Научная статья на тему 'Проблемы регулирования рыночной экономики в курсах «Экономическая теория» и «Экономика общественного сектора»'

Проблемы регулирования рыночной экономики в курсах «Экономическая теория» и «Экономика общественного сектора» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1912
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА / ECONOMIC EFFICIENCY / MARKET SELF-REGULATION / STATE REGULATION / MIXED ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушакова Эмма Тихоновна

Показано, что проблема взаимодействия рыночных механизмов и государственного регулирования должна рассматриваться в учебных дисциплинах с позиций нетрадиционного подхода. Его суть заключается в том, что рынок и государство не противопоставляются друг другу, а рассматриваются на основе принципа дополнительности как взаимодействующие части единой системы смешанной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is shown that the problem of the interaction the market mechanisms and governmental regulation has to be learning in the subjects from the point of non-traditional approach. Its main point consist in that the market and the state do not oppose each other, but is being considered on the base of the supplementation principle as interactional parts of united system mixed economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования рыночной экономики в курсах «Экономическая теория» и «Экономика общественного сектора»»

2010 Экономика №1(9)

УДК 330

Э.Т. Ушакова

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В КУРСАХ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» И «ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА»

Показано, что проблема взаимодействия рыночных механизмов и государственного регулирования должна рассматриваться в учебных дисциплинах с позиций нетрадиционного подхода. Его суть заключается в том, что рынок и государство не противопоставляются друг другу, а рассматриваются на основе принципа дополнительности как взаимодействующие части единой системы - смешанной экономики.

Ключевые слова: экономическая эффективность, рыночное саморегулирование, государственное регулирование, смешанная экономика.

Проблемы регулирования рыночной экономики рассматриваются в рамках дисциплины «Экономическая теория», читаемого студентам первого и второго курсов экономического факультета для всех специальностей, и в дисциплине «Экономика общественного сектора», читаемого студентам четвертого курса экономического факультета специальности «Национальная экономика». Данные дисциплины имеют большое значение для становления экономического мышления студентов, их теоретической подготовки по экономической организации общества и системе регулирования хозяйственной деятельности в условиях формирования долговременной тенденции - прогресса знаний, нарастания сложности социально-экономической жизни, сопровождающейся институционализацией социальной жизни и экономики, развитием гражданского общества. Эти проблемы невозможно решить только с помощью рыночного механизма, они требуют государственного участия. Для осознания этих реалий современного мира будущими специалистами возникает необходимость в названных выше дисциплинах более подробно рассмотреть проблему соединения (взаимодействия) рынка и государства.

В течение всего ХХ столетия сочетание рынка и государства принимало разнообразные формы. Растущая сложность современной социальноэкономической жизни и технологический прогресс, основанный на новых знаниях, порождают новые проблемы, разрешение которых невозможно без органического сочетания и тесного переплетения рыночных и государственных начал. Производственные процессы и продукты в ведущих отраслях экономики становятся все более сложными и высокотехнологичными. Соответственно возрастающая сложность становится присуща всем видам социальной деятельности. Возрастание экономической сложности предполагает увеличение многообразия видов взаимодействия людей, взаимодействия человека с технологией. Поскольку сложность возникает в рамках экономической структурированной системы, постольку она предполагает взаимосвязанное многообразие. Для установления характера взаимосвязей и изменений в рам-

ках структурированной системы необходимо иметь больше информации. Чтобы справиться с нарастающей сложностью в экономике, от работников требуется более высокий уровень квалификации и адаптивности, специализированные уникальные навыки, обработка и передача информации, ее преобразование в знание. Экономика становится относительно менее «машинноинтенсивной» и все более «знаниеинтенсивной». В такой экономике происходит сдвиг от чисто технических навыков к интеллектуальным. Работник должен сам интерпретировать имеющуюся у него информацию, осмысливать ее и самостоятельно принимать решения в ходе производственного процесса, использовать информацию для получения знаний.

Применение и распространение знаний существенно зависят не только от технологии, но и от социальных институтов. Информация неоднородна, поэтому ею нельзя торговать на конкурентных рынках, которым присуща ценовая конкуренция между схожими товарами. Весьма затруднительно говорить о цене знаний как таковых, поскольку им органически присуща разнородность. Именно поэтому трудно опираться на рыночный или ценовой механизм решения экономической проблемы распространения знаний. Чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, нарушающая обычные функциональные связи внутри рыночной системы, выступает особым фактором объективного усиления роли государства. К таким явлениям относится и институциональная ригидность, проявляющаяся в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления общественных и правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении. Так, даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и заработной платы не снижается, увольнения рабочих затруднены и т. п. Современная рыночная экономика в значительной мере утратила ту гибкость, которая была ей присуща на более ранних стадиях развития, и стала нуждаться в помощи государства.

Социальная сфера из пассивного элемента экономической системы превратилась сегодня в один из важнейших источников экономического роста. Уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние фундаментальной науки непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Переход к новой инновационной экономике невозможен без опоры на интеллектуальный потенциал. К числу других нематериальных факторов, оказывающих большое влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, качество экономического роста, относятся здравоохранение, состояние окружающей среды, социальное обеспечение. Реализация принципов социального партнерства и гражданского общества, доминирование среднего класса в структуре общества, высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан определяют долгосрочные перспективы страны и ее социально-экономическое развитие. Но и преувеличение роли государства, трактовка государственного регулирования как панацеи от всех социальноэкономических проблем неправомерны. Подобно «изъянам» рынка существуют и «изъяны» государства. Рынок - прежде всего экономическая эффек-

тивность. На рыночные принципы опираются все современные развитые экономики. Восприятие базовых ценностей рынка будет усиливаться и в дальнейшем по мере интернационализации социально-экономической жизни. Прежнее противопоставление рынка и государства потеряло свой смысл. Традиционный подход к взаимосвязи рынка и государства устарел. Его необходимо сменить подходом, который адекватен современному представлению о роли государства и рынка в развитии социально-экономических систем. И государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве. Они представляют собой не две отдельные системы, а две взаимозависимые и взаимообусловленные части единой системы -смешанной экономики. Государственный и рыночный сектор, не сливаясь, но и не противодействуя друг другу, образуют единый механизм, в котором выполняют особые, свойственные только каждому из них функции, дополняют друг друга, обусловливая тем самым дееспособность собственную и системы в целом.

Основная функция рынка, как уже говорилось, экономическая эффективность. Государственный сектор хотя и выполняет собственные специфические задачи, не свойственные частному бизнесу, в целом функционирует по законам рынка. В противном случае его ожидают убытки и ослабление позиций. Система регулирования в экономически развитых странах формируется как единая система регулирования, адекватная смешанной экономике. Она представляет собой сочетание генетически несочетаемого: спонтанного рыночного саморегулирования и государственного регулирования. Речь при этом идет не просто о корректировке рыночного механизма, а об образовании единого механизма регулирования, разнородные элементы которого, дополняя друг друга, играют самостоятельную регулирующую роль. Сочетание рыночного и государственного регулирования формирует единую систему регулирования, обеспечивает баланс частных и общественных интересов, взаимосвязь социального и экономического начал. Формирование единой системы регулирования должно подчиняться общему закону У.Р. Эшби, который иногда называют законом необходимого разнообразия. В соответствии с этим законом сложность (разнообразие) управляющей системы должна быть не меньше, чем сложность (разнообразие) управляемой системы. Развитие экономики, как мы уже говорили, идет в сторону усложнения. Система управления должна соответствовать этому усложнению.

В нашей стране на волне реформ возобладало стремление отделить государство от экономики. Частный интерес ставился во главу угла проводимой политики. В развитых же странах направленность экономической политики фокусируется на повышении эффективности работы государственного сектора и его взаимодействии с частным. В экономической теории под влиянием реформ приветствуется принцип «экономического человека» с абсолютизацией его частного интереса. Однако идея «экономического человека» уже устарела. Она возникла в условиях мелкотоварного и раннекапиталистического производства и не соответствует эпохе становления постиндустриального общества. Идея экономического индивидуализма не работает в условиях

реализации идеи устойчивого развития общества (обеспечение экономической, энергетической и экологической безопасности и др.). В этих условиях существенно изменяется социальное значение человеческого фактора, усиливается взаимная ответственность людей. Если в конце ХУШ в. в «воздухе носилась» идея экономического человека, то с конца XX столетия в «воздухе носится» идея социального (творческого) человека. Переход к инновационному типу развития, превращение знаний в ключевой ресурс экономики, дополняющий собой традиционные ресурсы, интеграционные процессы, идущие в экономике на основе новых технологий, процессы глобализации - все это характеризует постиндустриальную экономику. Этим процессам адекватна идея социального (творческого) человека. Идее социального человека адекватна идея социально ответственного государства, обеспечивающего общенародные интересы.

Реформаторская мысль, игнорируя государственный сектор экономики и идею социально ответственного государства, сосредоточилась в основном вокруг рынка совершенной конкуренции. Но рынка в его классическом смысле давно уже не существует. Классический рынок остался в XIX в., а современная капиталистическая экономика является смешанной и по форме собственности, и по организации предпринимательской деятельности, и по механизму ценообразования. Рынок больше не является рынком совершенной конкуренции, а становится сферой господства гигантских корпораций. Цены на продукцию корпораций определяются не столько спросом и предложением, сколько степенью корпоративного господства. Прежний рыночный механизм саморегулирования перестает быть единственным. Он дополняется механизмом навязывания рынку интересов корпоративного капитала, а также государственным механизмом регулирования. Это обстоятельство принципиально меняет рыночную модель. Поэтому тезис о том, что современная экономика является смешанной и по форме собственности и по организации предпринимательской деятельности, следует дополнить положением о том, что и механизм хозяйствования является не чисто рыночным механизмом саморегулирования, а смешанным. Однако, несмотря на это, смешанная экономика и экономика классического капитализма носят одинаковое название «рыночная экономика». Нужно признать, что для современной экономики это слишком абстрактное определение. Основные проблемы развития смешанной экономики как экономической системы заключаются в том, чтобы:

во-первых, найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом саморегулирования и государственным регулированием, между частным и государственным секторами экономики;

во-вторых, найти эффективные способы сдерживания интересов корпоративного капитала, не искажающие рыночный механизм саморегулирования;

в-третьих, определить наиболее эффективные способы государственного вмешательства в экономику.

В экономической теории при рассмотрении экономической роли государства акцент делается на особенностях государства как механизма общественной координации, отличающегося от рыночного механизма координации экономической деятельности. Отсюда государство - это система институтов,

с помощью которых обеспечивается координация действий членов общества, преследующих общие цели. Кроме того, государство - это хозяйствующее общество как единое целое, в котором координация достигается на основе сознательных усилий, а не в результате действия стихии рыночных сделок.

Экономическая политика государства - неотъемлемый атрибут рыночной экономики, представляющей не только объект, но и основу для государственной хозяйственной активности. Но недостаточно знать, как работают хозяйственные и регулирующие механизмы. Необходимо понимать, на каких принципах строится эта работа. И это означает, что современная экономическая система нуждается в теоретическом объяснении, а экономическая политика - в теоретическом обосновании. Такой подход базируется на системе институтов, которые могут возникать и развиваться спонтанно, эволюционным путем, формироваться обществом или создаваться сознательно и целенаправленно политикой государства. Отсюда вытекает не только взаимозависимость и взаимообусловленность отдельных направлений экономической политики, но и их системное соответствие (конформность) принципам свободного рыночного хозяйства. Это обеспечивается политикой хозяйственного порядка. Политика хозяйственного порядка является доминирующей функцией государства в рыночной экономике. Прямое вмешательство государства в объективные хозяйственные процессы должно быть сведено к минимуму. Либеральная традиция принципиально не признает право государства вмешиваться в процесс хозяйственного формотворчества. Однако чисто эволюционное развитие лишь в редких случаях приводит к созданию эффективных или хотя бы общественно приемлемых хозяйственных форм и институтов. Непризнание активной роли государства в реформировании хозяйственного порядка, формировании системы институтов приводит к тому, что либералы сдают свои позиции мощным группам интересов, которые создают хозяйственные условия в своих собственных корыстных интересах, не отвечающих критериям конкурентного рынка и свободного предпринимательства. Сильное государство обязано проводить политику поддержания конкурентного порядка. Экономика, в которой господствуют группы интересов и монополистические объединения, имеет с рыночной организацией мало общего. Более того, такая экономика подрывает основы рыночного хозяйства и порождает его деформации. Рынок без конкуренции просто фикция, а государство, поддерживающее монополистические объединения, становится все менее и менее эффективным. Это означает не усиление государства, а, напротив, его ослабление. Такое устройство чуждо принципам демократии и гражданскому обществу. Необходимы эффективный конкурентный порядок и социальная справедливость, правовое государство, признающее приоритет свободы индивида и гуманистических начал в политическом устройстве общества.

Глобальный финансовый кризис высветил: а) инерцию сложившейся экономической модели, основанной на гонке за сверхприбылью и сверхпотреблением любой ценой, б) неспособность бизнеса видеть перспективу общественного развития, его опасения того, что меры по защите окружающей среды замедлят темпы экономического роста, в) его низкую социальную ответственность. Модернизация бросает несколько вызовов государству, которые

придется принять. Самый главный вызов, который искажает мотивы бизнеса и базовые ценности рынка, - это энергосырьевые, торговые, строительные, спиртовые, фармацевтические и другие монополии. Они приняли в стране невероятный размах, получая норму прибыли в пятьсот и в тысячу процентов. Без участия государства путь к модернизации невозможен. Скорее всего, с участием государства придется создавать крупные инновационные предприятия, которые в дальнейшем, когда они встанут на ноги, будут приватизированы. Слепая вера в «невидимую руку рынка» и бездействие государства дополняют картину сложившейся на сегодня экономической модели и прямо способствуют развитию глобального финансово-экономического и экологического кризиса.

В становление новой модели должны внести свой вклад правительство, бизнес и общество в результате их цивилизованного взаимодействия и взаимовлияния. Новая модель потребует перехода к новым базовым ценностям. В понимании природы целостности системы смешанной экономики должен применяться подход, имеющий функциональную основу.

В системе смешанной экономики, представляющей собой органическое единство противоположных частей (подсистем), место и роль каждой из них обусловлены выполнением определенных функций. С позиций системы важно, какие функции выполняет подсистема в рамках целого, как она работает на целостность. Такая природа системности заставляет пересмотреть выводы об асимметричном характере взаимозависимости сторон в их неразрывном единстве, когда одна сторона первична, другая вторична, производна, одна преимущественно определяет другую. Зависимости представляются как преимущественно самостоятельные отношения, подчиняющиеся своим, собственным законам развития. Социальное не является чем-то производным, вторичным от экономического. Их взаимодействие в рамках единой системы основано на принципе дополнительности. Социальная сфера, которая традиционно считалась пассивным элементом экономической системы, производной от экономической составляющей, в настоящее время превратилась в один из основных источников экономического роста. Социальное и экономическое - две противоположности, характеризующие развитие социальноэкономических систем. Подобное представление о развитии социальноэкономических систем стало возможным только с выработкой интегрированного, системного подхода к исследованию явлений природы и общества, с раскрытием эволюции этих систем и ее внутренних механизмов, прежде всего процессов самоорганизации, с открытием универсального принципа дополнительности. Социальное и экономическое начала представляют собой противоположности, характеризующие многомерность единой системы современной смешанной экономики. Это сочетание несочетаемого, присущее органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Сочетание несочетаемого присуще самой природе. Оно открывается уже в глубинах материи - ее первоосновах. Наука ХХ столетия обнаружила, что все элементарные частицы - это настоящее сочетание несочетаемого. Они не только частицы, но еще и волны. Наука, устанавливая возможность существования волн-частиц, открыла универсальный принцип до-

полнительности. Социальное и экономическое в своем взаимном дополнении образуют то сочетание несочетаемого, которое составляет сущность саморазвития сложной современной рыночной системы - смешанной экономики. Под влиянием конкретно-исторических и национальных особенностей создаются специфические модели смешанной экономики.

Положения, конспективно изложенные выше, должны быть в учебных дисциплинах развиты и дополнены как теоретическими обоснованиями, так и конкретными примерами из опыта социально-экономической жизни государств на современном историческом этапе.

По мнению большинства аналитиков, «рыночный чистоган» является основной причиной нынешнего мирового экономического кризиса. Показательно, что начался он в «классической рыночной стране» - в США и почти не задел Китай - страну, идущую по пути поиска оптимального сочетания законов рынка и государственного регулирования.

Таким образом, при рассмотрении проблемы регулирования рыночной экономики в названных учебных курсах особое внимание необходимо уделить следующим вопросам:

- нарастающая сложность современной социально-экономической жизни, технологический прогресс на основе новых знаний, институционализация общества и экономики, развитие гражданского общества, превращение социальной составляющей в важнейший источник экономического роста обусловили необходимость смены традиционного подхода к взаимодействию рынка и государства, основанного на принципе дополнительности в рамках единой системы - смешанной экономики;

- рынок и государство выполняют особые, присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве;

- единая система регулирования в смешанной экономике представляет собой сочетание рыночного механизма саморегулирования и государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.