Научная статья на тему 'Проблемы повышения объема сбережений и инвестиций в региональном аспекте: на примере Ямало-Ненецкого автономного округа'

Проблемы повышения объема сбережений и инвестиций в региональном аспекте: на примере Ямало-Ненецкого автономного округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсентьева И. В.

Статья посвящена инвестиционному потенциалу Ямало-Ненецкого автономного округа. Автор освещает основные элементы инвестиционного потенциала территории, дает характеристику главным проблемам повышения объема сбережений и инвестиций округа, выделяет практическое решение проблем по развитию инвестиционного потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения объема сбережений и инвестиций в региональном аспекте: на примере Ямало-Ненецкого автономного округа»

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ОБЪЕМА СБЕРЕЖЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ: НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

© Арсентьева И.В.*

Самарский государственный технический университет, г. Самара

Статья посвящена инвестиционному потенциалу Ямало-Ненецкого автономного округа. Автор освещает основные элементы инвестиционного потенциала территории, дает характеристику главным проблемам повышения объема сбережений и инвестиций округа, выделяет практическое решение проблем по развитию инвестиционного потенциала региона.

В настоящее время широко распространено мнение о том, что для экономического состояния отдельно взятого государства или региона мировой финансовый рынок являет собой практически неисчерпаемый источник инвестиций. Ни одна страна в мире не в состоянии сегодня потребить все существующие финансовые ресурсы на мировом рынке. Вся совокупность рыночная стоимость всех компаний, которая входит в листинг всех бирж мира, по оценкам экспертов на 2010 г. составила 37,4 трлн. долл., тогда как в 2001 г. она равнялась 25,1 трлн. долл. [1] Даже небольшое перераспределение этих ресурсов в сторону нашей страны (к примеру, 1 % = 374 млрд. долл.) вызовет в России настоящий инвестиционный взрыв. Но это лишь с теоретической стороны, а на практике активность иностранной инвестиционной деятельности незначительна.

Для инвестиционной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа присущи те же проблемы, что и для всей российской экономики в целом. Инвестиционный потенциал округа состоит из следующих элементов: - Ямало-Ненецкий автономный округ - основной район газодобычи страны. Это факт, как факт и то, что значимость округа в долгосрочной перспективе будет возрастать. В регионе сконцентрированы такие энергетические ресурсы, замены которым в ближайшее десятилетие не предвидится в силу многих объективных причин. В округе сегодня открыто 229 месторождений углеводородного сырья. Начальные суммарные ресурсы природного газа в регионе с учетом акватории Карского моря оцениваются в 125,3 трлн. кубометров, из которых на сегодняшний день добыто около 14 триллионов. Величина - астрономическая, но она лишь немногим пре-

* Аспирант.

вышает 11 % общей оценки ресурсной базы. В округе сосредоточено свыше 90 % общенациональных и четверть доказанных мировых запасов природного газа [2];

- имеются немалые средства в сбережениях и накоплениях частных вкладчиков (которые потенциально могут трансформироваться в инвестиции). Объем денежных доходов населения в 2010 году составит 277,8 млрд. рублей (прирост к уровню 2008 года - 11,8 %). Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения к уровню 2009 года составит 0,6 %. Значительную долю в общем объеме доходов населения будут занимать доходы от предпринимательской деятельности, собственности, продажи иностранной валюты. В целом эта доля составит в 2010 году свыше 24 %. В номинальном выражении в 2012 году по отношению к 2008 году денежные доходы населения возрастут в 1,35 раза. Денежные расходы населения в 2010 году составят 266,9 млрд. рублей. Основной статьей расходов населения остаются потребительские расходы, так, на покупку товаров и оплату услуг предполагается направить 67 % от общего объема денежных доходов. Расходы населения на оплату обязательных платежей и взносов в 2010 году составят свыше 12 % от общего объема денежных доходов, около 17 % будет внесено на счета в банки, приобретение ценных бумаг, валюты, недвижимости и прочее [3];

- сформирована и функционирует одна из самых крупных региональных кредитно-финансовых систем. Так, по данным Экспертного института и ММВБ, Ямало-Ненецкий автономный округ занимал в 2008 и 2009 годах лидирующие места между регионов России по объему промышленного производства и входил в число наиболее динамично развивающихся регионов.

В 2008 и 2009 гг. автономный округ занял второе место по сумме денежных доходов населения, которая определяет инвестиционные возможности этой группы инвесторов.[4] По данным российских исследователей, инвестиционный потенциал населения округа в 2009 году составил 8040 млрд. рублей [5].

Одной из главных проблем повышения объема сбережений и инвестиций в Ямало-Ненецком автономном округе выступает нестабильность финансовых институтов, неуверенность потенциальных инвесторов - населения в завтрашнем дне (для капиталовложений сбережений населения в инвестиционные проекты), низкие ставки процентов, слаборазвитая информированность о возможностях инвестирования сбережений, что ведет к отказу от организованных форм хранения сбережений и вложения их в округ, свободные средства просто хранятся в форме «наличных средств на руках у населения и краткосрочных вкладов» [6].

Объемы сбережений и накоплений граждан в различных видах активов позволяют говорить о том, что население Я мало-Ненецкого автономного округа при определенных условиях может стать одним из основных поставщиков капитала на рынок инвестиций. Несмотря на низкий, в сравнении с развитыми странами, уровень жизни населения, склонность к сбережению по оценкам разных аналитиков остается на достаточно высоком уровне - примерно 25-30 % от общей суммы доходов [7].

Так как рост внутренних инвестиций является «индикатором инвестиционной стабильности» региона, что достаточно важно для привлечения иностранных инвесторов и для создания эффективного механизма трансформации сбережений населения, в свою очередь [8].

О повышении инвестиций на территории региона в целом нужно судить по его конечному результату, то есть, по динамике экономического развития и по уровню жизни населения.

Основу показателей экономики Ямало-Ненецкого автономного округа во многом составляют итоги работы предприятий товливно-энергетиче-ского комплекса. В значительной степени из-за продолжающегося планового снижения объемов добычи нефти в регионе индекс физического объема промышленного производства за 2009 год составил 96,1 % к 2008 году. Но, на наш взгляд, более показательны не данные за определенный период, а общие средне- и долгосрочные тенденции.

Так, об общем «самочувствии» экономики региона говорит тот факт, что в 2009 году предприятиями и организациями всех форм собственности в реальный сектор инвестировано свыше 400 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2008 года на 17,3 %. Если бизнес вкладывает серьезные средства в развитие производства на Ямале, значит, ему здесь комфортно, и стоит рассчитывать на перспективную отдачу.

По уровню социального развития территории округ, по-прежнему, несмотря на все «объективные негативы», входит в число лидирующих субъектов по России. Помимо «внутренних» вложений населения, в 2010 году ОАО «Роснефть» вложила в инвестиционные проекты Ямало-Ненецкого автономного округа 17 млрд. рублей.

Подписанное соглашение между ОАО «Роснефтью» и администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа предусматривает, в частности, капиталовложения ОАО «Роснефть» и участие компании в реализации программы сооружения в Ямало-Ненецком автономном округе объектов социально-культурного назначения (на территории Ямало-Ненецкого округа работает дочернее предприятие ОАО «Роснефти» ООО «РН-Пурнеф-тегаз», которое в настоящее время добывает здесь около 8 млн. тонн нефти и 4,5 млн. кубометров газа).

Для того чтобы ускорить процесс преобразования свободных денежных ресурсов населения в рыночные ресурсы нужно устранить деформа-

ции в социальной структуре населения и обеспечить социальную и экономическую защищенность всех его групп, что ведет к повышению интереса государства и бизнеса к сбережениям населения.

Автор считает, что необходимо повышать мотивацию и факторы формирования сбережений населения, к которым относятся, в частности:

- мотивы на покупку недвижимости, образование детей, для создания пенсионного накопления, формирования начального капитала для развития коммерческой деятельности, в условиях инфляции для более долгосрочного и надежного хранения сбережений;

- общие и специфические факторы (факторы, связанные с повышением информированности населения о возможностях инвестирования; факторы, связанные с образованием местных институциональных инструментов, которые способствуют трансформации накоплений в инвестиции).

Помимо этого, необходимо урегулирование федерального и регионального законодательства, которое обеспечивает поддерживание стабильного инвестиционного климата. Так, в ряде регионов проводилась и проводится корректировка и создание правовых актов, направленных на формирование дополнительной мотивации привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Такая работа ведется, например, в Якутии, в Бурятии, Республике Алтай, где уже несколько лет работает закон об иностранных инвестициях. Опыт подобных субъектов России и должен послужить основой созданию в Ямало-Ненецком автономном округе эффективных механизмов трансформации и активизации имеющихся финансовых ресурсов [9].

Округ давно заявил о себе как о серьезном и крупном заемщике, как на внутреннем, так и на мировом рынках капиталов, этому способствовало получение кредитного рейтинга, а также организация выпуска еврозаймов с целью привлечения финансовых ресурсов для размещения их на конкурсной основе в наиболее эффективные инвестиционные проекты, что, на взгляд автора, весьма продуктивно.

Международное рейтинговое Standard & Poor's 30 апреля 2010 года повысило с «BB+» до «ВВВ-», долгосрочный кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа, а рейтинг по национальной шкале - с «ruAA+» до «гиААА». Прогноз по рейтингам - «стабильный». Повышение рейтингов отражает хорошие перспективы сохранения высоких бюджетных показателей, улучшения ликвидности округа и дальнейшего проведения консервативной долговой политики. Положительное влияние на уровень рейтингов оказывают: незначительный (в настоящее время нулевой) объем прямого долга, очень высокий уровень ликвидности бюджета, наличие крупных запасов природного газа, высокий уровень благосостояния и сильные показатели исполнения бюджета. Уровень рейтингов сдерживают высокая зависимость округа от крупнейшего налогоплательщика

- ОАО «Газпром» (ВВВ / Негативный / А-3), ограниченная предсказуемость доходов и неопределенность, связанная с институциональным статусом региона. Благоприятное влияние на уровень рейтингов может оказать постепенное совершенствование порядка формирования и расходования резервного фонда региона, которое способствовало бы снижению проблемы волатильности бюджетных доходов. Другим фактором, способным положительно повлиять на кредитоспособность автономного округа, является повышение прогнозируемости межбюджетных отношений и системы налогообложения в России. Вероятность понижения рейтингов может возникнуть в случае снижения доходов, которое не будет сопровождаться соответствующим сокращением расходов и приведет к существенному падению показателей исполнения текущего бюджета округа, сокращению остатков средств на счетах бюджета и накоплению краткосрочного долга.

Администрация автономного округа, бесспорно, должна принимать деятельное участие в развитии инвестиционного потенциала региона. Автор считает, что лишь активная позиция со стороны региональных властей поможет форсировать запуск инвестиционных механизмов мобилизации и трансформации финансов на территории округа. По мнению автора, целесообразны следующие практические шаги:

- эмиссия администрацией области облигаций сберегательного займа для населения может оказаться достаточно действенным инструментом мобилизации накоплений и сбережений населения. Невысокая номинальная стоимость, повышенная ликвидность (по сравнению с валютой), ежедневный рост стоимости по мере накопления купонных выплат должны стать отличительными чертами данного инструмента.

- обеспечение популяризации фондового рынка и раскрытие его преимуществ необходимо как для тех, кто нуждается в дополнительных капиталовложениях, так и для потенциальных инвесторов.

Данные меры способны мобилизировать инвестиционные процессы в округе, то есть создать эффективные механизмы активизации, трансформации и последующего перераспределения финансовых ресурсов.

Список литературы:

1. Жидкова А.В. Инвестиционный потенциал домохозяйств и регулирование их инвестиционной активности. - М.: МГУ, 2009. - 98 с.

2. Неелов Ю.В. Ямальские перспективы: развитие новых проектов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Администрации ЯНАО. - Режим доступа: www.adm.yanao.rU/9/1/9395.

3. Прогноз социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010-2012 годы / Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. - Салехард, 2009. - 37 с.

4. Регионы России: финансовые аспекты развития: аналитический обзор // Исследования МЭИ-ММВБ. - 2008-2009.

5. Некоторые факторы финансовой активности населения: доклад // МФАН. - 2008. - С. 43-45.

6. Денежные сбережения граждан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dumayanao.ru/engine/download.php?id=577.

7. Тибирькова И.П. Трансформация сбережений населения в рыночный ресурс развития национальной экономики: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.01. - Волгоград: РГБ ОД, 2008. - 147 с.

8. Храмцов Э.Ю. Роль и перспективы регионального рынка ценных бумаг при привлечении инвестиций. - М.: МГУ, 2009. - 130 с.

9. Шумаков С. Антикризисные инвестиции ямальцев // Бизнес Урала. - 2009. - № 8. - С. 34-39.

ХИМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

© Бузыкина Т.А.*

Самарский государственный университет, г. Самара

Данная статья рассматривает структуру химического кластера Самарской области, основные проблемы кластера, оценивает его роль в промышленном потенциале региона.

Самарская область является одним из ключевых регионов «промышленного ядра» России. Наиболее мощные и перспективные конкурентоспособные кластеры Самарской области - автомобилестроительный, химический, инновационно-внедренческий. Опережающие темпы роста и высокая концентрация производства в этих отраслях специализации области свидетельствуют о конкурентоспособности на российском рынке производимой в области продукции. Именно эти высокотехнологичные кластеры являются центрами стратегического роста Самарской области.

Преодоление негативных последствий экономического кризиса особенно важно потому, что многие из предприятий конкурентоспособных отраслей являются градообразующими, а их деятельность играет важную роль в экономике Самарской области. Вклад этих отраслей в областную экономику можно оценить в 13-15 % от общего объема производства в Самарской области.

В идеале целенаправленное использование кластерных технологий должно способствовать не только сохранению, но и повышению конку-

* Студент факультета Экономики и управления. Научный руководитель: Н.М. Тюкавкин, доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.