Научная статья на тему 'Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности'

Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1393
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оболенский В. П.

В статье обосновывается необходимость качественного изменения модели участия России в глобализирующихся мирохозяйственных связях, рассматриваются направления укрепления позиций России в мировой торговле и преодоления сложившейся в международном перемещении ресурсов роли страны как нетто-инвестора, должника и экспортера сырья, анализируются причины слабой конкурентоспособности многих секторов экономики и условия мобилизации и наращивания конкурентного потенциала национальных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности»

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА В ГЛОБАЛЬНЫХ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ: ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В статье обосновывается необходимость качественного изменения модели участия России в глобализирующихся мирохозяйственных связях, рассматриваются направления укрепления позиций России в мировой торговле и преодоления сложившейся в международном перемещении ресурсов роли страны как нетто-инвестора, должника и экспортера сырья, анализируются причины слабой конкурентоспособности многих секторов экономики и условия мобилизации и наращивания конкурентного потенциала национальных предприятий.

Формирующаяся на планете относительно целостная экономическая система вырабатывает общие нормы и правила перемещения товаров, услуг и капитала между национальными хозяйствами, с которыми не могут не считаться ни национальные правительства, ни национальные экономические субъекты.

Практика показывает, что усиление взаимозависимости национальных хозяйств в условиях, присущих процессу глобализации либерализации товарных и финансовых рынков, несут неодинаковый эффект отдельным странам в силу различий их экономических потенциалов и относительной конкурентоспособности. Страны с менее высоким уровнем развития сталкиваются в процессе интегрирования в глобальную экономику с серьезными проблемами. Основная опасность для них состоит в том, что в условиях снижения роли национальных государств в регулировании мирохозяйственных связей уменьшаются возможности защищать себя от деструктивных сил рыночной стихии, экспансионистских поползновений более могущественных конкурентов, массированных отливов иностранного капитала, разрушительных финансовых и экономических кризисов.

России, начавшей в минувшем десятилетии продвижение по пути включения в мировое хозяйство, естественно, приходится в полной мере испытывать на себе все проявления процесса глобализации - как положительные, так отрицательные. В целом стартовые условия для интегрирования России в глобальную экономику неблагоприятны. Включение отечественной экономики в мировое хозяйство выявило ограниченность возможностей приспособления к мировым тенденциям еще не вышедшего из кризиса народного хозяйства страны. И дело не только в том, что за 90-е годы вдвое сократился объем производства, упал жизненный уровень, ухудшилась эффективность экономики, снизилась относительная конкурентоспособность продукции, которая и в Советском Союзе была невысокой. Сегодня Россия после семи десятилетий самоизоляции и противостояния «мировому капитализму» вынуждена врастать не просто в мировое рыночное пространство, а в сложную геоэкономическую систему. И в этой системе Россия все еще остается в значительной мере аутсайдером.

Задачи России в укреплении позиций в мировом разделении труда

Россия, включившись в мировую экономику, пока больше сталкивается с негативными сторонами глобализации, чем с ее преимуществами. В условиях открытости экономики часть российских производителей, будучи не в состоянии противостоять иностранным конкурентам, оказалась вытесненной с внешнего и внутреннего рынков. Производственный и финансовый секторы отечественной эконо-

мики попали в сильную зависимость от конъюнктуры на внешних рынках и испытывают серьезные трудности при ее ухудшении. Относительная легкость привлечения средств иностранных инвесторов обернулась резким ростом объемов внешних платежных обязательств, с исполнением которых не в состоянии справиться и государство, и отечественные коммерческие банки и фирмы.

В целях укрепления позиций России в мировой торговле необходима такая государственная экономическая политика, которая обеспечивала бы более глубокую адаптацию народного хозяйства к важнейшим современным тенденциям развития международных экономических отношений. Нынешняя модель участия России в мирохозяйственных связях абсолютно не укладывается в русло этих тенденций. Наиболее рельефно это проявляется в том, что Россия выступает в международном торговом обмене в качестве поставщика, главным образом, сырья, тогда как подавляющая часть мировой торговли приходится на готовые изделия.

Представляется, что в новом веке страна может и должна качественно изменить сложившийся тип своего участия в мирохозяйственных связях. Даже в нынешнем кризисном состоянии российская экономика располагает определенными конкурентными преимуществами, использование которых позволило бы ей постепенно менять специализацию в МРТ, уходя от роли «кладовой сырьевых ресурсов», и тем самым повышать эффективность своего участия в международном обмене.

В стране имеются уникальные передовые технологии в ряде секторов промышленности, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки, традицию российской научно-технической мысли и воплощены в изделиях, по многим параметрам не уступающих мировым аналогам. Сосредоточены они, прежде всего, в отраслях ВПК - авиакосмической и атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники и средств информатики, разработке программного обеспечения. Освоение экспортного потенциала этих и других наукоемких отраслей предполагает адаптацию воплощенных в их продукции технологий к требованиям, предъявляемым мировым рынком к эффективности производства, прежде всего, снижению производственных затрат до уровня, позволяющего вписываться в цены мирового рынка. Это послужило бы стимулом к повышению технического уровня и конкурентоспособности сопряженных с ними отечественных производств.

Другая важная группа конкурентных преимуществ России состоит в сравнительной дешевизне некоторых факторов производства. В стране имеются значительные по масштабам производственные фонды в промышленности, представленные, прежде всего, универсальным обрабатывающим оборудованием. Используя накопленные фонды, можно было бы с меньшими капитальными затратами осуществлять необходимую модернизацию предприятий и переход к применению западных технологий среднего уровня. Россия располагает также подготовленными кадрами квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, способной к тому же быстро переучиваться. Это - позитивный ресурс в конкурентной борьбе на мировых рынках.

Нельзя сбрасывать со счета и конкурентные преимущества, связанные с обеспеченностью страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов. Их объем достаточен для того, чтобы в полной мере удовлетворять потребности внутреннего производства и социальной инфраструктуры, а также осуществлять экспортные поставки. В то же время важно иметь в виду, что конкурентные преимущества, основанные на обильных природных ресурсах, как показывает зарубежная практика, не бывают стабильными и не обеспечивают сохранения прочных позиций в конку-

рентной борьбе. Нестабильность данных преимуществ Россия ощущает в полной мере в последние годы.

Разумеется, использование существующих и потенциальных конкурентных преимуществ сопряжено с необходимостью преодоления очевидных слабостей отечественного народного хозяйства. В их числе - большая энерго- и материалоемкость производства, имеющая результатом дороговизну (так называемую отрицательную стоимость) большинства видов отечественной готовой продукции в сравнении с зарубежными аналогами; технологическая отсталость многих отраслей промышленности, не позволяющая выпускать продукцию с высокими качественными характеристиками; недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, сферы коммуникаций, банковской системы; незавершенность процесса приспособления экономических субъектов к работе в рыночных условиях; криминализация сферы хозяйственной деятельности и некоторые другие.

Универсальным требованием, предъявляемым открытым хозяйством к любому национальному экономическому субъекту, выступает конкурентоспособность. Быть конкурентным - значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего или внешнего. С тем, в какой мере национальное хозяйство, отдельные его отрасли и предприятия обладают преимуществами в экономическом соревновании с соперниками, во многом связаны динамика производства товаров и услуг, уровень занятости и доходов населения. В зависимости от уровней конкурентоспособности отраслей и фирм складываются объем и структура экспорта и импорта товаров и услуг, торговый и платежный балансы каждой конкретной страны. Следовательно, мирохозяйственные позиции стран, том числе и России, в решающей мере определяются их конкурентоспособностью.

Россия в международном перемещении ресурсов: нетто-инвестор, должник и экспортер сырья

В прошедшие годы основными векторами формирования внешнеэкономической политики России были либерализация экспортно -импортных и валютных операций, тесное сотрудничество с международными экономическими организациями, играющими важную роль в многостороннем регулировании международных потоков товаров, услуг и капитала, а также ориентация экономического взаимодействия на складывающиеся на планете интеграционные группировки. В результате проведения этой политики экономика России стала достаточно открытой как с точки зрения включенности в систему мирохозяйственных связей, так и степени либеральности торгово-политического режима. Однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы отечественное народное хозяйство адаптировалось к современным тенденциям развития международных экономических отношений. В международном перемещении финансовых ресурсов, в мировой торговле товарами и услугами Россия занимает достаточно скромные позиции, а тип ее участия в системе мирохозяйственных связей никак не укладывается в рамки качественно меняющегося международного обмена ресурсами.

Положение России на рынках капитала весьма специфично. По фазе развития структуры платежного баланса ее условно можно отнести к несформировавшимся кредиторам и дебиторам одновременно. Для первых характерно положительное сальдо торгового баланса и отток из страны прямых иностранных инвестиций, для вторых - отрицательное сальдо платежного баланса и приток в страну указанных

инвестиций. Россия в 90-е годы постоянно имеет положительный торговый баланс и чистый приток прямых иностранных инвестиций.

За период 1994-1999 гг. новая Россия привлекла с международного рынка капитала в виде ссуд и займов, прямых и портфельных инвестиций, по данным платежных балансов, весьма внушительный объем средств - около 102 млрд. долл., что равнозначно гипотетическому увеличению суммарной стоимости ее экспорта за этот период почти на 22%.

Главный импортер иностранного капитала в России - государство, испытывающее острую потребность в финансовых ресурсах. Оно привлекло примерно две трети всего объема использованных Россией кредитов, осуществило на финансовых рынках мира заимствования в форме еврооблигаций на сумму примерно 16 млрд. долл. и активно способствовало притоку средств иностранных инвесторов на рынок государственных ценных бумаг (приток поступлений от нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ за 1996-1998 гг. за минусом процентных платежей - 16,8 млрд. долл.).

Эти средства были израсходованы в основном на решение задач финансовой стабилизации - снижение инфляции и укрепление валютного курса рубля, а также на финансирование дефицита бюджета и платежей по внутреннему и внешнему долгу. Они фактически прошли мимо реального сектора экономики, не создав ни источников погашения внешнего долга, ни материальных предпосылок подъема в народном хозяйстве.

Российские коммерческие банки и предприятия нефинансового сектора к концу 1999 г. привлекли, по неполным данным, из-за рубежа 27,9 млрд. долл., объем прямых иностранных инвестиций в Россию составил суммарным итогом 19,9 млрд. долл. Международные сопоставления показывают, что в привлечении прямых иностранных инвестиций Россия заметно отстает от некоторых развивающихся и постсо-циалистических стран. На долю России в накопленных во всех странах мира к концу 1 998 г. прямых иностранных вложениях приходилась ничтожно малая величина

- 0,3%, что свидетельствует о явно неблагоприятном инвестиционном климате в стране. У иностранных инвесторов, следовательно, нет доверия к стабильности экономической и политической ситуации в России, нет долгосрочной заинтересованности в развитии совместных с российскими партнерами производств.

Массированное привлечение государством и частным сектором иностранных заемных средств привело к ускоренному росту внешнего долга России. Величина непосредственно российского долга выросла с 7,3 млрд. долл. на конец 1 992 г. до 77,9 млрд. долл. на начало 2000 г. С учетом обязательств по долгам бывшего СССР общая задолженность страны достигла почти 176 млрд. долл., 84% которых приходится на долю государства. Размер государственного внешнего долга составил почти 80% ВВП страны (в пересчете по среднегодовому официальному курсу рубля к доллару) и в 2 раза превысил объем ее товарного экспорта, что, по общепринятым меркам, является критическим показателем.

На обслуживание российского внешнего долга с 1992 г. затрачено (по данным платежных балансов) почти 53 млрд. долл.

Не располагая достаточным для обслуживания внешнего долга объемом собственных средств и ежегодно привлекая для исполнения своих платежных обязательств ресурсы из-за рубежа, Россия, тем не менее, выступала на протяжении предыдущих лет в роли экспортера капитала. Совокупная величина прироста зарубежных активов всех секторов отечественной экономики, как показывают платежные балансы, только за 1996-1999 гг. составила 95,6 млрд. долл.

Наращивание иностранных активов происходит, главным образом, за счет вывоза экономических ценностей предприятиями и коммерческими банками, которые

часто не имеют достаточных гарантий репатриации своих средств. К этому их подталкивает экономическая конъюнктура внутри страны и, в частности, сокращение инвестиционного и потребительского спроса.

Помимо осуществления прямых и портфельных инвестиций, предоставления ссуд, займов и торговых кредитов, капитал из России вывозится и в других формах: в виде аккумуляции средств на текущих счетах банков и размещения депозитов за рубежом, а также накопления наличной иностранной валюты в небанковском секторе. Общий объем вывоза капитала в этих формах за 1996-1999 гг. можно оценить суммой 23,1 млрд. долл. Накопление наличной иностранной валюты активно используется населением в качестве инструмента, обеспечивающего сохранность сбережений в условиях высокой инфляции, являясь по сути беспроцентным кредитованием стран - эмитентов валюты, в первую очередь США.

Перемещение отечественного капитала за рубеж, однако, не ограничивается легальными формами. В связи с отсутствием на начальном этапе экономических преобразований валютного контроля и недостатками его организации в последующие годы в практике проведения внешнеторговых операций широкое распространение получило укрытие российскими хозяйственными субъектами валютных средств за рубежом в форме непоступления экспортной выручки и непоставки импортных товаров и услуг в счет авансовых платежей. Отток инвестиций из России по каналам внешней торговли в 1996-1999 гг. составил 35,5 млрд. долл., или более 37% всех российских инвестиций в другие страны.

Общий объем вывоза капитала из страны за рассматриваемый период оказался больше величины привлеченных из-за рубежа финансовых ресурсов на 7,6 млрд. долл. С учетом несанкционированного вывоза капитала отток капитала из России превысил его приток на 37,3 млрд. долл. (табл. 1).

Таблица 1

Приток иностранного капитала в Россию и отток отечественного капитала за рубеж, млрд. долл.

Инвестиции 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 1996-1999 гг.

Иностранные инвестиции в Россию 22,4 43,8 20,5 1,3 88,0

Российские инвестиции за рубеж 31,8 29,4 17,3 17,1 95,6

Сальдо притока и оттока инвестиций

по платежному балансу -9,4 14,4 3,2 -15,8 -7,6

Чистые ошибки и пропуски -5,7 -8,0 -9,0 -7,0 -29,7

Фактическое сальдо притока и оттока

инвестиций -15,1 6,4 -5,8 -22,8 -37,3

На международном рынке капитала страна, следовательно, выступает главным образом в качестве нетто-инвестора. Основным заемщиком зарубежного капитала в России является государство, подавляющая часть экспорта капитала падает на частный сектор - коммерческие банки, торговые и промышленные компании. По линии частного сектора осуществляется преимущественно нелегальный вывоз финансовых ресурсов из страны, составляющий примерно две пятых всех российских инвестиций за рубеж. Привлечение иностранного капитала по линии государства не компенсирует оттока за рубеж финансовых ресурсов частного сектора, столь необходимых для оживления инвестиционного процесса в стране. В целом страна является чистым нет-то-инвестором капитала, обремененным значительным внешним долгом и находящимся на грани дефолта. Можно констатировать, что участие России в международ-

ном перемещении капитала имеет основными результатами поддержание за счет внешних источников определенного равновесия бюджета, рост государственного внешнего долга и финансирование иностранных конкурентов.

В мировой торговле товарами и услугами Россия занимает весьма скромные позиции. Включение отечественного народного хозяйства в мировую экономику происходит, главным образом, на нижних этажах глобального рынка - рынках базовых товаров. Оно обеспечивается за счет отраслей по добыче и первичной переработке сырья, которые неуклонно наращивают объемы поставок за рубеж в натуральном выражении. Структура мирового и российского экспорта совершенно различная (табл. 2).

Таблица 2

Основные товарные группы в мировом и российском экспорте, % к итогу

Товарная группа Мировой экспорт Экспорт России

1990 г. 1995 г. 1997 г. 1999 г.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 12,9 11,8 2,8 3,0

Топливо, руды, металлы и драгоценные камни 17,8 13,6 71,9 69,9

Продукция химической промышленности 8,9 9,3 8,3 8,4

Машины, оборудование и транспортные средства 37,0 38,3 10,4 10,8

По доле в экспорте топлива, металлов и драгоценных камней Россия превосходит среднемировые показатели более чем в 5 раз, а по доле машин и оборудования уступает им в 3,5 раза. Примерно одинаковый удельный вес в мировом и российском экспорте занимает только продукция химической промышленности. Однако наполнение этой товарной группы в экспорте России и других стран неидентично: Россия экспортирует в основном удобрения, а остальные страны - широкий ассортимент разнообразной продукции.

Интенсификация вывоза сырья и полуфабрикатов идет вразрез с общемировой тенденцией к расширению торговли готовыми изделиями, в первую очередь машинами и оборудованием. Россия заметно отстает по удельному весу машин и оборудования в экспорте от развивающихся стран (30,7% в 1995 г.), и особенно от мирового промышленного авангарда (43,4%) [1, с. 31, 32].

При нынешней структуре экспорта нашей стране чем дальше, тем сложнее будет идти вровень с остальным миром в динамике товарного обмена и сохранять даже нынешние позиции в мировой торговле.

Российский импорт по своей структуре также существенно отличается от импорта как развитых, так и развивающихся стран: Россия в заметно большей мере ориентирована на ввоз продовольствия и сырья (табл. 3).

Таблица 3

Основные товарные группы в импорте России и других стран, % к итогу

Товарная группа Развитые страны Развиваю- щиеся страны Россия

1995 г. 1995 г. 1997 г. 1999 г.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье* Энергоресурсы Продукция химической промышленности Продукция машиностроения * По России продовольствие и сырье — без учета текстильног 13,1 6,7 9,3 38,6 о и рудного 12,4 6,3 10,0 41,2 сырья. 25,0 5,8 14,4 35,3 27.0 5,2 15,9 32.1

По сравнению со странами остального мира удельный вес в импорте России продовольствия и сырья в среднем выше в 1 ,9-2,0 раза, продукции химической промышленности - в 1,5-1,6 раза. Это свидетельствует о недостаточном развитии отечественного АПК и химической промышленности.

Импорт потребительских товаров имеет для России важное значение. За счет ввоза из-за рубежа формируется 49-54% ресурсов розничного товарооборота [2]. Так, в 1998 г. соотношение ассортимента импортных и отечественных товаров на внутреннем рынке составляло по бытовой радиоэлектронной аппаратуре 6,1:1,0, по фототоварам - 4,1: 1,0, электротоварам - 2,3:1,0 [3].

Торговля России с внешним миром, как видно из структуры ее экспорта и импорта, сводится, главным образом, к обмену сырья и полуфабрикатов на готовую продукцию и продукты питания. Такой характер международного обмена присущ основному массиву развивающихся стран, еще не прошедших периода индустриализации. Он, как показывает практика, не может способствовать стабильному экономическому росту.

Внешняя торговля России отличается от внешней торговли развитых стран также степенью своей несбалансированности. Коэффициент несбалансированности - отношение сальдо внешнеторгового оборота к его объему - в развитых странах не выше 20%, а в России последние годы устойчиво держится в интервале 24-29%.

Значительное превышение отечественного экспорта над импортом (9-10% ВВП до августовского (1998 г.) кризиса и более 22% в 1999 г.) беспрецедентно, но однозначно не говорит о положительном вкладе внешней торговли в развитие национальной экономики. Способствуя поддержанию производства и занятости в экспортоориентированных отраслях, наполнению внутреннего рынка, внешняя торговля товарами в то же время служит каналом оттока ресурсов из страны.

Структура российской торговли услугами также коренным образом отличается от структуры услуг, реализуемых развитыми странами. В середине 90-х годов в объеме коммерческих услуг этих стран 39,1% приходилось на тесно связанные с научно-техническим прогрессом и постоянно дешевеющие коммуникационные, информационные и подобные им услуги. Относительно стабильные по стоимости услуги, связанные с туризмом, составляли 30,6%, транспортные услуги - 23,7% и дорожающие услуги, связанные со страхованием - 6,7% [4, с. 24].

Данные платежных балансов России показывают, что в отечественном экспорте основная доля (75-80%) приходится на туристические и транспортные услуги, удельный же вес других услуг, особенно тех, в которых воплощены научнотехнические достижения, например, запуск космических объектов, незначителен. В импорте России также преобладают туризм и транспорт, на долю которых падает примерно 70% всего объема оплачиваемых страной услуг.

Таким образом, сложившаяся структура внешнеэкономических связей не создает основы для долговременной экономической кооперации, переплетения капиталов с другими странами, стабильного экономического роста.

Параметры конкурентных преимуществ и их состояние в России

Современная Россия в силу недостаточной конкурентоспособности большинства отечественных обрабатывающих отраслей выступает в международном обмене, как уже отмечено, в роли поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Вполне очевидно, что изменение такого незавидного положения страны на мировых рынках возможно только при условии ее выхода на более высокие стадии конкурентоспособности.

Успехи отраслей и фирм в соперничестве с конкурентами, если следовать фундаментальному исследованию М. Портера [5], во многом связаны с состоянием экономической среды в стране их базирования, характеризуемой четырьмя основными параметрами («детерминантами») конкурентных преимуществ:

- факторными условиями (природными, трудовыми, технологическими и инвестиционными ресурсами, инфраструктурой и т. д.);

- условиями спроса в стране на продукцию и услуги отрасли;

- наличием родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;

- стратегией фирмы, ее структурой и характером конкуренции на внутреннем рынке.

Экономическая среда в России, как показывает анализ, имеет определенную специфику, которая связана с деформациями в хозяйственной жизни, сложившимися в прежние годы, незавершенностью процесса формирования рыночных отношений и системным экономическим кризисом, охватившим страну в последнем десятилетии. Эта специфика в значительной мере сказывается на возможностях российских производителей поддерживать и наращивать конкурентные преимущества.

Ресурсные факторы. По размерам, структуре и качеству производственных ресурсов Россия не превосходит большинство стран мира и заметно уступает его индустриально развитому авангарду^ Принято считать, что одно из безусловных конкурентных преимуществ российских производителей - богатые природные ресурсы. Такая точка зрения, однако, вряд ли абсолютно верна. Действительно, в стране есть достаточно крупные залежи многих видов минерального сырья, в первую очередь энергетического. На долю России приходится, например, 50% мировых промышленных запасов ванадия, 14% никеля, 12% алмазов, 33% природного газа, 18% угля [7, с. 28]. Имеющиеся запасы этих видов сырья позволяют сполна обеспечивать потребности производства и социальной инфраструктуры, а также поставки на внешний рынок.

Однако нельзя не видеть и того, что в наших недрах имеется далеко не все необходимое для обеспечения производства. В рудных месторождениях практически не встречается марганца, мало хрома, титана, свинца, цинка, ртути и т. д. Невелик потенциал по золоту, урану, бокситам. Кроме того, в силу географического положения (95% территории России находится в северных широтах) разработка минерально-сырьевых ресурсов сопряжена с более высокими материальными затратами, чем в подавляющем большинстве стран мира. Из-за громадной протяженности территории транспортные расходы в общих издержках на добычу сырья более значительны, чем в среднем в мире, к тому же в последние годы они неуклонно растут. В этих условиях конкурентные преимущества, связанные с обеспеченностью народного хозяйства сырьевыми ресурсами, постепенно тают.

Трудовые ресурсы страны (по численности) в целом вполне достаточны для удовлетворения спроса народного хозяйства на рабочую силу. Доля экономически активного населения в 1999 г. составляла в общей его численности около 50 %. К 2010 г. она, по прогнозу Госкомстата России, увеличится примерно на 2,2 млн. чел. [8]. Вместе с тем по качеству рабочей силы Россия отстает от многих других стран. Согласно оценке швейцарского института «Веп», Россия по уровню квалификации трудовых ресурсов находится в середине второй десятки среди 50 обследованных им стран. Не слишком высоко оценивает уровень квалификации отечественной рабочей силы и Всемирный экономический форум (ВЭФ) - он отводит России 34 ме-

1 Детальный сопоставительный анализ факторных условий России и других стран дан группой специалистов в работе [6], поэтому здесь приводится только краткая характеристика этих условий.

сто среди 53 стран. Эксперты той и другой организации присваивают при этом России низкие рейтинги по производительности труда среднего рабочего и трудовой дисциплине [6, с. 39; 9].

По нашему мнению, качество отечественной рабочей силы снижается также из-за ее низкой мобильности, обусловленной рядом экономических и административных причин. Часть экономически активного населения, как известно, лишена возможности найти работу либо поменять ее место в связи с отсутствием средств на переезд в другие районы, приобретение там жилья, а также запрещениями либо ограничениями на прописку. Это сдерживает перелив трудовых ресурсов в регионы и отрасли, испытывающие в них потребность.

Технологические ресурсы России как совокупность применяемых ею технологий (в вещественной форме - оборудование, приборы, установки и пр. и в невещественной форме - патенты, лицензии, ноу-хау и т.д.) в целом недостаточно развиты. При наличии солидной базы - опережающих по ряду направлений мировые достижения разработок фундаментальной и прикладной науки, освоенных передовых производственных процессов в оборонных отраслях промышленности - Россия, как и ранее Советский Союз, фактически не имеет действенных механизмов внедрения и тиражирования новых технологий, «диффузии нововведений». В результате по большинству показателей развития технологического ресурса Россия, по оценке ВЭФ, в основном находится на последних местах в мировом рейтинге.

Инвестиционные ресурсы в России за 90-е годы существенно сократились. Экономический кризис нанес инвестиционной сфере ощутимый урон: объем капиталовложений, несмотря на рост инвестиций в 1999-2000 гг., составляет сейчас примерно 30% от уровня 1990 г. По подсчетам специалистов ИМЭМО РАН, объем накопления основного капитала в России составляет всего 4% аналогичного показателя США, 7% - Японии, 31% - Великобритании [6, с. 52].

Отечественные предприятия в подавляющем большинстве не располагают достаточными для осуществления необходимых капиталовложений собственными средствами. Они также не могут широко пользоваться банковскими кредитами в связи с их дороговизной и краткосрочностью. В результате недоинвестирования в отечественной экономике в целом не обеспечивается даже простое воспроизводство основного капитала, что грозит стране не только все большим отставанием от развитого мира, но и ростом числа технических аварий и катастроф вследствие прогрессирующего старения оборудования.

Инвестиционный голод обусловлен в определенной мере и недостаточно развитой отечественной банковской системой. Российские банки не имеют финансовых ресурсов, достаточных для удовлетворения спроса реального сектора на кредитные ресурсы. Банковская система, постепенно преодолевая последствия острого финансового кризиса в августе 1 998 г., тем не менее, еще не восстановила размеры своего совокупного капитала, активов и кредитов в реальном исчислении. В настоящее время проблема недостаточной капитализации российских банков еще более актуальна, чем до кризиса. Отношение совокупного капитала банковской системы к ВВП находится на уровне 3,8%, тогда как, например, во Франции аналогичный показатель составляет 15,4%, в Чехии - 21,3%. Совокупный капитал всех российских банков меньше капитала любого из 1 00 крупнейших банков мира. Даже крупнейший российский банк - Сбербанк России - имеет размеры капитала и активов, в 60-65 раз меньшие, чем мировые лидеры банковского бизнеса. Не решена и проблема нестабильности банковской системы, в том числе наличия ненадежных банков. Хотя в ходе реструктуризации лицензий лишены более 250 кредитных организаций, в бан-

ковской сфере все еще действуют проблемные банки, доля которых в совокупных активах достигает более 13% [10 - 12].

Указанные проблемы, а также весьма высокие риски проведения операций на отечественном денежном рынке сдерживают расширение объемов предоставления заемных средств нефинансовому сектору экономики и соответственно производственных инвестиций.

Отечественная сфера инфраструктуры не отвечает в полной мере современным потребностям развития народного хозяйства.

В транспортной системе России единственным звеном, близким по уровню развития к мировым стандартам, является трубопроводный транспорт. По протяженности магистральных трубопроводов и их плотности страна занимает одно из ведущих мест в мире. Другие транспортные коммуникации, прежде всего железные и автомобильные дороги, имеют недостаточные для территории такой страны, как Россия, протяженность, плотность и пропускную способность, примерно треть их находится в неудовлетворительном состоянии. Портовое хозяйство справляется только с половиной подлежащих переработке грузов. Значительная часть действующих транспортных средств - подвижного состава, автопарка, морских и речных судов, самолетов - выработала свой ресурс и подлежит списанию. По этим причинам производительность труда на транспорте невысока, доставка грузов осуществляется с небольшой по мировым меркам скоростью и обходится достаточно дорого. Транспортные расходы в России на единицу произведенной продукции по сравнению со странами, сопоставимыми с ней по размерам территории, выше, чем в США, в 6 раз, чем в Китае - 4,5 раза [13, с. 99].

По уровню развития телекоммуникационных систем - важнейшего фактора успешного ведения современного бизнеса - Россия отстает от стран Запада, по оценкам специалистов, на 15-20 лет. Плотность телефонной сети в России в 3,5-4 раза ниже, чем в Западной Европе и США, масштабы внедрения прогрессивных видов телефонной связи (сотовой, цифровой, оптико-волоконной) сравнительно невелики. По удельному весу в мировом компьютерном парке Россия находится в середине второго десятка мирового рейтинга, а по количеству компьютеров на душу населения - в середине четвертого десятка [10, с. 116, 126].

Таким образом, степень развитости в России факторных условий в целом не обеспечивает безусловных преимуществ российским предприятиям и фирмам в их соперничестве с иностранными конкурентами и в известной мере ограничивает возможности ускоренного повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

Условия спроса в стране. К важнейшим параметрам внутреннего спроса, от которых зависит активность фирм в деле формирования и сохранения конкурентных преимуществ, относятся его структура, объем и характер роста, а также механизмы передачи предпочтений внутреннего рынка на рынки других стран.

Величина спроса на внутреннем рынке в принципе способствует расширению конкурентных преимуществ тех отраслей и предприятий, в которых могут быть реализованы либо эффект масштаба при поточном производстве, либо снижение издержек по мере освоения нового продукта, т.е. прежде всего в обрабатывающей промышленности. Для подобных отраслей рост спроса становится сигналом к увеличению инвестиций.

В России на протяжении последних лет внутренний спрос на товары и услуги, прежде всего на технико- и наукоемкую продукцию, неуклонно сокращался. Его совокупный объем (ВВП минус экспорт товаров и услуг плюс их импорт) за 1 9941999 гг., по нашим подсчетам, снизился примерно на 14%, превысив темпы паде-

ния производства (уменьшение ВВП - около 8%). Расходы на конечное потребление также неуклонно сокращались: в 1999 г. они снизились на 12% по сравнению с 1992 г. [14, с. 32]. Стремительное сокращение объемов инвестиций (на три четверти от дореформенного уровня) заметно сузило поле деятельности почти для всего отечественного машиностроения. В чрезвычайно сложной ситуации оказались предприятия оборонной промышленности: государство значительно снизило расходы на оборону и связанные с ней НИОКР. Наряду с этими факторами, сжатие спроса спровоцировали непрекращающаяся инфляция, которая обесценивала доходы предприятий и населения, и сравнительно жесткая денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение умеренной нехватки денег в обращении.

Динамику спроса на продукцию и услуги со стороны как производственных предприятий, так и домашних хозяйств в последние годы иллюстрируют данные об объемах продаж продукции предприятиями, розничном товарообороте и предоставленных населению платных услугах (табл. 4) [14, с. 250, 255, 259].

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индексы объемов продаж продукции и услуг, в сопоставимых ценах, % к предыдущему году

Индекс 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

Продажи продукции промышленными предприятиями 91,1 102,6 96,9 105,8

Товарооборот розничной торговли 99,5 104 97 92

В том числе

продовольственные товары 98 105 99,1 92

непродовольственные товары 100,8 103 95 92

Объем платных услуг населению 94 106 99,5 102,6

Падение спроса могло бы оказаться в итоге еще большим, если бы параллельно не происходило увеличения ресурсоемкости отечественного производства. Заметную амортизирующую роль сыграло также весьма масштабное распространение в промышленности и торговле спроса в товарной форме (бартер), компенсировавшее падение спроса в классической денежной форме.

На возрастающий спрос работали в основном предприятия по выпуску строительных материалов, растительного масла, алкогольной продукции и пива (об этом говорит увеличение их розничных продаж), а также предприятия по производству оборудования для нефтедобычи и средств связи, что было связано с увеличением инвестиций в отраслях-потребителях. Расширение спроса было характерно и для рынка рекламных услуг.

В целом же спрос выступал не только в качестве побудительного мотива увеличения производства и его модернизации, но и серьезного ограничителя развития предприятий.

В 2000 г. наметились признаки преодоления народным хозяйством кризисной полосы развития, что проявилось, в частности, в росте спроса со стороны производственного сектора и домашних хозяйств. Это несколько усилило стимулирующее воздействие спроса на деятельность производственных и коммерческих фирм. Однако количественные характеристики роста спроса на внутреннем рынке при всей их значимости менее важны для развития конкурентных преимуществ, чем его качественные параметры.

Качество внутреннего спроса, особенно в потребительском секторе, за 90-е годы существенно изменилось. Исчезла безликость, присущая спросу в период товарного дефицита: в целом он стал более структурированным. В условиях заметно-

го усиления роли импорта в обеспечении населения товарами и услугами, связанными главным образом с отдыхом и лечением за границей, спрос все больше ориентируется на общемировые стандарты потребления. При возросшей дифференциации доходов граждан он стал к тому же более разнообразным, индивидуализированным и избирательным, более требовательным к ценовым и качественным параметрам товаров и услуг. Эти сдвиги в характере спроса, несомненно, благоприятствуют развитию конкурентных преимуществ отечественных производителей .

Под влиянием изменившегося характера спроса уменьшился выпуск продукции потребительского назначения низкого качества и скудного ассортимента, приобретавшейся ранее только из-за отсутствия выбора. Свертывание нежизнеспособных производств, унаследованных от плановой экономики, - неизбежный результат перехода к рынку - вряд ли можно оценивать отрицательно, даже с учетом того, что оно привело к сокращению объема ВВП за годы преобразований, по некоторым оценкам, не менее чем на 10-15% [15]. Немаловажно, также что при вялом падающем в целом спросе отечественные производители потеряли возможность работать исключительно на «вал», как это было в дореформенный период. Теперь они вынуждены сообразовывать объемы выпуска продукции, ее ассортимент и потребительские свойства с реальными потребностями конкретных сегментов рынка, с возможностями реализации. Вместе с тем, спрос на внутреннем рынке пока уступает спросу во многих странах мира по своей требовательности к потребительским свойствам и качеству продукции. По этой причине отечественные предприятия по существу не могут опираться на предпочтения внутреннего рынка при продвижении своих изделий на рынки других стран.

Наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке. Существование конкурентоспособных поставщиков дает потребляющим отраслям быстрый и эффективный доступ к передовому оборудованию, технологическим и информационным ресурсам. Местные поставщики хорошо знают внутренний рынок, близки географически и с точки зрения культуры и стиля ведения бизнеса. Поэтому они предпочтительнее, чем иностранные, редко создающие новые продукты на местном рынке. Это, однако, не означает, что для успешной деятельности необходимо иметь только отечественных конкурентоспособных поставщиков5.

Россия располагает масштабным и дифференцированным по отраслям промышленным комплексом, способным выпускать самую разнообразную продукцию, начиная с простейших инструментов и кончая космическими объектами. Практически все российские производители имеют возможность развиваться, взаимодействуя с сопутствующими и поддерживающими отечественными предприятиями, кооперируясь с ними в процессе изготовления продукции.

Основная масса российских промышленных предприятий в состоянии удерживать свои позиции на рынке. Так, по оценке аппарата правительства, только 30% мощностей неспособны производить конкурентоспособную продукцию. Эту оценку подтверждают результаты масштабного исследования некоторых отраслей российской экономики международной консалтинговой компанией МсКлшеу, пришедшей к выводу, что нежизнеспособными являются примерно 25% имеющихся в стране промышленных мощностей [16].

2 «Фирмы страны добиваются конкурентного преимущества, — отмечает М. Портер, — если покупатели в этой стране очень разборчивы и предъявляют большие требования к товарам или услугам...» [5, с. 111].

3 Так, наиболее успешная отечественная экспортная машиностроительная компания советского пер-иода — ВАЗ — использовала в производстве широкую гамму импортных компонентов: тонколистовую сталь, лаки и краски, резинотехнические изделия, аккумуляторы, блок-фары и т. д.

Однако, если исключить добычу энергоресурсов и производство вооружений, то говорить о конкурентоспособности отечественных поставщиков, по нашему мнению, можно только применительно к внутреннему рынку, спрос на котором, как уже отмечалось, пока менее разборчив и требователен, чем на основных зарубежных рынках.

В стране по существу нет ни одного значимого блока (кластера) родственных предприятий, все звенья которого были бы конкурентоспособными на мировом рынке. Поэтому производство сравнительно конкурентоспособной готовой отечественной продукции, особенно машиностроительной, в заметной мере зависит от импортных поставок. Так, отечественные телевизоры («Рубин», «Радуга», «Сокол» и т.д.) на 70-100% состоят из деталей иностранного производства [17]. Даже мясоперерабатывающие предприятия охотнее ориентируются на импортное сырье, так как иностранные фирмы, в отличие от отечественных, в большей степени способны обеспечить ритмичность и своевременность поставок.

Показательно, что концерн «Фиат» в течение двух лет поисков российских производителей автокомпонентов для совместного с Горьковским автозаводом производства автомобилей так и не смог найти ни одного предприятия, удовлетворяющего его требованиям. Итог поисков специалистов «Фиат» неутешителен для российских изготовителей комплектующих: из 127 предприятий, оцененных по 100-балльной шкале, 87 получили оценку ниже 50 баллов, остальные 40 - от 50 до 85 баллов. Такие результаты исключают возможность сотрудничества отечественных изготовителей автодеталей с итальянской фирмой: по ее методике, на контракт могут рассчитывать только поставщики, набравшие не менее 85 баллов. Чуть более обнадеживающие результаты получили эксперты «Рено», которым из 91 производителя автокомпонентов в России удалось выявить 16, «способных соответствовать» критериям фирмы [18]. В данной ситуации иностранным автоконцернам весьма трудно реализовывать условия их соглашений о сотрудничестве с отечественными автозаводами, предусматривающие изготовление в России через определенный период не менее 50% комплектующих. По мнению специалистов, им придется налаживать производство автокомпонентов собственными силами либо договариваться об открытии предприятий в России с известными производителями комплектующих.

Естественно, что в отсутствие кластеров конкурентоспособных отраслей задача продвижения конечной продукции российских производителей на внешние рынки труднореализуема. Также затруднено и подключение отечественных предприятий к мировым воспроизводственным цепочкам в качестве изготовителей деталей и узлов: уровень конкурентоспособности позволяет обеспечивать главным образом развитие их сбытовых связей с отечественными потребителями4.

Стратегии фирм и уровень конкуренции. В условиях сложившихся рыночных отношений фирмы, как правило, применяют в основном две типичные стратегии сохранения преимуществ, которые базируются либо на снижении издержек, либо на дифференциации продукции.

Стратегии отечественных фирм в подавляющем большинстве кардинальным образом отличаются от стратегий корпораций в странах с нормальной рыночной экономикой. Цели производственной и коммерческой деятельности российских предприятий вытекают из характера складывающихся в стране экономических отношений, наиболее расхожее, но далеко не всеохватывающее определение которых - «приятельский капитализм».

Специалисты по управлению отмечают, что в условиях еще не завершившегося перераспределения собственности главная цель менеджерского звена отечественных предприятий и фирм состоит в «делании денег», а часто - и в личном обогащении. Вопросы развития бизнеса у руководителей отходят на задний план, доминирующей становится идеология сокращения или даже ликвидации предприятий [20, с. 69-70].

4 Президент АвтоВАЗ В. Каданников считает, например, что перспективы интеграции отечественной автомобильной промышленности в мировую экономику связаны, главным образом, с изготовлением автокомпонентов — см. [19].

Практически все крупные российские корпорации, сформировавшиеся на базе государственных предприятий, контролируются не акционерами, а группами частных лиц. При этом организационное построение корпораций избавляет их реальных владельцев от какой-либо ответственности перед акционерами за эффективность работы предприятия. Управление корпорациями осуществляется формально наемными менеджерами по указаниям владельцев на «доверительной» основе.

В этих условиях финансовые потоки предприятий направляются таким образом, чтобы максимально увести их от налогообложения, от кредиторов, от «чужих» акционеров. Практически всю прибыль и значительную часть инвестиционных ресурсов вывозят за границу, а затем по мере необходимости репатриируют в виде кредитов зарубежных банков либо прямых инвестиций иностранного капитала. В целях сохранения контроля над собственностью и обеспечения ее приращения корпоративный сектор экономики поддерживает формальные и неформальные связи с государственным аппаратом и стремится его «приватизировать» [21].

На наш взгляд, стратегии корпораций целиком и полностью воспроизводятся предприятиями среднего и мелкого бизнеса, которые, чтобы выжить, вынуждены приспосабливаться к поведению системообразующих предприятий, их деловой этике.

За годы переходного периода в России сложилась особая, нестандартная этика деловых отношений, допускающая возможность гигантских выигрышей на трудностях партнера, включая государство, прямого обмана, жесткого, часто неэкономического (в том числе криминального) давления на конкурентов, использования в отношениях с контрагентами силы исполнительной власти. Естественно, что господствующая деловая этика во многом определяет характер конкуренции на внутреннем рынке, которую вряд ли можно оценить как свободную и честную.

Уровень конкуренции в целом по промышленности, принимая во внимание оценку регулярно ведущего ее мониторинг с 1 995 г. Института экономики переходного периода, следует квалифицировать как невысокий. При этом, вопреки бытующим представлениям, самую существенную конкуренцию на всех рынках сбыта отечественные предприятия испытывают со стороны других российских предприятий. Конкуренция с производителями из стран дальнего зарубежья уступает внутрироссийской конкуренции, а конкуренция с товарами из стран СНГ является наиболее слабой [22, с. 8].

Характер российской конкуренции, по мнению экспертов международной консалтинговой компании МсКішеу, обследовавших положение дел в 10 отраслях российской экономики, деформирован существующими льготами и привилегиями неэффективным предприятиям. Они предоставляются органами власти, поскольку в случае отсутствия этих льгот вполне вероятны нежелательные последствия, в частности, рост безработицы и снижение доходов населения в регионах. Однако возникающие социальные вопросы, как считают специалисты указанной компании, в принципе могут быть решены. Более того, они уверены, что отказ от предоставления неэффективным компаниям льгот и скрытых субсидий, позволяющих им быть более прибыльными, чем эффективные компании, дал бы России возможность достичь темпов роста до 8% в год, увеличить объемы выпуска импортозамещающих потребительских товаров в пищевой, легкой и автомобильной промышленности [16].

Рассмотрение состояния параметров конкурентных преимуществ в России подводит к выводу о том, что все они - факторные условия, условия спроса в стране, наличие родственных отраслей, стратегии фирм - отражают специфику российских переходных процессов и, в известной мере в силу этой специфики, недостаточно развиты в качественном отношении. Это обусловливает низкую конкурентоспособность отечественных готовых изделий по потребительским свойствам и качест-

ву, что вынуждает страну закупать их за рубежом и выходить на внешние рынки сбыта в основном с сырьем и изделиями первого передела, при реализации которых на первом плане стоят ценовые характеристики.

Улучшение экономической среды как условие повышения конкурентоспособности

Состояние экономической среды во многом определяет возможности национальных предприятий и фирм удерживать и наращивать конкурентные преимущества. Поэтому формирование такой среды, которая благоприятствовала бы поддержанию конкурентоспособности на фирменном уровне, - одна из важнейших задач государства в рыночной экономике. Не случайно в промышленно развитых странах за последние два десятилетия участие государства в повышении конкурентоспособности национальных производителей резко возросло. Правительства этих стран разрабатывают и реализуют специальные программы обеспечения конкурентоспособности, берут на себя непосредственную заботу о развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры - науки, средств связи, сбора информации, перестраивают налоговые системы в целях поощрения конкурентоспособных отраслей.

В России, к сожалению, ничего подобного не наблюдается. Главная цель макроэкономической политики государства в 90-е годы - «финансовая стабилизация» -понималась исключительно как достижение сравнительно невысоких темпов инфляции и укрепление рубля. Эта политика, инструментами которой являлись среди прочего высокие налоги и дорогой кредит, имела своим результатом снижение производственной и инвестиционной активности, рост неплатежей в народном хозяйстве и натурализацию обмена, концентрацию отечественного капитала в торгово-финансовой сфере и утечку его за рубеж.

Вследствие этой политики подавляющее большинство отечественных предприятий испытывает трудности с оборотными средствами, имеет ограниченные возможности осуществлять расширенное воспроизводство и проводить техническую модернизацию. Чрезмерная налоговая нагрузка в условиях падения выпуска продукции и действие других негативных факторов привели к тому, что более половины функционирующих предприятий в последние годы стали убыточными, многие из них ушли в «теневую» экономику5. При высокой стоимости кредита, ставшего преимущественно краткосрочным, основная масса участников хозяйственного оборота воздерживается от заимствований в коммерческих банках.

Аномалии экономической среды, несомненно, тормозят развитие отечественной внешней торговли. Более того, вызванный этой средой беспрецедентный спад капиталовложений, объем которых уменьшился по сравнению с 1990 г. более чем на три четверти, по существу блокирует решение фундаментальных для внешней торговли задач: расширения производственной базы экспорта в технико- и наукоемких отраслях, развития перспективных импортозамещающих производств и совершенствования транспортной и информационной инфраструктуры.

Вполне очевидно, что при сохранении нынешнего состояния экономической среды заметные сдвиги в повышении национальной конкурентоспособности маловероятны. Поэтому императивом для законодательной и исполнительной власти на ближайшую перспективу становятся последовательные действия, направленные на формирование условий хозяйственной деятельности, благоприятствующих росту

5По оценке группы экономистов во главе с профессором Ф. Шнайдером (Австрия), доля «теневой» экономики в ВНП России достигает 40% и по этому показателю наша страна находится на шестом месте в мире — см. [25].

совокупного спроса и инвестиционной активности, на сохранение научнотехнического потенциала, в том числе путем расширения финансирования фундаментальной науки и образования. В стране предстоит наладить стандартный рыночный процесс воспроизводства, который в предыдущие годы так и не сложился.

Необходимое условие формирования нормальной рыночной среды - обеспечение силами судебных и правоохранительных органов защиты собственности, исполнения хозяйственного законодательства и контрактных обязательств. Крайне важно укрепить и повысить эффективность деятельности тех частей государственного аппарата, в функции которых входит осуществление так называемого инфор-смента - принуждения к исполнению. Не секрет, что за предыдущие годы, несмотря на регулярные заявления руководителей страны о усилении борьбы с коррупцией и криминалом, эти задачи решались неудовлетворительно.

В предстоящем десятилетии органы исполнительной власти заявляют о намерениях действовать, исходя из необходимости совершенствования экономической среды и улучшения предпринимательского климата, создания благоприятных условий для модернизации и подъема отечественной экономики, ее более активного включения в систему мирохозяйственных связей. Намечается, в частности, выровнять условия конкуренции путем отмены различных льгот и привилегий, предоставленных ранее отдельным экономическим субъектам, реформировать естественные монополии. Планируется уменьшить налоговую нагрузку на юридических и физических лиц, сократить и унифицировать ставки импортного тарифа, снизить стоимость кредита, решить проблему неплатежей и уменьшить степень натурализации обмена, заметно укрепить рубль. Предполагается также завершить реструктуризацию банковской системы и развернуть ее лицом к реальному сектору. Ставятся задачи налаживания инфорсмента.

При условии осуществления намечаемых мер можно в принципе рассчитывать на улучшение состояния параметров конкурентных преимуществ, в том числе на рост внутреннего спроса и активизацию инвестиционного процесса. Экономика в этом случае могла бы из стадии выживания перейти в стадию структурной перестройки, для которой было бы характерно развитие конкурентоспособных и свертывание неэффективных производств.

Однако не следует забывать, что достижение подобных целей предполагалось и предыдущими российскими правительствами. На практике же комплексное осуществление предусмотренных мер подменялось действиями «пожарного порядка», направленными в первую очередь на снижение темпов инфляции, укрепление рубля и наполнение бюджета. Поэтому нельзя исключать того, что и новое правительство, если оно не откажется от прежних стереотипов, не сможет выполнить намеченное. Пока же многие отечественные и зарубежные эксперты сходятся на том, что деятельность правительства не дает оснований для оптимистических прогнозов .

Понятно, что в решении проблемы повышения конкурентоспособности ключевую роль будет играть отечественный бизнес. В конечном итоге на рынках конкурируют не столько государства, сколько конкретные предприятия и фирмы. Поэтому российскому предпринимательству неизбежно предстоит менять прежние ориентиры, утвердившиеся в период «дикого капитализма», и осваивать нормы цивилизованного ведения бизнеса, формировать новую этику деловых отношений, использовать в своей деятельности стратегии, нацеленные на развитие предприятий и удовлетворение потребностей рынка. Однако необходимые для этого моти-

6 Так, А. Илларионов указывает, что правительство не использовало в минувшем году благоприятную внешнюю конъюнктуру для развития обрабатывающего сектора экономики. ЕБРР отмечает, что в улучшении экономических показателей России в 2000 г. нет никакой заслуги правительства [24; 25].

вации отечественному бизнесу даст только результативная деятельность государственных органов, меняющая состояние экономической среды в лучшую сторону.

* * *

В условиях глобализации мировой экономики развитие России может происходить в двух вариантах: в варианте, при котором экономическая политика будет ориентирована на повышение национальной конкурентоспособности, и в инерционном варианте, когда экономическая политика будет повторять ошибки и просчеты прежних лет. Последствия той и другой политики достаточно очевидны.

В обозримом будущем императивом для России становятся использование конкурентных преимуществ в сфере высоких технологий и преимуществ, связанных со сравнительной дешевизной факторов производства, а также рациональное включение в систему трансграничных перемещений капитала. Только это позволит изменить нынешнюю незавидную роль страны в системе международного разделения труда и ту внешнеэкономическую специализацию, которая неумолимо вытесняет ее на обочину мирового развития.

Литература

1. Мировая экономика и торговля. Статистический справочник. ТПП РФ, 1998.

2. Деловой мир. 1995. 1 февраля; Финансовые известия. 1998. 13 января.

3. Финансовые известия. 1 998. 25 августа.

4. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации. М.: ИМЭМОРАН, 1998.

5. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.

6. Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановой макроэкономический анализ /Кол. авт. под руководством М. Гельвановского. М.: ИМЭМО РАН, 2000.

7. Королев И. Россия в мировой экономике: проблемы самоопределения. МЭИМО. 1999. № 10.

8. Ведомости. 2000. 20 сентября.

9. Независимая газета. 1999. 25 февраля.

10. Геращенко В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы // Деньги и кредит. 2000. № 6.

11. Ведомости. 2000. 5 июля.

1 2. Коммерсантъ. 2000. 28 сентября.

13. Андрианов В. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М., 1999.

14. Россия в цифрах. Краткий стат. сб. М.: Госкомстат России, 2000.

15. Вопросы экономики. 1999. № 2.

1 6. Коммерсантъ. 2000. 1 февраля; 1 999. 1 9 октября.

17. Ведомости. 2000. 20 ноября.

1 8. Ведомости. 2000. 1 8 апреля; 29 декабря.

1 9. Ведомости. 2000. 5 апреля.

20. Клейнер Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя //Вопросы экономики. 2000. № 5.

21. Радыгин А., Сидоров И. Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества // Вопросы экономики. 2000. № 5.

22. Цухло С. Кто кого замещает // Эксперт. 2000. № 29.

23. Коммерсантъ. 1999. 31 августа.

24. Коммерсантъ. 2000. 30 октября.

25. Ведомости. 2000. 9 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.