Научная статья на тему 'Сервисный капитал в контексте человеческого капитала'

Сервисный капитал в контексте человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СЕРВИСНАЯ ЭКОНОМИКА / СФЕРА УСЛУГ / СЕРВИСНЫЙ КАПИТАЛ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / HUMAN CAPITAL / SERVICE ECONOMY / SERVICES SECTOR / SERVICE CAPITAL / SOCIETY GLOBALIZATION / INNOVATIVE PRODUCTION / INFORMATIZATION OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайкин Марк Михайлович

В статье рассматривается принципиально новое понятие «сервисный капитал» как категория современной экономики; раскрываются его природа, условия формирования и развития, типология, уровни функционирования. Особое место автор отводит процессам сервизации хозяйственных систем и роли сервисного капитала в институционализации социально-культурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service capital in the context of human capital

In the article a fundamentally new concept is considered the service capital as a category of modern economics: its nature, conditions of formation and development, typology, the levels of functioning. Author devotes a special place to the servisation processes of economic systems and the role of service capital in the institutionalization of socio-cultural environment.

Текст научной работы на тему «Сервисный капитал в контексте человеческого капитала»

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

ММ. ХАЙКИН

Марк Михайлович Хайкин — кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ по научной работе.

В 1983 г. окончил ЛФЭИ им. Н.А. Вознесенского (ныне СПбГУЭФ). Автор более 100 публикаций.

Сфера научных интересов — экономические проблемы развития социальной сферы.

^ ^ ^

СЕРВИСНЫЙ КАПИТАЛ В КОНТЕКСТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

1. Современное производство как условие развития теории человеческого капитала

Становление и развитие теории человеческого капитала связано почти с полувековой историей экономической науки. У истоков концепции человеческого капитала стояли У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс. Большой вклад в формирование теории человеческого капитала внесли зарубежные ученые: Г.С. Беккер и Т. Шульц, в ее развитие — Дж. Джекобс, А. Маршалл, Р. Патнэм, Л. Туроу и др.

С 60-х годов прошлого столетия менялись содержание категории «человеческий капитал», его компоненты. Трансформационные процессы развития социально-экономических систем обусловили постоянное развитие теории человеческого капитала, изменение воззрения ученых и практиков в области реализации концепций человеческого капитала на всех уровнях управления экономикой. Появлялись новые концепции человеческого капитала, переосмысливались старые. В нашей стране за последние два десятилетия в области теории человеческого капитала были изданы работы С.А. Дятлова, В.Я. Ельмеева, И.В. Ильинского Р.И. Капелюшникова, С.М. Климова, Б.В. Корнейчука, М.М. Критского, Л.Г. Симкиной, Л.Ш. Сулеймановой, А.А. Цыреновой, В. Щетинина и др.

Благодаря многолетним исследованиям зарубежных ученых теория человеческого капитала стала общепризнанным научным направлением, которое активно изучается в образовательных учреждениях. На базе этого направления были заложены основы других областей знаний: экономики образования, экономики знаний, экономики интеллектуальной собственности. Категория человеческого капитала в экономической науке стала исследоваться более глубоко и комплексно.

Отечественная наука теорией человеческого капитала начала заниматься с конца 70-х годов прошлого столетия. Исследования в этой области активизировались в начале 90-х годов, с момента осуществления радикальных реформ в национальной экономике.

В современном обществе сфера услуг становится одной из ключевых составляющих социально-экономических систем разных уровней и важным фактором прогрессивного развития экономики. Сервизация процессов производства и потребления связана с необходимостью определения понятия «сервисное производство», которое играет большую роль в развитии совокупного и индивидуального человеческого капитала. Под сервисным производством понимается процесс производства-потребления материальных и нематериальных услуг, который может выступать как самостоятельным экономическим явлением, так и составной частью процесса производства материального продукта.

Механизмы формирования и развития человеческого капитала функционируют в сфере сервисного производства, в которой услуги весьма разнообразны. При этом процессы производства-потребления социальных услуг особенно значимы: они непосредственно влияют на количественные и качественные характеристики человеческого капитала. В системах производственно-экономических отношений, определяющих порядок взаимодей-

ГРНТИ 06.01.05 © М.М. Хайкин, 2010

ствия хозяйствующих субъектов в рамках тех или иных формальных и неформальных правил и условий, роль услуг постоянно возрастает. Поэтому развитие теории человеческого капитала в современных хозяйственных системах связано с развитием в них сервисного производства. Национальная статистика свидетельствует о том, что доля услуг в структуре ВВП постоянно растет. В частности, за пять лет, с 2004 по 2008 г., объем платных услуг населению увеличился с 7090,6 до 16 237,7 млн руб., в том числе на душу населения — с 6913 до 16 591 руб. [13].

К концу XX — началу XIX столетия российская экономика все больше приобретает черты экономики постиндустриального общества — общества, «в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения сместился приоритет — от преимущественного производства товаров к производству услуг, а доминирующим производственным ресурсом стали информация и знания» [5, с. 97]. Уточним некоторые из них.

1. Глобализация социально-экономических процессов. Человеческий капитал становится всеобщей экономической категорией. Структурные компоненты человеческого капитала рассматриваются на мегауровне функционирования макроэкономических систем. Инвестиции в человека (в его образование и воспитание, интеллектуальное развитие, здоровье, профессиональную подготовку и т. д.) и оценка их социально-экономической эффективности сохраняют свою актуальность в межстрановом и межрегиональном разрезе функционирования социально-экономических систем разных уровней.

2. Сервизация общественного производства и потребления. Процессы сервизации экономики носят всеобщий характер: они распространяются на всех субъектов хозяйства, в том числе конечного потребителя — человека (см. табл. 1).

3. Переход России к информационному обществу. Информация в современной экономике становится важной производительной силой [4].

Таблица 1

Масштабы сферы услуг в мировой экономике

№ Страна Объем Объем Среднедушевой объем Объем услуг на 1 % занятых

п/п услуг, услуг в % услуг, кв. км. территории, в сфере

млрд долл. от ВВП тыс. долл. тыс. долл. услуг

1 США 7807 80.6 26,286 832,959 76

2 Япония 2920 68,3 22,992 7730,451 66

3 Германия 1729 69,9 20,958 4831,390 66

4 Франция 1391 75,8 23,030 2557,150 74

5 Соед. Королевство 1371 73,1 23,081 5652,816 75

6 Италия 1045 69,1 18,237 3468,937 63

7 Китай 786 31,8 0,598 82,210 29

8 Канада 672 68,7 21,199 67,398 75

9 Испания 630 66,4 15,328 1248,064 64

10 Мексика 428 69,5 4,080 216,979 58

11 Нидерланды 370 73,2 22,840 8910,080 74

12 Австралия 341 80,3 17,136 44,388 75

13 Ю. Корея 335 56 6,979 3374,499 64

14 Индия 328 51,5 0,303 99,779 23

15 Россия 310 58,9 2,177 18,155 59

Ист.: [2].

4. Инновационность современного производства [7]. Интеллектуальный потенциал экономических субъектов, человеческий фактор в процессе принятия решений (в том числе инвестиционных), наращивание социального капитала и эффективность его использования становятся определяющими факторами экономического роста. При этом ведущую роль в процессах функционирования инновационного производства играет человеческий капитал [1].

Процессы производства, развития и использования индивидуального и совокупного человеческого капитала постоянно сопровождаются процессами производства-потребления тех или иных услуг. Какие-либо нарушения, сбои в этих процессах непосредственно отрицательно влияют на процессы расширенного воспроизводства человеческого капитала. При этом сфера услуг рассматривается в расширенной трактовке. Представляется целесообразным, наряду с формальными социальными взаимодействиями, относить к услугам все те неформальные социальные взаимодействия субъектов институциональной среды, которые неоклассический взгляд экономистов (в противоположность институциональному) не относит к области экономической деятельности. Результатом таких взаимодействий часто выступают продукты труда в форме услуг, которые могут не иметь товарной формы: они созданы в результате некоммерческой деятельности субъектов взаимодействий [8].

В широком аспекте к услугам следует относить и результаты деятельности субъекта по обслуживанию им самого себя — самообслуживанию. Речь может идти о решении бытовых вопросов, самообразовании, самовоспитании, самообеспечении в чем-либо и т. п. Продукция в форме услуг есть результат не только социальных взаимодействий субъектов, но и их экономической деятельности. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, решение субъектов совершать те или иные взаимодействия само по себе есть факт сделанного ими определенного выбора в области использования собственных ограниченных ресурсов, которыми они располагают (в качестве способа решения главной проблемы экономики). Во-вторых, сам факт совершения тех или иных форм и способов социальных взаимодействий всегда связан с достижением определенных целей их участников, которые прямо или косвенно влияют на ресурсные возможности субъектов институциональной среды.

2. Природа сервисного капитала

В условиях сервисной экономики формируется особый вид капитала — сервисный капитал, функционирующий в социально-экономических системах разных уровней. Степень его зрелости характеризует уровень развития сервисной экономики и инновационного производства.

Сервисный капитал непосредственно связан со способностью и мотивацией человека производить и потреблять услуги. Носитель сервисного капитала — человек — рассматривается в единстве процессов производства и потребления. Под индивидуальным сервисным капиталом нами понимается совокупность экономических отношений, сложившихся между индивидом — носителем человеческого капитала — и какими-либо субъектами хозяйственной жизни общества по поводу формирования, развития и реализации его мотивации и способности производить и потреблять услуги. В агрегированном виде сервисный капитал в контексте человеческого капитала охватывает формирование, развитие и реализацию совокупной мотивации и способности населения производить и потреблять услуги с учетом заданных в анализе временных и пространственных рамок. Совокупный сервисный капитал общества — это совокупность экономических отношений, сложившихся между субъектами хозяйственной жизни общества по поводу производства, распределения, обмена и потребления их мотиваций и способностей производить и потреблять услуги.

В связи с наличием большого многообразия услуг, широты ассортимента способность человека их производить и потреблять очень многоаспектна и многокритериальна. Лишь при идентификации конкретного содержания и определенной формы услуги можно с достаточной точностью определить способность индивида в сфере услуг выполнять производственную и потребительскую функции.

На основании вышеизложенного целесообразно выделить уровни функционирования сервисного капитала. Данный вопрос рассматривается при условии разделения выполнения индивидом производственных и потребительских функций в сфере услуг.

В рамках процессов потребления услуг предлагается рассматривать четыре уровня функционирования сервисного капитала.

1. Сервисный капитал первого порядка. Связан с потреблением базовых социальных услуг, определяющих жизнеобеспечение существования человека (услуг питания, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения, среднего общего образования и др.). Процессы потребления этих услуг, как правило, не требуют специальной подготовки человека — их пользователя.

2. Сервисный капитал второго порядка. Также связан с процессами потребления социальных услуг, по сути потребности схожими с базовыми услугами. Но содержание и форма услуги приобретают эксклюзивный, персонифицированный и часто элитный характер. При этом от потребителя таких услуг не требуется специальной подготовки, но основы знаний, компетенций, представлений по соответствующим вопросам необходимы для точного определения соответствия той или иной услуги его потребностям (широкий спектр услуг социально-культурной сферы, ремонтно-строительные услуги под индивидуальный заказ потребителя, эксклюзивные медицинские и спортивно-оздоровительные услуги и др.).

3. Сервисный капитал третьего порядка. «Работает» на удовлетворение профессиональных и иных производственных потребностей человека и связан с оптимизацией процесса принятия его решений (услуги в области профессиональной деятельности человека и реализации его производственной функции — зависимости между количеством производимой им продукции и использованными при ее создании ресурсами в качестве факторов производства). Поэтому от пользователя соответствующих услуг требуется особая специальная подготовка профессионального характера.

4. Сервисный капитал четвертого порядка. Функционирует в рамках удовлетворения тех социальных потребностей посредством социальных услуг, которые в соответствии с мировыми стандартами принято рассматривать в качестве основополагающих в области формирования характеристик и показателей высокого качества жизни (услуг, связанных с возрастанием, сохранением и реализацией интеллектуальных активов человека). К услугам такого рода, в частности, можно отнести: услуги в области обеспечения безопасности индивида и домохозяйства; услуги, способствующие оптимизации структуры времени человека; некоторые услуги информационно-аналитического и справочно-консультационного характера. От потребителя подобных услуг для пра-

вильного принятия им решения требуются достаточный запас знаний, способностей, нередко тематическая практическая подготовка.

Сервисный капитал каждого уровня имеет подуровни, в зависимости от выделяемых критериев их классификации. Поэтому рассмотренная структуризация сервисного капитала в рамках четырех уровней функционирования носит условный характер. Однако она может быть основой для исследования ряда ключевых вопросов в области функционирования сервисного капитала, таких как:

— определение ресурсной обеспеченности функционирования сервисного капитала и оценка уровня ее использования;

— количественная оценка совокупного сервисного капитала в агрегированном виде;

— определение содержания и особенностей функций сервисного капитала на всех уровнях управления экономикой и др.

Сервисный капитал — это категория сервисной экономики, в которой сфера услуг занимает ключевые позиции и которой по темпам роста и долевым соотношениям уступает сфера материального производства. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что качество жизни населения в сервисной экономике во многом определяется количественными и качественными характеристиками производимых-потребляемых услуг, конечным пользователем которых выступает индивид [10].

Сервисный капитал является особым компонентом человеческого капитала. Он неотделим от его носителя — человека — и функционирует только в единстве с другими структурными составляющими человеческого капитала. В процессе формирования, накопления и развития сервисного капитала протекают адекватные процессы воспроизводства капитала здоровья, интеллектуального, социального, культурного капитала. Эти формы капитала сосуществуют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Понятие «сервисный капитал» до настоящего времени не применялось в социально-экономических областях знаний. С нашей точки зрения, ближе всего к нему подошли неоинституционалисты.

С. А. Дятлов с позиций институциональной экономической теории в качестве критерия классификации видов человеческого капитала определил различие в формах, в которых воплощается человеческий капитал. По его мнению, он может быть:

— живым — в виде знаний, воплощенных в человеке;

— неживым — в результате воплощенных знаний в физических, материальных активах;

— институциональным — в результате произведенных формальными и неформальными институтами услуг, удовлетворяющих общественные, коллективные нужды, — и состоящим из живого и неживого капитала [3, с. 44].

С нашей точки зрения, институциональный капитал в условиях сервисной экономики трансформируется и приобретает форму сервисного капитала. В отличие от институционального капитала, для сервисного капитала характерны некоторые отличительные особенности:

— внутренняя принадлежность к человеку, неотделимость от него, функционирование только в форме живого капитала;

— расширенный подход к сфере услуг, пронизывающей всю социально-экономическую структуру общества;

— элемент социально-экономической системы современного общества, для которого характерна сервисная экономика.

Реализация способности и мотивации человека производить и потреблять те или иные услуги всегда предполагает факт определенных социальных взаимодействий субъектов. В зависимости от содержания предоставляемой и используемой услуги требуются соответствующие запас здоровья индивида, уровень его интеллектуального, культурного развития. В этом смысле сервисный капитал следует рассматривать как производный продукт от переплетения, взаимосвязей составных частей человеческого капитала.

В последние годы были продолжены исследования в области структурных составляющих компонентов человеческого капитала. Так, А.А. Цыреновой предложена новая структура компонентов человеческого капитала. В соответствии с ней человеческий капитал включает: капитал здоровья, трудовой, интеллектуальный, организационно-предпринимательский и культурно-нравственный капитал [12, с. 10]. При этом под трудовым капиталом понимаются знания и профессиональные способности, навыки и опыт, определяющие уровень квалификации; под организационно-предпринимательским капиталом — потенциал инновационной творческой деятельности; под культурно-нравственным капиталом — признание существующих в общественной системе ценностей, культуры, этических норм, определяющих линию поведения человека по отношению к вещам, другим людям, самому себе [там же, с. 11-12]. Формулировка «культурно-нравственный капитал», с нашей точки зрения, больше всего соответствует характеру функционирования человеческого капитала. Вместе с тем, на наш взгляд, название «организационно-предпринимательский капитал» не в полной мере отражает его определение, поскольку:

— не следует отождествлять понятия «капитал» и «потенциал»;

— инновационность, творчество деятельности далеко не всегда присутствуют только в предпринимательской деятельности;

— инновационный, творческий характер деятельности присущ не только работнику, у которого развиты организаторские способности, но и работнику-исполнителю, творчески выполняющему свою работу.

Следуя концепции сервисного капитала, рассмотренные и предложенные А. А. Цыреновой составные части человеческого капитала следует рассматривать в качестве основы для развития теории сервисного капитала.

Сервисный капитал функционирует как межотраслевой и межсекторальный капитал. Его формирование и реализация связаны с развитием процессов сервисного производства, протекающих в разных сферах деятельности и формах собственности субъектов. В результате усиления межотраслевых и межсекторальных связей в сфере услуг сервисный капитал приобретает межотраслевой и межсекторальный характер.

Сервисный капитал, подобно человеческому капиталу и «обычному капиталу», способен: возрастать и уменьшаться, обращаться с большей и меньшей скоростью, создавать новую стоимость и формировать новые затраты, иметь физический и моральный износ. Рассмотрение категории «сервисный капитал» целесообразно по нескольким причинам.

1. В процессе формирования, накопления и сохранения человеческого капитала постоянно протекают процессы производства-потребления тех или иных услуг. «Потребительский набор» услуг по объему и ассортименту на уровне индивида зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются демографические характеристики человека и особенности институциональной среды. Содержание услуги, потребность в ней определяют формирование и развитие количественных и качественных характеристик человеческого капитала.

2. Функционирование сервисного капитала всегда предполагает определяющую роль человека как основного фактора производства-потребления услуги. Как и любой другой вид капитала, сервисный капитал не способен функционировать без наличия других факторов производства. Однако производственное потребление именно личного фактора производства в единстве с другими факторами создает необходимое и достаточное условие производства-потребления услуги.

3. В условиях инновационного производства сфера услуг не может прогрессивно развиваться вне эффективных стратегий инновационного управления. Сервисный капитал с этих позиций создает условие для внедрения и использования инноваций в сфере услуг.

4. Расширенное воспроизводство сервисного капитала всегда связано с инвестициями как в человека — его носителя, так и в сферу услуг в целом.

Процессы инвестирования сферы услуг предопределяют рост эффективности использования всех факторов производства услуг, основным из которых выступает человеческий ресурс. Человеческий капитал приводит в движение все факторы производства и организует их взаимодействие в тех или иных соотношениях. Эти соотношения и эффективность их взаимодействия зависят от количественных и качественных характеристик человеческого капитала.

Особый интерес вызывает вопрос о механизмах функционирования сервисного капитала в социальной сфере экономики. В рамках данной проблемы сервисный капитал следует анализировать с позиции разных классо-образующих признаков (см. табл. 2) [9].

В зависимости от содержания и качественных характеристик социальных услуг сервисный капитал имеет разные уровни функционирования. Он участвует в процессе производства-потребления: базовых услуг (услуг первого порядка); услуг по формированию и росту профессионального мастерства работника; услуг, связанных с самореализацией личности индивида и его творческих потенций.

Рассмотрим факторы, от которых зависит характер и особенности функционирования сервисного капитала.

Сервисный капитал формируется в семье. Факт рождения ребенка уже сам по себе подразумевает формирование сервисного капитала. При этом он выполняет потребительские, но не производственные функции. Сфера услуг в рамках ближайшего окружения ребенка реализуется преимущественно неформальными институтами — институтами семьи.

С детских лет, с одной стороны, в соответствии с природными процессами нормального развития человека, а с другой — при соответствующем воспитании ближайшего окружения взрослых членов домохозяйства ребенок начинает осуществлять простейшие виды деятельности. Часто они связаны с удовлетворением собственных физиологических и духовных потребностей, а также с результатами воспитания ближайшего окружения. С этого момента сервисный капитал ребенка начинает приспосабливаться к выполнению производственных функций.

С возрастом меняются: личность человека, его творческая и деловая активность, материальные и нематериальные потребности, содержание и формы взаимодействий с формальными и неформальными институтами. В соответствии с жизненными циклами человека как биокультурного существа количественно и качественно изменяются потребительские и производственные функции сервисного капитала.

На этапе наивысшей деловой и творческой активности человека в рамках производственных функций структура сервисного капитала (его компоненты и связи между ними) кардинально меняется. Следствием этого явля-

ется изменение социального статуса человека внутри домохозяйства, с одной стороны, и институциональные трансформации внешней среды домохозяйства — с другой. Характер и особенности функционирования индивидуального сервисного капитала оказывают влияние на характер и особенности функционирования совокупного сервисного капитала.

Таблица 2

Типология сервисного капитала

Признак классификации Виды сервисного капитала

Характер услуги Базовый Профессиональный Личностный

Секторальная принадлежность Коммерческого сектора Общественного сектора Некоммерческого сектора Сектора домохозяйств

Отраслевая принадлежность Бытового обслуживания Образования и воспитания Культуры Здравоохранения Физической культуры Туризма и т. п.

Формализованное^ Формальный Неформальный

Отношение к социальной сфере Социальной сферы Инфраструктурного обеспечения социальной сферы

Экономическая функция воспроизводства Производство социальной услуги Потребление социальной услуги

Уровень управления экономикой Микроуровень (уровень организации) Мезоуровень (уровень региона) Макроуровень (уровень страны) Мегауровень (уровень планетарный)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число потребителей услуги Индивидуальный Групповой Коллективный

Вид конечного продукта Собственно услуга Услуга как составляющая конечного продукта

Отношение к компонентам человеческого капитала Социальноемкий Культуроемкий Биоемкий Интеллектуалоемкий Смешанный

Отношение к экономической школе Категория институционализма Категория классической экономической теории

С возрастом человека трансформируются структура сервисного капитала, его динамика, взаимосвязи в институциональной среде. Поэтому возраст человека является базовым фактором, определяющим механизм функционирования индивидуального сервисного капитала.

Значительное влияние на сервисный капитал оказывает институциональная среда. Экономические и внеэкономические условия функционирования внешней среды домохозяйства оказывают активное влияние на потенциал сервисного капитала и особенности его использования.

К экономическим условиям относятся: характеристики качества жизни, состояние потребительского рынка, степень развитости рыночной инфраструктуры, содержание выполняемых государством социальных и экономических функций и др. К внеэкономическим следует отнести: моду, рекламу, общественное мнение, культурно-исторические традиции, национально-этнографические особенности, географическую среду, устройство политической системы государства и т. п.

3. Сервисный капитал как категория современной экономики

Состояние современного общества и характер его социально-экономического развития российскими и зарубежными учеными трактуются по-разному. Это объясняется выбором разных параметров в качестве основопо-

лагающих в определении сущностного содержания современной экономики и протекающих в ней социально-экономических процессов. Приведем некоторые определения экономики постиндустриального общества.

1. Инновационная экономика. Отдельные авторы называют инновационной экономикой форму постиндустриального развития [11]. Под инновационной экономикой (экономикой знаний, интеллектуальной экономикой) понимается такой тип экономики, которая базируется на инновациях. Инновации — главный источник экономического роста. В качестве основной деятельности хозяйствующих субъектов выступает инновационная деятельность, результатом которой является инновационный продукт.

2. Информационная экономика. Становится характеристикой развития современной цивилизации [6]. Информационная составляющая хозяйственных процессов занимает значительные позиции. Основными ресурсами и результатами производственной деятельности выступают информационные продукты и услуги.

3. Сервисная экономика. Является результатом сервизации социально-экономических процессов, пронизывающих все уровни управления экономикой (как глобальной закономерности развития современного общества).

Однако во всех случаях общепризнанным фактом является то, что социально-экономические системы функционируют в условиях постиндустриального общества. Иными словами, постулаты и ценности индустриального этапа развития общества настолько трансформировались, что их сущность стала кардинально иной.

Результаты сравнительного анализа категорий индустриальной и постиндустриальной экономики отражены в табл. 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ категорий индустриальной и постиндустриальной экономики

Категория Индустриальная экономика Постиндустриальная экономика

1. Человек Экономически-рациональный Институциональный

2. Продукт Преобладание результатов труда в материально-вещественной форме — в виде материального продукта Преобладание результатов труда в нематериально-вещественной форме — знаний, информации и т. п. в форме услуг

3. Факторы производства В качестве базовых факторов производства выступают материально-вещественные ресурсы Основным фактором производства является интеллектуальный (в том числе человеческий) капитал

4. Деньги Конечная цель экономической деятельности человека Средство достижения конечной цели экономической деятельности человека — возрастание человеческого капитала

5. Доминирующая ценность блага Способность блага повысить материальное богатство человека Способность блага наращивать человеческий капитал

6. Доминирующие взаимодействия Обмен материальными продуктами в товарной форме Обмен продуктами творческого труда как результатами высшей деятельности человека

На основании результатов сравнительного анализа категорий экономики индустриального и постиндустриального типа сформулируем сложившиеся на сегодняшний день объективные предпосылки формирования сервисного капитала как категории экономики, находящейся на постиндустриальном этапе своего развития.

1. Высшую ценность современного этапа социально-экономического развития общества составляет человек в широком аспекте — на всех стадиях воспроизводства материальных и духовных благ.

2. Основным производителем и потребителем произведенных благ является человек, при этом ценность продукта непосредственно зависит от его места в высшей деятельности человека — и как производителя, и как потребителя продукта.

3. Наиболее значимая производимая продукция выступает в форме услуги.

4. Продукция в форме услуг становится все более значимым видом экономических ресурсов.

5. Услуги как вид продукции часто являются результатом инновационной деятельности их производителя и, как следствие, носят форму новации и инновации.

6. Инновационная деятельность как производителя, так и потребителя услуги всегда связана с функционированием интеллектуального капитала, важной составляющей которого является человеческий капитал.

Сервисный капитал является категорией институциональной экономики, для которой человеческое поведение институционально, а не рационально. Оно формируется при особых сложившихся социально-экономических условиях в обществе, для которых характерны некоторые принципиальные признаки.

1. Основная форма социальных взаимодействий носит межличностный характер.

2. Значимая составляющая совокупных общественных затрат и валового продукта носит информационный характер, как следствие перехода к информационному обществу — информационной стадии своего развития.

3. Основополагающая проблема экономики — проблема редкости ресурсов — решается человеком с учетом возможностей и выгод, которые дают разнообразные формы социальных взаимодействий в результате единства и солидарности совместных действий индивидов как субъектов хозяйственной жизни. В этом смысле мы вправе говорить об особом поведении человека — институциональном поведении.

4. Основная цель поведения человека трансформируется от традиционного достижения максимизации полезности в сторону абсолютной гармонизации личности во взаимодействии ее с внешней и внутренней средой. При этом гармонизация человека абстрактна, а личности — конкретна и определенна. Поэтому ключевая поведенческая цель индивидов «размыта и неопределенна» в условиях большого многообразия жизненных ценностей, формирующихся с учетом биофизического, социокультурного состояния человека, действия факторов окружающей среды и т. д.

5. Выбор варианта человеческого поведения не определен, лишен детерминированности и поэтому носит случайный характер — в силу того, что внешняя среда и внутреннее состояние индивида подвергаются постоянному изменению. В таких ситуациях человек лишен возможности однозначно определить «алгоритм» своего поведения в виде заблаговременно спланированной определенной последовательности действий, или шагов. В условиях повышения роли социальных взаимодействий следует говорить о социальной детерминированности. Иными словами, для институционального периода развития экономики характерен случайный выбор, а не абсолютная социальная детерминированность всех поступков людей, живущих в обществе.

4. Роль сервисного капитала в институционализации социально-культурной среды

Процессы социальных взаимодействий между индивидами обусловливают производство-потребление услуг, которые предоставляются друг другу участниками социальных взаимодействий. С другой стороны, человек является поставщиком информации социально-культурной среде. Особый информационный продукт в качестве знания поставляется в социальную среду конкретным человеком как информационный продукт, полученный в результате его высшей деятельности. Как правило, высшая деятельность связана с личностными творческими возможностями человека и их реальным использованием. Информационный продукт, поступающий в социально-культурную среду, фильтруется сложившимися в обществе представлениями, которые имеют исторические, этнические, морально-нравственные и другие основы. Исполняя роль своеобразного «фильтра» информационных продуктов в качестве знания, социально-культурная среда впитывает, перерабатывает, хранит и передает последующим поколениям информацию, адекватно скорректированную сложившимся культурно-историческим условиям в обществе.

Информация может быть в качестве продукта и в качестве ресурса, в зависимости от ее отношения к участникам взаимодействий. Информация, поступающая в социально-культурную среду, изначально создается своим производителем как информационный продукт. Претерпевая какие-либо трансформационные изменения в социально-культурной среде, она выступает в качестве информационного ресурса, используемого этой средой. Конечная информация, поступающая последующим поколениям, по отношению к институциональному пространству (в данном случае — социально-культурной среде) выступает информационным продуктом, а в отношении потребителей — информационным ресурсом.

Выводы

1. В условиях сервисной экономики и инновационного производства формируется особый вид капитала — сервисный капитал. Сервисный капитал непосредственно связан с процессами производства-потребления услуг. Носитель сервисного капитала — человек — рассматривается в единстве реализации его производственных и потребительских функций. Представляется целесообразным выделить уровни функционирования сервисного капитала. Данный вопрос рассматривается при условии разделения выполнения индивидом производственных и потребительских функций в сфере услуг. В рамках процессов потребления услуг предлагается рассматривать четыре уровня функционирования сервисного капитала. В рамках каждого уровня он имеет подуровни.

2. Сервисный капитал является особым компонентом человеческого капитала. Он неотделим от его носителя — человека — и функционирует только в единстве с другими структурными составляющими человеческого капитала. В процессе формирования, накопления и развития сервисного капитала протекают адекватные процессы воспроизводства капитала здоровья, интеллектуального, социального, культурного капитала. Эти формы капитала сосуществуют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Сервисный капитал, подобно человеческому капиталу и «обычному капиталу», способен: возрастать и уменьшаться, обращаться с большей и меньшей скоростью, создавать новую стоимость и формировать новые затраты, иметь физический и моральный износ.

3. Механизмы функционирования сервисного капитала в рамках отраслевого признака следует анализировать с позиций разных классообразующих признаков. Базовым же фактором, определяющим механизм функционирования индивидуального сервисного капитала, является возраст человека.

4. Значительное влияние на сервисный капитал оказывает институциональная среда. Сервисный капитал является категорией институциональной экономики, для которой человеческое поведение институционально, а не рационально.

5. Велика роль сервисного капитала в процессах институционализации социально-культурной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / пер. с англ.; ред. и вступ. ст.

B.Л. Иноземцев. М.: Academia, 1999.

2. Горенбургов М.А., Хайкин М.М. Региональные аспекты развития сферы услуг // Вестник ИНЖЕКОНа. 2008. Вып. 3 (22).

C. 99-104.

3. Добрынин А.И., ДятловА.С., ЦыреноваЕ.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. М.: Наука, 1999.

4. Дятлов С.А., Марьяненко В.П., Селищева Т.А. Информационно-сетевая экономика: сущность, показатели, регулирование. СПб.: Астерион, 2008.

5. Заходякин И.В. Постиндустриальная экономика — что значит это понятие в современном мире? // Креативная экономика. 2008. № 1.

6. КорнейчукБ.В. Информационная экономика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.

7. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.

8. Хайкин М.М. Сфера услуг в системе воспроизводства человеческого капитала // Известия СПбУЭФ. 2007. № 3.

9. Хайкин М.М. Управление сферой услуг в развитии человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

10. Хорева Л.В. Сфера социальных услуг: формирование и направления регулирования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.

11. Цветков В.А., Моргунов Е.В., Илларионов Н.В. Инновационная экономика как форма постиндустриального развития // Промышленная политика Российской Федерации. 2008. № 1. С. 24-42.

12. Цыренова А.А. Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.

13. URL: http://sml.gks.ru/digital/region11/default.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.