Научная статья на тему 'Проблемы профилизации подготовки магистров по направлению 51. 04. 06 Библиотечно-информационная деятельность'

Проблемы профилизации подготовки магистров по направлению 51. 04. 06 Библиотечно-информационная деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ФГОС 3+ / MASTER’S DEGREE / GEF 3+ / LIS EDUCATION / SPECIALISATION EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузичкина Галина Анатольевна

Рассмотрено соотношение унификации и профилизации в содержании образовательных программ магистров в аспекте обеспечения вариативности обучения и соответствия подготовки магистров к задачам практической библиотечно-информационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузичкина Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of unification and specialization in the content of educational programs masters in the aspect of variability training and compliance training masters to the practical tasks of library and information science.

Текст научной работы на тему «Проблемы профилизации подготовки магистров по направлению 51. 04. 06 Библиотечно-информационная деятельность»

УДК 02:378.22

Г. А. Кузичкина

Проблемы профилизации подготовки магистров по направлению 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность

Рассмотрено соотношение унификации и профилизации в содержании образовательных программ магистров в аспекте обеспечения вариативности обучения и соответствия подготовки магистров к задачам практической библиотечно-информационной деятельности.

Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, магистратура, профилизация образовательной программы, ФГОС 3+

Galina A. Kuzichkina

The problem of specialization training of masters in the direction 51.04.06 Library and information activities

The ratio of unification and specialization in the content of educational programs masters in the aspect of variability training and compliance training masters to the practical tasks of library and information science.

Keywords: LIS education, master's degree, specialisation educational programs, GEF 3+

В истории высшего образования России наблюдаются различные тенденции, определяющие его организацию, структуру и содержание подготовки специалистов. Главным системообразующим фактором современной высшей школы является Государственный образовательный стандарт (ГОС). Это документ, представляющий собой обобщение целей, задач каждой отраслевой образовательной системы, уточняющий требования к работе вуза, определяющий содержание знаний, умений, навыков, а в стандартах третьего поколения - и компетенций специалистов. Иными словами, назначение ГОС - максимальная унификация образования, отражение требований социума к его качеству и возможность проверки, оценки качества.

Мы видим в стандартизации больше плюсов, нежели минусов. С учетом того, что отраслевые ГОС разрабатывались учебно-методическими советами и объединениями, в них отражался совокупный опыт вузов, проверенный и апробированный непосредственно на практике. Единообразие образовательных программ - это не стагнация, как может показаться, а необходимое условие противостояния хаосу, залог формирования и поддержки единого профессионального пространства.

Разработка ФГОС 3+ не сняла, а обострила проблему - чему и как учить студента, поскольку в требованиях к структуре программы магистратуры (раздел VI проекта ФГОС 3+) заданы только ее структура и объем в зачетных единицах. Вузы получили свободу формирования программы, но при этом появилась опасность

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

47

Уровни библиотечно-информационного образования

существенных расхождений в понимании содержательной направленности магистерской подготовки, представляющих в дальнейшем угрозу для профессиональной мобильности и адаптации выпускников разных вузов. Понимая необходимость ФГОС 3+ как «работу над ошибками» ФГОС 3, считаем важной задачей использовать работу над содержанием образовательной программы в целях достижения разумного баланса между базовой и вариативной частью.

Общество в целом и работодатели как его субъект, с которым вузы должны работать в тесном контакте, еще не до конца восприняли двухуровневое образование и его продукт. Например, как оценить уровень квалификации «бакалавр», которая, по сравнению с квалификацией уровня «специалист», в общественном сознании все-таки связана с некоторой ущербностью - как «неоконченное высшее образование». На какую должность может претендовать бакалавр или магистр? Равные ли у них стартовые возможности построения профессиональной карьеры?

Магистратура - вторая ступень высшего профессионального образования, логично продолжающая и развивающая образовательную программу бакалавриата. В разделе IV проекта ФГОС 3+ указано, что область профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры включает:

- научно-исследовательские отделы государственных, республиканских, краевых, областных и ведомственных библиотек и информационных центров;

- систему государственного и общественного управления библиотечно-информационной деятельностью;

- образовательные организации среднего профессионального образования;

- образовательные организации высшего образования и федеральные библиотечно-информационные центры, обеспечивающие разработку теории, методологии библиотечно-информационной деятельности и современных информационных технологий.

Очевидна ориентация подготовки магистров как кадровой составляющей в первую очередь библиотек, при этом подчеркнут достаточно высокий уровень потенциальной сферы их приложения - теория и методология, научные исследования, управление, преподавание.

Сопоставление компетенций бакалавра и магистра показывает, что основные виды профессиональной деятельности бакалавра и магистра совпадают, но по приоритетности они ранжируются по-разному. Для бакалавра важнее производственно-технологические компетенции. Магистры же ориентированы на теоретическую и научно-исследовательскую деятельность, соответственно, группа научно-исследовательских компетенций является приоритетной.

Универсалии образовательной программы задают приведенные в проекте ФГОС 3+ компетенции. Следовательно, все они должны быть обоснованно раскрыты в содержании дисциплин образовательной программы, обеспечены соответствующим учебно-методическим сопровождением. Профилизация может приве-

48 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Уровни библиотечно-информационного образования

сти к акцентированию развития одних групп компетенций в ущерб другим. Чтобы этого не произошло, важно соблюсти некоторый баланс между универсальной и профилированной направленностью обучения.

В чем мы видим необходимую и достаточную профилизацию образовательной подготовки магистров? Профилизация тесно связана с понятием вариативности как обеспечения максимально возможной степени индивидуализации образования. Вариативность может осуществляться различными способами, не только путем создания многообразных образовательных программ профилей, но и применением соответствующих педагогических технологий, формирующих индивидуальную образовательную траекторию формирования специалиста. В подготовке магистров доминирует не столько традиционная функция передачи, трансляции некоторого объема знаний, - возрастает значение функционирования педагога как руководителя и консультанта студента в процессе приобретения им компетенций, организации эффективных форм и методов работы с учебной информацией.

Для магистра как исследователя важно обобщение предыдущих знаний (уровня бакалавриата), установление иного «угла зрения» на их проблематику. Развитие научно-исследовательских компетенций связано с включением в базовую часть учебных планов магистратуры дисциплин методологического и науковедческого характера, освоение исследовательских подходов и методик, что в итоге содействует выработке индивидуального исследовательского стиля работы.

Еще один важный аспект - это практикоориентированность подготовки магистров. Не противоречит ли она задачам формирования магистров как, прежде всего, научно-исследовательских кадров отрасли? Для закрепления исследовательских навыков необходимо определить базу исследования. В этом случае магистрант не только изучает теорию вопросов, связанных с темой работы, но и непосредственно участвует в деятельности учреждений-баз исследования (библиотек, информационных служб, архивов, музеев и т. д.). Такой подход позволяет студенту уже в процессе учебы включиться в будущую профессиональную сферу, осознанно воспринять ее проблемы, определить для себя направление и место работы. Совместная научно-исследовательская деятельность педагога и студента формирует необходимую базу для развития креативности - особо ценного качества личности информационного профессионала, способности к выработке нестандартного решения, предложению выхода из сложных ситуаций. Таким образом, производственная практика и научно-исследовательская работа создают возможности для профилирования подготовки магистра на конкретном рабочем месте. В идеале, это и база для выполнения магистерской диссертации.

Включенность магистранта в реальную профессиональную среду поможет и проявлению и развитию других групп компетенций - проектных, организационноуправленческих, психолого-педагогических и преподавательских, производственно-технологических. В вариативную часть образовательной программы можно

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

49

Уровни библиотечно-информационного образования

включить модули, отражающие весь возможный спектр деятельности магистра (например, «Библиотечный менеджмент», «Библиотечная педагогика и психология детского чтения», «Информационно-аналитическая деятельность библиотеки» и т. п.) и углубляющие основные знания, полученные в бакалавриате. Дисциплины по выбору можно связать с региональной проблематикой библиотечно-информационной деятельности, а можно и выстроить из них цепочку углубления одного из мини-профилей, наиболее близкого студенту.

Таким образом, необходимая и достаточная профилизация присутствует в образовательной подготовке магистра как элемент вариативного характера, обусловленный конкретизацией профиля его научно-исследовательской деятельности.

Что же препятствует формированию и закреплению конкретных профилей магистратуры и созданию их образовательных программ?

Главный аргумент против узкой профилизации - неопределенность статуса магистра и отсутствие сопряжения профессионального и образовательного стандартов. Так, в профессиональном стандарте до сих пор существует вполне стандартный набор должностей (Библиотекарь-комплектатор, Эксперт по комплектованию библиотечного фонда, Библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда, Библиотекарь-каталогизатор, Библиограф, Главный библиограф, Библиотекарь, Главный библиотекарь, Методист библиотеки). Хотя со времени принятия ГОС по специальности Библиотечно-информационная деятельность прошло более 10 лет, утвержденные им квалификации, присваиваемые выпускникам, никак не созвучны ни с профессиональным стандартом, ни с должностным расписанием библиотек (кроме одной - «библиотекарь-библиограф, преподаватель» - да и тут «преподаватель» явно лишний). Специализации (ныне - профили), современные не только по названиям (менеджер, технолог, референт-аналитик информационных ресурсов), но и по качественному потенциалу, игнорируются библиотекой как основным, согласно ГОС, объектом профессиональной деятельности наших выпускников. Какую должность в библиотеке может занять магистр, да еще подготовленный по узкому профилю? Не останутся ли его знания и компетенции невостребованными?

В условиях отсутствия государственного заказа и распределения выпускников вузов, они вынуждены самостоятельно заниматься проблемами трудоустройства. Узкий профиль может существенно ограничить возможность получения адекватной должности. Например, магистр-менеджер, вчерашний выпускник вуза, вряд ли сразу будет принят на должность заведующего библиотекой. Потребуется испытательный срок, в течение которого менеджерские знания могут и не пригодиться, забыться и вовсе потерять актуальность.

По очень точному выражению И. Г. Моргенштерна, уделявшего большое внимание проблематике библиотечной профессиологии, «профиль образования - это не судьба, успешность деятельности и формирование профессионального мен-

50 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Уровни библиотечно-информационного образования

талитета он не предопределяет»1. В процессе трудовой деятельности библиотечный специалист может неоднократно менять должность и направление деятельности не только в соответствии с требованиями администрации, но и с уровнем личностного потенциала или жизненными обстоятельствами. Библиотека в этом отношении - очень «комфортное» учреждение. Показателен, например, процесс внедрения информационных технологий в деятельность библиотек - сотрудниками отделов автоматизации библиотечных процессов, а затем и их лидерами, становились те библиотекари и библиографы, которые проявили интерес и способности к освоению нового направления деятельности.

Наиболее продуктивное решение вопроса о профилизации - это подготовка бакалавров/магистров по заказу работодателей. В этом случае мы можем получить конкретные пожелания и критерии профилизации подготовки (скорее всего, в форме заочного обучения).

Несомненно, актуален и вопрос о наборе в магистратуру. Не факт, что все выпускники бакалавриата примут решение о продолжении обучения в магистратуре. Именно заинтересованность в углублении профессионально значимых знаний, как правило, отсутствует у большинства студентов. Да и должен ли магистр быть «массовым продуктом»? Гипотетически, статус магистра обязывает к большей профессиональной эрудированности и ответственности. А. В. Соколов справедливо считает магистров «надеждой профессии», ее элитой.

На наш взгляд, необходимо организовать процесс изучения контингента студентов, их мотивацию получения знаний в области библиотечно-информационной деятельности, определить уровень их способностей и навыков к самостоятельной работе, т. е. выявить конкретные личностные способности учащихся. Исходя из них, и следует рекомендовать бакалавра к дальнейшему повышению уровня образования.

В результате каждый, освоивший магистерскую программу, будет обладать качествами мобильного, легко адаптирующегося к производственным задачам специалиста, готового к потенциальному приложению знаний и умений в различных, трудно прогнозируемых, сферах профессиональной деятельности.

Примечания

1 Моргенштерн И. Г. Общее библиографоведение. СПб.: Профессия, 2006. С. 78.

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.