Научная статья на тему 'Русская народная сказка как средство приобщения младших школьников к русской культуре'

Русская народная сказка как средство приобщения младших школьников к русской культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2836
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская народная сказка как средство приобщения младших школьников к русской культуре»

Порт-Артура огорчила меня, мне больно. Это патриотизм. Я воспитан в нём и несвободен от него так же, как несвободен от эгоизма личного, от эгоизма семейного, даже аристократического, и от патриотизма»... [5, т. 55, с. 111]. В интересной брошюре племянницы Толстого Т. Кузмин-ской «Отношение графа Л.Н. Толстого к войне вообще», написанной в годы первой мировой войны, имеются рассуждения и о патриотическом чувстве писателя. В VI главе книги, озаглавленной - «Беседы со Львом Николаевичем», Т. Кузминская воскрешает один памятный ей эпизод осени 1905 г., когда к Толстому в Ясную Поляну пришли однажды студенты университета. Они хотели узнать мнение писателя относительно русско-японской войны. И вот один «мрачный» студент, как видно начитавшийся последних произведений Толстого, стал с одобрением говорить о сдаче русскими Порт-Артура. Каково же было удивление студента, рассказывает далее автор, когда Лев Николаевич сказал на это: «В наше время Порт-Артур бы не сдали! ... Сами бы погибли, взорвали крепость, с голоду бы пропали, - да не сдались!» [2].

Убедительно и прозорливо говорил о Толстом в начале ХХ в. японский писатель Токутоми Рока, бывший в Ясной поляне летом 1906 г. и создавший об этом посещении очерк «Пять дней в Ясной Поляне». Т. Рока писал о Толстом: «Как и можно было ожидать, этот человек, который отрицал патриотизм, был настоящим патриотом. Он ненавидел преступления царской России, не верил в её силу. Человек, не верящий в себя, не может по-настоящему любить других. Человек, не любящий своё отечество, не может отдаться полностью служению человече-ству»...[3].

Список литературы

1. Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. - М.: ГИХЛ, 1959. - С. 60.

2. Кузминская Т. Отношение графа Л.Н. Толстого к войне вообще. - Петроград, 1915. - С. 31-32.

3. Литературное наследство. Толстой и зарубежный мир. - Т. 75. - Кн. 1. -С. 199.

4. Новиков М.П. Разговор с Л.Н. Толстым о японской войне // Толстой. Памятники творчества и жизни. - Вып. 2. - М.: Задруга, 1920. - С. 99.

5. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Юбилейное: в 90 т. - М.: ГИХЛ, 1936.

Е. А. Киселёва

Русская народная сказка как средство приобщения младших школьников к русской культуре

Поиск путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и образования - одна из важнейших проблем современного общества в данной области и всё чаще привлекает внимание исследователей. Особое внимание, при поиске новых средств и методов организации воспитательного процесса, уделяется их многофункцио-

214

нальности, способствуют ли они самовыражению и самореализации ребёнка, интересны ли для детей и подходят ли они для современной учебно-воспитательной системы.

Народная культура является одним из таких средств воспитания подрастающего поколения. С помощью неё можно приобщать детей к народным традициям, которые помогают формированию духовности, общечеловеческих и нравственно-этических ценностей. Данный вид культуры может выполнять ряд функций, таких как развивающая, диагностическая, корректирующая и развивающая [1].

В XXI в. общество столкнулось с проблемой, когда духовно-нравственные начала в воспитании ребёнка оказались притеснёнными новыми взглядами и идеями, мешающими полноценно развиваться. В данной ситуации пострадали прежде всего дети, так как связь с семьёй, природой, истоками своей культуры постепенно начала исчезать. Поэтому проблема переосмысления ценностных ориентиров встала перед педагогикой и требовала принятия соответствующих мер. Необходимо естественным образом подводить ребёнка к основам культуры, приобщать к овладению народным наследием [5].

По мнению отечественного педагога К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора невероятно велика, она закладывает нравственные представления и формирует внутренний мир ребёнка.

В настоящее время вопросы, связанные с обстановкой в воспитании и образовании, являются актуальными. Знания детей о русском фольклоре не значительны, а степень их положительного влияния велика! Они должны непременно знать культуру своей Родины и не отделимые от неё элементы.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Он на протяжении многих веков впитывало в себя жизненный опыт, мудрость народа, которые несли в себе высокие нравственные и моральные нормы и передавались следующим поколениям. Фольклор сам по себе имеет педагогическую направленность, он сопровождает ребёнка с самого его рождения [1]. Немало в нём создавалось непосредственно для детей, он содержал в себе народную мудрость и заботу о будущем своего государства. Там всегда множество ярких поэтических образов, которые вызывают положительные эмоции, учат жизнерадостности, помогают разграничивать понятия добра и зла и т. д.

Существует так называемый детский фольклор, который содержит произведения, специально созданные для детей. Педагоги постоянно подчёркивают высокую педагогическую значимость данной области для подрастающего поколения. Такие произведения проникают в психику, учитывают особенности детского восприятия и не содержат поучений в чистом виде. Благодаря народной поэзии дети усваивают основные связи и закономерности жизни. Фольклор содержит в себе всё самое важ-

ное и интересное для каждого человека [3]. Например, такие понятия как труд, связь людей с природой, взаимоотношения в обществе и т. д.

Детям нравится то, как в народном творчестве изображается природа с её красотой и могуществом, человек и его ум и сила. Так же фольклор формирует правильное эстетическое отношения к окружающей природе и действительности, к труду, учит выделять прекрасное в мелочах.

Место народных произведений в воспитании детей выражается в близости для данного возраста, выразительности образов и эмоциональной силе. Необходимо так же отметить, что фольклор даёт огромные возможности для умственного, нравственного и эстетического развития подрастающего поколения [2].

Одним из направлений творения народного искусства является сказка. Память человека навсегда связана с ними. В простых и нехитрых сюжетах о лисе и волке, царевне-лягушке, цапле и журавле внимание приковывает актуальность социальной проблемы и мудрость героев в поступках. Народная разговорная речь является неотъемлемой частью сказки. Она гибкая, отражает тонкий смысл и необычайно разнообразна.

Как только ребёнок рождается, он входит в мир сказок, в том числе и народных. Младший школьник встречает сказки в учебниках и книгах по литературному чтению, в старшей школе на уроках литературы и частично русского языка. Из данного вида произведений дети узнают, что счастье не может быть достигнуто без труда и без опоры на нравственные устои. В них всегда осуждается разбой, воровство, ложь и многое другое. Сказка учит ребёнка важным жизненным понятиям, как поступать в той или иной ситуации и как жить в обществе. Дети благодаря им понимают что такое зло и как с ним бороться, как сделать мир ярче и добрее.

Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Традиции и обычаи закладывают содержание и форму произведения, основные поэтические приемы, особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль. Всё это властно вмешивается в творческий процесс народного мастера-сказочника. Устные сказки, записанные от сказителей, - творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров.

Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни [4].

Русская народная сказка для детей - это самый любимый и популярный жанр фольклора и в воспитании играет огромную роль. Она позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучению

его традиций, усвоения морально-нравственных норм поведения в обществе. Она способствует развитию речи, мышления учащихся.

И не случайно сказка включена в программу начальной школы. Однако здесь велика роль и самого учителя. Когда сказка приходит на урок, это всегда интересно и необычно. Особенный же праздник, если со сказ-

W ^ W W W ^ W

кой к ребенку приходит умный и талантливый, увлеченный, с большой долей воображения педагог. Если учитель заботится о воспитании вдумчивого читателя с развитым воображением, образной памятью и чувством поэтического слова, то необходимо приблизить ребенка к пониманию подтекста сказки, ее нравственного содержания, помочь почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать и слышать не только себя, но и других.

Работу в данном направлении необходимо осуществлять регулярно, чтобы дети учились видеть мир глазами народной мудрости, чтобы они хорошо знали и уважали традиции и быт своего народа.

Список литературы

1. Гусев Д. А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 44-47.

2. Жесткова Е.А., Цуцкова Е.В. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1330.

3. Жесткова Е.А., Казакова В. В. Обучение младших школьников написанию отзыва о прочитанном художественном произведении // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исслед. - 2015. - № 8-2 - С. 355-358.

4. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исслед. - 2015. - № 1-1 - С. 126130.

5. Жесткова Е.А., Казакова В. В. Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 9-4 - С. 723-725.

6. Лучина Т. И. Нравственное воспитание современных школьников // IV Сильве-стровские пед. чт. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизационного выбора крещения Руси: материалы пед. чт. - Омск, 2015. -С. 70.

О. Н. Красникова

Пространство и время в пьесе А.Н. Островского «Бешеные деньги»

А. Н. Островский тщательно работал над каждой своей пьесой, к рукописи рассматриваемой комедии драматург также обращался неоднократно. Первоначально текст носил название «Коса на камень», потом «Не все то золото, что блестит». Лишь к моменту оформления окончательного положения всех персонажей комедии писатель находит совре-

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.