Научная статья на тему 'С чего начинается магистратура?'

С чего начинается магистратура? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВВОДНЫЙ КУРС / МАГИСТРАТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФИЛИРОВАНИЕ / MASTER''S PROGRAM / LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION / BOLOGNA PROCESS / INTRODUCTION COURSE / EDUCATIONAL PROGRAM / PROFILING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Аркадий Васильевич

В статье обосновывается необходимость включения в образовательную программу библиотечно-информационной магистратуры «Введения в библиотечно-информационную магистратуру» в качестве обязательного начального курса. Предложена авторская интерпретация целевого назначения и содержания данного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What is a master of arts begun with?

Joining of Russia in 2003 to the European process stimulated revolutionary transformations in the field of home library-informative education. A major innovation became dividing of higher education into two levels: bachelor and master. A critical situation was folded in a master field. There is not experience of educating of master's degrees in Russia; there are not textbooks and teachers. Different training of students complicates a situation. One own library knowledge, and other do not know the problems of library business. In order to level professional preparation of audience, it is suggested to begin educating from a course «Introduction to the library-informative school». The structure of manual "Introduction to the master degree", including 10 chapters, is offered. The manual can provide also learning of students depending on the profile of employment in libraries.

Текст научной работы на тему «С чего начинается магистратура?»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)

УДК: 02:378

DOI 10.17223/22220836/17/24

A.B. Соколов С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ МАГИСТРАТУРА?

В статье обосновывается необходимость включения в образовательную программу библиотечно-информационной магистратуры «Введения в библиотечно-информационную магистратуру» в качестве обязательного начального курса. Предложена авторская интерпретация целевого назначения и содержания данного курса.

Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, Болонский процесс, вводный курс, магистратура, образовательная программа, профилирование.

Присоединение России в сентябре 2003 г. к общеевропейскому Болон-скому процессу обусловило революционные преобразования в сфере отечественного библиотечно-информационного образования. В 2010 г. вступили в силу два федеральных государственных образовательных стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».

Эти стандарты, известные как стандарты третьего поколения, в отличие от библиотечно-образовательных стандартов первого (2000 г.) и второго (2003 г.) поколений, предусматривали подготовку не универсального специалиста высшей квалификации, а бакалавров и магистров, обладающих специфическими общекультурными и профессиональными компетенциями. В 2014 г. были подготовлены новые варианты ФГОС ВПО по библиотечно-информационной деятельности, которые именуются третье поколение плюс (поколение 3+).

Организационные проблемы, с которыми пришлось столкнуться библио-течно-информационной школе при внедрении болонской двухуровневой системы, оказались различными. Бакалавриат был осмыслен как воспроизведение в несколько сокращенном варианте хорошо известного опыта подготовки библиотечных специалистов (пятилетний специалитет) и поэтому не вызывал научно-педагогических затруднений. Конечно, сокращение срока обучения на целый год привело к уменьшению объема аудиторных занятий, но качество образования предполагалось сохранить за счет внедрения активных и интерактивных методик, интенсификации внеаудиторных и самостоятельных занятий путем использования электронных педагогических ресурсов (e-learning) и т. д. Благодаря сближению образовательных программ бакалавриата и специалитета удалось довольно оперативно подготовить серию учебников для бакалавров по базовым курсам.

Совсем другая, можно сказать, критическая ситуация сложилась в биб-лиотечно-информационной магистратуре, где пришлось начинать фактически с нуля. У нас нет ни традиций обучения магистрантов, ни адресованных им учебно-методических пособий, ни преподавательских кадров, подготовленных для работы со специфической аудиторией будущих магистров [1. С. 6]. Кроме того, и сама эта аудитория выглядит неоднородной: наряду с выпускниками библиотечно-информационного бакалавриата в нее входят специали-

сты с небиблиотечным базовым образованием, желающие приобщиться к библиотечной профессии. Короче говоря, остается открытым вопрос о содержании магистратуры: чему и как учить будущих магистров? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить различия между компетенциями бакалавров и магистров.

После присоединения России к Болонскому процессу именно компетент-ностный подход был положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения. Руководствуясь болон-скими декларациями, под компетентностью библиотечных работников будем понимать готовность и способность сознательно и целенаправленно осуществлять профессиональную библиотечно-информационную деятельность. Компетентность магистра или бакалавра складывается из общекультурных компетенций и профессиональных компетенций. Общекулътурные компетенции заключаются в понимании целей, ценностей и причинно-следственных связей библиотечно-информационной деятельности в условиях современной российской действительности. Профессиональные компетенции характеризуют подготовленность личности к включению в практическую библиотечно-информационную деятельность.

Библиотечно-информационная практика подразделяется на производственно-технологическую, проектную и организационно-управленческую деятельность, которые востребуют различные компетенции бакалавров и магистров. Чтобы разграничить два уровня библиотечно-информационного образования, целесообразно считать производственно-технологическую направленность отличительной особенностью компетентности бакалавра, а проектную и организационно-управленческую направленность - отличительной особенностью компетентности магистра. Библиотечно-библиогра-фические технологические процессы многочисленны и разнообразны (от комплектования и обработки новых поступлений до предоставления различных библиотечных услуг и дистанционного информационного поиска), поэтому выпускники бакалавриата представляют собой специалистов широкого профиля, способных функционировать на любом технологическом участке и в библиотеках всех типов.

Проектная деятельность и организационно-управленческая деятельность не приемлют унификации исполнителей. Они требуют от работника творческих новаторских способностей, углубленных профессиональных знаний, стратегического мышления. Их развитие весьма сложная педагогическая задача магистратуры, образовательная программа которой не случайно предполагает профилирование магистров. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012) профилирование образования представляет собой «ориентацию образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие её предметно-тематическое содержание» [2. С. 6]. В ФГОС третьего поколения есть указание, что «профильная направленность основной образовательной программы магистратуры определяется высшим учебным заведением», и для этой цели предназначается вариативная (профильная) часть общенаучного и профессионального учебных циклов. Таким образом, библиотечно-информационный магистр - это не универсальный работник «широкого профиля», а высококва-

лифицированный специалист, способный к творческой деятельности на определенных производственных участках в библиотеках определенных типов. Мы вернемся позднее к вариантам профилирования библиотечно-информационных магистров, а сейчас обратимся к «демографической проблеме», для решения которой необходим специальный курс «Введение в магистратуру», с которого должна начинаться учебная деятельность магистранта.

Нельзя игнорировать тот факт, что в зависимости от первоначальной профессиональной подготовки учащиеся библиотечно-информационной магистратуры делятся на две группы: во-первых, выпускники библиотечно-информационной школы, имеющие степень бакалавра по направлению «Биб-лиотечно-информационная деятельность»; во-вторых, бакалавры других научно-технических направлений.

Различная исходная подготовка создает серьезные затруднения в обучении магистрантов, ибо требуется дифференцированный подход к «библиотекарям» и «небиблиотекарям». Ясно, что библиотечно-информационная магистратура должна быть преемственно связана с библиотечно-информацион-ным бакалавриатом, поскольку они, согласно Болонской концепции, представляют собой два последовательных уровня высшего библиотечно-информационного образования. В то же время нельзя отказаться от приема в «библиотечную» магистратуру специалистов-«небиблиотекарей», потому что они часто становятся весьма полезными библиотечными работниками. Как правило, педагоги и инженеры, филологи и историки целенаправленно стремятся в библиотечно-информационную магистратуру для того, чтобы получить знания, необходимые для библиотечно-информационной деятельности. Но они не в состоянии освоить образовательную программу магистратуры, не владея азами библиотечной профессии, которые дает библиотечно-информационный бакалавриат. Как разрешить эту дилемму?

Есть два пути. Первый путь прост и прям: ориентироваться на дипломированных выпускников библиотечно-информационной школы, а «небиблиотекарям» предложить ликвидировать пробелы в профессиональной подготовке методом самообразования. Недостаток этого пути в том, что дипломы магистров, т. е. «мастеров», получат неполноценные выпускники, ибо далеко не каждый «небиблиотекарь» сможет освоить экстерном квалификацию бакалавра. В итоге качество второго уровня высшего библиотечно-информа-ционного образования будет скомпрометировано.

Второй путь более замысловат: его суть в том, чтобы в течение первого семестра добиться однородности профессионального сознания группы магистрантов, т. е. сгладить противоречие «библиотекарь - небиблиотекарь». Для этого нужно львиную долю аудиторного и внеаудиторного времени в начале учебного года посвятить углубленному изучению только одной профессиональной дисциплины, а именно «Введения в библиотечно-информационную магистратуру». Содержанием вводной дисциплины должно стать сжатое, обобщенное изложение теоретико-методологических оснований библиотеч-но-информационного бакалавриата.

Дидактическое назначение «Введения» двоякое: во-первых, оно подытоживает на уровне научной интеграции комплекс профессиональных дисциплин бакалавриата, что, несомненно, будет способствовать полезному углуб-

лению профессионализации библиотечных магистрантов; во-вторых, оно приобщает магистрантов «небиблиотекарей» к основным понятиям, проблемам, теориям, методологическим подходам, которые свойственны классическим библиотечно-информационным научным дисциплинам. Второй путь является предпочтительным, поэтому приведем дополнительные аргументы в его пользу.

Решающее значение для реализации двойного назначения «Введения в библиотечно-информационную магистратуру» имеет содержание, так сказать, «контент» учебного пособия по данному курсу, которого сегодня нет. Естественно, возникает вопрос о прецедентах, об аналогах магистерского введения. Нам удалось обнаружить два издания, решавшие аналогичные задачи: 1) подготовленный Высшими библиотечными курсами (ВБК) учебно-методический комплекс [3]; 2) прочитанный профессором Ю.Н. Столяровым курс лекций для аспирантов и соискателей на тему «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность» [4]. Первый источник решал задачу адаптации «небиблиотекарей» к профессиональному библиотечному знанию путем преподавания суммы профессиональных дисциплин, входящих в учебный план бакалавриата (социальные коммуникации, документология, библиотековедение, аналити-ко-синтетическая обработка документа, информационные технологии, общее библиографоведение). Кроме того, предусмотрен обширный перечень факультативных дисциплин (курсов по выбору) конкретизирующий представление слушателей о современной библиотечно-информационной деятельности (книжные памятники, эволюция и перспективы развития документа, управленческое документоведение, практический фандрейзинг, инновации в библиотеке и др.).

Главное преимущество Высших библиотечных курсов (ВБК), функционирующих в РГБ, заключается в возможности непосредственного контакта слушателей с ведущими специалистами библиотечного дела, которые читают лекции, ведут семинары, коллоквиумы, дискуссии. В итоге «небиблиотекари» после одногодичного повышения квалификации без отрыва от производства пополняют ряды библиотечных бакалавров. Разумеется, ВБК не ставят задачу подготовить библиотечно-информационных магистров, и их метод суммирования дисциплин бакалавриата нам не подходит, но рекомендовать их издания учащимся магистратуры целесообразно.

Значительно ближе к проблематике магистратуры курс лекций Ю.Н. Столярова, который, по словам автора, представляет собой «пособие - единственное в своем жанре», преследующее цель научной интеграции библиотековедения, библиографоведения, книговедения [4. С. 2]. Вооружившись методологией научного познания, автор определяет статус библиотековедения, библиографоведения, книговедения как научных дисциплин, определяет соотношение между ними, их место в системе наук. Особенно интересны его исследования сущности базовых научных концептов «книга», «документ», «читатель», которые далеко превышают типичный уровень познания, доступный бакалавру, и соответствуют проблематике библиотечно-информа-ционной магистратуры. Лекции Ю.Н. Столярова не могут заменить специальное «Введение в магистратуру», потому что они недоступны магистран-

там «небиблиотекарям», но в качестве важнейшего литературного источника они должны использоваться в учебном процессе.

Профессиологические и дидактические соображения, изложенные выше, позволяют предположить следующую гипотетическую структуру «Введения в библиотечно-информационную магистратуру»:

Глава 1. Форматы российского библиотечного самосознания и библио-течно-педагогические форматы (1913-2013).

Глава 2. Библиотечная педагогика и работа с читателями.

Глава 3. История библиографии как начало науки о книге.

Глава 4. От книгоцентризма к документоцентризму.

Глава 5. Информационный подход в библиографоведении и библиотековедении.

Глава 6. Системный подход в библиотечно-библиографических науках. Библиотечный социально-культурный институт.

Глава 7. Социология и психология чтения.

Глава 8. Маркетинг и Интернет в библиотечной науке и практике.

Глава 9. Интеграция социально-коммуникационных наук.

Глава 10. Terra incognita библиотечно-информационного познания.

Естественно, что при наполнении структуры соответствующим контентом потребуются те или иные коррективы. Тем не менее можно надеться, что профессионально-мировоззренческое содержание перечисленных глав должно представлять интерес для выпускников библиотечного бакалавриата, поскольку оно обобщает и раскрывает в новых аспектах известные им знания и содержит новую для них информацию.

Для магистрантов «небиблиотекарей» вводный курс послужит первой ступенью для освоения сущностей, о которых речь пойдет в последующих базовых профессиональных и общекультурных курсах магистратуры. Сейчас эти курсы не определены, но вряд ли можно сомневаться в их преемственности с достаточно широкой тематикой «Введения в библиотечно-информа-ционную магистратуру».

Для подтверждения значимости предложенного вводного курса покажем его взаимосвязи с профилями магистерской подготовки, которые, как уже говорилось, отличают уровень магистратуры от уровня бакалавриата. Типология библиотек и библиографической деятельности позволяет выделить следующие области, нуждающиеся в специально подготовленных новаторах и организаторах:

1. Библиотечная культурология, где библиотечно-библиографическое дело выступает в качестве отрасли культуры, обеспечивающей сохранение и использование культурно-исторического наследия; эта социальная миссия является профильной для национальных библиотек и национальной библиографии, для региональных (областных, городских) библиотек и краеведческой библиографии; магистров данного профиля логично назвать библиотечными культурологами.

2. Библиотечное обслуживание, где библиотека берет на себя функцию посредника в системе «книга - читатель» или «документ - пользователь» (коммуникационную, информационную функцию), что характерно для публичных и научно-технических библиотек; магистров этого профиля резонно

именовать библиотекарь-коммуникант или просто библиотекарь-библиограф.

3. Информационная аналитика, нацеленная на получение нового знания путем аналитико-синтетической переработки документальных потоков; информационная аналитика - сложная и перспективная область современной библиографии, где главная роль должна принадлежать аналитикам-библиографам.

4. Библиотечно-педагогическое обеспечение основных общеобразовательных программ образовательных организаций (организаций, осуществляющих обучение), воспитание гуманистической креативной личности учащихся средствами книги и чтения, формирование научной картины мира и информационной культуры учащихся и педагогов; это область деятельности школьных и детских библиотек; здесь магистров, как и бакалавров, ожидает должность педагог-библиотекарь, которая уже предусмотрена в штатных расписаниях общеобразовательных учреждений.

5. Библиотечный менеджмент, присутствующий во всякой библиотеке, обеспечивает решение организационно-управленческих проблем, осуществляет стратегический анализ и инновационное проектирование библиотечно-информационной деятельности, в решающей степени влияет на развитие библиотечной отрасли; специалист этого профиля, очевидно, библиотечный менеджер.

В таблице представлено распределение профилей библиотечно-информационной магистратуры по различным главам «Введения в магистратуру».

Введение Профили библиотечно-информационной магистратуры

в магист- Библиоте- Библиоте- Библио- Педагог- Менеджер

ратуру карь- карь- граф- библиотекарь библиоте-

культуролог коммуникант аналитик ки

Глава 1 + + + + +

Глава 2 + + + +

Глава 3 + +

Глава 4 + + +

Глава 5 + + +

Глава 6 + +

Глава 7 + + +

Глава 8 + + + + +

Глава 9 + +

Глава 10 + + + + +

Таблица показывает, что все профили библиотечно-информационной магистратуры в той или иной степени затронуты в содержании «Введения». Благодаря этому буквально с первых месяцев обучения магистранты начнут ориентироваться в многообразии областей профессиональной занятости магистров и готовиться к тому, чтобы осознанно сделать свой личный выбор. Легко заметить, что наиболее широким кругозором должны обладать библиотечные менеджеры и библиотекари-культурологи. Вместе с тем все профили представлены в главе 1, имеющей историческую направленность и в футурологически ориентированной главе 10. Таблица позволяет также

оценить включенность содержания «Введения» в общий контекст подготовки магистров в библиотечно-информационной высшей школе, которая формируется в настоящее время.

В наши дни российская библиотечно-информационная магистратура находится в стадии становления. Нет ясных представлений о компетенциях, которыми должен обладать магистр, о знаниях, умениях и навыках, которые он должен приобрести в процессе обучения. Отсутствуют учебные планы, учебно-методические пособия и учебники. Идея курса «Введение в магистратуру», изложенная в настоящей статье, представляет собой авторскую гипотезу, которая предложена коллегам для обсуждения.

Литература

1. Соколов А.В., Столяров Ю.Н. Концепция реализации библиотечно-информационной магистратуры в России // Науч. и техн. б-ки. 2014. № 11. С. 5-28.

2. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. М.: Эксмо, 2013. 144 с.

3. Высшие библиотечные курсы: учебно-методический комплекс / Российская государственная библиотека. М.: Пашков дом, 2011. 360 с.

4. Столяров Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: полный курс лекций для аспирантов и соискателей. Орёл: ОГИИК, 2007. 266 с.

Sokolov Arkady V. Saint-Petersburg State University of Culture (Saint-Petersburg, Russian Federation). E-mail: sokolov1.spb@gmail.com. DOI 10.17223/22220836/17/24

WHAT IS A MASTER OF ARTS BEGUN WITH?

Key words: library and information education, Bologna Process, introduction course, master's program, educational program, profiling.

Joining of Russia in 2003 to the European process stimulated revolutionary transformations in the field of home library-informative education. A major innovation became dividing of higher education into two levels: bachelor and master. A critical situation was folded in a master field. There is not experience of educating of master's degrees in Russia; there are not textbooks and teachers. Different training of students complicates a situation. One own library knowledge, and other do not know the problems of library business. In order to level professional preparation of audience, it is suggested to begin educating from a course «Introduction to the library-informative school». The structure of manual "Introduction to the master degree", including 10 chapters, is offered. The manual can provide also learning of students depending on the profile of employment in libraries.

References

1. Sokolov A. V. Stolyarov Yu.N. Kontseptsiya realizatsii bibliotechno-informatsionnoy magistra-tury v Rossii // Nauch. i tekhn. b-ki. 2014. № 11. P. 5-28.

2. Novyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»: tekst s izm . i dop . na 2013 g. M.: Ek-smo, 2013. 144 p.

3. Vysshiye bibliotechnyye kursy uchebno-metodicheskiy kompleks / Rossiyskaya gosudarstven-naya biblioteka. M.: Pashkov dom, 2011. 360 p.

4. Stolyarov Yu.N. Bibliotekovedeniye, bibliografovedeniye i knigovedeniye kak yedinaya nauch-naya spetsial'nost': polnyy kurs lektsiy dlya aspirantov i soiskateley. Orel: OGIIK, 2007. 266 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.