Научная статья на тему 'Сфера деятельности человека как источник формирования метафорических образов'

Сфера деятельности человека как источник формирования метафорических образов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
282
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНЫЙ ТЕКСТ / ОЦЕНКА / МЕТАФОРА / ПОТЕНЦИАЛ / ЗАИМСТВОВАНИЕ / ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ / НЕОЛОГИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ананченко Ольга Георгиевна, Авджан Флора Вазгеновна

В статье представлен анализ используемой в современных газетных текстах переосмысленной лексики, источником формирования которой является сфера кулинарии. Цель работы показать ассоциативно-синонимическое соотношение слов, употребляемых в сфере культуры, экономики, политики с одной стороны, и кулинарии с другой. Сделан вывод о формировании метафор-неологизмов на страницах печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сфера деятельности человека как источник формирования метафорических образов»

УДК 050

ББК 76.120.4

А 64

Ананченко О.Г.,

Авджан Ф.В. Сфера деятельности человека как источник формирования метафорических образов

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье представлен анализ используемой в современных газетных текстах переосмысленной лексики, источником формирования которой является сфера кулинарии. Цель работы - показать ассоциативно-синонимическое соотношение слов, употребляемых в сфере культуры, экономики, политики - с одной стороны, и кулинарии - с другой. Сделан вывод о формировании метафор-неологизмов на страницах печати.

Ключевые слова:

Г азетный текст, оценка, метафора, потенциал, заимствование, источник формирования, неологизм.

Ananchenko O.G., Avdjan F.V. Field of activity of the person as a source of formation of metaphorical images

Abstract:

The paper presents the analysis of the rethought lexicon used in modern newspaper texts the source of formation of which is the sphere of cookery. The purpose of work is to show an associative - synonymic correlation of the words used in sphere of culture, economy and a policy, on the one hand, and cookery, on the other. It is inferred that metaphors - neologisms are formed on pages of press.

Key words:

The newspaper text, an estimation, a metaphor, potential, borrowing, a source of formation, a neologism.

Анализ современных газетных текстов показывает, что в них наблюдается тенденция к использованию метафорических образов, источником формирования которых является лексика, относящаяся к кулинарной или поварской деятельности, а также к процессу принятия пищи. «Кулинарная» метафора имеет различную тематическую направленность. Но значительная продуктивность данной метафоры наблюдается в текстах, освещающих сферу культуры и телевидения. В этом факте есть своя закономерность. Так как обе эти сферы связаны с процессом приготовления чего-либо, то происходит активное заимствование кулинарной лексики и переосмысленное ее использование в газетных текстах на тему культуры и телевидения. Тем самым специальная лексика, используемая в сфере культуры и телевидения, находит свое отражение в ассоциативно-синонимическом ряду слов из сферы, связанной с кулинарной деятельностью. Рассмотрим соответствие слов (из числа самых распространенных) по их значению из сферы культуры и кулинарии: спектакль/номер/программа - блюдо; поставленный спектакль - приготовленное блюдо; главный номер программы - фирменное/главное блюдо; посмотреть телепередачу -проглотить познавательный продукт; интересно сыграть, сделать - вкусно подать; играть ярко и выразительно - сочно; навязывать что-либо - закармливать; сочетание чего-либо - коктейль; снабдить в изобилии - нашпиговать; сделается - сварится;

программа концерта - меню. Это соответствие ярко прослеживается в следующих примерах: Сценарий был крайне сырой... (КП, 12.09.03); ... свежеиспеченный ведущий непременно должен быть звездой... (КП, №12, 2004); Заварили перловую кашу - заголовок (Изв., 31.03.04); ...дешевая пластмассовая музыка, которой закармливают нашу

молодежь, превращает ее в быдло (АиФ, №44, 2003); ...для того чтобы широкая аудитория проглотила познавательный продукт, он должен привлекательно выглядеть (Изв., 12 09.03); Он (И.Штраус - О.А) придумал «Коктейль» из концертов, танцевальных вечеров, променадов и ужинов (Изв., 16.03.04); Каким бы еще подтекстом нашпиговать, какой аллюзией поперчить? (Изв., 18.03.04).

Тотальная приватизация, бесконтрольный дележ экономически выгодных объектов в стране способствовали активизации в газетных текстах на тему экономики метафорических слов и выражений кусок, ломоть, пирог экономики, дающих негативноироничную оценку данным процессам. Это видно из следующих примеров: Если кого-то и винить, то не столько тех, кто получил кусок мяса, сколько тех, кто сидел на раздаче (АиФ, №48, 2005); ... политика государства обеспечивается чередованием правых и левых правительств, которые ... и делят «пирог» экономики (АиФ-Юг, №44, 2003); ... весьма жирные куски собственности бывшие чиновники положили себе в тарелку сами (АиФ, №48, 2005); Власть не заинтересована увести из страны значительный ломоть авиационного рынка (АиФ, №48, 2005).

«Кулинарная» метафора также встречается в текстах на тему политики:

... прикормленные властью идеологи укрепляют народ. Дескать, не смолол он еще той муки, из которой можно испечь демократический пирог (АиФ, №44, 2005).

Как показывают наблюдения, наряду с давно известной переосмысленной «кулинарной» лексикой (изложенной выше), в газетных текстах появляются метафоры-неологизмы, которые, прежде всего, активизируются в статьях на тему культуры. Приведем примеры: Ту самую «перчинку» могли бы внести двойники Шуфутинского (КП,

14.11.03); Моей задачей было просто вкусно эту роль подать (КП, №23, 2004); ... Муравьева играла слишком сочно для образа... (КП, №23, 2004); Представьте, за шесть лет я не получил ни одной роли... Меня выдерживали. Посадили в засол, как они говорили (КП, №7, 2004).

Наблюдения показывают, что популярной и модной в текстах данной тематики становится метафора блюдо, под которой понимаются эстрадные песни, классические произведения, концерты, спектакли. Примеры:

... Новиков, чьи песни когда-то были лакомым блюдом для цензоров, выступил, в сущности, за цензуру (КП, №10, 2004); Так что уже на концерте - открытии было ясно, что главное блюдо программы - ... Концерт для двух роялей и «Симфония» Берио (Изв,

27.03.04); На десерт будет подано международное блюдо: спектакль «Дитя-гигант». (Изв., 12.09.03); ... ждут фирменного блюда - концерта. В ожидании начала посетители читают меню. В разделе «специалисты» - особые блюда: история выступлений семейного оркестра Иоганна Штрауса-отца (Изв., 16.03.04).

Новые метафоры проникают в тексты на тему экономики: Большинство граждан... готовы поменять демократические свободы на более наваристый суп и «порядок» (АиФ, №2, 2004); Народному герою Роману Абрамовичу - 13 миллиардов с Чукоткой на гарнир, а самому народу - новые ЖКХ, новые цены на жилье, бензин, страховку (АиФ, №46, 2005).

Наблюдаются случаи использования известных метафор в новых словосочетаниях:

. общая линия на продолжение реформ, пусть и с олигархическим привкусом, выдерживается (АиФ, №45, 2003) - ранее известные выражения: привкус успеха, привкус скандала.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: источником

формирования метафорических образов становятся ранее не столь популярные сферы человеческой деятельности; наряду с использованием давно известных «кулинарных»

оценочных метафор, в современных газетных текстах происходит процесс образования метафор-неологизмов; эмоционально-оценочный потенциал «кулинарной» метафоры позволяет ей (равно военной, спортивной, медицинской и др.) ярко и объективно отражать процессы, происходящие в обществе (особенно в сфере политики и экономики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.