Научная статья на тему 'Роман-антиутопия и драмаантиутопия: взаимосвязь жанров (на примере романа Ю. Цей «Corpus Delicti» и драмы К. Денниг «Extasy Rave»)'

Роман-антиутопия и драмаантиутопия: взаимосвязь жанров (на примере романа Ю. Цей «Corpus Delicti» и драмы К. Денниг «Extasy Rave») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
222
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роман-антиутопия и драмаантиутопия: взаимосвязь жанров (на примере романа Ю. Цей «Corpus Delicti» и драмы К. Денниг «Extasy Rave»)»

Роман-антиутопия и драма-

Филологические науки

антиутопия: взаимосвязь жанров (на примере романа Ю. Цей «Corpus Delicti» и драмы К. Денниг «Extasy Rave»)

Селиванова Е. Ю.

Антиутопия, будучи наджанровой категорией, может присутствовать во всех родах литературных произведений, она «подобно сатире придает своеобразие самым различным жанрам: роману, поэме, пьесе, рассказу». [1:26]. в 20 веке антиутопические драма и роман развиваются параллельно, в связи с чем можно говорить об общих чертах на идейно-тематическом, сюжетно-композиционном и образно-символическом уровнях. Проведем сравнительно-сопоставительный анализ романа Ю.Цей «Corpus Delicti» и драмы К.Денниг «Extasy Rave».

Темой обоих произведений становится изображение недалекого будущего нашей цивилизации: в пьесе речь идет о 2034, а в романе о 2057 годах. у читателя не возникает сомнений касательно того, что автор описывает современное нам общество в его развитии, а не некий выдуманный параллельный мир. Во-первых, на это есть прямое указание в тексте: в комментариях к пьесе К.Денниг сообщает, что роли должны исполняться актерами, которые к 2034 году достигнут возраста героев (т.е. нашими современниками), а в начале романа Ю.Цей сообщается о закрытии фабрик, автобанов, церквей, т.е. о ликвидации явлений, характерных для конца 20 — начала 21 века. Во-вторых, по ходу прочтения произведений читатель узнает процессы, происходившие в 20 веке (тоталитарные и авторитарные режимы: ограничение свободы личности, запреты на оппозицию и иное, отличающееся от позиции идеологов мнение, строгая регламентация жизни человека, всеобщий контроль), а также тенденции современной жизни (активное развитие естественных наук, постоянно усиливающееся вмешательство государства в частную жизнь человека, навязываемая сверху забота о здоровье, например, запрет курения в общественных местах и др.). в связи с тем, что произведения представляют негативный прогноз будущего нашего общества, оба они являются антиутопиями. Рассматриваемые пьеса и роман представляют также и идейное единство. в пьесе изображена система государственного устройства, согласно которой все граждане старше 70 лет обязаны сдавать тест, показывающий состояние здоровья. Основной характеристикой теста — der Rzfz — является его безошибочность: «Наш метод не ошибается» [2:25]. Старики, не набравшие определенное количество баллов, вынуждены покинуть этот мир, выпив специальный коктейль. в романе перед нами предстает похожая ситуация, только в 2057 году все граждане должны не только регулярно проходить подобное обследование, но и жить под непрестанным контролем со стороны государства: людям строго запрещено курение и прием других вредных для организма веществ (в каждой квартире в санузлах установлены электронные датчики, фиксирующие наличие отравляющих субстанций в продуктах жизнедеятельности человека), запрещено ходить босиком, здороваться за руку, целовать друг друга, т.к. все это может привести к распространению болезнетворных микробов. Нарушение данных законов преследуется по закону. Подобное государственное устройство носит на-

звание «Метод» (Die Methode), и Метод, подобно тесту из пьесы «Extasy Rave», никогда не ошибается: «Тест ДНК безошибочен. Безошибочность — основа Метода» [3:37]. Благодаря этой основной характеристике системы полностью снимается вопрос о недостатках установившегося государственного устройства, а соответственно иное мнение и оппозиция заведомо невозможны. Жители 2034 и 2057 года также обязаны заниматься спортом и поддерживать себя в хорошей физической форме.

Целью введения всех вышеперечисленных обязательных установок как в пьесе, так и в романе провозглашается справедливое распределение государственных средств: демократическое правовое и социальное государство середины 21 века, заботясь о достатке своих граждан, считает неприемлемым тратить средства государственного бюджета на лечение стариков (уже неспособных зарабатывать деньги, а соответственно находящихся на иждивении у государства и добропорядочных налогоплательщиков) и людей, «осознанно» заболевших (посредством курения, рукопожатия, поцелуя и т.п.). Идея пьесы и романа очевидна: государство, прикрываясь благими намерениями, увеличивает свое вмешательство в частную жизнь человека, ликвидируя тем самым свободу личности, и усиливает свое могущество, сокращая до минимума возможность человека повлиять на ход истории. Кроме того, государство делает все возможное, чтобы отвлечь человека от раздумий по вопросам политической жизни и правильности выбранного пути развития общества. с этой целью в пьесе церемония прощания с не прошедшими тест, а, по сути, процедура убийства, проходит в виде грандиозного шоу под названием Extasy Rave, на которое собирается большое количество зрителей: «Здесь за все платит государство: шампанское, еда, музыка. Говорят, здесь даже будут выступать звезды» [2:13] . Судебные процессы над теми, кто не соблюдает предписаний государства, в романе «Corpus Delicti» также являются открытыми, на них приглашаются все желающие. Кроме того, регулярно проводятся конкурсы между домами за звание наиболее дисциплинированного, жители которого получают славу и признание. Таким образом, человек будто живет в неком надуманном, полном радостей и развлечений мире, не замечая при этом того, что происходит на самом деле. Еще одно направление деятельности идеологов режима — укрепление в сознании человека убеждения в его незначительности по сравнению с государством. Осуществляется это, помимо вышеперечисленных методов, также и показательным для всех психологическим давлением на отдельно взятого человека. Так, на объявлении результатов теста в пьесе «Extasy Rave» одному из персонажей — Еве Пилингер — изначально говорят, что она не набрала достаточного количества баллов, и лишь спустя время, понаблюдав за ее реакцией на это известие, объявляют, что это была шутка. Также и Мие Холль, главной героине романа «Согрш Delicti», по итогам судебного процесса выносят смертный приговор, начинают приготовление к казни

Всероссийский журнал научных публикаций, май 2011

25

и уже перед самом ее началом сообщают о том, что это неправда и что ей даруется жизнь. в такой ситуации человек чувствует себя угнетенным не только физически, но и психологически, а соответственно у него не находится сил на борьбу, он теряет всякую надежду на возможность что-то изменить и смиряется со своей ролью мельчайшей частицы огромного великого механизма.

Рассматриваемые произведения также обладают схожими родовыми характеристиками: в романе обнаруживаются черты драматического произведения, а в драме — эпического. Это объясняется тенденцией синкретизма, свойственной для всей современной литературы в целом, особенностями функционирования антиутопии как наджанровой категории, а также историей создания произведения. Изображение негативных моделей будущего, что является темой всех антиутопий, требует подробного логического изложения, этого лучше всего удается достичь в эпических произведениях. в связи с тем, что драма ориентирована на действие, при проникновении в нее антиутопичности наблюдается процесс эпизации. в пьесе К.Денниг эпическое проявляется через характерные развернутые ремарки и комментарии автора. Так, пьеса имеет достаточно обширное для драматического произведения предисловие, в котором дается как характеристика художественного времени (описание 2034 года), так и указания касательно постановки драмы на сцене. Далее следует первый акт, первая сцена которого вновь состоит только из повествовательной части, и лишь во втором акте, опять же после авторской ремарки, появляются действующие лица. Однако эпическое присутствует не только в комментариях автора, но и в самих диалогах героев. в связи с отсутствием динамичного действия (сюжет пьесы можно описать одним предложением: ожидание результатов теста и объявление его результатов) монологи и диалоги персонажей носят повествовательный характер: в них нет характерной для драматических произведений борьбы, споров, это лишь описательные беседы и разговоры на одну и ту же тему. Подобные «повествовательные диалоги» «позволяют выразить то, что сложно поддается сценическому воплощению» [4]. Зонгов — обязательного элемента эпической драмы — непосредственно в пьесе «Extasy Rave» нет, однако они присутствуют в косвенной форме: в тексте упоминаются определенные мелодии и исполнители, творчество которых передает идею автора. в частности, герои пьесы вспоминают рок-звезду Боба Дилана, песни которого олицетворяли в 20 веке борьбу за гражданские права и надежду на создание свободного демократического государства. в конце пьесы звучит реквием — реквием по всем несбывшимся мечтам и надеждам. Этот композиционный прием как нельзя лучше символизирует пессимистичный взгляд автора на будущее.

Однако не только эпическое проникает в драматические произведения, на примере романа «Corpus Delicti» можно проследить и обратную тенденцию. Интересен тот факт, что изначально под этим на-

званием вышла пьеса, которая была поставлена на сцене немецких театров и имела успех. Спустя два года пьеса была преобразована в одноименный роман с аналогичным сюжетом. Вероятно, именно этим объясняется наличие в романе целого ряда черт драматического произведения. в частности, первая глава по содержанию является протоколом судебного процесса, в котором перечислены его участники, по форме же — это ничто иное, как перечень действующих лиц романа. Далее роман делится на короткие главы, напоминающие отдельные сцены пьесы. и если в пьесе «Extasy Rave» диалоги героев были повествовательными, то в романе, наоборот, диалоги являются драматическими, а эпические описания практически отсутствуют. Реплики обладают действенностью, носят коммуникативный характер: персонажи активно воздействуют друг на друга, пытаясь изменить точку зрения собеседника, заставить его совершить тот или иной поступок, пересмотреть свою жизненную позицию и т.п. в связи с этим роман приобретает динамизм, и акцент, подобно тому, как это происходит в драматическом произведении, ставится не на эпическое описание, а на действие.

Сегодня антиутопия одинаково активно проявляется как в драме, так и в эпосе, в связи с чем можно говорить о наличии схожих явлений в названных родах литературы. Так, раскрытию единой для двух произведений темы и ее представлению в особом ракурсе (с позиции негативного прогноза на будущее) служит использование хронотопа с конкретным историческим временем (недалекое будущее) и условным местом действия, благодаря чему описываемые картины приобретают универсальный характер. Параллельное развитие и взаимодействие романа-антиутопии и драмы-антиутопии обуславливает также синкретизм в развитии этих двух жанров. Рассмотрение пьесы К.Денниг «Extasy Rave» и романа Ю.Цей «Corpus Delicti» показало, что сегодня целесообразно говорить не только об эпизации драмы-антиутопии, но и о «драматизации» романа-антиутопии.

Список использованных источников

1. Тарасенко Ю.В. Драма-антиутопия в русской литературе начала XX века // www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/308/ image/308-26.pdf

2. Dennig Constanze Extasy Rave. Wien: Thomas Sessler Verlag, 2003.

3. Zeh J. Corpus delicti. Frankfurt a.M.: Schöffling & Co, 2009.

4. Евченко О.В. Драма-антиутопия. Генезис. Поэтика Авто-реф. дис. ... канд. филол. наук // http://www.lib.ua-ru.net/ inode/3530.html

Информация об авторе

• Селиванова Е. Ю. // аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.