Научная статья на тему 'Самоотношение как компонент психологического здоровья личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)'

Самоотношение как компонент психологического здоровья личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
577
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ / SINDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL HEALTH / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / PERSONS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасов И.А.

Дается краткая характеристика понятия «психологическое здоровье личности». Раскрывается аксиологический компонент структуры психологического здоровья личности человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эта категория людей, на наш взгляд, нуждается в особом внимании со стороны психологической науки. Стойкое органическое нарушение в функционировании организма непременно влечет за собой личностные изменения. Чаще такие изменения носят деструктивный характер, влекут за собой сложности в социальной адаптации для лиц с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-attitude as a component of psychological health of an individual with disabilities

Brief description of the concept of psychological health of the person. Reveals the axiological component of the structure of the psychological health of the individual person with disabilities (HIA). This category of people, in our opinion, needs special attention from psychological science. Arisen, any persistent organic disruption in the functioning of the body, requires personal change. Often such changes are destructive in nature, and involve difficulties in social adaptation for persons with disabilities

Текст научной работы на тему «Самоотношение как компонент психологического здоровья личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»



формально. Старается оптимизировать и гармонизировать как конечный продукт, так и процесс его создания. По духу является инноватором, рационализатором, инженером, какую бы должность он не занимал.

Выводы. Путем деления на этапы развития личности, достигается возможность понимания поведения и прогнозирование реакций для личностей, принадлежащих к различным «возрастным» референтным группам,

независимо от возраста, включенности в локальные социальные группы, образования, пола, должности, места работы и социального статуса. Приводятся примеры отношения к браку и работе для разных социальных референтных групп различных этапов развития. Особое внимание уделяется дифференциации этапа Зрелой личности. Дифференциация этапа Ребенка остается за рамками данного исследования.

Литература

1. Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003.

3. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб., 2012.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

5. Педология подростка. В 3 т. Т. 1 и 2. М., 1930, 1931.

6. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. СПб., 2007.

7. Современные системы психологии / Пер с англ.; под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб., 2003.

8. Социология / Под ред. Г.В.Осипова. М., 1990.

9. Степанов С.С., Птуха А.Р. На развилке менталитетов. Действенные рецепты для инноваций, бизнеса и закона в России. М., 2010.

10. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. М., 2007.

11. Шкуратова И.П. Психология личности: Метод. пособие. Ростов н/Д., 2006.

УДК 159.94

САМООТНОШЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

И.А. Тарасов*

Аннотация. Дается краткая характеристика понятия «психологическое здоровье личности». Раскрывается аксиологический компонент структуры психологического здоровья личности человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эта категория людей, на наш взгляд, нуждается в особом внимании со стороны психологической науки. Стойкое органическое нарушение в функционировании организма непременно влечет за собой личностные изменения. Чаще такие изменения носят дe-структивный характер, влекут за собой сложности в социальной адаптации для лиц с ОВЗ.

Ключевые слова: психологическое здоровье личности, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

SELF-ATTITUDE AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF AN INDIVIDUAL WITH DISABILITIES

I.A. Tarasov

Annotation. Brief description of the concept of psychological health of the person. Reveals the axiological component of the structure of the psychological health of the individual person with disabilities (HIA). This category of people, in our opinion, needs special attention from psychological science. Arisen, any persistent organic disruption in the functioning of the body, requires personal change. Often such changes are destructive in nature, and involve difficulties in social adaptation for persons with disabilities. Keywords: sindividual psychological health, persons with disabilities.

Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

© Тарасов И.А., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ТАРАСОВ,

аспирант кафедры психологии

Московский институт экономики, политики и права

Адрес: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: sandplay@yandex.ru

Научный руководитель: доктор психологических наук Ершова Р.В.

В России разработка понятия психологического здоровья личности осуществляется в трудах И.В. Дубровиной (2004), Б.С. Братуся (2004), В.И. Слободчикова (2001), А.В. Шувалова (2001), Е.Р. Калитиевской (2007), В.И. Ильичевой, О.В. Хухлае-вой и др. В работах названных авторов идея нового подхода к пониманию психического здоровья разрабатывается в русле гуманистической традиции и находит воплощение в попытке обоснования термина «психологическое здоровье». Вышеназванные авторы говорят о целостном подходе к изучению человека в совокупности его психического, личностного, духовного измерений. Так, И.В. Дубровина рассматривает психологическое здоровье как понятие, характеризующее личность в целом и отражающее высшие проявления человеческого духа [1]. Данный подход базируется на представлениях А.Н. Леонтьева, который указывал на необходимость разделения представлений о «личностном» и «психическом», говоря о «личностном» как об особом измерении [2].

Для анализа содержания факторов, механизмов формирования и развития психологически здорового человека важно иметь представление о личностных характеристиках психологического здоровья, которые одновременно могут рассматриваться в качестве его внутренних детерминант. Принято выделять три структурных компонента психологического здоровья личности:

• самоотношение (аксиологический);

• рефлексия (инструментальный);

• саморазвитие (потребностно-мотивационный).

Эти три компонента (по мнению И.В. Дубровиной,

О.В. Хухлаевой и др.) являются наиболее объективными при анализе психологического здоровья личности.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я»-человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. Предпосылка этого — личностная целостность.

В новом измерении встает проблема развития личности и использования человеческого потенциала. К самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека предъявляются более высокие требования, вызванные происходящими в обществе изменениями. Б.Г. Ананьев неоднократно отмечал усиление влияния человеческого фактора на различные стороны действительности. Это обусловливает возрастание актуальности проблемы самореализации личности [2].

Термин «самореализация» впервые приводится в Словаре по философии и психологии: «Самореализация — осуществление возможностей развития «Я» [3].

Согласно этому определению высшим результатом развития человека является самореализация или самоосуществление. Термин «самоосуществление» чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.

Стимулирование личности к самореализации возможно не только через создание внешних социальных условий, но и через внутренние условия успешности самореализации — самосознание, оценку собственных личностных особенностей, таких как: отношение личности к себе, направленность, индивидуальность, оценка личного опыта. Такая трактовка самореализации открывает плодотворные перспективы ее развития в самых разнообразных сферах деятельности человека.

К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.

При создании гармоничных внутренних и внешних условий для самореализации ее достигнуть может каждый человек, даже инвалид, имеющий психофизические ограничения. В России не создана в полном объеме инфраструктура, необходимая для свободного передвижения людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха или зрения. Для них в подавляющем большинстве своем не приспособлены улицы, общественный транспорт, дома. И в результате люди оказываются попросту запертыми в собственных квартирах, не имея физической возможности их покинуть.

В работе с этой категорией клиентов следует учитывать ряд присущих им психологических особенностей, уровень их психологического здоровья, компонентом которого является самоотношение. Качество самоотношения оказывает влияние как на адаптацию инвалида к своему положению, так и на реабилитационный процесс, способствуя или затрудняя его социализацию и самореализацию. Для большей части инвалидов характерно пренебрежительное, враждебное, негативное отношение к себе. Поэтому проблема коррекции и развития их самоотношения, является актуальной и востребованной.

Термин «самоотношение» как самостоятельная психологическая категория был применен Н.И. Сарджве-ладзе в 1974 г. и описан через категорию установки как общего и единого механизма формирования всей системы отношений человека [5]. Самоотношение в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное отношение к себе, самоконтроль, саморегуляцию, отражая широкий спектр феноменов внутренней жизни личности. Представление личности о самой себе выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле своего

6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

поведения. То, каким субъект представляет себя, соотносится с задачей конкретной деятельности, на основе чего им вырабатывается стратегия действия. Представление своих определенных состояний служит эффективным психотерапевтическим средством, например, в технике аутотренинга. Более того, в специфическом человеческом общении роль того, насколько человек может представить себя на месте другого, дает одновременно информацию о состоянии другого и о самом себе.

Ш.Н. Чхартишвили писал, что в самоотношении отражены характеристики индивида, берущие начало в биологических, психологических и социальных структурах его активности [6]. Автор выделил «структурные измерения человеческого существа»: биологическое, психологическое и социальное. Конкретное воплощение эта идея получила в работах Н.И. Сарджвеладзе, в которых были выделены структурные единицы самоотношения по их содержательным характеристикам [5].

Так, в биологическое содержание структуры самоотношения входят отношение к своей внешности и анатомическим особенностям, к своим биомеханическим и функционально-физиологическим возможностям. В психологическом компоненте самоотношения выделяют отношение к своим сенсомоторным особенностям и инструментальным возможностям, интеллектуальным способностям, эмоциональным особенностям, к своим волевым качествам и результатам своей деятельности. В целом психологическое содержимое структуры самоотношения представляет собой отношение субъекта к себе как неповторимой личности.

Социальная сфера самоотношения личности определяет отношение к своему социальному статусу, отношение к тому, как к ней относятся другие, чего от нее ожидают [6]. В этом аспекте личность характеризует отношение к себе как носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей.

Из множества функций, которые выполняет самоотношение, важно отметить функцию самовыражения и самореализации. Самоотношение, включая в себя самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой, обеспе-

чивает направленность личности на собственную активность, раскрытие и реализацию всех своих способностей и возможностей.

Таким образом, самоотношение следует рассматривать как одно из психологических условий успешности самореализации.

Общественные представления о норме развития, и требования, предъявляемые обществом к людям, выбивают человека с ОВЗ из «колеи активной социализации на самых ранних этапах развития личности». Л.С. Выготский определил этот процесс как «социальный вывих» [4]. Низкое самоуважение предполагает чувство неполноценности, ущербности, недостойности, которое переживают лица с нарушениями развития, оказывает отрицательное воздействие на психическое самочувствие и поведение личности. Для респондентов с пониженным самоуважением характерна общая неустойчивость «образов Я» и мнений о себе. Они особенно ранимы и чувствительны, болезненно реагируют на критику, смех, порицание, остро переживают, если у них что-то не получается в работе (игре) или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Их больше, чем других, беспокоит мнение о них окружающих. Многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, к уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества. Формирование позитивного эмоционального отношения к себе следует вести через повышение самоуважения и аутосимпатии личности, через достижение самокритичности и самопонимания.

Самоуважение и аутосимпатия связаны с тем, что человек думаете о себе, что он говорит о себе и какие убеждения он имеет по отношению к самому себе. Поэтому в работе по повышению самоуважения и аутосимпатии у клиентов следует акцентировать внимание на усилении их позитивного мышления. Наши дальнейшие исследования будут направлены на экспериментальное изучение самоотношения и способы его позитивного развития у детей с ОВЗ. Ведь именно в детском возрасте закладываются важнейшие качества личности, и в особом внимании общества нуждается именно эта категория детей.

Литература

1. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

3. Кудинов С.И. Полифункциональная модель исследования самореализации личности / Прикладные исследования психологии личности: Сб. тр. Вып. 1. Тольятти, 2009.

4. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924.

5. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989

6. Чхартишвили Ш.Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.78

I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧЕНИКОВ 1—4 КЛАССОВ

Ю.С. Шишкова*

Аннотация. Рассматриваются новые коррекционно-развивающие направления работы с детьми начальной школы. Особое внимание уделяется развитию и коррекции поведения и речи детей с использованием законов физиологии и нейропсихологии.

Ключевые слова: нейропсихология, речь, поведение, гиперактивность, принципы развития ребенка.

PSYCHOLOGICAL APPROACHES IN THE CORRECTION OF POOR PERFORMANCE OF SCHOOL PUPILS OF 1—4 CLASSES

S.Yu. Shishkova

Annotation. The article discusses the new correctional and educational activities with primary school children. Special attention is paid to the development and correction of behavior and speech in children with the use of the laws of physiology, and neuropsychology.

Keywords: neuropsychology, speech, behavior, hyperactivity, principles of child development.

Научная специальность 19.00.07 — Педагогическая психология

Неуспеваемость в массовой общеобразовательной школе выступает как явление, обусловленное многими причинами. Нередко в число учащихся, испытывающих трудности в обучении, попадают дети, которые не демонстрируют признаков аномального развития и которых родители, врачи, педагоги причисляют к так называемой «практической норме». Зачастую педагоги затрудняются в определении причин, вызывающих трудности школьного обучения этих детей. И не всегда репетиторство или увеличение занятий по «отстающим» предметам помогают в решении проблем, а в некоторых случаях такой подход может даже и навредить.

Школьная неуспеваемость как проблема науки и практики находится в поле зрения уже давно, но именно

в последние годы отмечен рост интереса к ней со стороны специалистов в различных областях психологии, педагогики и медицины.

Психическое и соматическое здоровье современных детей вызывает сегодня не просто интерес профессионалов. Подчас накопление патологических стигм в современной детской популяции просто шокирует. Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как соответствующее в целом нормативному, а он не может обучаться, постоянно конфликтует с окружением или наоборот, замыкается в собственном мире, демонстрируя очевидную склонность к «аномальным» поведенческим эксцессам.

В последние годы психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое увеличение в детской по-

© Шишкова С.Ю., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* СВЕТЛАНА ЮЛИАНОВНА ШИШКОВА,

кандидат психологических наук, доцент, генеральный директор Психологического Центр «ДОМ», доцент кафедры психологии

Московский институт экономики, политики и права

Адрес: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: pc_dom@mail.ru

8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

пуляции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма (почек, поджелудочной железы, желчевыводящих систем, ритмики мозга и т.д.). Наблюдается заметный скачок индекса агрессивности и токсикоманий, гиперактивность и дефицит внимания, иных форм делинквентного поведения, резкое снижение их возрастного порога. Увеличение числа детей с признаками правосторонней эпиготовности, заметное возрастание случаев левору-кости на позволяет продуктивно использовать наработанные методы коррекции.

Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии, дислексии и т.д.; различные психопаталогические феномены (повышенную возбудимость или истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму. И эти факты — лишь незначительная часть той картины, которая фиксируется различными специалистами при описании особенностей развития ребенка. При этом, как правило, каждый из них акцент-рирует определенный патофеномен, непосредственно относящийся к сфере его профессиональных интересов.

В связи с этим возникает вопрос: «что же считать нормой детского развития?». Ведь совершенно очевидно, что сегодня абсолютно неправомерно оценивать соматический и психический статус детей исходя из норм вчерашнего дня. За последние полвека мир настолько кардинально изменился, что это не может не сказаться на структуре адаптивных механизмов человека; естественно, наиболее ярко это проявляется на детской популяции.

Развитие нынешнего ребенка проходит совсем иные этапы, чем 15—20 лет назад. Совершенно очевидно, что и соматическая, и мозговая организация поведения человека, рожденного естественным путем (питавшегося до года молоком матери, игравшего в различные подвижные игры во дворе, читавшего добрые сказки с бабушкой и т.д., будет принципиально отличаться от таковой у человека, рожденного с помощью «кесарева сечения» или стимуляторов — а сегодня таковых — подавляющее большинство, — вскормленного искусственно, т.е. непрошедшего этап взаимодействия с материнской грудью, завернутого в «памперсы» и растущего в окружении компьютерной субкультуры. Это попросту два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга.

Более продуктивными методами коррекции в настоящее время становятся комплексные подходы, такие как, нейрологопедия, нейропсихология, психотерапевтические подходы. Нейропсихология детского возраста связывает эти проблемы с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетиче-ского синдрома», т.е. внутриутробной и(или) возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых ( в первую очередь стволовых) структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и (или) искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга. На психическом уровне это выглядит, в частности, как варианты дизонтогенеза речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформировность произвольной саморегуляции, в целом — учебная и социальная неуспешность.

Традиционно методы коррекции детей с проблемами в обучении разделяются на два основных направления. Первый — собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слухо-речевой памяти, счетных операций, письма и т.д.

Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, массаж, ЛФК и др.) и телесно-ориентированные психотехники, которые зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у ребенка контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействия с другими людьми.

Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов — «сверху» и «снизу» — открывает нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», второй — «на тело». Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводятся к обычной сум-мации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают

системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов. Поэтому методологическое преимущество нейропсихоло-гического подхода к коррекционному воздействию, обеспечивающее его эффективность, заключено в принципе системности, который означает направленность программы коррекции не на преодоление отдельного дефекта, а в целом на гармонизацию психического функционирования личности ребенка. Этот принцип не исключает необходимости выбора основного, приоритетного направления работы на каждом этапе коррекции каждого ребенка на основе данных его комплексного нейропсихологического обследования.

Учитывая все вышесказанное, выстраивается кор-рекционно-развивающая методика «Буквограмма» для детей от 5 до 14 лет. Что волнует родителей и учителей начальной школы? Это то, что ребенок не внимательный, отвлекается, гиперактивный, энергетически истощенный. Дети не проявляют интерес к чтению, а это постепенно приводит к снижению учебной мотивации в целом.

Да, ситуация не простая. Это подтверждают и многочисленные исследования ученых, сообщающие нам о том, что умеют читать так, как надо, только 3% школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причин такого положения в области чтения и письма много, о чем говорилось ранее. Желание у родителей и учителей помочь ребенку есть, а что делать — не знают. Разберем несколько основных подходов:

Первое — начинать заниматься речью ребенка надо с самого раннего возраста, с младенчества.

Второе — при первых подозрениях на задержку речевого развития (нет простых слов к одному году) обращаться за помощью к логопедам, дефектологам, невр опатологам.

Третье — заниматься подготовительным процессом к чтению и письму необходимо не позже трех лет. Развивать мелкую моторику, фонематический слух, пространственную координацию.

Четвертое — готовить ребенка к школе, учитывая индивидуальные особенности, можно с пяти лет. Разве сложно, например, написать на карточках буквы и развесить их на стенах, чтобы ребенок видел их и узнавал, как любые другие предметы в комнате. Или, например, подписать предметы в комнате, чтобы у ребенка образ слова вызывал потом, при чтении, образ этого предмета. Или ежедневно читать книжку, а ту, которая нравится ребенку, прочитать еще раз, но быстро, чтобы он привык быстро схватывать содержание текста.

При коррекции детей важно знать основные принципы организации занятий с ребенком.

1. Принцип деятельности. Ребенок должен хорошо понимать, что надо делать в каждом конкретном упражнении. Если приучить ребенка выполнять упражнения сначала мысленно, то потом реальное выполнение будет происходить значительно быстрее и лучше.

2. Принцип дробления. В связи с тем, что объем внимания у ребенка ограничен, необходимо ставить перед ним только одну задачу. Если ставить перед ребенком задачу быстро и выразительно читать, то на начальном этапе освоение навыков чтения окажется для него непосильной задачей, непреодолимым препятствием, которое может вызвать отрицательное отношение к обучению.

3. Принцип нагрузки (постепенный, но неукоснительный). Для того, чтобы, помимо освоения навыков чтения, занятия с ребенком сопровождались еще и развитием способностей к освоению новых навыков, необходимо использовать принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в необходимости на каждом этапе постепенно увеличивать нагрузку («А еще быстрее можешь? А еще?) и перейти к следующим заданиям. Работая в таком режиме, ребенок будет получать удовольствие от занятия. Дети любят соревноваться, и поэтому занятия, организованные таким образом, будут способствовать большей активности и протекать с большим эмоциональным подъемом.

4. Принцип целостности. Этот принцип противоположен принципу дробления. Какое бы упражнение Вы не взяли, это — освоение лишь одного элемента сложного процесса обработки информации, это — часть. Тоннель лучше всего рыть с двух сторон. Поэтому очень полезно выбирать небольшой текст (один — два абзаца) и прочитать его, хорошо понимая содержание. Выполнить активно упражнение и снова прочитать этот же текст, но быстрее (по секундомеру определяя время чтения). Выполнить следующее упражнение и снова быстро прочитать текст. Сочетание чтения одного и того же текста и выполнение разных упражнений позволит освоенный элемент чтения быстро включить в целостный процесс. А еще лучше, если этот текст ребенок придумает сам, а Вы запишете его.

Теперь рассмотрим вопрос о том, в какой последовательности лучше выполнять упражнения.

Если ребенку исполнилось 4—5 лет, то выполнять одно или два упражнения в день. Если ребенку 6—7 лет, ежедневно выполнять по три упражнения. Если проблемы проявились в 10 лет и старше, уделять занятиям больше времени и выполнять их в определенной последовательности.

1) дыхательные упражнения—способствуют укреплению нервной системы;

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2) глазодвигательные упражнения — развитие и укрепление зрительных отделов головного мозга;

3) упражнения на координацию тела — развитие пространственных представлений.

В ходе коррекционно-развивающего обучения используется принцип индивидуального подхода к детям. Несмотря на сходство симптомов, выявляемых при нейропсихологическом обследовании, каждый ребенок представляет собой уникальность, проявляющуюся в особенностях его онтогенетичского развития, условиях жизни и воспитания и, следовательно, в неповторимости психического функционирования и в его личности.

Фундаментом комплексного нейропсихологиче-ского сопровождения развития ребенка является метод замещающего онтогенеза (МЗО), созданный А.В. Семенович и др. в 1990—1997 гг. МЗО — это нейропсихо-логическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика — профилактика — коррекция — абилитация — прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная цель этого метода — развитие мозгового (и шире — нейро-психосоматического) обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздействия МЗО идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно-динамических психологических возрастных перестроек. Очевидно, что ак-

туализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно — ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

В заключение очень важно отметить, что эффективность коррекционно-развивающего обучения достигается только при взаимодействии с родителями ребенка. Необходимо научить родителей видеть и оценивать результаты коррекционной работы, понимать и принимать изменения, происшедшие с ребенком, участвовать непосредственно в коррекции (выполнять вместе с ним домашние задания, гибко взаимодействовать со своим ребенком). Важно учитывать, что отношение родителя к ребенку меняется намного медленнее, чем изменяется сам ребенок в ходе нейропсихологической коррекции. Закрепление и поддержание в семье результатов, достигнутых во время цикла коррекционных занятий зависит не только от физических возможностей родителей заниматься с ребенком, но и от их эмоционального настроя, веры в успешность и необходимость того, что они делают.

Литература

1. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. М., 1970.

2. Шишкова С.Ю. Буквограмма: в школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет. Ростов н/Д., 2015.

3. Шишкова С.Ю. Успеваемость учащихся как проблема профессионально-педагогической направленности учителя // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. № 4 (42).

4. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.