Научная статья на тему 'Актуальность подготовки будущих социальных педагогов к организации школьных служб примирения'

Актуальность подготовки будущих социальных педагогов к организации школьных служб примирения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / МЕДИАТОР / МЕДИАЦИЯ / ПРОЦЕДУРА ПРИМИРЕНИЯ / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ / REPARATIVE APPROACH / MEDIATOR / MEDIATION / RECONCILIATION PROCEDURE / SCHOOL RECONCILIATION SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верховская Елена Николаевна

В статье дается описание метода «школьная медиация», его возможностей в создании безопасного пространства и его эффективности. Метод «школьная медиация» представляет собой социальный инструмент, позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, создавая безопасную среду для всех участников учебно-воспитательного процесса. Подход базируется на концепции и практике восстановительного правосудия. В основе практики восстановительного правосудия лежит медиативный метод, отличительная черта которого состоит в передаче полномочий в разрешении конфликтов самим участникам. Показана специфика медиации правонарушителя и жертвы. Обосновывается необходимость овладения медиативными навыками студентами, будущими социальными педагогами в рамках освоения основных дисциплин в ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE SCHOOL COUNSELORS’ TRAININGS FOR ORGANIZATION OF SCHOOL RECONCILIATION SERVICES

The article contains the description of the "school mediation" method, its capabilities in foundation of safety environment and its effectiveness. The method of "school mediation" is a social instrument for prevention and resolution of conflicts creating safety environment for all participants of educational process. This approach is based upon the conception and practice of reparative justice which involves the method of mediation implicating the delegation of authorities in conflicts resolution to the sides of the dispute. The article demonstrates the mediation specifics of an offender and a victim; it proves the necessity of students and future school counselors’ trainings in mediation in the course of their professional education.

Текст научной работы на тему «Актуальность подготовки будущих социальных педагогов к организации школьных служб примирения»

УДК 37.013.42:371.13

Е.Н. Верховская

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

В статье дается описание метода «школьная медиация», его возможностей в создании безопасного пространства и его эффективности. Метод «школьная медиация» представляет собой социальный инструмент, позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, создавая безопасную среду для всех участников учебно-воспитательного процесса. Подход базируется на концепции и практике восстановительного правосудия. В основе практики восстановительного правосудия лежит медиативный метод, отличительная черта которого состоит в передаче полномочий в разрешении конфликтов самим участникам. Показана специфика медиации правонарушителя и жертвы. Обосновывается необходимость овладения медиативными навыками студентами, будущими социальными педагогами в рамках освоения основных дисциплин в ВУЗе.

Ключевые слова: восстановительный подход, медиатор, медиация, процедура примирения, школьная служба примирения

Ye.N. Verkhovskaya

FUTURE SCHOOL COUNSELORS' TRAININGS FOR ORGANIZATION OF SCHOOL RECONCILIATION SERVICES

The article contains the description of the "school mediation" method, its capabilities in foundation of safety environment and its effectiveness. The method of "school mediation" is a social instrument for prevention and resolution of conflicts creating safety environment for all participants of educational process. This approach is based upon the conception and practice of reparative justice which involves the method of mediation implicating the delegation of authorities in conflicts resolution to the sides of the dispute. The article demonstrates the mediation specifics of an offender and a victim; it proves the necessity of students and future school counselors' trainings in mediation in the course of their professional education.

Keywords: reparative approach, mediator, mediation, reconciliation procedure, school reconciliation service

В России более 15 лет развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних.

В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» (Национальная стратегия). Принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы создает на федеральном уровне принципиально новые условия для развития медиации и восстановительного подхода, развертывания широкомасштабной профилактической и коррекционной работы с целью реализации восстановительного правосудия. Фактически это государственный заказ на развитие и практическое внедрение медиации и восстановительного подхода.

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.

Медиация — это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов разрешения споров (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной

процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»). При этом медиация в корне отличается ото всех остальных методов разрешения споров — как традиционных, так и альтернативных.

Медиация — это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.

Медиация — это альтернативное разрешение споров с помощью независимых посредников, то есть медиаторов. В переводе с латинского mediator и есть «посредник». В отличие от традиционной судебной процедуры цель медиации не в том, чтобы определить правого и виноватого в конфликте, а в том, чтобы привести стороны к взаимоприемлемому соглашению. Медиатор приводит стороны к соглашению, но ни в коем случае не выносит собственного суждения о существе спора, не выдает никаких решений или заключений. То есть это процедура примирения сторон. Метод медиации имеет ряд положительных особенностей. Во-первых, созидательное решение или компромисс могут способствовать полному исчерпанию конфликта. Во-вторых, в процессе медиации присутствуют только конфликтующие стороны, их представители и медиатор

PEDAGOGICS Future school counselors' ... Ye.N. Verkhovskaya

(в отличие от судебного разбирательства, где могут присутствовать и другие персоны, а информация, которая рассматривается в процессе медиации, не может быть разглашена где-либо, даже в суде). В-третьих, восстановление или сохранение добрых отношений у сторон, то есть у них появляется реальная возможность продолжить сотрудничество либо пребывание в одном коллективе. Кроме того, медиация требует относительно малых сроков для разрешения конфликта, что также немаловажно, особенно если речь идет о школьном конфликте, где сторонам приходится ежеминутно находиться в одном учреждении.

Медиация — это примирительная процедура. Основным признаком примирительных процедур является определенная форма ведения переговоров, которая обеспечивает достижение компромисса между сторонами. Поскольку в данной статье речь идет о школьных службах примирения, представляется целесообразным несколько слов сказать об опыте примирительных процедур с участием несовершеннолетних. В качестве примера можно привести два ювенальных суда, оба — в Ростовской области. Один в г. Шахты, другой в г. Таганроге. Ювеналь-ными судами Ростовской области поддерживается идея наделения помощников судей с функциями социального работника полномочиями по осуществлению примирительных процедур между несовершеннолетним правонарушителем и потерпевшим.

Примирение — процесс, ориентированный на развитие личности. В ювенальном суде г. Шахты существует специальная комната примирений. В соответствии со ст. 61 Уголовного процессуального кодекса РФ, примирение подсудимого с потерпевшим учитывается как смягчающее обстоятельство, а в ряде случаев служит основанием для прекращения уголовного дела, что играет немаловажную роль в исправлении несовершеннолетнего и является своеобразной воспитательной мерой.

В отличие от ранее применявшихся методов социальной работы с подростками, восстановительные программы представляют собой четко выстроенный алгоритм действий и изначально определяют позицию ведущего программы, то есть медиатора, в работе с правонарушителем. Это позволяет действовать более организованно и точно знать, на какой результат нацелена работа. Проведение программ примирения требует больших сил и времени, так как работа ведется с несколькими сторонами конфликта и предполагает серию встреч. При этом, соблюдая принцип добровольности, необходимо дать ребенку время решить: согласен ли он участвовать в программе. Восстановительный подход в разрешении конфликтов между подростками явля-

ется действенным методом, так как участие в программе примирения дает возможность формирующейся личности реабилитировать себя через самостоятельное принятие ответственности за возмещение нанесенного ущерба, восстановление отношений, как с конкретным человеком, так и с социальной общностью в целом. Человек идет на мирное решение конфликта осознанно, что является профилактикой правонарушений в дальнейшем.

Восстановительные процедуры вовлекают людей в такие формы взаимодействия, которые дают возможность самостоятельно находить выход из ситуаций. В программах примирения это достигается организацией встреч «лицом к лицу» между сторонами конфликта, где медиатор создает условия для внимания к нуждам сторон.

Враждебные чувства и поведение проистекают из-за неудовлетворенности базисных потребностей в любви, защищенности. Медиатор проявляет уважение к мнению сторон, не оспаривает, и не подвергает сомнению их высказывания. Отсутствие напряженных, оценочных отношений и взаимоуважение способствует тому, что актуализируется собственная потенциальная конструктивность договаривающихся сторон. Стороны становятся способными самостоятельно понять, в чем заключаются ошибки и сложности их поведения, в чем их вклад в создавшуюся конфликтную ситуацию. При этом, благодаря отсутствию критики и осуждения со стороны медиатора, они «сохраняют лицо», не чувствуют угрозы для самоуважения. В технологии восстановительного правосудия конфликтующие стороны принято называть «обидчик» и «жертва» или «пострадавший». Медиатор — это посредник между конфликтующими сторонами, занимает при этом нейтральную позицию. Нейтральность позиции предполагает, что медиатор в равной степени поддерживает обе стороны конфликта и помогает им наладить конструктивный диалог по поводу возможного разрешения ситуации. Главное в его работе, не начинать в программе расследование, выяснять степень виновности каждого, не уговаривать участников выполнить определенные действия, а дать человеку возможность исправить ошибку, реабилитировать себя.

Медиация, которая лежит в основе работы ведущего программ примирения, представляет собой разновидность переговорного процесса. В процессе медиации сторонам предоставляется возможность самим разрешать свой конфликт. Медиатор не предлагает решение, которое они должны потом выполнять, а помогает прийти к согласию, при этом он не может нести ответственности за то, что стороны помирятся. Он отвечает за то, чтобы стороны поня-

6G

JORNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC. THE HUMANITIES

№ 2 (26) 2G15

ли предлагаемый им способ выхода из ситуации и приняли решение, хотят ли они им воспользоваться. Кроме того, на посредника возложена обязанность создать на встрече наилучшие условия для примирения. Также важно, чтобы при взаимодействии со специалистами социальных служб и другими официальными лицами, медиатор сохранил нейтральную позицию. Если стороны поняли суть программы, но приняли решение отказаться от участия в ней, необходимо уважать их право на принятие такого решения. Иногда, человеку необходимо время чтобы подумать, согласен ли он на предлагаемую работу, чтобы его ответ был осознан.

Доброжелательность, человечность, искренняя заинтересованность в оказании помощи каждому из участников конфликта, умение выдержать нейтральную позицию, не давать оценок — это идеальная модель поведения медиатора.

Медиатор использует приемы отражения чувств, перефразирование, резюмирование, учитывает ценности, эмоциональное состояние, потребности сторон. Он также должен уметь осознавать собственные чувства и в случае необходимости занимать правильную позицию, для того, чтобы установить прочный контакт с собеседником, а в дальнейшем передать ответственность за ход беседы сторонам.

Существуют обязательные критерии принятия случая на программу примирения. Во-первых: должна иметь место конфликтная или криминальная ситуация, стороны этой ситуации должны быть известны и признавать свое участие в этой ситуации (не обязательно свою неправоту). Во-вторых: участники конфликта должны быть старше 10 лет, психически здоровы, не употребляющие наркотические вещества. Кроме того, желательно, чтобы со времени конфликтной ситуации прошло не более 1-2 месяцев, иначе пережитые чувства начинают стираться (однако возможны исключения). Но не рекомендуется пытаться разрешить ситуацию в тот же день, когда она произошла, поскольку нужно, чтобы чувства сторон немного улеглись.

Процедура примирения строится поэтапно. Медиатору необходимо изучить дело с целью получения краткой информации о конфликте, описать ситуацию, историю ее возникновения, выяснить: что предпринималось и кем для погашения конфликта. Также уточняются непосредственные участники конфликта и последствия данного конфликта для них, рассматривается социальное окружение несовершеннолетних: есть ли люди, которым они доверяют, в чем ресурс, успешны ли обидчик и пострадавший в чем-либо, какой тип восстановительного правосудия и в каком порядке нужно применить. Затем медиатор организовывает предварительную

ГИКА Актуальность подготовки будущих ... Е.Н. Верховская

встречу с целью создания условий и подготовка конфликтующих сторон к примирительной встрече. Таким образом, создаются доверительные отношения с конфликтующими сторонами. Здесь медиатор получает информацию о сути конфликта со слов «обидчика» и «жертвы», актуализирует чувства у сторон конфликта, вызывает «эмоциональное освобождение». Кроме того, есть возможность получить предложения об изменении ситуации от каждой из конфликтующих сторон и согласие на примирительную встречу от «обидчика» и затем от «жертвы» (подготовить стороны к озвучиванию своих чувств противоположной стороне конфликта на совместной встрече). На этом же этапе медиатор объясняет свою роль в качестве посредника на примирительной встрече.

Далее следует непосредственно встреча с целью примирения конфликтующих сторон через поиск самостоятельного конструктивного решения проблемы. Для этого создаются условия для проведения встречи. Посредник помогает сторонам выразить свои чувства по поводу сложившейся ситуации и способствует выработке решения и формулировке достигнутых договоренностей.

На следующем этапе медиатором осуществляется контроль за исполнением договора. В случае, если условия договора не исполняются медиатор выясняет причины, помешавшие выполнению условий договора, и предлагает повторную встречу.

Результат вышеописанной примирительной процедуры должен отвечать нескольким критериям: разрешение конфликтной ситуации; снятие остроты конфликта; восстановление отношений между сторонами конфликта; удовлетворенность сторон результатом; устойчивость результата во времени.

Таким образом, восстановительное правосудие позволяет решить несколько задач:

1. Осознание обидчиком последствий причиненного вреда.

2. Принятие обидчиком обязательств по заглаживанию вреда перед пострадавшей стороной.

3. Определение участниками программы такой стратегии дальнейшей жизни, которая исключала бы криминальные способы решения проблем.

Минобрнауки России в ноябре 2013 г. выпустил Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (далее Рекомендации), в которых служба школьной медиации определяется как служба, созданная в образовательной организации и состоящая из ее работников, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Однако в Рекомендациях не указано, кто конкретно этим

PEDAGOGICS Future school counselors' ... Ye.N. Verkhovskaya

будет заниматься — учителя, педагоги-психологи или социальные педагоги. Не отмечено также, зачем педагогам (специалистам школы) проходить дополнительное обучение и брать на себя специальные функции и ответственность как медиаторов. Очень важно отметить, что согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиатор (медиаторы) — независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Такие формулировки в законодательных актах делают обязательным обучение взрослых основам медиации и умению разрешать споры с помощью этого метода. Логично предположить, что в первую очередь это касается специалистов, работающих с трудными подростками, несовершеннолетними правонарушителями. Именно им приходится искать пути разрешения этих непростых конфликтных ситуаций, которые порой становятся испытанием не только для самих участников, но и для тех, кто пытается их разрешить. В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть пять-шесть школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т. д., и именно они должны выступать посредниками при урегулировании «школьного конфликта», а также научить детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте. Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации.

Среди авторов, исследующих метод школьной медиации, очень часто встречается мнение, что деятельность школьного медиатора под силу только педагогу-психологу. Так авторы статьи «Служба школьной медиации» А.С. Кривцова и О.В. Хухлаева утверждают, что единственный, кто заинтересован сегодня в разрешении школьных конфликтов, — это педагог-психолог. Ведь к нему обращается администрация школы, педагоги и родители для разрешения конфликтов и для их профилактики. К тому же только педагог-психолог имеет реальные представления о медиации, поскольку изучал в вузе курс «Конфликтология». Однако с таким выводом едва ли можно согласиться. Во-первых, курса «Конфликтология» не достаточно, чтобы разрешать те спорные ситуации, на которые нацелен метод школьной медиации, поскольку медиация — это восстановительное правосудие в отношении детей, в том числе

совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации; во-вторых, методика работы педагога-психолога в большей мере направлена на коррекцию и стабилизацию эмоционального состояния учащегося, что, конечно, крайне необходимо, но лишь в качестве дополнительного компонента к общему методу школьной медиации.

Логичней было бы предположить, что деятельность школьного медиатора, а также организация службы школьной медиации должна осуществляться социальным педагогом, поскольку участниками конфликтной ситуации очень часто оказываются дети, относящиеся к так называемой «группе риска». Цель деятельности социального педагога — оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации. Среди задач, которые, как правило, ставит перед собой социальный педагог в школе — предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; обеспечение каждого нуждающегося в этом ребенка педагогической поддержкой. В любом случае деятельность социального педагога изначально направлена на разрешение сложной конфликтной ситуации. Кроме того, профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

Именно в школе — как одном из основных институтов социализации подрастающего поколения — профилактику безнадзорности и правонарушений среди подростков осуществляет социальный педагог. Таким образом, социальный педагог еще на стадии обучения в ВУЗе должен готовиться к медиативной работе.

Стоит отметить, что широкомасштабное создание служб медиации (примирения) определено 1 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, а в большинстве случаев основные профессиональные образовательные программы предусматривают обучение будущих социальных педагогов в общем социально-педагогическом плане, поэтому пока еще не раз-

62

JORNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC. THE HUMANITIES

№ 2 (26) 2015

ПЕДАГОГИКА Актуальность подготовки будущих ... Е.Н. Верховская

работано специальное методическое обеспечение дущий социальный педагог, еще обучаясь в ВУЗе,

по подготовке данных специалистов к организации приобретает навыки создания безопасной среды,

школьных служб медиации. благоприятной для развития личности с активной

Вышеизложенное обуславливает противоречие гражданской позицией, умеющей принимать реше-

между потребностью в целенаправленной подго- ния и отвечать за свои поступки; воспитания куль-

товке социальных педагогов к организации школь- туры конструктивного поведения в конфликте,

ных служб медиации и недостаточной разработан- в основе которого лежит признание ценности чело-

ностью научно обоснованного теоретического и ме- веческой жизни, уникальности каждой отдельной

тодического обеспечения подготовки данных спе- личности, уважение права каждого на удовлетворе-

циалистов к этому виду деятельности. ние собственных потребностей и защиту своих ин-

Приказом Министерства образования и науки тересов (но не в ущерб чужим интересам) и т. д.

Российской Федерации (Минобрнауки России) от Эти навыки и есть, в каком-то смысле, основа ме-

14 февраля 2011 года № 187 «Об утверждении про- диативного подхода. В этой связи представляется

граммы подготовки медиаторов» утверждена про- необходимым разработать и внедрить специальное

грамма профессиональной подготовки (обучения) методическое обеспечение по подготовке социаль-

медиаторов, которая является дополнительной про- ных педагогов к работе в качестве медиатора,

фессиональной образовательной программой про- а также к организации школьных служб медиации,

фессиональной переподготовки, направленной на которое более детально раскроет для будущих со-

освоение по очной форме обучения. Учитывая мас- циальных педагогов сущность применения проце-

штабность и повсеместное внедрение метода школь- дуры медиации и использование альтернативной

ной медиации, социальному педагогу необходимо процедуры урегулирования споров в правовом поле

получение базовых знаний и навыков в области ме- современного общества. диативной деятельности. Но надо сказать, что бу-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Уголовно -процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (в ред. от 4 июня 2014 г.) // СЗ

РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

2. ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» //

СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.

3. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—

2017 годы» // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: информ.-прав. портал. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111411/(дата обращения: 29.11.2015).

5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по

организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: информ.-прав.портал. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=155557 (дата обращения: 30.10.2015).

6. Колосова А.В. О развитии медиации и примирительных процедур с участием посредника // Российское право:

образование, практика, наука. — 2009. — № 9 (62). — URL: http://www.mediatorural.ru/mediacia.php? chapter=mediacia (дата обращения: 27.10.2015).

7. Кривцова А.С., Хухлаева О.В. Служба школьной медиации // Справочник педагога-психолога. Школа. —

2014. — № 2. — URL: http://www.menobr.ru/article/50519-slujba-shkolnoy-mediatsii (дата обращения 30.09.2015 г.)

8. Практика работы специалистов Пермского края, использующих восстановительные технологии в реабилита-

ции детей: метод. пос. / под ред. Ю.Б. Нечаевой, А.Н. Селищевой. — Пермь, 2008 г.40 с.

9. Соловьева С.В., Ершова Е.В. Школьная медиация как институт восстановительного правосудия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2014. — № 3 (2). — С. 212-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.