Научная статья на тему 'Символ в драматургии В. И. Мишаниной как способ репрезентации сущности героев (на примере пьес «Ветви священного дуба», «Куйгорож», «Дом без окон»)'

Символ в драматургии В. И. Мишаниной как способ репрезентации сущности героев (на примере пьес «Ветви священного дуба», «Куйгорож», «Дом без окон») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
406
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / МИФОЛОГИЯ / СИМВОЛ / ОБРАЗ / ДОМ / ОКНО / ДУБ / DRAMA / MYTHOLOGY / SYMBOL / IMAGE / WINDOW / HOUSE / OAK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борейкина Татьяна Петровна

Данная статья посвящена символам и их роли в драматургии мордовской писательницы В.И. Мишаниной. В ней рассматриваются такие яркие и образные символы как окно, дом, дуб. Рассматривается также национальный мифологический образ Куйгорожа, символизирующий в пьесе беспорядок. На основе анализа данных пьес делаются выводы о специфике символов и их значении в раскрытии сущности героев. При анализе использовались работы А.Ф. Лосева. Статья основана на собственной трактовке специфики проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Борейкина Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbol in V.I. Mishanin's Drama as a Way of Character's Nature Representation (By the Example of Plays like "The Sacred Oak Twigs", "Kuygorozh", "The House Without Windows")

The given article deals with the symbols and their role in the drama of Mordovian writer V.I. Mishanina. We consider such vivid and symbolic images as window, house, and oak. We consider gentilitial mythological character of Kuygorozh, who symbolizes chaos in the play, as well. On the basis of the analysis of the given plays we can come to conclusion about the specificity of the symbols and their meanings in the disclosure of characters. We used works of A.F. Losev during the analysis. The article is based on the personal treatment of the specific problem.

Текст научной работы на тему «Символ в драматургии В. И. Мишаниной как способ репрезентации сущности героев (на примере пьес «Ветви священного дуба», «Куйгорож», «Дом без окон»)»

УДК: 821.511.152 (045)

ББК: 83.3 (2 р - 6 Мо) Б 821

Борейкина Татьяна Петровна

аспирант

кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева г. Саранск Boreykina Tatyana Petrovna Post-graduate

Chair of Literature and Methods of Teaching Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev

Saransk

Символ в драматургии В.И. Мишаниной как способ репрезентации сущности героев (на примере пьес «Ветви священного дуба», «Куйгорож»,

«Дом без окон»)

Symbol in V.I. Mishanin’s Drama as a Way of Character’s Nature Representation (By the Example of Plays like "The Sacred Oak Twigs”, "Kuygorozh", "The House Without Windows")

Данная статья посвящена символам и их роли в драматургии мордовской писательницы В.И. Мишаниной. В ней рассматриваются такие яркие и образные символы как окно, дом, дуб. Рассматривается также национальный мифологический образ Куйгорожа, символизирующий в пьесе беспорядок. На основе анализа данных пьес делаются выводы о специфике символов и их значении в раскрытии сущности героев. При анализе использовались работы А.Ф. Лосева. Статья основана на собственной трактовке специфики проблемы.

The given article deals with the symbols and their role in the drama of Mordovian writer V.I. Mishanina. We consider such vivid and symbolic images as window, house, and oak. We consider gentilitial mythological character of Kuygorozh, who symbolizes chaos in the play, as well. On the basis of the analysis of the given plays we can come to conclusion about the specificity of the symbols and their meanings in the disclosure of characters. We used works of A.F. Losev during the analysis. The article is based on the personal treatment of the specific problem.

Ключевые слова: драматургия, мифология, символ, образ, дом, окно, дуб Key words: drama, mythology, symbol, image, window, house, oak.

Символы являются неотъемлемой частью человеческого мышления, сознания и обычно обращаются не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождают сложные ассоциации. Поэтому символы так часто и естественно используются в искусстве, в том числе в литературе. Возникновение символов закономерно, оно связано с внешними признаками и проявлениями предмета и всегда отражает его внутреннюю, глубинную сущность.

Символы в форме метафор, аллегорий, иносказаний играют огромную роль в художественной литературе. Без понимания языка символов невозможно полноценного понимания литературы. В древней культуре связь символа с объектом являлась гораздо более глубоким и важным явлением, нежели литературный троп, эта связь более серьезная и внутренне оправданная. Как бы ни были разнородны и внешне несхожи символ и соединенный с ним объект или явление, между ними все же есть что-то общее. По определению А.Ф. Лосева, «Символ... есть такая конструкция, которая функционирует не изолированно, не дискретно, а всегда обязательно как указатель на нечто иное, чем она сама» [1: 375]. Как правило, символ больше обращен чувству, интуиции, подсознанию, нежели рассудку.

В качестве основного значения символа служит условное обозначение какого-либо понятия, идеи. Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Так, число семь символизирует совершенство и завершённость (семь дней в каждой фазе луны, семь дней недели, семь цветов радуги, семь нот, семь смертных грехов); цвет неба - синий - символ всего духовного; форма круга, напоминающая солнце и луну, символизирует божественное совершенство.

Предметы, явления или действия, а также художественные образы, воплощающие какой-либо авторский замысел, также могут выступать в качестве символов. Например, оливковая ветвь - символ мира, цветок нарцисса - символ смерти, младенец - символ человеческой души. Свет - символ духовного прозрения, божественной благодати; радуга - символ примирения Бога с людьми, которая трактуется как соединение Неба с Землей. Ткачество символизирует создание мира, Вселенной.

Обращение к символам мы наблюдаем и в творчестве современной мордовской писательницы и драматурга В.И. Мишаниной. Мордовской писательнице принадлежат такие книги как «Кить ушетксоц» («Начало пути», 1972), «Сиянь ракакудня» («Серебряная ракушка», 1974), «Качаму шобдава» («Дымное утро», 1976), «Ки лангса ломатть» («Люди в дороге», 1985), «Озкс тумоть тарадонза» («Ветви священного дуба», 1992), «Вальмафтома куд» («Дом без

окон», 2002), «Ёронь юромста стирня» («Девочка из племени перепелки», 2006). Пьесы «Куйгорож», «Кда орта лангса суви пине» («Если у ворот воет собака»), «Тят шава, тят сала» («Не убей, не укради») ставятся на сцене национального театра.

Рассматривая место символов в драматургии В.И. Мишаниной, следует отметить, что в ее пьесах представлена целостная система символов. Значение символов в творчестве любого автора играет значимую роль, потому как способствуют раскрытию художественной картины мира. Художественная картина мира, как литературоведческая категория, способна раскрыть не только окружающую действительность, но и героев с их сложным внутренним миром. Символ в художественной картине мира выступает как частный метод познания мира. Так происходит и в драматургии В.И. Мишаниной, символы обобщают, разъясняют, более детально раскрывают и описывают художественную действительность. Символ дома без окон в одноименной пьесе образно и детально раскрывает сущность каждого из персонажей - духовная темнота.

В художественной системе символизма, прежде всего, следует обратить внимание на принцип «двуединства». Занимаясь поисками ценностей, находящихся за пределами чувственного восприятия, В.И. Мишанина обращается к символам. Как средство интуитивного постижения мирового единства и обнаружение аналогий между земным и трансцендентным мирами символ выступает в пьесе «Куйгорож».

«Символистическое» направление восприятия также исходит в своей основе из принципа «двуединства» мира - мира как внешнего, чувственного и мира как представления о нем. Художественное произведение здесь уже не является отражением существующей реальности. Оно, скорее, является ее воссозданием. В своих пьесах драматург старается проникнуть в сокровенные тайны бытия, понять мотивы его движения, эволюции, загадки существования.

На наш взгляд, драматургия В.И. Мишаниной в основе своей стремится к объективности. Драматург тщательно продумывает тот или иной символ, что неслучайно. Продуманность символа и его синтез с сюжетом произведения у

В.И. Мишаниной создает гармоничность поэтики. О чем свидетельствует пьеса «Ветви священного дуба». Символ дуба как символ веры, стойкости и мужества, которые мы наблюдаем в главной героине.

Вообще, говоря о символах, следует отметить, что это особая категория приемов в литературоведении, и в каждом жанре имеет свои специфические свойства. В драматургии же, как в жанре «превалирующей действительности» символизм следует употреблять не в постоянной органике с текстом, а как отдельный элемент, символ, вписанный в общую канву. В этом заключается своеобразие драматургии В.И. Мишаниной - создавать объективную картину мира с использованием символов, это своего рода синтез реального с ирреальным, действительного с интуитивным.

В творчестве В.И. Мишаниной есть пьесы, которые отражают символизм уже в своих названиях («Озкс тумоть тарадонза» («Ветви священного дуба»), «Вальмафтома куд» («Дом без окон»), «Куцемат» («Ступени»)).

Особенно примечательна в плане символов пьеса «Ветви священного дуба». Само название заставляет задуматься над тем, что упоминание о дубе неслучайно. Ни одно дерево не пользовалось у народов такой любовью и почетом, как дуб. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. В фольклоре и практической магии дуб выступает в образе трехчастного Мирового древа, моделирующего Вселенную. Считалось, что древо соединяет мир потусторонний, подземный (предков), мир живущих людей на земле и мир небожителей - богов. Трехчастное деление мира объяснялось мировоззренческой философией эрзян и мокшан.

Дуб в традиционной культуре разных народов одно из самых почитаемых деревьев, символизирующее силу, крепость и мужское начало, а также олицетворяющее объект и место совершения религиозных обрядов и жертвоприношений. Дуб - одно из самых сакральных деревьев, с которым связано много символических пластов; символ власти и славы, мудрости, благородства и верности, силы и выносливости. Он символизирует твердость духа и является знаком долговечности и даже бессмертия.

Так в пьесе «Ветви священного дуба» дуб символизирует внутреннюю сущность главной героини, Нюры, которая отличается твердостью духа, мудростью и выносливостью, у нее сильный и волевой характер. Несмотря на то, что эта женщина по жизни одна, она не теряет веры в то, что у нее все будет хорошо и ее ничто не сломает. Ее мудрость проявляется по отношению к Ваны Ва-нычу, человеку бесчестному и низкому. Ее сила и крепость помогают ей справиться с трудностями, которые связаны с Григорием. Нюра полюбила этого человека, но Григорий оказался не настолько сильным человеком, поэтому счастья с ним она не обрела. Однако следующий этап в жизни героини связан с рождением сына - новый толчок к продолжению жизни, в которой еще немало предстоит выстоять. Новое разочарование, ребенок родился инвалидом, но и это не сломало Нюру. Она точно знает, что нужно бороться, быть сильной и мужественной, это и поможет добиться своего. Столько неприятностей и злосчастий выпало на долю этой женщины, а ее это не сломало, поэтому и здесь можно утверждать о значении символа дуба - бессмертный дух.

Однако стоит отметить, что В.И. Мишанина назвала пьесу «Ветви священного дуба» не зря. Именно ветви дуба, что в свою очередь подчеркивает лишь еще большую силу, защитные свойства и несгибаемость героини - Нюры.

В пьесе дуб упоминается не только как символ мудрости, силы и выносливости, твердости, но и как общий символ Мирового древа. В мордовском фольклоре в качестве Мирового древа (Ине чувто) выступает могучий дуб, белая береза, цветущая яблоня.

В пьесе «Ветви священного дуба» героиня Нюра упоминает о дубе, как о Мировом древе. В своей песне еще не родившемуся ребенку она поет такие строки:

«Аляце тонь веле кучкаса сери тумось. Отец твой дуб высокий средь села.

Сери тумось - озкс тумось...» [2: 202] Высокий дуб - священный дуб...»

В этих строках опять выстроен ассоциативный ряд, связанный с дубом как символом мужского начала, плодородия. В верованиях, практической магии, в фольклоре дуб последовательно выступает как мужской символ. Судя по тек-

сту, Нюра олицетворяет образ Григория с дубом - символом красоты и силы. Женщина, влюбившись в этого мужчину, интуитивно приписывает ему те качества, которыми возможно он и не наделен. Григорий оказался человеком слабохарактерным и слабовольным, бессильным перед трудностями. И уж совсем нельзя было говорить о том, что он обладает таким качеством дуба, как бессмертие. Это звучит в песне-монологе Нюры:

«Эх, идняй, идняканяй, «Эх, дитя, дитятко,

Кургсот валняце сргози, Говорить научишься,

Мярьгат, коса алянязе? Спросишь, где отец твой?

Мярьган, цёраняй, аляце Отвечу, сынок, отец твой Веле кучкастонь кеме тумось, Дуб высокий посреди села,

Мярьган, тарадонзон пяярдезень, У которого и ветви опали,

Мярьган, юронзон косьфтазень» [2: 211] И сам он высох...».

«Ветви священного дуба» - не единственная пьеса В.И. Мишаниной, где говорится о дубе как о Мировом древе. В пьесе «Куйгорож» драматург также отводит определенную роль дубу: «Тусь Пята вири, музе сире тумоть, прястон-за пизоть, пизоста алхнень» [2: 133]. («Пошел Пята в лес, нашел старый дуб, дупло в нем, а в дупле яйца».)

По народным преданиям на больших дубах обитали гигантские мифологические змеи - покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды. В пьесе «Куйгорож» в качестве мифологического персонажа, обитающего на дубе, В.И. Мишанина выбрала Куйгорожа - одного из известных, но в то же время загадочных и странных персонажей народных преданий. Нет точного определения этого слова, однако оно встречается во многих мордовских народных сказках. Чаще всего происхождение слова связывают с понятием «куй» («змея»), откуда у него и наличие змеиного хвоста. Рождается Куйгорож необычным способом: из петушиного или совиного яйца, которое высиживается хозяевами.

На эрзянском языке это существо именуют Трямка, то есть нянька, воспитатель. На мокшанском куйгорож - мифическое существо-невидимка, служа-

щее человеку [3: 66]. Согласно сказкам, нечистый по имени Куйгорож, гибрид совы и змеи, может принести человеку неслыханное богатство, постоянно требует работы и выполняет ее очень быстро. Куйгорож, получивший в народе неоднозначную оценку, по преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может только хозяин.

По народному поверью, на больших дубах обитали мифологические персонажи, которые выполняли охранительную функцию. У В.И. Мишаниной Куйгорож выступает совсем в другой роли, он скорее создает хаос. Сюмерьге занимается колдовством, что само собой является нечистым делом, и поэтому яйцо, добытое из дупла дуба, которое она высиживала, переняла ее отрицательные черты. Лишь это может объяснить то, почему этот персонаж не является положительным: все добро Куйгорожем наживается нечестным путем, то, что появляется у стариков, то пропадает у других жителей деревни:

Пята. Сянкса кардонза пяшкодсть ракшада, кодама повсь нармоньда! (Зато двор полон скотины, каких угодно птиц!)

Уняжа. Мезевок аф шарьхкодян... Будолгань траксоц юмась, Кастуша ся-ванц вешенди... А тонь меколанкт - карттне ракшада пяшкодсть. [2: 137]. (Ничего не понимаю. У Будалги корова пропала, Кастуша козу ищет. А у тебя все наоборот - двор полон скотины.).

Но В.И. Мишанина, благодаря своему мастерству, сумела наделить Куйго-рожа не только чертами фантастико-мифологического персонажа, но и использовала в качестве символического образа. Куйгорож - это символ безразличия, бесчинства, жадности, бесчувствия, агрессии, символ абсурда и хаоса, что имеет причастность к образу Сюмерьге - безразличной, бесчувственной женщины, создающей беспорядок своими колдовскими проделками. В этой роли Куйго-рож как символ зла способен наиболее полно раскрыть глубинную сущность героини Сюмерьге.

По сюжету пьесы события разворачиваются таким образом, что куйгоро-жей становится много и в деревне начинают происходить необъяснимые вещи и беспорядки. Такое скопление куйгорожей В.И. Мишанина создала не просто

так, а для того, чтобы показать серьезность создавшейся ситуации в мире. Ее вывод таков, если все будут такими жадными, бесчувственными и алчными, мир погрузится в полный хаос. В пьесе драматургу удалось путем использования символа показать действительный окружающий мир под объективным углом.

Символическим названием обладает и пьеса «Дом без окон». В основе названия этой пьесы лежат два символа, которые можно синтезировать и вывести к одному символическому значению: дом как символ самого человека, его тела и души, и окно как символ солнца, ока дома. Семантическая близость означаемых этих символов - душа и темнота - причина объединения двух символов в один: дом без окон как тело и душа без солнца и прозрения. Этот символ является ядром символического сюжета.

В пьесе «Дом без окон» использование данной символики актуально. Стоит лишь обратиться к сюжету, чтобы в тот же момент понять сущность каждого собравшегося в купе поезда образа. В.И. Мишанина собирает их в ограниченном пространстве, где невозможно широко развернуться, создает атмосферу сверхнапряжения, что способствует детальному раскрытию характеров, их достоинств или недостатков, заглянуть в духовный мир, чтобы понять, каким принципам они следуют. Вместе с тем, эти люди принадлежат разным возрастным уровням, совершенно разным классам, имеют разные интересы, взгляды на жизнь, а значит и отличное друг от друга мировоззрение. Настя занимается сельским хозяйством и едет с сыном в Москву для продажи продуктов, Тая -молодая и красивая девушка, зарабатывающая на жизнь продажей своего тела, торговка Лиза, депутат Роман и преступник, бежавший из тюрьмы. Уже из этих кратких характеристик улавливается мысль, что возможно мировоззрение этих людей отличается, но сами они не отличаются ни задушевностью, ни искренностью. В их действиях прослеживается безразличие, эгоизм, жестокость, тщеславие, честолюбие и полная темнота, темнота нравственная и духовная.

Автор совершенно точно и метко подобрала символическое сочетание -дом без окон. Дом - это не только наша крепость, но и наш внутренний мир.

Это, с одной стороны, воплощение нашего благосостояния, с другой - материализация наших интересов и увлечений, привычек и взглядов. Для психологии подсознания дом является важным символом: что происходит в доме, то творится и у нас внутри, в душе.

В древности окно служило для освещения комнат, и по сей день окно не потеряло своего значения. Окно является для нас символом неба, солнца, символом связи с внешним миром. С другой стороны, оно же было самым уязвимым местом, через которое могли проникнуть чужие глаза, могло войти зло. Поэтому окно издревле окружалось оберегами: наличники изб украшались всевозможной символикой, призванной отгонять оборотней и «дурной глаз», ассоциировавшийся с «глазами ночи». Так как символическая связь с миром мертвых осуществлялась через окно, становится более понятной связь окон с идеей смерти, если вспомнить этимологию слова «окно» (око) и представление о сне и смерти как о закрывании глаз.

Дом и окно выступают как отдельные символы, а драматург использует их в синтезе, что ничуть не усложняет восприятие, а напротив все расставляет на свои места. Внутренний мир героев закрыт не только от «дурного глаза», но в первую очередь закрыт для света и тепла, в котором нуждается не только тело, но и душа. Использование дома в пьесе символизирует человека, а отсутствие окон в этом доме символизирует духовную темноту, бездуховность и безнравственность обладателя этого дома.

Казалось бы, символ дома без окон, а так много передает читателю о мировоззрении, жизненных принципах и установках людей, об окружающей действительности, что неоспоримо использование данного символа в контексте данной пьесы.

Таким образом, символ в драматургии В.И. Мишаниной неотъемлемая часть, сущность которой состоит в раскрытии внутреннего мира героев, в познании глубины и значимости художественного образа. Символы, употребляемые автором, играют ключевую роль, поэтому мы можем с ними встретиться уже в названиях пьес - «Ветви священного дуба», «Куйгорож», «Дом без окон».

Благодаря символам мы способны ощутить контрастность чувственного и реального, достигнуть необычайную емкость авторского замысла. Меткое употребление символов - дом, окно, дерево, дуб - способствует наиболее полному и яркому раскрытию мировоззрения драматических персонажей. Также благодаря использованию символов В.И. Мишанина представляет нам, читателям, современное состояние общества, его развитие, проблемы, изъяны.

Библиографический список

1. Лосев А.Ф. Символ / А.Ф. Лосев // Хрестоматия по философии. - М., 2005.-С. 375.

2. Мишанина В.И. Вальмафтома куд : повесть, азкст, пьесат / В.И. Мишанина. - Саранск, 2002.-С. 133-211.

3. Щанкина В.И. Мокшень-рузонь валкс - Русско-мокшанский словарь / В.И. Щанкина.

- Саранск, 1993. - 448 с.

Bibliography

1. Losev, A.F. Symbol / A.F. Losev // Reading-Book on Philosophy. - M., 2005.-P. 375.

2. Mishanina, V.I. The House Without Windows: Novels, Stories, Plays / V.I. Mishanina. -Saransk, 2002.-P. 133-211.

3. Shankina, V.I. Moksha-Russian Dictionary - Russian-Moksha Dictionary / V.I. Shankina.

- Saransk, 1993. - 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.