Научная статья на тему 'Управление ключевыми рисками социально-экономического развития региона'

Управление ключевыми рисками социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ / ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / РЕСУРСНО-ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / RISK MANAGEMENT / KEY RISKS / YAMAL-NE-NETS AUTONOMOUS DISTRICT / INNOVATIVE-RESOURCE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деттер Геннадий Филиппович, Козлов Александр Владимирович, Малышев Евгений Анатольевич

Представлено исследование ключевых рисков региона на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. Отправной точкой исследования служит введение понятия «ключевые риски» применительно к региону. Выполненный авторами анализ литературы подтвердил недостаточное внимание к проблеме существования ключевых, важнейших рисков и, как следствие, недостаточная концентрация усилий на устранении условий реализации именно ключевых рисков, что и определяет актуальность выполненного исследования. Авторы дают определение понятия «ключевые риски» региона, использующее результаты экспертизы по оценке вероятности наступления риска и размера негативных последствий реализации риска. Приводятся данные статистической отчетности Ямало-Ненецкого автономного округа, результаты предыдущих научно-исследовательских разработок в данной сфере, на основании которых и строятся выводы и положения исследования, представленного в статье. На основании статистических данных сделан вывод о моноотраслевом характере экономики региона, что позволяет идентифицировать первый ключевой риск колебания конъюнктуры спроса и цен на мировых рынках углеводородного сырья. В качестве двух других ключевых рисков авторы выделяют быстрое технологическое развитие нефтегазовой и смежных отраслей, а также климатические изменения, причем вне зависимости от характера изменений, глобальное потепление, равно как и глобальное похолодание несут в себе риски, которые следует считать ключевыми. Предложены рекомендации по преодолению тенденции к возрастанию ключевых рисков, в частности, ресурсно-инновационная стратегия развития региона, позволяющая объединить ресурсы и новые технологии в интересах общества, обеспечить устойчивые темпы развития базовых отраслей экономики региона и открыть новые возможности для инновационной модернизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Деттер Геннадий Филиппович, Козлов Александр Владимирович, Малышев Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE KEY RISKS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article presents investigation of key risks of the region applied to Yamal-Nenets Autonomous District, located in Arctic zone of the Russian Federation. The basic point of the research is the definition of a term «key risks» applied to regional risk management. The fact that undervaluation of the problem of key risks leads to the lack of focus on the most important and a dangerous direction, dispersion of limited resources is identified by the authors. The article defines the term key risks of the region based on the results of expertise concerning an amount of damage and probability of risk realization as well. In the article statistical data of Yamal-Nenets Autonomous District is used, results of previous researches and investigations which were used for analysis and conclusions presented by the authors. The conclusion about one industry profile of the region was confirmed by analysis of economic statistical data. Thus the conjuncture's fluctuation at the markets of carbohydrate resources is the first key risk. The next key risk is identified in the course of research and is a gap in innovative technological development of the local industries. The third key risk is connected with global climate changes independently of the direction: global warming or global cooling. The article proposes recommendations for decreasing of key risks. The authors present an innovative-resource strategy of regional development as a main tool to decrease key risks. This strategy allows to use resources and new technologies for providing sustainable development of basic industries of the region and create new opportunities for innovative modernization

Текст научной работы на тему «Управление ключевыми рисками социально-экономического развития региона»

УДК 338.49

Деттер Геннадий Филиппович Gennady Detter

Козлов Александр Владимирович Aleksandr Kozlov

Малышев Евгений Анатольевич Evgeny Malyshev

УПРАВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ РИСКАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

MANAGEMENT OF THE KEY RISKS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Представлено исследование ключевых рисков региона на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. Отправной точкой исследования служит введение понятия «ключевые риски» применительно к региону. Выполненный авторами анализ литературы подтвердил недостаточное внимание к проблеме существования ключевых, важнейших рисков и, как следствие, недостаточная концентрация усилий на устранении условий реализации именно ключевых рисков, что и определяет актуальность выполненного исследования. Авторы дают определение понятия «ключевые риски» региона, использующее результаты экспертизы по оценке вероятности наступления риска и размера негативных последствий реализации риска. Приводятся данные статистической отчетности Ямало-Ненецкого автономного округа, результаты предыдущих научно-исследовательских разработок в данной сфере, на основании которых и строятся выводы и положения исследования, представленного в статье. На основании статистических данных сделан вывод о моноотраслевом характере экономики региона, что позволяет идентифицировать первый ключевой риск — колебания конъюнктуры спроса и цен на мировых рынках

The article presents investigation of key risks of the region applied to Yamal-Nenets Autonomous District, located in Arctic zone of the Russian Federation. The basic point of the research is the definition of a term «key risks» applied to regional risk management. The fact that undervaluation of the problem of key risks leads to the lack of focus on the most important and a dangerous direction, dispersion of limited resources is identified by the authors. The article defines the term key risks of the region based on the results of expertise concerning an amount of damage and probability of risk realization as well. In the article statistical data of Yamal-Nenets Autonomous District is used, results of previous researches and investigations which were used for analysis and conclusions presented by the authors. The conclusion about one industry profile of the region was confirmed by analysis of economic statistical data. Thus the conjuncture's fluctuation at the markets of carbohydrate resources is the first key risk. The next key risk is identified in the course of research and is a gap in innovative technological development of the local industries. The third key risk is connected with global climate changes independently of the direction: global warming or global cooling. The article proposes rec-

углеводородного сырья. В качестве двух других ключевых рисков авторы выделяют быстрое технологическое развитие нефтегазовой и смежных отраслей, а также климатические изменения, причем вне зависимости от характера изменений, глобальное потепление, равно как и глобальное похолодание несут в себе риски, которые следует считать ключевыми. Предложены рекомендации по преодолению тенденции к возрастанию ключевых рисков, в частности, ресурсно-инновационная стратегия развития региона, позволяющая объединить ресурсы и новые технологии в интересах общества, обеспечить устойчивые темпы развития базовых отраслей экономики региона и открыть новые возможности для инновационной модернизации

Ключевые слова: управление рисками, ключевые риски, Ямало-Ненецкий автономный округ, ресурсно-инновационная стратегия

ommendations for decreasing of key risks. The authors present an innovative-resource strategy of regional development as a main tool to decrease key risks. This strategy allows to use resources and new technologies for providing sustainable development of basic industries of the region and create new opportunities for innovative modernization

Key words: risk management, key risks, Yamal-Ne-nets Autonomous District, innovative-resource strategy

Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект М 14-38-00009). Программно-целевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Развитие Арктических территорий России является в современных условиях обострения борьбы за глобальные ресурсы важнейшей геополитической задачей. Однако в последние годы происходит аккумулирование проблем, препятствующих этому развитию, причем это характерно практически во всех территориях Арктической зоны Российской Федерации. Особое место среди регионов, входящих в Арктическую зону, занимает Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО, Ямал, регион) как один из наиболее населенных, обширных и богатых ресурсами территорий, включенных в Арктическую зону. Руководство Ямала уделяет значительное внимание вопросам перспективного социально-экономического развития округа. В частности, постановлением Законодательного Собрания ЯНАО от 14.12.2011 г. № 839 утверждена Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 г. (Стратегия) [1].

Стратегия, описывая характеристики и системные проблемы Ямала, указывает на наличие порядка тридцати различных проблем в экономике и социальной сфере, от решения которых зависит достижение поставленных Стратегией целей. В частности, фиксируются факты старения населения Ямала, отмечаются диспропорции на рынке труда, недостаток квалифицированных кадров, выделяются проблемы села. Однако при этом ключевые риски реализации стратегических планов приводятся кратко, как перечисление значительного числа событий и процессов, имеющих внешнюю, внутреннюю или случайную природу, способных оказать как негативное, так и позитивное влияние на экономику Ямала. Простое перечисление всевозможных рисков не предоставляет возможности для понимания их природы, вероятности и степени воздействия на социально-экономические процессы в регионе. Именно поэтому практическое применение положений Стратегии

затруднено, что и обуславливает необходимость проведения исследований в данном направлении.

Таким образом, целью настоящего исследования является определение понятия «ключевые риски» и идентификация ключевых рисков социально-экономического развития Ямала, их источников и вероятности наступления, определение возможных последствий и предложение способов минимизации негативных последствий наступления рисков (управление рисками). Концентрация внимания руководства региона на мониторинге, анализе, предупреждении и минимизации последствий ключевых рисков позволит достичь максимального результата при использовании ограниченных региональных ресурсов.

Согласно экономическому словарю, риск — это ситуация, когда результат какого-либо действия (действий, событий) неочевиден и неоднозначен и может быть несколько исходов, результатов [24]. Риск находит свое проявление через ущерб, то есть связан с вероятностью гибели или повреждения объекта, причинения ему убытков.

Представленная в литературе систематизация и классификация рисков довольно разнообразна. Формулируются принципы системного подхода к управлению рисками [22]. Выделяются риски по типу опасности (техногенные, природные, смешанные), по сферам проявления (политические, социальные, экологические, коммерческие) [20], а также по источнику возникновения, возможности предвидения, по характеру проявления во времени, по частоте реализации, по последствиям и т.д. [8]. Предлагаются классификации рисков применительно к отдельным субъектам региональной экономики: финансовому сектору [9, 14], малому инновационному предпринимательству [7], отраслевым кластерам [10, 21].

Отмечая, что понятие «ключевые риски» редко используется в экономической и научной литературе, следует признать, что характеристика риска по размеру возможного ущерба (например, пятибалльной шкале Лайкерта: несущественный, допустимый, умеренный, критический и ката-

строфический) наиболее полно отражает суть ключевого риска, когда последствия наступления риска определяются частичной или полной утратой имущества и жизнеспособности. Однако следует принять во внимание и вторую характеристику важности риска — вероятность его наступления. Именно неблагоприятная комбинация этих двух характеристик превращает риск в ключевой. Таким образом, к ключевым рискам можно отнести те риски, последствия наступления которых, с одной стороны, можно отнести к критическим или катастрофическим, а с другой — вероятность наступления которых высока или очень высока. В данном определении мы вынуждены оперировать лингвистическими переменными, так как оценка рисков проводится путем экспертизы, опроса специалистов, которым проще оперировать качественными, а не количественными характеристиками. Соответственно, под ключевыми рисками социально-экономического развития региона следует понимать события, которые могут оказать решающее воздействие на устойчивость его основных отраслей или сфер жизнедеятельности, причинить убытки предприятиям и населению, вызвать высокую социальную напряженность.

Выявление рисков социально-экономического развития региона целесообразно начать с рассмотрения структуры валового регионального продукта (ВРП) [20].

Рис. 1 показывает, что экономический потенциал ЯНАО основан на добыче углеводородного сырья (УВС). Добыча полезных ископаемых в ВРП составляет 51,9 %.

Следующие по значимости отрасли, такие как строительство, торговля, транспорт и связь, услуги (сервисные отрасли), в совокупности составляют 39,3 % ВРП. Анализ статистических данных этих отраслей с применением эмпирического и общелогических методов и приемов показывает, что сервисные отрасли большей частью ориентированы на нужды топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Сферы строительства и торговли — на 70 %, сфера транспорта — на 90 %, услуги, включающие геологию и геофизику, — в пределах 50 %.

Рис. 1. Структура ВРП ЯНАО в 2012 г.

Агропромышленный комплекс, обрабатывающие производства и энергетика в совокупности составляют 3,4 % ВРП, т.е. имеют незначительный вес в экономике Ямала, поэтому не оказывают существенного влияния на социально-экономическое положение Ямала. Агропромышленный комплекс направлен на поддержку традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Обрабатывающие производства представлены преимущественно переработкой УВС.

Социальная сфера (государственный и муниципальный сектора экономики) занимает в ВРП 5,4 % и по значимости для экономики превосходит предыдущую категорию производственных отраслей. Её развитие осуществляется за счет регионального и муниципальных бюджетов, имеющих на протяжении последних десяти лет социальную направленность. Социальная сфера сформировалась как самодостаточный экономический сектор, связана с экономической ситуацией в регионе через полноту наполнения регионального бюджета. Учитывая, что более 70 % доходов консолидированного бюджета формируется за счет предприятий ТЭКа, можно заключить, что

социальная сфера критически зависит от стабильности в сфере добычи, транспортировки и продажи УВС.

Таким образом, экономика ЯНАО является моноотраслевой.

Данное положение обуславливает ключевой риск социально-экономического развития Ямала — колебания конъюнктуры спроса и цен на мировых рынках УВС.

Настоящий вывод не является новым для исследователей и экономических аналитиков, но для понимания глубины проблемы, вероятности наступления риска, последствий и возможной их минимизации он подлежит более подробному рассмотрению.

Случившийся в 2014 г. обвал более чем в два раза цен на нефть, а также снижение объемов поставок природного газа на западные рынки на 10 % реализовали потенциальный риск моноэкономики Ямала. Добыча газа по сравнению с 2013 г. в ЯНАО сократилась на 5,5 % (табл. 1).

При этом для экономики Ямала ввиду преимущественного присутствия на его территории вертикально интегрированных компаний наиболее заметным является снижение объемов добычи, а не падение цен. Падение объемов добычи ведет к снижению

выручки, консервации части скважин и, соответственно, к снижению прибыльности компаний. Последствия снижения цен на УВС будут иметь негативные последствия в долгосрочной перспективе, поскольку ведут

Кризисы на рынке УВС происходят периодически, аналогичные события случались в 1986 г., 1998-1999 гг., 2008-2009 гг. В 2009 г. объем добычи газа на территории ЯНАО сократился на 90 млрд м3, нефти — на 3 млн т. Поступления налога на прибыль в окружной бюджет в 2009 г. снизились на 33 млрд руб., происходило сокращение рабочих мест и задержки выплаты заработной платы преимущественно в сервисных отраслях. Однако благодаря росту поступлений от других источников региональный бюджет был исполнен на уровне 2008 г. и обеспечил все социально значимые выплаты.

Последствия кризиса на рынке УВС, произошедшего в 2014 г., отразятся на социально-экономическом положении Ямала в 2015 и последующих годах в виде спада экономической активности и снижении доходов окружного бюджета. Глубина экономических последствий кризиса для Ямала будет зависеть от его длительности.

Кризисные периоды на рынке УВС до настоящего времени носили краткосрочный характер, в пределах двух лет. Поэтому ожидается восстановление стабильности на рынке УВС и рост цен. Однако, по утверждению ряда экспертов, время больших цен на нефть прошло. Ухудшает ситуацию и то обстоятельство, что на ценообразование влияют не только экономические, но все больше политические факторы, которые становятся орудием государств

к появлению нерентабельных скважин (месторождений), их поэтапному закрытию, обуславливают сокращение инвестиционных вложений в отрасль и впоследствии — к снижению объемов добычи.

в борьбе за глобальные рынки. Если данные прогнозы будут сбываться, экономике Ямала предстоят значительные структурные и качественные изменения. Проблема в том, что в ЯНАО нет других факторов экономической стабильности и роста (рис. 1). Все ставки сделаны на добывающий сектор, и в случае провала его нечем будет компенсировать. Долгосрочный спад экономики отразится на количестве занятых, инвестициях, приведет к снижению социальных расходов. Заблаговременная разработка плана антикризисных действий могла бы способствовать минимизации негативных последствий.

Следует отметить вызовы социально-экономическому благополучию ямальских городов, связанные с плановым падением добычи на старых месторождениях (табл. 1). Падение объемов добычи нефти на Ямале имеет устойчивую тенденцию уже на протяжении 10 лет. Если в 2005 г. добыча составляла 39 млн т, то в 2014 г. — 21,5 млн т. Только в последние годы наметилась относительная стабилизация, благодаря запуску новых месторождений. В зону риска попадают такие города, как Ноябрьск и Муравленко, специализирующиеся на нефтяной промышленности, общей численностью более 150 тыс. человек. Для этих городов сейчас будет актуальна разработка и утверждение на уровне региона соответствующих программ (диверсификации, оп-

Таблица 1

Добыча полезных ископаемых в ЯНАО [5]

Полезные ископаемые 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 [6]

Нефть добытая, млн т 39,3 29,8 26,9 24,3 22,9 22,8 21,5 21,5

Конденсат газовый нестабильный, млн т 11,5 10,2 10,7 11,7 12,6 13,5 16,4 17

Газ природный и попутный, млрд м3 557,8 571,5 481,6 540,8 557,4 537,7 546,2 516,2

тимизации, переселения) в зависимости от возможностей и выбранной стратегии.

В ходе реализации антикризисных мер в 2010 г. по инициативе Правительства РФ муниципальными образованиями разрабатывались комплексные инвестиционные планы моногородов. На Ямале в перечень моногородов вошли Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск, Губкинский. Однако в 2014 г. по предложению Минрегиона РФ указанные города исключены из федерального списка монопрофильных муниципальных образований в связи с тем, что моноотраслью является нефтегазовый комплекс [17]. Вслед за ними региональные власти поспешили отказаться от поддержки моногородов. С учетом новой реальности, по-видимому, придется вернуться к комплексным инвестиционным планам и проблеме диверсификации экономики монопрофильных городов.

Структурный и отраслевой анализ также показывает, что моноотраслевой характер экономики Ямала отягощается ее неэффективностью и неспособностью использовать имеющиеся внутренние возможности роста. В регион поступают огромные инвестиционные ресурсы, преимущественно на развитие добывающей отрасли (табл. 2). Однако силами ямальских компаний осваивается около 20 % инвестиций в части строительства и не более 10 % в части машин и оборудования. Инвестиционные средства транзитом уходят с территории ЯНАО в другие регионы, способные производить необходимые товары, работы и услуги, как и ресурсы, направляемые предприятиями ТЭКа на материально-техническое обеспечение своей текущей деятельности.

Таблица 2

Инвестиции [10], млрд руб.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Инвестиции в ЯНАО всего 399,6 344,3 387,7 477,1 581,0 603,2 715,9

Объем строительных работ в ЯНАО 174,6 179,8 151,5 163,8 175,9 135,2 154,1

Тенденции к деградации ямальского сервисного комплекса сформировались еще в 90-е гг. и сохраняются до настоящего времени. Высокотехнологичные компании, обслуживающие ТЭК, не получили развития на территории региона, сейчас их насчитывается не более двух десятков, часть ушла с рынка уступив место западным компаниям.

Доходы населения также имеют тенденцию к «миграции» в другие регионы [17] ежегодно в размере более 100 млрд руб. (табл. 3).

Хотя часть товаров, работ и услуг могла бы производиться на территории региона предприятиями малого и среднего бизнеса и в целом обеспечивать дополнительный экономический рост, придавать устойчивость экономике.

Таблица 3

Доходы и расходы населения ЯНАО, млрд руб.

2010 2011 2012

Доходы населения 273,2 301,4 342,0

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств 163,1 197,4 215,6

Неблагоприятно обстоят дела с развитием обрабатывающей промышленности. Из 21,5 млн т добываемой нефти на пе-

реработку остается около 750 тыс. т, или всего 3 %. Газы углеводородные и их смеси перерабатываются в объеме 900 тыс. т при

объёме добычи природного газа в 540 млрд м3 и газового конденсата 13 млн т [19]. Низкими остаются объемы выработки электроэнергии на территории ЯНАО. Развитие собственной электроэнергетической отрасли могло бы покрыть все нужды региона и обеспечивать соседние территории, но реализация программы строительства мощных электростанций приостановлена.

Таким образом, экономику Ямала образно можно сравнить с негерметичным сосудом, который никак не удается напол-

нить ни изнутри, ни снаружи, поскольку не создано достаточных условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности. Экономика региона складывается из мегапроектов крупнейших добывающих компаний, требующих колоссальных инвестиционных ресурсов (рис. 2). Такое социально-экономическое положение характерно доиндустриальным обществам с колониальным типом структуры хозяйства.

Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал ЯНАО в 2014 г. [4]

Можно ли говорить об устойчивом развитии региона при такой структуре экономики? Устойчивое развитие предполагает гармоничные (равномерные, сбалансированные) изменения, при которых эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, научно-техническое развитие, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений в долгосрочной перспективе. Если эксплуатация месторождений региона доходит до полного их истощения в пределах жизни одного человека и не приводит к формированию других самостоятельных отраслей экономики, не создает научно-технического потенциала на территории, а большинство жителей городов Ямала, осуществляющего в нем тру-

довую деятельность, хотели бы в перспективе уехать с Ямала и жить в другом месте (58 % жителей) [15], то ответ, скорее, нет. Да и может ли развитие сырьевого региона быть устойчивым, если он не распоряжается недрами и не получает ресурсные платежи от УВС в региональный бюджет?

Данная ситуация характерна для Ямала на протяжении всего постсоветского существования. Инвестиционные проекты, реализуемые в регионе, существенно не изменят расклада сил, поскольку большей частью направлены на поддержку добычи на старых месторождениях и обустройство новых, т.е. сохраняют отраслевую направленность и структуру экономики. Инфраструктурные проекты, в том числе связанные с развитием северного морского пути, находятся в начальной стадии, и потребуется еще много времени и дополнительных

инвестиций для их завершения. В условиях отсутствия четких планов по реализации политики интеграции региона в северный морской путь предполагаемое строительство необходимой инфраструктуры может оказаться несвоевременным и нерентабельным или, наоборот, дефицитным и недостаточным [16].

В связи с этим сохранение масштабов и направлений развития нефтегазового комплекса как основное условие поступательного развития экономики Ямала не отвечает требованиям времени, создает угрозу социально-экономического развития и снижения качества жизни населения ЯНАО в будущем.

Концентрация промышленности

ЯНАО на добыче УВС, угасание собственного сервисного комплекса в совокупности с развитием и внедрением новой техники и технологий формирует новый ключевой риск социально-экономическому развитию Ямала — риск быстрого технологического развития нефтегазовой и смежных отраслей. Причем эта угроза по силе своих последствий может превысить ущерб от временных провалов на рынке УВС. Новые техника и технологии способны стать не только ресурсом развития, но и причиной новых проблем региона. Основной негативный фактор — это сырьевой характер экономики. Основной вызов — появление новых технологий.

Старые месторождения продолжат скудеть и закрываться, строительство новых будет осуществляться по новым «безлюдным» технологиям по принципу «умных месторождений». Неспособность сервисных организаций Ямала внедрять инновационные технологии будет способствовать их вытеснению более технологичными организациями из других регионов.

Согласно исследованиям, выполненным по заказу Норвежской Ассоциации Нефтяной Промышленности (OLF), внедрение системы объединённого интерактивного онлайн-управления месторождением на протяжении всего жизненного цикла на норвежском континентальном шельфе позволяет сэкономить 295 млрд норвеж-

ских крон, или 2 трлн руб. Такой эффект сравним со стоимостью крупного шельфо-вого месторождения и достигается, прежде всего, благодаря снижению затрат на бурение, снижению расходов на эксплуатацию, увеличению резервов, ускоренному производству [23].

В связи с отдалением месторождений от базовых городов все больше будет применяться вахтовый труд. Сокращение персонала, обслуживающего нефтегазовый комплекс, технологии удаленного доступа, ГГ-технологии сделают возможным применение ТЭКом организационных инноваций, а именно ликвидацию юридических лиц, с приданием им статуса территориальных проектов, что приведет к сокращению административно-хозяйственного аппарата, дислоцированного на территории Ямала.

Все эти факторы ведут к уменьшению потребности в местных трудовых ресурсах и их оттоку. Постепенно возникнет необходимость в уменьшении размеров социальной сферы, т.е. в сокращении числа врачей, учителей, чиновников и т.д. Уменьшение количества занятого населения будет сокращать налоговую базу региона, воздействовать на усиление социальной напряженности.

Данные опасения уже находят подтверждение в статистических показателях региона. На протяжении последних нескольких лет сальдо миграции по итогам года имеет отрицательное значение. В 2013 г. впервые с 1999 г. население Ямала уменьшилось и составило 539,7 тыс. человек [19]. Хотя еще пять лет назад прогноз численности населения ЯНАО на 2015 г. составлял 591,3 тыс. человек [13], а по действующей Стратегии население Ямала в 2017 г. должно составить 563,9 тыс. человек. Предполагалось, что население ЯНАО будет увеличиваться благодаря разработке новых месторождений, строительству транспортной инфраструктуры. Но все происходит по другому сценарию: замещение постоянного трудового персонала вахтовым, выбытие постоянного населения и его замена на низкоквалифицированных рабочих.

Одно постоянное рабочее место в добывающей промышлености ЯНАО поддерживает два рабочих места в сервисных отраслях и одно рабочее место в государственном и муниципальном секторах экономики [19]. Пока ситуацию с занятостью в ТЭК можно считать стабильной, некоторые флуктуации численности занятых не отражаются на других отраслях, что вызвано инерционностью экономических процессов, крупными инвестиционными проектами, реализуемыми на территории. Стабильность государственного и муниципального секторов экономики поддерживается положительной динамикой доходов консолидированного бюджета региона, достаточной для удовлетворения все возрастающих потребностей социальной сферы.

Толчком к активизации негативных явлений может быть нарастающий в настоящее время кризис на рынке УВС, мировой политический и экономический кризис. ТЭК будет искать пути оптимизации издержек, связанных с эксплуатацией действующих месторождений, при освоении новых применять технологии, снижающие эксплуатационные расходы, снижать количество занятых. Использование местной рабочей силы никак не вписывается в концепцию оптимизации, учитывая ее относительную дороговизну по отношению к южным регионам.

Противостоять рискам, связанным с быстрым технологическим развитием отраслей и конъюнктурой спроса и цен на мировом рынке УВС, сохранить экономическую и политическую самостоятельность может только ресурсно-инновационная стратегия развития региона.

Под ресурсно-инновационной стратегией развития региона понимается стратегия, объединяющая ресурсы и новые технологии в интересах общества. Ресурсно-инновационная стратегия способна обеспечить устойчивые темпы развития базовых отраслей экономики региона и открыть новые возможности для инновационной модернизации и устойчивого экономического роста, прежде всего, на основе диверсификации [18].

Переход ЯНАО на инновационно-ресурсный путь развития предложен на 5-м Ямальском международном газовом форуме «Газ и газохимия», который проходил 23-24 марта 2011 г. в г. Новый Уренгой. В официальной резолюции форума Правительству РФ и Правительству ЯНАО рекомендовано разработать, совместно с ведущими компаниями и Российской академией наук, программу перевода экономики Ямала на ресурсно-инновационный путь развития, обратив в ней особое внимание на развитие газопереработки, нефтехимии, газохимии, электро- и теплоэнергетики, геологоразведки [3].

С учетом изложенного относительно происходящих в мировой и региональной экономике процессов программа перевода экономики ЯНАО на ресурсно-инновационный путь должна включать следующие направления:

1) повышение компетенций населения и в первую очередь молодежи региона, адресная подготовка высококвалифицированных трудовых ресурсов для ТЭКа, сервисных компаний, государственного и муниципального секторов экономики и иных отраслей ЯНАО;

2) создание на Ямале предприятий, ориентированных на производство продукции, работ, услуг, в первую очередь, для нефтегазодобывающей отрасли, с последующим расширением номенклатуры товаров и рынков сбыта, что актуально в условиях санкций и высокого курса доллара, необходимости импортозамещения;

3) создание условий для развития производств в сфере переработки УВС на территории ЯНАО (газо-нефтехимии);

4) повышение эффективности государственного и муниципального секторов экономики, ориентация их на разработку и реализацию проектов по развитию экономики региона, переориентация социально-ориентированного бюджета региона на бюджет развития;

5) поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в добывающей отрасли, создание условий для высокотехнологичного сектора ТЭК;

6) формирование системы региональных налоговых льгот для проектов, связанных с переработкой УВС и в высокотехнологичном секторе.

При создании экономики ресурсно-инновационного типа повышение компетенций населения будет являться ключевым фактором успеха. Необходимо содействовать инновационному образованию местных кадров и поддерживать приток квалифицированных и инновационно ориентированных из других регионов России. Высококвалифицированные кадры стоят одинаково дорого, независимо от места постоянного проживания, что, с точки зрения ТЭК, будет мотивацией к их трудоустройству. Для жителей Ямала низкой и средней квалификации создание рабочих мест должно происходить одновременно с оптимизацией численности вахтово-экспе-диционного персонала посредством развития системы обеспечения перспективного спроса на рабочую силу, системы подготовки кадров и регулировании локальных рынков труда.

Проекты, которые будут иметь ключевое значение для становления инновационной экономики Ямала:

— создание научно-образовательного центра, стимулирующего университетскую систему образования для адресной подготовки специалистов высшей квалификации (ключевых кадров) для предприятий и учреждений ЯНАО;

— создание научной лаборатории для контроля за экологией региона и предприятиями ТЭК по соблюдению ими установленных экологических ограничений;

— развитие региональной инновационной системы с акцентом на создание производственно-технологической подсистемы — инновационно-технологических центров и экспериментальных площадок в городах ЯНАО с преимущественной ориентацией их на нужды ТЭК.

Перевод экономики ЯНАО на ресурсно-инновационный путь должен базироваться на понимании того, что указанные ранее риски могут быть преодолены только в результате совместной работы с предпри-

ятиями ТЭК и использовании их потенциала.

На Ямале уже много лет действует эффективный организационно-экономический механизм согласования интересов ТЭК и государства — заключение стратегических соглашений между Правительством ЯНАО и нефтегазовыми компаниями Ямала. Изначально их стратегическая роль состояла в том, чтобы регион стал равноправным партнером и участником разработки проектов и планов хозяйственного освоения территории, с одной стороны, привлекал индустриальный потенциал компаний для строительства и модернизации социальной сферы — с другой. В дальнейшем соглашения стали инструментом координации интересов компаний и общественных интересов [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если это взаимодействие наполнить новым содержанием с целью инновационного развития экономики региона, у органов власти появится значительный ресурс для изменения негативных тенденций в развитии Ямала.

Переход на ресурсно-инновационный путь развития позволит сохранить ЯНАО как устойчивый, самодостаточный и самостоятельный регион, благоприятный для жизни населения. Напротив, сохранение экономического каркаса Ямала в прежних пропорциях уже в пределах ближайшего десятилетия ведет ЯНАО к необратимой утрате своей конкурентоспособности.

Территория ЯНАО относится к экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры. Исходя из этого условия, строятся концепции градостроительной деятельности, особенности территориального размещения производительных сил и расселения, во многом объясняются повышенные издержки северной экономики.

Однако в последние годы большинство ученых отмечает, что резкое потепление климата в Арктике продолжится в долгосрочной перспективе и к 40 году текущего

столетия может составить в среднем два градуса, а к концу столетия 5 градусов, что уже к середине века приведет к полному таянию многолетних льдов полярной шапки [11].

Потепление в Арктике открыло доступ к северному морскому пути и ее богатствам, которые только в части УВС оцениваются в 25 % мировых запасов. Помимо положительных последствий изменений климата в Арктике будут нарастать негативные аспекты оттепели. Это эрозия берегов, повышение уровня моря, деградация вечной мерзлоты, необратимые изменения в устойчивости наземной инфраструктуры.

В то же время по результатам спутниковых наблюдений площадь ледяного покрова в Северном Ледовитом океане за последние два года стала больше на 41 %. Сезонный минимум, который ежегодно наступает в середине сентября, установился на цифре 4,8 млн км2, тогда как в 2012 г. это значение достигало 3,4 млн км2. Это спровоцировало утверждения ряда ученых, что потепление закончилось и наступает новый период похолодания.

Как озвучил на международном форуме «Арктика — территория диалога» в 2013 г. академик В.М. Котляков: «Потепление ли похолодание — не так важно, в любом случае идут аномалии климата, неоднородные в пространстве и времени и приносят они неоднозначные последствия, в том числе в рамках территории России. Любые глобальные изменения климата могут быть для людей неблагоприятными. Весь нынешний хозяйственный уклад сложился и бурно развивался только в узком промежутке времени — практически в последнее столетие. Из-за этого он приспособился к одной климатической среде».

Среда меняется на глазах, значит, нужно готовиться к климатическим изменениям, учиться адаптироваться к ним, строить модели не только возможного будущего климата, но, прежде всего — необходимой реакции на него.

Продолжение тренда на похолодание, кроме всего прочего, может остановить все арктические (шельфовые) проекты, запла-

нированные в регионе, и северный морской путь останется мечтой еще на долгие годы. Очевидно, что такая неопределенность будущего не способствует обоснованному социально-экономическому планированию развития региона. В связи с чем необходимы дополнительные исследования в сфере климата и подготовка региональной климатической стратегии, ставящей своей целью смягчение последствий и адаптацию к новым климатическим условиям на основе научно-технических достижений. С учетом климатической стратегии должны определяться перспективные технологии для применения в условиях Арктики и Крайнего Севера.

Климатические изменения, являясь природным фактором, тем не менее, в условиях неопределенности направлений и амплитуды их изменений и по причине их определяющего воздействия на условия жизнедеятельности в Арктике также следует отнести к ключевым рискам социально-экономического развития региона.

В результате исследования, проведенного с применением эмпирического и общелогических методов и приемов исследований, в том числе системного подхода и структурно-функционального метода, выделены три ключевых риска социально-экономического развития Ямала:

1) колебания конъюнктуры спроса и цен на мировых рынках УВС;

2) быстрое технологическое развитие нефтегазовой и смежных отраслей;

3) климатические изменения, причем вне зависимости от характера изменений, глобальное потепление, равно как и глобальное похолодание, несут в себе риски, которые считаются ключевыми.

Другие потенциальные риски, приведенные в Стратегии, вызванные внешними, внутренними или случайными факторами, не могут претендовать на роль ключевых ввиду своей подчинённости указанным ранее рискам, малой вероятностью реализации и незначительностью по влиянию на социально-экономическое развитие Ямала.

Идентифицированные в статье ключевые риски заслуживают дальнейшего

внимания как со стороны научного сообщества, так и со стороны органов власти. Концентрация на рисках, характеризующихся высокой вероятностью наступления и серьезными негативными последствиями, позволит не распылять ограниченные ресурсы, а направлять на предотвращение наступления и последствий реализации ключевых рисков. Необходимо продолжить мониторинг состояния наиболее проблемных сфер, дополнительные исследования

Литература_

1. Постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 14.12.2011 № 839 «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» // Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. № 9-1, декабрь, 2011.

2. Градов А.П., Медников М.Д., Каньковская А.Р. и др. Как управлять конкурентными преимуществами в периоды спада и подъема: монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 636 с.

3. Департамент по науке и инновациям ЯНАО. Режим доступа: http://www.dniyanao.ru/page18/ (дата обращения 12.05.2015 г.).

4. Доклад о социально-экономической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе за 2014 год // Департамент экономики ЯНАО Режим доступа: http://de.gov.yanao.ru/ser-yanao?id=69 (дата обращения 12.05.2015 г.).

5. Ежегодный статистический сборник Ямало-Ненецкий автономный округ (1990-2013). Ч. II. Салехард, 2014.

6. Информационно аналитический портал Нефть России Режим доступа: http://www.oilru. com/news/445866 (дата обращения 12.05.2015 г.).

7. Канов В.И., Помулев А.А. Региональные риски малого инновационного предпринимательства // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 1. С. 161-171.

8. Кашинова Н.Э. Идентификация и классификация рисков как инструменты управления рисками в антикризисном управлении современным

происходящих процессов, в частности, в отношении социально-экономического положения монопрофильных городов Арктического региона, в целях своевременного принятия мер, способных компенсировать негативное воздействие факторов риска. Выводы и результаты исследований могут использоваться при осуществлении стратегического планирования социально-экономического развития Арктической Зоны РФ.

References

1. Postanovlenie Zakonodatelnogo Sobraniya YaNAO ot 14.12.2011 № 839 «O Strategii sotsial-no-ekonomicheskogo razvitiya Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga do 2020 goda» (Resolution of the Legislative Assembly YaNAO from 14.12.2011 № 839 «On the Strategy of socio-economic development of the Yamal-Nenets Autonomous District until 2020»): Bulletin of the Legislative Assembly of Yamal-Nenets Autonomous District. № 9-1, December, 2011.

2. Gradov A.P., Mednikov M.D., Kankovskaya A.R. and others. Kak upravlyat konkurentnymi pre-imushhestvami v periody spada i podema [How to manage the competitive advantages in periods of recession and recovery]: monograph. St.-Petersburg: Publishing House of the Polytechnic. University Press, 2013.636 p.

3. Departament po nauke i innovatsiyam YaNAO (The Department of Science and Innovation YaNAO) Available at: http://www.dniyanao.ru/page18/ (accessed 05.12.2015).

4. Doklad o sotsialno-ekonomicheskoy situatsii v Yamalo-Nenetskom avtonomnom okruge za 2014 god (Report on the socio-economic situation in the Yamal-Nenets Autonomous District for 2014): Department of Economics YaNAO Available at: http://de.gov. yanao.ru/ser-yanao?id=69 (accessed 12.05.2015).

5. Ezhegodny statisticheskiy sbornik Yamalo-Ne-netskiy avtonomny okrug (1990-2013) [Statistical Yearbook of the Yamalo-Nenets Autonomous District (1990-2013)]. Part II. Salekhard, 2014.

6. Informatstionno analiticheskiy portal Neft Rossii (Information analytical portal «Oil of Russia») Available at: http://www.oilru.com/news/445866 (accessed 12.05.2015).

7. Kanov V.I., Pomulev A.A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika (Bulletin of Tomsk State University. Economy), 2012, no. 1, pp. 161-171.

8. Kashinova N.E. Nauchno-metodicheskiy elek-tronny zhurnal «Kontsept» (Scientific-methodical electronic journal «Concept»), 2014, no. 5, pp. 101-105.

предприятием // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 5. С. 101-105.

9. Малышев Е.А. Теоретико-методологический подход к выбору приоритетов инновационного развития приграничного региона. Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2012. 451 с.

10. Малышев Е.А. Методология прогнозирования выбора долгосрочных приоритетов инновационного развития приграничных территорий на основе макроэкономических и балансовых моделей // Вестник ЧитГУ. 2012. № 6 (85). С. 122-135.

11. Международная научная конференция «Открытая Арктика». Салехард, 2014.

12. Мониторинг Ямал Режим доступа: //http: //monitoring.yanao.ru/yamal/index. php ? option=com_content&view=article&id= 127&It emid=584 (дата обращения 12.05.2015 г.).

13. Траектории проектов в высоких широтах: монография. Новосибирск: Наука, 2011.

14. Олейникова О.В. К вопросу о классификации региональных финансовых рисков // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3. С. 33-39.

15. По данным исследования ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» // НИР социологическое исследование «Региональная идентичность городского населения ЯНАО». Салехард, 2014.

16. По данным исследования ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» // НИР «Роль Ямало-Ненецкого автономного округа в освоении и формировании Северного Морского Пути». Салехард, 2014.

17. Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р.

18. Сборник научных трудов XIX Международной научно-практической конференции «Процессы глобальной экономики». СПбГПУ, 2014. С. 11-14.

19. Регионы России: социально-экономические показатели: стат. сб. М., 2014.

20. Структура ВРП. Интернет ресурс Ямалстат Режим доступа: //http://yamalstat.gks.ru/wps/ wcm / connect/ rosstat_ts / yamalstat/ru/statistics / grp/ ( дата обращения 12.05.2015 г.).

21. Ханнанова Р.Т. Оценка рисков и динамики развития отраслевых кластеров в процессе управления региональной экономикой // Российское предпринимательство. 2011. № 3-2. С. 165-169.

9. Malyshev E.A. Teoretiko-metodologichesky podhod k vybory prioritetov innovatsionnogo razvitiya prigranichnogo regiona [Theoretical and methodological approach to the choice of priorities of innovation development of the border region]. Ekaterinburg: Izd IE UB RAS, 2012. 451 p.

10. Malyshev E.A. Vestn. Chit. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2012, no. 6 (85), pp. 122-135.

11. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya «Otkrytaya Arktika» [International scientific conference «The Arctic Open»]. Salekhard, 2014.

12. Monitoring Yamal (Monitoring of the Yamal) Available at: //http://monitoring.yanao.ru/yamal/ index. php?option=com_content&view=article&id= 1 27&Itemid=584 (accessed 12.05.2015).

13. Traektorii proektov v vysokih shirotah [The trajectories of projects in the high latitudes]: monograph. Novosibirsk: Nauka, 2011.

14. Oleynikova O.V. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki (Regional problems of economy transformation), 2011, no. 3, pp. 33-39.

15. Po dannym issledovaniya GKU YaNAO «Nauchny tsentr izucheniya Arktiki» (According to the study of the Civil Code of the YaNAO «Scientific Research Center of the Arctic»): research survey «Regional identity YaNAO urban population». Salekhard, 2014.

16. Po dannym issledovaniya GKU YaNAO «Nauchny tsentr izucheniya Arktiki» (According to the study of the Civil Code of YaNAO «Scientific Research Center of the Arctic»): research «The role of the Yamalo-Nenets Autonomous District in the development and formation of the Northern Sea Route». Salekhard, 2014.

17. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 29 iyulya 2014g. № 1398-r (Order of the Government of the Russian Federation dated by July 29, 2014 № 1398-p).

18. Sbornik nauchnyh trudov XIX Mezhdunar-odnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Protsessy globalnoy ekonomiki» (Collection of scientific papers of the XIX International scientific-practical conference «The processes of the global economy»). STU, 2014. P. 11-14.

19. Regiony Rossii sotsialno-ekonomicheskie pokazateli [Regions of Russia: socio-economic indicators]: Collected articles. Moscow, 2014.

20. Struktura VRP. Internet resurs Yamalstat (The structure of the GRP. Internet resource Yamalstat) Available at: //http://yamalstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/yamalstat/ru/statistics/grp/ (accessed 12.05.2015).

21. Khannanova R.T. Rossiyskoe predprinima-telstvo (Russian Entrepreneurship), 2011, no. 3-2, pp. 165-169.

22. Хитрова Е.М. Риск-менеджмент в региональных экономических системах // Известия ИГЭА. 2012. № 1 (81). С. 77-80.

23. Экономика и ТЭК сегодня. 2012. № 20. С. 86-88.

24. Энциклопедический словарь экономики и права. Режим доступа: http://dic.academic.ru/

22. Khitrova E.M. Izvestiya IGEA (Proceedings of ISEA), 2012, no. 1 (81), pp. 77-80.

23. Ekonomika i TEK segodnya (Economy and Energy today), 2012, no. 20, pp. 86-88.

24. Entsiklopedicheskiy slovar ekonomiki i prava (Encyclopedic Dictionary of Economics and Law) Available at: http://dic.academic.ru.

Коротко об авторах _

Деттер Г. Ф., гл. науч. сотрудник, начальник отдела регионоведения государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Научный центр изучения Арктики», г. Салехард, Россия

detter@mail.ru

_Briefly about the authors

G. Detter, chief scientific officer, head of Regional Studies department, Scientific Research Center of the Arctic, Salekhard, Russia

Научные интересы: инновации, инновационные системы, Арктика, арктические технологии, региональная экономика, институты развития, государственное регулирование, стратегическое планирование, региональный маркетинг

Scientific interests: innovation, innovation systems, Arctic, Arctic technologies, regional economics, development institutions, government regulation, strategic planning, regional marketing

Козлов A.B., д-р экон. наук, профессор, зав. каф. «Мировая и региональная экономика», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия Avk55- spb@yandex.ru

Научные интересы: международное экономическое сотрудничество, международный менеджмент, кросскультурный менеджмент, экономика глобальной образовательной среды, региональная экономика

A. Kozlov, doctor of economic sciences, professor, head of World and Regional Economy department, St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Industrial Economics and Management, St. Petersburg, Russia

Scientific interests: International economic collaboration, international management, cross-cultural management, economy of global educational system, regional economy

Малышев E.A., д-р экон. наук, профессор каф. «Экономика и бухгалтерский учет», Забайкальский государственный университет, Чита, Россия eamalyshev@m ail. ru

Научные интересы: экономика энергетики, региональная экономика, бизнес-планирование, менеджмент, маркетинг, энергетика

E. Malyshev, doctor of economic sciences, associate professor, professor, Economy and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russian Federation

Scientific interests: energy economics, regional economics, business planning, management, marketing, energy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.