Научная статья на тему 'Становление системы государственного управления Казахстана'

Становление системы государственного управления Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4233
520
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА / KAZAKHSTAN'S PUBLIC ADMINISTRATION MODEL / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC SERVANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кемел М., Шайкенова К.

В статье рассмотрены этапы административных реформ в системе государственного управления и становлення государственной службы Казахстана. Новый тип государственного управления должен отвечать новым задачам служения обществу и укрепления государственности. Необходимо принять меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усилить местные исполнительные органы. В соответствии с триединой целью задачами формирования новой модели государственной службы определяются: формирование новых и совершенствование действующих кадровых механизмов в системе государственной службы; повышение качества и доступности государственных услуг и ориентация деятельности государственных служащих на население как потребителя государственных услуг; обеспечение высокого статуса и престижа государственной службы, формирование этических норм поведения государственных служащих. Новая модель государственной службы ориентирована на признание важности человеческого фактора и проведение эффективной кадровой работы, что является ключевым фактором ее профессионализации. Результатом формирования новой модели станет профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, а также соответствующая актуальным потребностям государственного социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Kazakhstan’s public administration system

The article describes the stages of administrative reforms in the public administration and the establishment of public service in Kazakhstan. A new type of public administration should respond to new challenges of serving society and consolidation of the statehood. It’s also necessary to take actions on responsibility and empowerment allocation between center and regions, strengthen local executive bodies. In accordance with triune purpose, the main issues of formation of public administration’s new model determined as follows: formation of new and perfection of using personnel mechanism in public service system; improvement of quality and availability of public services and directing of civil servants activities on community as the consumers of public services; provision high status and reputation, formations of civil servant’s ethical norms. A new model of public service is focused on recognition of human factors’ importance and conducting effective personnel work, which is became the main factor of improving his/her professionalization. The results of formation of a new model will be a professional civil service, which is result-oriented and providing high-quality public services, as well as appropriate on essential needs of state socio economic development.

Текст научной работы на тему «Становление системы государственного управления Казахстана»

УДК 338.2

Становление системы государственного управления Казахстана

Д-р экон. наук, проф. Кемел М. makekemel@mail.ru Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева г. Астана, ул. Кажымукана 11,

Шайкенова К. Университет «Туран-Астана» Казахстан, 010000, г. Астана, ул. Ыцылас ДYкенYлы, 29

В статье рассмотрены этапы административных реформ в системе государственного управления и становлення государственной службы Казахстана. Новый тип государственного управления должен отвечать новым задачам служения обществу и укрепления государственности. Необходимо принять меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усилить местные исполнительные органы. В соответствии с триединой целью задачами формирования новой модели государственной службы определяются: формирование новых и совершенствование действующих кадровых механизмов в системе государственной службы; повышение качества и доступности государственных услуг и ориентация деятельности государственных служащих на население как потребителя государственных услуг; обеспечение высокого статуса и престижа государственной службы, формирование этических норм поведения государственных служащих. Новая модель государственной службы ориентирована на признание важности человеческого фактора и проведение эффективной кадровой работы, что является ключевым фактором ее профессионализации. Результатом формирования новой модели станет профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, а также соответствующая актуальным потребностям государственного социально-экономического развития.

Ключевые слова: модель государственного управления Казахстана, государственная служба, государственный служащий.

Formation of Kazakhstan's public administration system

D.Sc,. professor Kemel M., makekemel@mail.ru L.N. Gumilyov Eurasian national university Astana city, Kazhymukan Street, 11 Shaikenova K.

Turan Astana university

The article describes the stages of administrative reforms in the public administration and the establishment of public service in Kazakhstan. A new type of public administration should respond to new challenges of serving society and consolidation of the statehood. It's also necessary to take actions on responsibility and empowerment allocation between center and regions, strengthen local executive bodies. In accordance with triune purpose, the main issues of formation of public administration's new model determined as follows: formation of new and perfection of using personnel mechanism in public service system; improvement of quality and availability of public services and directing of civil servants activities on community as the consumers of public services; provision high status and reputation, formations of civil servant's ethical norms. A new model of public service is focused on recognition of human factors'

importance and conducting effective personnel work, which is became the main factor of improving his/her professionalization.

The results of formation of a new model will be a professional civil service, which is result-oriented and providing high-quality public services, as well as appropriate on essential needs of state socio economic development.

Keywords: Kazakhstan's public administration model, public service, public servant.

Процесс развития системы государственного управления в Казахстане с момента обретения своей независимости можно разделить на три этапа.

Первый этап становления и развития системы государственного управления пришелся на 19901993 годы и проходил под знаком перехода Казахстан к самостоятельному развитию, становления в стране основ суверенной государственно-административной системы. Главной характеристикой данного этапа было то, что основные изменения были направлены столько на создание новой системы, сколько на разрушение существовавшей. Таким образом, суть произошедших тогда важнейших событий заключалось в сломе существовавшей тогда тоталитарной системы управления и коренной реформы всей системы общественных отношений. Переход на рыночные рельсы подразумевало сокращение участия государства на рынке.

Первым концептуальным документом, позволившим осуществить собственное государственное строительство, стало «Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики», принятая 25 октября 1990 года [1]. Именно с этого периода начинается история становления новой системы государственного управления суверенного Казахстана.

С этого момента государственная власть в Казахстане стала осуществляться по принципу разделения на законодательную, судебную и исполнительную. Главой республики стал Президент, который обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. Пост Президента был учрежден Законом Казахской ССР от 24 апреля 1990 года [2]. Законодательная власть осуществлялась Верховным Советом Казахской ССР. Высшая судебная власть принадлежала Верховному суду.

20 ноября 1990 года был подписан Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» [3], согласно которому было установлено, что Президент Казахской ССР является главой высшей исполнительной и распорядительной власти и учреждена должность Вице-Президента Казахской ССР, избранием которого занимался Верховный Совет Казахской ССР по представлению Президента. Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров.

Также необходимо отметить, что в достаточно маленький промежуток времени с декабря 1991 года по октябрь 1993 года, Верховный Совет юридически выступал в качестве высшего органа власти и реально располагал возможностью оказывать влияние на законодательство, внешнюю и внутреннюю политику, контролировать Правительство. Данное обстоятельство дает повод ряду казахстанских исследователей утверждать о существовании в этот период парламентской республики.

В целом имевшаяся на этом этапе система государственного управления Казахстана была очень сильно централизованной, что было обусловлено такими факторами как построения основ государственности и проведение широкомасштабных рыночных преобразований. Таким образом, в этот период были заложены основы системы государственного управления.

Создаваемая практически заново структура государственного управления требовала новых подходов к организации работы государственного аппарата на всех уровнях. В данный период начинается поиск оптимальной для Казахстана модели организации государственной службы.

Второй этап развития системы государственного управления, пришедший на 1993-1995 годы, характеризуется изменениями в политической системе общества в связи с принятием первой Конституции Республики Казахстан 28 января 1993 года [4]. В этот период был законодательно

закреплен базовый принцип разделения ветвей власти. Согласно Основному закону страны представительные, исполнительные и судебные органы страны были определены как самостоятельные ветви государственной власти. Данная Конституция заложила не только основу строительства национально-государственной независимости, но и начало структурной реформе государственно-управленческой системы.

Изменения коснулись Верховного Совета Республики Казахстан в связи с приспособлением его к новой системе государственного управления. Упразднен Президиум Верховного Совета, тем самым он стал исключительно высшим законодательным органом страны. Тем не менее, он имел широкие полномочия, которые позволяли ему вмешиваться в деятельность Президента и исполнительной власти. В новой Конституции полномочия Верховного совета были размыты, к тому же одноплатный парламент не справлялся с огромным объемом законотворческой работы, необходимой для становления и развития государства. Все это привело к самороспуску Верховного совета в конце 1993 года.

В 1994 году состоялись выборы нового состава Верховного Совета, но год спустя в марте 1995 года новый состав Верховного совета признан нелегитимным и был распущен. В этих условиях, которые могут характеризоваться как парламентский кризис, весной 1995 года началась разработка нового проекта Конституции.

В целом, данный этап характеризуется как смешанная форма правления (полупрезидентский), когда полномочия представительных органов были ограничены. Но вместе с тем в Конституции не говорится об установлении президентской формы правления, однако в ней уже закреплены признаки и важные начала президентской республики.

Третий этап реформирования системы государственного управления охватывает период с 1995 года по настоящее время. Его основной характеристикой стали продолжение реформ в системе государственных институтов и процесс создания сегодняшнего стержня государственно-политического устройства Казахстана. Наступление данного этапа связано с принятием ныне действующей Конституции 30 августа 1995 года [5]. Согласно Конституции был образован двухпалатный парламент (Сенат - верхняя палата, Мажилис - нижняя палата). Данная Конституция установила президентскую форму правления. Президент получил конституционные полномочия осуществлять согласование действий все трех ветвей власти.

В 5-главе «Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии» Стратегии "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства», озвученной в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 14 декабря 2012 года сказано:

«Наша цель - сформировать новый тип государственного управления. Он должен отвечать новым задачам служения обществу и укрепления государственности.

Мы должны принять конкретные меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усилить местные исполнительные органы.

Общество и граждане должны быть непосредственно вовлечены в процесс принятия государственных решений и их реализацию. Через органы местного самоуправления нужно предоставить населению реальную возможность самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения [6].

Концепция развития местного самоуправления позволит повысить качество управления на аульном, сельском уровне и расширит участие граждан в вопросах местного значения, наделяет акимов аулов дополнительными полномочиями и усиливаем их влияние на ситуацию в аулах.

Но вместе с этим нам нужно усилить общественный контроль, влияние граждан на ситуацию на местах ввести выборность аульных акимов через маслихаты. Настало время гражданам активно вовлекаться в решение насущных вопросов на местах, контролировать работу местных органов власти».

Ставилась задача, что управленческие решения на уровне государства должны отвечать следующим требованиям:

- учет не только краткосрочных, но и долгосрочных результатов;

- учет мультипликативного эффекта управленческого решения;

- обеспечение правил честной конкуренции и свободы предпринимательства;

- исключение двойного толкования должностных обязанностей госслужащих, четкая законодательная регламентация их деятельности.

В настоящее время Республика Казахстан находится на этапе ускоренной модернизации, охватывающей все сферы жизни общества, включая социально-экономическую, политическую и институциональную.

В социально-экономической сфере преобразования направлены на:

- реструктуризацию и диверсификацию экономики и повышение социальных стандартов жизни населения;

- в политической - внесены изменения в избирательную систему;

- в институциональной - в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 января 2007 года «О мерах по модернизации системы государственного управления Республики Казахстан» осуществляется административная реформа, главной целью которой является повышение эффективности государственного управления в стране [7].

На современном этапе общественно-политического развития Республики Казахстан и мирового сообщества системный анализ и обоснование роли и места административной реформы в процессе обеспечения стабильного и устойчивого экономического роста суверенного государства относится к разряду актуальных политологических проблем. В этой связи, исследование направлено на выявление и раскрытие целей и задач реализации административной реформы в условиях системной модернизации государственного управления.

Проблема реализации административной реформы в Казахстане имеет широкое политическое, научное и общественное значение. Сложность и актуальность модернизации системы государственного управления экономической, социальной, гуманитарной сферой вызывает большой интерес в различных сферах научного обсуждения. Научному анализу и обобщению структурных, системных, функциональных реформ деятельности центральных и местных исполнительных органов в настоящее время уделяется достаточно широкое внимание. Об этом свидетельствует ряд публикаций, научных исследований казахстанских и зарубежных авторов.

Важный теоретический материал о современном состоянии и направлении административной реформы, актуальности ее реализации и влиянии на экономический прогресс и рост благосостояния населения предоставляют ежегодные Послания Главы государства народу Казахстана.

Современный этап реализации административной реформы основывается на концепции соответствия системы государственного управления республики методам и стандартам управления наиболее конкурентоспособных, рыночных стран Европы и Азии, определяющих упразднение бюрократической концепции управления, централизованного метода принятия решений к менеджериальной форме управления, бюджетированию, основанному на результат, рейтинговой оценки работы служащих, корпоративного метода принятия решений.

Принятое раньше и успешно осущественная в жизнь «Стратегия «Казахстан-2030» Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» стало первым концептуальным обоснованием и обеспечением начала осуществления реформирования исполнительной системы государственной власти [8].

Очевидно, что в стратегии «Казахстан-2030» были заложены основные направления и задачи административной реформы на долгосрочную основу. Внутренние проблемы соответствия возникающим трудностям и проблемам экономического развития, социальной политики поддержки

жизненного уровня населения, жесткой экономии средств, обеспечение технико-экономического, концептуального обеспечения работы государственных служб, сокращение аппарата государственных служащих обусловили первоначальный вариант административной реформы в Казахстане.

Административная реформа стала восприниматься не как зависимая политика от стратегических планов, социальных проектов деятельности государства и общества, но как самостоятельная цель и задача политического руководства, правительства.

Государственные служащие представляют собой социальный слой, который выделяется по признаку профессиональной деятельности. Он характеризуется достаточно высокими показателями социальной мобильности. С формальной точки зрения, не существует перегородок и барьеров для поступления на государственную службу, кроме профессиональных. Это позволяет сохранить открытость системы. Основной контингент формируют административные государственные служащие, которые расположены в иерархической последовательности. Нижняя ступень принимает, т.е. является фильтром для поступлений извне. Вместе с тем, эта та социальная и профессиональная граница, которая наиболее открыта и для выхода. Базовую основу составляет, как и в любой другой структуре, состав средних управленцев, обеспечивающих стабильность и преемственность структуры.

Если рассмотреть количественные и качественные показатели государственных служащих, в 2001 году число госслужащих 65051 человек, после прохождения пяти лет их стало 95174, т.е. их количество увеличилась на 47 процента. В 2011 году государственных служащих стало около 91 тыс.

Средний возраст государственных служащих составляет 39 лет, при этом средний возраст политических государственных служащих составляет - 47 лет, а административных государственных служащих - 38 лет. Средний стаж на государственной службе составляет 9 лет. Среди государственных служащих численность женщин составляет 57,6 %. Из общего числа государственных служащих высшее образование имеют 81 %, среднее профессиональное образование имеют 18 %, среднее образование 1%. На государственной службе работают представители 66 национальностей. Сменяемость (освобождение) государственных служащих по республике составляет 7,4 % от фактической численности госслужащих [9, 272 с.].

Государство нельзя отождествлять с государственным аппаратом. Оно, как уже отмечалось, является всеобъемлющей, универсальной управляющей системой в обществе. В своем единстве государство, в отличие от его органов, обладает только ему присущими качественными признаками и системообразующими элементами, которые подчеркивают его целостность.

Вместе с тем следует учитывать, что задачи и функции государства и в целом его социальное назначение реализуется при помощи государственного аппарата. Задачи, стоящие перед государством в экономической, социальной и административно-политической сферах, определяют содержание работы его органов.

Становление государственности в Республике Казахстан связано с укреплением, прежде всего, социально-политического единства государственной власти. Это означает единую природу всех органов, составляющих государственный аппарат и призванных решать задачи и осуществлять функции государства в новых условиях. Единство государственной власти базируется на определенной организационной основе и функциональном разделении управленческого труда. Все органы действуют на основе Конституции Республики Казахстан, ее принципах и других законодательных актах. В структуре государственного аппарата выделяются отдельные системы органов со своими четко установленными функциями и полномочиями, взаимодействующих между собой и образующих в целом структурно-функциональную систему государства. В Казахстане для повышения эффективности работы государственного аппарата выделено в отдельный приоритет - «Профессиональное правительство».

Становление современной государственной службы Республики Казахстан связано с принятием Закона «О государственной службе» от 23 июля 1999 г., главной целью которого является реализация конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе, ее профессионализация

и законность, а также продвижение государственных служащих по службе на принципах меритократии (системы заслуг) [10].

В 1998 г. создана Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан. В 2000-2001 гг. были созданы региональные центры обучения государственных служащих во всех областях Казахстана. Региональные центры обучения являются организациями, осуществляющими повышение квалификации работников местных государственных органов.

Нынешняя модель государственной службы соответствует оптимальным западным стандартам и имеет достаточную нормативную базу для того, чтобы начать работу по ее дальнейшему совершенствованию и модернизации в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 г. и соответствующими Программами Правительства.

Для реализации единой государственной политики в сфере государственной службы образованы специальные органы, наделенные соответствующими функциями и полномочиями. К ним относятся Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и его территориальные подразделения. В стратегическом плане главным назначением данных органов является создание и поддержание высокой репутации государственной службы в обществе. Это связано, с одной стороны, со становлением новой государственности в Казахстане, а с другой - формированием демократического, правового, социально ориентированного государства.

Таким образом, единство и реализацию государственной политики в сфере государственной службы обеспечивает система специализированных органов (уполномоченный орган и его территориальные подразделения). В соответствии со своей компетенцией органы по делам государственной службы осуществляют руководство соответствующей сферой государственного управления, а также в пределах, установленных законодательством, - межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные функции и полномочия. Систему органов по делам государственной службы дополняют структурные подразделения государственных органов, обеспечивающих кадровую работу на местах.

Согласно Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 119 утверждена «Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан» [11].

Там сказано, что профессионализация системы государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению.

Новая модель государственной службы Республики Казахстан был и остается смешанной, включая в себя элементы карьерной и позиционной моделей государственной службы. Вместе с тем, в новой модели государственной службы согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года будет четко прослеживаться корпусная вертикаль: политические государственные служащие, управленческий корпус "А" и исполнительный корпус "Б" административной государственной службы.

Формирование новой модели предполагает утверждение нового реестра государственных должностей, основанного на трех корпусах. В корпус политических государственных служащих будут включены служащие, формирующие государственную политику, осуществляющие руководство отраслью (сферой) государственного управления, определяющие стратегические направления государственного развития в соответствующей сфере, а также служащие, назначение которых носит политико-определяющий характер.

В состав политических государственных должностей будут отнесены следующие должности: первые руководители центральных государственных органов, органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их заместители, акимы областей, столицы и города

республиканского значения и их заместители, а также ряд государственных должностей, перечень которых будет определяться Президентом Республики Казахстан.

В новой модели в структуре административной государственной службы будет сформирован управленческий корпус "А", обеспечивающий реализацию политики, формируемой политическими государственными служащими, и взаимосвязь между принятием стратегических решений и их исполнением.

Назначения на административные должности управленческого корпуса "А" будут осуществляться исключительно из кадрового резерва, для обеспечения эффективности его использования будет предусмотрена правовая норма, предусматривающая обязательность нахождения кандидата в кадровом резерве корпуса "А".

Формирование политического кадрового резерва и кадрового резерва управленческого корпуса "А" административной государственной службы будет обеспечиваться Национальной комиссией по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан на основе предложений государственных органов и акимов областей, столицы, города республиканского значения.

Для формирования эффективного механизма, обеспечивающего при смене руководителя государственного органа, занимающего политическую должность, стабильность работы административных государственных служащих и внутриведомственную преемственность, будет устанавливаться срок пребывания государственного служащего в должности корпуса "А".

Назначение на должность и освобождение от должности служащего управленческого корпуса "А" будет согласовываться уполномоченным органом по делам государственной службы на основании решения Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан.

Для обеспечения высокого уровня профессиональных и управленческих навыков предусматривается проведение ротации государственных служащих. Ротация государственных служащих будет проводиться на системной основе по следующим схемам (рис. 1 ):

- межуровневая ("центр - регион", "регион - центр");

- межрегиональная ("регион - регион");

- межсекторальная ("центр - центр"), что позволит обеспечить приток профессиональных кадров как в центральные государственные, так и местные исполнительные органы.

Рис. 1. Схемы ротации государственных служащих

Для успешного проведения межуровневой и межрегиональной ротации государственной службы будет разработан механизм социального обеспечения, в том числе установления "надбавок" (региональных коэффициентов) к должностному окладу и будет обеспечено наличие жилищного фонда в регионах для государственных служащих, назначаемых в порядке ротации.

Разделение действующих административных государственных служащих на управленческий корпус и исполнительный корпус будет осуществлено по должностному критерию (в соответствии с должностью, которую в настоящий момент занимает государственный служащий).

В исполнительный корпус "Б" государственной административной службы будут включены государственные служащие, занимающие исполнительные должности (должности, не отнесенные к корпусу "А").

Основной задачей государственных служащих корпуса "Б" станет реализация государственной политики (исполнительская деятельность) в соответствии с установками государственных служащих управленческого корпуса "А".

Основные принципы и общие методы развития государственной службы показаны в рис. 2.

Рис. 2. Основные принципы и общие методы развития государственной службы

В новой модели государственной службы приоритетным показателем эффективности работы государственных служащих является качество оказания государственных услуг, иными словами, государственная служба будет ориентирована на население как потребителя государственных услуг.

В соответствии с новыми подходами к государственному планированию и бюджетированию деятельность государственных органов ориентирована на оказание государственных услуг, вытекающих из функций и полномочий государственных органов.

Возросла необходимость применения информационных технологий, что направлено на оптимизацию и автоматизацию функций государственного органа при оказании услуг населению и бизнесу, сокращение административных барьеров и непосредственного контакта населения и бизнеса с государственным органом.

Увеличение количества электронных государственных услуг, оказываемых на портале "электронного правительства", также является одним из ключевых инструментов повышения качества

государственных услуг, в этой связи социально значимые государственные услуги государственных органов переводятся в электронный формат.

Эффективной мерой должно стать установление контроля за соблюдением утвержденных стандартов и регламентов оказания государственных услуг. Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 "О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы" уполномоченный орган по делам государственной службы наделен полномочиями по оценке оказания государственных услуг [12].

На постоянной основе устанавливается обратная связь с населением для оценки качества оказываемых государственных услуг, в том числе путем проведения анкетного опроса при непосредственном получении государственной услуги и социологических опросов, направленных на определение степени удовлетворенности физических и юридических лиц качеством и доступностью оказания государственных услуг. Для выполнения вышеназванных целей можно назвать следующие приоритеты развития государственной службы:

- улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров;

- государственная служба как служение нации;

- создание и поддержка высокой репутации государственной службы (рис. 3).

Рис. 3. Приоритеты развития государственной службы

На этой основе формируется новая модель государственной службы Республики Казахстан, которая в первую очередь предполагает модернизацию понятия "государственная служба", которое должно стать синонимом понятия "служение нации (обществу)" и означать ориентацию на население как потребителя государственных услуг.

Новая модель государственной службы ориентирована на признание важности человеческого фактора и проведение эффективной кадровой работы, что является ключевым фактором ее профессионализации. Она направлена на формирование эффективных кадровых механизмов -эффективный и прозрачный порядок поступления на государственную службу, возможность непрерывного профессионального развития государственных служащих, взаимосвязь результатов работы и системы поощрения.

Таким образом, триединой целью формирования новой модели государственной службы является следующее (рис. 4):

1) эффективная кадровая политика и система управления человеческим капиталом в системе государственной службы;

2) высокое качество оказания государственных услуг и эффективность деятельности государственных органов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) положительный имидж и этика поведения государственных служащих.

Рис. 4. Триединая цель формирования новой модели государственной службы

В соответствии с триединой целью задачами формирования новой модели государственной службы определяются:

1) формирование новых и совершенствование действующих кадровых механизмов в системе государственной службы;

2) повышение качества и доступности государственных услуг и ориентация деятельности государственных служащих на население как потребителя государственных услуг;

3) обеспечение высокого статуса и престижа государственной службы, формирование этических норм поведения государственных служащих.

Результатом формирования новой модели станет профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, а также соответствующая актуальным потребностям государственного социально-экономического развития.

Список литературы

1. Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Постановление Верховного Совета Казахской ССР от 25 октября 1990 г.

2. Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР. Закон Казахской ССР от 24 апреля 1990 года.

3. О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР. Закон Казахской ССР от 20 ноября 1990 года.

4. Конституция Республики Казахстан. 8 января 1993 года.

5. Конституция Республики Казахстан. 30 августа 1995 года.

6. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства». Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г.

7. Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по модернизации системы государственного управления Республики Казахстан». 13 января 2007 г.

8. «Стратегия «Казахстан-2030» Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Послание Президента страны народу Казахстана. 11 октября 1997 года.

9. Кемел М. Теория и практика государственного управления (учебное пособие) (на казахском

языке). Астана, 2013. С 338.

10. О государственной службе. Закон Республики Казахстан. 23 июля 1999 г.

11. Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан. № 119. 21 июля 2011 года.

12. О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы. Указ Президента Республики Казахстан № 954. 19 марта 2010 года.

References

1. Deklararatsia o gosudarstvennom suverinitete Kazakhckoi Sovetskoi Sotsialistitseskoi Respubliki ot 25 oktiabria 1990 g.

2. Ob utsregdenii posta Prezidenta Kazakhskoi SSR i vnesenii izmenenii I dopolnenii v Konstittsyu (Osnovnoi Zakon) Kazakhskoi SSR. Zakon Kazakhskoi SSR ot 20 noyabria 1990 g.

3. O sovershenstvovanii struktury gosudarstvennogoi vlasty I upravlenia v Kazakhskoi SSR i vnesenii izmenenii I dopolnenii v Konstittsyu (Osnovnoi Zakon) Kazakhskoi SSR. Zakon Kazakhskoi SSR ot 20 noyabria 1990 g.

4. Konstittsya Конституция Respubliki Kazakhstan ot 8 ianvaria 1993 g.

5. Konstittsya Respubliki Kazakhstan Конституция Республики Казахстан ot 30 abgusta 1995 g.

6. Strategii "Kazakhstan - 2050": novyi polititheskii kurs sostoyavthegosia gosudarstva" ozvuthennoi v Poslanii Prezidenta Respubliki Kazakhstan N.A.Nazarbaeva narodu Kazakhstsna ot 14 dekabria 2012 goda.

7. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan "O merakh po modernizatsii sistemy gosudarstvennogo upravlrnia Respubliki Kazakhstan" ot 13 ianvaria 2007 goda

8. "Strategia "Kazakhstan - 2030": Protsvetanye, bezopasnost I uluthenie blagosostoianya vsekh kazakhstancev. Poslanie Prezidenta strany narodu Kazakhstana ot 11 oktiabria 1997 g.

9. Kemel M. Teorya I praktika gosudarstvennogo upravlrnia (utzhebnoe posobye) (na kazakhskom iazyke). Astana, 2013. 338.

10. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 23yiulia 1999 g. "O gosudarstvennoi slugbe"

11. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 21 yulia 2011 goda №119 "Konsepsia novoy modelyi gosudarstvennoy slugby Respubliki Kazakhstan".

12. O sisteme ezhegodnoi otsenky effektivnosny deiatelnoany centralnykh gosudarstvennykh I mestnykh ispolnitelnykh organov oblastei, goroda respublikanskogo znathenya, stolytsi. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 19 marta 2010 g,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.