетевом комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
890
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ КОМПАНИИ / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швец Николай Николаевич, Демидов Алексей Владимирович

В статье исследуются предпосылки внедрения долгосрочного тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала (RAB) в отечественных компаниях распределительного электросетевого комплекса и анализируются его экономические и социальные последствия. Показывается, что формирование непротиворечивых и последовательных правил регулирования является одним из важных факторов, обеспечивающих рост капитализации компаний и эффективность их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Швец Николай Николаевич, Демидов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения RAB-регулирования в распределительном электросетевом комплексе»

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ МГИМО

Опыт внедрения RAB-регулирования в распределительном электросетевом комплексе

Н.Н. Швец, А.В. Демидов

В статье исследуются предпосылки внедрения долгосрочного тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала (RAB) в отечественных компаниях распределительного электросетевого комплекса и анализируются его экономические и социальные последствия. Показывается, что формирование непротиворечивых и последовательных правил регулирования является одним из важных факторов, обеспечивающих рост капитализации компаний и эффективность их деятельности.

Первая декада XXI в. характеризуется радикальными преобразованиями в электроэнергетике России. В рамках реформ, проводящихся с 2003 г., были сформированы новая нормативно-правовая база и система регулирования, коренным образом изменена структура отрасли. Произошло разделение вертикальноинтегрированных территориальных электроэнергетических компаний (АО-энерго) по видам деятельности: генерирующие, распределительные, сбытовые и сервисные. Были созданы инфраструктурные организации: Федеральная сетевая компания (ОАО "ФСК ЕЭС"), объединяющая магистральные электросети, и Системный оператор (ОАО "СО ЕЭС"), осуществляющий централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе России.

Функции управления распределительными сетями был возложены на региональные и межрегиональные распределительные сетевые компании. Для осуществления корпоративного управления деятельностью этих компаний, разработки и реализации централизованной политики развития электросетевого распределительного комплекса Российской Федерации 1 июля 2008 г. в результате реорганизации в форме выделения из

ОАО «РАО ЕЭС России» было создано Открытое акционерное общество «Холдинг Межрегиональных распределительных сетевых компаний» (ОАО «Холдинг МРСК»).

В 2003 г. впервые в России на оптовом рынке заработал сектор свободной торговли электроэнергией - символ будущего полномасштабного конкурентного энергорынка. Менее чем за год российская биржа электроэнергии, позволяющая энергокомпаниям отработать навыки работы в условиях конкуренции, вошла в десятку крупнейших мировых энергетических торговых площадок. Ключевым этапом в развитии конкурентных отношений в отрасли стал запуск в сентябре 2006 г. функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии по новым правилам. Они обеспечили переход к системе регулируемых двусторонних договоров между покупателем и продавцом, при этом не покрытые квотами регулируемых договоров объемы электроэнергии начали торговаться по нерегулируемым ценам.

Одной из важнейших проблем, которую была призвана решить реформа электроэнергетики, являлась недоинвестированность ее развития. Сокращение бюджетного финансирования в совокупности с ограничениями на рост тарифных

Швец Николай Николаевич -д.э.н., заведующий базовой кафедрой ОАО «Холдинг МРСК» «Экономика и управление в электроэнергетике», Генеральный директор ОАО "Холдинг МРСК". E-mail: info@holding-mrsk.ru Демидов Алексей Владимирович - заместитель Генерального директора ОАО "Холдинг МРСК" по экономике и финансам. E-mail: info@holding-mrsk.ru

источников в 90-х гг. XX века привело к резкому снижению объема инвестиционных возможностей энергетических компаний, в результате чего практически остановился процесс развития и обновления основных фондов, начался резкий рост их износа. Последствия этого недофинансирования ощущаются предприятиями электроэнергетики до настоящего времени.

Так, согласно оценкам, средний физический износ электросетевого оборудования распределительных сетей в 2009 г. составлял около 69%, при этом 52% оборудования отработало свой нормативный срок, более 7% оборудования отработало два нормативных срока1. Наряду с физическим износом оборудования происходило его моральное старение. Средний технический уровень установленного подстанционного оборудования в распределительных сетях по многим позициям соответствовал оборудованию, которое эксплуатировалось в ведущих странах мира 30 лет назад2.

Отставание темпов развития электроэнергетики от нужд потребителей в условиях возобновления в России экономического роста привело к возникновению и нарастанию дефицита мощности распределительных электрических сетей и к неспособности обеспечить требуемый уровень присоединения новых потребителей. Недостаточная развитость инфраструктуры отрасли сдерживает дальнейшее развитие рынка электроэнергии, ограничивает возможности по организации бесперебойного и надежного функционирования электросетевого комплекса, а также тормозит экономическое развитие регионов.

Одним из возможных путей решения проблемы обеспечения развития электроэнергетических предприятий в условиях ограниченности бюджетных средств является привлечение в отрасль частных инвестиций. Долгосрочные вложения институциональных инвесторов хорошо согласуются с условиями финансирования инфраструктурных проектов и могут помочь преодолеть бюджетное недофинансирование. Однако привлечение этих средств требует формирования регуляторных институтов, которые обеспечили бы приемлемые уровни дохода и риска для инвесторов, позволили повысить прозрачность принятия управленческих решений и ответственность менеджеров компаний, дали возможность реализации долгосрочных инвестиционных программ.

Формирование таких институтов являлось одной из основных причин реформирования системы регулирования в электроэнергетике, предусматривающего, в частности, переход к применению методов долгосрочного тарифного регулирования. В настоящей статье исследуются предпосылки внедрения долгосрочного регулирования в отечественных компаниях распределительного электросетевого комплекса и анализируются его экономические и социальные последствия.

Предпосылки перехода на КАБ-регулиро-вание. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. №109 "О ценообразовании в отношении электрической

и тепловой энергии в Российской Федерации" определены три метода регулирования тарифов на электрическую энергию: метод экономически обоснованных расходов («затраты плюс»), метод индексации тарифов и метод доходности инвестированного капитала (ИЛЬ). До 2009 г. основным методом регулирования тарифов на передачу электроэнергии являлся метод «затраты плюс», обеспечивающий получение компанией «целевой» нормы прибыли на произведенные затраты при установленных объемах реализации услуг по передаче электроэнергии. Его использование предполагает ежегодный пересмотр и утверждение тарифов на основе планируемых затрат распределительных сетевых компаний.

Метод индексации предполагает ежегодное увеличение тарифов, исходя из прогнозных темпов инфляции, и используется в основном Федеральной службой по тарифам для установления предельных уровней тарифов на передачу электрической энергии. ИЛВ-регулирование представляет собой систему тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленную на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и стимулирование повышения эффективности расходов сетевых организаций. Тариф при использовании ИЛВ-регулирования формируется таким образом, чтобы, помимо компенсации операционных расходов компаний, обеспечить инвестору возврат капитала и получение дохода на инвестированный капитал.

Основными преимуществами ИЛВ-регули-рования по сравнению с традиционным методом «затраты плюс» являются:

- стабильность экономического и бюджетного планирования регионов за счет установления тарифов на долгосрочный период регулирования (3 - 5 лет);

- обеспечение взаимосвязи цены и качества оказания услуг по передаче электрической энергии - тариф зависит от выполнения компанией показателей по надежности и качеству услуг по передаче электроэнергии;

- возможность направлять часть средств от возврата и дохода «старого» капитала на погашение инвестиционной кредиторской задолженности, что необходимо в целях финансового оздоровления компании;

- инвестиционная привлекательность, связанная с прозрачностью утверждения тарифных решений.

При использовании метода «затраты плюс» у электросетевых компаний был стимул повышать операционные расходы, так как эксплуатационные затраты являлись базой для тарифного регулирования региональными энергетическими комиссиями (РЭК) на следующий год. Установление долгосрочных параметров регулирования, напротив, стимулирует сетевые организации к повышению эффективности деятельности, поскольку экономия, полученная в течение периода регулирования в результате реализации программ

повышения энергоэффективности, энергосбережения и сокращения издержек, не изымается, а остается в распоряжении компании.

Таким образом, в результате перехода компаний распределительного сетевого комплекса на ИЛВ-регулирование инвесторы получают необходимую им прозрачность вложений, гарантию их возврата и получения фиксированного дохода, который дополнительно может быть увеличен на величину экономии и сокращения издержек. Впервые ИЛВ-регулирование было применено в Великобритании в конце 1980-х гг. в ходе приватизации компаний электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В процессе реформ региональные электроэнергетические управления, поставлявшие электрическую энергию конечным потребителям, были преобразованы в 12 региональных электроэнергетических компаний, регулирование тарифов на услуги которых осуществлялось в соответствии с данным методом3.

В результате реформирования были существенно сокращены издержки энергокомпаний, а также достигнуто увеличение инвестиций в отрасль за счёт притока средств частных инвесторов. Производительность труда в региональных электроэнергетических компаниях практически удвоилась в период с 1991 по 1998 г.4 Экономия конечных потребителей в этот период от снижения издержек передачи и распределения электроэнергии составила около 9 процентов5. Успех системы ИЛВ обеспечил её мировое признание в качестве образца тарифного регулирования в первую очередь для инфраструктурных компаний: распределительных электрических сетей, систем водоснабжения и связи6.

В середине 1990-х гг. на ИЛВ-регулирование перешли энергетические компании Канады, США, Австралии и ряда стран Западной Европы. Европейский союз в 2002 г. обязал страны Восточной Европы применять ИЛВ-регулирование при установлении тарифов для монополий, в связи с чем данный метод стал применяться в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, Румынии, Болгарии и ряде других государств7.

В России работа над новой моделью тарифного регулирования началась в профильных ведомствах параллельно с формированием новой конфигурации распределительного сетевого комплекса. В результате реформирования ОАО «РАО ЕЭС России» в 2003-2005 гг., с учетом опыта реформирования электроэнергетики зарубежных стран, на базе распределительного сетевого комплекса была сформирована квазирыночная конфигурация из 11 межрегиональных сетевых компаний (МРСК). При ее создании использовались принципы территориальной сопряженности и сопоставимости балансовой стоимости активов региональных сетевых компаний, входящих в состав соответствующих МРСК. Логика построения такой конфигурации заключалась в обеспечении возможности для регулирующих органов сравнивать деятельность компаний по эффективности,

надежности и качеству сервиса, а также исключить риски обратной вертикальной интеграции сетевых компаний или их консолидации между собой.

На основе анализа международного опыта внедрения ИЛВ-регулирования была разработана новая редакция постановления Правительства №109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". На государственном уровне было принято решение опробовать новый метод тарифообразования в ряде регионов и завершить к 2011 г. переход на ИЛВ-регулирование всех электросетевых компаний страны.

Внедрение RAB-регулирования в российских компаниях распределительного электросетевого комплекса. Внедрение нового метода тарифообразования в распределительном электросетевом комплексе было инициировано в 2008 году и имело своими целями:

- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;

- привлечение в отрасль большого объема частных инвестиций;

- повышение эффективности функционирования предприятий и качества предоставляемых услуг.

В рамках данных приоритетных целей в 2009 г. в 8 филиалах МРСК - в Астраханской, Тверской, Белгородской, Липецкой, Ростовской, Рязанской, Тульской областях и Пермском крае - впервые в России было реализовано тарифное регулирование методом ИЛВ. Первый расчетный период регулирования в пилотных проектах по переходу на ИЛВ определен в 3 года, последующие периоды увеличены до 5 лет. Основой расчетов параметров тарифного регулирования стали долгосрочные инвестиционные программы филиалов, реализация которых позволила бы в долгосрочной перспективе решить поставленные задачи по повышению качества и надежности электроснабжения потребителей. Совокупный объем инвестиционных программ предприятий распределительного сетевого комплекса на трехлетний период, заложенных при тарифном регулировании методом ИЛВ для пилотных проектов первой очереди, составил более 80 млрд руб.

Важным фактором, способствующим внедрению ИЛВ-регулирования, является механизм «сглаживания» тарифов, применяемый во избежание резкого их роста после перехода на ИЛВ. При этом валовая выручка энергокомпаний перераспределяется в течение долгосрочного периода регулирования, в результате чего ее величина уменьшается в первые годы применения новой системы тарифообразования и увеличивается в последующие годы. Решением заседания Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. органам регулирования было рекомендовано осуществлять начиная с 2010 г. поэтапный перевод дочерних и зависимых обществ ОАО «Холдинг МРСК», а также ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» на ИЛВ-регулирование.

В конце 2009 г. Президент России Д.А. Медведев подписал закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ. В соответствии с этим законом, с 1 января 2011 г. регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые дочерними и зависимыми обществами ОАО «Холдинг МРСК», должно начать осуществляться только в форме установления долгосрочных тарифов, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала. С 1 января 2010 г. еще 9 распределительных сетевых компаний из группы ОАО «Холдинг МРСК» перешли на ИЛВ-регулирование: филиалы ОАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» и «Ярэнерго», филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» - «Нов-городэнерго», филиалы ОАО «МРСК Сибири»

- «Горно-Алтайские электрические сети», «Ом-скэнерго», ОАО «Томская распределительная компания», филиалы ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Владимирэнерго», «Калугаэ-нерго», «Удмуртэнерго».

К сожалению, в намеченные планы сетевых компаний внес коррективы финансовый кризис 2008 - 2009 гг., следствием которого явилось резкое снижение энергопотребления и недобор выручки от передачи электрической энергии. Неурегулированнность регионального рынка электрической энергии позволила сбытовым компаниям наращивать задолженность за оказанные услуги. Недостаток финансовых ресурсов явился одной из причин корректировки инвестиционных программ всех распределительных сетевых компаний независимо от применяемого метода регулирования. Другой причиной являлся пересмотр региональными властями программ социально-экономического развития, с которыми должны быть увязаны инвестиционные программы распределительных сетевых компаний.

С этими проблемами столкнулись все МРСК, но особенно остро на протяжении кризиса они обозначились в промышленно развитых регионах, в том числе и в тех, где не был внедрен метод доходности инвестированного капитала. Переход на метод доходности инвестированного капитала является первой полномасштабной попыткой установления долгосрочных тарифов в сетевом комплексе. Принципы и методология ИЛВ поддерживаются как регулирующими органами, так и сетевыми компаниями. Поскольку ИЛВ-регулирование применяется в распределительном сетевом комплексе только с 2009 г., то говорить о каких-либо мероприятиях, повышающих эффективность указанного метода регулирования пока рано ввиду отсутствия объективной информации о результатах его применения. Окончательные выводы об эффективности этого метода можно будет сделать только после завершения первого долгосрочного периода регулирования.

В то же время, уже при реализации пилотных проектов, был выявлен ряд проблем. Например, ставка доходности на инвестированный капитал (стоимость капитала, учтенная при тарифном регулировании) не соответствует текущим экономическим условиям. В первую очередь потому, что в условиях кризиса растет стоимость кредитов, а это ведет к возникновению дополнительных затрат, не покрываемых тарифными источниками. Также увеличению объема заимствований сетевыми компаниями способствует рост неплатежеспособности потребителей, из-за которого возникает дефицит оборотных средств. Практические сложности, связанные с переходом энергокомпаний на метод ИЛВ, привели к необходимости выработки "промежуточного" метода долгосрочного регулирования. Таким методом стала долгосрочная индексация тарифов, во многом аналогичная методу "затраты плюс", но принимающая во внимание более длительный период прогнозирования. При этом если ИЛВ-регулирование учитывает реализацию компанией инвестиционной программы в полном объеме, то при долгосрочной индексации учёт инвестиционной программы в тарифе ограничен 12% необходимой валовой выручки (НВВ) на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования8.

В результате электросетевые компании, тарифы которых формируются на основе данного метода, оказываются серьезно ограничены в реализации инвестиционных планов, а инвесторы могут не получить гарантированной доходности на инвестированный капитал9. Таким образом, метод долгосрочной индексации имеет ограниченную область применения только при сдержанных темпах инвестиционной активности компании, а также для регионов, где не прогнозируется интенсивного развития бизнеса.

В настоящее время процесс перехода компаний распределительного сетевого комплекса на ИЛВ-регулирование в основном завершен. В 2009 - 2010 гг. на ИЛВ-регулирование были переведены дочерние и зависимые общества ОАО «Холдинг МРСК» в 58 субъектах Российской Федерации. Еще в 7 регионах функционирования МРСК реализовано регулирование методом долгосрочной индексации: Республика Коми, Республика Бурятия, а также Архангельская, Мурманская, Волгоградская, Кемеровская и Калининградская области. Республики Дагестан, Чечня и Карелия в связи со сложной социальнополитической ситуацией отсрочили переход к долгосрочному тарифному регулированию до 2012 г.10

Процесс перехода МРСК на ИЛВ-регулиро-вание стал одним из основных факторов, влиявших на их капитализацию в 2009 - 2011 гг. На рис. 1 представлена динамика стоимости акций ОАО «Холдинг МРСК» в этот период, а в табл.1 указаны основные ключевые точки, определяющие эту динамику. В частности, публикация планов Правительства РФ по переходу МРСК на ИЛВ-

регулирование была положительно воспринята инвестиционным сообществом, что привело к существенному росту капитализации группы компаний ОАО «Холдинг МРСК» в 2009-2010 гг.

і аП\^

| 4 /

у Ч аДШ і гп

и/

--Холдинг МРСК -Индекс ММВБ

Рис.1. Динамика акций ОАО «Холдинг МРСК» в 2009 - 2011 гг.

Источник: Данные ММВБ.

Таблица 1

Значимые события в сфере RAB-регулирования, оказавшие влияние на капитализацию ОАО «Холдинг МРСК».

Метка Период Событие

1 Август -сентябрь 2009 г. Информация о намерении Правительства РФ относительно скорейшего перехода МРСК на ВДБ-регулирование

2 Октябрь 2009 г. Законом определены сроки перехода МРСК на ВДБ

3 Январь 2010 г. Правительством РФ уточнены сроки перехода МРСК на ВДБ

4 Сентябрь 2010 г. Решения ФСТ по тарифам на ВДБ

5 Январь -февраль 2011 г. Информация о планах Правительства РФ по сдерживанию тарифов 2011 году

6 Июль 2011 г. Предложения Минэкономразвития России по ограничению роста тарифов для сетевого сектора в 2012 году до уровня

7 Август -сентябрь 2011 г. Решения Правительства РФ по изменению параметров долгосрочного регулирования ("перезагрузка" ВДБ)

Тем не менее в настоящее время акции МРСК торгуются со значительным дисконтом в сравнении с зарубежными аналогами: по мультипликатору ЕУЛИАВ11 потенциал роста капитализации при повышении операционной и инвестиционной эффективности составляет 2,5 - 3 раза.

Существенное негативное воздействие на капитализацию группы компаний ОАО «Холдинг МРСК» оказал пересмотр в начале 2011 г. тарифных решений, осуществленный во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №1172 «Об утверждении Правил оптового рынка элек-

трической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».

Одним из последних событий, негативно повлиявших на капитализацию МРСК, стала публикация Минэкономразвития России проекта Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. Согласно ему, наиболее вероятным сценарием развития экономики является сценарий, предусматривающий темпы роста тарифов по МРСК в размере 5 - 6% в 2012 г., 5% в 2013 г. и 6% в 2014 г.12 Сдерживание темпов роста тарифа МРСК до уровней, соответствующих данному сценарию, предлагается осуществить за счет снижения уровня оценки первоначальной базы капитала, ставок доходности и уровня операционных затрат. Для достижения дочерними обществами ОАО «Холдинг МРСК» указанных темпов роста тарифа предлагается с 2012 г. осуществить массовое перерегулирование параметров ЯАВ, предполагающее отмену утвержденных долгосрочных тарифно-балансовых решений и утверждение новых.

Непоследовательная политика в области тарифного регулирования явилась одним из основных факторов, обусловивших более чем двукратное снижение стоимости акций ОАО «Холдинг МРСК» в 2011 г. Снижение инвестиционной привлекательности МРСК, в совокупности с ограничениями тарифных источников делают невозможным исполнение их инвестиционных программ в полном объеме, что усугубит отставание развития сетевого комплекса от потребностей экономики и ограничит возможности повышения качества обслуживания потребителей. Оценка недофинансирования инвестиционных программ компаний распределительного сетевого комплекса в 2012 - 2016 гг. составляет до 40% от необходимых объемов.

Заключение. Инвестиции в развитие инфраструктуры являются одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост государства, поэтому формирование устойчивой базы для инвестиционной активности предприятий электроэнергетики является необходимым условием дальнейший модернизации экономики России. Привлечение дополнительных инвестиций в электроэнергетику возможно только при установлении властями долгосрочных "правил игры", обеспечивающих частным инвесторам приемлемые уровни дохода и риска. Перспективным подходом к их формированию является переход к долгосрочным методам регулирования тарифов, обеспечивающим инвестору возврат капитала и получение дохода на инвестированный капитал с низкой степенью риска.

К сожалению, несмотря на достигнутые успехи в реформировании электроэнергетики, в

настоящее время правительству так и не удалось добиться формирования непротиворечивых последовательных правил.

Предлагаемое перерегулирование параметров ИЛБ на 2012 г. и последующие годы приведет к снижению капитализации и инвестиционной привлекательности МРСК и к удорожанию заемных средств, что сделает невозможным выполнение утверждённых инвестиционных программ в полном объеме.

Shvets N.N., Demidov A.V. The Experience of RAB-Regulation Implementation in Electricity Distribution Grid Companies.

Summary: The article studies prerequisites for the implementation of regulated asset base (RAB) long-term tariff regulation in Russian electricity distribution grid

companies and its economic and social consequences. It

is shown that consistency and unambiguity of regulation rules is crucial for the companies' capitalization growth and for their efficiency.

------------ Ключевые слова ------------------

Электроэнергетика, распределительные сетевые компании, тарифное регулирование, инвестиции, капитализация.

--------------- Keywords -------

Power industry, distribution grid companies, tariff regulation, regulated asset base, investment, capitalization.

Примечания

1. Выступление заместителя министра энергетики РФ А.Н. Шишкина на энергетическом форуме "ТЭК России: курс на безопасность ?" [Электронный ресурс] / Минэнерго России. Москва, 29 октября 2010 г. - URL: http://minenergo.gov.ru/press/doklady/5546.html

2. Положение о технической политике ОАО "ФСК ЕЭС" в распределительном электросетевом комплексе / ОАО "ФСК ЕЭС". - М., 2006. - 84 с.

3. Международный опыт реформирования электроэнергетики. Англия и Уэльс. М.: ОАО «РАО «ЕЭС России», 2004. С. 16.

4. Domah P., Pollitt M. The Restructuring and Privatisation of Electricity Distribution and Supply Businesses in England and Wales: A Social Cost-Benefit Analysis // Fiscal Studies. 2001. Vol. 22. № 1. P. 107 - 146.

5. Jamasb T., Pollitt M.G. Incentive Regulation of Electricity Distribution Networks: Lessons of Experience from Britain // Cambridge Working Papers in Economics. - University of Cambridge, 2007. 56 p.

6. Weyman-Jones T. Yardstick and Incentive Issues in UK Electricity Distribution Price Controls // Fiscal Studies. 2001. Vol. 22. № 2. P. 233 - 247.

7. Милина Я. RAB шагает по стране // Коммерсантъ - Business Guide. 2008. 9 декабря. № 224 (4041).

8. Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций / Утв. Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 29 июля 2010 г. № 174-э/8.

9. Турмышев Д. RAB-тарифообразование для сетевых компаний: последствия для кредитного качества: аналитический отчет [Электронный ресурс] / НБ Траст, 2011. - URL: http://fincake.ru/stock/reviews/62862/download/61278

10. Годовой отчет ОАО "Холдинг МРСК" за 2010 год [Электронный ресурс] / ОАО "Холдинг МРСК", 2011. - URL: http://www.holding-mrsk.ru/media/company/mrsk10_web_version.pdf

11. EV (Equity Value) - стоимость компании, IRAB (Initial Regulated Asset Base) - первоначальная регулируемая база активов.

12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов / Минэкономразвития России. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.