Научная статья на тему 'Рынок овощной продукции в России'

Рынок овощной продукции в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3023
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
Рынок овощной продукции / овощеводство / себестоимость / валовой сбор / урожайность / посевные площади / подкомплекс / MARKET VEGETABLE PRODUCTION / VEGETABLE GROWING / COST / GROSS YIELD / YIELD / CULTIVATED AREAS / SUBCOMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжкова С.М., Силко Е.А.

В статье анализируется состояние рынка овощной продукции в России, его особенности. Рассмотрена роль тепличного хозяйства в производстве овощей закрытого грунта и проанализирован потребительский спрос на овощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыжкова С.М., Силко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET OF VEGETABLE PRODUCTION IN RUSSIA

The article analyzes the state of the market of vegetable production in Russia and its features. The role of greenhouse agriculture in the production of greenhouse vegetables and analyzed consumer demand for vegetables.

Текст научной работы на тему «Рынок овощной продукции в России»

УДК / UDC 339.146.4:635.1/.8(470+571)

РЫНОК ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

THE MARKET OF VEGETABLE PRODUCTION IN RUSSIA

Рыжкова С.М., заведующий сектором Ryjkova S.M., Head of Section Силко Е.А., ведущий научный сотрудник Sylko E.A., Leading Researcher ФГБНУ ВНИИЭСХ, Москва, Россия E-mail: ceagromarket@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется состояние рынка овощной продукции в России, его особенности. Рассмотрена роль тепличного хозяйства в производстве овощей закрытого грунта и проанализирован потребительский спрос на овощи.

ABSTRACT

The article analyzes the state of the market of vegetable production in Russia and its features. The role of greenhouse agriculture in the production of greenhouse vegetables and analyzed consumer demand for vegetables.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Рынок овощной продукции, овощеводство, себестоимость, валовой сбор, урожайность, посевные площади, подкомплекс.

KEY WORDS

Market vegetable production, vegetable growing, cost, gross yield, yield, cultivated areas, subcomplex.

Овощеводство является одной из основных и наиболее трудоемких отраслей сельскохозяйственного производства. Для России вопросы обеспечения населения овощной продукцией особенно актуальны. Во-первых, очень велика зависимость отрасли от природно-климатических условий и, следовательно, района размещения, а во-вторых, производство продукции характеризуется рядом специфических особенностей, присущих только этой отрасли. В овощеводстве практикуются две схемы выращивания - в открытом грунте и теплицах. Эти схемы разнородны технологически и требуют различного уровня и характера текущих и капитальных вложений.

Проводимая в нашей стране аграрная реформа предполагала ориентацию сельского хозяйства на рыночный спрос населения для наиболее полного удовлетворения его потребностей в продуктах питания. Изменение экономических отношений в отраслях агропромышленного комплекса, формирование сельскохозяйственного сектора, создание принципиально нового механизма воздействия на производство, основанного на законах рынка должны были привести к рационализации издержек, повышению качества и ассортимента продукции, а также к замещению части продовольственного импорта продукцией собственного производства.

К сожалению практика реформирования существенно отклонилась от намеченного направления и в результате технологически взаимосвязанные предприятия АПК оказались разобщенными, их деятельность стала носить стихийный характер, обозначилось стремление к сиюминутной выгоде.

Кроме того, государство постепенно отказалось от регулирования рынка, деятельности предприятий овощного подкомплекса. Практически прекратились дотации различным оптово-розничным структурам для поддержания стабильных

розничных цен на овощную продукцию. Разрушена единая цепочка: производство -заготовка - хранение - реализация.

Оценивая деятельность сельскохозяйственных предприятий отрасли, следует отметить, что на эффективность производства овощной продукции оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Развивающийся финансово-экономический кризис вызвал рост цен на энергоносители, материально-технические ресурсы, маркетинговые и транспортные услуги, что повлияло на себестоимость производства и реализации овощной продукции. Еще одним ключевым фактором, оказывающим влияние на эффективность возделывания овощной продукции, является технологический уровень производства. Применяемые в настоящее время технологии также характеризуются значительными производственными затратами, что ведет к росту себестоимости овощной продукции.

Отличительной особенностью овощного подкомплекса АПК является сосредоточение основных объемов производства овощей в хозяйствах насе-ления. При всей схожести проблем функционирования и развития, технологические и организационно-экономические условия возделывания овощных культур в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения имеют свою специфику. В этой связи в рамках анализа, наряду с общими факторами и проблемами производства, рассматриваются специфические аспекты для каждого из указанных секторов.

Общими факторами, ограничивающими развитие российского сельского хозяйства, являются высокий уровень затрат на энергоносители, а также недостаточный уровень фондовооруженности, химизации, агротехнической культуры, дефицит квалифицированных специалистов, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка.

К определенным преимуществам отечественного сельскохозяйственного производства можно отнести потенциальную емкость внутреннего рынка продовольствия и свободные земельные ресурсы, потенциал трудовых ресурсов и значительные площади не загрязненных территорий.

Одной из центральных проблем функционирования овощного подкомплекса АПК в современных условиях является отставание в развитии семеноводства, обусловленное ликвидацией значительного числа специализированных хозяйств, устарелостью материально-технической базы и низким уровнем государственной поддержки этого направления.

В овощеводстве сложилась определенная иерархия технологий селекции и семеноводства с более или менее оформленными границами между следующими основными звеньями: селекция овощных и бахчевых культур; государственное сортоиспытание; первичное семеноводство; сортовое семеноводство; сортовой и семенной контроль; контроль за использованием пестицидов.

В овощном подкомплексе используются значительные производственные ресурсы. Под посевами овощей занято 3,5-4 млн. га. Общая площадь теплиц и парников оценивается в размере 33,7 млн. м2, из которых используется 30,3 млн. м2. Объем складов и сооружений для хранения овощей составляет 5-6 млн. тонн. Это позволяет производить до 92-94 млн. т продукции, которая поступает по различным каналам сбыта на переработку и конечное потребление. В сфере переработки вырабатывается 9000-11000 муб. овощных консервов, в том числе, свыше 3000 -4000 муб. овощных консервов детского и диетического питания, а также замороженные овощи.

Выращенная и переработанная овощная продукция проходит стадии подготовки, расфасовки, упаковки, хранения, транспортировки и реализации и в ходе обмена формирует крупные продуктовые рынки сырья и готовой продукции, на которых присутствует как отечественная, так и импортная продукция. Последняя составляет по различным продуктам от 2% (капуста белокочанная, столовые корнеплоды) до 100% (экзотические овощи, не произрастающие или не производимые в России).

Отечественному рынку овощной продукции присущ ряд специфических особенностей, отличающих его от других продуктовых рынков. В первую очередь, это

связано с особенностью спроса на овощи, заключающегося в том, что при их высоких питательных и диетических достоинствах они еще не стали для основной массы населения продуктом первой необходимости и ежедневного потребления. Это выражается в их низком уровне душевого потребления, составляющем чуть более половины рекомендуемой нормы и который зависит как от низкой платежеспособности населения и высокой эластичности спроса от уровня цены и доходов, так и от традиций и консерватизма потребителей.

Одной из важнейших стратегических задач государства должно стать восстановление эффективного конкурентоспособного овощного подкомплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, прежде всего, за счёт увеличения внутреннего производства. Экономический механизм, действующий в овощном подкомплексе, должен обеспечить не только восстановление и устойчивое производство отечественных овощных продуктов, но и его дальнейшее развитие.

В ассортиментной структуре рынка овощей около 26% приходится на капусту (белокочанную, цветную, брокколи и др.), 24 - на столовые корне-плоды (морковь, свеклу столовую и др.) 16 - на лук репчатый и чеснок, 15 - на огурцы, 9 - на томаты, 10 -на бахчевые культуры (кабачки, патиссоны и др.) и прочие овощи.

Сложившаяся ассортиментная структура рынка по существу воспроизводит многие отмечавшиеся выше диспропорции и недостатки в современной модели питания населения России.

В структуре импорта наибольший удельный вес занимают томаты (40%), далее следует лук репчатый и чеснок (18%), прочие овощи (13%), картофель (10%). В натуральном выражении объем импорта томатов в Россию в 2010 г. составил - 577,9 тыс. т, репчатого лука и чеснока - 286,0, корнеплодов - 142,1, капусты - 140,4, огурцов -112,6, прочих овощей - 125,2.

География импортных поставок овощей на российский рынок обширна. Так, ведущими странами - экспортерами томатов в Россию являются Турция (16% от общего объема поставок), Германия (7%), Китай (12%), Марокко (6%), Испания (5%); репчатого лука и чеснока - Китай (28%), Нидерланды (14%), Таджикистан (13%), Казахстан (10%); капусты - Китай (34%), Польша (19%), Нидерланды (8%); корнеплодов - Израиль (31%), Китай (21%), Узбекистан и Киргизия (по 10%); огурцов - Турция (24%), Испания (9%); прочих овощей - Китай (17%), Израиль (11%), Нидерланды (9%). С позиций оценки импортной зависимости российского рынка следует отметить, что она заметно повышается в зимне-весенний период по таким видам продукции как томаты, зеленые культуры, лук репчатый, чеснок и ряд других. В настоящее время из-за эмбарго, введенного Российской Федерацией, большая доля (по одним источникам - 4 млрд долларов, по другим - 9,5 млрд долларов (лондонское агентство Capital Economics) исчезнет из общей структуры импорта, и ее будет очень непросто компенсировать.

При анализе рынка овощной продукции и сферы конечного потребления продукции, отмечается, что одним из структурных недостатков в развитии овощеводства является отставание в производстве овощей защищенного грунта. В настоящее время с закрытого грунта в России собирают 580-600 тыс.т овощей (из них 460 тыс.т - во внесезонный период) при потребности в 3 млн. т. Суммарная площадь теплиц составляет порядка 1927,7 га, что на 20% меньше , чем в 2009 г.. Начиная с 1992 года произошло снижение общей площади теплиц на 1400 га. Как показывает практика, пригородная земля возле крупных городов, очищенная от теплиц, поднимается в цене в три раза. Ее гораздо выгоднее использовать под застройку.

Для обеспечения минимальной медицинской нормы потребления для жителей России свежих тепличных овощей (13 кг/чел. в год) годовой валовой сбор овощной продукции защищенного грунта должен равняться около 1,9 млн. тонн. Среди современных проблем тепличного хозяйства следует выделить следующие:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов, слабое участие частных инвестиций в развитии отрасли, а также отсутствие системных производственно-организационных и

финансовых мероприятий, обеспечивающих выведение отрасли на качественно новый уровень;

- не возможность обеспечить эффективную работу подавляющего большинства тепличных комбинатов, т.к. физический износ оборудования составляет 60-80%, что ведет к снижению рентабельности предприятий, уменьшению размера заработной платы специалистов и оттоку квалифицированных кадров с тепличных предприятий;

- доля энергоресурсов в себестоимости продукции доходит до 50%.

Недостаточное собственное производство овощей во внесезонный период

приводит не только к ухудшению качества питания населения страны, зависимости от внешнего рынка, но и к серьезным социальным последствиям и, прежде всего, к сокращению числа рабочих мест.

Анализ зависимости потребительских расходов населения на покупку продовольственных товаров от уровня доходов свидетельствует о том, что овощи являются наиболее чувствительными среди основных продуктов питания к изменениям в величине располагаемых денежных ресурсов. Соответствующие коэффициенты эластичности по данным за 2013 г. составляют: для фруктов и ягод -1,34; овощей - 1,10; в то время как для мяса и мясопродуктов - 1,09; хлеба и хлебных продуктов - 0,56.

Рост реальных доходов и покупательной способности населения в 2009-2013 гг. обеспечили повышение уровня потребления основных продуктов питания в домашних хозяйствах россиян, в том числе овощей - на 27,9%.

Достигнутый уровень среднедушевого потребления овощей населением России составляет около 76% по отношению к нормам потребления, рекомендованным ФГБНУ «НИИ питания». В сложившемся рационе питания россиян особенно ощутим недостаток овощей широкого ассортимента. Значительно уступая в потреблении овощей большинству развитых стран мира, современный рацион питания россиян отличается от них резкой сезонностью и ограниченным ассортиментом потребления овощных культур.

Среди потребляемых россиянами свежих овощей свыше 60% приходится на четыре основные культуры - капусту белокочанную, морковь, свеклу столовую и лук репчатый, около 26% - на огурцы и томаты, 9% - на кабачки, патиссоны и прочие овощи, включая зеленные культуры.

Анализ тенденций развития рынка свидетельствует о тесной зависимости динамики объемов товарооборота овощей от доходов населения, изменения ценовой конъюнктуры и объемов производства этой продукции.

Цена является важнейшим элементом комплекса рыночных исследований. В условиях рыночных отношений цена должна обеспечивать не только дальнейшую хозяйственную деятельность, но и расширенное воспроизводство. Ценовая конъюнктура оказывает двойственное влияние на динамику емкости рынка: с одной стороны, опережающий уровень общей инфляции на продовольственные товары, рост потребительских цен на овощную продукцию ведет к сокращению спроса населения и объемов оборота рынка в натуральном выражении; с другой стороны, сложившийся уровень цен является важным индикатором для сельскохозяйственных производителей в принятии решений о своих маркетинговых программах производства овощей на следующий сезон, в том числе о размерах посевных площадей, выделяемых под различные культуры. Эта зависимость особенно проявляется в деятельности сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в пригородных зонах крупных городов.

В период 2009-2013 гг. в стране динамика роста цен на основные виды овощей была следующей: на капусту белокочанную -128,6%, лук репчатый -126,7 и морковь столовую -126,1, свеклу столовую -123,9; более низкой - на овощи широкого ассортимента: огурцы (106,9%), томаты, зеленые культуры.

Рынок овощей в России в последнее десятилетие, вплоть до 2010 г., находился в состоянии постоянного и стабильного роста, несмотря на наличие очевидных и весьма серьезных проблем в индустрии. Засуха 2010 г. серьезно ударила по состоянию

овощеводства в России. Из-за пожаров или аномальной жары в большей или меньшей степени потери понесли практически все субъекты, и последствия этих событий продолжали ощущаться и в 2011 г.

Вместе с тем, проблемы 2010 г. обнажили серьезные проблемы отечест-венного овощеводства. Так, если в 1990 г. 70% валового сбора овощей в стране приходилось на предприятия, а 30- на частные хозяйства, то сейчас ситуация изменилась кардинально: б9,4°% продукции производится ЛПХ, 16,3°% - крупными компаниями и агрохолдингами, 14,3°% - фермерскими хозяйствами.

Таким образом, можно констатировать, что наряду с развитием фермерского овощеводства в последние годы, посевные площади и валовое производство во всех сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения стабилизировались на уровне 2,4 и 10,2 млн. т, соответственно. Вместе с тем, положительно на итоговых показателях сказывается внедрение новейших технологий в овощеводстве, что в частности можно проследить в росте урожайности в течение последних четырех лет, которая увеличилась с 199 до 214 ц/га и только в 2010 г. из-за аномальных погодных условий снизилась до 180. Так, к примеру, в отношении свежих овощей, общий объем производства которых составляет примерно 13,4-14,7 млн. т, структура производства по регионам остается неизменной в течение последних лет.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Магомедов А-Н.Д., Силко Е.А., Тарасенко Д.С., Шишкова Е.А. Развитие рынка овощной продукции. М.: ООО «Угрешская типография», 2013. - 124с.

2. Силко Е.А. Развитие рынка овощной продукции в Волгоградской области. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. №10. С. 51-55.

3. Лисютченко Н.Н., Полухин А.А. Организационно-экономические основы энергосбережения в сельском хозяйстве // Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences. 2012. Т. 4. № 4. С. 20-26.

4. Polukhin A.A. Approaches for justification strategy technical modernization of agriculture given the characteristics of agricultural development and resource provision subjects of the federation // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2013. Т. 24. № 12. С. 22-27.

5. Tahir S.L., Abdul K., Syed H.H.S., Shaukat A., Haroon S., Umair N. Analysis of rainfall data to estimate rain contribution towards crop water requirement using CROPWAT model // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2014. Т. 36. № 12. С. 9-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.