Научная статья на тему 'Система государственного управления и государственной службы в Республике Казахстан'

Система государственного управления и государственной службы в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3988
566
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОРПУСЫ / ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ТАЛАНТАМИ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC SERVICE / E-GOVERNMENT / MANAGEMENT ENCLOSURES / TALENT MANAGEMENT INSTITUTE / QUALITATIVE INDICATORS / PUBLIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров А., Мынжассаров Р.И.

В данной статье рассматриваются основные аспекты в области государственного управления и государственной службы в Казахстане. Проводится мониторинг тенденции развития системы кадрового потенциала государственных служащих сквозь призму времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ADMINISTRATION AND PUBLIC SERVICE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

This article discusses the main aspects in the field of public administration and the civil service in Kazakhstan. The analysis of the dynamics of development of the state apparatus and monitoring of personnel of state bodies.

Текст научной работы на тему «Система государственного управления и государственной службы в Республике Казахстан»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 351/354

А. Кадыров

магистрант,

ФГБОУВПО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

Р.И. Мынжасаров

канд. техн. наук, доцент, кафедра менеджмента, ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные аспекты в области государственного управления и государственной службы в Казахстане. Проводится мониторинг тенденции развития системы кадрового потенциала государственных служащих сквозь призму времени.

Ключевые слова: государственное управление, государственная служба, электронное правительство, управленческие корпусы, институт управления талантами, качественные показатели, государственный менеджмент.

A. Kadyrov, Bauman Moscow State Technical University R.I. Mynzhasarov, Bauman Moscow State Technical University PUBLIC ADMINISTRATION AND PUBLIC SERVICE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract. This article discusses the main aspects in the field of public administration and the civil service in Kazakhstan. The analysis of the dynamics of development of the state apparatus and monitoring of personnel of state bodies.

Keywords: public administration, public service, e-government, management enclosures, talent management institute, qualitative indicators, public management.

В современных условиях в сфере государственного аппарата перед высшими чинами руководства страны стоит задача повышения эффективности своей деятельности. Формирование успешной структуры государственного управления и государственной службы установлено ключевой задачей в посланиях Президента страны народу Казахстана и значимых стратегических документах страны. Качественное государственное управление должно стать одним из обеспечивающих факторов устойчивого развития экономики, повышения качества жизни населения и роста в целом конкурентоспособности государства.

Так, президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» обозначил, что осуществлены исторически необходимые законодательные и исполнительные реформы, благодаря которым образовалась современная система государственного управления, основанная на разделении ветвей власти.

Для повышения качества государственных стандартов в Казахстане ведется ра-

146

№ 1 (53) - 2016

Проблемы экономики и менеджмента

бота по формированию новой модели государственного управления, основанной на принципах корпоративного управления, результативности и подотчетности обществу.

Прежде чем начать анализ государственного управления, необходимо упомянуть, что история образовавшегося государства началась с молодой страны, получившей суверенитет 16 декабря 1991 года.

Для Казахстана процесс становления государственной службы совпал с периодом обретения суверенитета и формирования основ государственного управления. Государственное регулирование системы управления расширяется в периоды депрессии и оживления, так как появляется необходимость выработать и реализовать стратегию выхода из положения. Во времена Советского Союза государственная служба не была четко определена как отдельная профессиональная сфера деятельности, следовательно, возник вопрос, о создании профессиональной государственной службы, что в свою очередь стало основной задачей Казахстана.

Начало строительства системы государственного управления было заложено еще в 1995 году Указом Главы государства «О государственной службе», где были определены следующие основные направления государственной политики:

- комплексная поддержка системы государственного управления на всех уровнях ее функционирования;

- выбор относительно небольшого числа важнейших базовых стратегий, оказывающих решающие влияние на повышение профессионализации служащих;

- разработка нормативно-правового обеспечения системы государственной деятельности, механизма ее стимулирования, институциональных преобразований, защита интеллектуальной собственности служащих.

В результате изучения международного опыта и собственного анализа в июле 1999 года был принят Закон «О государственной службе», который определил новый, отвечающий актуальным потребностям подход к формированию профессиональной и эффективной системы государственной службы и единой кадровой политики.

Закон существенно изменил отечественную систему государственной службы. Были нормативно закреплены концептуальные новшества. В первую очередь, это разделение должностей государственных служащих на политические и административные.

Так, в начале 2000-х годов впервые на постсоветском пространстве с помощью открытого конкурсного отбора был создан механизм реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе. За годы независимости благодаря именно конкурсному отбору десятки тысяч граждан поступили на государственную службу.

12 апреля 2006 года впервые был запущен веб-портал электронного правительства Республики Казахстан. В рамках реализации данного проекта «Электронное правительство» для населения (как физическим, так и юридическим лицам) предоставляются интерактивные и транзакционные услуги. Это позволило решить ряд задач, таких как:

- упрощение процедур предоставления государственных услуг населению по

№ 1 (53) - 2016

147

Проблемы экономики и менеджмента

принципу одного окна;

- повышение эффективности предоставления государственных услуг;

- создание единой точки доступа ко всем информационным ресурсам государственных органов: открытый диалог с властью, конфиденциальность, установление прямого и обратного взаимодействия граждан с государственными органами.

Глава государства в 2011-м году утвердил Концепцию новой модели государственной службы, которая прежде всего направлена на дальнейшую профессионализацию государственного аппарата, где профессионализм, патриотичность, способность ставить стратегические задачи, умение их решать в новых условиях являются главными критериями отбора и продвижения кадров.

Одним из основных шагов по реализации концепции является принятие в декабре 2012 года Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы».

Данный документ направлен на повышение профессионализма и эффективности государственного аппарата через внедрение действенных и прозрачных механизмов поступления на государственную службу, системы оценки и карьерного планирования, создание управленческого корпуса «А», а также повышение роли кадровых служб, совершенствование мер поощрения и мотивации государственных служащих, служебной этики и антикоррупционных мер.

Учитывая, что разграничение полномочий между уровнями государственного управления является одним из актуальных задач демократизации общества, новая классификация установила три группы государственных должностей: это политические государственные должности, административные государственные должности корпуса «А» и административные государственные должности корпуса «Б».

В корпус политических государственных служащих включены служащие, формирующие государственную политику, осуществляющие руководство отраслью либо сферой государственного управления, определяющие стратегические направления государственного развития в соответствующей сфере, назначения которых носит политико-определяющий характер.

В структуре административной государственной службы сформирован управленческий корпус «А», деятельность которого направлена на обеспечение, реализацию политики, формируемой политическими государственными служащими, и взаимосвязи между принятием стратегических решений и их исполнением. Для данной категории государственных служащих предусмотрены особый порядок отбора в кадровый резерв, конкурсного отбора, прохождения и прекращения государственной службы, а также специальные квалификационные требования.

При этом базовым уровнем государственной службы является корпус «Б» в основу формирования которого заложены принципы прозрачности отбора и продвижения, защиты профессионализма и меритократии. Продвижение по службе административных государственных служащих теперь напрямую связано с их квалификацией, способностями, добросовестным исполнением служебных обязанностей, а также ре-

148

№ 1 (53) - 2016

Проблемы экономики и менеджмента

зультаты деятельности.

Так по состоянию на 3 ноября 2015 года согласно статистическим сведениям Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Республики Казахстан на штатной государственной службе состоит 99 318 человек (в политическом блоке 406 человек, корпус «А» - 513 человек, корпус «Б» - 98 399 человек) (рис. 1).

Рисунок 1 - Мониторинг кадров государственной службы

Параметр удельная численность государственных служащих от экономически активного населения равен 1,1%. Из этого следует, что порядка 171,6 гражданских лиц приходится на одного государственного служащего.

В восьми развитых государствах международной экономической организации, признающей принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики (Австрия, Италия, Исландия, Голландия, Бельгия, Германия, Южная Корея, Соединенные Штаты Америки) в среднем, соотношение граждан к государственным служащим составляет 116 к 1. В свою очередь, соотношение параметра удельного веса государственных служащих от экономически активного населения, приблизительно 1 к 25. В процентном соотношении этот показатель равен 2,43%.

Что касается качественных показателей, то на государственной службе гендерное балансирование: 54,2% служащих составляют женский пол, 45,8% - мужской пол.

К сведению, доля женского пола больше среднеевропейского значения на 3,47%.

89,66% государственных служащих имеют высший уровень профессионального образования, что заметим, является превосходным показателем. Для сравнения: в ряде развитых стран, таких как Соединенные Штаты Америки, Италия, Канада, для пребывания на низших должностях государственной службы не обязательно наличие высшего уровня профессионального образования.

К данному времени значение среднего возраста работника государственного сектора - 38,6 лет.

Немаловажно отметить, что возрастной состав сбалансирован, к сведению, самый многочисленный слой - 29,8-39,7 лет, около 32%. Младше 30 лет - 25%, 40-50 лет - 21%. Свыше 50 лет - 22%. Следует заметить, что данные значения отражают относительное сохранение преемственности на государственной службе.

Касательно трудового стажа, то в количественном размере доля государственных служащих с трудовым стажем до 5 лет (включительно) составляет 30%, от 6 до 10

№ 1 (53) - 2016

149

Проблемы экономики и менеджмента

лет - 24%, свыше 10 лет - 46%.

В свою очередь среднее значение трудового стажа на государственной службе равно - 10,5 лет. За последние два года значение трудового стажа возросло на один год, это отражает тенденцию к стабильности.

На сегодняшний день в Республике Казахстан особо резкого тренда на омоложение не наблюдается, так как государство находится на стадии стабильного развития - приток молодежи в государственные органы происходит естественным образом, в том числе из рядов выпускников программы «Болашак».

Численность выпускников этой программы, работающих на государственной службе, с 2012 года увеличилась в два раза.

Положительные результаты показал мониторинг кадров по государственным органам, в отношении которых в прошлом году была проведена оптимизация.

Например, в центральных государственных органах в 2 раза оптимизировано количество первых руководителей из 17 министров, 8 председателей агентств и 8 руководителей подотчетных Президенту госорганов (ГП, Комитет Национальной Безопасности, Национальный банк, Сырбар, Служба охраны Президента, Гвардия, Агентство по делам государственной службы, Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью) осталось 12 министров и 6 руководителей органов подотчетных Главе государства.

В 2 раза уменьшилась численность ответственных секретарей (с 20 до 10). Количество комитетов сократилось на 27% (с 48 до 35).

Важную роль в повышении эффективности организации работы играет четкое определение необходимого количества руководящих звеньев.

По итогам оптимизации их численность в реорганизованных государственных органах сократилась на 22% (с 8792 до 6851).

Выводы

Формирование совершеннейшей, инновационной системы управления - основная форма реализации выбранных приоритетов государственной политики.

На сегодняшний день можно отметить, что Республика Казахстан является признанным международными экспертами новатором в области государственной службы на постсоветском пространстве.

На последующих этапах реформ намечается открытия ведомства управления талантами, оценка компетенций руководящего звена, запуск института «советника по этике» и другие меры, направленные на совершенствование государственной службы.

Ожидаемым результатом реформ должны стать укрепление доверия граждан к системе конкурсного отбора на государственную службу и доверия государственных служащих к соблюдению принципов меритократии.

Таким образом, для Казахстана значимость концепции государственного менеджмента определяется прежде всего поиском адекватных новым реалиям подходов, направленных на совершенствование системы управления, внедрение рыноч-

150

№ 1 (53) - 2016

Проблемы экономики и менеджмента

ных механизмов в государственные и местные структуры управления, а также на развитие экономики Казахстана.

Список литературы:

1. Сайт Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://anticorruption.gov.kz/rus/ (дата обращения: 03.11.2015).

2. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. - 2006. - 11 окт.

3. У каз Президента РК от 24 августа 2009 г. «Об утверждении Концепции правовой политики РК на период с 2010 по 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kyzmet.kz/ (дата обращения: 03.11.2015).

4. Указ Президента РК от 1 февраля 2010 г. «Об утверждении Стратегического плана развития РК до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.кyzmet.kz/ (дата обращения: 03.11.2015).

5. Указ Президента РК от 29 декабря 1999 г. «Об утверждении Реестра должностей политических государственных служащих и Правил порядка наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.кyzmet.kz/ (дата обращения: 03.11.2015).

6. Правовые проблемы реформирования государственной службы суверенного Казахстана / под ред. Г.С. Сапаргалиева. - Астана, 2003.

7. Указ Президента РК от 19 марта 2010 г. «О системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kyzmet.kz/ (дата обращения: 03.11.2015).

8. Типовой стандарт оказания государственной услуги. Типовой регламент оказания государственной услуги, Реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам. Утверждены Постановлениями Правительства РК 30 июня 2007 г. № № 558, 559, 561 // САПП РК. - 2007. - № 23. - Ст. 264, 265, 266.

9. Закон РК «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года № 107 // Ведомости Парламента РК. - 2000. - № 20. - Ст. 37а.

№ 1 (53) - 2016

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.