Научная статья на тему 'Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации'

Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4469
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГОСАППАРАТ / СЕРВИСНОЕ ГОСУДАРСТВО / ПУБЛИЧНЫЕ УСЛУГИ / GOVERNMENT / STATE MACHINERY / THE SERVICE STATE / PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коженко Яна Васильевна, Мамычев Алексей Юрьевич

Статья посвящена обсуждению проблем современной теории государства и анализу сущности, значения и перспектив развития одного из направлений современной государствоведческой науки теории «сервисного государства».The article is devoted to some problems of the modern theory of the state and to theories of «the service state» in particular.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации»

44

ВЛАСТЬ

201 0’03

Яна КОЖЕНКО, Алексей МАМЫЧЕВ

СЕРВИСНОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена обсуждению проблем современной теории государства и анализу сущности, значения и перспектив развития одного из направлений современной государствоведческой науки - теории «сервисного государства».

The article is devoted to some problems of the modern theory of the state and to theo^ of «the service state» in particular.

Ключевые слова:

государственная власть, госаппарат, сервисное государство, публичные услуги; government, state machinery, service state, public services.

В современной юридической науке, в частности в общей теории права и государства, сложился ряд не вполне позитивных (в плане развития отечественной науки) тенденций. С одной стороны, следует признать определенную отстраненность юридических исследований по отношению к существующим фундаментальным государствоведческим проблематикам, в том числе игнорирование теоретико-методологических проблем исследования национальной государственности1. С другой стороны, присутствует определенная «робость» в анализе традиционных проблем отечественной государственности, а также в использовании понятий и категорий, сформулированных в отечественной теории государства. В постсоветских исследовательских проектах преимущество отдается западноевропейскому категориально-понятийному аппарату и моделям, сконструированным для анализа специфической (западной правокультурной и этнополитической) среды. Речь, конечно же, не идет о неэффективности или нецелесообразности применения методологических схем западного юридико-политического мышления. В наших рассуждениях подчеркивается, что данные категории, понятия, методы и приемы воспринимаются научным сообществом «на веру», без должного концептуального анализа и правокультурной адаптации.

Данную ситуацию охарактеризовал известный дореволюционный юрист Н.А. Захаров, исследовавший проблемы национальной теории государства. Он отмечал «известную робость, известную пассивность в изложении основ нашей государственной власти» и говорил, что «насильно натягивать эту перчатку иноземного определения на руку русской действительности только для того, чтобы втиснуть ее в эту готовую, может быть, мастерски, но для чужой руки приготовленную форму»2 есть следствие психологической зависимости и преклонения перед внешней стороной Запада, полнейшее обособление государственной науки от реальной жизни, от насущных требований и исторических задач.

Другая тенденция заключается в том, что в исследованиях проблем государства правовая тематика явно превалирует над государствоведческой. Поэтому, даже когда исследователи обращаются к проблемам правового государства, «на первое место выходят проблемы правопонимания, а вопросами государствопонимания и го-сударствоведения, по существу, никто и не занимается...»3. Отсюда

КОЖЕНКО

Яна

Васильевна — к.ю.н., доцент кафедры государственноправовых дисциплин ТГПИ

уапакогНепко@уап-

dex.ru

МАМЫЧЕВ Алексей Юрьевич — к.ю.н, доцент; заведующий кафедрой государственноправовых дисциплин ТГПИ

mamychev@yandex.ru

1 Керимов А.Д. Сильное государство — ответ на вызов современной эпохи. — М., 2009.

2 Захаров Н.А. Система русской государственной власти. — М., 2002, с. 35.

3 Раянов Ф.М. Матрица правового государства и наша юридическая наука // Государство и право, 2006, № 8, с. 45.

201 0 ’ 0 3 ВЛАСТЬ 45

стремление к формально-правовому описанию национальной государственной реальности в соответствии с универсальными, типизированными представлениями о сущности и значении государства. Это нередко выхолащивает специфические закономерности и тенденции развития и трансформации российской государственной власти, публичного управления, либо приводит к редукционизму — упрощенному пониманию проблем отечественного государствоведения.

В то же время вызовы современности обусловливают необходимость адекватного развития и усложнения общей концепции власти в современном российском обществе. Эта потребность связана, прежде всего, с незавершенностью государственного строительства в России, межтипо-вым состоянием отечественной государственности, необходимостью определения принципов и приоритетов развития государственного управления. Наиболее остро стоит вопрос прогнозирования и регламентации социальных процессов, эффективности реализации общественных интересов и потребностей.

В современной западноевропейской науке именно эти разработки являются сегодня ведущими при анализе направлений оптимизации государственного управления. Имеют место разные парадигмаль-ные модели совершенствования институтов государства, его назначения и деятельности. Одной из наиболее популярных и весьма активно развивающихся теорий в настоящее время стала концепция модернизации государственно-правовой организации, основанная на идее сервисного публичного управления, осуществляемого как государственными органами и структурами, так и местным самоуправлением. Данная направленность оптимизации властно-правового взаимодействия общества и государства, иных органов управления основывается на эффективном предоставлении публичных услуг населению.

Научные дискуссии относительно понятия государственной услуги, как правило, связаны с тем или иным пониманием «сервисной» концепции государства, получившей широкое распространение в США и ряде стран Западной Европы в 80-х -90-х гг. прошлого века. Согласно этой концепции, смысл и назначение государства заключается в служении индивиду, и, при ее буквальном толковании, практи-

чески любая деятельность государства по взаимодействию с индивидом оказывается государственной услугой.

Обосновывается, что государственное управление по предоставлению публичных услуг — это комплексное политическое, экономическое, правовое и социальное явление, органично вписывающееся в представления о либеральном правовом государстве (Э. Форстхофф). Сервисная идея развития государственной системы основывается на классической экономической схеме: «производитель услуг — потребитель», где устойчивость и легитимность государственных институтов связана с эффективностью выявления, моделирования и реализации индивидуальных и групповых интересов и потребностей. Иные, так называемые «глобальные интересы», связанные с этнонациональными, духовно-нравственными, этническими и другими основами общественного единства, теряют свою «актуальность» для государственного управления, по крайней мере в повседневном, текущем управлении1.

В «сервисной» организации управления доминирующим показателем эффективности выступает «удовлетворенность потребителей». Для этого обосновывается необходимость использования комплексного подхода к нормированию целей и задач управленческой деятельности (системная взаимосвязь социологических, психологических, административных, экономических, информационных, правовых форм, методов, способов и приемов). Ответственность за жизненное обеспечение и безопасность возлагается на государство, которое призвано гарантировать удовлетворение потребностей и интересов отдельной личности и их групп.

Именно государство обязано обеспечить соразмерное соотношение заработной платы и стоимости услуг, осуществлять управление потребностями, обменом, оказывать услуги, необходимые для его граждан.

Сервисный подход к сущности государства связан с такими направлениями оптимизации властно-правовой деятельности, как развитие сетевых форм управленческого взаимодействия, формирование «электронного правительства», коммуникативных технологий контроля и планирования, развитие «онлайновых» услуг, формирование многосторонних связей,

1 Хабермас Ю. Расколотый Запад. — М., 2008.

46 ВЛАСТЬ 2010’03

позволяющих гражданам активно участвовать в отправлении власти.

В то же время как в отечественной, так и зарубежной литературе не сформировался единый подход к определению понятий «правовой сервис», «сервисное государство», «государственные услуги». Обобщая различные концептуальные наработки, можно отметить, что «сервисное государство» — это особая политическая форма организации публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления, направленным на оказание публичных услуг индивидам, а также система социально-правовых гарантий достойного жизнеобеспечения человека, его прав и свобод.

По утверждению многих аналитиков, развивающих данный подход, сервисное государство и сетевая методология совершенствования управленческой деятельности «исправляют» недостатки бюрократического стиля управления, безапелляционного способа воздействия на других людей, указывая на системные пороки и практические проблемы взаимодействия государства и общества при традиционных формах и технологиях управления. Следует подчеркнуть, что принцип сетевой организации и электронного управления (оказание публичных услуг на основе информационно-коммуникативных технологий) не направлен на пересмотр существующей государственно-правовой организации и не подменяет ее базовые политико-правовые институты.

Говорить о пришествии эпохи пока что весьма гипотетических «сетевых государств» еще очень рано. Поэтому сетевой принцип публично-правового взаимодействия следует рассматривать как форму организации управленческой деятельности, позволяющую существенно снизить издержки традиционной политико-правовой регламентации общественных процессов, обеспечить более мобильное взаимодействие с общественными институтами и структурами1.

Проблемы возникают, когда от теории исследователи переходят к решению практических проблем, поскольку деятельность по оказанию публичных услуг требует достаточно сложного правового регулирования, основанного на использовании нор-

1 Политическая наука. Электоральное государство и демократия в начале XXI века : сборник научных трудов ИНИОН РАН. - М., 2007, № 4.

мативных и других средств упорядочения общественного взаимодействия. Сегодня, например, ни в одном из правовых актов не устанавливается исчерпывающее понятие государственной услуги. Во многом этому понятию дают косвенное толкование, исходя из действующих норм права. Поэтому нормативные предоставления о государственных услугах и сервисном управлении в настоящее время страдают расплывчатостью, неполнотой и противоречивостью. Отсутствует и легальное разграничение понятий «публичные услуги», «государственные услуги», «социальные услуги».

Взаимная ответственная зависимость между публичными органами власти и населением сегодня моделируется и развивается на основе внедрения сетевых и электронных технологий для качественной реализации публично-правовых услуг населению. Однако следует учитывать, что данные технологии не дают никакого нового знания о деятельности государственного аппарата. Они лишь формируют политическую иллюзию доступности информации о юридико-политической деятельности государства, которое традиционно функционирует в закрытом режиме2. В то же время можно утверждать, что эти технологии увеличивают возможности политической активности населения и осуществления властно-правовой коммуникации, позволяющей контролировать и управлять (в ходе интерактивного мониторинга, электронных запросов, наказов и т.п.) общественным мнением.

В рамках подобного интерактивного властно-правового взаимодействия общества и государства важным является формирование позитивного образа юридической деятельности органов власти, а не осуществление самой этой деятельности. Другими словами, интерактивные властно-правовые отношения предполагают обязательное наличие у интерпретатора позитивного (или негативного) образа сообщающего, а наличие адекватного знания или деятельности при этом является вовсе не обязательным. На сегодняшний день данные технологии в основном направлены на активизацию взаимодействия в форме публичных симуляций (т.е. виртуального аналога реального взаимодействия).

2 Колесников Е.А. Государственно-правовые технологии политического манипулирования : автореф. дис. ... к.ю.н. — Ростов н/Д, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.