Научная статья на тему 'Саморегулирование в строительстве как стимул сертификации систем менеджмента качества'

Саморегулирование в строительстве как стимул сертификации систем менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятлов Ю. В., Сурков И. В.

Представлен анализ современной ситуации в строительной отрасли в связи с отменой государственного лицен-зирования и введением негосударственных некоммерческих саморегулируемых организаций, рассмотрена роль сис-тем менеджмента качества в деле повышения качества строительного комплекса, анализ накопленного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование в строительстве как стимул сертификации систем менеджмента качества»

УДК 658

Ю.В.Дятлов, И.В.Сурков

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАК СТИМУЛ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Вступивший в силу Федеральный закон РФ от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» довольно серьезно изменил подходы к государственному регулирования бизнеса. Во многих сферах деятельности было отменено государственное лицензирование, на смену которому пришли негосударственные некоммерческие са-морегулируемые организации (СРО) [1]. Субъекты предпринимательской деятельности, объединившиеся на добровольной основе по видам бизнеса в СРО, получили возможность самостоятельно устанавливать правила и условия деятельности в тех или иных областях. Такой подход к регулированию отношений на рынке характерен и для большинства современных государств с развитой экономикой.

Поле саморегулирования постепенно расширяется, в настоящее время в нем действуют оценочные компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, арбитражные управляющие и др., а с 2009 года время, после нескольких отсрочек, под саморегулирование попала и строительная деятельность - проектирование зданий и сооружений, их строительство, проведение инженерных изысканий и т.п. С января 2010 г. компании могут осуществлять строительную деятельность только на основании свидетельств о допуске к определенным видам работ, выдаваемых членам СРО.

Создание СРО в строительстве рассматривается как наиболее эффективный путь развития рыночных отношений в этой сфере, форма контроля над участниками рынка, прежде всего для повышения качества строительства, предупреждение нанесения вреда жизни и здоровью граждан. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», создающий законодательную базу для образования и деятельности СРО в строительстве, предусматривает, что СРО смогут предупредить причинение вреда вследствие недостатков работ, повысить качество проектирования, строительства, инженерных изысканий и т.д. [2]. СРО по замыслу авторов закона должны сформировать систему ответственности для строительных компаний. Участники СРО, внося компенсационный вклад при своем вступлении в организацию, несут коллективную ответственность за нарушение правил и стандартов каждым из членов данной организации.

Оставляя за рамками настоящего доклада ряд существующих проблем вступления в СРО и их

функционирования в строительстве, остановимся на вопросе обеспечения качества строительной деятельности. К типовым требованиям СРО, направленным на обеспечение качества можно отнести требования к образованию руководителей и специалистов строительных организаций, требования к численности и профессиональному стажу работников, прохождению руководителями и специалистами курсов повышения квалификации, аттестация персонала, а также наличие сертификата соответствия действующей системы менеджмента качества (СМК), выданного национальным или международным органом сертификации. Последнее является одним из наиболее действенных способов гарантировать надежность строительной компании.

Наличие сертификата соответствия СМК становится в последнее время обязательным условием членства во многих строительных СРО. Госстрой России рекомендует строительным компаниям внедрить системы менеджмента качества на основе международного стандарта 180 9001, а государственным заказчикам всех уровней учитывать целесообразность включения в состав конкурсной документации условие по разработке и внедрению систем качества на основе 180 9001. Федеральным законодательством установлено, что при подготовке и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд необходимо указывать сведения о наличии сертификата системы качества. На региональном уровне появляются нормативные акты предусматривающие наличие сертификата 180 9001 как обязательного условия для участия в торгах по городским заказам. Так постановлением Правительства Москвы № 953 переход на стандарты 180 9000 должны осуществить все базовые компании строительного комплекса. В нём же предусмотрено, что компании, не внедрившие систему управления качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000, не будут допущены к участию в подрядных торгах по городскому заказу.

Сертификация систем менеджмента качества по международным стандартам серии 180 9000 проводится в нашей стране уже достаточно давно и в этом направлении накоплен как положительный, так и отрицательный опыт, который должен быть востребован при проведении сертификации СМК строительных организаций. Если говорить о количественной оценке сертифицированных компаний в строительстве, то в РФ количество выданных сертификатов 180 9001 по состоянию на

Экономические науки

131

2009 год составляло 5412 и 116 672 сертификатов в мире [3].

Стандарты 180 9000 - это серия международных стандартов, направленных на создание на предприятии результативной системы управления качеством производимой продукции, оказания услуг, позволяющей достигать поставленных перед компанией целей. Требования к системам менеджмента качества описаны в стандарте 180 9001:2008. В России международному стандарту 180 9001:2008 соответствует стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008. Стандарт 180 9001:2008 и его российский аналог предъявляют требования к системе управления, которая и влияет на качество производимой продукции, оказания услуг компанией и направлена на удовлетворение всех заинтересованных сторон, и в первую очередь потребителей компании.

При внедрении СМК речь не идет о создании совершенно новой и неизвестной в компании системы. В каждой строительной компании в том или ином виде существует своя сложившаяся система управления качеством. Подготовка к сертификации заключается в приведении имеющейся системы управления в компании в соответствие с требованиями международного стандарта 180 9001, оптимизации протекающих внутри компании бизнес-процессов. При разработке системы качества необходимо иметь в виду, что 180 9001 не имеет цели жесткой стандартизации. Для каждой компании документирование системы качества может быть свое, с учетом размера компании и вида ее деятельности, сложности протекающих процессов и компетентности персонала. Вместе с тем, необходимо соблюдать требования, предъявляемые стандартом 180 9001 к документированию СМК.

Накопленный за прошедшие годы в России опыт сертификации систем менеджмента качества на промышленных предприятиях носит далеко не всегда положительный характер. Так, например, специалистами Консультационного центра «ЦНИО-проект-ИНВЕСТ» были в ходе плановых проверок оценены 60 систем менеджмента качества строительных организаций, из них только 4 показали работоспособность, в то время как остальные вызвали самые серьезные сомнения [4]. Более того нередко встречаются мнения о низкой эффективности СМК на базе стандартов серии 9000 на отечественных предприятиях, ставится под сомнения целесообразность их внедрения, в то время как опыт зарубежных компаний свидетельствует об обратном. Прежде всего, это связано с тем, что зарубежные компании изначально работают в условиях рыночной экономики, ориентированы на требования рынка, покупателей, заказчиков их продукции и услуг. Соответственно стандарты серии 180 9000 для них изначально естественны и понятны, являются традиционным инструментом, интегрированным в существующую систему управления предприятием, их при-

менение, в отличие от российских компаний, не требует какой-то ломки сложившихся стереотипов, внедрения, дополнительной настройки, обучения и привыкания персонала.

Не претендуя на полноту охвата всех негативных моментов, связанных с сертификацией СМК российских компаний, попытаемся обозначить наиболее, на наш взгляд, важные из них, преодоление которых может способствовать повышению эффективности как подготовки к сертификации, её проведения, так и последующего поддержания разработанной системы, в том числе и для строительных компаний.

Нередко российские компании, начиная самостоятельно или заказывая консультантам разработку и внедрение СМК с последующей сертификацией, ставят реальной целью скорейшее получение сертификата для повышения своей конкурентоспособности при выполнении условий получения госзаказа, выполнения требований потребителей, привлечения кредитов, инвестиций и т.п. [5,6]. Естественно это негативно сказывается на содержании проводимой работы по разработке СМК, формальной подготовке предприятия к сертификации, фиксировании в стандартах существующей системы управлении, без полноценного совершенствования бизнес-процессов. Такой подход к сертификации может поддерживаться и сторонними консультантами, оказывающими услуги по скорейшему успешному прохождению внешнего аудита, ориентируясь на конкретный орган по сертификации, зная его особенности, требовании, а также и самими сертифицирующими органами, заинтересованных в привлечении клиентов. Всё это дискредитирует сертификацию, не позволяет рассчитывать на повышение эффективности работы предприятия.

Другим недостатком, тесно связанным с рассмотренным выше, является слабая интеграция разработанной СМК с действующей системой управления предприятием, и даже наличие противоречий между ними. Разработанная СМК накладывается на традиционную систему управления предприятием, сложившуюся ещё в прошлом веке и, естественно, не отвечающую реалиям рыночной экономики. В результате эти системы, мало пересекаясь друг с другом, функционируют, выполняя каждая свою роль - первая по неэффективному управлению предприятием, вторая по выполнению требований аудиторов и созданию видимости наличия сертификации.

Снижает эффективность СМК и инертность персонала, недопонимание комплексности идеологии стандартов серии 180 9000, которая предполагает, что качество обеспечивается на всех стадиях жизненного цикла продукции, включая проектирование, подготовку производства, осуществление закупок, само производство и т.д. На отечественных предприятиях по-прежнему существует стойкое убеждение, что уровень качества

продукции, услуг вытекает сугубо из технологии производства и обеспечивается менно на производственной стадии.

К недостаткам разработки и внедрения СМК можно отнести и помощь сторонних консультантов, выражающуюся в предоставлении разработчикам системы готовых типовых материалов (положений, инструкций, стандартов и т.п.). На практике это приводит к слепому копированию документации без содержательной индивидуальной работы по её трансформации в соответствии с особенностями конкретного предприятия, в чём собственно и должна состоять деятельность разработчиков.

Указанные недостатки вполне преодолимы при наличии желания и воли, прежде всего руководителей предприятий, вступающих на путь сертификации СМК. Заслуживает внимание обсуждение вопросов по созданию системы стандартов, основанных на требованиях стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 с учетом специфики и сложности строительной отрасли [4]. Адекватное проведение этой работы вполне способно создать действенный инструмент повышения качества, в том числе и у строительных компаний, помочь им найти своё место и в условиях саморегулирования, а исполнительным дирекциям СРО использовать этот инструмент для выявления в своих рядах недобросовестных предпринимателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

2. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Белобрагин В.Я. Сага о сертификатах // Стандарты и качество. - 2011. № 3. - С. 99.

4. Качество строительства в свете саморегулирования // Стандарты и качество. - 2011. № 3. - С. 22.

5. Сажин Ю.В., Плетнева Н.П. К вопросу о результативности СМК в России // Методы менеджмента качества. - 2008. № 10. - С. 20-23.

6. Шестаков А.Л. Методы внедрения систем, или Скупой платит дважды // Методы менеджмента качества. - 2008. - № 8. - С. 14-18.

□ Авторы статьи:

Дятлов Юрий Васильевич, канд.экон.наук, доцент каф. отраслевой экономики КузГТУ, Email: dvv77@,mail.ru, Тел. 923-614-15-35

Сурков

Игорь Владимирович, канд.экон.наук, доцент, начальник сектора по интегрированной системе менеджмента (ИСМ) ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь». Email: interconsultkuz@mail.ru, Тел. 903-916-03-31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.