Научная статья на тему 'Российский рынок аутсорсинга складских услуг'

Российский рынок аутсорсинга складских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ / PL-ОПЕРАТОР / ТРАНСПОРТНЫЕ И СКЛАДСКИЕ УСЛУГИ / LOGISTICS OUTSOURCING / PL-OPERATOR / TRANSPORT AND WAREHOUSE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широченко Н.В., Прутковенко П.Е.

Рассмотрены вопросы реализации стратегии перехода на логистический аутсорсинг складских услуг, основные проблемы, достоинства и недостатки отечественного рынка аутсорсинга складских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN OUTSOURCING MARKET OF WAREHOUSE SERVICES

This article considers the implementation of the strategy of transition to logistics outsourcing of warehousing services, the main advantages and disadvantages of the domestic warehouse outsourcing market are described.

Текст научной работы на тему «Российский рынок аутсорсинга складских услуг»

Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии

УДК 658

РОССИЙСКИЙ РЫНОК АУТСОРСИНГА СКЛАДСКИХ УСЛУГ

Н. В. Широченко, П. Е. Прутковенко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: prutkovenko_13@mail.ru

Рассмотрены вопросы реализации стратегии перехода на логистический аутсорсинг складских услуг, основные проблемы, достоинства и недостатки отечественного рынка аутсорсинга складских услуг.

Ключевые слова: логистический аутсорсинг, PL-оператор, транспортные и складские услуги.

RUSSIAN OUTSOURCING MARKET OF WAREHOUSE SERVICES

N. V. Shirochenko, P. E. Prutkovenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: prutkovenko_13@mail.ru

This article considers the implementation of the strategy of transition to logistics outsourcing of warehousing services, the main advantages and disadvantages of the domestic warehouse outsourcing market are described.

Keywords: logistics outsourcing, PL-operator, transport and warehouse services.

Современная организация производства невозможна без использования в своей деятельности стратегии логистического аутсорсинга. В отличие от сервисных услуг, которые ограничены началом и концом, а также имеют единовременный характер, на аутсорсинг чаще всего передают функции, связанные с профессиональной поддержкой бесперебойной работоспособности структуры и отдельных подсистем на основе контракта, длительностью, как правило, более года.

Согласно данным аналитического агентства «M. A. Research», около 70, а по данным департамента консалтинга «РБК» - около 90 российских и около 50 западных компаний, работающих в РФ, можно отнести к сегменту 3РЬ-операторов - компаний, оказывающих не только традиционные услуги транспортировки и управления складскими помещениями, но и занимающиеся нестандартными сервисами - перегрузкой, складированием, обработкой грузов и другими дополнительными услугами с добавленной стоимостью [7; 8].

120-140 3РЬ-операторов для всего рынка РФ -критически малая величина. Экономические показатели также подтверждают данное явление - совокупная валовая выручка логистических провайдеров в РФ оценивается в 6,7 млрд долл., т. е. 9 % рынка транс-портно-логистических услуг (в Евросоюзе на 3PL-услуги приходится около 20 % всего оборота рынка). На весь рынок логистического аутсорсинга, включая 2PL-услуги (традиционные услуги управления складами и грузоперевозок) в России приходится только 25 % объема рынка ТЛУ, в то время как в США -64 %, в среднем по Европе - 65 %, в Китае - 45 % [8].

Особые проблемы в организации складской логистики. Казалось бы, рынок логистических услуг к ее

организации был готов еще в 2016 году [6]. С одной стороны, многие по традиции относят склад к профильной ценностнообразующей функции любого крупного предприятия, с другой стороны, далеко не все верят в клиентоориентированность логистических операторов [1].

Никаких исследований, посвящённых уровню сервиса услуг логистичечских операторов, нет, поэтому каждый руководитель оперирует лишь своим практическим опытом. Конкурентная среда в регионах РФ различна, соответственно там, где она выше, больше качественных игроков.

Тем не менее, за последние 5 лет логистические операторы значительно расширили комплекс предоставляемых услуг, в том числе и складских. РЬ-опе-раторы не просто хранят грузы на собственных складах, но и оказывают услуги по их консолидации (объединение грузов нескольких разных отправителей для последующей их транспортировки одним транспортом. Данная схема позволяет упростить порядок оформления документов и сэкономить значительные суммы), проверке на брак, а также упаковке и комплектации партий [3; 4].

Различные факторы: объем, длительность и сложность проекта, трудовые риски и сезонность оказывают влияние на стоимость услуг.

Работа со специализированным РЬ-оператором решает для предприятия ряд проблем. Имея собственные склады, клиент всегда ограничен объемом хранения. Проще переложить данную задачу на логистического посредника, который специализируется в сфере ответственного хранения. Логистический посредник может предоставить квалифицированный персонал для осуществления контроля запасов и таких сопутствующих функций, как периодическая или цикличе-

Решетневские чтения. 2017

ская инвентаризация, расследования по претензиям, подбор по заказам, отчёты для клиентов [2; 5].

Аналитики считают, что в условиях рецессии логистическим посредникам придется гораздо больше идти навстречу компаниям-клиентам [6; 8]. При этом PL-операторы будут стараться углублять партнерские отношения, расширять диапозон клиентов, консолидировать сервисы, предлагать дополнительные услуги, повышать комплексность и технологичность предоставляемых услуг. Вероятнее всего, это следует воспринимать, как перспективу развития SPL-про-вайдеров в сторону 4PL-организации всей логистической цепочки предприятий-заказчиков, и может быть, 5PL (организации «виртуальной» логистики за счет использования глобального информационно-технологического пространства).

Библиографические ссылки

1. Долгопольский А. Д. На что способен аутсорсинг? // Нефтегазовая вертикаль. 2013. № 16. С. 37

2. Календжанян С. О. Эффект от партнера. Российское предпринимательство // Логинфо. 2013. № 8. С. 63.

3. Овчаренко Н. Я. Рейтинг завершен рейтинг продолжается: итоги рейтинга «Логистический оператор России» // Логинфо. 2016. № 5. С. 43.

4. Проценко О. Д. Логистика важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации // Российское предпринимательство. 2015. № 10. С. 53.

5. Шершульский В. Г. Все на аутсорсинг // Эксперт. 2015. № 26. С. 6.

6. Логистический Оператор России 2016. [Электронный ресурс] // Logistics.ru (отраслевой портал). 2016. URL: http://www.logistics.ru/scm/news/reyting-logi-sticheskiy-operator-rossii (дата обращения: 09.07.2017).

7. Международные исследования в сфере сотрудничества с логистическими операторами [Электронный ресурс] // Делойт и Туш РКСЛ. 2016. URL: http://www2.deloitte.com/ru/ru.html (дата обращения: 22.08.2017).

8. Рынок транспортно-логистических услуг в 20152016 годах и прогноз до 2017 года (обновленная версия). [Электронный ресурс] // РБК RESEARCH. 2016. № 2. URL: http://marketing.rbc.ru/research/562949985 348366.shtml (дата обращения: 11.08.2017).

References

1. Dolgopolskiy A. D. Na chto sposoben autsorsing? [What is outsourcing capable of?] // Neftegazovaya vertical'. 2013. № 16. P. 37. (In Russ.)

2. Kalendzhanyan S. O. Effekt ot partnera. Rossiy-skoye predprinimatel'stvo. [The effect of the partner. Russian Entrepreneurship] // Loginfo. 2013. № 8. P. 63. (In Russ.).

3. Ovcharenko N. Ya. Reyting zavershen reyting prodolzhayetsya: itogi reytinga "Logisticheskiy operator Rossii" [Rating is completed rating continues: the results of the rating "Logistic Operator of Russia"] // Loginfo. 2016. № 5. P. 43. (In Russ.)

4. Protsenko O. D. Logistika vazhneyshiy faktor povysheniya konkurentosposobnosti organizatsii. [Logistics is the most important factor in increasing the competitiveness of the organization] // Russian Entrepreneurship. 2015. № 10. P. 53. (In Russ.)

5. Shershul'skiy V. G. Vse na autsorsing. [All for outsourcing] // Ekspert. 2015. № 26. P. 6. (In Russ.)

6. Logisticheskiy Operator Rossii 2016. Available at: http://www.logistics.ru/scm/news/reyting-logisticheskiy-operator-rossii (accessed: 09.07.2017).

7. Mezhdunarodnyye issledovaniya v sfere sotrud-nichestva s logisticheskimi operatorami. Available at: http://www2.deloitte.com/ru/ru.html (accessed: 22.08.2017).

8. Rynok transportno-logisticheskikh uslug v 20152016 godakh i prognoz do 2017 goda. Available at: http://marketing.rbc.ru/research/562949985348366.shtml (accessed: 11.08.2017).

© Широченко Н. В., Прутковенко П. Е., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.