Научная статья на тему 'Семья и брачно-семейные установки молодежи в Российской Федерации и Республике Корея (по материалам сравнительного социологического исследования)'

Семья и брачно-семейные установки молодежи в Российской Федерации и Республике Корея (по материалам сравнительного социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1102
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушакова В.Г., Со Сын Хюн

В статье анализируются материалы первого российско-корейского сравнительного социологического исследования брачно-семейных установок молодежи в Российской Федерации и Республике Корея. Особое внимание уделено отношению респондентов к семейной политике. Выделено общее и особенное в общественном мнении молодежи двух стран в тендерном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family and young people's attitude to marriage in the Russian Federation and the Republic of Korea (based on a comparative sociological study)

The purpose of the paper is to analyze the materials of the first Russian and Korean comparative sociological research into young people's attitude to marriage_and family in the Russian Federation and the Republic of Korea. The authors focus on the respondents' assessment of the government family policy.

Текст научной работы на тему «Семья и брачно-семейные установки молодежи в Российской Федерации и Республике Корея (по материалам сравнительного социологического исследования)»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер, 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

ВТ. Ушакова, Со Сын Хюн

СЕМЬЯ И БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ (по материалам сравнительного социологического исследования)

Семья в начале XXI в., несмотря на пессимистические прогнозы, глубокие кризисы и серьезные трансформации, происходящие в сфере брачно-семейных отношений, продолжает оставаться для человека жизненно важной и приоритетной ценностью.

В Российской Федерации в 1990-е гг. в результате экономического кризиса, социальной и политической напряженности, межэтнических конфликтов, растущей материальной и социальной поляризации общества положение семьи резко ухудшилось. У миллионов семей были нарушены условия реализации социальных функций - репродуктивной, экзистенциальной, социализации детей и др., что привело к усилению депопуляции. Именно изменение социального института семьи, уменьшение потребности в детях являются главными причинами депопуляции в России,

В Республике Корея изменения в институте семьи напрямую связаны с процессами глобализации в странах Восточной Азии и в мире. В Республике Корея традиционное восприятие семьи сЁязано с исключительной значимостью семейственности, именно стабильность в семье способствовала ее экономическому росту. Несмотря на влияние американской культуры, в Республике Корея сохраняются национальные традиции. Это создает почву для возникновения противоречий в корейских семьях. Однако при этом пока не сложились какие-либо новые нормы семейного уклада, которые могли бы стать заменой прежним. Серьезными изменениями, происходящими сегодня в корейском обществе, являются распространение индивидуализма, увеличение работающего женского населения, развитие урбанизированного мировоззрения, увеличение степени свободы в отношениях между полами.

Несмотря на разные пути экономического и социального развития разных стран, общемировая тенденция трансформации семьи находит свое отражение не только в Российской Федерации, но и в Республике Корея. В этом смысле важно проследить действие данной тенденции в различных обществах.

Семейно-демографическая ситуация в обеих странах выглядит не лучшим образом. Так, в Российской Федерации из общего числа семей (80 млн) 34% имеют только одного ребенка, лишь 3% - многодетные и 15% - с двумя детьми. Более 48% семей вообще не имеют детей. Суммарный коэффициент рождаемости в пересчете на одну женщину репродуктивного возраста составляет 1,34. На 1000 человек приходится 7,1 браков и 5,9 разводов. В незарегистрированном браке живут свыше 3 млн пар, при этом вне брака рождается около 30% детей1. По данным переписи 2002 г., коэффициент естественного прироста (на 1000 населения) составил - 7,4. Тенденция уменьшения данного коэффициента наблюдается уже с середины 1970-х годов2. Сегодня уже всерьез говорят о депопуляции в России.

Во всех ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, начиная с 2000 г., говорится о том, что население Российской Федерации сокращается. В первом послании отмечены нищенские пособия на детей. В апреле 2005 г. Президент РФ

© В.г. Ушакова, Со Сын Хюн, 2006

В.В. Путин в послании Федеральному Собранию заявил, что успех российской политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем, которыми обусловлено развитие семьи как социального института3. Эта проблема сохранила свою актуальность и сегодня, что подтверждается в очередном обращении В.В. Путина к Федеральному Собранию 10 мая 2006 г. Самой острой проблемой современной России вновь была названа проблема демографии4. Президент предложил конкретные меры, которые нужно предпринять для повышения рождаемости в стране.

Семья в Республике Корея исторически имела первостепенное значение в жизни народа. Так, если в течение 1980-1990-х гг. количество разводов держалось на относительно низком уровне - 5,9%, то за минувшие десять лет количество разводов резко увеличилось - 11,4%. По данным ООН Республика Корея теперь занимает 3-е место по численности разводов в мире после США и Швеции. В 2006 г. по численности разводов Корея занимает уже первое место из 30-ти стран. Суммарный коэффициент рождаемости в пересчете на одну женщину репродуктивного возраста составляет 1,08. Кроме того, важнейшей проблемой для корейского общества является проблема старения населения. Экономисты прогнозируют к 2040 г. падение ВВП Кореи на 1,53%. К 2050 г. из всего населения работающая часть составит только 40%5.

Правительством Республики Корея разработан и принят план решения проблем рождаемости и старения населения, который будет действовать до 2010 г., при этом ставится задача к 2020 г. достичь уровня ООН, т. е. в среднем, одна женщина репродуктивного возраста должна рожать 1,6 детей. Исходя из сложившейся ситуации, в 2004 г. было создано Министерство по делам женщин и семьи в Республике Корея. Правительство намерено также увеличить бюджет на обеспечение детей, их воспитание и образование (что составит 80%-го уровня ООН). Особое внимание уделяется помощи многодетным семьям.

Очевидно, что радикальные изменения социально-экономических условий вносят определенные перемены, как в структуру ценностных ориентации, молодежи, так и в содержание брачно-семейных установок. Так, в структуре ценностных ориентаций молодежи на протяжении многих лет доминирующее место занимали общечеловеческие ценности. Соответственно в настоящее время укрепление позиций государства в мире, обеспечение его конкурентоспособности, повышение качества жизни граждан возможно только при эффективном использовании огромного потенциала, носителем которого является наше молодого поколение6.

В этой связи в 2005-2006 гг. авторами было проведено сравнительное социологическое исследование брачно-семейных установок молодежи в Российской Федерации и Республике Корея.

Исследование проводилось в Санкт-Петербурге и Сеуле. В нем приняли участие 430 человек в возрасте 18-35 лет. В качестве дифференцирующих признаков были выбраны: этническая (национальная) принадлежность, пол, возраст, семейное положение, уровень образования респондентов. Анализ результатов был проведен с акцентом на признаках национальной принадлежности и пола.

При составлении опросного листа мы ориентировались на три проблемных

блоках

Первый блок представлен вопросами: семейные ценности; тип и структура семьи; репродуктивные установки; внутрисемейные отношения.

Второй блок представлен вопросами: брачные установки (отношение к браку; согласие родителей на брак; характеристики будущих супругов; ценность детей, брачный

возраст); сексуальные отношения (до брака; вне брака); локализация брачной пары; отношение к разводу.

Третий блок: знание семейного законодательства; востребованность семейной политики и ее эффективность.

Анализ ответов респондентов на вопросы первого блока показал, что большинство современных корейцев и россиян ориентированы на семью (69,1% в целом по выборке). Однако среди корейской молодежи эта тенденция выражено более ярко (статистическое различие в ответах корейцев и россиян составило 15,3%).

Среди российской молодежи, и особенно женщин, более выражена тенденция в ориентации на общественную жизнь: профессиональная карьера, образование и т. д., чем среди корейской молодежи. В российской выборке выявлены гендерные различия, согласно которым для российских женщин «большое значение имеет профессиональная деятельность» (37%), по сравнению с ответами российских мужчин (25,7%). Ответы корейских мужчин и женщин в этой позиции представлены незначительно (16,2% и 18,3% соответственно). Группа тех, для кого семья менее важна, чем личные цели (6,3%), одинаково представлена как россиянами, так и корейцами. Скорее всего, такой ответ предопределяет не этнический фактор, а какой-то другой (социальный статус, возраст).

В корейской выборке, как показал гендерный анализ, и для женщин, и для мужчин «Семья имеет первостепенное значение в жизни».

Половина опрошенных респондентов считает, что современная семья модернизируется (51% в целом по выборке). Статистическое различие по этническому признаку выявлено в позиции, согласно которой современная семья находится в кризисе. 33% корейцев придерживается такого мнения, количество аналогичных ответов в российской выборке -21,1%.

В переходный период любое общество что-то новое воспринимает как кризисное состояние, и это естественно. Современная корейская семья более традиционна, и изменения, происходящие с ней, интерпретируются как кризисные. На сегодняшний день российские семьи более модернизированы, поэтому россияне реже отмечали, что семья в кризисе, а изменения (плохие или хорошие) объясняются процессами модернизации и глобализации.

В корейской семье, согласно традициям, большей является значимость сыновей в семье. Жена должна рожать до тех пор, пока не родится сын - наследник семейства. Такое представление характерно для 71,5% респондентов обоих полов. Так, в корейских семьях до сих пор сыновей ценят больше, чем дочерей. Поэтому девушкам труднее реализовать себя в семье, если в модернизирующемся обществе превалируют традиционные установки по отношению к ним. Это одна из причин того, что в Корее постепенно повышается брачный возраст женщин.

В современных российских семьях ценным является рождение хотя бы одного ребенка, независимо от того, мальчик это или девочка. Произошел переход к нормам малодетности. Причины этого не только экономические, а социо-культурные, связанные с изменением глубинной системы социальных норм, с распадом системы ценностей фами-лизма на базе православия и заменой ее ценностями индивидуализма

Что касается репродуктивных установок, следует отметить, что в Российской Федерации и Республике Корея молодежь ориентируется на семью с двумя детьми (61,7% и 65,6% соответственно). Троих детей планируют иметь 12,4% россиян и 15,8% корейцев. Таким образом, тенденция сокращения числа детей в семье существует и в России, и в Корее.

Более 60% современной молодежи обеих стран планирует создать семью с двумя детьми. Однако довольно часто россияне отмечали, что рождение даже одного ребенка - большая проблема. Главной причиной такого отношения к рождению детей было названо отсутствие достаточных средств для их полноценного воспитания.

Изменения социального института семьи, уменьшение потребности в детях являются главными причинами депопуляции в Российской Федерации. В настоящее время суммарный коэффициент рождаемости в пересчете на одну женщину репродуктивного возраста составляет 1,347. Отметим, что численность населения в Российской Федерации по сравнению с другими странами уменьшилась на 4,5 млн человек. По прогнозам, к 2025 г. население России сократится на 20 млн человек, число детей в семье сократится 1,17 ребенка до 0,7-0, 8.

Тенденция снижения рождаемости зафиксирована и в Республике Корея с 1960-х гг. Уровень рождаемости населения сократился с 6 человек (1960 г.) до 1,6 (1990 г.). В 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости в пересчете на одну женщину репродуктивного возраста составляет 1,088.

По вопросу о лидерстве в семье большинство респондентов придерживаются мнения, что оба супруга занимают одинаковую позицию в семье (59%). В каждой третьей семье как в Российской Федерации (37,3%), так ив Республике Корея (38,5%), главой семьи считается муж.

В мужской выборке, независимо от этнической принадлежности, мнения разделились; половина считает, что глава в семье - мужчина, половина признает равноправие в семье. Женщины же считают, что реальная картина семейных отношений находит отражение в признании одинаковой позиции обоих супругов. Таким образом, в настоящее время превалирует эгалитарный тип семьи.

В вопросе материального обеспечения семьи российская молодежь придерживается более традиционных установок, чем корейская. Так 68,3% корейцев считает, что обеспечивать семью должны оба супруга. В российской выборке мнения разделились между двумя позициями: «муж» (49,3%) и «оба супруга» (45,5%), гендерных различий не выявлено.

Таким образом, позиции женщин явно различны в Российской Федерации и в Республике Корея. Российские женщины возвращаются к традиции, согласно которой мужья обеспечивают семью материально, а жены ведут домашнее хозяйство. В Корее, наоборот, женщины желают наравне с мужчинами участвовать в материальном обеспечении семьи.

Отвечая на вопрос о роли семье в жизни женщины, 64,4% корейских женщин и 75,9% российских женщин отметили, что «женщина должна иметь семью и одновременно профессионально работать». Этнические различия выявлены по следующей позиции: «женщина может не иметь семью, а заниматься профессиональной карьерой». Для корейской молодежи такой вариант оказался более приемлемым, чем для российской (статистическое различие составляет 12%).

Современные установки преобладают в вопросах «ведения домашнего хозяйства». По мнению большинства респондентов (71% в целом по выборке), и «мужчина, и женщина должны заниматься в равной мере домашним хозяйством». В то же время, каждый третий в корейской выборке и каждый пятый - в русской указывал на то, что эту функцию должны выполнять женщины. Примечательно, что такую позицию выбирали чаще всего мужчины - в Корее и женщины - в России. Мужчины в Корее сохраняют традиционные

семейные установки и в вопросе домашенего труда. Многие женщины в России «возвращаются» к традиции.

Абсолютное большинство российской молодежи (и мужчины, и женщины) считает, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя. Для корейцев ситуация совместного участия родителей в процессе воспитания допустима для 54% мужчин и 80% женщин. Большая группа корейских мужчин традиционно считает, что воспитательная функция должна выполняться женщинами.

СПб мужчины

СПб женщины

Сеул мужчины

Сеул женщины

Обязанность матери

Дело матери, отец подключается только в экстренных ситуациях

Обязанность отца

Дело отца и матери в равной степени

Дело школы Третье лицо

По мнению российской молодежи, «родители обладают равным авторитетом в семье», что свидетельствует о преобладании эгалитарного типа семьи в России. 28% полагает, что отец в семье главный.

Корейская же молодежь считает, что в их семьях главным, по-прежнему, остается отец, его авторитет, по-прежнему, высок (в целом 55,7%).

СПб мужчины

СПб женщины

Сеул мужчины

Сеул женщины

Главный авторитет ¡Ш! в семье - отец.

Отец имеет равный авторитет с матерью.

Авторитет матери выше авторитета отца.

Отец не имеет никакого авторитета.

Данные гистограммы свидетельствуют об этнических и тендерных различиях в ответах на данный вопрос. Так, российские женщины чаще отмечали, что авторитет матери в семье выше авторитета отца (3 вариант ответа) - 19,4%, главенство отца отмечали

лишь 14,8% (1 вариант ответа). Мужчины же, напротив, чаще отмечали, что главным авторитетом в семье обладает именно отец (42,3%).

Ответы корейской молодежи не имеют тендерных различий, в их семьях сохраняется традиционное представление о главенстве отца в семье.

Итак, по первому блоку, выяснилось, что большинство современных молодых россиян, как, впрочем, и корейцев, рассматривают семью как главную составляющую жизненных ценностей. Однако тенденция активного развития карьерного роста наблюдается среди женщин, особенно у россиянок. В восприятии молодежи обеих стран, в целом, преобладает модернизированное представление о семье,

В Республике Корея наиболее распространенным становится супружеский и дето-центристский тип нуклеарной семьи, а в Российской Федерации супружеский тип нуклеарной семьи.

По внутрисемейным отношениям в настоящее время в Российской Федерации и в Республике Корея превалирует эгалитарный тип семьи. Актуализируются проблемы внутрисемейных отношений между супругами. Среди корейской молодежи авторитет отца в семье традиционно высок, тогда как в России выше оценивается авторитет матери.

Анализ ответов респондентов на вопросы второго блока показал, что в выборе брачного партнера 78,9% российских молодых людей и девушек ориентируются на личные предпочтения, а не на мнение родителей.

Корейская молодежь сохраняет традиционное представление о том, что брак - «это объединение двух семей» (57,5%). Важно знать и родственников будущего супруга или супруги, поскольку дальнейшие взаимоотношения будут тесно связаны с другими родственниками брачующихся людей. Среди корейской молодежи (особенно женщин) сохраняется традиционная установка, согласно которой «необходимо согласие родителей на вступлении в брак» (79,6%). Российская молодежь, напротив, чаще всего указывала, что «это необязательно» (52,2%). Однако каждый третий также ориентируется на мнение своих родителей.

Большинство считает предпочтительной зарегистрированную форму брака. 70% респондентов ответили: «регистрацию считаю необходимой, значимой для дальнейшей жизни». Корейская и российская молодежь сохраняет в этом вопросе традиционные установки. Однако среди корейцев она оказалась более выраженной. Следует отметить, что в данном случае мы не исключаем влияния эффекта социальной желательности при ответе на этот вопрос, поскольку обществом в целом не признаются незарегистрированные браки.

Тендерные различия наметились среди российской молодежи. Мужчины более свободны от традиционных установок на зарегистрированный брак, чем женщины, этим и объясняется, в значительной степени, их безответственное отношение к женщинам. Незарегистрированный брак в России признается каждым третьим респондентом.

Российские мужчины при выборе будущей жены ориентируются, в первую очередь, на такие ее качества, как любовь (80,2% респондентов), надежность (77,2%), преданность (76%). Наименьшее значение при этом имеют ее материальное положение и профессия. Женщина при выборе будущего мужа ориентируется на надежность (88% респондентов), любовь (86%) и преданность (72%). Меньше всего их беспокоит материальное положение и внешность будущего супруга. Следует отметить, что в восприятии внешности мужчины более избирательны, чем женщины. Похоже, вступление в брак «по расчету» не оправдывает многих семейных потребностей, поэтому сегодня все более актуально звучат такие основания вступления в брак, как любовь, надежность.

Корейские мужчины отмечали, что при выборе будущей супруги для них важны такие качества, как надежность (74,4%), любовь (70%) и доброта (69%). Менее важными оказались богатство (47,9%), профессия (47%) и образование (40%) женщины. Для корейских женщин важными являются надежность (83,7%), любовь (76,9%), преданность (73%), доброта (71%). Менее значимы при выборе будущего супруга - внешность (56,7%) и сексуальная привлекательность (39%). Ответы на вопрос о «брачном возрасте»: тенденция увеличения брачного возраста характерна для обеих стран. Однако в Республики Корея она более выражена; средний возраст здесь уже составляет 28,5 лет (64,7%). В Российской Федерации он несколько ниже - 25,4 лет (48,3%). На первый взгляд, складывается парадоксальная ситуация: в стране с более традиционным укладом существует такой элемент модернизированного общества, как более поздние браки. Возможно, это объясняется другими традициями, существующими в Корее. Действительно, в Республике Корея большое значение придается периоду подготовки к браку. Мужчины должны быть обеспечены жильем, стабильной работой еще до вступления в брак. Соответственно, брачный возраст для корейских мужчин - 30 лет и старше. Ситуация с женщинами несколько иная. Увеличение брачного возраста женщин объясняется стремлением получить хорошее образование, а зачастую и высокий социальный статус за счет закрепления на хорошей, престижной работе.

В российской выборке довольно большую группу составили те, кто считает, что в брак лучше всего вступать в возрасте 21-24 лет (40,7%), в основном это женщины. В современной Корее так считает только 1,8%. Однако здесь 32,6% допускает вступление в брак в возрасте 30-34 лет.

Более половины респондентов российской молодежи терпимо относятся к сексуальным отношениям до брака, причем свободны в этом не только мужчины, но и женщины.

Сексуальные отношения до брака

Положительно. Отрицательно. Безразлично. Затрудняюсь ответить.

СПб СПб

мужчины женщины

Сеул мужчины

Сеул женщины

Самыми консервативными в этом вопросе оказались корейские женщины: они отрицательно относятся к сексуальным отношениям до брака. Самыми современными - российские женщины. В вопросе о свободе сексуальных отношений для мужчин до брака самыми консервативными оказались корейские женщины, самыми современными - российские мужчины.

Табу на сексуальные отношения вне брака действует и в Российской Федерации (для женщин - 66%>, для мужчин -56,5%). Однако каждый пятый из опрошенных в России не видит в этом ничего плохого и допускает такие отношения для мужчин (20%). Корейская молодежь отрицает сексуальные отношения вне брака и для женщин (74,7%), и для мужчин (68,3%).

В вопросе о месте проживания брачной пары: большинство российских молодых семей предпочитает селиться «отдельно от родителей» (88,5%). «С родителями жены или мужа живет» лишь 6,2%. Эта тенденция характерна и для корейцев (52,9%). Раньше существовала традиция переселения женщин в семью мужа, сейчас молодожены стремятся приобретать жилье совместными усилиями. Традиционное общество в Республике Корея было построено на том, что сыновья обязаны проживать со своими родителями и заботиться о них. Поэтому в настоящее время возникает некоторое противоречие: необходимость для мужчины поддерживать своих родителей и желание жены жить отдельно от родителей.

Если семейная пара в России селится отдельно от родителей, то это мотивируется главным образом проблемой взаимоотношений невестки со свекровью (37% в целом по российской выборке), или тем, что «семья должна быть самостоятельна и независима, но поддерживать общение с родителями» (22%). Если же они живут вместе с родителями, то это объясняется финансовыми трудностями, которые испытывает молодая семья (13%), либо моральной ответственностью детей перед родителями (13,8%).

В Республике Корея примерно половина опрошенных мужчин отметили, что они живут со своими родителями, другая половина - отдельно. Женщины же чаще отмечали, что живут отдельно от родителей. Таким образом, в корейском обществе существуют разные позиции мужчин и женщин относительно семейно-брачных отношений. Мужчины пока чаще фиксируют традиционные стереотипы поведения, а женщины - скорее современные. При этом мужчины объясняют свое поведение «моральной ответственностью детей перед родителями» (47%). Женщины оправдывали свое желание жить отдельно от родителей проблемами, возникающими в общении со свекровью (27,9%). Среди прочих встречались и такие ответы: «родители не хотят, чтобы мы с ними жили, чтобы не обременять нас» (19% в целом по корейской выборке).

В Российской Федерации и Республике Корея отношение к разводу одинаково отрицательное (53,5%), поскольку из-за него страдают дети. Если это случается, то как крайняя мера разрешения конфликта (29,8%). Лишь ] 7% в целом по всей выборке считает развод личным делом и правом супругов. В случае развода до сих пор существуют традиционные установки зависимости от общественного мнения и боязнь осуждения со стороны близких. В Республике Корея особенно отрицательно относятся к разводу именно мужчины (40,2% ответов) в связи с тяжелыми последствиями для детей и общества.

При этом предполагается, что «после развода детям лучше оставаться с матерью». Среди корейцев многие указали, что детям лучше оставаться с отцом (15,8%). В России так полагают лишь 2,9%. В российской выборке многие выбирали вариант «другое», полагая, что после развода ребенку лучше оставаться «с тем, кто лучше обеспечивает и воспитывает» (5,3%), «в зависимости от ситуации» (5,7%), «с учетом интересов ребенка» (3,3%).

Таким образом, по второму блоку мы отмечаем, что в обеих странах увеличение разводов вызвано процессом развития демократических отношений и разрушения национальных (традиционных) стереотипов семьи. В Российской Федерации этот процесс начался раньше, чем в Республике Корея. Выяснилось, что большинство россиян считает, что брак - это личное дело каждого человека, при этом молодежь довольно не критична по отношению к незарегистрированным формам брака. Для корейской молодежи брак - это объединение двух семей, где важно учитывать согласие родителей при вступлении в брак (традиционное представление). Предпочтительной остается только зарегистрированный брак. В вопросах брака корейские мужчины быстрее перенимают модернизированные

установки, чем женщины. Хотя, как было уже отмечено ранее, в установках на семью корейские мужчины консервативнее женщин.

Отметим, что брачный возраст в обеих странах все больше увеличивается. В данном исследовании было выявлено, что многие респонденты в Российской Федерации и в Республике Корея относятся нейтрально к сексуальным отношениям до брака. В этом плане корейские женщины и мужчины стали более свободными, чем раньше. Тем не менее, точка зрения корейских мужчин по отношению к женщинам остается консервативной. Табу на сексуальные отношения вне брака действует и в Российской Федерации, и в Республике Корея. Женщины независимо от национальной принадлежности сохраняют традиционные установки по этому вопросу.

Большинство молодых семей в Российской Федерации предпочитает жить отдельно от родителей. В Корее же традиционное общество было построено на том основании, что сыновья обязаны проживать со своими родителями и заботиться о них. Отсюда между супругами возникают некоторые конфликты (прежде всего, это касается взаимоотношений невестки со свекровью).

К бракоразводному процессу многие респонденты в обеих странах относятся отрицательно. В целом отнощение российской молодежи к разводу носит индивидуальный характер. В Республике Корея процесс развода приобрел более свободный характер, чем это было ранее, хотя превалирующей все же остается традиционная установка на основе семейной идеологии конфуцианства.

Анализируя ответы респондентов на вопросы третьего блока о знании семейного законодательства, следует признать, что большинство корейцев не знает семейного законодательства, что связано с его слабым развитием.

В Российской Федерации ответы распределились примерно поровну между «да» и «нет». Скорее всего, в число знакомых с семейным законодательством вошли те, кто на момент исследования имел своих детей. Именно с этой сферой семейного законодательства чаще всего сталкиваются молодые родители (оформление материальной помощи, детских пособий, возможность получения оплачиваемых декретных отпусков и т. д.) Группу тех, кто не знаком с семейным законодательством, составляет, скорее всего, молодежь, еще не состоящая в браке, или молодые пары, не имеющие детей. Кроме того, именно женщины чаще всего отмечали, что знакомы с семейным законодательством, в отличие от мужчин. Это вполне естественно, поскольку большая часть семейного законодательства связана с материнско-детскими отношениями.

Большинство респондентов отметило, что их семьи не сталкиваются с трудностями, которые они не могут решить самостоятельно. Если они и есть, то касаются материального положения и проблем с жильем. В традиционном обществе решение семейных проблем было делом общественным или, по крайней мере, родственным. Современные семьи стремятся решать проблемы в узком кругу семьи: родители - дети. Однако вопрос был достаточно болезненным для респондентов, поэтому мы не исключаем влияния эффекта социальной желательности при ответе на него.

В современном обществе многие проблемы можно решить, прибегнув к помощи государства. Семейная политика должна быть направлена на решение большинства возможных трудностей, с которыми сталкиваются современные семьи. Однако знают ли об этом сами респонденты? Выяснилось, что большинство респондентов (в обеих выборках) предпочитает прибегать к помощи все тех же родственников или хороших знакомых, друзей. На помощь государства или социальных служб сегодня рассчитывают лишь 4,8%

россиян и 6,5% корейцев. Различия выявлены в том, что российская молодежь чаще обращается за помощью к родственникам, друзьям, знакомым, чем корейская. Однако при этом «только на себя» надеются как российские женщины, так и мужчины чаще, чем корейские (30,8%> и 12% соответственно).

Следует отметить, что большинство корейцев вообще не знает о тех службах, к которым можно обратиться в случае возникновения проблем и трудностей (82,8%). В России многие знакомы с такими службами, однако тот факт, что к ним не обращаются, объясняется недоверием и излишней бюрократизацией таких организаций. 61% россиян отметили, что не получают от государства никакой помощи. А страхование, льготы и пособия представлены примерно в равной степени. В Республике Корея картина несколько иная: 51% получает различного рода страхование, а 44% никакой помощи от государства не имеет. Льготы и пособия вообще слабо представлены в корейской выборке. Таким образом, семейное законодательство по-разному организовано в Российской Федерации и Республике Корея, чем и объясняются различия в ответах на данный вопрос.

По мнению корейской молодежи, современные семьи нуждаются, главным образом, в финансовая помощи на воспитание, образование детей (43,8%), в помощи пожилым, в пенсиях по старости, в содержании пожилых родителей (16,4%), в помощи бедным семьям, в обеспечении их рабочими местами (15,4%). Российская молодежь отметила, что материальная помощь и льготы необходимы сегодня семьям (32,5%), кроме того, помощь в приобретении жилья считает важной 25,4%. 8,1% указали на необходимость пособий на ребенка, помощи в образовании детей.

Помощь государства семье должна осуществляться в случае крайней необходимости и в минимальной мере без нарушения личного права и не должна касаться личных вопросов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе исследования выяснилось, что, по мнению респондентов Российской Федерации и Республики Корея, нашим странам присущи схожие черты развития и функционирования семьи.

Речь идет о необходимости совмещения родителями профессиональных и семейных обязанностей. В Европе при обсуждении обозначенного вопроса приходят к выводу, что необходима социально-экономическая модель поддержки семьи - соединение экономического успеха и социальной справедливости9. Данная модель основана на поддержке социального обеспечения разных слоев населения с тем, чтобы увеличилась доля рождаемости, а также продолжительность жизни. На наш взгляд, в Российской Федерации нужно формирование модернизационной модели семейной политики, так как актуальна проблема восстановления самостоятельности семьи и повышения ценности семьи среди других социальных институтов. Соответственно, необходимо разработать систему государственной поддержки многодетных семей. Для этого следует: укреплять семью, семейные ценности; развивать семейное производство; переориентировать деятельность всех социальных институтов с индивида на семью; обеспечить наиболее благоприятные социальные, экономические условия свободного развития каждой семьи10.

В Российской Федерации необходимо, прежде всего, повысить престиж семейного образа жизни и ценности семьи с 3-4 детьми.

В Республике Корея также на основе модернизационной модели семейной политики необходимо активное участие государства в жизнедеятельности семьи без нарушения самостоятельности института семьи и личного права. Первостепенными задачами семейной политики являются: 1) повышение рождаемости; 2) помощь в воспитании детей,

уходе за стариками; 3) снижение числа разводов; 4) оказание помощи неполным семьям; 5) адресный характер социальной политики.

Наконец, анализируя результаты проведенного социологического исследования брачно-семейных установок молодежи в Российской Федерации и Республике Корея, следует отметить влияние глобализации как на российское, так и на корейское общество. Молодежь обеих стран одновременно придерживается как современного, так и традиционного взгляда на семейные установки. Однако глубокий анализ показывает, что корейская молодежь все-таки в большей степени предпочитает сохранить свои культурные традиции, в отличие от россиян.

1 Российский статистический ежегодник. М., 2004; Госкомстат РФ. 2004. С. 149; Росстат РФ. О демографической ситуации в РФ. М., 2006.

2 Медков В.М. Демография: Учебник. М., 2005. С. 544.

3 Федорова Л\ Руководство страны впервые четко обозначило приоритеты демографической политики // Отдел общества (mail.ru//26.04.2005).

4 Послание Президента ЗФ Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. (http://www.kremlin. rWappears/2006/05/10/1357_type63372type63374type82634_105546.shtml).

5 Корейская экономическая газета. 2006. 12 июня.

6 Апатенко С.Н. О концепции Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006-2010 годы. М., 2006.

7 Демографические цифры // Петербургский Час пик. 2006. 16 мая. С. 9.

8 Корейская экономическая газета. 2006. 12 июня.

9 Reforming the social models // TWM POST. 2006. N. 93. P. 1-3.

10 Климантова Г.К Государственная семейная политика современной России. М., 2004. С. 7-23.

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.