Научная статья на тему 'Формы взаимодействия русской православной церкви и армии на Омской земле. Итоги столетия 1917-2017 гг'

Формы взаимодействия русской православной церкви и армии на Омской земле. Итоги столетия 1917-2017 гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ / ХРАМЫ-ПАМЯТНИКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Познаненко Александр Викторович

В статье рассматриваются традиции построения храмов-памятников как обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Автор описывает историю построения храма во имя святого благоверного великого князя Дмитрия Донского на территории Омского инженерного автобронетанкового института, делая акцент на духовно-нравственном воспитании курсантов на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия русской православной церкви и армии на Омской земле. Итоги столетия 1917-2017 гг»

^ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Познаненко Александр Викторович «Формы взаимодействия Русской Православной Церкви и армии на Омской земле. Итоги столетия 1917-2017 гг.»

УДК 930 (091); 271.2

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И АРМИИ НА ОМСКОЙ ЗЕМЛЕ. ИТОГИ СТОЛЕТИЯ 1917-2017 гг.

Александр Викторович Познаненко, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГВОУ ВПО «Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева»

Аннотация. В статье рассматриваются традиции построения храмов-памятников как обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Автор описывает историю построения храма во имя святого благоверного великого князя Дмитрия Донского на территории Омского инженерного автобронетанкового института, делая акцент на духовно-нравственном воспитании курсантов на современном этапе.

Ключевые слова: взаимодействие Русской Православной Церкви и социальных институтов, храмы-памятники, духовно-нравственное воспитание молодежи.

FORMS OF INTERACTION OF CHURCH AND ARMY IN THE OMSK REGION. RESULTS OVER THE CENTURY 1917-2017.

Poznanenko Alexander Viktorovich, lecturer of the Chair of the Humanities and Social and Economic Studies, Federal State Military Educational Institution of Higher Professional Education "Omsk branch of the Military Academy of material and technical assistance named after General A.V. Khrulev"

Abstract. The article looks at the tradition of erection of monument churches as commitment churches built as a sign of gratitude for a victory and as an eternal commemoration of the deceased. The author describes the history of erection of the Great Prince Dmitry Donskoy church on the territory of Omsk Engineering Tank-Automative Institute and underlines spiritual and moral education of military students at the present stage. Key words: interaction of the Russian Orthodox Church with various institutions, monument churches, spiritual and moral education of the youth.

II'

равославная Церковь обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но и в области церковного искусства. Среди прочих церковных искусств особое место занимает храмовая архитектура. Потому что храм в жизни церкви - нечто гораздо большее, чем просто строение или место церковных собраний. Храм - это полное и органическое воплощение самой сути церкви. В храме церковь видит выражение православия в его целом, православия как такового. Церковное искусство и архитектура, сама жизнь православной церкви взаимосвязаны с жизнью и историей нашего народа и его воинства.

Храмовое строительство велось на русской земле на протяжении столетий начиная с древнейших времен. При этом, будучи местом особого присутствия Божия и средоточием духовной жизни нашего народа, многие храмы на Руси издревле наде-

лялись и еще одной особенной функцией - мемориальной, тем самым способствовали сохранению памяти о своих героях, за веру православную, Отечество и народ наш живот свой положивших. Сохраняя историческую память, они способствовали формированию нравственных качеств в новых поколениях.

Нашим предкам было присуще отмечать что-либо особо важное в своей жизни путем построения памятного храма или часовни, что свидетельствует, в свою очередь, о том, сколь близка и понятна была русскому народу во все времена традиция мемориального храмового строительства, показывает, что традиция эта имела свои истоки и свое основание в самих глубинах народного сознания и народной жизни.

Сегодня эта традиция возрождается, из забвения выходят героические события Первой мировой войны, глубже раскрывается взаимодействие церкви и государства во Второй мировой, и мы понимаем, что, кроме музеев и памятников, есть более глубокое по своей сути явление. Храм - памятник воинской славы.

Идея построения храмов-памятников восходит к древнерусской традиции обет-ных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших.

После победы в Куликовской битве Дмитрий Донской поставил на Куликовом поле храм Рождества Пресвятой Богородицы, это было посвящением празднику, в который пришла на Русь великая победа. Всех погибших князь приказал хоронить на Куликовом поле и в Москве (захоронения есть в Спасо-Андрониковом монастыре), а иноков из Сергиевой обители Александра Пересвета и Андрея Ослябю повелел захоронить в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове. Известная в Москве Всехсвятская церковь на Славянской площади тоже основана великим князем Дмитрием Донским: вернувшись с победой с Куликовской битвы в 1380 году, он приказал построить храм в память о русских воинах.

Донской монастырь - памятник отражения войск крымского хана Казы-Гирея. В 1592 году Царь Феодор Иоаннович основал его на месте, где в 1591 году был разбит хан со своим войском. Там стояла походная полотняная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского с иконою Донской Богоматери (дар донских казаков Благоверному Великому Князю Димитрию Донскому на Куликовом поле). В 1593 году зодчим Феодором Конем в монастыре был построен собор в честь иконы Донской Богоматери.

Главным храмом России считается храм Христа Спасителя. Он построен после изгнания наполеоновских войск из России в память о доблестных ратных подвигах русских воинов. Предки наши отмечали дни побед не только в летописях, но воплощали их в каменных святынях - храмах и часовнях - в честь исторических событий, православного святого или праздника, в день памяти которых произошла победа.

Со Светлого праздника Пасхи в 2003 году берет свое начало сотрудничество Омского танкового инженерного института и Омско-Тарской епархии. Единое понимание обстановки, целей и задач, необходимость обрести нравственную и духовную опору в воинском воспитании становятся основой их взаимодействия. Преимущество нашего солдата и офицера русской армии во все века было в нравственной силе, в верности Родине, присяге, понимании необходимости своего служения, а церковь призвана поддерживать фактор устойчивой нравственной силы.

В начале 2004 года утвержден план совместной работы Омского танкового инженерного института и Омско-Тарской епархии. Важнейшее событие в жизни танкового института и 14-го Военного городка состоялось 12/25 июля 2003 года. В этот день состоялась закладка Поклонного Креста на месте строительства храма во имя святого благоверного великого князя Дмитрия Донского. С этого времени многие

№ 2, 2017 (3)

богослужения совершаются у Креста. Здесь же совершается великое водосвятие в навечерие Богоявления 18 января, празднуется день памяти святого Дмитрия Донского, проводится молебен с курсантами-выпускниками.

Заложен и освящен камень в основание храма Святого Дмитрия Донского - покровителя танковых войск. Открыт счет и начат сбор средств на его постройку. С 2004 года серьезная совместная работа развивается с участием настоятеля храма и кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Одним из направлений являются конференции, проводимые совместными усилиями к Дням воинской славы России. Особо выделяется опыт русских полководцев, святого Дмитрия Донского, святого праведного воина Федора Ушакова, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова и др.

Священник настойчиво проводит мысль о том, что важно обращаться к богатой традиции воспитания русского солдата, развитой на древних православных устоях великими полководцами, которая в полном объеме учитывала национальный характер воина, его религиозность и патриотизм. Они были в ней не двумя отдельными пунктами, а единым взаимопроникающим понятием. Суворов всегда учил своих солдат не бояться смерти, ибо они отдают свою жизнь за «Дом Богородицы», какою всегда виделась русскому человеку его родная земля [1, с. 88].

Уже с 2003 года офицеры и курсанты института становятся участниками всех мероприятий, конференций, Рождественских чтений в Омске и Москве. Налаживается обмен практическим опытом взаимодействия на различных уровнях, обсуждаются перспективы дальнейшего сотрудничества в деле возрождения исторически присущих нашему народу идеалов и ценностей.

Эти ценности очень емко и точно определяли наши праведники, которых почитает Русская Православная Церковь. Христианин-патриот любит свое Отечество как место, где пребывает и сохраняется Православная Церковь, где осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному, святой праведный Кронштадтский говорил о том, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного. Поэтому христианин-военнослужащий, защищая свое государство, исполняет заповедь о любви к Богу, т. к. выполнение гражданских обязанностей для православного человека представляется как образ главного, вечного служения Царю Небесному, следовательно, исполнять их без усердия и любви к своему государству греховно, пишет этот же святой, потому что: «Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах» [2, с. 153].

13 октября 2007 г. в институте с участием митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялась торжественная церемония освящения камня в основание храма святого благоверного великого князя Дмитрия Донского. Под камень заложена капсула со святой землей Иерусалима, с горы Синай, с места явления Пресвятой Богородицы и места крещения святого равноапостольного великого князя Владимира.

Пасха - главный христианский праздник. С первых веков христиане чтили каждый Воскресный день как День Воскресенья Христова. Наши предки знали это, как молитву «Отче наш», а мы спустя почти столетие снова осознаем и прикасаемся к великой тайне, дарованной Спасителем.

Каждый год курсанты автобронетанкового института по приглашению митрополита Омского и Тарского Феодосия принимали участие во всем торжественном чине Праздника Пасхи и затем объезжали с владыкой те места, где его ждали, даже в очень ранний час. Девять лет подряд, несмотря на огромную загруженность и множество приглашений, владыка посещал институт и проводил праздничное богослужение у строящегося храма святого Дмитрия Донского.

ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Познаненко Александр Викторович «Формы взаимодействия Русской Православной Церкви и армии на Омской земле. Итоги столетия 1917-2017 гг.»

С 2012 года курсанты принимают участие в Пасхальную ночь в архиерейской службе с митрополитом Омским и Таврическим Владимиром, несут хоругви в крестном ходе, слушают поздравительное слово Патриарха всея Руси Кирилла и нашего владыки. Перед выпуском курсантов в 2012 году митрополит Владимир вместе с духовенством служил Божественную литургию у строящегося хама Дмитрия Донского.

Важность такого нравственного воспитания военнослужащих всегда осознавалась лучшими представителями русской военной школы. Генерал М.И. Драгомиров говорил о том, что офицер и солдат будут способны приводить себя в нравственное состояние, когда такое настроение и состояние часто возникают в их душе.

Жизнь Омской митрополии наполнена событиями, в которых наши военнослужащие уже более 14 лет регулярно принимают участие, но одно из них останется в нашей памяти на всю жизнь. Речь идет о прибытии в наш город в празднование Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, по благословению святейшего патриарха московского и всея Руси Алексия II из монастыря Симоно-Петра, что на святой горе Афон, частиц животворящего Креста Господня, честной руки равноапостольной Марии и Магдалины и мощей священномученика Кирика. Царица Небесная щедро раздает Свою благодатную помощь всем православным, с верою и надеждой к Ее защите прибегающим. И нам выпало встречать эти святыни и в течение трех дней находится с ними рядом. Причем в первый день и день отъезда безотлучно.

Традиция Русской Православной Церкви говорит о том, что никто не должен созидать храма без воли епископа. Памятуя о существовавшей на Русской земле благочестивой традиции увековечения памяти о различных выдающихся событиях отечественной истории путем построения храмов и часовен, митрополит Феодосий благословил основать храм в память покровителя танковых войск Дмитрия Донского. Основой для этого стали события Великой Отечественной войны, связанные с созданием танковой колонны и с отправкой наших формирований на фронт.

Проект храма Святого Дмитрия Донского разработан омскими архитекторами. Трехкупольная церковь наследует традиции православного зодчества России XIX -XX вв. Интерьер храма будет соответствовать его мемориальному значению. На стенах могут быть изображены и сцены из русской истории, ощущаемые в параллели с событиями 1941-1945 гг. Таковыми могут стать сюжеты из картин современного талантливого художника Павла Рыженко «Молитва Пересвета», «Победа Пересвета», «Благословение Сергия», «Поле Куликово».

Русская Православная церковь в 1943 году пожертвовала собранные по всей стране средства на строительство танковой колонны. В короткий срок было построено 40 танков Т-34. Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин «Димитрий Донской». Ее передача частям Красной армии состоялась у д. Горелки, что в 5 км северо-западнее Тулы, именно на территории области состоялась Куликовская битва в 1380 году. Технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки. К тому времени оба прошли нелегкие боевые пути.

Храм-памятник посвящен не только святому Дмитрию Донскому, но и 70-й годовщине Великой Победы, которая является наиболее важным историческим событием недавнего прошлого. Война поставила вопрос о самом существовании народа и государства. Поэтому принято решении о создании храма-памятника на воинском мемориале в Омском автобронетанковом инженерном институте в благодарность Богу за одержанную с участием наших земляков Великую победу и в поминовение души погибших воинов.

№ 2, 2017 (3)

В общий строй защитников Отечества от сибирской земли встало 286 тысяч человек. Сибирские дивизии и бригады участвовали в Московской битве. Они сражались насмерть на Бородинском поле и под Истрой, под Волоколамском, Серпуховом и Тулой, брали Берлин. Из Омска убыли на фронт 18 формирований и 600 маршевых рот.

Решением губернатора Омской области к празднованию 60-летия Победы возведен мемориал памяти воинских формирований Омской области на территории 14-го Военного городка. С мая 2005 года чествование ветеранов Великой Отечественной войны проводится в Омском танковом инженерном институте. Омский автобронетанковый инженерный институт сегодня вписывает новую страницу в историю области, на территории мемориального комплекса возводит храм-памятник Святого Благоверного князя Дмитрия Донского, продолжая духовные традиции наших предков строить полковые храмы русской армии, которые становились центрами возникающих при них мемориальных комплексов, пробуждать у молодежи любовь к своему Отечеству и Православной вере.

Исторические события, послужившие поводом к основанию храма, дают начало и особому чинопоследованию, которое впоследствии в этом храме должно регулярно совершаться. Существующая традиция размещения в храме мемориальных досок, трофеев, знамен и наград - дело ближайшего будущего. Все формирования должны быть выгравированы золотом на мраморных плитах, силами прихода и курсантов необходимо вести работу с воинскими частями, монастырями и музеями по поиску и размещению реликвий, связанных как с танковой колонной «Дмитрий Донской», так и с воинскими формированиями Омской области, многие из которых прошли героический боевой путь.

В числе других направлений работы - паломничества по святым местам, связанным с эпохой становления Московского государства и последующими событиями русской истории. Посещение монастырей и храмов очень важно и неизменно оставляет след в душе человека. Часто человек, вглядываясь в прошлое и воспоминая тесное соприкосновение с православной святыней, осознает, что именно этот день и час является судьбоносным в его жизни. Отец Александр свидетельствовал о том, что посещение града нашего Пречистою Богородицей с иконою своею Почаевской многих омичей и жителей области подвигло к более глубокой духовной жизни. Точно также неизгладимый след в душах людей оставляет посещение монастырей и храмов-памятников. Курсантам - участникам факультатива «Основы православной культуры», который много лет действует при храме, необходимо побывать в Москве, в храме Донской Божьей Матери. На территории Донского монастыря стоит военная техника времен Великой Отечественной войны, образцы знаменитой танковой колонны, построенной на средства Русской Православной Церкви и прошедшей через горнило войны.

Сотни православных храмов за многовековую историю государства стали памятниками русской воинской славы. Так уж распорядилась история, что в нашей стране в память великих битв, в которых решалась судьба Отечества, в память полководцев и народных героев, ставших на защиту родной земли, в память прославленных воинских частей народ возводил храмы и часовни. Теперь и мы становимся причастны к этой замечательной традиции.

Библиографический список:

1. Алексеев А. Непобедимый полководец // Наука и жизнь. 2010. №3.

2. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 1999.

ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Познаненко Александр Викторович «Формы взаимодействия Русской Православной Церкви и армии на Омской земле. Итоги столетия 1917-2017 гг.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.