Научная статья на тему 'Оценка современного состояния управления качеством строительства'

Оценка современного состояния управления качеством строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1006
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / СТАНДАРТЫ / ФУНКЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО / BUILDING / QUALITY / PRODUCTION / ORGANIZATION / REQUIREMENTS / STANDARDS / FEATURES PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов П.С.

Качество является эффективным средством удовлетворения требований потребителей и снижения издержек производства, поэтому в повышении уровня качества продукции заинтересованы не только потребители, но и строительные организации. Строительство представляет собой отдельную самостоятельную отрасль экономики страны, которая предназначена для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, ремонта и технического перевооружения действующих объектов производственного и непроизводственного назначения. Определяющая роль строительной отрасли заключается в создании условий для динамичного развития экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF CURRENT STATE BUILDING QUALITY MANAGEMENT

Quality is an effective means of meeting the requirements of consumers and reduce production costs. Therefore, in raising the quality of products concerned, not only consumers, but also building companies. Building is a separate independent branch of the economy, which is intended for the commissioning of new, as well as reconstruction, expansion, renovation and modernization of existing industrial facilities and non-productive purposes. The determining role of the building industry is to create conditions for dynamic development of the economy.

Текст научной работы на тему «Оценка современного состояния управления качеством строительства»



БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

\

УДК 338.45

П.С. Осипов

аспирант,

кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация. Качество является эффективным средством удовлетворения требований потребителей и снижения издержек производства, поэтому в повышении уровня качества продукции заинтересованы не только потребители, но и строительные организации. Строительство представляет собой отдельную самостоятельную отрасль экономики страны, которая предназначена для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, ремонта и технического перевооружения действующих объектов производственного и непроизводственного назначения. Определяющая роль строительной отрасли заключается в создании условий для динамичного развития экономики страны.

Ключевые слова: строительство, качество, продукция, организация, потребности, стандарты, функции, производство.

P.S. Osipov, Ogarev Mordovia State University

ASSESSMENT OF CURRENT STATE BUILDING QUALITY MANAGEMENT

Abstract. Quality is an effective means of meeting the requirements of consumers and reduce production costs. Therefore, in raising the quality of products concerned, not only consumers, but also building companies. Building is a separate independent branch of the economy, which is intended for the commissioning of new, as well as reconstruction, expansion, renovation and modernization of existing industrial facilities and nonproductive purposes. The determining role of the building industry is to create conditions for dynamic development of the economy.

Keywords: building, quality, production, organization, requirements, standards, features production.

Устойчивое развитие и конкурентоспособность строительной организации во многом определяется качеством выпускаемой продукции и оказанием услуг.

Седьмое чудо света построили строители, которые достигали идеального качества без использования средств информационно-коммуникационных технологий, автоматических машин и оборудования. Это свидетельствует о том, что секрет качества строительства кроется в традициях управления строительными проектами и в совершенном выполнении бизнес-процессов [4].

Удержание компаний на рынке в условиях высокой конкуренции обусловлено постоянным поддержанием высокого качества выпускаемых изделий. Чтобы гарантировать себе постоянный рынок сбыта и получать заказы от правительства, предприятиям необходимо наладить стабильное производство товаров и услуг высокого качества. Следовательно, для увеличения эффективности общественного производства и достижения удовлетворения потребностями у покупателей необходимо постоянное поддержание высокого качества продукции и услуг на всех этапах развития организации [3].

В настоящее время, с появлением саморегулируемых организаций (СРО) все более насущным становится тема выдачи сертификатов соответствия требованиям международного стандарта ИСО 9001 российским строительным компаниям. В Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» отмечено, что СРО самостоятельно могут разрабатывать регламенты, причем даже те, которые относятся к системе менеджмента качества. Так выступая на производственной конференции, начальник ОМК ЗАО «Трест "Уралстальконструкция"» А.А. Фефелов отметил, что перед руководством строительных предприятий встает и будет вставать вопрос - что такое система менеджмента качества, зачем она нужна и можно ли получить от нее хоть какую-то практическую пользу [7]?

Под управлением качества строительства подразумевается выработка и исполнение комплекса технических, экономических и организационных работ на всем этапе строительства.

Управление качеством в строительстве можно рассматривать как систему, в которой содержится несколько взаимосвязанных блоков с одинаковой конечной целью-обеспечение качества строительной продукции на высоком уровне. Эти блоки управления рассматриваются в следующем виде:

1) качество проектно-изыскательских работ;

2) качество производства строительных материалов, изделий, конструкций;

3) качество строительного производства.

На все эти блоки оказывает влияние огромное количество факторов, и все они имеют как внешние, так и внутренние регуляторы качества. Для проектно-изыскательских организаций регуляторами качества являются экспертиза проектов строительства; для предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций технический контроль готовой продукции; для строительных организаций - авторский надзор проектной организации, технический надзор со стороны заказчика и инспекции муниципального архитектурно-строительного надзора.

В строительной сфере сегодня используется более 40 строительных норм и правил, 20 сводов правил, 300 государственных стандартов, определяющих производство различных видов работ при инженерных изысканиях, исследования грунтов оснований фундаментов зданий и сооружений, поверхностных и грунтовых вод и др. [2].

Через функции управление качеством в строительстве можно понять его содержание. Если рассматривать управление качеством как функциональную систему, то ее можно изобразить как набор функций управления качеством, применяемых в строительных, проектных, эксплуатирующих компаниях. КСУКСП включает в себя следующие функции на различных этапах цикла качества: планирование, организация, координация, контроль, стимулирование, учет, анализ, оценка и сертификация. Каждая из перечисленных выше функций управления может рассматриваться как процесс и как результат. В качестве процесса функция выступает как специальный вид управленческой деятельности, который может оказать существенное влияние на качество строительной продукции.

Важная роль принадлежит сертификации - процессу, который стремиться обеспечить или привести в соответствие базовые показатели уровня качества проектов, используемых материалов, узлов, деталей, конструкций [1].

Нормативные документы оказывают огромное воздействие на нормативный уровень качества, который должен быть общественно необходимым, потому что высокое качество конечного продукта будет являться лучшим благом для общества, чем не качественный товар. Из-за различных социально-экономических задач, нормативный уровень качества продукции строительства определяется еще на стадии научного и экспериментального исследования. Фактический уровень конечной продукции строительства достигается на стадиях проектирования и реализации проекта. Однако только процесс эксплуатации может окончательно определить фактический уровень качества готовой продукции. Эта стадия характеризуется степенью удовлетворения потребителей, определяя тот самый эксплуатационный уровень качества. Фактический уровень качества строительства зависит от многих факторов таких как: качество НИОКР, нормативной и проектной базы, строительных материалов, конструкций и оборудования, используемых строительных машин и механизмов, а также качества труда рабочих, сезонность и географические особенности строительства.

Эксплуатационный уровень качества прослеживается в процессе работы законченных строительных объектов. В нормативных документах содержится необходимый набор показателей для оценки качества продукции, методы их расчета и количественное измерение. Стадия установления уровня качества продукции решает такие вопросы, как разрабатывать, накапливать, изучать, хранить, пользоваться нормативными документами, а еще предусматривает поступательное улучшение технико-экономических и архитектурно-технических уровней качества строительной продукции.

Обеспечение представляет собой стадию производства и проектирование, содержащие в себе производство строительных конструкций, материалов, изделий, узлов, оборудования, СМР. Чтобы в итоге получился запланированный уровень качества продукции, необходимо жестко придерживаться установленной дисциплины труда на каждом рабочем месте. Послепроизводственная стадия осуществляется в разработке и принятие мер, которые помогут закрепить достигнутый фактический уровень качества при эксплуатации объекта в течение его срока службы по нормативу [5].

На отечественном строительном рынке в нынешних реалиях изменилось отношение к вопросу качества продукции. Сегодняшний день говорит, что уже недостаточно давать гарантии качества только на этапе контроля готовой продукции. Управление качеством должно осуществляться на всем жизненном цикле строительной продукции: при проектировании, производстве строительных материалов, строительстве и эксплуатации объекта. В условиях рыночной экономики необходимо быстро искать заказы и соперничать с конкурентами за их получение. Победит та организация, которая будет иметь высокое качество продукта, наименьшую цену при минимальных сроках исполнения. Компания обязана убедить заказчика в своей способности осуществить проект с высоким качеством. А в этом поможет документированная система качества.

Таким образом, сертификат ISO 9001 (строительство является отраслью, в которой данное действие осуществляется добровольно после выхода в свет Постановления Правительства РФ № 207 от 24 марта 2011 года) может служить независимым свидетельством эффективного функционирования и стабильности системы менеджмента качества. Следовательно, к такой компании существенно возрастает доверие заказчиков, партнеров, инвесторов и других участников строительного рынка. Если в строительной компании отсутствует сертификат соответствия ISO 9001, то она не сможет участвовать в проведении отраслевых тендеров и иметь возможность получения муниципального или государственного заказа на проведение строительства. И поскольку во многих отраслях отечественной экономики была введена система саморегулирования, роль сертификатов значительно выросла [8].

Однако в России действует Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011, который носит рекомендательный характер. Получение членами СРО сертификата соответствия в области менеджмента качества необходимо в случае, если это установлено документами соответствующего СРО.

В заключении отметим, что существуют параметры отличия западных строительных компаний от отечественных. Во-первых, отличная обработка и проработка пакета документов на стадии их подготовки. Во-вторых, никогда не будут разрабатываться нормативы и стандарты, не отвечающие требованиям и действительности, и при этом документ не получит статус утвержденного, если он не прошел согласование с различными службами и должностными лицами. В-третьих, высочайший уровень трудовой и исполнительской дисциплины среди работников. В-четвертых, если СМК начинает отставать от изменяющихся условий разработки и создания продукции, она подлежит изменению и согласовывается сразличными заинтересованными сторонами, так как сказано в ИСО 9001 [6].

Таким образом, проблема повышения качества строительного продукта зависит от работы всей цепочки факторов, влияющих на конечный результат, начиная от разработки нормативных документов и стандартов и заканчивая должностными обязанностями конкретных работников.

Список литературы:

1. Абелев М.Ю. Строительный контроль и управление качеством в строительстве [Электронный ресурс] / М.Ю. Абелев // Главфундамент. - Режим доступа: http://glavfundament.ru (дата обращения: 13.04.2016).

2. Заруева Л.В. Управление качеством продукции в строительстве / Л.В. Заруе-ва, Н.С. Дереповская, А.С. Евдокименко; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Новосибирск : НГАСУ, 2003. -124 с.

3. Колесник Н. Ф. Учет и анализ затрат на обеспечение качества продукции / Н. Ф. Колесник, Е.О. Дергунова, Е. Д. Вильдиманова // Вестник Поволжского университета сервиса. - 2014. - № 6 (38). - С. 112-117.

4. Макаров С. Управление качеством в строительстве [Электронный ресурс] / С. Макаров // IntelligentEnterprise. - Режим доступа: http://www.iemag.ru/analitics /detail.php?ID=28717 (дата обращения: 13.04.2016).

5. Постовалова А. А. Строительный контроль и управление качеством в строи-

тельстве [Электронный ресурс] / А.А. Постовалова, С.В. Табаков // Дальневосточный государственный университет путей сообщения. - Режим доступа: http://edu.dvgups.ru (дата обращения: 13.04.2016).

6. Разумов-Раздолов К.Л. СМК в России и за рубежом [Электронный ресурс] / К.Л. Разумов-Раздолов, А. Крепп // Quality.eup.ru. - Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY14/smk-rus.htm (дата обращения: 13.04.2016).

7. Фефелов А.А. Польза от системы менеджмента качества в строительстве [Электронный ресурс] / А.А. Фефелов // Quality.eup.ru. - Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY15/Advantage_of_quality_management_system_in_buildi ng.htm (дата обращения: 13.04.2016).

8. ISO 9001 в строительстве - показатель надежности компании [Электронный ресурс] // Интер-Консалт. - Режим доступа: http://www.iksystems.ru/ articles.php?id=339 (дата обращения: 13.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.