Научная статья на тему 'Роман Й. Ранкина "во тьме": проблематика, поэтика и жанровое своеобразие'

Роман Й. Ранкина "во тьме": проблематика, поэтика и жанровое своеобразие Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОТЛАНДИЯ / SCOTLAND / ШОТЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / SCOTTISH LITERATURE / ДВОЙСТВЕННОСТЬ / ЖАНР / GENRE / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY / УРБАНИСТИЧЕСКИЙ РОМАН / URBAN NOVEL / Й. РАНКИН / I. RANKIN / DUAL IDENTITY (PERSONALITY)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Романова Татьяна Николаевна, Попова Ольга Константиновна

В статье рассматриваются вопросы жанровой специфики и национального своеобразия романа «Во мгле» шотландского прозаика Й.Ранкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SET IN DARKNESS" BY I. RANKIN: THE THEME AND SPECIFIC FEATURES OF GENRE AND STYLE

The article deals with the peculiarities of genre and specific features of style of the novel ‘Set in Darkness’ by the Scottish writer I. Rankin.

Текст научной работы на тему «Роман Й. Ранкина "во тьме": проблематика, поэтика и жанровое своеобразие»

8. Crawford R. Scotland's Book. A History of Scottish Literature. - Oxford: Oxford University Press, 2009. - 790 p.

9. Phillip I. Blurring the Edges: Fantasy, Reality, and the Fantastical Realism of Alasdair Gray. - Aberdeen, 1997. - 36 p.

10. Smith G. Scottish Literature: Character & Influence. - London: Macmillan and co, limidted, 1919. - 296 p.

11. The Edinburgh Companion to Contemporary Scottish Literature, ed. By Berthold Schoene. - Edinburgh: Edinburgh University Press Ltd, 2007. - 424 p.

© Романова Т.Н., Нелюбина Т.А., 2015

РОМАН Й. РАНКИНА «ВО ТЬМЕ»: ПРОБЛЕМАТИКА, ПОЭТИКА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Романова Татьяна Николаевна

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:romanova. tn@yandex. ru

Попова Ольга Константиновна

^удентка 743 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:popova. ol@list. ru

«SET IN DARKNESS» BY I. RANKIN: THE THEME AND SPECIFIC FEATURES

OF GENRE AND STYLE

Tatiana Romanova, Ph.D Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail:romanova.tn@yandex.ru

Olga Popova

Student of the Faculty of Foregn Languages, group 743 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail:popova.ol@list.ru

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы жанровой специфики и национального своеобразия романа «Во мгле» шотландского прозаика Й.Ранкина.

Ключевые слова. Шотландия, шотландская литература, двойственность, жанр, национальная идентичность, урбанистический роман, Й. Ранкин.

Abstract: the article deals with the peculiarities of genre and specific features of style of the novel 'Set in Darkness' by the Scottish writer I. Rankin.

Key words. Scotland, Scottish literature, dual identity (personality), genre, national identity, urban novel, I. Rankin.

Романы шотландского писателя Йена Ранкина (I. Rankin, b. 1960) стремительно набирают популярность у широкого круга читателей. Однако в отечественном литературоведении они еще не получили достаточного освещения. Именно поэтому для исследования национальной специфики современной шотландской литературы нам представляется необходимым затронуть творчество шотландского прозаика.

Романы Ранкина, отличительной чертой которых является занимательная фабула с крутыми сюжетными поворотами, относятся к детективному жанру, получившему в шотландской литературе название «тартан-нуар», представляют собой циклы детективных историй, объединенных «сквозным героем» - образом детектива Ребуса. Романы Ранкина необязательно читать в хронологическом порядке, читателю не требуется знать предшествующие приключения Ребуса для полноты восприятия сюжетной линии.

Помимо серии, посвященной инспектору Ребусу, Ранкин написал более десяти романов и несколько сборников коротких рассказов, также в основном детективных по сюжету. В 2005 г. вышел роман о другом инспекторе эдинбургской полиции - Малкольме Фоксе, сотруднике Управления внутренних расследований. Он открыл вторую «персональную» серию произведений Ранкина, в рамках которой к концу 2013 г. было опубликовано четыре романа.

Все романы повествуют о преступлениях, подозрительных смертельных случаях и исчезновениях, и полны тайн и загадок, которые Ребус пытается разгадать. Расследования, которые проводит Ребус, изображают реальную картину жизни современной Шотландии, характеризуемую коррупцией, бедностью и организованной преступностью. Во время своих приключений Ребус, склонный нарушать правила и игнорировать приказы вышестоящих по службе, борется с внутренней политикой шотландской полиции. Также он пытается преодолеть свои личные проблемы, которые зачастую непосредственно или косвенным образом касаются его текущего расследования и влекут к проблемам в коллективе.

«Во тьме» (Set in Darkness, 2000) - одиннадцатый роман из серии об инспекторе Ребусе, в нем как нельзя лучше отображается темная сторона человеческой личности. Инспектор Ребус - шотландский полицейский специального назначения, человек опытный и упорный со сложившейся собственной схемой работы. Однако, как и многим, ему приходится преодолевать трудности: неудачный брак, одиночество и алкоголизм. Он досконально знает все «злачные места» шотландской столицы, и эти знания приводят его к расследованию различных преступлений.

Роман начинается с эпизода обнаружения тел, которые были захоронены в Куинсберри Хаус, историческом здании, реконструкция которого началась с целью размещения в этом помещении шотландского парламента. Это дело пролежало бы в полиции без каких-либо ключей к разгадке личности умершего, если бы на той же самой территории не произошло второе убийство.

Родди Грив, богатый и амбициозный лидер лейбористской партии в законодательных органах, найден забитым до смерти, и Ребусу поручили помочь Дереку Линфорду расследовать это преступление. У Линфорда свой собственный взгляд на проведение шотландских законов в жизнь, и, как ожидалось, он и Ребус находятся по разные стороны баррикад на фоне этого конфликта. Бестактный, напыщенный, «золотой мальчик» из иерархии полицейского управления, Линфорд назначен ответственным за это расследование, и Ребусу очевидно, что Линфорд слишком неопытен в этом деле. Ребус выдвигает собственную идею по проведению расследования, и детективы начинают поиск мотива преступления, который мог бы связать эти два убийства. Далее, когда бездомный совершает явное самоубийство, выясняется, что у него удивительно большой счет в банке, все предполагаемые теории переплетаются, и детективы расследуют целую цепочку преступлений.

Одним из самых сложных психологических аспектов для многих героев Ранкина в этом романе является тема одиночества. Ребус, безумно скучающий по своей дочери, практически ни с кем не общается, он решает, что лучше провести свое свободное время наедине с бутылкой виски, чем заводить мимолетные знакомства. Его коллега Сайобэн Кларк - одиночка поневоле. Несмотря на разницу в возрасте, у них есть история отношений, и Ранкин исследует возможности развития их отношений, не оставляя сомнений, что у героев вряд ли сможет сложиться общее будущее. Тем более, что «третьим» но отнюдь не «лишним» в этих отношениях оказывается напарник Ребуса Дерек Линфорд - самовлюбленный парень, который достаточно хорош собой, чтобы влюбить в себя любую представительницу женского пола, и следующей его целью становится именно Сайобэн.

Большинство событий в романе протекают на фоне строительства нового здания шотландского парламента Холируд, создавая у читателя чувство неопределенности отдаленных последствий как самого строительства, так и связанных с этим историческим будущим дальнейших событий в жизни страны. Так, в урбанистический роман входит историческая и политическая проблематика. Как и в большинстве романов Ранкина, Ребус часто пересекает город, принимая во внимание многие аспекты жизни в Эдинбурге в попытке поставить точку в преступлениях. В этом символическом смысле Ребус - своеобразный фильтр, через который читателем воспринимается движение истории и социума. Ребус размышляет: «Большинство людей просто живет, но жизнь детектива была и будет составлена из жизней других людей» [3, с. 223]. Ребус во многих отношениях - «старомодный полицейский», со своими убеждениями, и, возможно, из-за этого он - также уместная фигура, через которую можно отследить социальные преобразования общества. Ребус часто остро ощущает упадок традиционной Шотландии: «Толпа молодых людей стояла в дверных проемах здания. Низкие голоса, пронзительные глаза завораживали. Ребус видел

преступление там, где его не было, или, скорее всего, он был просто настроен на возможность преступления. Всегда ли полночь была такой суровой и тревожной? Он не думал, что настолько. Город меняется, и не в лучшею сторону, и никакие масштабные постройки из стекла и камня не могут скрыть это факт. Старый город умер, раненный этим ревом. Это новое начало... конечно не беззаконие, но точно неуважение» [3, с. 331].

Интерес Ранкина к двойственной стороне человеческой природы как средству выражения темных аспектов Эдинбурга распространяется на его размышления о непостижимом будущем, о городе, который оборвал все связи с прошлым и который развивается между историческим наследием и промышленностью, с одной стороны, и на ощущение, что будущие реформы приведут к резким и бесповоротным изменениям. Однако эти размышления Ранкина не всегда пессимистичны. Он говорит, что это «город, который, казалось, определяет свое прошлое также сильно, как и настоящее, и только теперь с приходом парламента они могут смотреть в будущее» [3, с. 222223]. Готический оттенок в названии романа укрепляют понимание того, что Шотландия в определенной мере следует некоторым традициям мрачного прошлого, а положительные перспективы - вопрос, открытый для размышления соотечественника-читателя и современника Ранкина. Авторская позиция свидетельствует о существовании глубокого недоверия к тому, что новое правительство может принести Шотландии имеют место частые авторские отступления-размышления о провале на референдуме по деволюции (devolution) в 1979 г. и о решениях, которые привели шотландское общество к современному состоянию. Даже Ребус, который обычно склонен быть незаинтересованным в политической дискуссии, проявляет интерес к грядущим политическим переменам.

В романе Ранкина обе головоломки по поводу убитого политика и подозрительного случая с бродягой, в распоряжении которого была огромная сумма денег, связаны с одной конкретной семьей Грив. То, что роман содержит так много ссылок на самую известную фамилию в шотландской литературе «Грив», не является простым совпадением. Это явная отсылка к личности Кристофера Мюррея Грива (1892-1978), или Хью МакДайрмида, (Hue MacDiarmid) - известного шотландского поэта, представителя «Шотландского Возрождения» (the Renaissance), чье творчество напрямую связано с темой национального самосознания в шотландской литературе. Для Ребуса поэзия МакДайрмида является средством, с помощью которого он понимает суть преступления. Осматривая скелет позади камина на территории нового парламента, Ребус размышляет: Куинсберри Хаус был чем-то нереальным для него, сама идея о парламенте в этом здании была сумасшедшей: «Но Эдинбург сумасшедший сам по себе. Тревожный и темный.» [3, с. 12]. Он прочитал эти слова в поэме, написанной Хью МакДайрмидом.

Ранкин создает разветвленный сюжет, «ведя» читателя сразу в двух направлениях расследования: он предлагает несколько подозреваемых в

убийствах из неблагополучной семьи Грив, в том числе обольстительную сестру, давно пропащего брата и обаятельную вдову, которая решила баллотироваться в законодательные органы. В этом романе семья Грив находится в центре политической и культурной жизни и этой семье дан статус «клана» «увлеченным журналистом [который] ушел как только назвал их первой семьей в Шотландии» [3, с. 48]. Хотя они были не связанны кровью, МакДайрмид был хорошим другом этой семьи в течение 1950-х гг. Поэтому МакДайрмид является главной фигурой на протяжении всего текста и напоминает о предыдущей борьбе за шотландское национальное самосознание и национально-культурную специфику в сравнение с современностью. Хотя в некоторых случаях он представлен как анархический персонаж - например, Алисия Грив утверждает, что «это была другая страна, знаете ли» [3, с. 145], наличие одного из наиболее влиятельных мыслителей и поэтов Шотландии на страницах романа выступает в качестве напоминания о необходимости считаться с мнением народа в текущие времена.

Образ города Эдинбурга в этом романе, как и в остальных произведениях Ранкина, имеет большее значение, чем просто место действия. Ранкин завоевал похвалу критиков за свои тщательно продуманные сюжетные линии, замечательным фоном к которым служит городское пространство. Оно охватывает большое количество различных районов Шотландии, включая муниципальные микрорайоны, арендуемые квартиры, деловые районы, ночные клубы, тюрьмы, вымирающие шахтерские города, изолированные деревни и пустынные улочки, а также известные пабы и улицы Эдинбурга. Некоторые из этих мест вымышленные, хотя основаны на реальных местах, в которых Ранкин когда-либо бывал. Например, земельное владение Пилмур - это объединение двух реальных эдинбургских мест: Пилтон и Мьюирхаус. Другие места, такие как Оксфордский Бар, Арден-Стрит и Св. Леонардса, реальны. Частые отсылки к реальным местам придают все большую популярность серии романов об инспектор Ребусе.

Другая отличительная черта серии - хронологическая последовательность книг. В одной книге могут содержаться, символы или знаки, относящийся к другой сюжетной линии, например, пресловутый главарь преступной банды лорд Кафети упоминается на протяжении нескольких книг. В своих романах Ранкин исследует двойственность Эдинбурга. На его стиль письма значительно повлияло творчество Р.Л. Стивенсон и Дж. Хогга. Ранкин использовал теорию двойственности характера шотландца (dual identity/personality) в качестве шаблона для сюжета книг о Ребусе и двойственном характере образа Эдинбурга и его жителей, являющегося таким же важным звеном в восприятии идейно-тематического смысла романа, как и образ героя Джона Ребуса. Без разделения двух составляющих Эдинбурга Стивенсон никогда, возможно, не выдумал бы доктора Джекилла и мистера Хайда, а без них Ранкин никогда, возможно, не придумал бы свое альтер эго в лице инспектора Джона Ребуса.

В романах Ранкина шотландское пространство является не просто местом действия, а ключевым моментом, сквозь который Ранкин изображает реальное положение дел в стране и свое отношение к проблемам, которые он поднимает, посредством изображения своего главного героя инспектора Ребуса. «Во тьме» - изысканный роман о пост-переходном периоде Шотландии, в частности, жизни современного Эдинбурга с возрожденным парламентом, большим количеством новых политиков, стремящихся к власти, и огромными суммами денег, которые лежат в основе всех этих изменений. Политическая и финансовая интриги, а также культурно-исторические аллюзии изящно вплетены в сюжетно-идейный пласт романа, обогащая его сюжет и одновременно придавая урбанистическому детективу Ранкина жанровый характер политического романа.

Список литературы

1. Дашков Д. Йен Ранкин [Электронный ресурс]. - URL: www.detectivemethod.ru (дата обращения: 4.11.2014).

2. Auster Paul. The New York Trilogy. - London: Faber, 1987. - 478 р.

3. Berges Sandrine. The Hardboiled Detective as Moralist: Ethics in Crime Fiction. [Электронный ресурс]. - 2011. - URL: www.bilkent.edu.tr (дата обращения: 30.12.2014)

4. Booth Wayne C. The Company we Keep: An Ethics of Fiction / Booth // Berkeley: University of California Press. - 2007. - № 4. - С. 2-7.

5. Duncan Paul. Noir Fiction: Dark Highways // Harpenden: Pocket Essentials. - 2009. - № 11. - С. 6-7.

6. Mandel Ernest. Delightful Murder: A Social History of the Crime Story/ // London: Pluto Press. - 2012. - № 1. - С. 1-3.

7. Nairn Tom. Three Dreams of Scottish Nationalism: Memoirs of a Modern Scotland. - London: Faber, 2009. - 367 р.

8. Rankin Ian. Rebus's Scotland: A Personal Journey. - London: Orion Books, 2005. - 188 р.

9. Rankin Ian. Fleshmarket Close. - London: Orion Books, 2004. - 512 р.

10. Rankin Ian. Set in Darkness. - London: Orion Books, 2000. - 320 р.

11. Rankin Ian. Why Crime Fiction Is Good for You // Edinburgh Review. -Edinburgh, 1999. - Р. 9-16.

© Романова Т.Н., Попова О.К., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.