Научная статья на тему 'Сфера услуг в экономических системах: политэкономический подход'

Сфера услуг в экономических системах: политэкономический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1633
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА / СФЕРА УСЛУГ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СЕРВИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ / ECONOMIC SYSTEM / ECONOMIC SCHOOL / SPHERE OF SERVICES / HUMAN CAPITAL / DEVELOPMENT OF THE SERVICE SPHERE IN ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайкин М.М.

В статье анализируются роль и место сферы услуг в процессах трансформации экономических систем. Особый акцент делается на развитии человеческого капитала общества как условия качественного изменения в социально-экономических системах. Автором рассматривается системообразующая роль сферы услуг в хозяйственной жизни на уровне государства, предприятий, домохозяйств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sphere of services in economic systems: political-economical approach (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on the role and the place of the sphere of services in the processes of transformation of economic systems. Special emphasis is made on the development of the human capital as a condition of qualitative changes in socio-economic systems. The author discusses the central role of the sphere of services in economic life on the level of the state, enterprises and households

Текст научной работы на тему «Сфера услуг в экономических системах: политэкономический подход»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

СФЕРА УСЛУг В экономических системах: политэкономический подход

М.М. Хайкин,

зав. кафедрой экономической теории, Санкт-Петербургского горного университета,

доктор экономических наук, профессор marcmix.spb@gmail.com

В статье анализируются роль и место сферы услуг в процессах трансформации экономических систем. Особый акцент делается на развитии человеческого капитала общества как условия качественного изменения в социально-экономических системах. Автором рассматривается системообразующая роль сферы услуг в хозяйственной жизни на уровне государства, предприятий, домохозяйств.

Ключевые слова: экономическая система, экономическая школа, сфера услуг, человеческий капитал, сервизация хозяйственной системы

УДК 330.342.146 ББК 65.01

современная экономика — это совокупность функционирующих экономических систем различного вида и уровня, тем или иным образом взаимосвязанных, взаимодействующих друг с другом.

в макроэкономическом разрезе традиционно под экономической системой обычно понимают «исторически возникшую или законодательно установленную, действующую в стране совокупность принципов, правил, норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта» [1]. из этого определения следует два заключения. во-первых, любая экономическая система того или иного вида и рода представляет собой совокупность взаимозависимых экономических элементов, которые образуют определенную в обществе целостность, экономическую структуру. во-вторых, экономическая система всегда функционирует в рамках отношений, складывающихся в производстве, распределении, обмене и потреблении каких-либо экономических благ — как материальных, так и нематериальных.

экономические системы функционируют в экономической среде и, главным образом, в ее основной структурной составляющей — сфере услуг. Услуга имеет разные формы проявления, которым соответствуют и различные определения и формы их интерпретации. Услуга часто рассматривается, с одной стороны, с позиции процессного подхода, особенно в менеджменте и в маркетинге. с другой — в экономической деятельности субъектов хозяйствования как вид экономического блага — в качестве ресурса и в качестве результата трудовой деятельности в нематериально-вещественной форме. в свою очередь этот результат может быть конечным — потребляемым конечным пользователем, и промежуточным — используемым как промежуточный продукт, а также ресурс, необходимый для дальнейшего использования в производственном процессе [2].

в любой экономической системе ключевую, основополагающую роль играют производственные отношения между экономическими агентами по поводу производства, распределения, обмена и потребления. во всех экономических системах производство требует использования экономических ресурсов в форме услуг, а результаты хозяйственной деятель-

ности потребляются в форме произведенных услуг в качестве конечной продукции.

экономические системы отличаются друг от друга экономическими связями между субъектами хозяйственной деятельности, которые определяются рядом элементов — отношениями к собственности, хозяйственным механизмом, социально-экономическими отношениями, организационно-правовыми формами хозяйствования, системой стимулов и мотиваций экономических агентов. связи между экономическими агентами приобретают форму тех или иных материальных и нематериальных услуг.

в экономической науке существует множество определений понятия «услуга». в экономической деятельности, в отличие от управленческой, «услуга» — это вид продукции и поэтому является не процессом, а результатом трудовой деятельности, который создан в нематериально-вещественной форме. это объясняет и то, что финансово-экономическая оценка услуги есть оценка не процесса ее производства-потребления, а оценка результата деятельности соответствующих субъектов, производящих и потребляющих услуги.

Услуга может являться общественным и частным благом, выступать экономическим ресурсом и результатом деятельности, быть самостоятельным продуктом и выступать его составной неразрывной частью, стимулировать и сдерживать производство и потребление чего-либо, быть объектом и субъектом управления социально-экономическими системами и процессами, быть коммерческой и некоммерческой.

провести финансово-экономическую оценку услуги, как результата деятельности субъекта, нередко является весьма непростой задачей. во-первых, процесс оказания услуг нередко предшествует их финансово-экономической оценке. во-вторых, тесная технологическая взаимосвязь структурных элементов воспроизводства продукта в материально-вещественной форме, включающего услуги в качестве составных частей осложняет или делает невозможной эту оценку.

Услуги играют качественно разную роль в формировании макроэкономических показателей национальных экономик. это объясняется тем, что услуга может выступать самостоятельным ресурсом и продуктом и поэтому быть способной учитываться экономической статистикой, а может и не быть

28

© ПСЭ, 2017

таковыми — выполнять обеспечивающую роль в процессе потребления основных факторов производства или создания и поставки какого-либо продукта потребителю. Таким образом, организованный учет услуг не является абсолютно сплошным и всеобъемлющим. Это означает, что, выступая в одних хозяйственных процессах объектом, а в других — субъектом управления, услуги «растворяются», частично попадая в «теневую» экономику. Этот факт объективен и закономерен — услуги далеко не всегда абсолютно самостоятельны по отношению к другим элементам социально-экономических процессов и, как следствие, имеют независимую субстанцию. В последнем случае их нельзя исследовать в отрыве от основного ресурса или продукта.

Понятие же «экономическая система» определяется в зависимости от того, представителями какой экономической школы оно дается. Общеизвестно, что в соответствии с неоклассической экономической теорией основная проблема экономики — редкость ресурсов с позиции индивида как потребителя, а основными элементами экономической системы выступают домохозяйства, предприятия, государство. В целях рассмотрения роли и места сферы услуг в трехуровневой схеме «социально-экономическая система — сфера услуг — индивид» человек и сфера услуг искусственно выделены в качестве первого и второго уровня, по существу являющиеся элементами социально-экономической системы. Они взаимодействуют между собой, а также с другими элементами системы.

Механизм взаимопроникновения внешней среды и жизнедеятельности индивида посредством сферы услуг реализуется системой, охватывающей шесть видов взаимодействий.

1. Формирование типа поведения индивида. Под влиянием внутренних и внешних факторов становления и развития личности у индивида формируется конкретный тип поведения, характерный для него и имеющий определенные особенности. В сущности, эти факторы являются поведенческими предпосылками человека. Данная область исследований предметно находится в сферах психологии, социологии, права, политологии и т.д. — вне экономической науки. Однако, с позиции институциональной экономической теории вопросы, связанные с формированием и развитием поведения индивида, включаются в поле исследований ученых-экономистов. Многочисленные публикации зарубежных и российских ученых — представителей институционального и неоинституционального направлений экономической науки являются этому подтверждением. В частности, в последние годы получило развитие новое направление в экономике — поведенческая экономика. Она изучает влияние социальных, когнитивных, эмоциональных факторов на принятие экономических решений отдельными субъектами хозяйствования — физическими лицами, предприятиями и учреждениями во взаимосвязи с последствиями этого влияния на экономические индикаторы и показатели [3].

2. Формирование сферы услуг в рамках поведения индивида. Поведение человека обусловливает содержание и характер его взаимосвязей с внешней средой. Взаимосвязи в качестве социально-экономических взаимодействий с субъектами внешнего окружения практически реализуются в форме услуг. При этом услуги могут поставляться-потребляться в формальной и неформальной экономике, на рыночной и внерыночной основе. В соответствии с концепцией развития человека каждый вид услуги занимает особое место в развитии человека и роста качества жизни [4].

3. Влияние сферы услуг на социально-экономическую систему. Количественные и качественные характеристики услуг, посредством которых совершаются взаимодействия человека с внешним окружением: объемы и частота поставки-потребления; содержание, формы и способы предоставления и др. — оказывают непосредственное и (или) косвенное влияние на «модель» социально-экономического пространства — формы сосуществования субъектов социально-экономических систем разных типов, характер специализации и конкуренции, координации и интеграции, автономизации.

Рассмотренные связи в рамках трехуровневой схемы анализа не являются исчерпывающими. Они лишь отражают дви-

жение направления воздействия «снизу вверх», т.е. от индивида к системе и отражают надстроечные влияния на содержание экономического базиса. В действительности существуют воздействия на элементы системы в противоположном направлении — в направлении «сверху вниз» и отражающие роль экономического базиса на содержание надстроечных отношений: влияния социально-экономической системы на сферу услуг, сферы услуг на человека и социально-экономической системы на человека.

4. Влияние социально-экономической системы на сферу услуг. В настоящее время накоплен солидный научный потенциал в области исследования процессов сервизации социально-экономических систем. Он свидетельствует о том, что условия развития экономики, находящейся на постиндустриальной стадии, являются глубинными причинами ускорения темпов роста сферы услуг. «Модель» экономики определяет содержание и особенности процессов сервизации, масштабы сферы услуг, ее количественные и качественные характеристики. Тип социально-экономической системы «задает определенные правила игры» его субъектам. Он регламентирует масштабы сферы услуг и определяет ее место и роль в экономике.

5. Влияние сферы услуг на человека. Оно непосредственно связано с производством, сохранением и накоплением человеческого капитала. Существуют весьма сложные группировка и виды услуг, участвующие в процессах развития человека [5]. Эффективность участия сферы услуг в этих процессах во многом зависит как от самого индивида, так и от содержания самих услуг, ему предоставляемых, их количественных и качественных характеристик.

6. Влияние социально-экономической системы на человека. Непосредственное влияние на человека оказывает сфера услуг, косвенное же влияние оказывает то внешнее окружение, в котором он находится. Внешнее окружение индивида — это совокупность социально-экономических систем разного вида и рода: семья и домохозяйство; социум в конкретных формах проявления, зависящих от характера и особенностей жизнедеятельности человека; существующая экономическая система, институциональная среда. Внешнее окружение, как правило, влияет на индивида, его внутренний мир и, как следствие, активно участвует в формировании мировоззрения, системы ценностей, жизненных целевых установок. А это, в свою очередь, оказывает косвенное воздействие на взаимопроникновение сферы услуг и человека.

Процессы формирования человеческого капитала, его накопления и использования всегда основаны на взаимодействиях индивида с субъектами внешнего окружения. Социально-экономическая природа, сущность сферы услуг в развитии человеческого капитала состоит в том, что в самом широком, комплексном понимании она рассматривается в качестве «особого посредника» (механизма), тем или иным способом связывающего индивида с субъектами экономического пространства.

В соответствии с институциональной экономической теорией в исследовании экономических систем проводится попытка разделить организации и институты [6]. Представители неоинституциональной экономической теории особенности экономических систем обосновывают особыми механизмами координации экономических агентов, в которых формируются и реализуются системы прав собственности и контрактов, а также трансакционные издержки [7].

Весьма значительна роль сферы услуг в процессах развития человеческого капитала. Сектор услуг функционирует на всех уровнях управления экономикой. Он оказывает непосредственное и опосредованное влияние на экономические системы и, в частности, на развитие индивидуального и совокупного человеческого капитала.

В рамках функционирования и трансформации социально-экономических систем и, в частности, особого их элемента — сектора домохозяйств особое место и роль принадлежит сфере услуг.

Во всех типах экономических систем взаимодействие экономических агентов в сфере услуг происходит благодаря услугам и посредством услуг.

На базе собственности домохозяйства функционируют формальные и неформальные экономические институты, которые принимают активное участие в развитии человеческого капитала. Многие формы взаимодействия, участниками которого являются домохозяйства, формируются и развиваются на основе собственности домохозяйства. велика роль фактора собственности и в принятии решений во внутренней среде домохозяйства.

Достоверная информация о собственности домохозяйства выступает в его внешней среде особым информационным ресурсом, который используется в качестве средства труда. Субъекты внешней среды домохозяйства используют подобную информацию в процессе принятия определенных решений. в таблице 1 отражена далеко не исчерпывающая классификация субъектов внешнего окружения домохозяйства и области принимаемых ими решений. Из нее видно, что области принимаемых решений во внешней среде домохозяйства весьма обширны. «Привлекательность» домохозяйства: инвестиционная, социальная, партнерская и т.п. — факторы, определяющие характер функционирования домохозяйства в его взаимодействии с внешним окружением.

в рамках сектора домохозяйств особое значение имеют социальные взаимодействия, по сути, являющиеся специфическими социальными услугами. Эти взаимодействия характеризуются: преобладанием неформальных отношений, содержание которых трудно идентифицируется и оценивается специфическими методами; абсолютным исключением коммерческих отношений или незначительной их ролью в реализации целей участников взаимодействий; наличием признаков особой экономики внутри сектора домохозяйств: личностной природой формирования и развития социальных взаимодействий домохозяйства и его членов; нерыночной природой преобладающей доли социальных взаимодействий домохозяйств и индивидов друг с другом; распространением на многие домохозяйства всех признаков нерационального потребительского поведения; преобладанием роли статуса семьи и ее отдельных членов, принадлежности домохозяйства к определенной социальной общности, влиянием ближайшего окружения родственников, этнокультурных, исторических, других факторов внеэкономического характера.

Таблица 1

Области принимаемых решений во внешней среде домохозяйства

Виды субъектов внешней среды домохозяйства Области принимаемых решений

Государство Налоги, социальное обеспечение, кредитование, инвестирование

Поставщики продукции (в том числе услуг) Степень льготности и ужесточения условий поставки, принятие решения в области заключения договора о выполнении комплексной нестандартизированной услуги или отказа от данного решения, формирование особой политики в области работы с постоянным клиентом и др.

Некоммерческие организации Определение «своего» клиента, партнера, участника проекта и т.д.

Домохозяйства Социальные контакты различного вида и рода, социальные сети, реализация функции социализации и др.

Субъекты других государств выявление социального статуса домохозяйства для принятия решений по широкому кругу вопросов (трудоустройство, благотворительность, участие в совместных проектах, экспорт-импорт социальных услуг и т.п.)

ных отношениях и сложившейся у соответствующих индивидов системе человеческих ценностей. Социально-экономические аспекты такого взаимодействия домохозяйства с внешней средой находятся в рамках теневой экономики и поэтому формы и механизмы этих взаимодействий не являются абсолютно «прозрачными» и, как следствие, непосредственно управляемыми.

Деятельность домохозяйств в кардинально трансформируемом институциональном пространстве постоянно адаптируется к изменению социально-экономических условий. Эти формы адаптации различны. Они носят регрессивный и прогрессивный характер с присущими им различным содержанием и сочетанием внутренних составляющих и определяются множеством факторов.

Роль и место домохозяйства в экономической системе как социально-экономического института постоянно меняются в условиях трансформации формальных и неформальных институтов в России (табл. 2).

во взаимосвязи с характером и особенностями трансформационного процесса в институциональной среде вызывает особый интерес поведение трех социальных групп домохозяйств: среднего класса, «формальных строителей и регуляторов» институциональных изменений и прочего населения. Различные социальные слои общества играют свою особую роль в трансформационных процессах развития социально-экономических систем. Наличие «гремучей смеси» в системе общественных интересов, сложность состава и структуры этих интересов осложняют процедуру общественного выбора, точную оценку варианта сценария развития событий в будущем в институциональном пространстве, направление социально-экономического развития страны и регионов.

Таблица 2

Влияние трансформационных процессов институциональной среды на экономическую деятельность домохозяйства

Трансформационные процессы в экономической системе Закономерности в изменении места и роли домохозяйства в экономике Негативные тенденции в национальной экономике

Развитие продуктовых рынков (товаров и услуг), финансового рынка, рынка труда, международного рынка и др. Рационализация процесса принятия решений в условиях выбора Усиление «защитных» функций домохозяйства — выживания и адаптации в условиях низкого качества жизни

Усиление «защитной» роли государства в области частной собственности и предпринимательства Самостоятельность домохозяйства в управлении собственными доходами и ресурсами Снижение функции максимизации полезности в условиях низких значений показателей доходности домохозяйства

Перенос цент ра ответственности за судьбу индивида от государства в сторону домохозяйства Усиление роли функций домохозяйства в воспроизводстве человеческого капитала Отрицательные реалии российской мен-тальности на уровне домохозяйств (в области морали, образования, здоровья)

Домохозяйства как самостоятельные партнеры вступают в особые формальные отношения с субъектами внешнего окружения разного вида и рода: государством, организациями, физическими лицами. Эти отношения, как правило, носят финансово-правовой и (или) непосредственно правовой характер. Существуют и неформальные отношения домохозяйств с элементами его внешнего окружения. Они основаны на межличност-

Марксистской политической экономии присущ диалектический историзм. в рамках марксизма трансформация экономических систем рассматривается под углом действующей системы противоречий в качестве основы объективного движения экономики в сторону изменения способов производства [8]. Но и марксизм социально-экономический прогресс признает результатом научно-технических достижений, которые первично формируются в нереальном секторе экономики — в сфере соответствующих услуг и далее реализуются, в значительной мере, в материальном производстве.

Экономическая теория постиндустриального общества, базируясь на теории технологических укладов, сфере нематериального производства отводит особую роль. Сфера услуг в экономических системах рассматривается в качестве основной их структурной составляющей. Поскольку для постиндустриального общества — информационного общества, общества

знании, инновации и т.д. творческая деятельность выступает «тяжелой артиллерией» его развития, то уровню развития совокупного человеческого капитала и эффективности его использования следует уделять особое внимание.

В информационной экономике производство услуги и ее потребление могут не совпадать во времени. Процессы сервизации экономики начинают функционировать не только в реальном времени, но и виртуальным образом на дистанционной основе. Известное свойство услуги «неразрывность производства и потребления» деформируется и становится неабсолютным свойством, характерным для услуг вообще.

Сфера услуг выполняет координационную роль, связывая элементы экономической системы друг с другом. В экономической системе того или иного типа и уровня она играет системообразующую роль, осуществляя движение экономической системы в направлении ее развития. Последние заключения дают основания для определения одной из важнейших характеристик экономической системы — ее сервизации, которая характерна для любого типа современного общества и любой экономики независимо от национальных особенностей [9].

Сфера услуг выступает центральным звеном в решении проблемы общественного выбора, смягчения и преодоления глобальных экономических проблем, определения (с точки зрения социально-экономического развития) оптимальных соотношений плана и рынка, достижения целей роста качества жизни. В то же время с началом рыночных реформ в России

абсолютизация роли сферы нематериального производства в условиях постиндустриальной экономики сыграла «злую шутку». Это создало благоприятную почву для обоснования целесообразности сокращения и уничтожения реального сектора в национальной экономике в конце прошлого — начале нынешнего столетий [10].

Развитие экономических систем всегда имело и будет иметь материальную основу. Материальное производство есть экономический базис развития хозяйственной организации общества. Сфера же услуг при этом выполняет интеллектуальную и организационно-координирующую роль [11].

В условиях современной рыночной экономики смешанного типа, в том числе характерной и для России, государство должно эффективно регулировать хозяйство. От этого во многом зависит эффективность существующей в стране модели экономики. Следует особо подчеркнуть, что процессы государственного регулирования экономики протекают в сфере услуг и посредством соответствующих услуг. Более того, основные черты смешанной рыночной экономической системы: усиление межсекторальных, межотраслевых, межрегиональных связей, сохранение роли государства в социальной сфере, ускоренное развитие производственной и социальной инфраструктуры, гуманизация экономики, рост инвестиций в человеческий капитал, развитие креативности в трудовой деятельности, процессов информатизации и т.д. проявляются в сфере услуг и благодаря соответствующим услугам.

Литература

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

2. Хайкин М.М. К вопросу о развитии сферы услуг в современной системе экономических отношений // Европейский журнал социальных наук. — 2014. — № 2(41). — Т. 1. — С. 475-482.

3. Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. — М.: АСТ, 2013. — 625 с.; Бернстайн Питер Фундаментальные идеи финансового мира. Эволюция = Capital Ideas Evolving. — М.: «Альпина Паблишер», 2009. — 256 с.

4. Бушуев В.В., Голубев B.C., Коробейников А.А., Селюков Ю.Г. Человеческий капитал для социогуманитарного развития. — М.: «ИАЦ Энергия», 2008. — 96 с.

5. Хайкин М.М. Сервисный капитал. Германия: Изд-во LAP LAMBERT Academic Pablishing, 2011. — 402 с.

6. Нуреев Р.М. Очерки по истории институционализма. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие — XXI век»; Гуманитарные перспективы, 2010. — 415 с.

7. Коуз Р. Фирма, рынок и право: сб. статей / Пер. с англ. Б. Пинскера; науч. ред. Р. Капелюшников. — М.: Новое издательство, 2007. — 224 с.

8. Маркс К. Письмо И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 28. — С. 424-427.

9. Хайкин М.М. Сервизация экономических систем как условие и фактор развития инновационной экономики России // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭК0ПР0М-2012): труды межд. научн.-практ. конф. 24 сент. — 3 окт 2012 / Под ред. А.В. Бабкина. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2012. — С. 114-117.

10. Хайкин М.М., Крутик А.Б. Государство и бизнес в развитии экономической системы России. — СПб.: Астерион, 2014. — 220 с.

11. Хайкин М.М. Экспортно-сырьевая модель национальной экономики как основа новой промышленной политики России // Государственное регулирование экономики: политико-экономические аспекты: сб. научн. трудов 2-й межд. научн.-практ. конф. — М.: ГУУ, 2015. — С. 35-41.

характер и роль труда в сфере услуг

А.Г. Гаджиева,

соискатель кафедры политической экономии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

ag6@mail.ru

В статье рассматривается изменение характера и роли труда в сфере услуг в экономической мысли XVIII — нач. XXI вв. Проводится анализ основных тенденций занятости в секторе услуг, обосновывается необходимость развития человеческого капитала и знания, ставшего основным фактором экономического роста в современной экономике. Анализируется состояние и перспективы рынка труда в результате ускорения технологического развития и роботизации, исследуется проблематика неравенства доходов между низкоквалифицированными и высококвалифицированными работниками. Предлагается оптимальный подход для достижения экономического прогресса без ущерба для занятости в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: сфера услуг, характер и роль труда, занятость в сфере услуг, человеческий капитал, образование, экономическое неравенство, роботизация, технологическое развитие.

УДК 331.5.024.5 ББК 65.012.22

Введение. Внедрение новых технологий в результате НТР необходимость осуществления квалифицированного техниче-

50-60-х гг. XX в. способствовало применению на производстве ского обслуживания новой техники во внутренних или внешних

новейшего оборудования и техники, вследствие чего возникла сервисных службах. Усложнение всех бизнес-процессов на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.