Научная статья на тему 'Рост благосостояния народа основная цель политики модернизации Китая'

Рост благосостояния народа основная цель политики модернизации Китая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
570
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОБЩЕСТВО МАЛОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ" / МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ / ПРЕДМЕТЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ. "THE SMALL WELL-BEING SOCIETY / STANDART OF LIVING. / MODERNIZATION / BASIC COMMODITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бадиан Бубакар

В статье комплексно рассмотрена задача создания «общества малого благосостояния» как одна из целевых установок политики модернизации КНР. В 1964 г. китайское руководство выдвинуло цель: осуществить к концу XX века модернизацию. К воплощению этой исторической задачи Китай смог по-настоящему приступить только в 1979 г. С этого времени, Китай взял на вооружение новую политическую линию, ставящую в центр пристального внимания защиту интересов народа, включая снижение бедности, обеспечение всеобщего образования и здравоохранения, защиту окружающей среды и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article fully analyses the problem which concerns building of "The Small Well-Being Society (Xiaokang) as one of the most important goals of the China's modernization policy. In 1964 the Chinese's government put forward the purpose: to carry out the modernization of the country at the end of the 20th century. However, China could start an embodiment of this historical task only in 1979. Since that time, People's Republic of China (PRC) launched a new political trend that was focusing on defending people and promoting their interests, including diminution of poverty, providing education and public health, environment's protection, welfare, etc.

Текст научной работы на тему «Рост благосостояния народа основная цель политики модернизации Китая»

УДК 364

Бадиан Бубакар

РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА - ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ

В статье комплексно рассмотрена задача создания «общества малого благосостояния» как одна из целевых установок политики модернизации КНР. В 1964 г. китайское руководство выдвинуло цель: осуществить к концу XX века модернизацию. К воплощению этой исторической задачи Китай смог по-настоящему приступить только в 1979 г. С этого времени, Китай взял на вооружение новую политическую линию, ставящую в центр пристального внимания защиту интересов народа, включая снижение бедности, обеспечение всеобщего образования и здравоохранения, защиту окружающей среды и т.п.

Ключевые слова: «общество малого благосостояния», модернизация Китая, предметы первой необходимости, уровень жизни.

Boubacar BADIANE

THE RAISE OF PEOPLE’S WELL-BEING AS THE MAIN GOAL OF CHINA’S MODER-NIZA TION POLICY

The article fully analyses the problem which concerns building of "The Small Well-Being Society" (Xiaokang) as one of the most important goals of the China’s modernization policy. In 1964 the Chinese’s government put forward the purpose: to carry out the modernization of the country at the end of the 20th century. However, China could start an embodiment of this historical task only in 1979. Since that time, People’s Republic of China (PRC) launched a new political trend that was focusing on defending people and promoting their interests, including diminution of poverty, providing education and public health, environment’s protection, welfare, etc.

Key words: "The Small Well-Being Society", modernization, basic commodities, standart of living.

Ж"Жовая стратегия экономическо-Ж Ж г о развития. От установки, предполагавшей осуществление модернизации к концу XX века, китайскому руководству пришлось отказаться, и на вооружение была взята трехстадийная стратегия модернизации:

- на первой стадии предполагалось двойное увеличение ВВП по сравнению с 1980 г.[2], и тем самым решить проблему питания и обеспечения населения предметами первой жизненной необходимости;

- на второй стадии, к 2000 г. предполагалось повторное увеличение ВВП в два раза и, таким образом, довести жизненный уровень населения до так называемого «общества малого достатка» или «общества малого благосостояния», (сяокан шехуэй, по-китайский);

- на третьей стадии, к средине XXI века осуществить в основном модернизацию.

«Общество малого благосостояния» -это чисто китайское понятие, означающий уровень зажиточности, при котором у людей есть достаток сверх предметов первой необходимости, который позволяет жить значительно лучше, но еще не богато (см. таблицу).

Осознание китайским руководством необходимости создания «общества малого благосостояния» явилось одним из важных итогов, достигнутых в процессе обобщения исторического опыта в Китае -стране с огромным населением, отсталой

Расходы на бытовые нужды в городах и в деревнях (в среднем в расчете на душу год/юань)

Наименование Годы

1997 1999 2001 2003

В городах

Продукты питания 1950,3 1941,8 2028,0 2416,9

Одежда 520,9 482,4 533,7 637,7

Жилье 394,5 510,7 610,7 699,4

Обстановка, приборы, и обслуживание 281,0 338,8 376,2 410,3

Медпомощь и предметы здравоохранения 179,7 245,6 343,3 476,0

Транспорт и связь 251,5 336,5 493,9 721,1

Предметы культуры, образование, развлечения и услуги 472,4 601,3 736,6 934,4

Прочие 135,3 158,9 186,6 215,1

В деревнях

Продукты питания 890,3 829,0 830,7 886,0

Одежда 109,4 92,0 98,7 110,3

Жилье 233,2 232,7 279,1 308,4

Обстановка и обслуживание 85,4 82,3 77,0 81,7

Медпомощь и предметы здравоохранения 62,5 70,0 96,6 115,8

Транспорт и связь 53,9 68,7 110,0 162,5

Предметы культуры, образование, развлечения и услуги 148,2 168,3 192,6 235,7

Прочие 34,3 34,3 56,4 43,0

Создано по [3]

экономикой и крайней неравномерностью развития.

Для Китая, тогда еще не избавившегося от нищеты, выбор проблем пропитания и снабжения населения предметами первой необходимости в качестве исходной точки модернизации был правильным. Общество, где только-только удовлетворены важнейшие жизненные потребности, отделяет от модернизированного общества большая временная дистанция; между ними существует большая разница в уровне социально-экономического развития. Признание «общества малого благосостояния» в качестве промежуточного переходного состояния отвечает задачам экономического роста страны.

Основные проблемы и противоречия «общества малого достатка». Уровень благосостояния, которого к настоящему времени Китай достиг, является низким, неполным и характеризуется большой неравномерностью. Это вытекает из следующих обстоятельств:

- Во-первых, «общество малого благосостояния» - это период равный нескольким десятилетиям, он начинается с обеспечения народа предметами первой необходимости и завершается созданием модернизированного общества. А сейчас Китай только-только вступил на порог сяокан шехуэй, поэтому сего-

дняшнее благосостояние - это благосостояние, скажем, низкой градации.

- Во-вторых, в китайской деревне имеется еще 30 миллионов бедного населения, для которых еще не вполне разрешена проблема удовлетворения самых необходимых жизненных нужд. В городах насчитывается более 20 миллионов бедных. На наш взгляд, эти факты говорят о том, что даже малым благосостоянием охвачено еще далеко не всё население страны.

- В-третьих, существует большая разница между доходами и уровнем жизни рабочих и крестьян, между отдельными слоями общества в экономически развитых и отсталых районах страны. Неравномерен процесс развития материального благополучия и духовной жизни людей, а также прогресс в разных областях социального развития. Фактически удовлетворение народа основными средствами существования решено лучше, чем его запросы в области культуры, просвещения, медобслу-живания, здравоохранения и соцобеспе-чении.

Решение перечисленных задач для построения общества малого достатка (сяо-кан шехуэй) должно стать постепенным процессом, учитывающим экономический уровень Китая. Политика распределения играет большую роль в обеспечении народного благосостояния; в связи с этим предстоит, во-первых, внести коррективы в политические установки макроэкономики, увеличив удельный вес народного потребления в ВВП (43% ВВП в 2003 г. по миру - 60%); во-вторых, снизить разрыв в доходах людей.

В период перестройки экономической системы увеличение различий в личных доходах можно считать неизбежным, но реакция масс становится все более резкой на такую несправедливость. Правительство не располагает средствами регулиро-

вания доходов, и данная проблема остается камнем преткновения на пути развития Китая.

В связи с этим, большое значение имеет официальное утверждение общенациональных, городских и сельских критериев общества «малого благосостояния». Ставятся следующие общенациональные задачи: увеличение ВНП на душу населения к 2000г. до 2400 юней; доведение средней продолжительности жизни до 79 лет, а доли посещающих среднюю школу - до 55-60%; снижение коэффициента Энгле-ра, т.е. доли затрат на питание в общих расходах населения до 40-49% при его калорийности 2600 калл. в день.

Коэффициент Энглера, характеризующий удельный вес расходов на питание в общих расходах семейного бюджета, рассматривается международными экспертами как важный показатель уровня дохода и благосостояния. Совет ООН по продовольствию и сельскому хозяйству выдвинул общий критерий оценки состояния благосостояния на основе этого коэффициента. Жизненный уровень при коэффициенте выше 60% считается бедным; при 50-60 % обеспечивается питание и предметы первой необходимости; 4050% - общество малого благосостояния; ниже 40% - имеем зажиточное благосостояние.

В начале 1980-х гг. коэффициент Энг-лера в китайских городах равнялся 56,7% (1981 г.), в деревне 61,8% (1980 г.), то есть был близок или даже превышал коэффициент, соответствующий бедности. В 2003 г. коэффициент Энглера в городах снизился до 37,1%, то есть имело место приближение к состоянию малого благосостоянии (см. рисунок).

Значительное снижение коэффициента Энглера означает явные перемены в структуре потребления китайских семей. Теперь, кроме предметов первой необходимости, они могут себе

Коэффициент Энглера городских и сельских семей

Создано по [1].

позволить гораздо большие расходы на потребление. Со снижением коэффициента Энглера в структуре потребления снизились расходы на одежду и бытовые услуги, но повысился удельный вес расходов на жилье, здравоохранение, образование, культурный досуг, транспорт, информацию и пр.

В целом, китайцы положительно рассматривают перемены, произошедшие в общественной и экономической жизни страны за годы реформ. По данным Исследовательской фирмы «Линдянь» в 1999 г. в ответ на вопрос, довольны ли вы сегодняшней жизнью, 52% опрошенных сказали «довольны» или «относительно довольны».

Исследование, проведение в Пекине в 2001г., показало, что большинство опрошенных испытывают удовлетворение нынешней жизнью и оптимистично смотрят в будущее. В ответ на предложение дать оценку экономической ситуации в 1980-х, 1990-х гг. и в настоящее время положительный ответ дали соответственно 31%, 63% и 69% опрошенных, т.е. число людей, оптимистично оценивающих ситуацию в стране, неуклонно увеличивается.

При опросе о состоянии социальной сферы оптимистичный ответ дали соответственно 53%, 42% и 50% опрошенных. На вопрос: «В какую сторону - лучшую

или хорошую - изменилась ваша жизнь по сравнению с 1995 годом», 76% опрошенных ответили - «изменилась к лучшему». На вопрос: «Какой по сравнению с сегодняшним днем станет жизнь спустя 5 лет?» 79% отвели - «изменится к лучшему» [5].

Проведенный анализ показал, что целевую установку китайской модернизации на первые двадцать лет XXI века в определенной мере обусловило построение «общества малого благосостояния». Оно предусматривает создание адекватной системы соцобеспечения, народного просвещения, здравоохранения и гигиены. Достижение этой цели подразумевает значительное повышение жизненного уровня населения во всех регионах страны без исключения на основе быстрого развития экономики.

По мнению китайского руководства, это означает для КНР статус экономически развитой страны и ее включение ее в категорию стран со средневысоким доходом [4]. При этом главным инструментом реализации этой цели является дальнейшее проведение успешной политики модернизации страны.

В результате последовательного выполнения задач модернизации экономики и общества к 2050 г. Китай

должен достичь такого уровня социально-экономического развития, который позволит ему вступить в ряды стран со среднем уровнем ВВП на душу населения таких стран, как Республика Корея, Турция, Мексика, Бразилия; сделать жизнь народа за-

1. Ван Мэнкуй и др. Экономика Китая / Пер. с кит. Чжэн Яохуа.- Пекин: «Межконтинентальное издательство Китая». 2005. - С. 158

2. Zhongo jingji zengzhang baogao - Duiwai kaifangzhongde jingji zengzhang (2006) (Доклад об экономическом росте Китая в 2006 г. - Экономический рост в условиях внешней открытости). Подготовлен Центральном исследований национальных счетов и экономического роста Китая пекинского университета. - Beijing: Zhongguo jingji chubanshe, 2006 p.40

3. Ван Мэнкуй и др. Экономика Китая/ Пер. с кит. Чжэн Яохуа.- Пекин: «Межконтинентальное издательство Китая». 2005. - С. 169.

житочной; выйти на 1-е место в мире по совокупной государственной мощи [6]; превратить Китай в мощное государство с высоким уровнем материальной, правовой и духовной цивилизации.

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Китайская народная Республика в

2007г.: политика, экономика, культу-

ра/Институт Дальнего Востока РАН. - М.: «Русская панорам», 2008. - С. 78.

5. Ван Мэнкуй и др. Экономика Китая / Пер. с кит. Чжэн Яохуа.- Пекин: «Межконтинентальное издательство Китая». 2005. - С. 175.

6. Подъем Китая: Значение для глобальной и региональной стабильности: сб. статей международной научной конференции, Москва, 7-8 ноября 2006 г./ Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова; ред.- сост. А.Н. Карнеев. М.: Рубеж XXI века, 2007. - . С. 132.

!■'. Г-1-1

— Коротко об авторе ------------------------------------------------------

Бадиан Бубакар - аспирант, Российский университет дружбы народов, rudn@rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.