Научная статья на тему 'Синергия: сферы проявления и источники получения'

Синергия: сферы проявления и источники получения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3775
623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балабан В. А.

Рассмотрены вопросы получения синергического эффекта применительно к различным случаям совместной или совмещаемой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синергия: сферы проявления и источники получения»

В.А. БАЛАБАН

Синергия: сферы проявления и источники получения

Рассмотрены вопросы получения синергического эффекта применительно к различным случаям совместной или совмещаемой деятельности.

В последние годы в околонаучной экономической терминологии одним из самых расхожих стало слово «синергия (синергизм)», под которым понимается эффект совместной деятельности. Это слово используется где надо и где не надо и чаще всего без достаточного понимания физической природы синергии, т.е. источников ее возникновения. Более того, сплошь и рядом допускается смешение понятий синергии и синергетики, если не напрямую, то через производные слова. Так, эффект синергии постоянно называют синергетическим эффектом, а не синергическим, как это следовало бы по правилам русского языка. А ведь синергетика - это понятие из совершенно иной области (теории самоорганизации).

Желание выяснить, как точно толкуется слово «синергия» и откуда оно произошло, привело автора статьи прежде всего к словарю иностранных слов [6]. Оттуда он с немалым удивлением узнал, что «синергизм, синергия» (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество) - это всего лишь вариант реакции организма на комбинированное воздействие двух или нескольких лекарственных веществ, характеризующейся тем, что это действие превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности.

Иные результаты дало обращение к Современному экономическому словарю [5]. Там «синергия», «синергический эффект» (от греч. synergos - вместе действующий) трактуются как возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта (эмерджентности).

Одна из первых попыток представления синергизма как экономического феномена была предпринята в 60-е гг. ХХ столетия И. Ансоф-фом. Термин был заимствован им из биологии, где синергизмом называлось сотрудничество между частями организма [7]. И. Ансофф определил синергию следующим образом: «Явление, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности, часто называют эффектом «2+2=5». Мы будем называть этот эффект синергизмом» [1]. Характерно, что И. Ансофф рассматривал синергизм исключительно в контексте обстоятельств, свя-

занных с диверсификацией (расширением профиля деятельности предприятия, расширением разнообразия и разнохарактерности производства видов продукции или услуг).

И. Ансофф разработал классификацию синергизма, выделив:

1. Синергизм продаж (для нескольких товаров используются одни и те же каналы распределения, управление процессом продаж происходит из единого центра, используются одни складские помещения, общая реклама, единая система стимулирования сбыта, имеющаяся репутация).

2. Оперативный синергизм (результат более эффективного использования основных средств и персонала, распределения накладных расходов, совместного проведения обучения, крупных закупок).

3. Инвестиционный синергизм (появляется вследствие совместого использования производственных мощностей, общих запасов сырья, переноса исследований и разработок с одного продукта на другой, общей технологической базы, совместной обработки изделий, использования одного и того же оборудования).

4. Синергизм менеджмента (при входе в новую отрасль возникающие проблемы во многом схожи с теми, что встречались раньше, и уже «освоены»).

Нетрудно заметить некоторую размытость границы между оперативным и инвестиционным синергизмом. С учетом этого несколько предпочтительнее выглядит определенным образом упрощенная классификация видов синергии (связанной с диверсификацией), которая была предложена А. Зелтынем [3]. Он выделил три ее вида:

- производственную (основанную, например, на совместном использовании производственных мощностей и взаимодействии научноисследовательских подразделений);

- управленческую (обмен управленческим опытом);

- сбытовую (совместное использование отделениями фирмы распределительно-сбытовой сети, рекламы, популярности торговой марки и т. п.).

И. Ансофф (как и другие специалисты, занимающиеся соответствующими вопросами) пишет о различном синергическом потенциале разных видов диверсификации и отмечает, что на эффект синергизма влияет ряд факторов, главным из которых является фактор близости совмещаемых видов деятельности (выпускаемой продукции). Рассмотреть последнее обстоятельство в общих чертах можно, используя классификацию видов диверсификации, разработанную автором данной статьи (см. таблицу) [2].

Приведенная классификация разработана совсем недавно и малоизвестна, а поэтому нуждается в некоторых пояснениях. Она является трехуровневой и выстраивается с помощью нескольких признаков. На первом уровне выделяются три вида диверсификации - это разделение по признаку ее объекта. Первой здесь идет продуктовая диверсификация, предусматривающая разнообразие продукции или услуг. На втором уровне она подразделяется на три подвида: связанную сходством, связанную производством и несвязанную. В первом случае признак - это определенное сходство либо общность между видами продукции или ус-

луг; во втором случае признаком выступает связь, осуществляемая через совместное производство нескольких видов продукции из одного вида сырья; в третьем случае наличия какой-либо непосредственной связи нет.

Классификация видов диверсификации

Вид диверсификации Подвид диверсификации Форма диверсификации

Продуктовая Связанная сходством конструкции

технологии

оборудования

Связанная производством Параллельная

Последовательная

Несвязанная Сопутствующая

Конгломератная

Снабженческо-сбы- товая Заготовительная

Финансовая

Сбытовая

Рыночная Потребительская

Региональная

Вторым выделяемым видом диверсификации является снабженческо-сбытовая, которая на втором уровне признаков включает в себя три подвида: заготовительную диверсификацию (разнообразие поставщиков материалов), финансовую (разнообразие источников финансирования) и сбытовую (разнообразие каналов сбыта продукции).

Диверсификация третьего вида названа рыночной. Ее отличительный признак - разнообразие сферы, обслуживаемой данным предприятием. На втором уровне она разделяется на потребительскую диверсификацию (разнообразие сегментов рынка, где реализуется продукция предприятия) и региональную (разнообразие обслуживаемых географических районов).

На третьем уровне дальнейшему делению подвергаются только подвиды продуктовой диверсификации. В составе диверсификации, связанной признаком сходства, выделяются три формы в соответствии с характером связей между видами продукции. Первая форма представляется наиболее «глубокой» и как бы «поглощает» вторую, а вторая форма в свою очередь «глубже» третьей и соответственно «поглощает» ее. Диверсификация, связанная производством, подразделяется на параллельную, когда исходные материалы или сырье сразу перерабатываются по нескольким направлениям, и на последовательную, предусматривающую ступенчатое производство, когда определенные виды продукции частично перерабатываются в другие виды. Несвязанная продуктовая диверсификация представляет собой освоение предприятием совершенно непривычных для него видов продукции и делится на сопутствующую и конгломератную. При сопутствующей - технологии производства разных видов выпускаемой продукции разные, но рынок, где они реализуются, единый. Конгломератная диверсификация предусматривает, что различные виды продукции имеют свою специфическую технологию и свои обособленные рынки сбыта.

Основное внимание И. Ансофф уделяет диверсификации, обозначенной в приведенной классификации как продуктовая. При этом он, основываясь на опыте, накопленном промышленностью, проводит важные принципиальные разграничения в сфере синергии. Во-первых, И. Ан-соффом было отмечено, что чем ближе друг к другу совмещаемые виды деятельности, тем синергия более заметна. Он даже разделяет диверсификацию на синергетическую1 и конгломератную, вообще отказывая последней в обеспечении эффекта синергии («... конгломераты не оправдывают себя с точки зрения общества. Они не имеют никаких синергетических эффектов, приводящих к снижению цен.» [1].

Во-вторых, И. Ансофф указывает, «что существуют два способа измерения синергетического эффекта: либо оценка сокращения затрат при совместном выполнении операций при данном уровне дохода, либо оценка увеличения прибыли при данном уровне инвестиций» [1]. Он считает, что появление синергизма частично основано на экономических выгодах от эффекта масштаба (повышение загрузки производственных мощностей, использование общего персонала или объединение сбытовых усилий). С другой стороны, синергизм затрагивает и другие, более абстрактные выгоды (управленческая синергия). Речь идет об использовании менеджерами в новой сфере опыта и знаний, полученных в освоенной сфере. Синергия здесь, как обосновано рядом авторов, проявляется в более качественных управленческих решениях [4]. «Если же, наоборот, проблемы в новой отрасли являются новыми и незнакомыми, положительный эффект синергизма не только будет низким, но существует угроза отрицательного эффекта решений руководства .. Синергизм менеджмента, как, впрочем, и синергизм других типов, может быть как положительным, так и отрицательным .» [1].

Подходы И. Ансоффа к диверсификации синергизма получили более законченное выражение в работе японского ученого Хироюки Итами «Невидимые активы», цитируемой в [4]. Х. Итами вводит понятия «комплементарного» и «синергетического» эффектов. Первое понятие связано с повышением эффективности использования физических или материальных активов (например, производственных мощностей). Этот самый комплементарный эффект не является истинным источником синергизма. Синергетический эффект достигается только в условиях, когда компания использует свои невидимые или нематериальные активы (например, марочное имя, знание потребителей, обладание технологиями, сильную корпоративную культуру).

Таким образом, И. Ансофф и Х. Итами выделяют три варианта «парных» разграничений синергии: 1) синергия за счет сокращения затрат и за счет улучшения результата; 2) синергия как эффект масштаба и синергия менеджмента (повышение качества управленческих решений); 3)«комплементарный» эффект (использование материальных активов) и «синергетический» эффект (использование нематериальных активов). Эти разграничения близки друг к другу, но полностью не совпадают и вкупе

1 Так она названа во всех книгах И. Ансоффа; здесь не исключается неточность перевода.

создают некую зону дисперсии взглядов, объективно мешающую как практической работе в области диверсификации на предприятиях, так и попыткам вынести рассмотрение синергизма за рамки последней. Устранение такого положения возможно ценой отказа от каких-то разграничений либо их видоизменения, либо посредством установления для них определенной иерархии по важности.

Для решения указанной проблемы есть смысл вернуться к определению понятия «синергия», акцентировав на этот раз внимание на ее системном происхождении: «Синергия - это эффект взаимодействия взаимосвязанных элементов (системы)». Итак, речь идет исключительно об эффекте, который дает система. Соответственно, эффект «простого» расширения масштабов деятельности (прежде всего за счет экономии на условно-постоянной части накладных расходов) к синергизму отнесен быть не может. А сам синергизм удобнее всего разделить на две составляющие: за счет сокращения затрат и за счет улучшения результатов деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Виды синергии при диверсификации деятельности предприятия

В принципе сокращение затрат на получение определенного результата равнозначно «увеличению» результата при тех же затратах (что делает подобное размежевание весьма относительным). Этого нет в данном случае, ибо сокращение затрат выражается количественно, а улучшение результата количественного выражения не имеет. Речь идет именно о качественном улучшении результата в виде повышения качества управленческих решений. Все это полностью согласуется со 100%-ным приравниванием эффекта улучшения результата синергизму менеджмента. А на долю эффекта сокращения затрат приходятся производственный синергизм и сбытовой синергизм. В рамках первого главным является эффект масштаба, но совершенно иной, чем рассмотренный выше. Здесь имеется в виду формирование более широкой системы и сопутствующее этому повышение загрузки производственных мощностей и более полное использование различных ресурсов. Что касается торгового синергизма, то он формируется как за счет подобного же эффекта масштаба (использование существующей сбытовой сети, рекламных средств и т.п.), так и эксплуатации имиджа фирмы и сложившихся потребитель-

ских предпочтений. Несложно увидеть, что синергизм менеджмента целиком, а сбытовой частично связаны с использованием нематериальных активов, но это разные активы. В первом случае налицо интеллектуальный потенциал персонала, а во втором - психологический образ компании и ее продукции в сознании потребителей.

При анализе эффекта сокращения затрат рассматривались только текущие затраты и никак не инвестиции. Объясняется это следующим. Диверсификацию необходимо рассматривать и как процесс (динамику), и как состояние (статику). Процесс - расширение профиля деятельности предприятия, а состояние - достигнутый уровень широты данного профиля. Для процесса характерны вложения средств (инвестиции), обеспечивающие преобразования, а для состояния - текущие затраты на его поддержание. Предметом же рассмотрения в статье является синергия системы, функционирующей в стабильном режиме.

Есть все основания считать, что синергия является атрибутом не только диверсификации на предприятиях, но и совмещения видов деятельности или воздействий любого рода. Необходимо сразу отметить, что в принципе могут иметь место соединения либо объектов деятельности, либо ее субъектов, но чаще встречается и то и другое вместе. При этом в последнем случае (оба соединения вместе) одно из двух выступает ведущим, а выражаясь точнее, системообразующим.

Чаще всего диверсификация на предприятии - это комбинированный вариант совмещения, при котором системообразующим является совмещение объектов (т.е. видов) деятельности. А примером системообразующего объединения субъектов деятельности может служить производственная бригада, работающая на постоянной основе. Здесь может быть предложен несколько иной состав компонентов синергии (рис. 2), стремление к достижению которой, собственно, и инициирует создание самой бригады.

Рис. 2. Структура синергии при бригадной организации труда

В данном случае производственный синергизм (связанный с работой самой бригады) проявляется не только в виде сокращения затрат (за счет параллельного выполнения операций, взаимозаменяемости членов бригады, более рационального по времени использования инструмента и т.п.),

но и как улучшение результатов (например, за счет помощи, оказываемой высококвалифицированными рабочими менее квалифицированным). Иначе обстоит дело с синергизмом обслуживания работы бригады и управления ею. Сюда могут быть отнесены обеспечение бригады материалами, планирование работы, контрольные операции, нормирование труда, расчет заработной платы и др. В качестве частного случая допустить здесь выход на улучшение качественных результатов работы бригады можно, но говорить о том, что такая ситуация является правилом, было бы неоправданным.

Весьма своеобычной сферой проявления синергизма является внутридолжностная разнородность деятельности работников определенных профессий (специфический случай системообразующего совмещения ее объектов). В качестве наиболее наглядного примера можно использовать работу вузовского преподавателя. Исторически сложившийся и ставший привычным подход к установлению круга его функций общеизвестен. Кроме учебной нагрузки (аудиторной и внеаудиторной) он должен еще вести работы «второй половины дня». Основная часть последней приходится на разработку учебно-методических материалов и проведение научных исследований.

Подобная функциональная неразделенность труда имеет перед (возможной в принципе) функциональной его разделенностью определенные преимущества, главным из которых является синергия. Здесь она проявляется в том, что эффект совмещаемой одним человеком деятельности по нескольким направлениям будет больше суммы эффектов их закрепления за разными людьми. В данном случае источник синергизма только один - производственный (рис. 3). Он обеспечивается за счет комбинаций с параллельно-последовательным включением в работу персональных интеллектуальных и организационных ресурсов и выражается в более экономичном по затратам и продуктивном по результатам их использовании.

Рис. 3. Структура синергии при внутридолжностной диверсификации

Конкретно в рамках эффекта сокращения затрат может быть получено снижение трудоемкости выполнения работ, а в рамках эффекта улучшения результатов - повышение качественного уровня итогов этого выполнения. Что касается возможного сокращения сроков выполнения работ, то оно занимает как бы пограничное положение и в зависимости от ситуации может интерпретироваться тем или иным образом. Упомя-

нутые виды воздействий могут касаться каждого из трех совмещаемых функциональных блоков деятельности: учебного, методического и научно-исследовательского. При этом алгоритм совместного выполнения работ соответствующих блоков не постоянен, а зависит от конкретных обстоятельств. Чаще всего в качестве исходного этапа всего выполняемого комплекса выступает исследовательская работа (результаты которой используются затем в учебном процессе либо непосредственно, либо через разработку методических материалов), хотя весьма распространенными являются и другие варианты.

На практике синергический эффект при внутридолжностной диверсификации может быть мизерным, отсутствовать вообще или даже иметь отрицательные значения; все зависит от ряда условий. К их числу следует прежде всего отнести квалификацию преподавателя, тематическую близость функциональных направлений его деятельности и его мотивированность к выполнению соответствующих работ.

С ростом фактической квалификации преподавателя предполагается рост масштабов и сложности его методической и исследовательской работы, а также возможностей использования результатов последней в учебном процессе, что ведет к увеличению синергии. Следует признать, что номинальная квалификация (например, ученая степень и ученое звание) не всегда отражает фактическую и это является одной из причин отсутствия упомянутого роста.

В большинстве случаев профиль методической работы преподавателя детерминирован потребностями его учебной работы. Совершенно иначе обстоит дело с направлением научных исследований, которое может диктоваться различными обстоятельствами. Тематическая разнона-правленность функциональных компонентов деятельности преподавателя резко снижает синергический эффект вплоть до перевода его в область отрицательных величин.

Мотивированность к выполнению определенных методических и исследовательских работ предлагается понимать предельно широко. Имеется в виду индивидуальная ориентация человека: на что (и за что, т. е. почему) тратить свое время и силы - на указанные работы или на что-либо иное. Такая ориентация может носить как постоянный, так и временный характер, но в данном случае главное - не это, а то, какие существуют альтернативные варианты приложения сил и какими мотивами они подкрепляются. Соответственно, мотивы могут быть разделены на две группы: материальные и нематериальные. Первые следует рассматривать в контексте низкой заработной платы преподавательского персонала, и они в основном отвлекают его от полновесного выполнения должностных обязанностей. Главными зонами подобного отвлечения являются в настоящее время внутривузовское и внешнее урокодательство, занятие бизнесом и уход (для женщин) в домашние дела.

Нематериальных мотивов много. Наиболее мощными из них применительно к данному случаю можно считать природную склонность к соответствующим видам интеллектуального труда и интерес к конкретным решаемым проблемам.

Феномен синергизма характерен не только для социальных, но и для всех других динамических систем, в том числе тех, где имеет место протекание химических или биологических процессов. При всем многообразии различных систем есть основания считать, что для всех них правомерно деление синергии на два вида, связанных с сокращением затрат и улучшением (усилением) результатов.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989.

2. Балабан В. А. 17 эпизодов: книга для чтения по курсу «Исследование систем управления» / В.А. Балабан. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2006. - 132 с.

3. Зелтынь А.С. Основные направления эволюции крупных промышленных фирм в рыночной экономике / А.С. Зелтынь // Проблемы прогнозирования. 1995. Вып. 1.

4. Кэмпбелл Э. Стратегический синергизм. - 2-е изд. / Э. Кэмпбелл, К. Саммерс Лаче. - СПб.: Питер, 2003.

5. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. / Б.А. Рай-зберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Словарь иностранных слов. - 7-е изд., перераб. - М.: Русский язык, 1980.

7. Цикл стратегического управления. - Режим доступа: Ше:// С:Синергия/Цикл%20стратегического%20управления.И1т [Дата обращения 06.04.2006 г.].

© Балабан В.А., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.