Научная статья на тему 'Российско-монгольское сотрудничество в начале 1920-х годов (краткий исторический обзор)'

Российско-монгольское сотрудничество в начале 1920-х годов (краткий исторический обзор) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE MONGOLIAN PEOPLE'S REVOLUTIONARY PARTY / МНРП (МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ) / ОСВОБОЖДЕНИЕ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ / РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИЙ СОЮЗ / СОГЛАШЕНИЯ / ДОГОВОР / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / RELEASE / MILITARY-POLITICAL ALLIANCE / RUSSIAN-MONGOLIAN ALLIANCE / AGREEMENT / TREATY / INTERNATIONAL TASK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурнинов Д. Б.

В статье показано, какие после Октябрьской революции 1917 г. были созданы условия для установления межгосударственных отношений между советской Россией и Монгольской Народной Республикой, укрепления и расширения всесторонних политических, экономических, военных и культурных взаимоотношений между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-MONGOLIAN COOPERATION in the beginning of 1920™ (a brief historical overview)

The article describes the conditions for establishing interstate relations between Soviet Russia and Mongolia after October Revolution in Russia in 1917. It also deals with the conditions that led to economic, military and cultural consolidation between these countries

Текст научной работы на тему «Российско-монгольское сотрудничество в начале 1920-х годов (краткий исторический обзор)»

♦-------------------------------------------------

то само государство должно создать для всех народов одинаковые условия для развития языка, истории, культуры» [3, с. 4]. В его высказываниях звучит обвинение в отчужденности государства от основных прав и свобод человека и гражданина.

В комментариях к Конституции Российской Федерации, выпущенных центром конституционных исследований Московского общественного научного фонда под руководством В. Четвернина, эта проблема отражена следующим образом: «Неотчуждаемость основных прав и свобод означает, что они составляют минимальную неотъемлемую свободу, и отчуждение хотя бы части этой свободы в пользу власти приводит к несвободе, является опасным для свободы, делает власть деспотической» [5, с. 24].

Таким образом, невыполнение основных прав и свобод граждан на территории Российской Федерации, закрепленных в Конституции РФ (1993 г.), является показателем того, что в Российской Федерации

существуют отклонения от конституционных норм, права и свободы граждан не являются высшей ценностью. Все это, как и некогда, негативно отражается на деятельности многих национально-культурных автономий народов Российской Федерации, в том числе и ФНКАТ.

1. Закон «О национально-культурной автономии». М.,1996.

2. Конституция Республики Татарстан. Казань, 1992.

3. Лига нации. 2001. № 1.

4. Соглашение между Кабинетом Министров Республики Татарстан и Исполкомом Всемирного конгресса татар, Советом Федеральной национально-культурной автономии татар о принципах взаимодействия по работе с регионами компактного проживания татар в области экономики, науки и культуры. Казань, 1999.

5. Четверин В.А. Комментарии к Конституции РФ // Центр конституционных исследовании Московского общественного фонда. М., 2002.

УДК 94(47)

РОССИЙСКО-МОНГОДЬСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО в начале 1920-х годов (краткий исторический обзор)

Д.Б. Бурнинов,

аспирант кафедры истории, Российская экономическая академия Г.Б. Плеханова

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

Сведения об Октябрьской революции 1917 г в России быстро распространились в Монголии. Большую роль в этом сыграла Монгольская народно-революционная партия, создание которой явилось решающим фактором в деле обеспечения победы антифеодальной революции в Монголии.

Временное народное правительство, созданное по инициативе МНРП, стало боевым органом вооруженного восстания и действовало как революционная власть народа на севере Монголии. Был создан и штаб партизанских войск во главе с Сухэ-Батором, который развернул боевую и политическую подготовку партизанских войск и организовал в марте 1920 г. наступление на Кяхту против китайских милитаристов. Освобождение Кяхты стало исторической победой монгольского народа, ознаменовавшей начало антифеодальной народной революции, привело к изгнанию из страны китайских захватчиков и создало условия для совместной с частями Красной Армии борьбы против белогвардейских войск барона Унгерна.

Уже в самом начале вторжения вооруженных формирований Унгерна в Монголию монгольское руководство обратилось к правительству Советской России с просьбой направить части Красной Армии для помощи монгольскому народу. Именно к этому времени относится оформление тесного военно-политического союза Советской России и революционной Монголии. Как отмечал Ю. Цеденбал, Военно-политический союз Советской России и революционной Монголии зародился в 1921 г. в ходе классовой битвы с империализмом и феодализмом. Вооруженные Силы Советской Республики оказали неоценимую интернациональную помощь монгольскому народу в борьбе с иноземными оккупантами и их союзниками - местными феодалами.

История этого союза началась еще в 1919 г., когда Япония попыталась создать под своим влиянием марионеточное правительство, так называемое правительство «Независимой Монголо-Бурятской Республики». Однако созданное атаманом Семеновым по указке японских империалистов правительство этого «государства» не было поддержано монголами и бурятами и вскоре распалось.

Созданное монгольскими революционерами Временное народное правительство 16 марта 1921 г. официально обратилось к Народному комиссариату иностранных дел Советской России за помощью в борьбе против белогвардейцев [1, с. 780]. Монгольская сторона обратилась одновременно к командованию Красной Армии о направлении частей в

пределы Монголии для совместной борьбы против белогвардейцев.

Советское правительство направило на помощь монгольскому народу 35-ю дивизию 5-й армии численностью 7 500 бойцов, 35-й кавалерийский полк под командованием К. К. Рокоссовского численностью около 1 000 человек и другие части 5-й армии.

В середине июня 1921 г. командования Красной Армии и монгольских вооруженных сил приступили к подготовке наступления с целью ликвидации унгерновских вооруженных формирований и освобождения Монголии. Подразделения Монгольской народно-революционной армии совместно с частями Красной Армии 6 июля 1921 г. освободили столицу Монголии Ургу Монгольская народная революция победила, она по своим задачам и характеру являлась антиимпериалистической, антифеодальной, народно-демократической революцией.

Вскоре после победы революции в Монголии Советская Россия и Народная Монголия юридически закрепили свои отношения. 5 ноября 1921 г. в Москве было подписано Советско-монгольское соглашение об установлении дружественных отношений между РСФСР и Монголией.

Соглашение объявляло недействительными все договоры и соглашения между царской Россией и Монголией. Правительство РСФСР и Народное правительство Монголии признали друг друга единственно законным правительством в соответствующей стране и договорились об установлении дипломатических отношений, а также об определении советско-монгольской границы. Обе стороны обязались не допускать на своей территории организаций и групп, враждебных другой стороне. Советское правительство передавало Народному правительству Монголии принадлежавшие РСФСР в Монголии телеграфные сооружения и аннулировало дореволюционный долг Монголии правительству России в размере 5 млн руб. золотом.

В Соглашении подчеркивалось, что Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признает единственным законным правительством Монголии Народное правительство Монголии, а Народное правительство Монголии признает единственной законной властью России Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Что же касалось государственной границы между Россией и Монголией, то она должна была быть уста-

новлена специальной комиссией, образованной на основании Соглашения между Правительством Советской России и правительством Монголии.

В «Соглашении» также отмечалось, что граждане каждой из договаривающихся сторон, пребывающие на территории другой стороны, пользуются правами и несут обязанности наравне с пребывающими там гражданами наиболее благоприятствуемой страны.

Российское Советское правительство передавало в полную собственность монгольского народа принадлежащие Российской Республике в Монголии все здания телеграфных контор с имеющимся в них телеграфным оборудованием.

Правительство Монголии, в свою очередь, признало за российскими гражданами, владеющими в Монголии участками земли или постройками, тех же прав владения, аренды, занятия участков под постройки, взыскания налогов, арендной платы и иных платежей и в тех же размерах, какие применяются в отношении граждан наиболее благоприятствуемого государства.

Не менее важным был и «Дополнительный протокол к Соглашению между правительством Советской России и Монголией об установлении дружеских отношений между двумя странами о сотрудничестве в области судопроизводства».

После полной ликвидации остатков белогвардейщи-ны основные части Красной Армии покинули Монголию. Но в связи с тем, что внешнее положение Монгольской республики еще не успело закрепиться, а опасность вторжения белогвардейских вооруженных формирований со стороны Маньчжурии была очевидной, Правительство Монголии обратилось к Советскому правительству с просьбой временно оставить в Урге незначительное количество советских войск.

Между тем уже к концу 1924 г в результате укрепления политической и экономической независимости и оборонной мощи Монгольской Народной Республики отпала нужда в дальнейшем пребывании советских войск в Монголии. В феврале 1925 г. правительство Монгольской Народной Республики дало согласие на вывод советских войск. Части Красной Армии, находившиеся в Монголии по просьбе правительства с 1921 г., выполнив свою интернациональную задачу, покинули страну в полном составе в феврале 1925 г

1. Документы внешней политики СССР. М., 1960. Т. IV.

УДК 94(47)

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЗАПАДНОМ КАЗАХСТАНЕ в коние XIX - начале ХХ веков

Процесс аграрной колонизации Казахстана в начале XX в. происходил в сложных условиях, что было обусловлено многими причинами, в основном связанными с проблемой деформации традиционной структуры хозяйственных отношений в ходе широкомасштабного переселенческого движения. В процессе развития аграрных отношений в Западном Казахстане ввиду сложных условий крестьянство нуждалось в улучшении условий для развития земледелия. Казахское население постепенно переходило к земледелию. В 1901 г. Тур-гайский военный губернатор отмечал, что земледелие постепенно

Д.Я. Фризен,

аспирант кафедры истории Казахстана, Актю-бинский государственный педагогический институт

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.