СЕРВИСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ
Ландсман А.Я., д.э.н., профессор, МАДИ
Изложены экономические проблемы повышения качества обслуживания пассажиров и населения в транспортных узлах. Предложена принципиальная схема взаимосвязи функций транспортной логистики и мобильной сервисной системы в транспортных узлах.
Ключевые слова: мобильная сервисная система, транспортная логистика, транспортные узлы.
SERVICE INFRASTRUCTURE IN TRANSPORT LOGISTICS
Landsman A., Doctor of Economics, Professor, MADI
Set out the economic problems to improve the quality of passenger service and the public transport nodes. A basic scheme for interconnection functions of transport logistics and mobile service system in the transport nodes.
Keywords: mobile service system, transport logistics, transport nodes.
Проблема рациональной организации сервиса является одним из направлений концепции Федеральной программы «Транспортная стратегия РФ до 2030г» - гармонизации развития всех сфер транспорта с учетом его интеграции в мировую систему коммуникаций. В этом направлении актуальна задача развития сервисной инфраструктуры в виде подсистемы транспортной логистики, соответствующей ей по структуре и сложности с целью обеспечения пассажиров и эксплуатационного персонала финансовыми, информационными и ресурсными услугами на всем пути следования. Использование логистических методов планирования, управления, контроля и регулирования пассажиропотоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя по своей сути и назначению предполагает сервисное сопровождение. Этому требованию соответствуют современные автоматизированные технологии финансовых и информационных услуг пассажирам и населению на основе мобильной терминальной сервисной системы (ТСС), включающей сети терминалов, хранилище аналитической информации и программного обеспечения SAP В1.
Транспортная логистика является наиболее приемлемой средой взаимодействия транспортных процессов и сервиса. Исходной посылкой для связи параметров пассажиропотоков и сервисной подсистемы служит тот факт, что все ее входные параметры формируются в каждом транспортном узле по отдельным маршрутам, видам сообщений и корреспонденциям (объем, виды и динамика поступления требований на услуги). Соответственно, все сервисные службы должны функционировать в режиме работы транспортных узлов, выполняя услуги по международным стандартам. В методологии транспортной логистики предусмотрен сервисный модуль, а его связь с остальными производственно-транспортными модулями осуществляется через общий критерий - объем и качество пассажирских и грузовых перевозок. Концепция, основанная на модульном принципе формирования интегрированных транспортно - логистических систем, предполагает взаимоувязанное развитие каждого модуля, включая сервис.
Но любое взаимодействие подсистем, особенно на транспорте, предъявляет новые повышенные требования к надежности совместных функций. Накопленный опыт размещения терминалов с управлением через хранилище аналитической информации SAP в режиме реального времени показал, что отсутствие комплексного подхода к их эксплуатации приводит к внезапным отказам, длительным простоям, увеличению числа аварийных ремонтов [1,3]. Эти обстоятельства нивелируют все потенциальные преимущества мобильного сервиса, снижают надежность информационного и финансового обслуживания, имидж владельца терминальной сети и прибыль в сфере сервисного бизнеса.
Именно поэтому внедрение мобильных сервисных сетей связано с требованиями их устойчивого функционирования. Стихийно устанавливаемые терминалы не обеспечивают покрытие качественным и устойчивым сервисом возрастающего переменного спроса на услуги, особенно в новых транспортных узлах. Их невозможно надежно эксплуатировать и постоянно модернизировать. Экспериментальные расчеты и внедрение методики формирования и функционирования сети терминалов были проведены применительно к транспортным узлам, расположенным на участке Москва - Сергиев Посад Ярославского шоссе в ЗАО «Платформа» - ведущем разработчике инвестиционного проекта внедрения новых
технологий обслуживания на транспортных коммуникациях и в ряде регионов на основе SAP В1. Разработан регламент анализа данных об экономических показателях (средний чек, доход, себестоимость, объем операций) и регулирования технической готовности парка терминалов (коэффициент готовности, резервный фонд), который позволил повысить устойчивость обслуживания.
И в структурном отношении терминальная сервисная сеть, по мере интеграции в работу транспортных узлов, становится необходимой подсистемой транспортной логистики. Сервис на международных маршрутах оценивают по стандартам, принятым в странах прохождения этих маршрутов на всем протяжении (во времени и пространстве). Пассажиры, эксплуатационный персонал должны иметь возможность удовлетворения потребностей в информационных и финансовых услугах для бизнеса и личных нужд на всем пути следования. В противном случае транспортный узел не будет соответствовать международным стандартам качества, как необходимому условию своего существования.
Выбор оптимальной структуры ТСС, которая включает терминальные сети, службы ремонта и эксплуатации, инкассации и программного обеспечения относится к сложной задаче размещения, которая рассматривается в классе задач математического программирования [ 3 ].
Развитие и изменение конъюнктуры рынка обслуживания на транспорте привело к существенному росту требований к управлению информационными и финансовыми технологиями. Недостаточно использовать автоматизированные системы только с развитыми учетными функциями без консолидированных аналитических функций. Новые сервисные технологии должны были стать и постепенно становились эффективным средством получения прибыли. Но для этой цели потребовалось их всестороннее интегрирование во все сферы транспортного производства в виде терминальной сервисной системы. Именно такая интеграция соответствует требованиям мировой транспортной системы, международных транспортных коридоров, для которых характерна гармонизация всех видов услуг пассажирам, комплексный подход к увязке всех сфер транспортного дела, включая сервисную подсистему. Ее функции состоят в:
1) финансовом и ресурсном обслуживании деловых операций и личных потребностей пассажиров и эксплуатационного персонала - участников перевозочного процесса;
2) информационном обслуживании участников перевозочного процесса получать необходимые сведения по индивидуальным потребностям.
Структура сферы обслуживания на автомобильном и железнодорожном транспорте включает несколько уровней - сервисные сети, центры и отдельные предприятия оказания комплекса видов обслуживания и оплаты услуг, отличающиеся номенклатурой и функциональными возможностями на всех логистических этапах. В этой структуре особое место занимает мобильный сервис. На российском рынке перевозок уже недостаточно стремиться к оптимальному соотношению параметров «цена - время». Расширение сферы и масштабов обслуживания связано с созданием для клиентов возможности адекватных финансовых операций на всем пути следования, включая оплату услуг по международным стандартам менеджмента.
При проектировании терминальной сервисной системы сле-
Взаимодействие транспортно-логистических центров (ТЛЦ) и терминальной сервисной системы (ТСС)
Потребности ТЛЦ Функции БАР В1 Возможности ТСС
1. Учет непрерывного изменения пассажиропотоков по магистралям Мониторинг спроса и структуры сети Мобильные терминалы самообслуживания
2. Тоже, по регионам « «
3. Учет структурных изменений спроса на услуги Мониторинг обслуживания Добавление опций в терминалов
4. Финансовые и информ. услуги в транспортных средствах Адаптация ПО Установка терминалов в поездах
5. Надежность в эксплуатации Мониторинг технической готовности Организация ремонта и обслуживания терминалов
6. Соответствие международным стандартам Мониторинг физ. и морального износа Модернизация парка терминалов
7. Совместимость информации с ИВЦ на транспорте Организация взаимодействия серверов Агрегирование информации на требуемом уровне
дует также учесть международные тенденции и перспективы в сфере транспорта. Расширяется потребность в сфере обслуживания межрегиональных и международных интегрированных транспортнологистических центров (ТЛЦ). Освоение перспективных объемов перевозок пассажиров и грузов особенно в международном сообщении и необходимость соответствия международному уровню качества сервиса предъявляют жесткие требования к совершенствованию российской транспортной системы.
Возможность интеграции сервисных сетей в структуру ТЛЦ создает также потенциал SAP в части создания хранилища данных и модулей бизнес - интеллекта [ 1 ]. Оптимальное размещение терминалов на транспортных коммуникациях (магистралях), в центрах и населенных пунктах регионов и на других объектах потенциального рынка услуг связано с проблемой организации обслуживания населения и пассажиропотоков, управления «спросом» и тарифами на услуги. Терминалы устанавливают в пунктах максимального движения населения и пассажиров (например, в транспортных узлах, супермаркетах и др.), потенциальных для постоянного спроса на услуги.
Перспективные пункты размещения могут быть определены по результатам начального этапа анализа спроса на услуги. Вместе с тем, выбор оптимального размещения является многовариантной экономической задачей, т.к. в каждом узле принципиально разными являются: спрос на услуги, конкуренция, затраты на обслуживание, чувствительность спроса к изменению тарифов (в зависимости от группы населения).
Транспортные системы в разных странах мира активно реализуют проекты, связанные с установкой электронных терминалов самообслуживания по единому стандарту. Внедрение таких решений должно привлечь большее количество пассажиров, а также гибко реагировать на изменение потребностей в сфере сервиса.
Вместе с тем, следует отметить особенности:
- во-первых, повышенные требования к надежности информационного и финансового обслуживания, безаварийности терминалов в условиях высокой мобильности пассажиров;
- во-вторых, необходимость системного похода к обслуживанию пассажиров и эксплуатационного персонала в режиме реального в разных узлах мегаполиса и по пути следования;
- в-третьих, значительную капиталоемкость данного инвестиционного проекта по разделам стартовых инвестиций, компьютерных технологий и программного обеспечения, не только в терминалы, но и в эксплуатационную инфраструктуру (службу технической эксплуатации и инкассации).
В этой связи методическое обеспечение сервисной инфраструктуры включает:
- экономическое обоснование инвестиций в надежности терминальных сетей, соответствующих устойчивому покрытию спро-
са на финансовые и информационные услуги пассажиров и эксплуатационного персонала;
- организация мониторинга (на основе SAP В1) и эффективной адаптации эксплуатационной службы по составу и режимам обслуживания в зависимости от изменения спроса и, соответственно, структуры терминальной сервисной системы.
Выводы. Современное направление развития транспортной логистики состоит в формировании и эффективном функционировании сервисной подсистемы для финансового, ресурсного и информационного обслуживания пассажиров и эксплуатационного персонала. Модернизация транспортной инфраструктуры мегаполисов, оснащение автомагистралей, метро, железных дорог новыми технологиями обслуживания связаны с тенденцией перехода к безденежному обращению. Реализация данного направления связана с выбором оптимальной структуры сервисной подсистемы, обеспечивающей надежную работу терминалов в транспортно-логистических центрах.
Для надежной реализации сервисных технологий важное значение приобретает стадия мониторинга экономических показателей и состояния терминальной сети по факторам: объемы спроса, размещения и загрузки конкретных терминалов, их состояния, времени безотказной работы и восстановления, а также эксплуатационных расходов и прибыли. Стадия мониторинга должна выполняться на основе программного обеспечения SAP В1 в режиме реального времени для организации управления функционированием терминальной сервисной системы.
Новое системное свойство сервисных сетей, в отличие от локально установленных терминалов, состоит в возможности настраиваться и адаптироваться к изменениям рынка услуг за счет общего резервного фонда, ремонтно-эксплуатационной службы с использованием аналитических возможностей хранилища SAP.
Таким образом, разработанное и проверенное на практике техническое, методическое и программное обеспечение позволяет включить мобильную сеть терминалов как сервисную составляющую транспортно-логистической системы внутренних и международных пассажирских и грузовых перевозок на путях сообщения.
Литература:
1. Ландсман А.Я. Терминальная сервисная система на транспорте. - М.: Дороги, 2008.
2. Ландсман А.Я., Луцкий С.Я. Экономические и финансовые основы технического перевооружения. - М.: Транспорт. - 2005.
3. Гольштейн Е.Г., Юдин Д.Б. Новые направления в линейном программировании.- М.: 1966.