Научная статья на тему 'Самоотношение как компонент психологического здоровья личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)'

Самоотношение как компонент психологического здоровья личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
394
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / SINDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL HEALTH / PERSONS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасов Иван Александрович

Дается краткая характеристика понятия о психологическом здоровье личности. Более детально раскрывается аксиологический компонент (самоотношение) структуры психологического здоровья личности человека, с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория людей, на наш взгляд, нуждается в особом внимании со стороны психологической науки. Возникнув, какое либо стойкое органическое нарушение в функционировании организма, непременно влечет за собой личностные изменения. Чаще такие изменения носят деструктивный характер, и влекут за собой сложности в социальной адаптации для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ATTITUDE AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF INDIVIDUAL WITH DISABILITIES

The article summarizes the concept of psychological health of the individual. The component of the axiological structure (self-attitude) of psychological health of the person with disabilities is revealed in more detail. This category of people, in our view, needs special attention on the part of psychological science. Having arisen, any persistent organic violation in the functioning of the body entails personal change necessarily. More often such changes have destructive nature and entail difficulties in social adaptation for persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «Самоотношение как компонент психологического здоровья личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.99

САМООТНОШЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

И.А. Тарасов*

Аннотация. Дается краткая характеристика понятия о психологическом здоровье личности. Более детально раскрывается аксиологический компонент (самоотношение) структуры психологического здоровья личности человека, с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория людей, на наш взгляд, нуждается в особом внимании со стороны психологической науки. Возникнув, какое либо стойкое органическое нарушение в функционировании организма, непременно влечет за собой личностные изменения. Чаще такие изменения носят деструктивный характер, и влекут за собой сложности в социальной адаптации для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Ключевые слова: психологическое здоровье личности, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

SELF-ATTITUDE AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF INDIVIDUAL WITH DISABILITIES

I.A. Tarasov

Abstract. The article summarizes the concept of psychological health of the individual. The component of the axiological structure (self-attitude) of psychological health of the person with disabilities is revealed in more detail. This category of people, in our view, needs special attention on the part of psychological science. Having arisen, any persistent organic violation in the functioning of the body entails personal change necessarily. More often such changes have destructive nature and entail difficulties in social adaptation for persons with disabilities.

Keywords: sindividual psychological health, persons with disabilities.

Научная специальность 19.00.01 — Общая психология; психология личности; история психологии

В России разработка понятия психологического здоровья личности осуществляется в трудах И.В. Дубровиной (2004), Б.С. Братуся (2004), В.И. Слободчикова (2001), А.В. Шувалова (2001), Е.Р. Ка-литиевской (2007), В.И. Ильичевой, О. В. Хухлаевой и др. В работах названных авторов идея нового подхода к пониманию психического здоровья разрабатывается в русле гуманистической традиции и находит воплощение в попытке обоснования термина «психологическое здоровье». Вышеназванные авторы, говорят о целостном подходе к изучению человека в совокупно-

сти его психического, личностного, духовного измерений. Так, И.В. Дубровина рассматривает психологическое здоровье как понятие, характеризующее личность в целом и отражающее высшие проявления человеческого духа [1]. Данный подход базируется на представлениях А.Н. Леонтьева, который указывал на необходимость разделения представлений о «личностном» и «психическом», говоря о «личностном» как об особом измерении [2].

Для анализа содержания факторов, механизмов формирования и развития психологически здорового

© Тарасов И.А., 2013

* ТАРАСОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ,

аспирант кафедры общей и возрастной психологии Московский институт экономики, политики и права Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail: sandplay@yandex.ru

Научный руководитель: доктор психологических наук Р.В. Ершова

8

28 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

человека важно иметь представление о личностных характеристиках психологического здоровья, которые одновременно могут рассматриваться в качестве его внутренних детерминант. В настоящее время принято выделять три структурных компонента психологического здоровья личности:

• самоотношение (аксиологический);

• рефлексия (инструментальный);

• саморазвитие (потребностно-мотивационный).

Эти три компонента по мнению (И.В. Дубровиной,

О.В. Хухлаевой и др.) являются наиболее объективными при анализе психологического здоровья личности.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность.

В современных условиях качественно новым образом встает проблема развития личности и использования человеческого потенциала. К самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека предъявляются более высокие требования, вызванные происходящими в обществе изменениями. Б.Г. Ананьев неоднократно отмечал усиление влияния человеческого фактора на различные стороны действительности. Это обусловливает возрастание актуальности проблемы самореализации личности.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые приводится в Словаре по философии и психологии: «Самореализация — осуществление возможностей развития «Я» [3]. Согласно этому определению высшим конечным результатом развития человека является самореализация или самоосуществление. Термин «самоосуществление» чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.

Стимулирование личности к самореализации возможно не только через создание внешних социальных условий, но и через внутренние условия успешности самореализации — самосознание, оценку собственных личностных особенностей, таких как: отношение личности к себе, направленность, индивидуальность, оценку личного опыта. Такая трактовка самореализации—как субъектного уровня развития личности — открывает плодотворные перспективы ее развития в самых разнообразных сферах деятельности человека.

К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, отно-

сятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.

При создании гармоничных внутренних и внешних условий для самореализации ее достижению способен каждый человек, даже инвалид, имеющий психофизические ограничения. В России не создана в полном объеме инфраструктура, необходимая для свободного передвижения людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха или зрения. Для них в подавляющем большинстве своем не приспособлены улицы, общественный транспорт, дома. И в результате люди оказываются попросту запертыми в собственных квартирах, не имея физической возможности их покинуть.

В работе с этой категорией клиентов следует учитывать ряд присущих им психологических особенностей, в том числе уровень их психологического здоровья, компонентом которого является самоотношение. Качество самоотношения оказывает влияние как на адаптацию инвалида к своему положению, так и на реабилитационный процесс, способствуя или затрудняя его социализацию и самореализацию. Для большей части инвалидов характерно пренебрежительное, враждебное, негативное отношение к себе. Поэтому проблема коррекции и развития их самоотношения, является актуальной и востребованной.

Термин «самоотношение» как самостоятельная психологическая категория был применен Н.И. Сардж-веладзе в 1974 г. и описан через категорию установки как общего и единого механизма формирования всей системы отношений человека [5]. Самоотношение в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное отношение к себе, самоконтроль, саморегуляцию, отражая широкий спектр феноменов внутренней жизни личности. Представление личности о самой себе выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле своего поведения. То, каким субъект представляет себя, соотносится с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с нею, на основе чего им вырабатывается определенная стратегия действия. Представление своих определенных состояний служит эффективным психотерапевтическим средством, например, в технике аутотренинга. Более того, в специфическом человеческом общении роль того, насколько человек может представить себя на месте другого, дает одновременно информацию о состоянии другого и о самом себе.

Ш.Н. Чхартишвили в своих положениях писал, что в самоотношении отражены характеристики индивида, берущие начало в биологических, психологических и социальных структурах его активности [6]. Автор выделил «структурные измерения человеческого суще-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I 2

ства»: биологическое, психологическое и социальное. Конкретное воплощение эта идея получила в работах Н.И. Сарджвеладзе, в которых были выделены структурные единицы самоотношения по их содержательным характеристикам [5].

Так, в биологическое содержание структуры самоотношения входят отношение к своей внешности и анатомическим особенностям, к своим биомеханическим и функционально-физиологическим возможностям. В психологическом компоненте самоотношения выделяют отношение к своим сенсомоторным особенностям и инструментальным возможностям, интеллектуальным способностям, эмоциональным особенностям, к своим волевым качествам и результатам своей деятельности. В целом психологическое содержимое структуры самоотношения представляет собой отношение субъекта к себе как неповторимой личности.

Социальная сфера самоотношения личности определяет отношение к своему социальному статусу (к статусу в системе формальных отношений, к социоэкономиче-скому или социометрическому статусу), отношение к тому, как к ней относятся другие, чего от нее ожидают [6]. В этом аспекте личность характеризует отношение к себе как носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей.

Из множества функций, которые выполняет самоотношение, важно отметить функцию самовыражения и самореализации. Самоотношение, включая в себя самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой, обеспечивает направленность личности на собственную активность, раскрытие и реализацию всех своих способностей и возможностей.

Таким образом, самоотношение следует рассматривать как одно из психологических условий успешности самореализации.

Общественные представления о норме развития, и требования предъявляемые обществом к людям, выбивают человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) из «колеи активной социализации на самых ранних этапах развития личности». Л.С. Выготский определил этот процесс как «социальный вывих» [4]. Низкое самоуважение предполагает чувство неполноценности, ущербности, недостойности, которое переживают лица с нарушениями развития, оказывает отрицательное воздействие на психическое самочувствие и поведение личности. Для респондентов с пониженным самоуважением характерна общая неустойчивость «образов Я» и мнений о себе. Они особенно ранимы и чувствительны, болезненно реагируют на критику, смех, порицание, остро переживают, если у них что-то не получается в работе (игре) или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Их больше, чем других, беспокоит мнение о них окружающих. Многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, к уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества. Формирование позитивного эмоционального отношения к себе следует вести через повышение самоуважения и аутосимпатии личности, достижение самокритичности и самопонимания.

Самоуважение и аутосимпатия напрямую связаны с тем, что человек думаете о себе, что он говорит о себе и какие убеждения он имеет по отношению к самому себе. Поэтому в работе по повышению самоуважения и аутосимпатии у клиентов следует акцентировать внимание на усиление их позитивного мышления. Наши дальнейшие исследования будут направлены на экспериментальное изучение самоотношения и способы его позитивного развития у детей с ОВЗ. Ведь именно в детском возрасте закладываются важнейшие качества личности, и в особом внимании общества нуждается именно эта категория детей.

Литература

1. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

3. Кудинов С.И. Полифункциональная модель исследования самореализации личности / Прикладные исследования психологии личности: Сб. тр. Вып. 1 Тольятти, 2009.

4. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924.

5. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.

6. ЧхартишвилиШ.Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей / Под ред. Ш.Н. Чхартишвили. Тбилиси, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.