Научная статья на тему 'Символизм монгольской империи: послесловие к 850-летию Чингисхана'

Символизм монгольской империи: послесловие к 850-летию Чингисхана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
483
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИМВОЛИЗМ / ЧИНГИСХАН / РЕНОМАДИЗАЦИЯ / АРХИТЕКТУРА / SYMBOLISM / GENGIS KHAN / RENOMADISATION / ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Базаров Борис Ванданович, Дугаров Владимир Доржиевич

Статья посвящена символизму в культурном облике Улан-Батора, его архитектурным памятникам, посвященным наиболее ярким страницам истории Монголии, связанным с именем Чингисхана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to symbolism in the cultural image of Ulan Bator and to its monuments devoted to the most important moments of Mongolian history, which are connected with Gengis Khan.

Текст научной работы на тему «Символизм монгольской империи: послесловие к 850-летию Чингисхана»

Позиции

Борис БАЗАРОВ, Владимир ДУГАРОВ

СИМВОЛИЗМ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ: ПОСЛЕСЛОВИЕ К 850-ЛЕТИЮ ЧИНГИСХАНА

В статье рассматривается символизм в культурном облике Улан-Батора, его архитектурные памятники, посвященные наиболее ярким страницам истории Монголии, связанным с именем Чингисхана

The article considers symbolism in the cultural image of Ulan Bator and its monuments devoted to the most important moments of Mongolian history, which are connected with Gengis Khan.

Ключевые слова:

символизм, Чингисхан, реномадизация, архитектура; symbolism, Gengis Khan, renomadisation, architecture.

Л А ноября 2012 г. по решению монгольского правительства в I ^^Улан - Баторе состоялось большое церемониальное чество -_L. I вание Чингисхана в связи с 850-летием этого великого го -сударственного деятеля и полководца1. Культ Чингисхана по своим масштабам вполне мог быть сравним с религиозным: на протяже -нии длительного времени его имя даже не произносилось вслух, а заменялось эвфемизмами, например таким, как «Потрясатель все -ленной». Однако века, последовавшие за падением Монгольской империи, не были столь благосклонны к именам великого завоева -теля и его потомков, существенно пополнивших пантеон почитае -мых святых тюрко - монгольского ареала. Завоеванные государства от поколения к поколению набирали силы и, в конечном итоге, произошел распад великого государства. Инерция исторического распада носила мощный характер, проявившиеся центробежные силы были неудержимы и привели к разрушению видимого единства сначала Монгольской империи, а затем и монгольских государств. При отсутствии заградительных механизмов стихия исторического творчества продолжила свое разрушительное действие вплоть до процессов этнического трайбализма и поставила ранее консолиди -рованное сообщество на грань полного распада. Процессы деления продолжались даже тогда, когда государственность была утрачена полностью, а племена и народы в течение длительного времени на -ходились в составе других государств. Думается, что свою роль сы -грала верность кочевым племенным традициям, которые уступили место более цивилизованным формам регулирования социальных отношений. Так закончились тысячелетия господства кочевых ци -вилизаций2.

Однако тенденция ускоренного развития Восточной Азии еще бо -лее углубилась в Китае и сопредельных государствах Центральной и Юго - Восточной Азии. Пришлось даже констатировать дрейф мировых экономических центров «из Атлантики в Пасифику». Это создало предпосылки для значительного роста национальных идей, национализма поднимающихся стран, стало предметом присталь -ного внимания государств и сообществ Востока. Современные социально экономические процессы в Восточной Азии убеди тельно показывают, что системный подъем всегда идет рука об руку с углублением и доминированием национальной идеи развития. Чем мудрее и глубже ее содержание, тем большую сферу взаимо

БАЗАРОВ

Борис

Ванданович— член-корреспондент РАН, председатель президиума Бурятского научного центра СО РАН, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

bazarov60@mail.ru.

ДУГАРОВ Владимир Доржиевич — д.и.н., профессор Бурятского государственного университета dugarovbgu@mail.ru

1 Монголия впервые праздновала день национальной гордости // Новости Монголии, 16 нояб. 2012, № 46, с. 1.

2 Базаров Б.В. Чингисхан и исторические проблемы геополитики монгольских народов // Чингисхан и судьбы народов Евразии. — Улан-Удэ, 2002, с. 543.

действия захватывает экономическая со -ставляющая трансформаций общества.

В этих условиях появилась основа для нового развития исторической науки, которая основывается не на нигилисти -ческом пересмотре прошлого, а на закре -плении границ общественного сознания на рубежах великого наследия прошлых тысячелетий. Происходит формирование чувства сопричастности современных но сителей исторического наследия к вели ким подъемам цивилизации. Существует закономерность между состоянием обще ства и состоянием гуманитарной науки — чем сильнее апелляция к историческому прошлому, тем выше амбиции нации и ее лидеров.

Общественно -политические измене -

ния в Монголии, происходящие в рамках национального возрождения на рубеже эпох и охватывающие геополитическое пространство монголоязычного мира, привели к эволюционным и револю ционным изменениям в традиционных общественно политических, духовно религиозных символах и практиках номадно -аграрного общества. Этот не -простой процесс находит свое отражение в переоценке разнообразных культурно исторических символов, составляющих понятие «монголоязычная этносфера». На смену одной господствующей модели государства, боровшейся с пережитками феодально ханского номадного обще ства, со своей духовной основой и соот ветствующей символикой, пришла новая плюралистическая идеология, вбирающая в себя традиционную аратскую духовность и ментальность. Монгольское аратство осталось последовательным носителем, хранителем и продолжателем богатых тра -диций кочевой цивилизации.

Процессы социализации монгольской молодежи, в большинстве своем прошед -шей советскую среднюю и высшую школу, существенным образом отразились на со знании кочевника-скотовода. В целом, неудачные попытки приобщения ското водов к земледельческому труду, губитель ные мероприятия по освоению целинных и залежных земель, попытки создания госхозов привели к падению уровня жи вотноводческой отрасли МНР. Успешные процессы реномадизации монгольского общества на современном этапе являются символами иного развития этого нелег -кого социального и хозяйственного экс

перимента XX в. Вместе с этим процессом на просторах Монголии восполняется вакуум духовного мышления аратов за счет роста религиозного мировоззрения, в т.ч. традиционного шаманизма (тэнгэ -ризма). Коммунистическое сознание и образ жизни со своей социалистической символикой перестали быть востребо -ванными и активно уничтожаются. Так, в 1990 г. в Улан - Баторе был демонтиро -ван памятник И.В. Сталину — лидеру, который имел неоднозначную полити ческую оценку в истории Монголии. На его месте установлен монумент монголь скому ученому Б. Ринчену. Памятник же Сталину был куплен предпринимателем и установлен у входа в кафе Ismus. В октя -бре 2012 г. был демонтирован памятник В.И. Ленину в центре Улан - Батора. На его месте будет установлен памятник жерт вам массовых беспорядков в 2008 г. Тогда в ходе демонстраций, сопровождавшихся беспорядками, погибли 5 человек. В то же время нездоровая истерия 1990 -х гг. по отношению к деятелям МНРП пошла на спад. Произошло законное восстанов ление имени Ю. Цедэнбала, имевшего за длительный период руководства МНРП и МНР несомненные заслуги перед мон гольским обществом. Таким образом, демонтаж социалистической схемы поли тических взаимоотношений не затронул базисной основы — ценностей прошедшей эпохи, по которым в сознании монголь -ского общества не утихает ностальгия. Преимущество Монгольской народно революционной партии держится на том, что она символизирует эту историческую память.

Одновременно активизировался про -цесс формирования посткоммунисти ческой мировоззренческой культуры. Монгольское общество проникнуто уди вительным переплетением традиционной культуры номадов, вестернизированной культурной основы информационного общества, национального чувства под нимающейся Азии и достоинств евро -пейской культуры. Этот гуманитарный глобализационный вызов находит свое форсированное развитие в национальной и наднациональной монгольской куль туре. Среди разнообразных сфер культуры Монголии, втянутой в процессы глобали -зации, искусство, пожалуй, является са мой показательной сферой. Не случайно в Улан- Баторе появился памятник «ли -

верпульской четверке» — этот проект был осуществлен благодаря поддержке мон гольского правительства1. Рядом с этим памятником могут соседствовать самые разнообразные, даже противоположные образцы восточноазиатской культуры консервативного толка.

Но на фоне всех изменений самым за хватывающим оказался культ Чингисхана. Он стал не только духовным символом страны, но и маркером всевозможных брендов социальных и коммерческих проектов. В этом смысле Чингисхан стал общим брендом Монголии. Монгольские государственные деятели и ученые пыта ются уверить себя и окружающее обще ство, что именно он в XIII в. осуществил первый опыт всемирной глобализации. Во Внутренней Монголии КНР эта сюжетная линия получает свою интерпретацию: ве -ликий представитель китайской провин ции донес до всего остального мира цен ности китайской культуры. Монгольская и монголоязычная общественность, по признанию ЮНЕСКО, отметила 850 -летие Чингисхана как «величайшего полководца двух тысячелетий». Во всех сферах жизни наблюдается возрождение политической культуры монголов, иду щей от «Сокровенного сказания» — глав -ного произведения периода Чингисхана. В относительно небольшом читающем пространстве это литературно эпическое повествование издается миллионными тиражами. Только к телевизионному кон -курсу на знание этого произведения было продано около 3 млн книг оригинального текста.

В русле этого процесса происходит и популяризация юридического творчества Монгольской империи — законов Великой Степи, или «Их засаг», более известных российскому читателю как «Великая Яса». Все это работает на укрепление института президента. Личность последнего, незави -симо от его партийной принадлежности, несет печать наследника тысячелетней истории, наделяется символическими фольклорно эпическими атрибутами, вызывающими невольные ассоциации с культом сына Неба. Власть порой интер претируется как наследие времен и тра -диций правления ведийских индийских небожителей, или чакравартинов.

Процессы возрождения этнографиче -

ских традиций в Монголии находят свое отражение в бурном развитии истории монголов досоветского периода, во вни мании к старомонгольскому письму, древним традициям вертикального письма, имеющего более чем 800 летнюю историю.

Необходимо отметить, что в области межъязыковой коммуникации при этом возникли исключительные сложности для распространения русского языка, долгое время являвшегося главным в междуна родном и межгосударственном общении. Задача российского правительства в этих условиях состоит в сохранении хотя бы минимального уровня общения, предо ставлении образовательных условий для сохранения лучших традиций изучения русского языка. Ситуация сложилась не по злой воле сторон, а в результате странного переплетения исторических обстоятельств после распада СССР

В процессах возрождения духовных символов прошедших эпох особая роль принадлежит восстановлению админи -стративного и духовного центра мон гольского государства Чингисидов — Каракорума (Хар - Хорина). Этот ста -ционарный центр кочевой культуры восстановлен как выдающийся сим вол монгольской государственности и культуры. Не покидает ощущение, что в основе реконструкции этого памятника была заложена идея сакрализации эпохи Чингисхана и Чингисидов.

В современной Монголии образ евра зийского лидера Чингисхана принят в качестве национальной идеи возрожде ния монгольского общества. Имя и образ великого воителя изображается повсюду — от купюр национального тугрика (что, в целом, является позитивным) до алкоголь -ной продукции, аэропорта, ресторанов, гостиниц (что далеко не всегда удачно).

Отказ от истории периода некапитали -стического развития Монголии начался с реконструкции облика столицы страны. Современный вид центральной площади в монгольской столице, продолжающей носить имя Сухэ - Батора, представлен величественной галереей Чингисхана и Чингисидов на месте снесенного в 2004 г мавзолея Чойбалсана2. Памятник, изо бражающий сидящего Чингисхана, явля

1 http://www.ntv.ru/novosti/153151/

2 http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/ulaanba-atar/sukhbaatar- square.shtml

ется консолидирующим центром галереи национальной истории, расположенной на площади. На этой же площади занял свое историческое место и памятник Сухэ Батору, одному из вождей мон гольской революции 1921 г., как символу борьбы монгольского арата за независи мость и становление нового националь ного государства. Отказываться от этого символа монгольское общество не только не торопится, но и считает предосуди тельным.

Образ Потрясателя вселенной нашел свое воплощение на горе Богдо уул. В год 800 летия Великого монгольского государства это изображение заменило прежнее — «Да здравствует МНРП». Еще одним символом героизации Чингисхана стало размещение его изображения на горе Ум толгой; взгляд воителя устремлен на столицу. Начал сооружаться комплекс «Золотой кнут»1. Сорокаметровую конную статую из нержавеющей стали строили в Монголии 5 лет, и теперь полководец величественно возвышается над степями современной Монголии. Эта скульптура стала самой большой в мире статуей всад ника, что также является предметом гор дости монголов.

Чингисхан и его эпоха остаются полем и для историко политической дискуссии в Восточной и Центральной Азии. В на -чале нулевых годов возникли споры об историческом месте Чингисхана, которые

1 http://www.putidorogi-nn.ru/po -vsemu - svetu/ konnaia - statuia - chingiskhana - pamiatnik - ottcu-mongolskoi-natcii

не утихают и в настоящее время. Ученые из Внутренней Монголии КНР видят его неразрывную связь со всем монгольским миром и с особенностями китайской государственности, говорят об историче ской миссии великого завоевателя в деле распространении китайской культуры. В Бурятии озвучивается мысль о первопред ках Чингисхана, легендарных прародите лях из Баргуджин -Токума. В Казахстане есть версия о первородстве с Чингисханом номадов этой страны: здесь считают, что он вообще не имеет никакого отношения к монголам. Чингисхан и его первородство в Якутии — это тема еще одного повество -вания. Ко всему этому следует добавить и невероятный ажиотаж вокруг поисков мо -гилы Чингисхана.

Переживаемое нами время еще раз под тверждает мудрость классиков, которые говорили, что дух предков всегда сопро вождает эпоху перемен (К. Маркс). Чем сильнее традиции ушедших поколений, тем сильнее неустойчивость переходного периода. Героизация древней поры нужна для поиска своей собственной идентич ности в современном мире, она является питательной основой национальных идей и проектов, идеологии национализма под -нимающегося государства. Как только за дача этих переходов будет выполнена и цель создаваемого общества достигнута, тогда появятся новые властители умов поколе ния. Пока же переход и трансформация общества продолжаются, происходит воз величение древних эпох, и их сакральное значение переходит в гимны и символы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.