Научная статья на тему 'Сбережения населения как основной источник инвестиций в развитие экономики региона (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)'

Сбережения населения как основной источник инвестиций в развитие экономики региона (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсентьева И. В.

В статье дается оценка современного состояния уровня сбережений населения Ямало-Ненецкого автономного округа на базе анализа уровня жизни. Автором в статье изучаются перспективы трансформации сбережений в инвестиции региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сбережения населения как основной источник инвестиций в развитие экономики региона (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)»

СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

© Арсентьева И.В.*

Самарский государственный технический университет, г. Самара

В статье дается оценка современного состояния уровня сбережений населения Ямало-Ненецкого автономного округа на базе анализа уровня жизни. Автором в статье изучаются перспективы трансформации сбережений в инвестиции региона.

Одной из главных проблем повышения объема сбережений и инвестиций в Ямало-Ненецком автономном округе выступает нестабильность финансовых институтов, неуверенность потенциальных инвесторов - населения в завтрашнем дне (для капиталовложений сбережений населения в инвестиционные проекты), низкие ставки процентов, слаборазвитая информированность о возможностях инвестирования сбережений, что ведет к отказу от организованных форм хранения сбережений и вложения их в округ, свободные средства просто хранятся в форме «наличных средств на руках у населения и краткосрочных вкладов» [1].

Объемы сбережений и накоплений граждан в различных видах активов позволяют говорить о том, что население Ямало-Ненецкого автономного округа при определенных условиях может стать одним из основных поставщиков капитала на рынок инвестиций. Несмотря на низкий, в сравнении с развитыми странами, уровень жизни населения, склонность к сбережению по оценкам разных аналитиков остается на достаточно высоком уровне - примерно 25-30 % от общей суммы доходов [2].

Так как рост внутренних инвестиций является «индикатором инвестиционной стабильности» региона, что достаточно важно для привлечения иностранных инвесторов и для создания эффективного механизма трансформации сбережений населения, в свою очередь [3].

О повышении инвестиций на территории региона в целом нужно судить по его конечному результату, то есть, по динамике экономического развития и по уровню жизни населения.

Сбережения населения, являясь одним из индикаторов уровня жизни, непосредственно зависят от благосостояния людей. Уровень доходов населения влияет на сумму накоплений и напрямую - в качестве источника сбережений и опосредованно, поскольку с ростом доходов повышается не

* Аспирант.

только абсолютная величина сбережений, но и растет их удельный вес в общей структуре использования доходов (склонность к сбережениям).

Повышение уровня жизни населения является важнейшей задачей Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. 13 мая 2010 года была утверждена Комплексная программа содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 год.

В Ямало-Ненецком автономном округе к 2010 году сформировалась тенденция незначительного снижения темпов социально-экономического развития. Объём произведённого валового регионального продукта в автономном округе в 2009 году оценивается в фактических действовавших ценах в размере 717,6 млрд. рублей, что в сопоставимом виде на 3,6 % ниже уровня 2008 года. Промышленное производство в автономном округе в 2009 году характеризовалось снижением объёма на 9,2 %. Отрицательное влияние на динамику развития промышленности оказало снижение объёмов добычи полезных ископаемых на территории автономного округа. Добыча нефти в 2009 году составила 90,3 % к аналогичному периоду 2008 года, газовый конденсат - 103,2 %, а добыча природного газа - 84,3 %.

Снижение объёмов добычи нефти, газового конденсата и природного газа повлекло снижение уровня занятости и соответственно увеличение числа безработных граждан в автономном округе.

Несмотря на увеличение численности занятых в экономике в 2009 году с 367,3 тыс. человек до 368 тыс. человек, численность зарегистрированных безработных в службе занятости автономного округа за 2009 год увеличилась практически в 1,3 раза с 4,5 тыс. человек до 6,0 тыс. человек.

Одним из источников устойчивого экономического роста в автономном округе в будущем периоде является увеличение инвестиций в основной капитал. Сложившийся тренд объёма капиталовложений за последние два года, а также продолжающаяся реализация крупных инвестиционных проектов в автономном округе дают основания для прогнозирования роста инвестиций в основной капитал на период до 2012 года в базовых отраслях экономики. Приоритетными задачами социально-экономической политики автономного округа, направленной на развитие рынка труда, повышение эффективности действующих и создание новых рабочих мест, являются реализация инвестиционных и инновационных проектов в сферах экономики; формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры; развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного комплекса; создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства. В этой связи возникает необходимость обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест квалифицированными кадрами.

Для обеспечения конкурентоспособности организаций и предприятий автономного округа необходима реструктуризация и диверсификация от-

раслей экономики, что повлечёт за собой изменение сложившейся структуры занятости населения и будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых профессий.

Для обеспечения трудоустройства кадров, постоянно проживающих на территории автономного округа, одновременно с решением задачи бережного, хозяйственного отношения к коренному населению и экологии Севера при его промышленном освоении, необходим действенный контроль за объёмами и распределением по отраслям привлечения работающих вахтово-экспедиционным методом и разработка механизмов социального партнёрства органов исполнительной власти автономного округа с работодателями.

Основными целями Программы являются: формирование современного, мобильного рынка труда и рынка образовательных услуг в автономном округе; обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу; создание условий для достижения продуктивной занятости населения автономного округа. Выполнение целей Программы направлено на реализацию прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

Для достижения поставленных целей Программы выделяются следующие задачи: повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; удовлетворение потребности экономики в кадрах; обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу. Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путём повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан автономного округа, укрепления социального партнёрства.

По состоянию на 31 декабря 2009 года в автономном округе действовали 758 коллективных договоров, из них 695 коллективных договоров (91,7 %) прошли уведомительную регистрацию (соответственно на 14,3 % и 10,7 % больше по сравнению с соответствующим периодом 2008 года).

В 2009 году в автономном округе действовали 15 соглашений в сфере социального партнёрства (в 2008 году 10 соглашений, в 2007 году 7 соглашений):

- три региональных;

- шесть территориальных трёхсторонних соглашений, заключенных в муниципальных образованиях г. Губкинский, г. Ноябрьск, г. Новый Уренгой, Надымский район, Пуровский район, Тазовский район;

- шесть отраслевых соглашений, заключенных на территориальном уровне в трёх муниципальных образованиях автономного округа (по одному в муниципальных образованиях г. Новый Уренгой и

Пуровский район и по два в муниципальных образованиях г. Но-ябрьск и Надымский район).

В течение 2009 года проведено два заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений автономного округа, на которых рассматривались итоги и перспективы развития социального партнерства в автономном округе, обсуждались важнейшие социальные проблемы населения автономного округа.

Подписанное 8 апреля 2009 года трёхстороннее соглашение между Ямало-Ненецким территориальным объединением организаций профсоюзов, некоммерческой организацией «Объединение работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа», исполнительными органами государственной власти автономного округа определяет согласованные позиции сторон по взаимодействию в процессе принятия эффективных мер, направленных на снижение негативных влияний мирового финансового кризиса на экономику автономного округа.

16 декабря 2009 года подписано третье по счёту региональное трехстороннее соглашение ме^ду Ямало-Ненецким территориальным объединением организаций профсоюзов, некоммерческой организацией «Объединение работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа» и исполнительными органами государственной власти автономного округа на 20102012 годы, которым определены согласованные позиции сторон, направленные на обеспечение баланса интересов по всем вопросам социально-трудовых отношений, включая вопросы дальнейшего обеспечения законных прав работников на своевременную и в полном размере оплату труда на ближайшие три года.

Одним из основных направлений деятельности по регулированию трудовых отношений в автономном округе является контроль состояния социальной напряженности, обеспечение и защита трудовых прав граждан и, как следствие, предотвращение конфликтных ситуаций, снижение социальной напряженности.

На территории автономного округа в 2009 году, как и за период с 2002 года по 2008 год, коллективные трудовые споры не зарегистрированы. Вместе с тем, одним из негативных проявлений влияния мирового финансового кризиса в социально-трудовой сфере автономного округа в 2009 году явилось возобновление роста задолженности по заработной плате в хозяйственных организациях, что является фактором, способствующим возникновению очагов социальной напряженности.

В связи с возобновлением в 2009 году роста задолженности по заработной плате была активизирована работа, направленная на укрепление взаимодействия в части обмена информацией и принятия необходимых мер по урегулированию нестабильной ситуации с:

- отраслевыми исполнительными органами государственной власти автономного округа;

- надзорно-контрольными органами автономного округа;

- правоохранительными органами;

- органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

- сторонами социального партнёрства автономного округа всех уровней.

В рамках плана превентивных мер, направленных на недопущение роста задолженности по заработной плате в автономном округе, осуществлялись мероприятия, направленные на выявление и предотвращение социальной напряженности в коллективах. Проводилась работа по обеспечению взаимодействия социальных партнёров всех уровней по вопросам минимизации негативных влияний мирового финансового кризиса на развитие социально-трудовой сферы, а также выработку единых подходов, направленных на снижение социальной напряженности в коллективах.

Осуществлялось взаимодействие с руководителями и конкурсными управляющими проблемных организаций по содействию взыскания дебиторской задолженности, контролю за поступлением денежных средств от организаций-дебиторов, предотвращению социальной напряженности в коллективах.

Фактором, негативно влияющим на эффективность социальной политики региона, является наличие задолженности по выплате заработной платы. В течение 2009 года, так же как и в предыдущие годы, в автономном округе отсутствовала задолженность по выплате заработной платы в организациях, финансируемых из окружного бюджета.

Просроченная задолженность по заработной плате, зарегистрированная Ямалстатом по данным подекадного наблюдения, по состоянию на 1 декабря 2009 года составляла 13,8 млн. рублей в одной организации. Указанная задолженность в декабре 2009 года была полностью погашена и по состоянию на 1 января 2010 года задолженность по заработной плате в автономном округе отсутствовала. На 1 апреля 2010 года задолженность по заработной плате составляла 15,2 млн. рублей из-за отсутствия собственных средств, на 1 мая 2010 года данная задолженность была погашена.

Вопросы снижения задолженности по заработной плате находились под постоянным контролем. В рамках Программы антикризисных мер автономного округа на 2009 год по снижению негативных влияний мирового финансового кризиса проводилась работа, направленная на своевременное выявление организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате, включая организации, не обязанные отчитываться перед органами статистики, и принятие необходимых мер по её сокращению и ликвидации.

Взаимодействие и согласованность деятельности по вопросам обеспечения прав работников на своевременную и в полном размере выплату

заработной платы в 2009 году обеспечивала межведомственная комиссия автономного округа по координации деятельности исполнительных органов государственной власти по вопросам оплаты труда и своевременной выплаты заработной платы (далее - межведомственная комиссия).

В течение 2009 года состоялось 7 заседаний межведомственной комиссии, из них 5 заседаний прошли в режиме видеоконференций, что позволило максимально охватить представителей органов власти всех уровней, а также профсоюзов и работодателей для выработки единых решений по вопросам снижения задолженности по заработной плате и недопущения социальной напряженности в трудовых коллективах. Решения заседаний межведомственной комиссии направлялись для исполнения главам муниципальных образований, руководителям заинтересованных исполнительных органов государственной власти, контролировалось исполнение. На заседаниях межведомственной комиссии заслушано 38 представителей хозяйствующих субъектов (в том числе дважды заслушивались представители 11 организаций), полностью погашена задолженность по заработной плате в 17 организациях на сумму 83,3 млн. рублей, по 7 организациям сумма задолженности по заработной плате снизилась.

Кроме того, в заключаемые соглашения о сотрудничестве между Администрацией ЯНАО, администрациями муниципального образования и организациями включены пункты, усиливающие гарантии работникам в области оплаты труда. В частности, начисленная заработная плата каждого работника организации должна быть не меньше действующей величины прожиточного минимума в Ямало-Ненецком автономном округе.

В 2009 году величина прожиточного минимума по Ямало-Ненецкому автономному округу в среднеквартальном исчислении на душу населения составила 8924 рубля. По сравнению со стоимостью прожиточного минимума в среднеквартальном исчислении на душу населения за 2008 год (7642 рубля) стоимость прожиточного минимума в 2009 году выросла на 1282 рубля (на 16,8 %), за 2008 год стоимость прожиточного минимума увеличилась на 18,3 %, за 2007 год - на 11,6 %.

Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за 2009 год в целом по автономному округу составила 9329 рублей, для пенсионеров - 6692 рубля, для детей - 8141 рубль. По сравнению с 2008 годом удорожание прожиточного минимума для трудоспособного населения составило 1357 рублей (17,0 %), для пенсионеров - 990 рублей (17,4 %), для детей - 1111 рублей (15,8 %).

Структура прожиточного минимума в 2009 году сложилась следующим образом: большую часть расходов в структуре прожиточного минимума на душу населения составляют расходы на продовольственные товары - 38,2 % и услуги - 37,2 %. На непродовольственные товары приходится - 16,6 % на обязательные платежи и сборы - 8 % размера прожиточного минимума.

Доходы и уровень жизни населения находятся в центре пристального внимания Администрации ЯНАО. Проводимая Администрацией ЯНАО работа в области регулирования социально-трудовых отношений в немалой степени способствует росту доходов и уровня жизни населения округа.

По предварительным данным в 2009 году номинальные денежные доходы населения округа составили 256,1 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом увеличились на 3,0 %.

Денежные доходы населения включают выплаченную заработную плату наемных работников, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и прочие выплаты в денежной форме), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Более высокий рост потребительских цен по сравнению с ростом денежных доходов в 2009 году обусловил снижение реальных располагаемых денежных доходов на 7,9 % по сравнению с 2008 годом.

В расчете на одного жителя округа среднемесячные денежные доходы составили 39258,0 рублей (увеличение к уровню 2008 года на 2,9 %),

Основным источником денежных доходов населения остается зара-ботная плата, доля которой за 2009 год составила 71,0 % в доходах населения. За 2009 год начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (по полному кругу организаций) увеличилась на 6,1 % и составила 46871,8 рублей, что в реальном исчислении на 4,7 % ниже уровня 2008 года.

По размеру среднемесячной номинальной заработной платы работников организаций округ занимает 1 место в рейтинге субъектов Федерации по основным социально-экономическим показателям в Российской Федерации в 2008 году.

В 2009 году заработную плату выше средней по округу получали работ -ники следующих видов деятельности: «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» - 72333,4 рубля, «Производство нефтепродуктов» -74207,8 рублей, «Производство машин и оборудования» - 53327,7 рублей, «Производство, передача и распределение электроэнергии» - 50081,8 рубля, «Транспортирование по трубопроводам» - 76270,7 рубля, «Деятельность сухопутного транспорта» - 49628,5 рублей, «Финансовая деятельность» - 63214 рублей, «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 49564 рубля, «Государственное управление» -55382,2 рублей. Самая низкая оплата труда наблюдается у работников рыболовства - 13679,6 рублей, сельского хозяйства - 16198,7 рублей.

За 2009 год среднемесячная заработная плата работников здравоохранения составила 29731,9 рублей, образования - 26833,2 рубля, культуры и спорта - 28900,1 рублей, что соответствовало 63,4 %, 57,2 %, 61,7 % от среднеокружного уровня заработной платы соответственно.

Темп прироста среднемесячной заработной платы работников организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, в 2009 году составил 5,8 %, в обрабатывающих производствах - 6,2 %, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 12,4 %, в сельском хозяйстве, охоте - 19,6 %, рыболовстве - 9,1 %, связи - 5,2 %, оптовой и розничной торговле - 4,5 %, финансовой деятельности - 3,2 %, государственном управлении - 9,4 %, здравоохранении - 5,3 %, образовании - 24,2 %, культуре и спорте - 3,2 % по сравнению с 2008 годом. В 2009 году среднемесячная заработная плата работников организаций строительства снизилась на 2,4 %, транспорта на 1,1 %.

Наиболее высокие темпы роста заработной платы в 2009 году относительно 2008 года отмечаются в образовании, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, сельском хозяйстве, рыболовстве, государственном управлении.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса автономного округа способствует развитию сельского хозяйства и, как следствие, увеличению заработной платы в этой отрасли.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования возросла в среднем на 24,2 % в связи с переводом с 1 января 2009 года общеобразовательных учреждениях автономного округа на отраслевую систему оплаты труда; государственного управления - в связи с переходом федеральных бюджетных учреждений с 1 декабря 2008 года на новую систему оплаты труда.

Частью государственной социальной политики автономного округа является осуществление мер по обеспечению населения социальными услугами, гарантированными федеральным и окружным законодательством, предупреждение риска бедности и снижение ее последствий, улучшение социального благополучия общества.

Решение этой задачи осуществляется путем предоставления доступных и качественных социальных услуг, ориентированных на группы граждан, находящихся в особо сложных жизненных обстоятельствах.

На реализацию мер по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения в Ямало-Ненецком автономном округе фактические расходы за 2009 год составили 4308,5 млн. рублей (исполнение от запланированной суммы 99,4 %), в том числе:

- субвенции, субсидии и дотации, выделяемые из федерального бюджета, составили 270,0 млн. рублей (исполнение от запланированной суммы 98,5 %) или 6,3 % от общего объёма произведенных расходов;

- на осуществление мер социальной поддержки населения за счет средств окружного бюджета - 3 932,7 млн. рублей или 91,3 % от общего объёма расходов;

- на осуществление мер социальной поддержки населения из бюджетов муниципальных образований - 105,8 млн. рублей или 2,4 % от общего объёма.

Объем денежных доходов населения в 2010 году составит 277,8 млрд. рублей (прирост к уровню 2008 года - 11,8 %). Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения к уровню 2009 года составит 0,6 %.

В 2010 году фонд заработной платы составит 189,1 млрд. рублей. Среднемесячная заработная плата прогнозируется в размере 48,8 тыс. рублей (на 10,4 % выше, чем в 2008 году). В 2012 году среднемесячная заработная плата составит 53,7 тыс. рублей, что незначительно ниже стратегических показателей из-за сложившейся экономической ситуации в стране в период кризиса.

Средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, в 2012 году увеличится относительно уровня 2010 года на 17,2 % и составит около 14 тыс. рублей.

Значительную долю в общем объеме доходов населения будут занимать доходы от предпринимательской деятельности, собственности, продажи иностранной валюты. В целом эта доля составит в 2010 году свыше 24 %.

Денежные расходы населения в 2010 году составят 266,9 млрд. рублей.

Основной статьей расходов населения остаются потребительские расходы, так, на покупку товаров и оплату услуг предполагается направить 67 % от общего объема денежных доходов. Расходы населения на оплату обязательных платежей и взносов в 2010 году составят свыше 12 % от общего объема денежных доходов, около 17 % будет внесено на счета в банки, приобретение ценных бумаг, валюты, недвижимости и прочее.

В номинальном выражении в 2012 году по отношению к 2008 году денежные доходы населения возрастут в 1,35 раза.

Прогнозируемый рост величины прожиточного минимума на 51,6 % к 2012 году обусловлен продолжающимся инфляционным процессом.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2010-2012 годах составит 6,6 %, что соответствует показателям утвержденной Стратегии.

Одним из основных направлений деятельности органов власти и органов местного самоуправления автономного округа в среднесрочном пе -риоде будет совершенствование предоставляемой населению социальной помощи в форме адресных субсидий и пособий.

В сложившейся рыночной экономике сбережения населения являются основным источником денежных капиталов, перераспределяемых финансовой системой в форме инвестиционных и кредитных ресурсов. Сбережения в банках, инвестиционных фондах, пенсионных и страховых компаниях и других финансовых институтах обеспечивают те средства, из которых черпают заемщики.

Особенность процесса сбережения в России заключается в том, что в целом их уровень существенно ниже, чем в развитых и развивающихся странах [4]. Так, по данным Росстата, склонность населения к сбережениям, включая финансовые активы и недвижимость, определяемая Росстатом, выросла с 6,0 % от доходов населения в 2008 г. до 14,2 % в 2009 г. При этом в США норма сбережения превышает 20 %, в Китае - 35 % (рис. 1).

- Общая по данным Росстата ^^^Раечетная в финансовых активах

Рис. 1. Склонность населения к сбережению, % от дохода

Рис. 2. Структура сбережений, в % к доходам

Рассчитываемая норма сбережений населения в финансовых активах, которая включает сбережения населения в рублевых и валютных депозитах, наличной иностранной валюте и рублях, ценных бумагах за вычетом прироста кредитов, выданных населению увеличилась с 2008 по 2009 год с 4,3 до 8,3 %. Структура финансовых сбережений населения в финансовых активах указывает на то, что 4,2 % дохода сберегается на рублевых вкладах в банках, 1,4 % - на валютных вкладах. На долю наличных денег приходится соответственно 1,7 % на иностранную валюту и 0,2 % на рубли [5]. Доля долгосрочных институциональных инвестиций в ценные бумаги российских компаний составляет 0,3 %. Рассматривая динамику можно сказать, что по мере сокращения девальвации и возобновления укрепления рубля существенно выросли сбережения на рублевых банковских депозитах, уменьшилась склонность к сбережениям в форме валютных депозитов и наличной иностранной валюты. Склонность к сбережениям в ценных бумагах даже в условиях кризиса существенно не изменилась, оставшись на минимальном уровне 0,3-0,5 % от доходов населения (рис. 2).

В результате повышения уровня жизни и роста доходов населения складывается положительная динамика сбережений населения. За период 2004-2008 годов денежные доходы увеличились в 2,11 раза, в связи с этим в структуре расходов потребление увеличилось в 2,82 раза, а сбережения выросли в 2,34 раза, при этом денежные средства на руках у населения сократились в 0,05 раз или на 4,88 %.

Необходимо отметить, что этот рост сбережений детерминирован, именно, увеличением абсолютных значений доходов населения, а не увеличением склонности людей к сбережениям.

Склонность к сбережениям, как раз наоборот, имеет тенденцию к небольшому увеличению, о чем свидетельствует растущий удельный вес сбережений в структуре доходов (норма сбережений). За период времени с 2004 года норма сбережений населения выросла на 2,9 процентных пунктов и в 2008 году сложилась в размере 29,54 %. В структуре сбережений за период 2004-2008 годов стабильно чуть больше 12 % составляли обязательные платежи и взносы, приобретение недвижимости колебалось в районе 0,5 %, сбережения во вкладах и ценных бумагах за период 20042007 годов колебалось в районе 3,3-3,8 %, а в 2008 году составили 1,1 %.

Рассматривая структуру использования доходов, можно заметить, что склонность населения к сбережениям во вкладах и ценных бумагах за период 2004-2008 годов уменьшилась на 2,33 %. Если в 2004 г. норма сбережений составляла 3,44 %, то в 2008 году она сложилась в размере 1,1 %.

За рассматриваемый промежуток времени у населения округа изменились приоритеты накоплений. Анализируя таблицу заметно, что в 2004 году население предпочитало большую часть своих доходов хранить в форме денег в абсолютно ликвидной форме - в виде наличности, небольшую

долю население предпочитало сберегать в форме вкладов и ценных бумаг 3,44 % от общего объема денежных доходов, а 9,75 % население сберегало в других расходах. Через пять лет ситуация следующая: деньги на руках у населения сократились на 17 % и составили 13,9 % об общего денежного дохода, сократились также сбережения населения во вкладах и ценных бумагах на 2,33 % и составили 1,1 %, зато увеличились сбережения на другие расходы на 5,51 % и составили 15,26 % (расходы на приобретение иностранной валюты, изменения средств на счетах индивидуальных предпринимателей, за минусом изменения задолженности по кредитам). Это свидетельствует о том, что 2008 году как следствие финансового кризиса изменились условия процентных ставок по вкладам, резкое снижение индексов РТС, ММВБ повлекло сокращение сбережений населения в форме ценных бумаг. Деньги на руках у населения в форме наличности стали расходоваться на текущее потребление товаров и оплату услуг.

Таблица 1

Денежные доходы и сбережения населения Ямало-Ненецкого автономного округа, млн. рублей [6]

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008

Денежные доходы - всего в том числе: 117556,1 137648,0 172464,6 204462,7 248564,4

Денежные расходы и сбережения - всего в том числе: 81240,6 105964,6 135761,1 164273,2 214022,7

покупка товаров и оплата услуг 49916,4 67615,1 87937,2 111188,4 140593,7

сбережения в том числе: 31324,2 38349,5 47823,9 53084,8 73429,1

сбережения в обязательные платежи и разнообразные взносы 15191,6 17063,4 20699,3 23598,3 31283,5

сбережения во вкладах и ценных бумагах 4038,3 5254,7 6499,3 6733,0 2741,3

сбережения в приобретение недвижимости 633,2 587,5 769,5 1079,3 1476,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сбережения на другие расходы (предпринимательская деятельность, собственность, иностранная валюта) 11461,1 15443,9 19855,8 21674,2 37927,4

Прирост денег на руках у населения 36315,5 31683,4 36703,5 40189,5 34541,7

Объем денежных доходов населения в 2010 году составит 277,8 млрд. рублей (прирост к уровню 2008 года - 11,8 %). Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения к уровню 2009 года составит 0,6 %. Значительную долю в общем объеме доходов населения будут занимать доходы от предпринимательской деятельности, собственности, продажи иностранной валюты. В целом эта доля составит в 2010 году свыше 24 %. В номинальном выражении в 2012 году по отношению к 2008 году денежные доходы населения возрастут в 1,35 раза [7].

Денежные расходы населения в 2010 году составят 266,9 млрд. рублей. Основной статьей расходов населения остаются потребительские расходы,

так, на покупку товаров и оплату услуг предполагается направить 67 % от общего объема денежных доходов. Расходы населения на оплату обязательных платежей и взносов в 2010 году составят свыше 12 % от общего объема денежных доходов, около 17 % будет внесено на счета в банки, приобретение ценных бумаг, валюты, недвижимости и прочее.

Однако, до сих пор так называемые «наличные деньги на руках у населения» являются основным видом сбережений. Предлагаемые проценты по вкладам и относительная стабилизация цен не создали должного стимула для связывания этой части личных сбережений. Причинами этого являются нестабильность экономики в послекризисное время, а также неразвитость и, следовательно, слабая привлекательность финансового рынка для среднедо-ходных групп населения. Кроме того, состоятельные слои населения решают проблему оптимизации доходности и рисков другими методами.

Сбережения в виде покупки недвижимости традиционно занимают малую долю в общей сумме личных сбережений. Причинами этого являются как ограниченность рынка недвижимости, так и относительная бедность большей части населения. Отчасти это объясняется и недостатками официального статистического учета, отражающего только операции на вторичном рынке недвижимости.

□ Прирост денег на руках у населения

□ сбережения в другие расходы

■ сбережения в приобретение недвижимости

□ сбережения во вкладах и ценных бумагах

■ сбережения в обязательные платежи и разнообразные взносы

Рис. 3. Структура сбережений населения ЯНАО за 2004-2008 годы [6]

Основное внимание государства направлено на неорганизованные сбережения как на еще не задействованный в экономике потенциал развития.

Одним из факторов, определяющих количество денег на руках у населения в рыночных условиях, является трансакционный мотив предпочтения ликвидности, связанный с необходимостью обеспечивать текущие потребительские расходы. Теоретически на руках у населения должна находится примерно половина суммы регулярного дохода для обеспечения нормального процесса потребления. Другим мотивом предпочтения ликвидности, возрастающим в условиях неопределенности и нестабильности, является мотив снижения риска потерь. Фактически это означает, что нельзя рассматривать неорганизованные сбережения как полностью «свободный ресурс» - они часть системы буферных сбережений (кроме как у наиболее богатых групп), необходимых для нормального функционирования домашних хозяйств.

Следовательно, накопленную населением наличность будет трудно привлечь в финансовую систему только повышая ставку процента. Хотя на данный момент предлагаемые банками процентные ставки по вкладам населения являются недостаточно привлекательными для аккумулирования даже относительно «свободных сбережений»: эти ставки не компенсируют уровень инфляции, не говоря уже о реальном приросте сбережений по этим вкладам.

Довольно перспективным направлением привлечения неорганизованных сбережений населения на финансовый рынок представляется расширение безналичных расчетов, в основном с помощью пластиковых карт, интернет-банкинга, интернет-трейдинга. В данном случае можно удовлетворить и интересы населения, предпочитающего вследствие трансакци-онного мотива высоко ликвидный ресурс, и потребности экономики в инвестициях. Разумеется, немаловажным фактором здесь выступает доверие людей к финансовым институтам.

Другим вероятным направлением связывания сбережений населения является ипотечное кредитование. При существующем относительном недостатке жилья и высоких цен на него для многих семей такой способ вложения денег в этот сектор экономики является практически единственной возможностью улучшить свои жилищные условия.

Для развития экономики на региональном уровне правительством округа была разработана и принята программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008-2010 годы» с целью обеспечения благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, формирования конкурентной среды в экономике Ямало-Ненецкого автономного округ и обеспечение занятости населения. Для достижения поставной цели осуществляется с помощью следующих задач: формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей доступность необходимых финансовых, имущественных и информационных ресурсов, совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность мало-

го и среднего предпринимательства, формирование на их основе эффективной государственной политики, снижение административного давления на бизнес, развитие общественных организаций предпринимателей, трудоустройство безработных граждан и молодёжи [8].

Совершенствование структуры банковского сектора должно способствовать достижению основных целей его развития, прежде всего, более качественному выполнению функций по трансформации сбережений в кредиты и инвестиции.

В интересах поступательного движения экономики уровень развития и функциональная роль банковского сектора должны быть существенно повышены. По мнению автора, необходима Стратегия, которая будет определять задачи развития банковского сектора и меры государственной политики по их решению. Основными целями дальнейшего развития банковского сектора должны стать: укрепление его устойчивости, повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике.

Таким образом, появление новых институциональных условий, укрепляющих доверие к банкам (страхование вкладов, усиление государственного контроля в банковской сфере) было должным образом оценено населением, что, скорее всего, предотвратило общий крах финансовой системы (депозиты не стали изыматься из банков в массовом порядке). Это факт позволяет предположить, что инвестиционные предпочтения массового фактора в России эластичны по отношению к мерам государственной поддержки в этой сфере. Необходимо отметить, что изначально невысокий уровень сберегательной составляющей, тем не менее, повысился даже в условиях кризиса 2008-2010 годов, который значительно сократил возможности для инвестирования (как на уровне физических, так и на уровне юридических лиц). Это позволяет сделать вывод о достаточной эффективности работы социальных механизмов на уровне микрофакторов рыночного взаимодействия, а также о том, что в ЯНАО существует определённый потенциал «инвестиционной модели роста» на уровне инвестиционной активности населения. В то же время было определено, что данный потенциал не нашел пока еще своего реального воплощения, так как имеет ограничения для такого роста. Результаты анализа, полученные на уровне региона, подтверждаются вторичным анализом всероссийских данных (исследования НАФИ 1998-2008 гг., данные выборочного опроса комитета государственной статистики 2009 г.) [9, 10]. Рост уровня инвестиционно-сберегательного поведения населения подтверждается и другими данными.

Рост инвестиций можно объяснить высокой кредитоспособностью региона относительно других регионов-заемщиков, чему в немалой степени

способствует спрос на нефть и ее цена на мировом рынке. Кроме того, администрацией области осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам (в рамках реализации мероприятий по поддержке промышленности).

Таким образом, на уровне региона создаются условия для повышений уровня сбережений и при этом условия для привлечения инвестиций соответствуют инвестиционным потребностям региона.

Для того чтобы ускорить процесс преобразования свободных денеж-ных ресурсов населения в рыночные ресурсы нужно устранить деформации в социальной структуре населения и обеспечить социальную и экономическую защищенность всех его групп, что ведет к повышению интереса государства и бизнеса к сбережениям населения.

Автор считает, что необходимо повышать мотивацию и факторы формирования сбережений населения, к которым относятся, в частности:

- мотивы на покупку недвижимости, образование детей, для создания пенсионного накопления, формирования начального капитала для развития коммерческой деятельности, в условиях инфляции для более долгосрочного и надежного хранения сбережений;

- общие и специфические факторы (факторы, связанные с повышением информированности населения о возможностях инвестирования; факторы, связанные с образованием местных институциональных инструментов, которые способствуют трансформации накоплений в инвестиции).

Округ давно заявил о себе как о серьезном и крупном заемщике, как на внутреннем, так и на мировом рынках капиталов, этому способствовало получение кредитного рейтинга, а также организация выпуска еврозаймов с целью привлечения финансовых ресурсов для размещения их на конкурсной основе в наиболее эффективные инвестиционные проекты, что, на взгляд автора, весьма продуктивно.

Международное рейтинговое Standard & Poor's 30 апреля 2010 года повысило с «BB+» до «ВВВ-», долгосрочный кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа, а рейтинг по национальной шкале - с «ruAA+» до «ruAAA». Прогноз по рейтингам - «стабильный». Повышение рейтингов отражает хорошие перспективы сохранения высоких бюджетных показателей, улучшения ликвидности округа и дальнейшего проведения консервативной долговой политики. Положительное влияние на уровень рейтингов оказывают: незначительный (в настоящее время нулевой) объем прямого долга, очень высокий уровень ликвидности бюджета, наличие крупных запасов природного газа, высокий уровень благосостояния и сильные показатели исполнения бюджета. Уровень рейтингов сдерживают высокая зависимость округа от крупнейшего налогоплательщика - ОАО «Газпром» (ВВВ / Негативный / А-3), ограниченная предсказуемость доходов и неопределенность, связанная с институциональным ста-

тусом региона. Благоприятное влияние на уровень рейтингов может оказать постепенное совершенствование порядка формирования и расходования резервного фонда региона, которое способствовало бы снижению проблемы волатильности бюджетных доходов. Другим фактором, способным положительно повлиять на кредитоспособность автономного округа, является повышение прогнозируемости межбюджетных отношений и системы налогообложения в России. Вероятность понижения рейтингов может возникнуть в случае снижения доходов, которое не будет сопровождаться соответствующим сокращением расходов и приведет к существенному падению показателей исполнения текущего бюджета округа, сокращению остатков средств на счетах бюджета и накоплению краткосрочного долга.

Администрация автономного округа, бесспорно, должна принимать деятельное участие в развитии инвестиционного потенциала региона. Автор считает, что лишь активная позиция со стороны региональных властей поможет форсировать запуск инвестиционных механизмов мобилизации и трансформации финансов на территории округа. По мнению автора, целесообразны следующие практические шаги:

- эмиссия администрацией области облигаций сберегательного займа для населения может оказаться достаточно действенным инструментом мобилизации накоплений и сбережений населения. Невысокая номинальная стоимость, повышенная ликвидность (по сравнению с валютой), ежедневный рост стоимости по мере накопления купонных выплат должны стать отличительными чертами данного инструмента (облигационные займы по проекту «Урал Промышленный - Урал Полярный»).

- обеспечение популяризации фондового рынка и раскрытие его преимуществ необходимо как для тех, кто нуждается в дополнительных капиталовложениях, так и для потенциальных инвесторов;

- усиление региональной системы страхования инвестиций, требующей создание страховых учреждений, включающих сеть страховых компаний, целевые пулы, национальную перестраховочную компанию, для привлечения капитала негосударственных инвесторов с механизмом защиты вкладываемых ими средств от некоммерческих рисков;

- развитие лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных и привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок;

- создание и продвижение сайта «Инвестиционный паспорт Ямало-Ненецкого автономного округа» с отражением инвестиционного потенциала региона с конкретизацией инвестиционных проектов и детализацией механизмов трансформации сбережений в инвестиции.

Данные меры способны мобнлизнровать инвестиционные процессы в округе, то есть создать эффективные механизмы активизации, трансформации и последующего перераспределения финансовых ресурсов.

Список литературы:

1. Денежные сбережения граждан [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dumayanao.ru/engine/download.php?id=577.

2. Тибирькова И.П. Трансформация сбережений населения в рыночный ресурс развития национальной экономики: дисс. ... канд. эк. наук: 08.00.01. - Волгоград: РГБ ОД, 2008. - 147 с.

3. Храмцов Э.Ю. Роль и перспективы регионального рынка ценных бумаг при привлечении инвестиций. - М.: МГУ, 2009. - 130 с.

4. Гуртов В.К. Сбережения населения - инвестиционный ресурс России: монография / В.К.Гуртов. - М.: РАГС, 2000. - 171 с.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/wps/portal/OSI_N/UR.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Статистический сборник / Росстат. - М., 2009. - 990 с.

7. Прогноз социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010-2012 годы / Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. - Салехард, 2009. - 37 с.

8. Ямало-Ненецкий автономный округ [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: www.adm.yanao.ru.

9. Исследования НАФИ 1998-2008 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nacfin.ru.

10. Федеральная служба государственно статистики. Данные выборочного опроса комитета государственной статистики 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.