РОССИЙСКИЙ ЗАКОН О МЕДИАЦИИ:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
© О. А. Книстяпина
В статье раскрываются понятпе медиации, принципы медиации, а также понятие медиатора и основные требования к его кандидатуре на основе сравнительного анализа законодательства Российской Федерации, Республики Молдова, США и Австрии.
Книстяпина
_ « Ключевые слова: альтернативные спосооы урегу-
Олеся Александровна ' // /
лирования споров, медиация, посредничество, меди-
секретарь судебного заседания атор, процедура медиации.
Самарского областного
арбитражного суда
г. Самара В связи со сложившейся ситуацией в эко-
номике Российской Федерации, мировым финансовым кризисом, как некогда ранее стала актуальна тема несудебного разрешения конфликтов, а именно посредством примирительных процедур. Ученые совершенно справедливо отмечают, что современная рыночная экономика — это сложная система взаимоотношений различных субъектов имущественного оборота, в котором каждый субъект оказывается втянутым в цепочку контрактов, поэтому трудности одного отражаются на системе в целом. Трудности или проблемы могут выразиться в отношениях между субъектами по средствам нарушения или разрыва партнерских отношений, утрате необходимых контрактов и что еще важно деловой репутации.
Одной из разновидностей примирительных процедур является медиация. Данная процедура имеет древние корни, она существовала и в Древнем Китае, в странах Африки, но в современном понимании она начала развиваться с середины XX века преимуществен-
но в странах англо-саксонского права. Данный институт не нов и для российского права.
В соответствии с вступившим в силу Федеральным законом ц 193-Ф3 от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»1 под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Исследуя данное определение, сразу возникает вопрос о взаимосвязи процедуры и способа. «Процедура — это официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-нибудь»2. «Способ — это действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь»3. Таким образом, при определении процедуры через способ теряется одно из главных свойств медиации, а именно последовательность утвержденных действий медиатора, что «ставит под удар» достижение цели Данный нюанс иначе отражен в законодательстве США, так в ст. 2 Единого Акта о медиации 2001 года медиация определяется как процесс
Исходя из сказанного, термин, используемый в законе, нуждается в уточнении. На наш взгляд, медиацию следует определять через определенную последовательность действий.
Отдельного внимания заслуживают принципы процедуры медиации, поскольку декларирование данных принципов и их соблюдение - одно из главных условий успешного осуществления процедуры медиации.
В соответствии со ст. 3 Закона о медиации данный институт основывается на таких принципах как добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора. Данные принципы раскрываются в последующих статьях закона.
Полагаем, что для большей эффективности процедуры медиации необходимо дополнить данный перечень такими принципами как нейтральность, свобода и равный доступ к процедуре.
Нейтральность и беспристрастность два взаимосвязанных принципа, соблюдение которых позволяет избежать конфликта интересов. Данный принцип вытекает из п. 6 ст. 16 Закона о медиации.
Принцип свободы и равного доступа к процедуре стал бы дополнительной гарантией прав и законных интересов сторон.
Что касается непосредственно медиатора, то это независимое физическое лицо либо независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Безусловно, медиатор должен обладать навыками и знаниями в таких областях как право, психология, экономика.
1 СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162. Далее — Закон о медиации.
2 Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений / Российская академия наук ; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд, доп. М. : Азбуковник, 1998.
Что касается требований к данному лицу, предъявляемых законом, то первое, на что следует обратить внимание это то, что деятельность медиатора может быть как профессиональной, так и нет. При этом законодатель не определяет данных понятий, разграничивая их разным набором требований к лицу. На непрофессиональной основе осуществлять деятельность медиатора может лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, обладающее полной дееспособностью, не имеющее судимости. На профессиональной основе — лицо, достигшее двадцати пяти лет, имеющее высшее образование и прошедшее курс обучения по программе подготовки медиаторов (ст. 16 Закона).
То есть, мы сталкиваемся с пробелом в законодательстве, а именно отсутствием требования об отсутствии судимости у профессионального медиатора.
Закономерным является также вопрос относительно гражданства лица — может ли быть медиатором иностранный гражданин, и какие требования будут предъявляться к нему? Ответы на данные вопросы должны найти свое отражение в законе.
Зарубежный опыт показывает, что нет единых выработанных требований к медиатору, так в ст. 12 Закона Республики Молдовы «О медиации» от 14 июня 2007 года говорится о совокупности таких требований как полная дееспособность и отсутствие судимости. А для осуществления профессиональной деятельности медиатора необходимо еще и окончить курсы начальной подготовки медиаторов и пройти аттестацию Советом по медиации. Примечательно, что закон не выдвигает возрастного ценза, что является оправданным в связи с тем, что полную дееспособность лицо может приобрести и не достигнув совершеннолетия. Установление в российском Законе о медиации возрастного ценза имеет скорее психологическую природу.
С другой стороны, в разделе 3 параграфе 9 Закона Австрии о медиации в гражданских делах внимание уделяется таким требованиям как «двадцать восемь лет, наличие профессиональной квалификации, заслуживающий доверия и застраховавший свою гражданско-правовую ответственность...». Данные требования включают как оценочные, так и объективные основания.
Для обеспечения гарантии прав и законных интересов сторон положительным стало бы применение опыта Австрии в отношении страхования ответственности медиатора. Однако данный шаг фактически сделал бы невозможным осуществление деятельности медиатора на непрофессиональной основе, увеличив качественные критерии.
В завершении хотелось бы остановиться на том, что хотя закон и называется «Об альтернативной процедуре....» однако фактически этому посвящена лишь статья 11 Закона. Для раскрытия процедуры медиации необходимо дополнить Закон хотя бы минимальным набором требований к возникновению, осуществлению и прекращению, специальными положениями, касающиеся процедуры медиации некоторых конфликтов, например семейных. Поскольку отсутствие необходимых основ приведет к боль-
шому количеству неурегулированных отношений, противоречию между однотипными ситуациями.
Несмотря на некоторые пробелы и неточности, полагаем, не следует умалять значение Закона о медиации. Принятие данного акта и вступление его в силу является существенным шагом в развитии и совершенствовании отечественного законодательства об альтернативных способах урегулирования споров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162. Далее — Закон о медиации.
2 Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук ; Институт русского языка им. К В. Виноградова. — 4-е изд, доп. — М. : Азбуковник, 1998.