полуостров ямал:
инвестиционный климат
и правовая среда1
система государственного управления инвестиционнъм процессом
на региональном уровне: пример янао
__Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования инвестиционного климата региона за счет принятия комплексных программных документов и нормативных актов. Показано, что современный уровень развития месторождений на полуострове Ямал является достаточным фактором привлечения инвестиций со стороны крупных вертикально-интегрированных топливно-энергетических компаний. Однако для комплексного развития экономики округа необходима оптимизация правовой среды инвестиционного процесса на региональном уровне.
_Ключевые слова: правовое регулирование, инвестиционная деятель_ность, инвестиционная политика, Ямало-Ненецкий автономный округ
_(ЯНАО), программа государственной поддержки, стратегия социально_экономического развития
Арсентьева И.В.
аспирантка Самарского государственного технического университета, зам. гл. бухгалтера ООО«Золотая Ладья», г. Самара 2010avtor@mail.ru
На сегодняшний день состояние инвестиционного процесса в Ямало-Ненецком автономном округе лучше, чем по России в целом. К такому выводу пришли ученые в исследовании, посвященном этой теме. По оценке ИМЭПИ РАН [9], общий объем инвестиций в 2009 г. составил 115% от уровня 2008 г. Причем опережающими темпами увеличиваются инвестиции в отраслях, от которых в первую очередь зависит структурная перестройка материального производства. По предварительной оценке Росстата в 2008 году предприятиями и организациями всех форм собственности инвестировано в реальный сектор экономики автономного округа 152,4 млрд руб., что в сопоставимых ценах составляет 102,5% к объему
1 Материал из серии «Аналитические обзоры» - прим. ред.
оса
инвестиций 2007 года. Удельный вес инвестиций за счет средств консолидированного бюджета автономного округа в общем объеме составляет 8,9% (12,6 млрд руб.), в том числе окружного бюджета -5,6% (9,6 млрд руб.), местных бюджетов - 4,3% (7,0 млрд руб.) [10]. Что явно подтверждает то, что после мирового финансового кризиса международные рейтинговые агентства подтвердили автономному округу присвоенный год назад стабильный рейтинг инвестиционной привлекательности.
Инвестиции в топливно-энергетический комплекс и строительство
Ямало-Ненецкий автономный округ входит в число регионов, обеспечивающих основные активы мирового класса. Здесь сосредоточен уникальный при-родно-ресурсный потенциал и развитой производственно-инфраструктурный комплекс. В автономном округе многие годы основными инвесторами являются отечественные вертикально-интегрированные субъекты, такие как «Газпром», «Роснефть», «Новатэк» и другие предприятия реального сектора экономики. Также инвесторами являются партнеры компании «Газпром» - «БАСФ -Винтерсхалл» и «ЭНИ» [4].
Объем привлечения иностранных инвестиций в экономику автономного округа за 2008 год по предварительной оценке составил 150 млн долл. США, что на 43,9% больше уровня 2007 года [5]. Приток иностранных инвестиций происходил в виде прямых инвестиций в сферу добычи нефти и газа. Рассмотрим динамику и структуру развития других отраслей региона.
Строительный комплекс округа в последние годы является одной из динамично развивающихся отраслей экономики автономного округа, объединяющей около 2900 предприятий и организаций различных форм собственности (28,1% от числа учтенных предприятий и организаций в автономном округе) и около 60 тысяч человек работников (18% экономически активного населения). Положительные тенденции в строительстве сложились за счет инвестиционной активности предприятий топливно-энергетического комплекса в связи с активизацией работ по освоению месторождений на территории автономного округа.
в автономном
округе многие
годы основными
инвесторами
являются
отечественные
вертикально-
интегрированные
субъекты,
такие как «Газпром», «Роснефть», «Новатэк» и другие предприятия реального сектора экономики
региональнаяэкономика
и
Рост инвестиций в основной капитал обусловил увеличение объемов работ подрядными организациями. В 2009 году на территории автономного округа предприятиями и организациями всех форм собственности выполнено строительно-монтажных работ собственными силами подрядных организаций на 45,7 млрд руб., что составляет 110,0% к уровню 2008 года [4].
¡а
в 2009 году
на территории
_автономного округа
_предприятиями
и организациями всех форм собственности
_выполнено
_строительно_монтажных работ
_собственными
_силами подрядных
организаций на 45,7 млрд руб., что
_составляет 110,0%
к уровню 2008 года
Региональные программы и меры государственной поддержки региона
За счет средств окружного и территориальных бюджетов автономного округа инвестировано в основной капитал 12,6 млрд руб., что составляет 105,2% к запланированному годовому объему. Из них за счет средств окружного бюджета - 9,6 млрд руб. или 98,0% утвержденному годовому объему [3]. Основная часть инвестиций за счет средств окружного бюджета направляется на строительство объектов жилья, образования, коммунального назначения. В Ямало-Ненецком автономном округе создана региональная законодательная база в сфере инвестиционной и инновационной деятельности, целью которой является стимулирование развития экономики округа, улучшение инвестиционного климата и, как следствие, увеличение налогооблагаемой базы региона.
Прежде всего, это законы Ямало-Ненецкого автономного округа: «Об инвестициях», «Об инновационной деятельности», Концепции инвестиционного развития ЯНАО.
Законом «О программе по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории ЯНАО на 2008-2012 годы» [1] определены цели, задачи и основные принципы формирования Программы по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории ЯНАО на 2008-2012 годы.
В частности, Программа направлена на улучшение инвестиционного климата автономного округа, снижение инвестиционных рисков, создание эффективной системы реализации инвестиционных проектов, оптимизацию воспроизводственного процесса по обновлению основных фондов, обеспечение качественного и устойчивого экономического роста на основе внедрения передовых технологий.
Утверждены объемы капитальных вложений, бюджетные и социальные показатели эффективности, меры и сроки государственной поддержки, конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности реализации инвестиционного проекта открытого акционерного общества «Нефтяная Компания «Роснефть» и инвестиционного проекта «Строительство энергоблока на базе парогазовой установки ПГУ 320-450 Уренгойской государственной районной электростанции - филиала ОАО «ОГК-1» [8].
Стратегия социально-экономического развития округа
В ЯНАО разработана Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа во взаимосвязи с энергетической Стратегией России до 2020 года [1], в соответствии с которой определены основные направления развития экономики региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Анализ данного программного документа указывает на то, что основными ее направлениями являются:
- наряду с традиционной добычей углеводородов на месторождениях полуострова Ямал и освоением более глубоких нефтегазоносных горизонтов в районах с развитой инфраструктурой, определены новые перспективные направления развития экономики: перерабатывающие производства, связанные с утилизацией попутного нефтяного газа;
- газохимия на базе огромных запасов природного газа месторождений, перешедших в стадию падающей добычи;
- освоение рудных месторождений Полярного Урала;
- развитие энергетики на базе низконапорного газа;
- опережающее развитие транспортной инфраструктуры;
- развитие собственной электроэнергетики; туризм;
- разработка и реализация проектов в области глубокой переработки биологических ресурсов. Однако, по экспертным оценкам, инвестиционный процесс в ЯНАО замедлится [7].
Прогнозы и проблемы
В настоящее время компании-инвесторы ЯНАО реализуют только первоочередные проекты. По прогнозам российских специалистов, основой дальнейшего социально-экономического развития автономного
согласно социально-экономическому прогнозу, к 2020 году валовой региональный продукт по оптимистическому сценарию составит 1629млрд руб. (в 2007 -647,3 млрд руб.), валовой региональный продукт на душу населения -2716 тыс. руб. (в 2007 г. -1197 тыс. руб.)
региональнаяэкономика
_...инвестиционный
_процесс должен
_поддерживаться
_региональными
_и муниципальными
_программами,
_деятельностью
_органов власти,
производственными и инвестиционными _планами компаний, предпринимательской
_активностью
„населения региона
ТЛ
округа является реализация крупных инвестиционных проектов (подготовлен перечень самых перспективных в различных отраслях, суммарный объем которых составит порядка 11,7 трлн руб.). Согласно социально-экономическому прогнозу, к 2020 году валовой региональный продукт по оптимистическому сценарию составит 1629 млрд руб. (в 2007
- 647,3 млрд руб.), валовой региональный продукт на душу населения - 2716 тыс. руб. (в 2007 г. - 1197 тыс. руб.), доходы консолидированного бюджета ЯНАО -156,6 млрд руб. (в 2007 г.- более 70 млрд руб.) [5].
Для повышения эффективности механизма государственного управления инвестиционным процессом необходимо:
- обеспечение гарантий иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет осущест-
гия залоговых и страховых операций; ■^влечение отечественного и иностранного капитала и финансирование региональных проектов. Кроме того, существенной проблемой, ограничивающей инвестиционный процесс, является повышение заинтересованности юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в увеличении объемов производства товаров, работ и услуг, привлечение иностранных и отечественных инвестиций в экономику автономного округа, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям народного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа. Следует отметить, что инвестиционный процесс должен поддерживаться региональными и муниципальными программами, деятельностью органов власти, производственными и инвестиционными планами компаний, предпринимательской активностью населения региона.
Литература
1. О программе по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории ямало-ненецкого автономного округа на 2008-2012 годы: Закон ЯНАО от 25.12.2008 № 132-ЗАО.
2. О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года: Постановление Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2009 № 1990.
3. Доклад об инвестициях в регионах России за 2008 год / Под общ. ред. С.Е. Литовченко. - М.: Политиздат, 2008. - с. 78.
4. Ежегодный доклад о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлова. - http:// www.yamal-spb.ru/index.php?redir=l68.
5. Инвестиционная деятельность Ямало-Ненецкого автономного округа: прогнозы, перспективы // Красный Север. - 2007. - № 14.- с. 15-18.
6. Исследования ИМЭПИ РАН, 2008 г. - http://www. imepi-eurasia.ru/news.php?id=139.
7. Медведев В. Время созидать / Медведев В. // Россия молодая. - 2009. - № 7. - с. 21-23.
8. Регионы России: Информационное агентство. Стратегия развития Ямала. - http://www.admhmao.ru/ economic/strateg/strateg/present.pdf.
9. Савченко А.А. Доклад ИМЭПИ РАН. Современное состояние российских инвестиционного процесса регионов России. - 2009 г. - http://www.imepi-eurasia. ru/publication.php.
10. Статистика регионов. Ямало-Ненецкий автономный округ.- http://www.statsrigions.ru/news/ yanao/?page=298/.
Arsentieva I.V. _
Postgraduate Student, Samara State Technical University, Deputy Chief Accountant, _
Zolotaya Ladiya (Golden Boat) LLC, Samara _
System of State Administration of the Investment Process at the Regional _
Level: the Case of Yamal-Nenets Autonomous District (YaNAD) _
_Abstract _
The article considers the problem of forming the investment climate of the region _
through the adoption of comprehensive policy documents and normative acts. _
The author shows that the current level of development of deposits on the Yamal _
Peninsula is a sufficient factor to attract investments from large, vertically integrated _
fuel and energy companies. However,for the comprehensive economic development _
of the district it is necessary to optimize the legal environment of the investment _
process at the regional level. _
Keywords: legal regulation, investment activity, investment policy, Yamal- _
Nenets Autonomous District, program of state support, strategy of social _
and economic development _