Научная статья на тему 'Северокавказские профсоюзы и их роль в культурной жизни в 1920-е годы -'

Северокавказские профсоюзы и их роль в культурной жизни в 1920-е годы - Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северокавказские профсоюзы и их роль в культурной жизни в 1920-е годы -»

благодарность за поистине неоценимые сведения о семье Парамоновых, о судьбе крупного книгоиздателя, оставившего столь заметный след в истории российского книжного дела.

Научная библиотека Ростовского государственного университета собирает и бережно хранит издания < «Донской речи», ставшие сегодня библиографической редкостью.

Литература

1. Кошеверова С.В., Тарасова М.Н., Бондарева Т.В. Каталог издательства «Донская речь» Н.Е. Парамонова в Ростове-на-Дону. Ростов н/Д, 1999. С. 139 -159 (отзывы печати о книгах издательства «Донская речь»).

2. Пролетарская революция. 1927. № 5. С. 231.

3. Лидин В.Г. Друзья мои - книги. М., 1976. С. 324.

4. Баторгин М.П. Перед судом царского самодержавия. М., 1964. С. 215.

5. Будницкий О.В. История «Народной воли» в идейной борьбе первой российской революции // Революционеры и либералы. М., 1990. С. 274.

6. Отзыв о «Каталоге...», присланный по факсу Е.Н. Парамоновым (сыном Н. Парамонова) из США (Лос-Анджелес) 21 апреля 2000 г.

7. _ Будницкий О.В. «Досье» на Парамонова. От Ростова

до Лос-Анджелеса // Иностранец. 2002. № 8.

8. Из письма Е.Н. Парамонова к С.В. Кошеверовой. 15 мая 1993 г. США. Лос-Анджелес.

Зональная научная библиотека Ростовского государственного университета 4 марта 2003 г.

© 2003 г. С.А. Чупрынников

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ ПРОФСОЮЗЫ И ИХ РОЛЬ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В 1920-е ГОДЫ

Известный ленинский тезис о превращении профсоюзов в воспитателей широких масс трудящихся давал возможность трактовать его довольно широко. С первых дней установления советской власти в деятельности профсоюзных организаций основными становятся «несвойственные» им в определенной мере функции и задачи: проведение кампаний и акций (недели, декадники, месячники транспорта, фронта, больного и раненого красноармейца и т.п.), ликвидация неграмотности, создание системы производственно-технического и профессионального обучения, организация клубной, библиотечной, кружковой, политико-просветительной, агитационно-пропагандистской и культурно-массовой работы. Все это превратило профдвижение, по выражению Л.Д. Троцкого, в «агитационно-мобилизационные организации» [1]. Эти «несвойственные» функции и задачи профсоюзов были необходимостью, особенно в 20-е гг., но одновременно стали и их бедой.

Деятельность профсоюзов Северного Кавказа (Дона, Кубани и Ставрополья) по формированию социалистической культуры в целом, воспитанию, просвещению и подъему культурного уровня масс в частности представляет большой исторический интерес. Выполненные по этим вопросам работы [2] освещают и раскрывают отдельные стороны проблемы, а имеющийся огромный фактический материал в Государственном архиве Ростовской области (6,5 тыс. единиц хранения фонда р-2287 - документы Северо-Кавказского краевого совета профессиональных союзов, многие из которых еще не вводились в научный оборот), безусловно, представляет богатейшее поле деятельности для исследователей.

После Октябрьской революции профсоюзы, став в результате жесткого прессинга РКП(б), «коммуни-

стическими по существу», взяли на себя огромную долю черновой работы по культурно-политическому воспитанию масс. В ней они исходили из ленинского указания о невозможности «ставить просветительную работу вне связи с политикой» [3].

На первый план выдвинулось участие профсоюзов в различных политических кампаниях, организацион-, но-идеологическое обеспечение выполнения мероприятий, проводимых партией и советским правительством, развитие самодеятельного (до определенных рамок) творчества трудящихся, интернациональное, атеистическое воспитание, утверждение ценностных ориентаций идеологии социализма.

Это реализовывалось через широкую практику лекций и бесед, коллективных читок газет, журналов и другой литературы. Важное место заняли праздники труда, лекции-концерты, «живые» газеты на революционные темы, в которых принимали участие не только энтузиасты художественной самодеятельности, но и присутствовавшие на них рабочие. В проводившихся в это время «неделях» укрепления профессионального движения обязательными были собрания,* на которых наряду с вопросами истории, теории и практики профдвижения делались доклады о политико-просветительских задачах.

Революционный порыв и энтузиазм культработы профсоюзов в первые месяцы советской власти проявлялся в желании и попытках охватить все сразу. Характерна в этом отношении резолюция I конференции секретариатов и представителей правлений профсоюзов Армавирского отдела от 28 декабря 1920 г.: «Стремиться как можно скорее открывать рабочие клубы, в которых устраивать лекции, рефераты, собеседования, создавать библиотеки и читальни, но от-

нюдь не увлекаться постановкой•спектаклей и кустарной кружковщиной. Театр должен быть использован как агитационное и просветительное средство, подбор пьес должен соответствовать тем задачам, которые стоят перед рабочим классом; Перед каждым спектаклем должен быть прочитан реферат о значении автора и той пьесы, которая ставится. Необходимо устройство изб-читален и передвижных библиотек» [4]. В практике культработы видное место в это время занимают митинги, собрания, цель которых -наибольший охват масс. Темрюкское бюро профсоюзов в своем докладе о культурно-просветительской деятельности от 29 ноября 1920 г. сообщало: «Митинги устраиваются 2-3 раза в неделю. В местном театре еженедельно митинги-спектакли, в большей своей части бесплатны для членов профсоюзов» [5]. Аналогичную картину отмечал в г. Екатеринодаре уполномоченный Всероссийского союза металлистов Филиппов в августе 1920 г: «Профсоюз нарсвязь провел 2 митинга (160 чел.), металлистов — 1 митинг (300 чел.), строителей - 8 митингов (960чел.), пищевиков - 3 митинга (270 чел), водников - 3 митинга (1200 чел.)» [6].

Массовой и действенной формой являлись общие собрания рабочих. Популярной их* разновидностью были так называемые беспартийные конференции. Успехом пользовались и агитационные суды - театрализованные «судебные» разбирательства, на которых публично критиковались или одобрялись различные явления жизни. Во многих рабочих клубах, избах-читальнях регулярно ставились устные или «живые» газеты. Обычно они включали в себя несколько разделов: передовую, посвященную важнейшим событиям текущего момента, политический фельетон, раздел революционной поэзии, хронику культурно-просветительной работы, вопросы и ответы.

Организация культурного досуга шла по линии развития кружковой работы. В 1920-е гг. количество кружков быстро росло. В 1926 г. по всем клубам Северо-Кавказского края их насчитывалось 1362, в 1927 - 1704, а в-1928 - уже 2213. Преобладающими, даже, можно сказать, подавляющими среди них являлись хоровые, музыкальные, драматические и физкультурные. Драматические кружки имелись в 90 % клубов, музыкальные - в 70 %, физкультурные - в 65 %.

Рабочие клубы организовывали различные агитационные кампании: недели фронта, больного и раненого красноармейца, борьбы с топливным кризисом, эпидемиями, помощи голодающим, развертывали наглядную агитацию, проводили профдни, экскурсии, ставили спектакли, инсценировки и т.д. В сентябре -ноябре 1924 г. только в клубах г. Краснодара было проведено 114 профдней, 23 вечера, 87 спектаклей, 30 концертов, 5 выставок, 30 детских спектаклей, 10 лекций, 14 киносеансов: всего 446 различных мероприятий, которые посетило 66 754 человека [7].

Особое место в культурно-политическом воспитании трудящихся занимали театры, музеи, кино. Большинство из них стали бесплатными. На профсоюзы легли обязанности по распределению билетов в театры, концертные залы, организации экскурсий в музеи и на выставки.

С началом нэпа была разрешена аренда театральных учреждений. К концу 1921 г. большинство театров и кинотеатров перешли в ведение различных организаций и частников. И как следствие, которому особенно способствовало последнее обстоятельство, — проникновение на драматическую и эстрадную сцену откровенной халтуры. С 1922 г. на местах стали работать репертуарные комитеты из представителей по-литпросветов, политконтроля ГПУ, профсоюза Рабис, которые контролировали постановки, утверждая репертуар.

Основой репертуара народного театра стали произведения сценической классики: А.С. Грибоедова, А.Н. Островского, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, Лопе де Вега, В. Гюго, Ж.-Б. Мольера и др. Ставились также первые советские спектакли: «Пугачевщина» Тренева, «Слесарь и канцлер» Луначарского.

Время начала 1920-х гг. вызвало к жизни новые театральные жанры. Очень популярной стала родившаяся в годы гражданской войны короткая пьеска-агитка на злободневную тему. Повсеместно появились агитационно-эстрадные коллективы «синей блузы». Росла музыкальная культура.

Большое внимание профсоюзы уделяли развитию кино. В восстановительный период на Северном Кавказе число киноустановок постоянно возрастало, и к 1927 г. их насчитывалось около 400. Кино занимало львиную долю в культурно-массовых мероприятиях профсоюзных культучреждений. В летнее время под киносеансы отводилось 20 - 25 дней в месяц. Только в августе 1927 г. в Северо-Кавказском крае было проведено около 1400 киносеансов с охватом 655 тыс. человек. В условиях нэпа в погоне за прибылью на экраны хлынул поток продукции частных отечественных фирм и зарубежных кинолент, прообразов современной западной кинопродукции: «Сорви голова», «Леди-бандитка», «Ночной экспресс», «Жрица греха и смерти», «Пять ночей безумной страсти» и т.п. Первые советские фильмы, которые увидел массовый зритель, были революционного содержания: «Арсен Джорджиашвили», «В тылу у белых», «Крест и маузер», «Степан Халтурин», «Его призыв». Они пользовались большим успехом у пролетарских масс. Популярными были «Красные дьяволята», «Аэлита» и одна из первых советских комедий «Папиросница от Мос-сельпрома».

Сложности распространения кинодела заключались в высокой прокатной цене кинолент, нерегулярности снабжения картинами, конкуренции частных кинотеатров. Северо-Кавказским крайсовпрофом были определены максимальные расценки за пользование фильмами. Стоимость билета для рабочих устанавливалась в 10 копеек.

После прекращения в 1925 г. практики сдачи в аренду зрелищных учреждений театры и кино полностью перешли в ведение политпросветов и профсоюзов.

Во второй половине 1920-х гг. киноэкран прочно завоевала продукция советских студий. С успехом демонстрировались полюбившиеся массам фильмы «Броненосец Потемкин», «Потомок Чингиз-хана»,

«Дом на Трубной», «Мятеж», «Мать». Начали демонстрироваться и научно-популярные фильмы «За урожай», «Железная лошадь» и др.

Разруха в народном хозяйстве, трудное материальное положение,в восстановительный период оказывали существенное влияние на посещаемость клубов, театров и кино. В среднем, в расчете на каждые 10 тыс. членов профсоюзов посещаемость клубов упала с 250 человек в 1921 г. до 199 в 1922 г. [8]. Профсоюзы исправляли ситуацию, предоставляя льготы и обеспечивая бесплатное посещение культурных учреждений рабочими. Такая направленность в деятельности профсоюзов вызывала противодействие со стороны полит-просветовских структур. Последние в условиях нэпа получали свой доход от функционирования кинотеатров и цирков и поэтому пытались ограничить увеличивающееся число льготников - представителей рабочих (так называемой «рабочей полосы»),

В октябре 1924 г. ВЦСПС совместно с Главполитпросветом разработал «Устав рабочего клуба». Основная его идея - сплочение рабочих и выработка у них «классового самосознания», усиление «коммунистического воспитания», искоренение традиций, навыков, понятий буржуазной идеологии.

После XIV съезда ВКП(б), принявшего специальную резолюцию «О роли профсоюзов», в которой настойчиво требовалось превращение клубов в центры прежде всего политического воспитания масс, профсоюзам вменялось в обязанность шире использовать массовые формы политико-просветительной работы как приводные ремни от партии к массам. Однако Северо-Кавказские профсоюзы придерживались точки зрения, которую можно характеризовать как практически противоположную: «...не насаждать культуру и не перегружать рабочего политическим просвещением». В резолюции 2-го краевого культсове-щания (1926 г.) давалась следующая установка: «Улучшение содержания культработы не должно означать превращения ее в учебу, а клубов - в учебные заведения. Предстоящий период должен пройти под знаком дальнейшей организации отдыха и развлечений» [9]. Такая постановка вопроса не находила понимания со стороны партийных организаций. С усилением в них сталинского крыла «улучшением» культработы считалось насыщение ее политико-идеологическим аспектом. Армавирский окружком ВКП(б) в декабре 1927 г., заслушав отчет окружного совета профсоюзов, указал на слабость политического воспитания масс и обязал усилить его за счет сокращения культурно-увеселительных мероприятий [10]. На это же обращал внимание и Кубанский окружком партии [11]. А XIII Донская окружная партийная конференция (1927 г.) вынесла решение поставить культработу в центр внимания партийных и профсоюзных организаций и рассматривать ее не как «узко специальный, а основной вид массовой работы профсоюзов» [12].

Индустриализация и последовавшая за ней коллективизация придали всей культурно-просветительной работе профсоюзов еще большую политическую направленность. Культработа стала перестраиваться

на основе партийного лозунга «лицом к производству». От профсоюзных организаций требовалось проведение мероприятий «по коммунистическому воспитанию в тесном сочетании с политико-просветительной работой и вовлечением широких масс трудящихся в социалистическое строительство» [13].

1 апреля 1929 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О культурно-просветительной работе профсоюзов». В нем особо подчеркивалось, что в культ-просветработе профсоюзов основное направление -разъяснение массам политической линии партии, воспитание социалистического отношения к труду. В мае 1929 г. в русле этого постановления бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) рассмотрело вопрос «О культработе профсоюзов» [14]. Требование перестройки ее оформилось в решение обязать профсоюзы организовать на предприятиях профколлективы (по принципу агитколлективов) и предусмотреть значительное увеличение в клубной сети кружков и курсов политико-воспитательного и производственного характера.'

Клубы стали активно проводить те мероприятия, которые прежде всего мобилизовывали массы на выполнение промфинплана и воспитывали социалистическое отношение к труду.

Центральной фигурой в культучреждениях становится ударник производства. В клубах начали устраиваться галереи портретов лучших передовиков с описанием их производственных побед, для них выделялись специальные ложи и ряды в зрительных залах. Широко распространяются вечера-встречи ударников и старых кадровых рабочих, посвященные отдельным хозяйственным и политическим вопросам. Резко возросло количество лекций по политической тематике. По данным 109 клубов, только за 3 месяца 1933 г. их было прочитано свыше 1000. Одновременно клубные учреждения больше внимания стали уделять организации культурного досуга. В некоторых клубах Ростова, Краснодара и Ставрополя распространилась такая форма его, как базы однодневного отдыха для лучших ударников.

В исследуемые годы профсоюзы активно работали и по такому направлению, как интернациональное воспитание. Распространенной формой в нем были интернациональные конгрессы, к подготовке и проведению которых привлекались сотни рабочих. В ходе их изучалась история революционного движения отдельных стран, зарождались и крепли интернациональные связи. Делегатами таких конгрессов могли быть только ударники производства. В результате одного из интерконгрессов на шахте им. Артема в Шахтинском округе была установлена связь с американскими шахтерами из Пенсильвании.

Надо отметить, что северокавказские профсоюзы имели довольно широкие связи с рабочими организациями многих стран. В крае побывали рабочие делегации из Австрии, Германии, Франции, Италии, Португалии, Швеции, Бельгии, Швейцарии. В 1929 г. край посетила по линии союзов рабочая делегация даже из далекой Австралии. Прочные, дружеские от-

ношения установились с Союзом красных фронтовиков Германии. Эта организация считала Северо-Кавказский крайсовпроф своим шефом и получала от профсоюзов края большую помощь. Заместитель председателя союза Вилли Леов был приглашен для участия в работе IV краевого съезда профсоюзов. Результатом усиленного внимания интернациональному воспитанию явился тот факт, что только на предприятиях Ростова в 1931 г. было организовано 14 кружков по изучению иностранного языка. В них обучалось 195 членов профсоюзов, из которых 129 были рабочими [15]. •

Став коммунистическими по существу, профсоюзы не могли быть в стороне от взаимоотношений с церковью. К осени 1926 г. в Северо-Кавказском крае имелось свыше 1800 церквей, 909 сектантских групп, 1644 мечети, в которых несли службу 8,5 тыс. священнослужителей. В горах жили 20 шейхов, 70 тыс. человек считали себя мюридами.

Если в начале и середине 1920-х гг. профсоюзы не занимались активно атеистическим воспитанием, считая его делом партийных органов и союза безбожников, то с развертыванием массового колхозного движения и перестройкой культурно-воспитательной работы этот участок становится одним из основных в их деятельности. В основу было положено ленинское указание о том, что «наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма» [16]. Профсоюзные организации нацеливались на проведение наступательной атеистической пропаганды, формирование кадров воинствующих антирелигиозников. При куль-тотделах окружных совпрофов выделялся специальный платный инструктор по антирелигиозной работе, а в первичных профячейках создавался широкий добровольческий актив. В программу краевой профшколы включалось не менее двух занятий в декаду по теме: «Антирелигиозная работа на предприятиях». Профсоюзным комитетам рекомендовалось усилить контроль за расходованием средств, отпускаемых на антирелигиозную пропаганду, не допуская их использования не по назначению. Использовались различные формы, а содержание проводимых мероприятий наполнялось советскими ценностными ориентациями. Наиболее широкое распространение в это время получило проведение в профсоюзных клубах антирож-дественских и антипасхальных кампаний, проходивших под непосредственным руководством районных комитетов партии. В дни этих религиозных праздников профсоюзные клубы работали до трех - пяти часов утра, проводя в противовес церковным службам «новые» советские обряды, выступления «живых газет» и т.д. Зачастую это происходило более чем навязчиво, попирало морально-нравственные устои менталитета народа. Показательной в этом отношении представляется программа проведения антипас-хальной недели в одном из крупнейших ростовских клубов — профсоюза работников общественного питания имени Лозовского. Неделя проходила с 6 по 16 апреля 1927 г. Во время нее в целях «разъяснения классового содержания религиозной обрядности и отвлечения

широких масс от участия в ней» планировалось создать при клубе ячейку союза безбожников и постоянный уголок безбожника, организовать в библиотеке выставку антирелигиозной литературы, выпустить специальный номер стенгазеты, провести агитацию за подписку на антирелигиозную литературу, собрать средства на постройку самолета « Безбожник».

При всей надуманности и навязчивости проводимой работы, с административно-командным ее обеспечением, нужный результат все же был налицо. Быстро росла численность союза воинствующих безбожников, усиливался авторитет этой организации, созданной в 1925 г. Если в 1928 г. в ней состояло 18 тыс. членов профсоюза, то в 1931 г. их было 210 тыс.

Особое значение придавалось участию профсоюзных организаций в перевыборных кампаниях Советов, их «чистках». В последнем профсоюзы Дона, Кубани и Ставрополья в первой половине 1920-х гг. старались не принимать участия. Например, в июле

1925 г. Кубокрсовпроф разослал председателям окружных правлений предписание, в котором предлагал «не принимать никакого участия в комиссиях по чистке Советского аппарата, а также никакого согласия на чистку не давать и своих представителей ни на какие заседания комиссий по чистке не посылать» [17]. Со второй половины 1920-х гг. вопросы перевыборов Советов постоянно находились в поле зрения окружных союзных органов. Ими проводилась громадная организационная и политико-массовая работа. Так, во время перевыборной кампании 1928 - 1929 гг. Северо-Кавказский крайсовпроф обсудил сначала ее значение на краевом оргсовещании, а затем - неоднократно на заседании президиума. В целях контроля за ходом работы краевыми органами было проведено обследование 11 окрсовпрофов и заслушаны доклады 4 краевых правлений союзов и 14 ФЗМК. Для непосредственного проведения выборов 5 работников аппарата КСПС были посланы в округа. Аналогичную работу проводили все профсоюзные организации, вплоть до первичных. 1

К подготовке перевыборов активно привлекались профсоюзные клубные учреждения, красные уголки. Союзными организациями практиковалось распространение изданных типографским способом сценариев по перевыборной тематике, выпуск кино-лозунгов о задачах профсоюзов в этом деле. Так, крайсовпроф выпустил для клубных драмкружков инсценировки «Чутье пролетарское» и «Отчет горсовета» тиражом по 400 экз. каждая.

В ходе кампании организовывались переклички союзов и вызовы их друг друга на лучшее проведение перевыборов. Для участия в перевыборах сельских советов профсоюзы посылали своих членов в деревню. В одну из кампаний только из Ростова и Краснодара было послано 140 чел. Особую активность приобрела эта работа после принятия в октябре 1930 г. соответствующего постановления Президиума ВЦСПС [18]. Уже в 1931 г. в перевыборах советов участвовали 52 бригады, сформированные крайсовпрофом, и 130 — краевыми правлениями союзов. Активно работали

профсоюзные организации в комиссиях по выявлению так называемых лишенцев (не имевших избирательных прав). Только в 10 крупных городах края ими было создано при избиркомах 942 таких комиссии, а в краевом центре на обувной фабрике им. Микояна выявлено 100 человек лишенцев.

В последующие годы, начиная с 1930-х, перевыборы советов - необходимый и обязательный элемент высокой политической активности профсоюзов. Неучастие или недостаточное участие рассматривалось как отступление от генеральной линии партии, недопонимание важности момента, проявление оппортунизма и т.д. В 1934 г. Краснодарский горсовпроф в партийном стиле предписывал всем ГК и ФЗМК до-ложить: «О проработке обращения ВЦСПС о выборах в советы и о выполнении постановления президиума ВЦСПС о конкурсе профорганизаций на лучшую подготовку к VII съезду Советов. Вне конкурса, - указывалось далее, - ни одной профсоюзной организации. Результаты проработки обращения и включения в конкурс сообщить в горсовпроф» [19].

К началу 1930-х гг. в политической агитации союзных организаций возрастает роль радио. Еще в

1926 г. Кубанскому окрсовпрофу в городском радиоузле было предоставлено три дня в неделю для проведения докладов и информации. В 1928 г. в Северо-Кавказском крае имелось два радиоузла и 8 200 радиоточек, а в 1932 г. планировалось создать 55 новых радиоузлов, установив 60 тыс. радиоприемников в квартирах и общественных местах. В практику работы профорганизаций'прочно входили радиомитинги, переклички между городами, районами, колхозами, совхозами, радиосовещания по текущим хозяйственно-политическим кампаниям, на которых выступали руководящие и рядовые профработники. Еще больше эта работа активизировалась и стала систематической во второй пятилетке, когда в августе 1933 г. секретариат Северо-Кавказского крайсовпрофа принял решение об организации ежемесячных пятиразовых проф-радиопередач.

Важное место в политико-просветительной и агитационно-массовой работе профсоюзов принадлежало печати. Советская профсоюзная печать начинает свое становление на Северном Кавказе в 1921 г. Весной этого года вышел первый номер (к сожалению, не сохранившийся) журнала Кубано-Черноморского областного совета профсоюзов «Рабочая жизнь». В это же время начинает выпускаться газета «Голос труда» Новороссийского окрсовпрофа. В конце 1921 г. появляется массовая профсоюзная газета КубЧерсовпрофа и Юго-Восточного совпрофа «Голос рабочего». Впоследствии она была упразднена в связи с административно-территориальным перекраиванием карты СССР и созданием Северо-Кавказского края с центром в Ростове-на-Дону. Выходившая сначала один раз в декаду, а чуть позже - раз в неделю и затем - три раза в неделю, она имела тираж до 6,6 тыс. экземпляров. КЧСПС оказывал ей постоянную финансовую поддержку. Газета освещала внутрисоюзную жизнь, давала критическую оценку работы культурно-массо-

вых отделов профсоюзов, рабочих клубов. Наряду с ней выходил орган Кубано-Черноморского областного отдела народного образования и областного союза «Рабпрос» журнал «Просвещение» и газета рабочего факультета Краснодарского пединститута «Рабфаковец». В Ростове выходит в 1923 г. газета союза рабочих полиграфического производства СССР (Донской областной отдел) «Донской печатник».

Со второй половины 1920-х гг. значимость прессы повышается. С 1 апреля 1926 г. орган Северо-Кавказского краевого комитета ВКП(б) «Молот» стал и органом краевого совета профессиональных союзов. Быстро развивается профсоюзная печать и на местах. Если к 1 июля 1930 г. в крае имелось 29 печатных газет ФЗМК, то к 1932 г. их насчитывалось уже 56 с тиражом в 130 700 экз. В 1931 г. печатные, стенные, многотиражные газеты1 имелись .не только на всех предприятиях, но и в цехах, бригадах. Только в Таганроге и Новороссийске число стенных газет, выпускаемых профорганизациями, выросло соответственно с 300 и 105 в 1930 г. до 630 и 177 в 1931 г.

Краевые партийные комитеты осуществляли систематическое идейное руководство работой редакций газет и журналов, в том числе и профсоюзных, указывали на недостатки публикаций и оформления, занимались кадрами. Задачи печатных органов определялись конкретными постановлениями крайкома, например «Об участии печати края в уборочной и хлебозаготовительной кампаниях от 23 июня 1931 г.»

С августа 1930 г. центральная профсоюзная газета «Труд» организовала свое представительство в Северо-Кавказском крае. На ее страницах существовала еженедельная северокавказская колонка, которая полностью была посвящена деятельности местных профсоюзов.

На рубеже 1920 - 1930-х гг. бурное развитие получило самодеятельное художественное творчество трудящихся. Активно участвовали в его популяризации профсоюзные организации. В первой краевой олимпиаде самодеятельного искусства (конец 1931 — начало 1932 г.), инициатором которой стал крайсов-проф, приняло участие 476 человек. Направляя эту работу, профсоюзы считали, что она должна идти по пути расширения и укрепления рабочих и крестьянских творческих коллективов, художественных групп молодежи, перерастающих в театры рабочей и крестьянской молодежи (трамы и ткомы). Получившие широкое распространение во второй половине 1920-х гг. в профсоюзных кулыучреждепиях драматические, художественные, музыкальные кружки значительно изменили содержание своей работы. В репертуарах драмкружков стала преобладать революционно-политическая тематика.

Основной целью художественной самодеятельности стала агитация за социализм, обслуживание хозяйственно-политических кампаний, сева, уборки. Максимум энергии проявили профсоюзные самодеятельные коллективы в борьбе за хлеб в 1932/33 гг. В обслуживании уборочной кампании приняли участие 72 кружка из профсоюзных клубов. Они осуществили 3,5 тыс. выступлений, охватив около 1 млн колхозников и рабочих совхозов.

Также активно работали агитационно-художествен-' ные бригады профсоюзов и в городе, агитируя за выполнение промфинплана, овладение новой техникой, снижение количества прогулов, уничтожение пережитков прошлого и тем самым способствуя повышению трудовой и политической активности масс.

В культурно-просветительную работу профсоюзов исследуемого периода органично входили и вопросы развития физкультурного движения, явившегося частью общекультурной деятельности профсоюзов и средством воспитания.

Прошедший осенью 1924 г. VI Всесоюзный съезд профсоюзов поставил задачу рассматривать физическую культуру и спорт как метод сплочения трудящихся вокруг союзов. А закрепило такой подход постановление ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г. В нем отмечалось, что физическая культура должна расцениваться как «неотьемлимая часть общеполитического, культурного воспитания и образования». Поэтому работа по развитию физической культуры не должна обособляться и отрываться от основной политико-просветительной деятельности общественных организаций. Определяя ее содержание, ЦК подчеркивал, что эту работу «необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления..., но и как один из методов воспитания масс.., и вместе с тем как средство сплочения широких рабочих и крестьянских масс вокруг профессиональных организаций, через которые рабоче-крестьянские массы вовлекаются в общественно-политическую жизнь» [20]. Спорт должен бьггь и стал советским и этот алгоритм его существования на долгое время являлся основополагающим. Он нес в себе внутреннее сильное мобилизующее начало.

Профсоюзы направляли усилия на развитие действительно массового физкультурного движения. В середине 20-х гг. в Северо-Кавказском крае профсоюзы увеличивали затраты на строительство стадионов, площадок, залов, водных станций. В Донском округе был построен стадион союза пищевиков, в Новороссийске - железнодорожников и совторгслужащих, в Таганроге - союза СТС. Число клубов, имеющих площадки для физкультуры, составило 104; 77 клубов имели футбольные поля; 75 - баскетбольные площадки; 18 - тенниса; 9 - стрелковые тиры; 4 -водные станции.

По данным 145 клубов, насчитывалось 10 213 физкультурников и 138 кружков физкультуры, а при ФЗМК таких кружков было 65. Летом 1926 г. в краевых межсоюзных легкоатлетических соревнованиях приняли участие 17 союзных коллективов, а в 1927 г. 118 клубов провели соревнования по физкультуре.

Происходит повышение статуса физкультуры как сферы деятельности. При культотделах окружных совпрофов учреждается должность инструктора по физкультуре, на которого возлагается руководство всей работой по союзам.

Таким образом, в 1920-е гг. профсоюзы, став «приводными ремнями» и выполняя «несвойственные» им функции, проделали громадную работу по «культурному перевороту» в культурном развитии масс. При всех издержках и ошибках в своей деятельности как воспитате-

Кубанский государственный технологический университет

лей они взяли на себя немалую долю той «настоятельной черновой работы», которую необходимо было проделать, чтобы достигнуть сколько-нибудь действительного культурного уровня народных масс. Анализ обширного круга документов позволяет сделать вывод, что основные формы и методы культурно-воспитательной и просветительной работы профсоюзов строились на основе партийных принципов: идейности, политической направленности и безальтернативности марксизму-ленинизму. Партия безоговорочно определяла коммунистическую направленность воспитательного процесса.

В работе местных профсоюзных организаций эти формы и методы наполнялись конкретным содержанием, которые в основном и главном были ориентированы на одно - повышение значимости политиковоспитательных мероприятий, формирование только марксистско-ленинского мировоззрения, пропаганду решений партии.

Литература

1. Вопросы истории. 1989. № 8. С. 126.

2. Бондаренко Г.Н. Участие профсоюзов Кубани и Ставрополья в ликвидации неграмотности в 1920 -1925 гг. // Изв. АН Туркменской ССР. Сер. обществ, науки. 1983. № 2. С. 27-32; Шипилова Р.А. Из истории создания профсоюза работников искусства // Партийное руководство деятельностью общественных организаций интеллигенции в период социалистического строительства. Л., 1984. С. 39-49; Фоги-лев А. Этапы большого пути (Из истории профсоюзов Ставропольского края) // Ставрополь. 1977. № 3. С. 63-65; и др.

3. Ленин В.И. II Поли. собр. соч. Т. 41. С. 399.

4. Государственный архив Ростовской области (далее -ГАРО), ф. р - 2287, он. 1, д. 43, л. 34 об.

5. Там же, д. 59, л. 5.

6. Там же, д. 54, л. 26.

7. Там же, д. 322, л. 44.

8. Вестник труда. 1923. № 1. С. 52-53.

9. Государственный архив Российской Федерации (далее-ГАРФ), ф. 5451, оп. 16, д. 756, л. 166.

10. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (далее - ЦЦНИ КК), ф. 12, оп. 1, д. 85, л. 144.

11. Государственный архив Краснодарского края (далее -ГАКК), ф. р - 698, оп. 1, д. 12, л. 4.

12. Центр документации новейшей истории Ростовской области (далее - ЦЦНИ РО), ф. 5, оп. 1, д. 97, л. 34.

13. VIII Всесоюзный съезд профессиональных союзов: Стенограф, отчет. М., 192. С. 464.

- 14. ЦЦНИ РО, ф. 7, оп. 1, д. 918, л. 5.

15. ГАРО, ф. р - 2287, оп. 1, д. 3410, л. 610.

16. Ленин В.И. II Полн. собр. соч. Т. 12. С. 145.

17. ГАКК, ф. р-698, оп. 1, д. 6, л. 201.

18. Правда. 1930. 16 дек.

19. ГАКК, ф.р-340, оп. 1, д. 2, л. 60.

20. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта. 1917 - 1957 гг. М., 1959. С. 12-13.

_________________________________________6 февраля 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.