УДК 179.2:392.3
РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
В. В. Фалилеев
ROLE BEHAVIOR OF PARENTS AS PREVENTIVE FACTOR OF CRUEL TREATMENT
WITH CHILDREN
V. V. Falileev
Проблема жестокого обращения родителей с детьми рассматривается с позиции системного подхода на основе принципов гармонии, позволяющего проанализировать механизмы возникновения конфликтных межличностных отношений в семье. Продемонстрирована необходимость культивирования полоролевой активности и возможность решать возникающие проблемы межличностных отношений посредством экологии личности как научного направления, предметом которого является духовно-нравственный потенциал человека.
The problem of cruel treatment of children by parents is demonstrated from a position of system approach on the basis ofprinciples of harmony allowing to analyze principles of disputed interpersonal relations in a family. Necessity of bringing up gender role activity and possibility to solve arising problems of interpersonal relations on the basis of ecology of a person as the scientific direction which subject is a person 's spiritual moral world is shown in the article.
Ключевые слова: семья, половой деморфизм, межличностные отношения, ролевое поведение, статус члена семьи, экология личности.
Rewords: family, sexual dimorphism, interpersonal relations, role behaviour, status of a family member, ecology of a person.
Проблема жестокого обращение с детьми в семье является одной из важнейших, поскольку речь идёт о будущем общества. Насилие является результатом сложных социально-экономических и социально-психологических процессов, которые сложились в семье под гнётом жизненных обстоятельств. Важно убедиться в причинах зарождения таких социально-психологических процессов в сознании родителей, которые привели от чувств любви, демонстрированных женихом и невестой перед входом в ЗАГС, до культивирования человеконенавистнических качеств, проявляющихся в жестоком отношении к детям.
В условиях внедряемых ценностей рыночной экономики наблюдается такое социальной явление, когда благополучная, при взгляде со стороны, семья не хочет иметь детей, проявляя при этом принципиальные позиции. Если для традиционной семьи дети
- радость, счастье, залог будущего, то для этой -трагедия. Ребёнок изначально попадает в среду отторжения, в которой не может найти должной поддержки и что, несомненно, может проявляться в жёстких негативно окрашенных взаимоотношениях как между самими родителями, так и их к ребёнку, и, может быть, не одному. Дети в таких семьях являются заложниками деформированного представления его родителями о полоролевом поведении человека в обществе, представление о котором должно было бы быть воспитано с детства.
В сущности, это нарушение закона полового деморфизма, определяющего существование человеческого рода системой отношений «мужчина-женщина», которые приобрели извращенный характер, вытесняющий детей из этих отношений, превращая их в обузу. В таких семьях разрушена система полоролевого общения родителей, когда не
осознаются обоими родителями, или одним из них, их социальные роли в семье - «отца» или «матери», сформирован психологический комплекс неполноценности с приверженностью к общению с лицами своего пола. В таких семьях может отсутствовать желание иметь детей. Если дети есть, то, чаще всего, результатом общения родителей с детьми является конфликт, способный перерасти в рамки жестокого обращения с детьми со стороны родителей. Наиболее простым способом решения проблемы жестокого обращения с детьми является лишение родительских прав одного или обоих родителей. Разнополость заложена природой и поэтому должна объективно учитываться в полной мере без какого-либо налёта субъективизма, деформирующего представления о разно-полости и приводящего к такому противоестественному явлению, как однополое сожительство или формально узаконенный однополый брак.
Сущность полового деморфизма была изучена российским исследователем В. А. Геодакяном в середине 60-х годах прошлого столетия. Концепция полового деморфизма, трактующая раздельнополость как специализацию на популяционном уровне. Мужской пол выполняет функции изменения, женский - сохранения. Большая фенотипическая дисперсия (разнообразие) мужского пола по сравнению с женским является центральным положением теории. Эта дисперсия приводит к тому, что первыми жертвами любых экстремальных условий среды являются мужские особи (этим объясняется, например, меньшая продолжительность жизни представителей мужского пола). Передача потока генетической информации от поколения к поколению представлена женским началом, а энергетическая структура данной системы, обеспечивающая адаптивные функции к среде, представлена мужским. Поэтому
полоролевая активность рассматривается важнейшим условием сохранения системы «мужчина-женщина^). Мальчик должен приобрести такие мужские качества, как мужество, смелость, решительность, уважение к женщине, ответственность за свои поступки, способность защитить более слабых, любовь к детям и др., чтобы адаптировать систему «мужчина-женщина» к внешним условиям. Девочка должна воспитать в себе такие женские качества, как нежность, любовь к детям, способность создавать уют и т. п., чтобы обеспечить социальнопсихологический комфорт существования семьи. Чем ярче полярность качеств, тем прочнее союз мужчины и женщины. Качества должны гармонично дополнять друг друга, обеспечивая полномасштабные жизненные потребности и воспитание детей в условиях стабильного долгосрочного существования системы «мужчина-женщина».
Исключив экономические проблемы, которые являются предметом особого разговора, остановим свой взгляд на социально-психологических вопросах, формирующих семейный психологический микроклимат.
Одним из определяющих факторов внутрисемейной психологической атмосферы являются представления будущих супругов о семье, о том будущем, которое ожидает их после регистрации брака. Если эти представления совпадают, то есть шанс, что семья состоится, если нет, то семья попадает в зону риска распада. Существует целый ряд определений семьи, но мы воспользуемся понятием «семья» как социального института (с точки зрения общественного санкционирования брачно-семейных отношений) и в то же время обладающего исторически определённой организацией малой группы, члены которой:
— связаны брачными или родственными отношениями;
— общностью быта;
— взаимной моральной ответственностью, обусловленной потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и обеспечивает:
а) экономическую, социальную и физическую безопасность;
б) заботу о молодых, престарелых, больных;
в) условия для социализации (воспитания) детей, молодёжи;
г) объединяет членов семьи чувством любви, общности и давая возможность делиться с другими трудностями и радостями жизни [5].
Понимание супругами семьи в таком аспекте позволяет сохранить ценности общежития как ячейки общества, в которой закладывается его будущее. Межличностные отношения, утверждающиеся в семье, становятся фактором формирования социальнопсихологического микроклимата, но при этом необходимо заметить, что серьёзным тормозом развития отношений может стать возрастной ценз супругов, определяющий условия их готовности изменить свой общественный статус, взяв на себя известные обязательства семьянина. Данный аспект рассмот-
рим с позиции соответствия уровней функционирования сознания супругов.
Системный подход на основе принципов гармонии, основанный на достижениях Ленинградской психологической школы, одним из представителей которой является известный психолог В. А. Ганзен. Данная теория позволяет представить человека открытой биопсихосоциальной иерархической системой, отражающей функционирование организма и психики, начиная от самого низшего уровня, отвечающего за витальную активность, и до высшего, где человек как личность проявляет свои духовные качества. Каждый уровень имеет свои особенности функционирования сознания, свой уровень ценностей, которые преемственны друг другу. Более высокий уровень не может развиться без реализации более низкого. Таким образом, идёт процесс эволюционного развития сознания личности, осуществляемый в направлении духовного совершенства, о котором писали выдающиеся российские учёные философы-космисты К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и др. К таким уровням человеческой сущности относятся: физиологический (психофизиологический), психический, личностный, духовно-нравственный, духовноинформационный [8].
Физиологический (психофизиологический) уровень характеризуется тем, что поведенческая активность будет определяться проявлением инстинктов жизнеспособности организма. В этом состоянии человек ведёт себя как робот, запрограммированный на обеспечение жизнедеятельности организма или реализует следы мощного эмоционального состояния, которое возникает в случае эмоционального аффекта. Человек не осознаёт свои действия, может их не помнить, так как сознание отключено. Это может явиться причиной проявления жестокости и не только по отношению к ребёнку.
Психологический уровень демонстрирует проявление сознания, развивающегося посредством психических процессов, реализующих свою активность в механизме функции психики отражения посредством перцептивно-мыслительной сферы, включающей в себя такие психические процессы, как память, ощущение, восприятие, представление, речь и системы психического регулирования поведенческой активностью человека аффективно-волевой сферой, включающей в себя психические процессы: внимание, эмоции, чувство, мотив, действие [7, с. 129 - 131]. В данном случае человек проявляет себя индивидом, у которого поведенческая активность определяется мотивом, формирующегося под воздействием как внутренних, так и внешних стимулов. Индивид не обременён моральными принципами, может проявлять эгоизм, жестокость, легко поддаваться внешнему влиянию. Поведение детей дошкольного возраста осуществляется на этом уровне.
Личностный уровень является результатом формирования структуры личности, демонстрирующей на основе темперамента характер, способности, направленность личности. На данном уровне реализуются социальная дееспособность личности в обще-
ственных отношениях. Это уровень результатов воспитания личности в семье, её социализации. Большинство населения находится на этом уровне. Проявляя себя личностью, человек культивирует в условиях семьи опыт предыдущего образа жизни. Часто культивируемые ценности предыдущих условий жизни супругов не совпадают. Возникновение атмосферы непонимания друг друга, противоречий в своих действиях, несомненно, ведёт к конфликтному состоянию в межличностных отношения. Неспособность уступать свои позиции, проявление эгоизма и пренебрежение условиями статуса семейного человека неизбежно приводят к обострению конфликтов, где дети могут играть роль «козла отпущения», когда на них изливается гнев родителей, сопровождающийся возможной жестокостью.
Духовно-нравственный уровень реализует поведенческую активность личности в рамках понятий этики, эстетики и морали: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Красота» и «Истина». Вечное стремление человека к Истине, сопровождающееся чувством справедливости, базирующееся на принципах нравственности и морали, открывает широкую дорогу развитию духовной сферы личности, отличающейся от всех остальных стремлением к жизни, оптимистическому восприятию событий, склонностью к мистическим, религиозным воззрениям. На данном уровне проявляют свою активность представители творческих профессий, науки, искусства, культуры. В обыденной жизни люди данного уровня интересуются творческими достижениями, увлекаются различным самодеятельным творчеством, ведут активный образ жизни. В семейных отношениях достаточно адекватны, дети физического насилия не испытывают. При разводе супруги этого уровня часто остаются хорошими знакомыми. При конфликтах возможны принципиальные позиции в отстаивании своего мнения и оправдании своих действий, что часто сказывается в отказе своему оппоненту в прощении.
Духовно-информационный уровень является высшим проявлением духовности человека, движущей силой которого являются альтруистические чувства, проявление любви ко всем окружающим. Люди достигают этого уровня достаточно редко, но если достигают, то обладают высоким потенциалом духовной мудрости и высшими качествами проявления морали. В своём развитии каждый человек должен стремиться к этому уровню, постигая истину духовной мудрости. К детям у людей этого уровня благоговейное отношение.
Межличностные отношения в семье представителей разного уровня всегда сопровождаются противоречиями, которые могут развиваться до конфликтов. Чем больше разрыв в уровнях, тем сильнее противоречия. Кроме того, источником противоречий может быть непосредственное общение, которое способно возникать по некоторым популярным трём основаниям:
во-первых, по эмоциональному основанию, когда один из собеседников психологически не готов к общению и не воспринимает своего собеседника должным образом. Причины для этого могут быть
разные: плохое самочувствие, осадок непрошедшей обиды, неадекватное поведением супруга из-за употреблённого им алкоголя и т. п.;
во-вторых, по основанию интерактивного взаимодействия, когда эмоционально собеседники готовы к общению, но в процессе общения не соблюдаются требования культуры коммуникативной деятельности, например, в силу разных темпераментов, что не позволяет объективно оценивать решения обсуждаемого вопроса, принимать соответствующие совместные усилия для получения положительного результата;
в-третьих, по информационному основанию, когда есть эмоциональный контакт, обсуждение ведется с активным взаимным участием собеседников, но результат не достигается по той причине, что собеседники, с одной стороны, пользуются разными источниками информации по данному поводу, с другой - обсуждаемую ситуацию собеседники описывают понятиями разного уровня. Иными словами, когда об одном и том же разговор ведётся на «разных языках».
Возвращаясь к понятию «возрастной ценз», создающего условия готовности вступления человека в брачно-семейные отношения, заметим, что этот возраст характеризуется созреванием не только организма, но и психики, сознания для нового этапа жизни. В психологии существует понятие «возрастная периодизация развития личности», благодаря которой человек, развивая свои способности и адаптируясь к новой обстановке, приобретает новый опыт в освоении окружающего мира.
Результаты изучения гармонии российским исследователем Н. А. Васютинским в условиях системного подхода на основе принципов гармонии показывает, что периодичность развития психики, сознания человека соответствует значениям математического ряда Фибоначчи, представляющего собой числовой ряд, каждый член которого равен сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 , 89 и т. д. [3]. Если в соответствии с принципами гармонии рассмотреть развитие психики, учитывая, что полное её развития до взрослого состояния имеет 7 этапов, начало развития психики определяется моментом зачатия, учёт ведётся с момента рождения, то периодизация будет выглядеть следующим образом:
0 - 1 (ряд Фибоначчи) - от дня рождения до 3-х месяцев;
1 - 2 - от 10 месяцев до 1 года 3 месяца;
2 - 3 - от 1 года 10 месяцев до 2-х лет 3 месяцев;
3 - 5 - от 3 лет 6 месяцев до 4-х лет 3-х месяцев;
5 - 8 - от 6 лет 1 месяца до 7 лет 3-х месяцев;
8 - 13 - от 10 лет 4 месяца до 12 лет 3-х месяцев;
13 - 21 - от 17 лет 2 месяца до 20 лет 3-х месяцев [7, с. 62].
Кроме перечисленных, наблюдаются последующие кризисные периоды в возрасте от 29 до 34 лет, от 47 до 55 лет, от 76 до 89 лет, которые заслуживают самого пристального внимания исследователей, поскольку охватывают важные жизненные периоды жизни человека. Системный подход на основе принципов гармонии позволяет рассчитать, на-
пример, продолжительность внутриутробного развития плода, который составляет 281,8 дней (или 40 недель), что подтверждается медицинской практикой [8, с. 104], но нас интересует период от 17 лет 2-х месяцев до 20 лет 3-х месяцев, когда сознание человека испытывает наиболее полное многообразие воздействий природной, культурной и социальной сред, личность приобретает необходимый возрастной ценз для нового, семейного этапа жизни.
Важно заметить, что аналогичное функционирование психики происходит в дошкольном возрасте, в период от 3-х лет 6 месяцев до 4-х лет 3-х месяцев, когда ребёнок максимально открыт для новых впечатлений восприятия окружающего мира. Такая же открытость психики для восприятия мира происходит в семнадцатилетнем возрасте, но на качественно новом уровне развития психики, сознания. Часто молодые влюблённые, тем более молодые супруги, в возрасте 17 - 20 лет испытывают трудности во взаимопонимании, так как психика находится в динамичном состоянии и не позволяет объективно оценивать складывающиеся жизненные ситуации. Поэтому над молодой семьёй весит Дамоклов меч непонимания, являющийся предпосылкой распада семьи. Но, если распада не происходит, то дети могут стать объектом испытания на себе аффективных состояний своих родителей. В редких случаях семьи, возникшие в данный период, являются стабильными. Таким образом, можно утверждать, что возрастной ценз семейной жизни возникает в возрасте старше 20 лет.
В России, с принятием Конвенции ООН о правах ребёнка в 1990 г., ситуация о правах, которыми наделены дети России, может быть представлена данными таблицы подготовленной НИИ детства Российского детского фонда. Представим некоторые выписки из этой таблицы:
- 14 лет - допускается прием на работу детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования... с согласия одного из родителей, усыновителей или попечителей. Самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя (паспорт гражданина Российской Федерации вручается в 14 лет):
1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые и иные сделки, предусмотренные законом.
Устанавливается попечительство над ребёнком.. Ребёнок, не достигший 14 лет, не может быть привлечён к уголовной ответственности даже при совершении убийства или другого тяжкого преступления...
- 16 лет - возможность вступать в брак по разрешению органов местного самоуправления. Несо-
вершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если работает по трудовому соглашению, в том числе по контракту или с согласия родителей, усыновителей или попечителей, занимается предпринимательской деятельностью... Наступление полной уголовной ответственности. Право ребёнка на посещение зрелищных мероприятий без ограничений [6, с. 66 - 67].
Такое положение не может не настораживать, так как без соответствующей правовой грамотности детей такая «самостоятельность» является фактором риска эксплуатации детей со стороны взрослого человека в его интересах. В других странах, в частности США, совершеннолетие наступает в 21 год.
Следующим источником жестокого обращения с детьми является тот факт, что члены семьи не выполняют требования ролевого поведения. Социальная роль, как известно, это совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определённое место в обществе [4]. Статус члена семьи требует выполнения разнообразных социальных ролей. Для простоты рассмотрения данной проблемы воспользуемся положениями транзакционного анализа
Э. Берна [1], которые изначально определяют ролевой статус члена семьи в межличностных отношениях: «Взрослый», «Родитель», «Ребёнок».
В каждом человеке самым сложным образом переплетаются состояния: «Взрослого», «Родителя» и «Ребёнка». Общение с людьми в любых жизненных ситуация строится по-разному, в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения и - что очень важно - от того, является ли взаимодействие бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника. Надо учитывать, что при этом включаются различные психологические механизмы, которые вызывают у человека доминирование того или иного состояния, каждое из которых «пользуется» своим особенным «языком» слов, жестов и поступков [1]. Ребёнок изначально находится в неравном положении, зависим от родителей, не имеет достаточного жизненного опыта взрослого человека. Только взрослый человек, объективно оценивая обстановку, может выстроить должное ролевое общение с ребёнком.
Коммуникация может быть эффективной только в том случае, если она ведётся в ролях на одном уровне: «Ребёнок» общается с «Ребёнком», «Родитель» с «Родителем», «Взрослый» со «Взрослым». Другие соотношения ролей требует психолого-педагогических знаний, которые могут быть приобретены на консультационных занятиях для родителей в учреждениях социальной работы, например, центрах помощи семье и детям. Если какой-либо взрослый член семьи не имеет опыта общения с детьми, достаточной психологопедагогической подготовки, то это может нанести ребёнку психологическую травму. Отсутствие у родителя психологической установки на ролевое общение, в конечном итоге приводит их в состояние аффекта, проявлению жестокости.
Из вышеизложенного вытекает вывод о том, что профилактика жестокого обращения с детьми может осуществляться выполнением следующих условий:
1. Вступающие в брак должны знать о законе полового деморфизма, чётко осознавать сущность полоролевого поведения в семейных отношениях системы «мужчина-женщина».
2. Жених и невеста должны иметь объективные, осознанные ответы на ряд вопросов: что такое создаваемая ими семья, какую роль она будет играть в их жизни, с какой целью создаётся и что означает семья в качестве социального института, какую ответственность берёт каждый из них на себя, вступая в брак, чем будет являться создаваемая ими семья для их будущих детей?
3. Вступающие в брак должны быть одного уровня развития и достичь возрастного ценза брачных отношений в возрасте старше 20 лет и чувствовать необходимость в приобретении нового жизненного статуса семейного человека со всеми вытекающими из этого последствиями.
4. Вступающие в брак должны выстраивать межличностные отношения в условиях семьи по принципам статуса ролевого поведения: «Взрослый», «Родитель», «Ребёнок», беря на себя ответственность психологической готовности к такого рода межличностного общения с детьми.
Профилактика жестокого обращения с детьми -многоотраслевая научная проблема, требующая участия исследователей разных научных направлений, что создаёт определённые трудности в организации такой работы. Как показывает практика системного подхода на основе принципов гармонии, проблему жестокого обращения с детьми можно решать в русле такой науки, как экология. Речь идёт о представлении предмета экологии с позиции личности, её взаимодействия не только с внешними условиями природной, культурной и социальной средами, но и внутренним миром, определяющим выбор поведения. Экология личности как научное направление социальной экологии преследует цель достижения духовного уровня развития на основе внутренних резервов психофизиологического потенциала человека, раскрывая в нём качества развитой, самодостаточной личности, отличающейся следующими чертами:
— удовлетворяет свои нужды без ущерба для окружающих;
— достигает значительного успеха в деятельности, так как она служит для него объектом самовыражения;
— демонстрирует энергию и жизнестойкость в своей повседневной жизни;
— открыта к профессиональным переменам и новому жизненному опыту [2].
Это возможно только в том случае, если мотив развития личности будет преследовать цель реали-
зации потребностей духовно-нравственного уровня. Научно-теоретические и методические обоснования могут быть разработаны на основе системного подхода с учётом принципов гармонии на основе последних достижений науки немедикаментозных методов оздоровления организма в рамках, например, научно-практического центра экологии личности, организация которого требует особого рассмотрения и в нашу задачу не входит. Подчеркнём только тот факт, что основной целью деятельности Центра является духовное развитие личности.
Открытие такого Центра позволило бы: разрабатывать психолого-педагогические технологии воспитания духовно-нравственного потенциала личности; организовать систему профилактики рисков социального страхования путем внедрения последних научных достижений российской науки в области немедикаментозного оздоровления организма человека; выработать научно-обоснованную психологическую установку на развитие индивидом своего духовно-нравственного потенциала на принципах здорового образа жизни; резко ускорить процесс исследований, базирующихся на основе системного подхода с учётом принципов гармонии; объяснить целый ряд феноменов живой природы, затруднительные для традиционной науки.
Литература
1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн -М.: Лист-Нью; 1997. - 336 с.
2. Битянова, Н. Р. Психология личностного роста / Н. Р. Битянова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 64 с.
3. Васютинский, Н. А. Золотая пропорция / Н. А. Васютинский. - М.: Молодая гвардия, 1990. -138 с.
4. Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов.
- М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
5. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд, испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.
6. Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие / Е. М. Рыбинский. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
7. Фалилеев, В. В. Онтология культуры личности на рубеже XX - XXI вв. / В. В. Фалилеев: монография. - Кемерово: Кемеровский госинститут культуры и искусств, 1999. - 143 с.
8. Фалилеев, В. В. Моделирование духовной сферы личности / В. В. Фалилеев: монография. -Кемерово: КемГУКИ, 2003. - 199 с.
Рецензент - Ю. А. Кувшинов, ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств».