Научная статья на тему 'Медиаторы в России и за рубежом: социальные ожидания и профессиональные требования'

Медиаторы в России и за рубежом: социальные ожидания и профессиональные требования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2060
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ / МЕДИАЦИЯ / МЕДИТАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / МЕДИАТОР / ИНСТИТУТ МЕДИАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимова Ю.В., Нагорная М.С.

В данной статье анализируются социальные ожидания и профессиональные требования к медиатору в России и за рубежом, выделены преимущества медиативных процессов как альтернативного способа урегулирования конфликтов, показаны основные причины низкой востребованность процедуры медиации в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERMEDIARIES IN RUSSIA AND ABROAD: SOCIAL EXPECTATIONS AND PROFESSIONAL REQUIREMENTS

This article analyzes social expectations and professional requirements to the mediator in Russia and abroad, highlights the advantages of mediation processes as an alternative way to resolve conflicts, shows the main reasons for the low demand for mediation in Russia.

Текст научной работы на тему «Медиаторы в России и за рубежом: социальные ожидания и профессиональные требования»

УДК 347.92 ББК 67.9

МЕДИАТОРЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ГЕРАСИМОВА Ю.В., НАГОРНАЯМ.С. ОУВО ЮУИУиЭ, Челябинск, Россия e-mail: Yulya_solnethko99@mail.ru, marya.nagornaya@mail.ru

Аннотация

В данной статье анализируются социальные ожидания и профессиональные требования к медиатору в России и за рубежом, выделены преимущества медиативных процессов как альтернативного способа урегулирования конфликтов, показаны основные причины низкой востребованность процедуры медиации в России

Ключевые слова: альтернативные способы разрешения конфликтов, медиация, медитативные процедуры, посредничество, медиатор, институт медиации.

Актуальность. Современные социальные и технологические тенденции развития общества, глобализация, рост сложности систем управления, несомненно, влекут за собой изменения и рынка труда. Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Московской школой управления "Сколково" был составлен "Атлас новых профессий" [3] - альманах перспективных профессий на ближайшие 20 лет, дающий возможность понять, какие отрасли будут активно развиваться, и какие новые специалисты потребуются работодателям. По мнению учёных, в число востребованных до 2020 г. профессий войдет профессия медиатора.

Одним из фундаментальных принципов гражданского общества, правового государства является доступность правосудия. В мировой практике существует большое количество разновидностей альтернативных способов разрешения конфликтов: переговоры, арбитраж, третейский суд, медиация, деятельность уполномоченных по правам человека или комиссий по рассмотрению споров и др. По официальной статистике в судах Российской Федерации ежегодно рассматривается более 25 млн. дел [9], из года в год продолжает расти нагрузка на арбитражные суды и суды общей юрисдикции, подавляющее большинство составляют дела по административным и гражданским спорам. Для снижения объема дел и повышения эффективности деятельности судебной системы, а также обеспечения прав и свобод человека и гражданина в целом, мы считаем целесообразным более активно внедрять в практику медиативные процедуры,

эффективно зарекомендовавшие себя в международном и зарубежном праве [6].

Медиация начала развиваться во второй половине XX в. и получила признание по всему миру при разрешении различных видов споров. В Российской Федерации в 2010 г. был принят Федеральный закон № 193-Ф3 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", определяющий процедуру медиации как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [16].

Ориентируясь на международный и зарубежный опыт внедрения медиативных процедур, мы выделили следующие их преимущества:

- возможность снизить нагрузку на судебные органы (случаи судебного оспаривания медиативных соглашений единичны);

- возможность сэкономить финансы, время и эмоциональные силы участников спора, сохранить партнерские отношения в будущем;

- вероятность найти конструктивное решение, отвечающее реальному положению вещей;

- конфиденциальность, равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора, оперативность и простота процедуры и др.

Не смотря на то, что процедура медиации является достаточно эффективным способом разрешения конфликтов, по имеющейся последней информации, поступившей из судов Российской Федерации в 2015 г., [15] судами

общей юрисдикции по первой инстанции было рассмотрено с вынесением решения 15819942 гражданских дел и дел, возникающих из публичных правоотношений. Посредством медиации спор был урегулирован в 1115 делах (0,007% от числа рассмотренных). Арбитражными судами субъектов Российской Федерации было рассмотрено 1531473 исковых заявлений, медиатор привлекался сторонами при рассмотрении лишь 44 дел.

Низкая востребованность процедуры медиации в России происходит, на наш взгляд, из-за ряда следующих причин:

- относительная новизна процедуры медиации;

- небольшое количество профессиональных медиаторов;

- отсутствие в большинстве судов специальных кабинетов для проведения примирительных процедур;

- невысокая активность просветительской работы о пользе медиации; неосведомленность конфликтующих сторон о медиации

- необязательность проведения процедуры медиации до обращения в судебные инстанции;

- достаточно высокая стоимость услуг профессиональных медиаторов;

- процессуальная пассивность сторон при разрешении гражданских споров;

- относительно невысокий уровень правовой культуры граждан, отсутствие традиций по ведению переговоров.

Из вышесказанного мы видим, что именно медиатор является ключевой фигурой примирительных процедур и от уровня его профессионализма в большей степени зависит успех и эффективность альтернативных способов урегулирования конфликтов.

Рассмотрим социальные ожидания и профессиональные требования к медиатору в России и за рубежом.

В зарубежной практике существует ряд требований, предъявляемых к медиатору, в большинстве государств это закрепленные в нормативных актах, в первую очередь, гражданство, дееспособность, отсутствие судимости, требования же к возрасту, образованию и ограничения варьируются. Так, например, в США нормативной основой медиации является "Единообразный АКТ о медиации 2001 г." [8], но в отдельных штатах действуют собственные локальные акты, к примеру "Правила посредничества,

применяемые в федеральном суде западного

округа штата Мичиган", в последних определено, что посредником может быть лицо, проживающее в Западном округе штата Мичиган, имеющее только юридическое образование и практику не менее пяти лет. Данные правила не содержат никаких ограничений ни относительно возвратного ценза, не относительно того сколько, все-таки, должно прожить лицо на территории Западного округа прежде чем будет выбрано в качестве медиатора.

В Австрии, в отличии от США, в Федеральном законе [2] более четко указаны требования, предъявляемые к медиаторам, деятельность которых возможна лишь на профессиональной основе: возраст не менее 28 лет, наличие профессиональной квалификации, заслуживающие доверия и застраховавшие свою гражданско-правовую ответственность в соответствии с законом. Требование "заслуживающий доверия" в нормативно-правовых актах не комментируется никакими критериями.

Согласно закону Республики Казахстан "О медиации" [10] посредником является независимое, беспристрастное, не

заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное по взаимному согласию сторон, включенное в реестр и давшее согласие на выполнение функции медиатора. Как и в Российской Федерации, в Казахстане медиация может осуществляться на профессиональной и непрофессиональной основе, интересным, на наш взгляд является разница в минимальном возрасте посредников: непрофессиональные медиаторы должны достичь 40-летнего возраста, а профессиональные - 25. В нормативно-правовом акте Республики Казахстан также обозначены ограничения к непрофессиональным медиаторам: они не могут разрешать споры, передаваемые на медиацию из суда и рекламировать себя в качестве медиаторов. Профессиональные медиаторы помимо высшего образования должны иметь сертификаты о прохождении обучающей программы, утверждённые постановлением правительства РК от 5 июля 2011 года №№ 770 "Об утверждении правил прохождения обучения по программе подготовки медиаторов" [13].

Европейский кодекс поведения медиаторов (European Code of Conduct for Mediators) [7] предъявляет следующие, на наш взгляд, минимальные требования к медиаторам: компетентность, необходимые знания в сфере

медиации, надлежащее обучение и постоянное совершенствование теоретических и

практических навыков в области медиации, достаточный опыт работы, независимость и беспристрастность.

На основе действующего законодательства в Российской Федерации заниматься медиацией можно на непрофессиональной и профессиональной основе. В соответствии сост. 15 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

установлены общие требования к лицам, которые могут действовать на

непрофессиональной: совершеннолетие, полная дееспособность, отсутствие судимости, по статистическим данным чаще всего такими медиаторами становятся юристы и психологи

[17].

На основании ст. 16 Федерального закона осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. На сегодняшний день в силу существования законодательно закрепленного статуса ряд ограничений имеют представители

юридических профессий: судьи, адвокаты, нотариусы; действующее законодательство также не позволяет быть медиаторами и судьям в отставке(согласно п. 3 и п. 4 ст. 3 закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судья, пребывающий в отставке, не вправе заниматься другой оплачиваемой

деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и деятельности, прямо названной в п. 4 ст. 3 закона о статусе судей) [11], а также лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы.

По мнению специалистов как раз судья в отставке будет являться наиболее компетентным медиатором, о чем свидетельствует и международный и зарубежный опыт. Например, в Англии и Уэльсе медиаторами могут выступать трибуналы -судьи специализированных судов,

рассматривающие отдельные категории дел,

такие как иммиграция, социальное обеспечение, налогообложение и др.

В 2004 г. на VI всероссийском съезде судей президент РФ Путин В.В. подчеркнул важность развития досудебных способов разрешения споров: "...надо всемерно развивать методы, широко зарекомендовавшие себя в мире. Имею в виду досудебное и судебное урегулирование споров посредством переговоров и мировых соглашений, а также альтернативные способы разрешения конфликтов с помощью третейского разбирательства" [5]. 06 октября 2017 г. президент России Путин В.В. поручил правительству и верховному суду Российской Федерации рассмотреть вопрос о совершенствовании регулирования

примирительных процедур (медиации), в том числе применение медиации при рассмотрении дел государственными судами.

21 марта 2018 г. верховный суд Российской Федерации по поручению президента Владимира Владимировича Путина [1] с целью совершенствования и обеспечения более широкого применения примирительных процедур внес в государственную думу пакет поправок, направленных на совершенствование примирительных процедур, уже принятых в первом чтении.

В судах появится специальный примиритель, который должен будет помогать сторонам найти компромиссное решение, например, заключить мировое соглашение. Это вводится в качестве дополнения к уже существующей медиации (разрешение конфликта с помощью посредника). Примирителями станут работники суда, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы пять лет [4].

Поправки предусматривают, что судебным примирителем может выступать судья в отставке или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

Судьи в отставке, безусловно, более профессионально смогут дать правовую оценку спора и спрогнозировать возможный исход судебного разбирательства. Однако сложность, по мнению специалистов, состоит в том, что для занятия медиативной деятельностью необходимо выйти из парадигмы состязательного процесса и

переориентироваться на сотрудничающий процесс, в процедуре медиации не допускается консультирование сторон и оценка ситуации

медиатором, именно поэтому, на наш взгляд, для выполнения возложенной миссии -содействовать примирению сторон, экс-судьям необходимо обучаться медиативному подходу.

Анализируя отечественные нормативно-правовые акты различного уровня юридической значимости мы можем увидеть требования к медиаторам, предъявляемые в Кодексе профессиональной этики медиатора [12], утвержденном некоммерческим партнерством "Национальная организация медиаторов" 28 апреля 2012 г. (и который с того времени не изменялся): открытость, коммуникабельность и непредвзятость. желательное владение начальными навыками психолога и аналитика.

15 января 2014 г. министерством труда России был принят приказ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор)" [14], в котором выделены три обобщенные трудовым функции: ведение процедуры медиации (без специализации); ведение процедуры медиации в специализированной сфере; супервизия в специализированной сфере медиации. Нами

была составлена авторская таблица, позволяющая сравнить начальные требования к различным категориям медиаторов. С повышением уровня квалификации от 6 к 7 и расширением трудовых функций медиатора возрастают требования к образованию, стажу работы, необходимым знаниям, умениям и трудовым действиям.

Таким образом, мы видим, что как в России, так и за рубежом, профессия медиатор является востребованной, общество и государство возлагают на деятельность данных специалистов большие надежды, т.к. именно медиатор является ключевой фигурой примирительных процедур и от уровня его профессионализма в большей степени зависит успех и эффективность альтернативных способов урегулирования конфликтов. В Российской Федерации с целью совершенствования и обеспечения более широкого применения примирительных процедур совершенствуется отечественное законодательство, в том числе и в отношении профессии медиатора.

Список литературы

1. 06.10.2017 г. Президент России В.В. Путин поручил Правительству и Верховному суду РФ рассмотреть вопрос о совершенствовании регулирования примирительных процедур (медиации). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: Ы1р://^^м>.тей1айо.Ы2/пем>5/р1/п37/(дата обращения: 01.10.2018)

2. Австрия. Федеральный закон о медиации в гражданских делах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://refdb.ru/look/1458282.html (дата обращения: 02.10.2018)

3. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 10.10.2018)

4. Верховный Суд внес в Государственную Думу закон о совершенствовании медиации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://pravo.ru/news/203286/ (дата обращения: 11.10.2018)

5. Владимир Путин выступил на VI Всероссийском съезде судей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/32255

6. Герасимова Ю.В., Нагорная М.С. Нормативное регулирование медиации в международном праве и зарубежная правоприменительная практика //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2018. - №1 (20) Т. 1С.68-71. [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35010476 (дата обращения: 09.10.2018)

7. Европейский Кодекс поведения медиаторов (Брюссель, 2 июля 2004 г.). [Электронныйресурс]. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70515162/

8. Единообразный Акт о медиации 2001 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://intermediation. narod. ru/index/0-35

9. Ефименко Е., Верховный суд подвел итоги работы судов за 2017 год. Дата публикации: 21 февраля 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://pravo.ru/story/200608/ (дата обращения: 08.10.2018)

10. Закон Республики Казахстан от 28января 2011 г. № 401-IV "Омедиации". [Электронныйресурс]. Режим доступа: URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30927376

11. Закон РФ от 26.06.1992 N3132-1 (ред. от 29.07.2018) "О статусе судей в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/ (дата обращения: 15.10.2018)

12. Кодекс профессиональной этики медиатора. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://arbimed.ru/kodeks_mediatora

13. Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2011 г. № 770 "Об утверждении Правил прохождения обучения по программе подготовки медиаторов". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://online.zakon.kz/m/document/?doc_id=31025095

14. Приказ Министерства труда России от 15.12.2014 N 1041н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор)". [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174548/

15. Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" за 2015 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.supcourt.ru/documents/all/15173/ (дата обращения: 12.10.2018)

16. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-Ф3 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2010/07/30/mediacia-dok.html (дата обращения 10.10.2018)

17. Шамликашвили Ц., Кто может быть медиатором и почему ими не могут быть госслужащие и муниципальные служащие? [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/ia/opinion/shamlikashvili/474180M4 (дата обращения: 14.10.2018)

INTERMEDIARIES IN RUSSIA AND ABROAD: SOCIAL EXPECTATIONS AND

PROFESSIONAL REQUIREMENTS

GERASIMOVA Y.V., NAGORNAYAM.S. OUHE SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: Yulya_solnethko99@mail.ru, marya.nagornaya@mail.ru

Abstract

This article analyzes social expectations and professional requirements to the mediator in Russia and abroad, highlights the advantages of mediation processes as an alternative way to resolve conflicts, shows the main reasons for the low demand for mediation in Russia.

Keywords: alternative methods of conflict resolution, mediation, mediation, mediation, mediator, mediation Institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.