Научная статья на тему 'Семейные ситкомы: аспекты культурологического анализа'

Семейные ситкомы: аспекты культурологического анализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ СИТКОМЫ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FAMILY SITCOMS / TELEVISION / FAMILY RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркова Арина Васильевна

Рассматриваются аспекты культурологического анализа семейных ситкомов на современном российском телевидении. Обосновывается возможность влияния трансляции семейных ситкомов на телевизионную аудиторию, моделирование семейных отношений. Аргументируется научный интерес к семейным ситкомам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY SITCOMS: CULTURAL ASPECTS OF ANALYSIS

The paper discusses aspects of cultural analysis of family sitcoms on contemporary Russian television, the possibility of the influence of family sitcoms on broadcast television audience, the modeling of family relations. There are argued the scientific interest in the family sitcom.

Текст научной работы на тему «Семейные ситкомы: аспекты культурологического анализа»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. С. 64-66.

А. В. Маркова

СЕМЕЙНЫЕ СИТКОМЫ: АСПЕКТЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Рассматриваются аспекты культурологического анализа семейных ситкомов на современном российском телевидении. Обосновывается возможность влияния трансляции семейных ситкомов на телевизионную аудиторию, моделирование семейных отношений. Аргументируется научный интерес к семейным ситкомам.

Ключевые слова: семейные ситкомы, телевидение, семейные отношения.

Активность исследования различных аспектов телевидения имеет возрастающую тенденцию (Н. А. Барабаш, Ю. А. Богомолов,

A. С. Вартанов, С. А. Герасимова, В. В. Егоров, Н. Б. Кириллова, Т. А. Марченко, М. Ма-клюен, В. И. Михалкович, С. А. Муратов, О. Ф. Нечай, К. Э. Разлогов, И. И. Романовский, Е. С. Сабашникова, В. С. Саппак,

B. А. Саруханов, Е. А. Сергеев, Н. В. Суленё-ва, В. С. Турбин, Н. А. Хренов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский и др.). Однако анализ научных трудов отечественных исследователей телевидения выявил периферийность интереса к одному из видов телевизионной продукции - семейным ситкомам. Ситуационная комедия или ситком (англ. 'situation comedy, sitcom') определяется как разновидность телепрограмм, с постоянными персонажами и местом действия. Стабильную популярность ситкомов обеспечивает множество факторов. Главными, как показало исследование, являются комическое отображение повседневности и оптимистические решения проблем: победа, смех над повседневными невзгодами, некая игра в реальность, вариативность проживания ситуаций персонажами1. Ситкомы, претендующие на отображение существующей реальности, латентно побуждают зрителя к выбору определённых действий и поступков в ситуациях, схожих с теми, что проживают телевизионные персонажи.

Семейные ситкомы являются поджанром ситкомов. В них в качестве главных героев действуют персонажи одной (как правило, расширенной) семьи. Характерными коллизиями являются разрешения внутрисемейных проблем. В свете внимания к вопросам семьи и брака в современном обществе научный интерес к семейным ситкомам достаточно актуален. Анализ семейных ситкомов на современном российском ТВ («Моя прекрасная

няня» канал СТС, «Кто в доме хозяин» канал СТС, «Воронины» канал СТС) позволяет выдвинуть предположение о модификации моделей семейных отношений, транслируемых в семейных ситкомах. Актуальность данного исследования находит своё подтверждение и в практическом отсутствии отечественных работ по анализу семейных ситкомов на современном российском ТВ.

Современные исследования в области телевидения подчёркивают его доминирующие позиции среди СМИ. Подобное доминирование связано, по мнению У. Рассела Неймана с желанием людей выбрать путь наименьшего сопротивления. Иначе говоря, «успех телевидения есть следствие базового инстинкта аудитории выбирать то, что более доступно»2. Известно, что доминирующим в качестве домашних занятий является просмотр телевизионных программ. Семейные ситкомы подходят для категории совместного, семейного телевизионного «чтива».

Проблема, по нашему мнению, заключается в том, какие именно модели семейных отношений транслируются современным российским телевидением. С одной стороны, все сюжетные коллизии в семейных ситко-мах разрешаются позитивно, демонстрируя победу либо здравого смысла, либо искренних положительных чувств у членов семьи друг к другу. С другой стороны, специфичными чертами ситкомов являются юмор и определённые типажи. В семейных ситкомах стабильно присутствует набор следующих типажей: наивный дурачок, милый и невезучий простак, зловредный малютка, надоедливые родители. Отметим, что данные типажи носят не психологический характер персонажей, а некую устоявшуюся социальную «маску». Изображение отцов в семейных ситко-мах инфантильными подростками вызвало

Семейные ситкомы: аспекты культурологического анализа

65

озабоченность у зарубежных исследователей3. Возможно, это представляет интерес и для отечественных исследователей, особенно в области прикладной культурологии: ежедневная трансляция семейных ситкомов с надоедливыми родителями, зловредными детьми и фамильярным отношением к отцу может привести к восприятию и воспроизводству данных моделей в реальной жизни телеаудитории. Отметим, что в семейном ситкоме преобладает низкий юмор, периодически переходящий в иронию и даже сарказм. По нашему мнению, это является не вполне продуктивным материалом для трансляции моделей семейных отношений.

Исследования современного российского телевидения выделяют аспект примитивизации различных телевизионных программ, особенно развлекательных. Сошлёмся на Н. В. Суленёву, которая отмечает, что «телевидение, за счет простоты и удобства восприятия программ телезрителем, повторяемости, элементов сублимации (когда телеаудитория идентифицирует себя с персонажами в пространстве телевизионного продукта), кон-формизации сознания (снятии стрессов с помощью ложной позитивности, гармонизации предложенной ситуации) ориентирует распространяемые им духовные и материальные ценности на "усредненный" уровень развития массовой телеаудитории»4. «Усреднённость» семейных ситкомов носит двойственный характер: с одной стороны, простота восприятия и широкий круг аудитории; с другой стороны, нивелирование значимости традиционных семейных ценностей. Точечное влияние на происходящий процесс трансформации моделей семейных отношений в виде художественных фильмов или авторских программ будет, на наш взгляд, проигрывать ежедневной демонстрации более усреднённых, более примитивных вариантов.

По нашему мнению, намечается некоторое противоречие между культурными традициями, обычаями и нравами, сложившимися в современном российском обществе (которые являются регуляторами функционирующих культурных норм в повседневности телезрителя) и теми «культурными текстами», что транслируют семейные ситкомы.

Под культурным текстом мы, вслед за А. Я. Флиером, имеем в виду «любые продукты человеческой деятельности - вещи, сооружения, произведения, поступки, суж-

дения, - каждый из которых может быть прочитан и дешифрован как текст»5. Анализ текстов семейных ситкомов интересен, как минимум, в двух аспектах: как анализ непосредственно диалогов ситкомов (в вопросах природы комического, трансактных отношений, коммуникативных регистров и т. д.), так и в качестве выявления транслируемого в них культурного, ценностно-смыслового содержания социальной жизни человека. Включаясь в процессы социализации и инкульту-рации личности, семейный ситком оказывает влияние на телезрителя-«потребителя» телевизионного продукта; в свою очередь заинтересованность зрителя в семейных ситкомах (выраженная в высоких рейтингах популярности) превращает зрителя в «производителя» культуры. Это взаимообразный процесс, несомненно, представляет интерес для исследований в точке пересечений социальной культурологии, психологии культуры, культурной семантики. Семейный ситком как зарекомендовавший себя устойчивый элемент социокультурного феномена - телевидения -становится предметом культурологического исследования в его социально-консолидирующем, нормативно-регулятивном, ценностно-смысловом, знаково-коммуникативном и социально-воспроизводящем аспектах. Мы согласны с мнением С. А. Герасимовой, что разработка «концепции формирования культурных ценностей под воздействием телевидения может способствовать созданию научных основ оперативной культурологической диагностики телевизионной продукции и эффективной регуляции этого процесса»6. Таким образом, культурологический анализ семейных ситкомов на современном российском телевидении представляется нам достаточно обоснованным.

Примечания

1 Маркова, А. В. Ситком на современном российском телевидении : интеграция культур // Россия и Европа : связь культуры и экономики рекламы : материалы междунар. науч.-практ. конф. (24 декабря 2010 года) : в 2 ч. Ч. 2. / отв. ред. А. В. Наумов. Прага : DigiTisk Studio spol. s r.o., 2011. С. 216.

2 Емченко, Е. П. Жизненный мир повседневности человека в контексте современной телевизионной рекламы : дис. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2011. С. 72.

66

А. В. Маркова

3 Hennon, T. Does Father Still Know Best? An Inductive Thematic Analysis of Popular TV Sitcoms / T. Hennon, E. Kuvalanka // Miami Univ. 2009 by the Men's Studies Press, LLC [Электронный ресурс]. URL : http://www.mensstud-ies.com.

4 Суленёва, Н. В. Современная телевизионная режиссура в аспекте работы над художественным текстом рекламы : дис. ... д-ра культурологии. Ярославль, 2010. С. 6.

5 Флиер, А. Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей рекламы. М. : Согласие, 2010. С. 33.

6 Герасимова, С. А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности рекламы : дис. ... канд. культурологии. СПб., 2000. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.