Научная статья на тему 'Семейная политика Республики Беларусь: социологический анализ оценки эффективности'

Семейная политика Республики Беларусь: социологический анализ оценки эффективности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1608
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / семейная политика / тип семейной политики / оценка эффективности / family / family policy / type of family policy / evaluation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н А. Сосновская

В статье раскрывается содержание различных моделей семейной политики. Эффективность семейной политики Беларуси анализируется на основании такого ее параметра, как удовлетворенность. Рассматриваются следующие ведущие направления данной социальной политики: выплаты и пособия в связи с рождением ребенка, возможности получения кредитов на строительство и приобретение жилья, услуги детских дошкольных учреждений, предоставление работнику с двумя и более детьми гибкого графика работы, адресная социальная помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS EFFECTIVENESS EVALUATION

The article reveals the contents of the various models of family policy. The effectiveness of family policy of Belarus is analyzed on the basis of its parameters such as satisfaction. We consider such major areas as the payments and benefits in connection with childbirth, possibility of obtaining loans for the construction and purchase of housing services, childcare facilities, providing the employee with two or more children, flexible working hours, targeted social assistance.

Текст научной работы на тему «Семейная политика Республики Беларусь: социологический анализ оценки эффективности»

УДК 316.356.2+316.334.3

Н. А. СОСНОВСКАЯ,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В статье раскрывается содержание различных моделей семейной политики. Эффективность семейной политики Беларуси анализируется на основании такого ее параметра, как удовлетворенность. Рассматриваются следующие ведущие направления данной социальной политики: выплаты и пособия в связи с рождением ребенка, возможности получения кредитов на строительство и приобретение жилья, услуги детских дошкольных учреждений, предоставление работнику с двумя и более детьми гибкого графика работы, адресная социальная помощь.

Ключевые слова: семья, семейная политика, тип семейной политики, оценка эффективности.

На протяжении последних лет в отечественном социогуманитарном знании наблюдается постоянно возрастающий интерес к проблематике семейной политики. Активизация исследовательского внимания связана с рядом социальных проблем, с которыми столкнулось государство в связи с изменением репродуктивных установок и низкой рождаемостью коренного населения.

В трактовке понятия «семейная политика» существуют некоторые вариации. Она понимается как направление социальной политики государства, нацеленное на помощь семье и поддержку ее жизнеспособности [1]; предполагающее укрепление семьи, оптимизацию выполнения ею своих функций и улучшение условий жизнедеятельности [2]; комплексное воздействие общества на брачно-семейные отношения [3]. Таким образом, семейная политика определяется и как комплекс мер, направленных на оказание поддержки семье, и как инструмент влияния на семью с целью гармонизации ее функционирования с потребностями общества.

Существуют различные модели семейной политики. Наибольшей популярностью пользуется классификация, включающая социально-демократический, консервативный и либеральный тип политики [4]. В ней учитывается определенная идеологическая направленность семейной политики, что предполагает различное сочетание реализуемых мер. Основной акцент делается на таких мерах, как семейные пособия, налоговые льготы, декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком и сервисная поддержка - услуги по уходу за детьми до трех лет и с трех до шести лет. Социально-демократический тип акцентирует равные возможности для женщин и мужчин на рынке труда и в распределении семейных обязанностей. Важным направлением является полити-

ка гендерного равенства, которая предлагает такую меру, как родительский отпуск для отцов. Продолжительность «отцовского отпуска» (обязательные к использованию 60 дней, которые нельзя передать другому члену семьи, что соответствует такому же по длительности обязательному отпуску женщин), условия его оплаты создают благоприятные установки в формировании гендерного равенства в сфере родительства. Кроме этого осуществляется материальная поддержка работающих родителей. Консервативный тип опирается на традиционное разделение семейных ролей, при котором женщина осуществляет уход и заботу, а мужчина выступает в роли «кормильца». Либеральный тип политики предполагает низкий уровень помощи семьям. Услуги, оказываемые семьям, в особенности связанные с заботой и уходом за детьми и пожилыми, предоставляются в рамках рыночных отношений. Необходимость их оплаты приводит мужчин и женщин к равной зависимости от рынка труда [5].

В связи со спектром решаемых государством вопросов выделяются базовые направления семейной политики: демографическое - ориентированное на стимулирование рождаемости; социальное - направленное на борьбу с бедностью в семье; гендерное - ставящее целью достижение гендерного равенства в семье и в профессиональной занятости; экзистенциальное - предполагающее помощь семье в осуществлении ухода за недееспособными категориями (инвалиды, пожилые, дети) [5, с. 292]. В целом можно выделить такие равные по значимости составляющие семейной политики, как прямое финансовое стимулирование деторождения, дружественное родителям законодательство, включающее отпуска по уходу за детьми и гибкий рабочий график, а также развитие сервисов, предоставляющих услуги по уходу и воспитанию детей.

Ориентированность семейной политики во многом зависит и от исходных теоретических представлений об объекте политики - семье. Согласно одному из подходов, семья находится в состоянии кризиса, являющимся закономерным итогом развития индустриального общества. Утрата семьей ее основных функций и разрушение социокультурных норм многодетности - частные проявления кризисного состояния семьи. В связи с этим в качестве основных целей семейной политики предлагаются укрепление семьи, упрочение семейных ценностей в противовес индивидуальным жизненным ценностям, переориентация всех социальных институтов с индивида на семью.

Сторонники другой точки зрения считают, что происходит закономерное изменение семьи в соответствии с трансформацией социально-экономических условий. Новая семья лучше приспособлена к требованиям современности, чем традиционная. Она предполагает свободу личности и самовыражение обоих партнеров. Из подобной установки следует, что целью семейной политики должно стать обеспечение наиболее благоприятных условий свободного развития для каждой семьи, условий для наилучшего выполнения ею своих основных функций. Сторонники данного концептуального подхода настаивают на том, что семейная политика как особая часть социальной политики должна базироваться на принципах свободы личности, равноправия, парт-

нерства и призвана обеспечить равновесие между личностью, семьей и обществом [6].

Важным компонентом анализа семейной политики является оценка ее эффективности. Критерий эффективности относится к достижению целей семейной политики и отражает степень реализации программ, составляющих политику. Эффективность семейной политики довольно трудно оценить, что подтверждается зачастую несовпадением во взглядах многих ученых на данную проблему. Сложность оценки эффективности вызвана различием подходов к методологии исследования, используемых моделей, неодинаковым положением дел в оцениваемых совокупностях на момент проведения обследования. Трудно осуществить анализ влияния социальных пособий и системы социальной поддержки, изолировав их от других факторов. Также следует принимать во внимание, что меры социальной политики сформулированы на основании принципа рациональности. Предполагается, что решение о рождении ребенка принимается с учетом возможных издержек и доходов, связанных с необходимостью ухода и воспитания. Из этого следует, что возмещение государством части расходов на детей повысит их экономическую привлекательность, что приведет к повышению рождаемости либо к более «высокому качеству» человеческого потенциала. Но как уже было неоднократно показано, реальные решения субъекта далеки от идеальной модели рациональности, располагающей полной информацией обо всех имеющихся альтернативах и учитывающей вес каждой из них. Существуют также ценностно-нормативные компоненты, оказывающие на поведение зачастую большее влияние, чем рациональные соображения.

Часто основанием для выводов являются демографические показатели брачности и разводимости, рождаемости и смертности. Но, как указывает В. А. Козлов, «изменение демографических показателей не является целью или задачей семейной политики» [4, с. 17]. Увеличение рождаемости рассматривается как косвенный эффект, возникший благодаря улучшению социальных условий, при которых семьи могут в более полной мере реализовывать свой репродуктивный потенциал. Индикаторами оценки могут служить изменения на рынке труда, жилья, социальных услуг, изменение потребления. Так, например, качество социальных услуг определяется сетью оказывающих их учреждений, их доступностью, обеспеченностью персоналом и его уровнем, потребительской удовлетворенностью качеством услуг, ростом образованности и здоровья членов семей и т. п. Показателями успешности семейной политики в сфере труда являются рост занятости и снижение безработицы, занятость на льготных условиях, неполный рабочий день, уровень подготовленности мужчин и женщин, показатели гендерной дискриминации при приеме на работу и в заработной плате, развитие семейного предпринимательства.

Кроме перечисленного, важно на основе регулярных количественных и качественных обследований определять отношение людей к системе поддержки семей, к проводимой или готовящейся к проведению семейной поли-

тики. Одним из параметров, позволяющих оценивать конструктивность мер семейной политики, является анализ удовлетворенности населения предпринимаемыми мерами.

Семейная политика Республики Беларусь регулируется рядом нормативно-правовых актов, определяющим среди которых является Указ Президента Республики Беларусь от 21.01.1998 г. № 46 «Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь» [7]. Несмотря на то что в документе акцентирована необходимость предоставления возможностей для экономического самообеспечения семей, возможности повышения уровня материального благосостояния, основной упор в реализации заданных мер делается в области материальных выплат семье в связи с рождением и воспитанием ребенка. К базовым мерам относятся: денежные выплаты семьям на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); дополнительная материальная помощь в денежной и натуральной формах; кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство жилья; предоставление малоимущим семьям денежных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Таким образом, государственная политика в отношении семьи в Беларуси носит патерналистский характер с выраженной ориентацией на упрочение традиционных ценностей. Однако семейная политика преимущественно протекционистской направленности, задачей которой является экономическая поддержка семей и, в конечном счете, стимулирование рождаемости, признается исследователями малоэффективной. Несмотря на оказываемую поддержку, данные статистики свидетельствуют о том, что наличие в семье двух и более детей является фактором риска для ее попадания в категорию малообеспеченных, что снижает привлекательность рождения ребенка [8]. Это приводит к постановке вопроса о том, в какой степени предлагаемые меры способствуют удовлетворению потребностей населения и, в конечном итоге, о содержании проводимой политики.

В опросе, проведенном Институтом социологии в ноябре 2014 г. (исследование проводилось на республиканской репрезентативной выборке, N = 2010), рассматривался уровень удовлетворенности населения мерами семейной политики. Оценка производилась на основании мнения целевых групп, получателей мер. Проведенное исследование показало, что более половины респондентов (60 %), имеющих детей в возрасте до трех лет и являющихся потенциальными и действительными получателями пособий по уходу за ребенком, позитивно оценили данную меру. С трудностями при ответе на вопрос столкнулись 9,7 % опрошенных, и 30,3 % отметили, что не удовлетворены выплачиваемыми пособиями. Среди респондентов, проживающих в сельской местности, зафиксирован более высокий уровень удовлетворенности пособиями (довольны - 70,2 %, не довольны - 19,1 %, затруднились ответить - 10,6 %). Сходным образом опрошенные с детьми до трех лет оценили и возможности устройства детей в дошкольное учреждение по месту жительства: 60,6 % -позитивно, 29,7 % - негативно и 9,7 % - выразили затруднения. Респонден-

ты с детьми от 3 до 6 лет возможности устройства в дошкольное учреждение оценивают выше: удовлетворены - 69,8 %, не удовлетворены - 26,4 %. Ответ на данный вопрос вызвал затруднения у 3,8 % опрошенных. Между ответами респондентов, проживающих в городе и сельской местности, различий по данному вопросу не обнаружено. Качество оказываемых дошкольными учреждениями услуг большинство респондентов данной группы оценивают положительно (77,8 % - позитивно, 18,4 % - негативно, 3,8 % затруднились с ответом). Большую степень неудовлетворенности выразили опрошенные, проживающие в городах, - 20,8 %, тогда как среди жителей сельской местности таковых 13,5 %. В целом среди остальных рассматриваемых мер семейной политики услуги дошкольных учреждений и возможности устройства детей оцениваются самым высоким образом (рис. 1).

Рис. 1. Оценка респондентами с детьми до 6 лет мер семейной политики

Среди важнейших направлений семейной политики, получившее признание как наиболее действенное при решении проблемы увеличения рождаемости, - обеспечение баланса семьи и работы. С этой целью работодателям рекомендуется предоставлять работающим родителям возможность пользоваться гибким графиком работы, позволяющим им эффективно совмещать свои профессиональные и семейные обязанности. Реализация данной меры носит рекомендательный характер и главным образом зависит от политики конкретной организации или предприятия. В связи с этим мнения респондентов о ее реализации представляют особый интерес. Полученные ответы показали, что имеющиеся возможности рабочего графика чаще устраивают респондентов с детьми от 6 до 12 лет (39,8 %). И наоборот, наименьшую степень удовлетворенности выразили опрошенные с детьми от 3 до 6 лет (31 %). Высокий процент затруднившихся с ответом среди родителей с детьми до 3 лет (39,3 %) связан с тем, что многие женщины данной группы, находясь в отпуске по уходу за ребенком, не связаны иными профессиональными обязанностями (табл. 1).

Таким образом, можно сделать вывод, что только третья часть респондентов, нуждающихся в гибком графике работы, имеют соответствующие возможности.

Таблица 1. Оценка респондентами с детьми до 12 лет возможностей пользоваться гибким графиком работы

Вариант ответа Семьи с детьми Все семьи с детьми до 12 лет

до 3 лет от 3 до 6 лет с 6 до 12 лет

Удовлетворен 35,3 31 39,8 36,8

Не удовлетворен 25,3 37,3 31,4 30,6

Затрудняюсь 39,3 31,6 28,8 32,6

Таблица 2. Оценка респондентами возможностей получения кредитов в зависимости от типа населенного пункта, %

Степень удовлетворенности возможностями получения кредитов Тип населенного пункта Всего

город село

Удовлетворен 28,9 27,1 28,4

Не удовлетворен 43,6 33,8 41,0

Затрудняюсь 27,6 39,2 30,6

Адресная социальная помощь - это мера, направленная на поддержание прожиточного минимума семей или граждан. Она включает льготы на приобретение продуктов питания детям первых двух лет жизни, школьных принадлежностей, одежды и обуви, лекарственных средств и технических средств реабилитации. Предусматриваются разные режимы ее предоставления: как в виде единовременных, так и ежемесячных пособий. Относительно данной меры респонденты испытали самые значительные затруднения: 55 % -проживающих в городе и 60,8 % - жителей села. Мнения остальных распределились примерно поровну - 22,4 % выразили удовлетворенность и 21,1 % высказали противоположную точку зрения.

Одной из самых важных составляющих семейной политики белорусского государства является жилищная политика, предоставляющая возможности получения различных кредитных программ на строительство или приобретение жилья. Мера распространяется на многодетные и молодые семьи с двумя детьми. В соответствии с законодательством Республики Беларусь, молодой считается семья, в которой один из супругов моложе 31 года. Но в связи с тем, что последующие выплаты по кредиту осуществляются в течение длительного времени, относительно данной меры целесообразно учитывать мнения всего населения в целом. Исследование показало, что позитивные оценки возможностей получения кредитов равномерно представлены среди городских и сельских жителей, но в городе респонденты чаще высказывают недовольство существующей политикой кредитования, тогда как проживающие в сельской местности в большей мере сталкиваются с затруднениями при ответе (табл. 2).

Следует отметить, что респонденты с детьми до 18 лет реже сталкиваются с затруднениями при ответе. Среди них выше как уровень удовлетворенности кредитами, так и значительно чаще высказывается недовольство существующей кредитной политикой (рис. 2).

ЕТсть лети до I 8 лет Нет детей до I 8 лет

Рис. 2. Отношение опрошенных с детьми до 18 лет к возможности получения кредита

на строительство и приобретение жилья, по сравнению с остальными респондентами

Таким образом, среди мер социальной политики, реализуемых в Республике Беларусь, наиболее позитивно оцениваются услуги учреждений дошкольного образования. Наибольшие затруднения респонденты испытали в связи с оценкой адресной социальной помощи. Несмотря на то что мера распространяется не только на семьи с детьми, но и на более широкий круг населения, среди респондентов оказалось незначительное число ее получателей, способных высказать суждение по данному вопросу. Возможности получения кредитов на строительство жилья респонденты оценивают неоднозначно. Среди опрошенных с детьми до 18 лет, показавших большую осведомленность при ответе на данный вопрос, высок процент тех, кто считает существующие условия недостаточно привлекательными.

Литература

1. Семейная политика [Электронный ресурс] // Оксфордская иллюстрированная энциклопедия : в 9 т. - Т. 7 : Народы и культуры : пер. с англ. / под ред. Р. Хоггарта. - 2002. - Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/950/word/semeinaja-politika. - Дата доступа: 08.11.2015.

2. Семейная политика [Электронный ресурс] // Демографический понятийный словарь / под ред. проф. Л. Л. Рыбаковского. - 2003. - Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/1265/ word/sememaja-poHtika. - Дата доступа: 08.11.2015.

3. Семейная политика [Электронный ресурс] // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. - 1998. - Режим доступа: http://voluntary.ru/ dictionary/619/word/regulirovanie-brachno-semeinyh-otnoshenii-semeinaja-politika. - Дата доступа: 08.11.2015.

4. Козлов, В. А. Институциональный подход к разработке семейной политики / В. А. Козлов. - М. : Ин-т экономики РАН, 2010. - 51 с.

5. Носкова, А. В. Эволюция семейной политики в Европе: меняющиеся проблемы, приоритеты и практики / А. В. Носкова // Вестн. МГИМО Ун-та. - 2013. - № 4 (31). - С. 291-301.

6. Пахомов, А. А. Особенности трансформации семьи и государственной семейной политики. На примере Республики Саха (Якутия) / А. А. Пахомов // Социол. исслед. - 2005. -№ 12. - С. 101-108.

7. Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 21.01.1998, № 46. -Режим доступа: http://laws.newsby.org/documents/ukazp/pos05/ukaz05897.htm. - Дата доступа: 10.11.2015.

8. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. - Дата доступа: 10.11.2015.

N. A. SoSNoVSKAYA

FAMILY pOLICY OF THE REpuBLIC OF BELARuS: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS EFFECTIVENESS EVALUATION

Summary

The article reveals the contents of the various models of family policy. The effectiveness of family policy of Belarus is analyzed on the basis of its parameters such as satisfaction. We consider such major areas as the payments and benefits in connection with childbirth, possibility of obtaining loans for the construction and purchase of housing services, childcare facilities, providing the employee with two or more children, flexible working hours, targeted social assistance.

Keywords: family, family policy, type of family policy, evaluation.

Поступила 15.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.