Научная статья на тему 'Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде'

Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2079
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / МЕДИАЦИЯ / MEDIATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна, Арганова Алена Николаевна

Конфликт столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В статье затронута проблема конфликтов в подростковой среде, а также дан анализ программы школьной медиации как инновационной технологии их разрешения в условиях образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School mediation resolve confl among adolescents as technology

Conflict is a clash of opposing goals, interests, attitudes, opinions, views opponents or the subjects of interaction. The article touches upon the problem of conflicts among adolescents, as well as the analysis of the program of school mediation as an innovative technology for their resolution in the conditions of educational institution.

Текст научной работы на тему «Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде»

УДК 343.95 ББК 60.542.14-422.8

и.С. бубнова

Восточно-Сибирская государственная академия образования г.Иркутск irinaz-bubnova@yandex.ru

А.н. АРГАнОВА

Восточно-Сибирская государственная академия образования г.Иркутск alena_arganova@mail.ru

школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде

I.S. Bubnovа

VSGAO Pedagogical Institute, Irkutsk

A.N. Arganova

VSGAO Pedagogical Institute, Irkutsk

SCHOOL MEDIATION RESOLVE CONFLICTS AMONG ADOLESCENTS AS

TECHNOLOGY

Аннотация: Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В статье затронута проблема конфликтов в подростковой среде, а также дан анализ программы школьной медиации как инновационной технологии их разрешения в условиях образовательного учреждения.

Ключевые слова: конфликт, медиация.

Annotation: Conflict is a clash of opposing goals, interests, attitudes, opinions, views opponents or the subjects of interaction. The article touches upon the problem of conflicts among adolescents, as well as the analysis of the program of school mediation as an innovative technology for their resolution in the conditions of educational institution.

Keywords: conflict and mediation.

Многообразное по вариантам общение детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп в условиях общеобразовательной школы часто приводит к столкновению интересов. Школьная медиация подразумевает, что мы можем сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить. В подростковом возрасте спектр необходимых навыков для обучения поведению в конфликте и его превенции становится го-

раздо шире. Появляется возможность обучать подростков для работы в качестве школьных медиаторов, или в качестве помощников школьных медиаторов (в тех случаях, когда начинающему «медиатору» необходима поддержка со стороны взрослых или более опытных учащихся). Именно в эти годы подростку необходимо научиться осознавать себя как самоценную и развивающуюся личность, которая на основании своих внутренних крите-риев способна совершать свободный и ответственный выбор. И этот выбор касается не только собственного времяпрепровождения, интересов и при-

страстий. Ребенок самостоятельно определяет свое место в жизни, определяет круг своих идеалов.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта: стороны (участники, субъекты) конфликта; условия прохождения конфликта; образы конфликтной ситуации; возможные действия участников конфликта.

Классификации конфликтов, можно выделить следующие базовые основания классификации и типологии конфликтов:

- по составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликтов (внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные и др..);

- по проблемно-деятельностному признаку (управленческие конфликты, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие и др..);

- по времени протекания конфликтов (острые и хронические конфликты; мимолетные и долговременные и др.);

- по содержанию конфликтов (содержательные или проблемные и «коммунальные» или бессодержательные);

- за тенденцией к преобразованиям и вариативностью (конструктивные и деструктивные или неконструктивные конфликты);

- по степени остроты противоречий (недовольство, расхождение, противодействие, раздор, вражда, война и др.);

- по степени интенсивности конфликтов (основные и неосновные, реалистичные и нереалистичные и др.).

В рамках каждой из названных классификаций типы конфликтов конкретизируются и определяются

виды конфликтов.

Распространенной основанием для классификации конфликтов может быть продолжительность их протекания и степень их напряженности:

- Кратковременные острые конфликты отличаются большой эмоциональной окрашенности, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих. Иногда заканчиваются тяжелыми или даже трагическими результатами. В основе таких конфликтов чаще всего лежит не столько глубина, острота противоречий, сколько проявление особенностей характера и темперамента личности. Длительные острые конфликты характеризуются глубокими, устойчивыми противоречиями конфликтующих сторон, которые контролируют свои реакции и поступки.

- Слабые за проявлением, «вялые» конфликты отмечаются в противоречиях, имеющих неострый характер, зачастую активная бывает только одна из сторон; другая не стремится найти свою позицию, избегает открытой конфронтации.

Решение конфликта может быть полным или частичным:

- полное решение на объективном уровне через преобразования объективной конфликтной ситуации. Например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;

- частичное решение на объективном уровне вследствие изменения объективной конфликтной ситуации в связи с потерей заинтересованности в конфликтных действиях;

- полное решение на субъективном уровне благодаря кардинальной смене образа конфликтной ситуации;

- частичное решение на субъективном уровне из-за ограниченной, но достаточной (для временного прекращения противоречия) изменение образа конфликтной ситуации.

Иногда для полного решения конфликтов необходимо участие третьей стороны с целью поиска решения, которое удовлетворит обе стороны. Третья сторона (арбитры, посредники или медиаторы, помощники) - индивид или группа, внешняя по отношению к конфликту, их специально подбирают и приглашают для оказания профессиональной помощи в достижении согласия и решение конфликта.

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. Особенно важной становится внедрение данной

инновации при работе с подростками, так как именно в это время у него происходит пересмотр ценностей, а вместе с тем и поиск новых авторитетных фигур, новых кумиров, новых видов деятельности. Школьная медиация позволяет вплотную заниматься проблемами ребенка, так как она ставит в центр внимания именно потребности личности.

Обучение школьной медиации полезно родителям, потому как помогает им наладить общение со своими детьми. В семье часто возникают конфликты, сопровождающиеся бурным всплеском эмоций. Если члены семьи умеют осознавать свои чувства, то такие конфликты не носят разрушительного характера, ибо в подобных ситуациях конфликт - проявление эмоциональной значимости членов семьи, их желания общаться. В таких случаях требует коррекции лишь форма их общения.

На данный момент существует три организационные модели школьной службы примирения. К ним относятся:

- «профилактическая» модель;

- «воспитательная» (педагогическая) модель;

- «сервисная» модель.

В рамках первого, «профилактического» подхода, служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. Центр школьной медиации, в этом варианте, работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения. Эффективность работы службы оценивается, в рассматриваемом контексте, по показателям: количеству и сложности проведенных программ, снижению «уровня конфликтности» в школе.

В рамках «воспитательного» («педагогического») подхода создание службы рассматривается как проявление детской активности, способ самореализации детей в позитивном ключе. Организация программ примирения выступает в качестве коллективной социально-значимой деятельности, которая формирует «воспитательный коллектив» детской службы. Он-то и считается наибольшей ценностью. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.

Таким образом, при описании «профилактического» и «педагогического» подходов мы увидели два

варианта организационного оформления службы: в качестве структурного подразделения социально-педагогического блока школьной администрации и в качестве «воспитательного коллектива» (организационно, это может быть клуб, детская организация, объединение дополнительного образования и пр.).

Третий подход - «сервисный», отличается от «профилактического» и «воспитательного» тем, что он не направлен на видоизменение детской среды. Он не сориентирован ни на задачу профилактики, ни на задачу воспитания. Его задача - удовлетворить запрос ребят предоставлением соответствующих услуг. В центре внимания подхода - фигура клиента, заказчика, которым является конкретный ученик или взрослый.

«Сервисный» подход для самоуправления вполне органичен. Вместе с тем, в рамках самоуправления может быть развёрнут и «профилактический» подход, но без подчинения службы примирения администрации школы, которое наблюдается в «административно-профилактическом» варианте. Реализация «профилактического» подхода возможна в том случае, если заказчиком службы примирения выступит не весь ученический коллектив, а ученический актив. Выборный орган с представительными функциями - школьный парламент - решает, что нужно создать службу примирения. В этом варианте, она будет реализовывать цели «профилактического» подхода. Но специфика состоит в том, что служба уже не является частью административной системы школы.

Заказчиком, в отсутствии системы самоуправления, может выступить группа инициаторов создания службы примирения - как правило, детско-взрослая команда, озабоченная ситуацией роста конфликтности в подростковой среде и готовая её изменять. Собственно, группа участников школьной жизни реализует своё право на участие в управлении школой через инициативу создания нового органа самоуправления.

Служба примирения может быть не только органом ученического самоуправления. Она может быть органом ученическо-педагогического самоуправления (заказчики - ученики и педагоги, либо ученический и педагогический активы) с совместным комплектованием из числа ребят и учителей; органом родительского самоуправления - с комплектованием из числа родителей по их же заказу. Возможны и другие комбинации, с учётом того, что органы школьного самоуправления могут быть как «раздельными», так и «совместными».

Как видим, интересы заказчика являются определяющими для характера деятельности службы. Вследствие этого, появляются различные варианты целепола-

Психология в экономикЕ и управлении 2013, №2

гания, комплектования и организации работы службы, сформированной в качестве органа самоуправления. Юным миротворцам приходится сталкиваться с различными ситуациями: от классического обзывания до серьезных конфликтов, в которые могут быть втянуты как ученики, так педагоги и родители.

Таким образом, школьная служба примирения -это еще один путь решения конфликтов в школьной среде. Основополагающими для службы являются следующие моменты:

- решение о том, как будет выглядеть «мир», принимают сами конфликтующие стороны;

- ответственность за предотвращение и поведение в конфликтной ситуации в будущем опять же берут на себя сами конфликтующие стороны;

- ребята учатся сами и показывают другим, какие стили и способы поведения в конфликтной ситуации помогают общаться лучше, легче (компетентнее и эффективнее как сказали бы взрослые);

- путь, благодаря которому педагоги и родители осваивают способы и модели конструктивного и взаимоприемлемого взаимодействия, поскольку если разобраться, то цель и у тех и у других одна - что бы дети хорошо учились, с интересом относились к школе и учебе в целом, радовались сами и радовали своих учителей и родителей.

Служба примирения - это хороший путь, хотя и незнакомый, который учит уважать себя и других и брать ответственность за свои поступки и за их последствия. Путь, который не все взрослые (которые в

сущности те же дети) готовы пройти без сомнений и колебаний.

Библиографический список

1. Абрамов Ю.В. Конфликтный процесс и составляющие его понятия. // Кентавр. - 1994. - №4. - С. 158160.

2. Бубнова И.С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07/ И.С. Бубнова [Место защиты: Иркут. пед. инт]. - Иркутск, 2004. - 157 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В.Гришина-М.:Просвещение, 2003.45 - 75с.

4. Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов [Текст] / В.Ф. Иванова - М.: ИНФРА-М, 2000, - 55с.

5. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение [Текст] / Н.И. Леонов - СПб: Питер, 2005, - 78с.

Психология в экономике И УПРАВЛЕНИИ 2013, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.