Научная статья на тему 'Самоорганизационный подход к исследованию сложных экономических систем'

Самоорганизационный подход к исследованию сложных экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушакова Эмма Тихоновна

С позиций принципов самоорганизации исследуется развитие сложных экономических систем как процесс взаимодействия их самостоятельных разнокачественных макроструктур частного и общественного секторов, рынка и государства. Их взаимозависимость и взаимообусловленность образуют потенциал развития органически целостной системы. Они представляют собой не две разные системы, а две подсистемы (части) одной целостной системы. Особое внимание обращается на методологическую природу такой системности, образованную на функциональной основе, на необходимость формирования единой системы управления. Ставится вопрос о необходимости перехода от стандартной экономической теории к экономической синергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the complicated economic systems as a process of the interaction their independent macro-structures with the different qualities private and social sectors, the market and the state have been investigated with the attitude of the selforganization principles. Their intercommunication and interconditionality organize the develop potential of the organic integral system. They are not two different systems but they are two subsystems (parts) of united integral systems. The special attention payer to the methodological origin such system, which based on the functions and necessity of formation of management united system. The problem of the transition from the standard economic theory to the economic synergetic was put uh.

Текст научной работы на тему «Самоорганизационный подход к исследованию сложных экономических систем»

Э.Т. Ушакова

САМООРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СЛОЖНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

С позиций принципов самоорганизации исследуется развитие сложных экономических систем как процесс взаимодействия их самостоятельных разнокачественных макроструктур - частного и общественного секторов, рынка и государства. Их взаимозависимость и взаимообусловленность образуют потенциал развития органически целостной системы. Они представляют собой не две разные системы, а две подсистемы (части) одной целостной системы. Особое внимание обращается на методологическую природу такой системности, образованную на функциональной основе, на необходимость формирования единой системы управления. Ставится вопрос о необходимости перехода от стандартной экономической теории к экономической синергетике.

Современная экономика - сложная, органически целостная система, состоящая из различных частей (агрегатов), которые взаимодействуют между собой более или менее согласованно. Не только экономика, но и различные области науки (биология, физика, химия и т.д.) дают нам многочисленные примеры систем, называемых сложными. Чем больше дифференцируется наука, распадаясь на отдельные области знания, тем большее значение приобретает поиск универсальных принципов, позволяющих исследовать сложные системы с единой точки зрения. К таким принципам относится принцип дополнительности.

Только сложные системы способны выполнять определенные функции. Органическая целостность таких систем основана на функциональной структуре. Это означает, что с точки зрения целостности системы важно то, какие функции выполняет этот агрегат, как он работает на целостность. Именно поэтому интегрированные свойства сложной системы не сводятся к простой сумме свойств составляющих ее частей. Целостность начинает играть роль методологической установки при исследовании таких систем. Функции задаются не «изнутри», а «извне», т.е. определяются требованиями со стороны целого. Предметом изучения на макроуровне оказывается система связей, функций и взаимозависимостей.

Сложные системы могут состоять из разнородных элементов, но образовывать при этом целостность, обеспечиваемую принципом дополнительности. Современная экономика - это сложная целостная система, состоящая из двух противоположных частей - частного и государственного секторов, представляющих, соответственно, частные и общественные интересы. В своей деятельности предприятия частного сектора отдают приоритет достижению максимума прибыли, государственные предприятия - удовлетворению общественных потребностей. Каждая часть (агрегат) смешанной экономики, выполняя такие функции, которые не может выполнить другая, образует противоположность. Противоположности, как писал Нильс Бор, не исключают, а дополняют друг друга. Их сосуществование внутри единой системы на основе принципа дополнительности является основой методологического подхода к регулированию смешанной экономики. Такое понимание системности позволяет высветить новый аспект в государственном регулировании: одной из его важнейших функций становится обеспечение единства экономики, состоящей из разнородных элементов.

Такая системность заставляет пересмотреть выводы и об асимметричности характера взаимозависимостей, когда одна сторона первична, другая вторична, одна преимущественно определяет другую. Взаимозависимости представляются как ипостасные отношения с 184

упором на самостоятельность каждой ипостаси, подчиняющейся своим собственным законам развития. Однако они дополняют друг друга. Это сочетание несочетаемого, отражающее саму природу. Оно открывается уже в глубинах материи, ее первоосновах. Наука XX в. обнаружила, что все элементарные частицы - это настоящее сочетание несочетаемого. Они не только частицы, но еще и волны. Наука, устанавливая возможность существования волн-частиц, нашла универсальный принцип дополнительности.

Когерентность и дополнительность, а не простая сумма свойств, составляющих сложную систему частей (агрегатов), характеризуют интегрированные свойства смешанной экономики на макроуровне. Применимость свойства когерентности и принципа дополнительности имеет большое научное значение не только для исследования сложных систем вообще и экономических в частности, но и для хозяйственной практики.

С начала реформ 90-х гг. XX в. и вплоть до настоящего времени проводится мысль о том, будто бы государственное регулирование - это синоним отсталости. Гипертрофированный и неэффективный государственный сектор представлялся реформаторами как корень зла для всей национальной экономики, а передовые страны успешно развиваются только благодаря тому, что давно отказались от этого пережитка, и в своем развитии опираются на абсолютно свободный рынок. До сих пор полностью не преодолена идеология, идеализирующая рыночный механизм и представляющая дело гак, будто бы он способен автоматически разрешать все проблемы.

На самом деле «невидимая рука» рынка не в состоянии заменить собой активное государственное вмешательство. Мировая практика подтверждает эту истину. Ни прорывы в космос, ни опережающее развитие перспективных высокотехнологичных отраслей, ни структурные сдвиги в экономике не могли быть реализованы без той или иной формы государственной поддержки и государственного регулирования.

Наиболее широкие масштабы имеет государственное регулирование в странах Западной Европы и Японии. Доля государства в экономике этих стран достигает 50-60 %. Китай - еще одно подтверждение того, что в современном мире мощнейший государственный сектор и долгосрочное планирование являются не помехой, а залогом успешного экономического развития. Да и в самой либеральной из крупных развитых стран -США - не обходится без масштабных государственных программ, рассчитанных на длительную перспективу. Решение ни одной важнейшей проблемы, начиная со времен Великой депрессии 1930-х гг. и «нового курса» Ф.Д. Рузвельта, не обходится без государственного

вмешательства. «Лунная программа» и «Манхэтген-ский проект» - самые известные из тысяч таких программ, реализуемых в экономической, научно-технической и социальной сферах.

Абсолютно свободного рынка, где государство выполняет лишь функции «ночного сторожа», нигде в мире нет. Тотальное огосударствление, как и абсолютно свободный рынок, ограничены в своих возможностях. Пренебрегая законами рынка, подавляя экономическую инициативу, государство привело плановую экономику СССР к застою, а затем и к глубочайшему кризису. Однако вместо сочетания государства и рынка была выбрана другая крайность - отказ от активной государственной политики, от эффективного государства. Государственный сектор в России стал восприниматься реформаторами как абсолютное зло для национальной экономики. И до сих пор оздоровление экономики связывается с максимальным сокращением остатков государственного сектора во всех отраслях и сферах деятельности. Россия вступила в противоречие с общемировыми тенденциями генезиса и развития государственного сектора. Во всех западных странах государственный сектор «вырастал» на основе частного, в то время как в современной России он возник как результат «таяния» государственной собственности под предлогом ее ненужности. В западном мире с самого начала государственный сектор формировался в рыночной среде. Каждый новый объект государственного сектора встраивался государством в уже существующую институциональную рыночную среду. Коррекция изъянов рынка определяла его цели и задачи.

Однако государственный сектор в западных странах нельзя рассматривать только как «систему подпорок» для частного сектора. Несмотря на то что госсектор создавался в трудные для национального бизнеса (экономики) периоды: во время войн, кризисов, довоенного и послевоенного строительства, и предназначался в основном для антикризисного и антициклического регулирования, он выполнял и выполняет по сей день самостоятельные функции и в мирное время. Благодаря государственному сектору многие страны осуществляют масштабные научно-технические программы, сглаживают региональные проблемы развития. Мировой опыт показывает, что без активной государственной поддержки технологического развития значительно тормозится инновационный рост экономики даже в самых богатых странах из-за высокой стоимости и слишком большой неопределенности перспектив научных разработок для частных инвесторов.

В России же государственный сектор, по сути дела, представляет собой то, что еще не приватизировано. Но самая главная проблема заключается в том, что государственный сектор не имеет эффективной системы управления и функционирует в институциональном вакууме. Предприятия государственного сектора в таких условиях оказываются автоматически неконкурентоспособными, а фактически просто брошенными на произвол судьбы.

Издержки реформ могли бы быть на порядок ниже, если бы государство выступало инициатором и субъектом рыночных преобразований. Преодоление крайностей в экономической практике невозможно без преодоления их в теории. Современный уровень знаний о

системах, формирующихся на функциональной основе, и принцип дополнительности вносят определенный вклад в развенчание экономического экстремизма.

Важно и еще одно обстоятельство. В условиях недооценки значимости политико-экономических исследований возникает искушение перейти на чисто прагматические позиции и давать рекомендации хозяйствующим субъектам не на основе фундаментальной экономической теории, а исходя из текущей хозяйственной практики. Разработка общих принципов политической экономии постепенно начинает заменяться исследованием различных проблем экономической жизни. Экономические графики и формулы, иллюстрирующие различные рыночные ситуации, вытесняют из экономических исследований качественный анализ. Понятие «политическая экономия» постепенно вытесняется понятием «экономике». В этих условиях исследование общих принципов политэкономии приобретает особую актуальность.

Современная экономическая мысль по своим основным направлениям признает безусловное значение собственности. Отношения собственности предопределяют не только социальное положение человека, но и место страны в мировой экономике, ее конкурентоспособность, производительность труда и уровень жизни населения. Однако некоторые направления экономической мысли стремятся «приглушать» проблематику собственности. Так, курс «Экономикс» как бы опускает теорию собственности, равно как и трудовую теорию стоимости. Отдельные фрагментарные обращения к проблеме собственности есть, но они касаются в основном проблемы производства общественных благ и возникновения внешних эффектов. Это не обеспечивает целостного видения собственности. Причина этого заключается в том, что проблемы собственности не существуют для тех, кого устраивает структура собственности, сложившаяся в результате поспешной приватизации, а также механизм присвоения материальных благ.

Применение принципа дополнительности к анализу сложной экономической системы, в частности к анализу взаимодействия двух начал - социального и экономического, позволяет избежать ошибок традиционного подхода, согласно которому экономическое начало является первичным, а социальное - вторичным, производным от экономического. В соответствии с традиционным подходом на социальную сферу распространялся остаточный принцип распределения социальных благ. Социальное и экономическое начала представляют собой противоположности, характеризующие многомерность сложной экономической системы. В своем взаимном дополнении они образуют то сочетание несочетаемого, которое составляет сущность саморазвития органически целостной системы и предопределяют необходимость согласования социального и экономического подходов к анализу современной рыночной экономики и системы ее регулирования.

Взаимодействие рынка и государства, происходящее на макроуровне, рождает и другое интегративное свойство, присущее системе в целом. Оно заключается в возникновении когерентности частных и общественных интересов и объективной необходимости установления макроэкономического порядка (единой системы

регулирования), адекватного смешанной экономике. Он представляет собой сочетание генетически несочетаемого: спонтанного, саморегулирующегося и государственно организованного порядка, которые дополняют друг друга. Речь идет не просто о корректировке рыночного механизма, как это обычно утверждается в литературе, а об образовании единого механизма, разнородные элементы которого, дополняя друг друга, в то же время играют самостоятельную роль. Исходя из представленного понимания системности, можно сделать вывод о том, что рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга, в результате чего формируется единая система регулирования, обеспечивающая баланс частных и общественных интересов, взаимосвязь социального и экономического начал.

Формирование единой системы регулирования должно подчиняться общему закону У.Р. Эшби, который иногда называют законом необходимого разнообразия. В соответствии с этим законом сложность (разнообразие) управляющей системы должна быть не меньше, чем сложность (разнообразие) управляемой системы. Развитие экономики идет в сторону усложнения. Оно сопровождается не только увеличением числа хозяйствующих элементов, но и возникновением взаимодействия ее разнородных частей (агрегатов). Система управления должна соответствовать этому усложнению.

Существуют две линии экономического анализа, которые никак не могут пересечься - общая экономическая теория и институционализм. В этом объединении свою роль должна сыграть синергетика.

В нашей стране на волне реформ возобладал подход, в корне отличный от подхода к анализу государственного сектора в развитых странах. Наши реформаторы проводили мысль об отделении государства от экономики. Частный интерес ставится во главу угла проводимой политики. В западных же странах направленность экономической политики фокусируется на повышении эффективности работы государственного сектора и его взаимодействии с частным.

В экономической теории не без влияния реформаторов приветствуется принцип «экономического человека» с абсолютизацией его индивидуального, частного интереса. Однако идея «экономического человека» уже давно устарела. Она возникла в условиях мелкотоварного и раннекапиталистического производства и не соответствует эпохе становления постиндустриального общества. Идея экономического индивидуализма не работает в условиях расширения технотронного производства и появления проблем техногенной безопасности. В этих условиях существенно меняется социальное значение человеческого фактора, усиливается взаимная ответственность людей. Если в воздухе конца XVIII в. носилась идея экономического человека, то идея социального (творческого) человека «носится в воздухе» с конца XX в. Переход к инновационному типу развития, превращение знаний в ключевой ресурс экономики, дополняющий собой традиционную триаду земли, труда и капитала, интеграционные процессы, идущие в экономике на основе новых технологий - все это характеризует постиндустриальную экономику. Этим процессам более адекватна идея социального (творческого) человека. Идее социального человека соответст-

вует идея социально ответственного государства, реализующего общенародные интересы.

Младореформаторская мысль, игнорируя государственный сектор экономики и идею социально ответственного государства, топталась, в основном, вокруг рынка свободной конкуренции. Но рынка в его классическом смысле давно уже не существует. Классический рынок остался в XIX в., а современная капиталистическая экономика является смешанной и по форме собственности и по организации предпринимательской деятельности. Рынок больше не является ареной совершенной конкуренции, а становится сферой господства гигантских корпораций. Цены на продукцию последних определяются не столько спросом и предложением, сколько степенью корпоративного господства. Прежний рыночный механизм саморегулирования перестает быть единственным и господствующим. Он дополняется механизмом навязывания рынку интересов и воли корпоративного капитала, а также государственным механизмом регулирования. Это обстоятельство принципиально меняет рыночную модель. Поэтому тезис о том, что современная экономика является смешанной и по форме собственности, и по организации предпринимательской деятельности следует дополнить положением о том, что и механизм хозяйствования является не чисто рыночным, чисто конкурентным, а смешанным. Однако, несмотря на различие механизмов хозяйствования, экономика классического капитализма и смешанная экономика называются одинаково - «рыночная экономика». Это слишком абстрактное определение современной экономики.

Понимание либерализации экономики как возвращение к рынку свободной конкуренции классического капитализма явилось причиной того, что идеи синергетики не были применены к анализу смешанной экономики и использованы на практике.

Синергетику можно рассматривать как теорию возникновения новых качеств на макроуровне. Г. Хакен определил синергетику как учение о взаимодействии. В ее рамках нет необходимости сведения сложной системы к первичным элементам, а взаимоотношений субъектов - к модели рынка свободной конкуренции. Сложная экономическая система, каковой является смешанная экономика, исследуемая с позиций синергетики, обнаруживает внутренние механизмы эволюции (развития) этой системы - процессы самоорганизации. Они заключаются во взаимодействии ее относительно самостоятельных разнокачественных компонентов (частей). В ходе этого взаимодействия образуется трансформационный потенциал развития экономической сис-темы. Становление рыночной смешанной экономики идет на основе этого транформационного потенциала. Процесс протекает нелинейно и периодически прерывается бифуркациями или точками неопределенности. При этом возникают новые варианты развития и расширяется спектр общественного выбора.

Взаимозависимость и взаимообусловленность рынка и государства выражается, например, с одной стороны, формированием конкурентной рыночной среды со стороны государства и защитой свободной конкуренции. С другой стороны, рынок, рыночные методы управления государственными предприятиями позволяют повысить эффективность государственного сектора. В ходе взаи-

модействия рынка и государства смешанная экономика приобретает способность к саморазвитию.

Непроработанность вопросов о внутреннем механизме саморазвития сложных экономических систем и стратегии перехода к рынку обернулась на практике безудержной приватизацией. Догма либерализации экономики рассматривалась реформаторами как самоцель. Акцент делался почти исключительно на создание частной собственности и либерализации торговли, которая подменяла собой формирование конкурентных рынков (конкуренции). Сосредоточенность в большей степени на приватизации, чем на конкуренции, объяснялась не только тем, что государственные предприятия были неэффективными. Считалось, что частная собственность позволит одновременно повысить экономическую эффективность и сократить бюджетный дефицит за счет поведения собственников, стремящихся максимизировать прибыль.

Реформаторы явно переоценили выгоды приватизации и недооценили ее издержки. Создание частной собственности в условиях отсутствия конкуренции приводит к возникновению частной, нерегулируемой монополии и росту цен для потребителей. Частные монополии при отсутствии конкуренции теряют стимулы к инновациям и становятся неэффективными. К тому же если государственные предприятия начинают действовать в конкурентной среде, различия в функционировании государственных и частных предприятий уменьшаются [1].

Либерализация экономики должна была происходить постепенно, шаг за шагом, но не через возвращение к рынку свободной конкуренции классического капитализма, а путем формирования конкурентоспособного частного сектора как неотъемлемой части единой экономической системы и организации его взаимодействия с государственным сектором. Последнее предполагает формирование новых структур и институтов рыночной макроэкономики, выражающих когерентность частных и общественных интересов, создание целостной системы регулирования - макроэкономического порядка, устанавливающего баланс частных и общественных интересов, взаимодействие государственных и корпоративных структур. Эффективность экономики во многом определяется взаимодействием хозяйствующих субъектов с различными формами собственности.

В свете сказанного выше о необходимости организации взаимодействия рынка и государства, означающего «запуск» трансформационного потенциала эволюции системы - источника ее развития, следует особо подчеркнуть актуальность создания конструктивного механизма взаимодействия бизнеса и государства, над которым работает Правительство России. По сути дела, речь идет об экономическом прорыве - приобретении экономикой нового качества развития, для чего необходимо решить несколько крупнейших экономических задач. Среди последних и такая, как выработка механизма взаимодействия бизнеса и государства. Практически это означает организацию взаимодействия рынка и государства, в ходе которой будет «запущен» источник развития сложной экономической системы и начнет формироваться единая система управления экономикой. В ходе взаимодействия государства и бизнеса последний должен стать социально ответственным.

В последнее время широкое распространение получило мнение о том, что успех проводимых реформ определяется в основном формированием институтов рыночной экономики. Уже само по себе создание института частной собственности с позиций институционального подхода, сложившегося в литературе, считается эффективным. Именно поэтому темпы и масштабы приватизации рассматривались реформаторами в качестве оценочных показателей, а институциональные преобразования - как самоцель [2].

Логика действий реформаторов в первые годы перехода к рынку требовала свободного формирования рыночных институтов при минимальном участии государства. Между тем решить главные задачи перехода к рынку без последовательного государственного участия и контроля невозможно. При отсутствии сознательной целенаправленной политики государства институциональный вакуум заполняется псевдорыночны-ми институтами и структурами. Однако и с помощью государства создание институтов не должно быть самоцелью и рассматриваться безотносительно к вопросу о соответствии этих институтов экономическим и социальным критериям. Институциональные преобразования собственности должны оцениваться с точки зрения повышения экономической и социальной эффективности используемых ресурсов. В соответствии с таким подходом объективно необходима только такая перестройка институтов, которая способствует росту производства при ограниченных ресурсах, его технологической модернизации и достижению макроэкономического результата. В таком направлении проводились преобразования собственности не только во всех развитых странах, но например в Китае. Приватизация в этой стране была подчинена повышению конкурентоспособности экономики, наращиванию производства и увеличению объема инвестиций.

Формирование рыночных институтов как самодостаточное условие для достижения успеха экономических реформ, проводимое безотносительно к задачам создания самой экономической системы, означает только одно - институциональные преобразования проводятся бессистемно [3]. Они не обеспечивают реализацию целей этих реформ. В ходе реформ создаются абстрактные, псевдорыночные институты, а не система институтов, адекватная формирующейся системе производственных отношений.

Однако институты создаются не сами по себе, а для функционирования конкретной экономической системы, находящейся в процессе становления. Их содержание определяется этой системой. Так, если мы строим социально ориентированную рыночную экономику, то и создаваемые институты должны иметь социальную направленность. Для такой экономики характерно органическое единство рынка и государства, представляющее собой сочетание несочетаемого - двух начал на основе принципа дополнительности, которые на протяжении большей части экономической истории были антагонистичны. Их органическое единство сложилось недавно -в последние десятилетия XX в. в Западной Европе в форме социально ориентированной рыночной экономики. Совокупность социально-экономических институтов сообщает направленность функционирования всех компонентов системы на реализацию целей социальной за-

щшценности, справедливости и достижения высокого уровня благосостояния.

Институциональные преобразования должны быть обусловлены объективной необходимостью - экономическими законами новой формирующейся экономической системы, общественными потребностями и объективными тенденциями развития (процессами интеграции и обобществления). Поэтому переход совершается не просто к абстрактным рыночным отношениям, а к целенаправленно формируемой экономической системе, институты которой создаются в со-

ответствии с критериями эффективности: ростом ВВП на душу населения, сокращением бедности и улучшением жизни людей, повышением конкурентоспособности страны на мировых рынках. Если институциональные преобразования сопровождаются технологическим, экономическим и социальным прогрессом, то это означает, что они были объективно необходимы, проводились системно и в соответствии с их эффективностью. Только в этом случае можно говорил, о том, что реформы служат решению насущных социальноэкономических проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. СтиглицДж. Многообразнее инструменты, шире цепи: движение к поствашинггонскому консенсусу // Вопросы экономики. 1998. № 8. С. 23.

2. РадыгинА. Форма собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М., 1994. С. 18-21.

3.Хубиев К. Государственная собственность и условия ее эффективности // Экономист. 2003. № 1. С. 54.

Статья представлена кафедрой финансов и учета экономического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Экономические науки» 25 апреля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.