Научная статья на тему 'Рынок пригородных пассажирских перевозок в Северо-Западном федеральном округе'

Рынок пригородных пассажирских перевозок в Северо-Западном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / ПАССАЖИР / ПРИГОРОДНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ КОМПАНИИ / КОМПЕНСАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизимова И.А.

Рассматривается рынок услуг в сфере пригородных перевозок на примере ОАО СЗППК. Определены принципы, позволяющие развивать деятельность компаний, занятых в этом виде бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commuter Passenger Transportation Market in the North-west Federal District

The author considers the market of services in the sphere of commuter transportations on the example of OAO “SZPPK”. The requirements to developing the activity of the companies engaged in this sort of business have been formulated.

Текст научной работы на тему «Рынок пригородных пассажирских перевозок в Северо-Западном федеральном округе»

Отраслевая экономика

175

3. Экономика и организация туризма. Международный туризм : учеб. пособие для вузов / Под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева. - М. : КноРус, 2005. -576 с.

4. Информационные технологии в управлении туристским бизнесом / Г. В. Широкова // Вестник СПБГУ. Сер. Экономика. - 1995. - Вып. 3 (№ 19). - С. 49.

5. Как автоматизировать работу туристического агентства / И. В. Калашников // Турин-фо. - 1997. - № 10. - С. 6.

6. Весь туристский Санкт-Петербург в сети Internet / А. Днепровой // Туринфо. - 1996. -№ 17. - С. 15.

7. Аудит документов СМК в программной среде «Инфоаналитик» / В. Г. Котельников, Е. В. Гусева, С. В. Грушинский // Сб. докладов Международной конференции по мягким вычислениям и измерениям «SCM-2006» (27-29 июня 2006 г.). Т 1. - СПб., 2006. - С. 87.

8. Концепция байесовской интеллектуализации измерений в задачах мониторинга сложных объектов / С. В. Прокопчина // Новости искусственного интеллекта. - 1997. - № 3. - С. 7-56.

9. Информационные технологии интеллектуализации измерительных процессов / Д. Д. Недо-секин, С. В. Прокопчина, Е. А. Чернявский. -СПб. : Энергоатомиздат, 1995. - С. 10-23, 90-130.

УДК 338.47:656.224 И. А. Кизимова

Дорожная территориальная организация профсоюза на Октябрьской железной дороге

РЫНОК ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Рассматривается рынок услуг в сфере пригородных перевозок на примере ОАО СЗППК. Определены принципы, позволяющие развивать деятельность компаний, занятых в этом виде бизнеса.

рынок, транспортные услуги, пассажир, пригородные пассажирские компании, компенсация.

В 2011 г. завершился важный этап реформирования железнодорожного транспорта. Организация пригородных железнодорожных перевозок полностью передана от ОАО РЖД пассажирским пригородным компаниям. Завершено их формирование с участием капитала ОАО РЖД и субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения железнодорожных пригородных перевозок в Северо-Западном федеральном округе создана ОАО «Северо-Западная пригородная компания» (ОАО СЗППК). Финансовая устойчивость компании зависит от ряда условий, главное из них - наличие

стабильного, а лучше возрастающего пассажиропотока. С этих позиций исследован рынок пригородных перевозок на территории Северо-Западного федерального округа.

Рынок всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли внимание многие видные ученые. Их трактовки рынка свидетельствуют о различных ступенях в процессе его познания, раскрывают разные его грани. В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/3

176

Отраслевая экономика

средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда [1]. На наш взгляд, изучение рынка транспортных услуг в пригородном сообщении заслуживает большого внимания. Его можно определить как совокупность транспортных и нетранспортных предприятий и индивидуумов, которые взаимодействуют между собой, чтобы продавать и покупать транспортную продукцию (услугу) [2].

Транспортные услуги в пригородном сообщении при плановой экономике предоставлялись государственными предприятиями: железнодорожными, автомобильными и автобусными. Признано, что при этом страдало качество услуг, поскольку монополия на перевозки не давала развиться здоровой конкуренции [4]. С появлением рыночной экономики частный сектор рынка транспортных услуг в нашей стране переживает бурное развитие.

Главным субъектом рынка пригородных пассажирских перевозок является пассажир, который выбирает, каким видом транспорта воспользоваться [3]. Железнодорожная пригородная компания, автобусный маршрутный транспорт, а также личный автомобильный транспорт, предоставляющие на этом рынке услуги, являются конкурента-

ми, соревнующимися за пассажира. Госу -дарство, субъекты Федерации также играют существенную роль в этом процессе: им принадлежит право регулирования рынка (см. рис.).

В пригородном сообщении материальным носителем единицы перевозки является отдельный пассажир, а объем транспортной продукции измеряется количеством перевезенных пассажиров и выполненных пассажиро-километров. Перевозка пассажиров имеет и качественную характеристику, преимущественно это показатели комфортности обслуживания не только в пунктах отправления и прибытия, но и непосредственно в пути следования, удобство расписания, безопасность, время в пути. При изучении конкурентоспособности на транспорте следует исходить из интересов клиентуры, в нашем случае это пассажир в пригородном сообщении, им может быть трудовая часть общества, студенты, пенсионеры, туристы, дачники. Основными требованиями пассажиров при выборе вида транспорта является удобство расписания, время в пути. Немалую роль играет плата за проезд.

С учетом относительно невысоких доходов основной массы населения его «подвижность» за последние десять лет снизилась примерно на 30 %, при этом существенное повышение стоимости проезда невозможно,

Взаимодействие между субъектами рынка транспортных услуг в пригородном сообщении

2012/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Отраслевая экономика

177

так как это приведет к еще большему спаду пассажирских перевозок. С целью снижения собственных затрат и поиска дополнительных источников погашения убытков, а также привлечения государственных субсидий на покрытие выпадающих доходов созданы пригородные пассажирские компании.

Перевозкой пассажиров на территории Северо-Западного федерального округа, как уже отмечалось, на железнодорожных маршрутах в пригородно-городском сообщении занимается ОАО СЗППК. Компания создана в 2006 г. в соответствии с планом реформирования пригородных перевозок в системе ОАО РЖД. Сегодня ОАО СЗППК занимает 45 % рынка перевозок пассажиров в Ленинградской области, 40 % в Санкт-Петербурге, 32 % в остальных субъектах Федерации, расположенных на полигоне ее работы (Мурманская, Псковская и Новгородская области, Республика Карелия) *. Основным конкурентом компании признаются автотранспортные предприятия различной формы собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области по схожим маршрутам с маршрутами следования пригородных пассажирских поездов. Но железнодорожники поставлены в неравные условия конкуренции, так как с точки зрения стоимости проезда пассажир автобуса находится в более выгодном положении по сравнению с пассажиром электрички. Автомобильный перевозчик не платит за дорожную инфраструктуру - государство дает ее бесплатно. А пассажир электрички обязан оплачивать часть инфраструктурной составляющей. Именно из-за этого стоимость перевозки пассажира в пригородном железнодорожном сообщении в зависимости от региона в 2,5, а то и в 4 раза дороже, чем в автобусе. В связи с этим для достижения безубыточности пригородных перевозок государство будет компенсировать ОАО «РЖД» инфраструктурную составляющую. По сути, это плата за пути, которую РЖД раньше предъявляла пригородным

* Данные приводятся в газете АиФ от 26 октября 2011 г.

компаниям и которая была включена в стоимость билета для пассажиров. Помимо этого, субъекты РФ, заинтересованные в развитии пригородных перевозок, должны изыскать средства, чтобы обеспечить необходимый объем этих перевозок и уровень сервиса для своих пассажиров.

Качественными критериями конкурентоспособности компании в настоящее время являются: цена (стоимость проезда) и время (продолжительность нахождения в пути следования). Нами исследованы соотношения этих показателей между основными конкурирующими перевозчиками. Результаты исследования приведены в таблице [5].

В результате исследования выявлено, что компания ОАО СЗППК имеет конкурентное преимущество:

- на многих направлениях по показателю «цена»;

- на относительно дальних маршрутах следования пригородных пассажирских поездов.

Принимая во внимание основную целевую клиентскую аудиторию, проживающую в пригородах Санкт-Петербурга на расстоянии 20-30 км и совершающую поездку согласно цели «работа», компания имеет безусловное конкурентное преимущество на направлении.

Железнодорожный электрифицированный транспорт имеет серьезные преимущества перед другими видами транспорта, это:

1. Высокая провозная способность. Как известно, в одном поезде может перевозиться до 1,5 тысяч пассажиров, а частота прибывания поездов в час «пик» может устанавливаться в несколько минут.

2. Гибкость графика по времени года, дням недели и часам суток. Эту характеристику можно назвать мобильностью транспорта, назначение электропоездов увязывается с прогнозом пассажиропотоков.

3. Идеальная экологическая безопасность, практически отсутствуют выбросы, стимулирующие образование «парникового» эффекта.

4. Практически абсолютная физическая безопасность пассажиров, которая обеспе-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/3

178

Отраслевая экономика

ТАБЛИЦА. Конкурентное окружение на основных направлениях перевозки пассажиров

Маршрут АТП Маршрут ППК Цена (руб.) Время в пути (мин)

АТП ППК % АТП/ППК АТП ППК % АТП/ППК

Ст. метро «Московская» - Гатчина Ст. метро «Ленинский пр.» - Гатчина-Балтийская 60 58,5 97,5 50 45 90

Ст. метро «Московская» - Красное Село Ст. метро «Ленинский пр.» - Красное Село 40 30 75 40 20 50

Ст. метро Купчино -Павловск Ст. метро Купчино -Павловск 32 30 93,8 45 19 42,2

Ст. метро «Московская» - Павловск Ст. метро Купчино -Детское Село 30 30 100 60 15 25

Ст. метро «Звездная» - Тосно Обухово - Тосно 60 63 105,0 60 39 65,0

Ст. метро «Улица Дыбенко» - Мга СПб. Ладожский -Мга 80 63 78,8 60 45 65,0

СПб. - Новгород СПб.-Главный -Новгород 340 320 94,0 150 210 140

Примечание: АТП - автотранспортные предприятия; ППК - пригородная пассажирская компания (ж.-д. транспорт).

чивается конструкцией подвижного состава и инфраструктурой перевозки (вокзалы, посадочные платформы, путевое хозяйство).

5. Высокий уровень выполнения расписания движения поездов.

6. Высокая скорость перемещения, инфраструктура и современные поезда позволяют поддерживать скорость движения до 160 км/ч.

7. Постоянное наличие «обратной связи» пассажир - организатор пригородного движения, о любом неудобстве пассажир может заявить в реальном времени.

Правительство РФ принимает меры по обеспечению ценовой доступности пригородных перевозок и выравниванию условий для конкуренции железнодорожного и других видов транспорта в пригородном сообщении в части использования инфраструктуры. Сложившиеся ассиметричные условия осуществления перевозок железно-

дорожным и автомобильным транспортом должны быть исправлены. В 2011 г. из федерального бюджета выделено 25 млрд рублей для компенсации расходов пригородных перевозчиков за использование инфраструктуры [6]. Представляется целесообразным и в дальнейшем сохранить субсидирование инфраструктурных расходов пригородных перевозчиков, закрепив это соответствующим федеральным законом.

Сейчас на рынке пассажирских перевозок работают 26 пригородных компаний, которые осуществляют перевозку пассажиров в пригородном сообщении во всех регионах страны, имеющих железнодорожную инфраструктуру. Для поддержания этой важной в социальном отношении деятельности ОАО РЖД снизила стоимость услуг, предоставляемых пригородным компаниям, по аренде, эксплуатации, обслуживанию и ремонту подвижного состава. Действия федерального

2012/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Отраслевая экономика

179

правительства и ОАО РЖД всех без исключения регионов Российской Федерации по поддержке становления системы железнодорожных пригородных перевозок позволили всем пригородным компаниям завершить 2011 год без убытков.

Однако субъекты Российской Федерации не оправдывают возложенных на них обязанностей по регулированию этой сферы деятельности на своей территории. Из этого следует, что необходим федеральный закон, четко регулирующий обязанности федерального центра и субъектов Федерации в отношении пригородных железнодорожных перевозок. В каждом регионе Российской Федерации должны действовать программы по развитию пригородно-городских перевозок, основанные на принципах взаимодействия, взаимодополнения различных видов транспорта. Минимизация пересадок, стабильность тарифа, снижение затрат времени на поездку, комфорт и удобство - вот критерии эффективности работы единой пассажирской транспортной системы региона.

Библиографический список

1. Экономическая теория : учебник для вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. - М. : Норма, 2001. -456 с.

2. Транспортный маркетинг : учебник / В. Г. Галабурда. - М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2011. - 452 с.

3. Логистика пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте / С. М. Резер. -М. : ВИНИТИ РАН, 2007. - 515 с.

4. Экономика железнодорожного транспорта : учебник / Н. П. Терешина, Б. М. Лапидус, М. Ф. Трихункова. - М. : УМК МПС России, 2001. -600 с.

5. Железные дороги России и государство / В. И. Якунин. - М. : Научный эксперт, 2010. -432 с.

6. Материалы слушаний комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению и комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства (Общественная палата РФ, 30 августа 2011 г.). - М., 2011.

УДК 681.883

М. Б. Гладких, А. В. Сапрыкин

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича

Ю. С. Доценко

Санкт-Петербургский политехнический университет ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУР ПРОГНОЗА

Описан статистический подход к прогнозированию временных рядов, представленных выборкой данных с постоянным временным шагом. Процедуру целесообразно использовать в областях оптимизации промышленных процессов в экономике, планирования объемов выпуска продукции, оценки импульсных характеристик динамических систем, приближения выхода регулирующих систем к заданным эталонам и т. д.

прогноз, прогнозирование, временной ряд, модель, эффективность, кватернионизация.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.