Научная статья на тему 'Романтическая доктрина как дуалистическое единство консервативного и либералистского сознания'

Романтическая доктрина как дуалистическое единство консервативного и либералистского сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Н. Н. Мисюров

The national idea predetermined the historical role of romanticism, which came out the narrow framework the narrow framework of literary trend. In the article is shown the progressiveness of idea of selfdetermination of German spirit and its great meaning for the world history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Романтическая доктрина как дуалистическое единство консервативного и либералистского сознания»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестник Омского университета, 2001. №.1. С.65-67. © Омский государственный университет, 2001

УДК 130.2; 830-2 (091)

РОМАНТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА КАК

ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО КОНСЕРВАТИВНОГО И ЛИБЕРАЛИСТСКОГО СОЗНАНИЯ

Н.Н. Мисюров

Омский государственный университет, кафедра русской и зарубежной литературы

644077 Омск, пр. Мира, 55-А

Получена 6 декабря 2000 г.

The national idea predetermined the historical role of romanticism, which came out the narrow framework the narrow framework of literary trend. In the article is shown the progressiveness of idea of self-determination of German spirit and its great meaning for the world history.

Немецкие романтики совершили переворот в общественном сознании современников: в эстетике, философии, журналистике и литературе они предугадали самоопределение немецкого национального духа. Исследователи рассматривают эту литературную революцию в ряду других великих исторических изменений времени [13]. Эстетическая доктрина романтизма - онтологический продукт немецкой идеалистической мысли. Романтическая школа, обобщившая духовные искания двух лучших и наиболее деятельных поколений, неотделима от "германского возрождения" - общественного подъема 1806-1815 гг. Современники оценили борьбу романтиков за самобытность национальной культуры и их апологетику национального чувства: "Произвол ячества (die Ichsuht) в конце концов должен натолкнуться на твердые заповеди действительности"; верность " вере и Отечеству" - главнейшие из них [4, с.64].

Романтизм вышел за рамки литературного течения и вырос в национальное по значимости движение, глубоко затронувшее ведущие сферы общественной и культурной жизни Германии. " Мировой дух нашего времени скомандовал идти вперед, - писал Г. В. Ф. Гегель. - Все вперед, не останавливаясь перед препятствиями" [10, Bd. 28, S. 85-86]. Романтическая эпоха - "исторический час германского духа в мировой истории" [18, с.51].

* * *

"Вся германская философия, - утверждал Н. А. Бердяев, - имеет идеалистическое направле-

ние... Первоощущение бытия для немца есть прежде всего первоощущение своей воли, своей мысли" [2, с.28]. Национальная идея - "идея в абстракции": "Сама идея нации и национальности есть продукт рационализации"; усилиями многих поколений она превращалась в реальность; "абсолютность" национальной идеи вовсе не поглощает конкретности идеалов отдельно взятого человека, не подчиняет себе специфику личностного, ибо "национальность есть питательная среда личности" [1, с.137].

Традицию философы и социологи относят к той сфере человеческой деятельности, где действенность различных общественных институтов во многом определяется состоянием культуры. "Проблематика передачи общественного наследия чрезвычайно важна для изучающего общественную жизнь, если его только интересуют прочные коллективы" [19, с.284-285]. Консервативная мысль с XVIII до XX в., проанализировав революционные процессы во многих странах Европы, констатировала, что попытки осуществить радикальный разрыв с действительностью и реализовать на практике сконструированную модель общества, в рамках которого сняты все антагонистические противоречия, неизбежно ведет к прямо противоположным результатам: нельзя "переструктурировать данную действительность" [14, с.69-70].

Современный консерватизм представляет собой синкретическое явление, в нем органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного индивида и традиционная для консерватизма защита

66

H.H. Мисюров

таких ценностей, как религия, семья, закон и порядок, протестантская этика и т. д. [6, с.121-122].

Национальная идея принадлежит к числу главнейших из этого ряда незыблемых ценностей. Консервативная идеология переживает ныне своеобразный социально-философский "ренессанс" . "Либеральной доктрины в собственном смысле слова больше не существует, так как она превратилась в религию имманентности, которая превосходит старую религию" [5, с.44-52].

Традиция (как форма национального наследия) и либеральные ценности современного западного мира сосуществуют, философское сознание стремится примирить эти две столь различающиеся модели миросозерцания. Плюрализм мировоззрений не решает всех проблем: "Нам нужны наши религиозные традиции, но ни одна из них и даже все они вместе не могут представить нам точку зрения, которая позволила бы охватить реальность в ее целостности" [11, с.З]. Прагматизм и секулярность, характерные для XX века, перемешались с мифологией и метафизикой - наследством XIX столетия.

Обозначенные культурологами "сумерки богов" означали не только кризис эстетического сознания ("смерть классики"), но вообще, по мнению Э. Гуссерля, глубокий кризис либеральной мысли [15, с.7]. Рубеж Х1Х-ХХ столетий стал переломным во всех отношениях для многих традиционных явлений европейской культуры и цивилизации: философских школ и течений мысли, направлений в искусстве, эстетических теорий, политических доктрин и движений. Германия (как и Россия) оказалась наибольшим образом подвержена этому глобальному кризису традиционализма.

Диалектика общественного бытия и общественного сознания - основа основ немецкой философии; по мнению К. Поппера, из историзма Гегеля происходит фашистский тоталитаризм, из историзма Маркса - коммунистический тоталитаризм [8, с. 110]. Немецкий менталитет не приемлет либерализма: "В Германии, где философское мышление было далеко от сенсуализма, гедонизма, утилитаризма, эмпиризма, метафизические и теологические элементы подчинили идеал свободы предустановленным схемам" [7, с.366].

Идеализация немецкой старины и мифологизация национального самосознания (теория "почвы и крови") усиливали националистические настроения в обществе; воздействие романтической доктрины на многие сферы национальной жизни имело противоречивые последствия. Консервативный характер социально-политических аспектов "немецкого единства" очевиден; увлеченность национальной идеей бы-

ла поставлена национальным сообществом сначала в заслугу, а по прошествии времени - в вину теоретикам и практикам "германского возрождения".

"Главная потребность времени - утверждал Ф. Шлегель, - найти духовный противовес революции и деспотизму, которые совершают насилие над душами, стесняя высшие мирские интересы. Где нужно искать этот противовес? Ответ не труден; несомненно в нас" [Ideen, 41]. Эгоцентрический индивидуализм - недуг романтического индивидуума: "Стать богом, быть человеком, развить себя - все эти выражения означают одно и то же" [Athen Fragm., 262]. "Понятие индивидуальности, - рассуждал Г. В. Ф. Гегель, - включает в себя противоположение бесконечному разнообразию и связь с ним... Подобное возвышение человека есть религия" [11, Bd.l. S.196-197].

Двусмысленность самоутверждения романтического "Я" за счет множества других гомогенных "не Я" не имеет отношения к диалектике: из романтического бунта рождается разрушительная философия, скорее же - ложная религия, сверхчеловека. Ницшеанский культ "белокурой бестии" означал сознательное смешение подлинно романтических идей с романтикой мнимой. Идеологи раннего нацизма многое пригодное для обоснования собственных целей почерпнули из этого противоречивого арсенала философских идей и оккультных учений [12].

Самоопределение немецкого духа - настрой, объединяющий многие заметные явления немецкой культуры и общественной мысли, разделенные во времени и весьма несхожие меж собой: на этой почве сближаются поэт и мистик Нова-лис и ортодоксальный марксист Ф. Энгельс, "романтический юноша" В. Ваккенродер и диссидент Г. Гейне, аристократы по крови и духу, оба несравненные поэты, романтик Й. фон Эйхен-дорф и неоклассицист А. фон Платтен, культуролог О. Шпенглер и историк Ф. Майнеке (зачисленный в предтечи нацизма наряду с генералом Э. Людендорфом и пастором А. Штёккером), литератор-дилетант со скандальной репутацией, нацистский "мифотворец" А. Розенберг и автор фундаментальных исследований по немецкому романтизму, политический противник нацистов и мужественная женщина Р. Хух.

Национальная идея - своеобразный социально-философский продукт немецкого идеализма. Типично немецкая "метафизика" и "мифология" предопределили на первый взгляд сугубо внутренние, касающиеся одной Германии политические и идеологические проблемы 1871, 1918, 1933-1945, 1960-1970-х гг. (проблема "двух государств - одной нации" и т. п.) [16, с.19]. Эстетическая доктрина немецкого романтизма транс-

Романтическая доктрина как дуалистическое единство.

67

формировалась поначалу в народническую доктрину "почвы и крови", а вскоре в силу ряда объективных социально-исторических причин и под воздействием некоторых субъективных факторов в откровенно националистическую доктрину "германского единства, спаянного железом и кровью". Акценты сместились значительно: в романтическую эпоху и при "железном канцлере" О. фон Бисмарке возвеличили с прописной буквы

Нацию, в эпоху тоталитаризма - Государство! * * *

"Глобальное" общество, по мнению политологов, характеризуясь равновесием и ясностью, тем не менее, отличается крайней нестабильностью: угроза нивелирования специфики государств и национальные различия - мучительная проблема для европейского сообщества наций.

Немецкий романтизм, что бы ни говорили о фрагментарности стиля мышления романтиков, о типичном для большинства из них субъективизме и волюнтаризме предлагаемых решений наболевших проблем национального бытия, об индивидуалистическом пренебрежении вопросами общественной жизни, есть философски своеобразная и социально продуктивная форма национального самосознания.

Отчетливо обозначившаяся тенденция к конкретизации национального аспекта в этом комплексе общечеловеческих идеалов подтверждает правоту романтиков, понимавших сложность философского дуализма национального и всеобщего: "Этот индивидуальный колорит универсального должен стать, - по мнению Новалиса, - элементом романтизации" [17, Вс1.2, 8.129].

[9] Cox H. The secular City. Seclarization and urbanization in theological perspective: 2 ed. New York, 1990.

[10] Hegel G.W.F. Sammtliche Werke // Hrsg. von J. Hoffmeister. Hamburg, 1955-1960. Bd.l- 28.

[11] Goodrick-Clarke N. The occult roots of nazism: secret aryan cults and their influence on Nazi ideology. The ariosophists of Austria and Germany, 1890-1935. New York, [without a year],

[12] Haym R. Die romantische Schule: Ein Beitrag zur Geschichte des dt. Geistes: 5.Aufl. Berlin, 1928.

[13] Hayek F. The constitution of liberty. Chicago, 1960.

[14] Husserl E. Die Krisis der europäischen Wissenschaften. Haag, 1962.

[15] Muller H.L. Vaterland versus Muttersprache: Dt. Schriftsteller u. dt. Nation // Aus Politik u. Zeitgeschichte. 1982. №11. S.17-37.

[16] Novalis. Schriften // Hrsg. von J. Minor. Jena, 1907. Bd.1-4.

[17] Schtrich F. Die Mythologie in der dt. Literatur von Klopstock bis Wagner. Berlin, 1910.

[18] Szacki J. Tradycja. Przeglad problematyki. Warszawa, 1971.

[1] Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека: опыт персоналистической философии. Paris, 1972.

[2] Бердяев H.A. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М., 1918.

[3] Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики: Пер. с нем. М., 1981.

[4] Кроче Б. Либеральная концепция как концепция жизни // Вестник Моск. ун-та. Философия. 1997. №2. С.44-52.

[5] Мигранян А.М. Переосмысливая консерватизм // Вопр. философии. 1990. №11. С.114-122.

[6] Овсянникова И.А. Либеральная философия Б. Кроче. Омск, 1998.

[7] Поппер К. Открытое общество и его враги: Пер. с нем. М., 1992. Т. 1-2.

[8] Benz R. Geist und Reich. Um die Bestimmung des Deutschen: 3.Aufl. Jena, 1933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.