♦-------------------------------------------------
то само государство должно создать для всех народов одинаковые условия для развития языка, истории, культуры» [3, с. 4]. В его высказываниях звучит обвинение в отчужденности государства от основных прав и свобод человека и гражданина.
В комментариях к Конституции Российской Федерации, выпущенных центром конституционных исследований Московского общественного научного фонда под руководством В. Четвернина, эта проблема отражена следующим образом: «Неотчуждаемость основных прав и свобод означает, что они составляют минимальную неотъемлемую свободу, и отчуждение хотя бы части этой свободы в пользу власти приводит к несвободе, является опасным для свободы, делает власть деспотической» [5, с. 24].
Таким образом, невыполнение основных прав и свобод граждан на территории Российской Федерации, закрепленных в Конституции РФ (1993 г.), является показателем того, что в Российской Федерации
существуют отклонения от конституционных норм, права и свободы граждан не являются высшей ценностью. Все это, как и некогда, негативно отражается на деятельности многих национально-культурных автономий народов Российской Федерации, в том числе и ФНКАТ.
1. Закон «О национально-культурной автономии». М.,1996.
2. Конституция Республики Татарстан. Казань, 1992.
3. Лига нации. 2001. № 1.
4. Соглашение между Кабинетом Министров Республики Татарстан и Исполкомом Всемирного конгресса татар, Советом Федеральной национально-культурной автономии татар о принципах взаимодействия по работе с регионами компактного проживания татар в области экономики, науки и культуры. Казань, 1999.
5. Четверин В.А. Комментарии к Конституции РФ // Центр конституционных исследовании Московского общественного фонда. М., 2002.
УДК 94(47)
РОССИЙСКО-МОНГОДЬСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО в начале 1920-х годов (краткий исторический обзор)
Д.Б. Бурнинов,
аспирант кафедры истории, Российская экономическая академия Г.Б. Плеханова
ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)
Сведения об Октябрьской революции 1917 г в России быстро распространились в Монголии. Большую роль в этом сыграла Монгольская народно-революционная партия, создание которой явилось решающим фактором в деле обеспечения победы антифеодальной революции в Монголии.
Временное народное правительство, созданное по инициативе МНРП, стало боевым органом вооруженного восстания и действовало как революционная власть народа на севере Монголии. Был создан и штаб партизанских войск во главе с Сухэ-Батором, который развернул боевую и политическую подготовку партизанских войск и организовал в марте 1920 г. наступление на Кяхту против китайских милитаристов. Освобождение Кяхты стало исторической победой монгольского народа, ознаменовавшей начало антифеодальной народной революции, привело к изгнанию из страны китайских захватчиков и создало условия для совместной с частями Красной Армии борьбы против белогвардейских войск барона Унгерна.
Уже в самом начале вторжения вооруженных формирований Унгерна в Монголию монгольское руководство обратилось к правительству Советской России с просьбой направить части Красной Армии для помощи монгольскому народу. Именно к этому времени относится оформление тесного военно-политического союза Советской России и революционной Монголии. Как отмечал Ю. Цеденбал, Военно-политический союз Советской России и революционной Монголии зародился в 1921 г. в ходе классовой битвы с империализмом и феодализмом. Вооруженные Силы Советской Республики оказали неоценимую интернациональную помощь монгольскому народу в борьбе с иноземными оккупантами и их союзниками - местными феодалами.
История этого союза началась еще в 1919 г., когда Япония попыталась создать под своим влиянием марионеточное правительство, так называемое правительство «Независимой Монголо-Бурятской Республики». Однако созданное атаманом Семеновым по указке японских империалистов правительство этого «государства» не было поддержано монголами и бурятами и вскоре распалось.
Созданное монгольскими революционерами Временное народное правительство 16 марта 1921 г. официально обратилось к Народному комиссариату иностранных дел Советской России за помощью в борьбе против белогвардейцев [1, с. 780]. Монгольская сторона обратилась одновременно к командованию Красной Армии о направлении частей в
♦
♦
пределы Монголии для совместной борьбы против белогвардейцев.
Советское правительство направило на помощь монгольскому народу 35-ю дивизию 5-й армии численностью 7 500 бойцов, 35-й кавалерийский полк под командованием К. К. Рокоссовского численностью около 1 000 человек и другие части 5-й армии.
В середине июня 1921 г. командования Красной Армии и монгольских вооруженных сил приступили к подготовке наступления с целью ликвидации унгерновских вооруженных формирований и освобождения Монголии. Подразделения Монгольской народно-революционной армии совместно с частями Красной Армии 6 июля 1921 г. освободили столицу Монголии Ургу Монгольская народная революция победила, она по своим задачам и характеру являлась антиимпериалистической, антифеодальной, народно-демократической революцией.
Вскоре после победы революции в Монголии Советская Россия и Народная Монголия юридически закрепили свои отношения. 5 ноября 1921 г. в Москве было подписано Советско-монгольское соглашение об установлении дружественных отношений между РСФСР и Монголией.
Соглашение объявляло недействительными все договоры и соглашения между царской Россией и Монголией. Правительство РСФСР и Народное правительство Монголии признали друг друга единственно законным правительством в соответствующей стране и договорились об установлении дипломатических отношений, а также об определении советско-монгольской границы. Обе стороны обязались не допускать на своей территории организаций и групп, враждебных другой стороне. Советское правительство передавало Народному правительству Монголии принадлежавшие РСФСР в Монголии телеграфные сооружения и аннулировало дореволюционный долг Монголии правительству России в размере 5 млн руб. золотом.
В Соглашении подчеркивалось, что Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признает единственным законным правительством Монголии Народное правительство Монголии, а Народное правительство Монголии признает единственной законной властью России Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Что же касалось государственной границы между Россией и Монголией, то она должна была быть уста-
новлена специальной комиссией, образованной на основании Соглашения между Правительством Советской России и правительством Монголии.
В «Соглашении» также отмечалось, что граждане каждой из договаривающихся сторон, пребывающие на территории другой стороны, пользуются правами и несут обязанности наравне с пребывающими там гражданами наиболее благоприятствуемой страны.
Российское Советское правительство передавало в полную собственность монгольского народа принадлежащие Российской Республике в Монголии все здания телеграфных контор с имеющимся в них телеграфным оборудованием.
Правительство Монголии, в свою очередь, признало за российскими гражданами, владеющими в Монголии участками земли или постройками, тех же прав владения, аренды, занятия участков под постройки, взыскания налогов, арендной платы и иных платежей и в тех же размерах, какие применяются в отношении граждан наиболее благоприятствуемого государства.
Не менее важным был и «Дополнительный протокол к Соглашению между правительством Советской России и Монголией об установлении дружеских отношений между двумя странами о сотрудничестве в области судопроизводства».
После полной ликвидации остатков белогвардейщи-ны основные части Красной Армии покинули Монголию. Но в связи с тем, что внешнее положение Монгольской республики еще не успело закрепиться, а опасность вторжения белогвардейских вооруженных формирований со стороны Маньчжурии была очевидной, Правительство Монголии обратилось к Советскому правительству с просьбой временно оставить в Урге незначительное количество советских войск.
Между тем уже к концу 1924 г в результате укрепления политической и экономической независимости и оборонной мощи Монгольской Народной Республики отпала нужда в дальнейшем пребывании советских войск в Монголии. В феврале 1925 г. правительство Монгольской Народной Республики дало согласие на вывод советских войск. Части Красной Армии, находившиеся в Монголии по просьбе правительства с 1921 г., выполнив свою интернациональную задачу, покинули страну в полном составе в феврале 1925 г
1. Документы внешней политики СССР. М., 1960. Т. IV.
УДК 94(47)
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЗАПАДНОМ КАЗАХСТАНЕ в коние XIX - начале ХХ веков
Процесс аграрной колонизации Казахстана в начале XX в. происходил в сложных условиях, что было обусловлено многими причинами, в основном связанными с проблемой деформации традиционной структуры хозяйственных отношений в ходе широкомасштабного переселенческого движения. В процессе развития аграрных отношений в Западном Казахстане ввиду сложных условий крестьянство нуждалось в улучшении условий для развития земледелия. Казахское население постепенно переходило к земледелию. В 1901 г. Тур-гайский военный губернатор отмечал, что земледелие постепенно
Д.Я. Фризен,
аспирант кафедры истории Казахстана, Актю-бинский государственный педагогический институт
ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)