Максим Иванович Берговский, адъюнкт кафедры Отечественной истории Военного
Университета г. Москва, гвардии майор.
123001, Москва, ул. Б.Садовая, 14. тел. 89190871937, [email protected]
Русская православная церковь - организатор всенародной помощи фронту в годы Великой отечественной войны (по материалам Тульской
области)
Танк Т-34. В истории создания и боевого применения этой боевой машины можно легко отыскать все грани народного подвига. Это и гений конструкторской мысли, который позволил на протяжении всей войны непрерывно совершенствовать конструкцию, и что парадоксально -непрерывно удешевлять танк. [1,с456] И героизм советских танкистов, сломавших становой хребет фашистской армии - « знаменитые панцерваффе». Трудовой подвиг народа, который в своей самоотверженности ставил фантастические рекорды выпуска боевой техники. И наконец, всенародная помощь фронту, когда люди отдавали последнее, чтобы приблизить победу над врагом. По одной только Тульской и Рязанской областям можно насчитать несколько колонн «тридцатьчетверок», построенных на народные средства, и это не считая другой боевой техники.1
Совершенно естественно то, что как один из источников роста силы и боевой мощи Советской армии в Великой Отечественной войне, всенародная помощь фронту не могла не оказаться под прицелом многих нынешних любителей низвергать «исторические стереотипы». К сожалению, в историографии, посвященной всенародной помощи фронту, до сих пор продолжают оставаться белые пятна, впрочем, как и во всей истории Великой Отечественной войны.
« ... Например, чего стоит только одна пресловутая постройка танков и самолетов на собранные различными коллективами и людьми деньги. Как себе представляют распространители этого мифа эту самую постройку, скажем, дополнительного танка?
Скажем, вот некий товарищ Иванов приносит на завод пачку собранных денег и говорит: « Это вам на танк». И что дальше?
Что, при дефицитной плановой экономике можно было вот так, как на рынке, свободно пойти и купить за наличные деньги дополнительный танковый двигатель или пушку, или заказать сверх плана дополнительные 30-40 тонн броневой стали?
1 «Рязанский колхозник» - 46 млн.рублей; «Тульский колхозник» - 45 млн. рублей, 106 танков Т-34 и Т-70;
«Димитрий Донской» - более 8 млн. рублей, 19 Т-34-85, 21 ОТ -34.[12]
А потом что? Выделяли отдельный участок в цеху, там, мол, государственные танки собирают, а здесь мы будем отдельно собирать машину на деньги товарища Иванова?
Если же рассуждать логически, то скорее всего подобные акции по сбору денег в « фонд обороны» или на постройку той или иной техники имели цель просто выкачать из населения под благовидным предлогом побольше наличности, дабы искусственно сократить инфляцию и покрыть дефицит бюджета». [6,с.405]
На самом деле заводился счет, куда поступали деньги, и когда накапливалась сумма, выделялись танки. Или танк - именной. Или самолет (самолеты). Какая, в конце концов, разница, каков механизм использования денежных средств. Главное, они идут на нужды фронта и приближают победу над врагом. Все. [12,с.2] Кстати, если финансов не хватало, государство добавляло, не скупилось. Или вот еще:
«. приводится совершенно бредовая история о том, как некий последователь дела Ивана Сусанина, некий подмосковный крестьянин Иван Петрович Иванов в декабре 1941- го завел в «глухой овраг» 63-й моторизованный полк Вермахта. После чего «озверелые гитлеровцы» расстреляли героя. Причем приводится этот заведомо пропагандистский факт времен войны (одни Ф.И.О. чего стоят) без кавычек и цитирования, то есть так, как будто это доказанный исторический факт. Между тем здесь, как и в истории из XVII века, напрашивается очевидный вопрос: если проводника расстреляли, кто же потом рассказал эту историю?» [6,с.7] Такой факт, причем давно исторически доказанный, действительно имел место в Подмосковье, а именно в Серебряно-Прудском районе Тульской области. Старый солдат, ветеран русско-японской и мировой войн, Иванов Иван Петрович реально стоял перед выбором - по какой из двух дорог провести подразделения бежавшего от советского наступления полка Вермахта. Одна дорога была хорошая, другая - через овраг с заледенелыми склонами, - гарантировала немцам, как минимум, огромную потерю времени. Думается, для отца двух сыновей, служащих в Красной Армии, выбор был предопределен. Только нужно ли это знать авторам данной книги? Какую цель преследовали они, не разобравшись толком и назвав читателю всю эту историю «бредовой»?2
Цель может быть только одна - исказить, переиначить побудительные мотивы, коими руководствовались советские люди, отдавая свои силы и средства, а часто - жизнь для того, чтобы приблизить Победу. По мнению авторов - такое создается впечатление, побудительный мотив мог быть только один - кнут в виде Партии (большевиков), органов НКВД, в
2
Наиболее подробно подвиг И.П.Иванова описан в сборнике «Они повторили подвиг Сусанина» Н.В.Борисова, с. 43-47, М.,1979 .
Указом Президиума Верховного Совета СССР 10.05.1960 г. И.П.Иванов был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени.
общем, - «сталинского режима». Кто бы спорил - суровое время требовало подчас суровых мер. Но был ли он главным?
Дабы попробовать доказать обратное, полюбопытствуем рассмотреть один из малоизвестных источников всенародной помощи фронту. Продолжает оставаться недостаточно исследованной тема религиозных организаций и объединений в этом деле. Винить в этом советскую историографию нельзя, ведь долгое время деятельность церкви являлась определенным табу. Да и тема помощи фронту - тема поистине необъятная. В современной российской историографии, посвященной взаимоотношениям Церкви и Советского государства, всенародная помощь фронту часто
-5
упоминается, но в достаточно общем виде. А любопытна тема организации помощи со стороны религиозных организаций по той простой причине, что уж кому-кому, а верующим было за что не любить советскую власть. В России начала XX в. насчитывалось 49082 храма, часовен 23593. Общее число белого духовенства составляло около 105 000 человек. В 1901 г. в Российской Империи насчитывалось 503 мужских и 325 женских монастырей, 58 духовных семинарий и 187 духовных училищ, 4 Духовные академии. И что же осталось после целенаправленного, подчас физического, уничтожения « служителей культа»? К 1941 г. Русская Православная Церковь имела 3732 действующих храмов, причем 3350 церквей из них находились на территориях, вошедших в состав СССР в 19391940 гг. В 1938 г. в СССР не существовало ни одного действующего монастыря. Из высшего духовенства в предвоенные годы на кафедрах осталось четыре человека: Местоблюститель патриарха Сергий
(Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский),4 архиепископ Волынский и Луцкий Николай (Ярушевич), митрополит Псковский Сергий (Воскресенский), которые и составляли все управление Русской Православной Церкви на территории СССР. С 1918 г. не созывались ни Поместный, ни архиерейские соборы. [10,с.9]
Естественно, германское командование, не могло не учесть эти факты. «Немцы стремились определить те силы, которые могли бы стать их опорой в решительной схватке с большевиками. Таким потенциальным союзником они считали Русскую Православную Церковь». [10,с. 10]
А что же «потенциальный союзник»? « В первый же день войны митрополит Сергий собственноручно пишет и отпечатывает на машинке несколько экземпляров «Воззвания к русскому народу», где написано: «...Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ
3
См. Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А.« Русская Православная Церковь в годы ВОВ. Сборник документов», М., 2009; « В огне войны. Русская Православная церковь в 1941-1945 гг.( по материалам Ленинградской епархии), публикация М. В. Шкаровского, Русское прошлое, Книга 5, СПб.,1994; Одинцов М.И. « Власть и религия в годы войны. Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. М. 2005 и др.
4 На Всероссийском Поместном Соборе 2 февраля 1945 г.избран Патриархом Московским и всея Руси.
нашей Родины, Господь нам дарует победу. Церковь забывает все горе, причиненное ей и полностью отдает себя общему делу».
... По всей стране в православных храмах служились молебны о даровании победы. В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 декабря 1942 г. митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на вооружение колонны имени Дмитрия Донского. В ответ на призыв Первоиерарха в Московском Богоявленском соборе духовенством с мирянами было собрано более 400 тысяч рублей. Вся церковная Москва собрала свыше 2-х миллионов рублей, в блокадном голодном Ленинграде православные собрали 1 миллион рублей на нужды армии; в Куйбышеве стариками, женщинами было пожертвовано 650 тысяч. В Тобольске один из жертвователей принес 12 тысяч рублей и пожелал остаться неизвестным. Житель села Чебаркуль Челябинской области Михаил Александрович Возоланов написал в Патриархию: « Я, престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву Митрополита Сергия и вношу тысячу рублей из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли». Заштатный священник Калининской епархии пожертвовал на танковую колонну священнический крест, 4 серебряных ризы с икон, серебряную ложку и все свои облигации. Всего на танковую колонну было собрано более восьми миллионов рублей. В Новосибирске православные клирики и миряне отдали 110 тысяч рублей на строительство самолетов Сибирской эскадрильи « За Родину». В один ленинградский храм неизвестные богомольцы принесли пакет и положили его у иконы Святителя Николая. В пакете оказалось 150 золотых десятирублевых монет царской чеканки. Всего за войну по приходам было собрано на нужды фронта более 200 миллионов рублей». [8,с.127-128]
Началом возрождения церкви в Советском Союзе можно считать начавшийся сбор средств верующими на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского, когда для этих целей было дано разрешение открыть специальный счет. Официальной датой изменения государственной политики в отношении Церкви принято считать 4 сентября 1943 г., когда митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай ( Ярушевич) встретились в Кремле с И. Сталиным. А 8 сентября в Москве состоялся уже Собор епископов, на котором митрополита Сергия избрали Патриархом Московским и всея Руси.
«Фактически легализовать сборы денег и вещей среди верующих (незаконные по постановлению ВЦИК РСФСР « О религиозных объединениях» 1929 года) митрополиту Сергию удалось лишь в 1943 году, когда на телеграмму И.Сталину от 5 января, в которой он сообщал о начале сбора средств на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского, был получен ответ с разрешением открыть специальный счет в Государственном банке. С получением права на центральный банковский счет Церковь почувствовала себя в какой-то степени юридическим лицом. На
строительство танков Т-34 было собрано свыше 8 млн. рублей. В короткий срок на танковом заводе Челябинска (Горького и Омска - авт.) было построено 40 танков. Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин « Димитрий Донской». Ее передача частям Красной Армии состоялась 8 марта 1943 (7 марта 1944 г. - авт.) года у деревни Горелки, что расположена в 5 - ти километрах северо-западнее Тулы». [10,с.21]
Все в нашем мире не случайно. Самый первый почин в стране на сбор средств населением на постройку боевой техники случился именно в Туле. В начале сентября 1941 г. с инициативой сбора денежных средств на танковую колонну выступили горняки подмосковного угольного бассейна. Тульский обком партии поддержал начинание своим постановлением « О создании фонда на постройку танковой колонны имени горняков подмосковного бассейна». Только приближение фронта прервало работу по сбору средств.[7,с.153-154] Говоря об обороне Тулы, стоит добавить, что помощь населения сыграла здесь едва ли не решающую роль. И не случайно, на направлении главного удара немецкого наступления на город оружейников оказался Тульский рабочий полк, состоявший из ополченцев. Слабо вооруженный и плохо обученный, он своим мужеством выиграл время для регулярных частей Красной Армии, что позволило отстоять город и в конечном итоге, спасти Москву.
Служители русской православной церкви тоже фактически были на передовой и несли свою службу не уходя со своих постов. Настоятель храма Двенадцати Апостолов протоирей Михаил Понятский в своем докладе в Московскую патриархию так описывал мужество верующих, проявленное в дни обороны Тулы: « окраина города, где находится церковь Святых Двенадцати Апостолов, беспрерывно подвергалась артиллерийскому обстрелу и бомбежке с воздуха. Снаряды ложились возле храма, их осколками испещрены все стены, выбиты кирпичи, пробита крыша и сбит крест с колокольни. Люди собирались в разбитом храме, где не оставалось ни одного стекла, пели молебны, панихиды и другие службы. 21 ноября, в день памяти св. архистратига Михаила, немцы подвергли ожесточенному обстрелу сам храм. Несколько снарядов разорвалось внутри храма. В храме был снег. Несмотря на такую обстановку, верующие под грохот канонады в разбитом, занесенном снегом храме при горящих кострах горячо молились». [9,с.417]
Опять же не случайно именно на Тульском направлении осенью 1941 года германское командование было вынуждено, наконец, констатировать проявившееся превосходство танка Т-34. Гудериан, наступавший на Тулу, писал в воспоминаниях:
« ... Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить.
.Впервые со времени начала этой напряженной кампании у офицеров был усталый вид, причем чувствовалось, что это не физическая усталость, а душевное потрясение». [5,с.156]
Противник не стоял на месте, модернизировал старую и создавал новую технику. Превосходство новых немецких машин над «тридцатьчетверкой» остро проявилось летом 1943 г. на Курской дуге.
Командующий 5-й гвардейской танковой армии генерал-лейтенант П.А. Ротмистров докладывал :
«Больше всего на поле боя было танков типа Т-5 (Пантера), в значительном количестве танки Т-6 (Тигр), а также модернизированные танки Т-3 и Т-4.
Наши танки на сегодняшний день потеряли свое преимущество перед танками противника в броне, и вооружении.
...Приходится с горечью констатировать то, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение САУ СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, и имевшие место недочеты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы, крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа остались не полностью устраненными и на сегодня.». [11 ,с.7-9]
Здесь мы снова возвращаемся в Тулу, в март 1944 года. Уникальность танковой колонны «Димитрий Донской» была и в том, что в войска поступали одни из первых представителей глубоко модернизированного танка Т-34, вооруженного 85-мм орудием. Конечно, эволюция танка на этом не завершилась, но в принципе именно машинам этого типа предстояло пройти дорогами Западной Европы на острие блестящих наступательных операций Красной Армии, став символом мощи советского оружия.
Танковая колонна организационно вошла в 38-й отдельный танковый полк (19 танков Т-34-85) и 516-й отдельный огнеметный танковый полк (21 огнеметный танк ОТ -34-76). 38-й полк в составе 53-й общевойсковой армии 2-го Украинского фронта принимал участие в Днепровско - Карпатской стратегической наступательной операции по освобождению Правобережной Украины. [3]. О боевых действиях 516 огнеметного танкового полка (командир полка подполковник Н.И. Лобанов) известно, что он воевал в составе 1-го Белорусского фронта. Его танкисты первыми ворвались в Брест и вышли на Государственную границу, освобождали Польшу, штурмовали Познань и Зееловские высоты. За овладение крупнейшим промышленным центром Польши Лодзь полку было присвоено почетное наименование «Лодзинский». За образцовое выполнение боевых заданий командования при овладении городом и крепостью Познань и проявленные при этом доблесть и мужество 516-й отдельный огнеметно-танковый Лодзинский полк был награжден орденом Красного Знамени. [2]
Таким образом, волею верующих, собравших средства на танковую колонну, 7 марта 1944 года на Тульской земле переплелись пути танка Т-34
и Русской Православной церкви, что стало вехой как в истории церкви, так и в истории развития прославленного танка.
Было бы желание совершить благое дело, а организующее начало всегда найдется. В данном случае организатором всенародной помощи фронту выступала Православная церковь. Захватчики планировали сделать церковь союзником в деле «борьбы с большевизмом». Да, кое-что у них получилось, но они не учли главного побудительного мотива - патриотизма советских людей.
Список литературы
1. Битва под Курском. Статистика и комментарии. В.Гончаров М.2006
2. Боевой опыт химических войск и химической службы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) Д.М. Дмитриев. ВЕ. Якубов. М, 1989.
3 Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. Коллектив авторов под ред. Г.Ф.Кривошеева. М.2010.
4 Великая Отечественная война 1941-45 гг. М.1985.
5 Воспоминания солдата. Г. Гудериан. М.2002.
6 Все для фронта? Зефиров М.В. Дегтев Д.М .М. 2009.
7 Всенародная помощь фронту. АМ.Синицын. М.1975.
8 Духовные традиции Российского воинства (www.pobeda.ru)
9 Голоса из бессмертия. Т., 2005
10. Русская Православная Церковь в годы ВОВ. Сборник документов. Васильева О.Ю. Кудрявцев И.И. Лыкова Л.А. М. 2009. П.Т-34-85. Второе рождение машины. И. Мошанский. М.2002. 12 .Танковые колонны Красной ApNmn 1941 - 1945 гг. М.Коломиец. М. 2009