Научная статья на тему 'Семейные ситкомы в социальных медиа: доминирующие отзывы'

Семейные ситкомы в социальных медиа: доминирующие отзывы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
573
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ СИТКОМ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маркова Арина Васильевна

Статья посвящена форумам и сайтам отзывов, где обсуждается семейная ситуационная комедия «Воронины». Выбор исследования обусловлен повышенным вниманием в обществе и научных кругах к проблеме современной семьи как к социальному институту, традиционным и современным семейным ценностям. Анализ отзывов, комментариев в сообществах социальных медиа представляет культурологический интерес с точки зрения выявления потенциала влияния экранных продуктов на современного российского зрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейные ситкомы в социальных медиа: доминирующие отзывы»

УДК 070

А. В. Маркова

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск СЕМЕЙНЫЕ СИТКОМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА: ДОМИНИРУЮЩИЕ ОТЗЫВЫ

Статья посвящена форумам и сайтам отзывов, где обсуждается семейная ситуационная комедия «Воронины». Выбор исследования обусловлен повышенным вниманием в обществе и научных кругах к проблеме современной семьи как к социальному институту, традиционным и современным семейным ценностям. Анализ отзывов, комментариев в сообществах социальных медиа представляет культурологический интерес с точки зрения выявления потенциала влияния экранных продуктов на современного российского зрителя.

Ключевые слова: семейный ситком, телевидение, социальные медиа.

Телевидение, социокультурный феномен двадцатого века, является объектом и предметом изучения многих как авторитетных, так и молодых исследователей. Отметим ряд имён, чьи научные труды стали классикой в изучении вопросов телевидения: Ю. А. Богомолов, А. С. Вартанов, С. А. Герасимова, В. В. Егоров, Н. Б. Кириллова , Т.А. Марченко, М. Маклюен, В. И. Михалкович, С.А. Муратов , К.Э. Разлогов, Е. С. Сабашникова, В. С. Саппак, Е. А. Сергеев, Н. В. Суленё-ва, В. С. Турбин, Н. А. Хренов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский и др. Среди исследований молодых учёных немалый интерес представляют следующие диссертационные работы: «Становление жанров отечественных сериалов (начальный этап формирования современной структуры телевещания)» (2012), автор - Ю. М. Беленький, известный телепродюсер; Р. В. Удовиченко «Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории (на примере телепрограмм холдинга «СТС Медиа») (2011). О. В. Барсукова «Телевидение как фактор формирования духовно-нравственных ценностей личности» (2012); И. И. Комарова «Трансформация традиционных национальных ценностей русской культуры в условиях вестернизации средств массовой коммуникаций» (2006); А. А. Шарапова «Динамика социо-культурных функций телевидения в условиях постиндустриального общества» (2005); Н. А. Овсянникова «Влияние телевидения на формирование идентичности личности в современных социокультурных условиях российского общества» (2007); С. Н. Акинфиев «Жанровая структура российского развлекательного телевидения» (2008)и др.

Очевидный интерес научного сообщества, по мнению Н. В. Суленевой, достаточно обоснован: телевидение интересно не только с позиции стремительно развивающегося технического прогресса, но и в качестве интеллектуального носителя времени - оно «осуществляет множество ролей и функций по вовлечению гражданина в процесс наблюдения, сопереживания, анализа действительности» [17. С. 4]. Телевизионная коммуникация осуществляет функции межличностного и социального взаимодействия, социализации и инкультурации личности. Учитывая активное создание телевидением виртуальной реальности, становится важным вопрос о влиянии телевидения, культуроформирующем потенциале телевизионных продуктов. Динамика технического развития в сфере массовых коммуникаций значительно увеличивает возможность оказывать лишнее влияние на образ жизни, ценностные ориентации человека, поведенческие нормы, культуру в целом. Телевидение, как одно из средств массовой коммуникации, обладает повышенной эффективностью в плане создания, хранения, распространения и потребления различного рода информации, ценностей, включая семейные ценности.

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживают семейные ситуационные комедии, поскольку сегодня наблюдается серьёзная трансформация института семьи, возрастает вероятность изменения аутентичных черт традиционной российской семьи в следствие повышения коммуникативной прозрачности культурных границ. Семейные ситкомы могут служить своеобразной культурной моделью внутренней организации семейной жизни. Однако исследования взаимосвязи экранных продуктов и их комментирование в социальных медиа пока остаются на периферии научных интересов. Тем более значимым представляется анализ обсуждения и отзывов на се-

мейные ситкомы в социальных сетях: подобный вид коммуникации является одним из наиболее популярных в современном обществе.

Н. Б. Кириллова в своей известной монографии «Медиакультура: от модерна к постмодерну» (2007) отмечает неоднозначность понятия «медиа», которое не является простым «посредничеством»: «Перед нами транслирующий канал, построенный на идеологических, эмоциональных и даже подсознательных ожиданиях аудитории» [2. С. 22]. На наш взгляд, мнения, выраженные в социальных медиа, как и продукты «массовой культуры» обладают «особенным свойствами воздействия на психику человека. Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самими собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением» [2. С. 110]. Рассмотрим, какие доминанты присутствуют в «коллективном настроении» по отношению к семейным ситкомам.

Для анализа в данном исследовании взяты отзывы на семейную ситуационную комедию «Воронины», как самый длительный сериал в данной категории на отечественном ТВ. «Конкурент» - популярный семейный ситком «Папины дочки» - был на экранах с 3 сентября 2007 года по 30 апреля 2013 года, «выдержав» 20 сезонов - 410 серий, тогда как «Воронины» стартовал 16 ноября 2009 года, 6 февраля начался показ 18 сезона, количество серий на сегодняшний день - 403 и планируется создание 19 сезона. Ситком «Воронины» имеет две премии «ТЭФИ» (2010, 2011) и премию «Золотой Носорог» (2011). Кроме того, данная ситуационная комедия довольно бурно обсуждается в интернете, в отличие от других семейных ситкомов, именно в силу своего пролонгированного присутствия на российском телевидении.

Семейные ситуационные комедии являются поджанром ситкомов - ситуационных комедий с постоянными персонажами и местами действия. В семейных ситкомах главными действующими лицами являются члены одной семьи, комические сюжеты строятся вокруг семейных проблем, решение этих проблем носит всегда позитивный характер - всё вместе и является залогом популярности ситкомов. По мнению Ю. М. Беленького, культурологическая ценность ситкомов заключается в возможности аккумулировать знания о жизни семьи и общества, а также в возможности воплощения постановки и экранного решения актуальных социальных вопросов.

Ситуационная семейная комедия «Воронины» является адаптацией американского ситкома «Все любят Рэймонда» с 1 по 10 сезоны, с 11 сезона - оригинальный российский ситком, пре-мьерные показы эпизодов ситкома происходят на телеканале СТС. Суть сюжетов: на одной лестничной площадке многоквартирного московского дома живёт семья главного героя Костика и в другой квартире - его родители, которые постоянно приходят звано и незвано к сыну через общий балкон.

На официальном сайте телеканала СТС [7] даются положительные характеристики героям, например: «Жена Кости... Вера абсолютно нормальный человек. Она сильная, умная, любящая женщина. Вера постоянно подталкивает Костю к самостоятельному решению проблем, возникающих в их жизни. Она лидер в семье». Или о Галине Ивановне: «Мама Кости и Лёни, домохозяйка со стажем. Она вкусно готовит, умеет поддерживать дома идеальный порядок. К своим сыновьям Галина относится, как к маленьким и всячески их опекает особенно Костю. Она считает, что все происходящее в семье Кости, касается и ее тоже. Все свои действия Галина Ивановна объясняет простыми фразами: «это из-за любви» и «это для счастья нашей семьи». Причем она не лукавит, а действительно думает именно так». Однако встречаются иные мнения.

На странице сайта https://whatisgood.tu/tv/tvseries/ [15] размещена статья «Подкаблучник - герой нашего времени?». В ней присутствует отсылка к официальному сайту ситкома «Воронины», где указано, что сериал «защищает семейные ценности. Давайте разберёмся, какие семейные ценности предлагают нам создатели этого ситкома». Далее даются характеристики персонажам: оба брата, Костя и Лёня, называются слабохарактерными - «подкаблучники в квадрате», так как пресмыкаются и перед мамой, и перед женой; отец их ведёт себя «абсолютно неадекватно и аморально»; Вера «всем недовольна»; Галина Ивановна - «деспотичная особа», «необучаема и невменяема». Все «вечно орут, ругаются, лгут». Одним словом, «институт брака осмеян в сериале до неприличия». Подобные, крайне негативные оценки данного ситкома доминируют на сайте http://otzovik.com/review_81652.html [12]: «Большего бреда я не видела! Отец-полудурок вечно орёт на всех, всем недоволен. . Вечные намёки на секс (Кости и Веры) просто ужасны»; «одна

пошлятина»; «сериал отвратителен»; «сериал - карикатура на жизнь». Более миролюбивый комментарий присутствует на http://www.liveinternet.ru/users/woody1994/post145215506/ [10]: «к сит-кому нет такого отвращения. но в десятку лучших не засуну»

Цифровой журнал о цифровом телевидении http://tricolortvmag.ru/article/serials/glavnaya-semya-sts/ [13] даёт в аннотации словосочетание «секреты «воронинской идиллии»; здесь же в рубрике «Звёзды в сериале «Воронины» отзывы публичных людей: Николай Валуев называет данный ситком одним из «по-настоящему добрых сериалов, над которым можно отлично посмеяться»; Николай Басков говорит о том, что «это один из лучших телепроектов». Очевидна кардинальная противоположность оценок семейного ситкома «Воронины»: «идиллия», в которой, с другой точки зрения, «институт брака осмеян».

Любопытно, что на странице https://vk.com/voroninyctcrussia («Воронины» ВКонтакте) [14] особых комментариев к ситкому нет, есть просьбы подсказать, например, «в какой серии Костя пародирует своего картавого начальника» или «что за серия, когда Лёня и Костя снимают папе видео и выясняют, что никто не может ничего хорошего сказать об их отце». По нашему мнению, весьма симптоматично, что привлекают внимание скорее негативные с точки зрения этических норм и семейных ценностей сюжеты, нежели позитивные, позволяющие говорить об «вороненской идиллии».

На сайте http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/82509/titr/ [8] было предложено голосование «нравится - не нравится» по главным персонажам ситкома. Соотношение «за» и «против» по всем героям приблизительно одинаковое: Костя - 132 «за» и 23 «против», Вера - 134 «за» и 31 «против», Галина Ивановна - 126 «за» и 19 «против», Лёня - 129 «за» и 12 «против». Интересно, что абсолютным лидером «зрительской симпатии» стал Николай Петрович - 163 «за» и всего 4 «против». При этом, что Николай Петрович позволяет себе хамские выходки по отношению к жене, детям, друзьям; он груб и невоспитан, его лексика изобилует словами «жрать», «ни фига» и т.д. Можно сделать предположение, что как в новостях привлекают негативные, а не позитивные сюжеты, так и здесь отрицательный персонаж более интересен. Однако, это, на наш взгляд, достаточно тревожный знак - ведь так осуществляется трансляция образа Отца, моделирование образа главы семьи современной «среднестатистической российской семьи». Зарубежные исследователи семейных ситуационных комедий, в частности Timoti Pehlke [18], высказывают мнение, что для достаточно большого количества молодёжи телесериалы становятся одним из важнейших источников получения знаний о строении модели взаимоотношений в семье, о роли отца.

Сайт https://www.kinopoisk.ru/film/479090/ [9] является активно посещаемым, в связи с чем также интересны отзывы о ситкоме «Воронины», размещённые на его страницах. И вновь картина противоположных мнений в приблизительно равных долях: «хорошо тут описывается добрая семейная атмосфера», «сериал очень жизненный и интересный», «это идеальная энциклопедия разного типа людей, семейная энциклопедия жизни или того, что делать не стоит», «Вообще странно, что этот проект еще не прикрыли. Частенько сериал выходит в дневном эфире, при том, что каждая серия полна пошлых шуточек, а ведь в это время перед экранами находятся дети! Или это уже считается нормой, кто знает.», «этот сериал - самое ужасное, что я видела когда-либо в своей жизни. Плоские шуточки, устаревший сюжет. Меня беспокоит ещё одна проблема - почему все негативные рецензии пользователей «кинопоиск.ру» помечены как ненужные?!» Последнее замечание интересно и с точки зрения «чистоты» анализа отзывов о том или ином экранном произведении в интернете. Официальные сайты могут создавать «пометки» и иную «пропускную» систему, социальные страницы свободного общения более демократичны. Но рассуждения по поводу ситкомов редко встречаются не на страницах единомышленников, следовательно, есть администраторы и «узаконенная», как правило, точка зрения на предмет обсуждения. Не забудем и про «заказы» на рекламу, формирование отношения к экранному произведению как продукту телевизионной индустрии.

На сайте http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=63:3729 [5] предлагалось поставить оценку сериалу «Воронины». Статистика такова: безоговорочный шедевр на все времена, лучший среди сериалов - 4, 55 %; отличный сериал, высший класс - 0 %; хороший сериал - 18, 18 %; середнячок, можно посмотреть - 0 %; так себе, можно не смотреть - 13, 64 %; ужасно, жуткий отстой - 50 %; я ещё не видел и смотреть не планирую - 13, 64 %.

В качестве наиболее характерных отзывов о ситкоме «Воронины» приведём заголовки спичей с сайта http://irecommend.ru/content/voroniny [6]: «Египетская сила, да ведь в каждом из нас живёт

кто-то из Ворониных!», «Прежде чем гнать на тупые американские комедии, посмотрите пару серий этого шлака», «Очень хороший семейный сериал!», «Со временем стали высасывать ситуации из пальца, а также наш мозг...», «Со следующей недели новые серии. Жду не дождусь!», «Сермяжная правда жизни, о которой юных принцессок не предупреждали перед свадьбой», «Глоток позитива средь серых будней», «Посмотри - расслабь мозги!», «Антисемья», «Гадостная гадость! Мерзостная мерзость! Тупейшая тупость! Глупейшая глупость!», «Семейка упырей», «Воронины - сенсация года», «Хоть бы всю жизнь смотрела!», «Отличный жизненный сценарий», «Сплошной вред!», «Надоело! Поток злости!», «Семья шизофреников», «Антистресс», «Очень «уютный» семейный сериал с хорошими актёрами», «Семейка имбецилов», «Серая бытовуха от кэпа», «Воронины - собирательный образ среднестатистической семьи», «Цирк уродов», «Жизненно» и др.

В целом, можно сказать, что отрицательных и положительных отзывов приблизительно поровну. Возможно, именно такое расположение оценок - пятьдесят на пятьдесят - и служит мотивацией для продолжения создания семейного ситкома «Воронины»: ведь 50 % зрительской аудитории - это хорошие показатели для рекламодателей. Другой вопрос, как быть с пресловутыми семейными и иными ценностями, транслируемыми в данном экранном произведении. Привлекательность негативных качеств характеров персонажей будет доминировать, судя по всему, и в дальнейших эпизодах. Отсюда возникает проблема формирования реальности зрителя, упомянутого влияния экранных продуктов на культуру повседневности.

Исследователь медиа Л. Б. Зубанова отмечает: «Медиапространство систематизирует изменчивость жизни, выполняя функции референции (создания образцов, легитимизирующих социальные практики и нормирующих отношения к ним) и репрезентации (производство и оформление способов мышления, существующих в обществе в разных социальных группах)» [1. С. 4]. Отображение в семейных ситуационных комедиях реалий повседневности современного зрителя и последующее отображение отношения данного зрителя к демонстрируемым реалиям в социальных медиа - важные факторы при выявлении потенциала воздействия экранных произведений на телевизионную аудиторию. Семейные ситуационные комедии являются частью культуры современного российского телезрителя. Сошлёмся на авторитетного исследователя культурной политики С. Б. Синецкого, по мнению которого «важнейшее предназначение культуры - воспроизводство и передача сложившихся в результате длительной практики типов мышления и деятельности, общественных отношений, характерных для того или иного общества или локальной социальной группы. Именно эти функции культуры объективно смягчают издержки творческой деятельности, раз-ного рода новаций, обеспечивая стабильность общества, преемственность и эволюционность его развития» [16. С. 29]. Таким образом, исследования социальных медиа могут стать платформой для прогнозирования тенденций изменений не только в институте семьи, но и в других областях современной российской культуры.

Список литературы

1. Зубанова, Л. Б. Медиаобраз действительности: ценностное пространство современных средств массовой информации: монография [Текст] / Л. Б. Зубанова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2007. - 244 с.

2. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст] / Н. Б. Кириллова // -2-е изд. - М.: Академический Проект. 2006. - 448 с.

3. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: https://afisha.mail.ru/series_758243_voroni-ni/ (дата обращения: 15.01.2017).

4. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: http://ctc.ru/projects/serials/voroniny/geroi/ (дата обращения: 15.01.2017).

5. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=63:3729 (дата обращения: 15.01.2017).

6. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: http://irecommend.ru/content/voroniny (дата обращения: 15.01.2017).

7. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kino-teatr.ru/kino/art/serial/2897/ print/ (дата обращения: 15.01.2017).

8. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ ros/82509/titr/ (дата обращения: 15.01.2017).

9. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kinopoisk.ru/film/479090/ (дата обращения: 15.01.2017).

10. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: http://www.liveinternet.ru/users/woody1994/ post145215506/ (дата обращения: 15.01.2017).

11. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: https://otvet.mail.ru/question/44992599 (дата обращения: 15.01.2017).

12. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: http://otzovik.com/review_81652.html (дата обращения: 15.01.2017).

13. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: http://tricolortvmag.ru/article/serials/ glavnaya-semya-sts/ (дата обращения: 15.01.2017).

14. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/voroninyctcrussia (дата обращения: 15.01.2017).

15. Отзывы на сайте [Электронный ресурс]. - URL: https://whatisgood.tu/tv/tvseries/ (дата обращения: 15.01.2017).

16. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего: монография [Текст] / С. Б. Синецкий. - Челябинск: Энциклопедия, 2011. - 288 с.

17. Суленёва, Н. В. Современная телевизионная режиссура в аспекте работы над художественным текстом: дис. .доктора культурологи [Текст] / Н. В. Суленёва. - Ярославль, 2008. - 346 c.

18. Pehlke, Timoti. Does Father Still Know Best? An Inductive Thematic Analysis of Popular TV Sitcoms [Electronic resource]. - URL: http://www.mensstudies.com (дата обращения: 12.12.2010).

FAMILY SITCOMS IN SOCIAL MEDIA: DOMINATING REVIEWS

Markova A. V., Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, arina_mark@mail.ru

The article is devoted to forums andfeedback sites, where the family situation comedy "Voroniny" is discussed. The choice of the study is due to increased attention in society and the scientific community to the problem of the modern family as a social institution, traditional and modern family values. Analysis offeedback, comments in the social media communities is of cultural interest from the point of view of revealing the potential of the impact of screen products on the modern Russian viewer.

Keywords: family sitcom, television, social media.

References

1. Zubanova, L. B. (2007) Mediaobraz deystvitel'nosti: tsennostnoye prostranstvo sovremennykh sredstv massovoy informatsii: monografiya [=Media identity of reality: the value space of modern media: monograph], CHGAKI, 244 p. (In Russ.).

2. Kirillova, N. B. (2006) Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu [=Media culture: from the modern to the postmodern], Moscow, Academic Project, 2 edition, 448 p. («Technologies») (In Russ.).

3. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: https://afisha.mail.ru/series_758243_ voronini/ , accessed 15.01.2017. (In Russ.).

4. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: http://ctc.ru/projects/serials/voroniny/geroi/, accessed 15.01.2017. (In Russ.).

5. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=63:3729, accessed 15.01.2017. (In Russ.).

6. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: http://irecommend.ru/content/voroniny, accessed 15.01.2017. (In Russ.).

7. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: http://www.kino-teatr.ru/kino/art/serial/2897/ print/, accessed 15.01.2017 (In Russ.).

8. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ ros/82509/titr/, accessed 15.01.2017. (In Russ.).

9. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: https://www.kinopoisk.ru/film/479090/, accessed 15.01.2017. (In Russ.).

10. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: http://www.liveinternet.ru/users/woody1994/ post145215506/, accessed 15.01.2017. (In Russ.).

11. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: https://otvet.mail.ru/question/44992599, accessed 15.01.2017. (In Russ.).

12. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: http://otzovik.com/review_81652.html, accessed 15.01.2017. (In Russ.).

13. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: http://tricolortvmag.ru/article/serials/ glavnaya-semya-sts/, accessed 15.01.2017. (In Russ.).

14. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: https://vk.com/voroninyctcrussia, accessed 15.01.2017. (In Russ.).

15. Otzyvy na sayte [=Reviews on the site], available at: https://whatisgood.tu/tv/tvseries/, accessed 15.01.2017. (In Russ.).

16. Sinetskiy, S. B. (2011) Kul'turnaya politika XXI veka: ot pretsedenta Istorii k proyektu Budushchego: monografiya [=Cultural policy of the XXI century: from the precedent of History to the Future project], Chelyabinsk, Encyclopedia, 288 p. (In Russ.).

17. Sulenova, N. V. (2008) Sovremennaya televizionnaya rezhissura v aspekte raboty nad khudozhestvennym tekstom [=Modern television direction in the aspect of working on an artistic text], Yaroslavl, 346 p. (In Russ.).

18. Timoti Pehlke. Does Father Still Know Best? An Inductive Thematic Analysis of Popular TV Sitcoms. Available at: http://www.mensstudies.com, accessed 12.12.2010.

Маркова Арина Васильевна - член Союза журналистов России, старший преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения факультета театра, кино и телевидения, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск.

arina_mark@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.