Аптикиева Л.Р.1, Аптикиев А.Х.2, Бурсакова М.С.3
1Оренбургский государственный университет 2Оренбургский государственный педагогический университет 3Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: [email protected]
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема становления личности ребёнка под влиянием семьи, её особенностей, типа, специфики взаимоотношений её членов. Рассмотрено само понятие семьи, её функции, виды; понятие «родительство», подходы к семейному воспитанию (психоаналитический, бихевиористский, гуманистический); выделены направления в исследовании семьи; типы семейного воспитания. Выявлены условия и показатели благополучности и неблагополучности семьи и их влияние на развитие личности ребёнка.
Ключевые слова: семья, функции семьи, родительство, семейное воспитание, типы семьи, развитие личности ребёнка.
Вопросы семьи, брака, психического развития личности в семье всегда интересовали человечество. Человек рождается, растет и большую часть жизни неразрывно связан с семьей. От семейных отношений во многом зависит счастье и ощущение полноты жизни. Социальнополитические и экономические преобразования в России породили много различных проблем, важнейшей из которых является становление личности и нового поколения в изменяющемся российском обществе. Негативные факторы социально-природной среды приводят к возрастанию девиантных форм поведения в детской и молодежной среде, ежегодному увеличению преступности, наркомании, суицида среди детей и молодежи всех возрастных групп. Темпы роста числа неблагополучных семей в России принимают угрожающий характер.
В настоящее время современная семья переживает сложный этап революции - переход от традиционной модели к новой, современной. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие исследователи характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачносемейных отношений во всех экономически развитых странах в сторону автоматизации семьи, что влечёт за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Многие авторы, в их числе Л.С. Алексеева, Ю.Е. Алёшина, Л.И. Божович, И.В. Дубро-
вина, О.М. Здравомыслова, М.И. Лисина, Л.М. Шипицина, отмечают, что семья является одним из главных институтов социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности [1], [2], [4], [6], [7]. В семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семья подготавливает ребёнка к жизни, является его первым и глубоким источником социальных идеалов. Именно в семье большинство детей узнает, что значит быть отцом, матерью, как складываются семейные отношения. Здесь он впервые видит мир, пытается его понять и осознать. Это делает семью важнейшим институтом социализации ребёнка. Семья передаёт детям социальный, культурный, нравственный опыт. И самое главное - она обеспечивает преемственность духовной культуры.
В современной психолого-педагогической литературе можно выделить несколько основных направлений в исследовании семьи:
- изучение семьи как социального феномена (Н.И. Анчукова, Ю.Е. Алешина, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк, А.Н. Волкова, С.И. Голод, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, С. Кратховил, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, Ю.Н. Олейник, В.А. Петровский, А.В. Петровский, А.С. Спива-ковская, Т.М. Трапезникова и др.);
- исследование роли семьи в развитии личности (А.Я. Варга, Н.И. Пезешкиан, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юс-тицкис и др.);
- вопросы психологической помощи семье (Ю.Е. Алешина, Н.И. Пезешкиан, А.З. Шапиро, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.);
- жизненный цикл семьи (Л.Ф. Бурлачук, А.Н. Волкова, Л.Я. Гозман, С.И. Голод, В.Н. Дружинин, В.А. Сысенко, А.Г. Харчев, Т.Ю. Чистякова, Б.Ю. Шапиро и др.).
В рамках нашего исследования [3] особого внимания заслуживает анализ понятия «семья» и её роль в развитии личности. Существует много подходов к интерпретации данного понятия. Так в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «семья» означает объединение лиц, связанных родственными или брачными узами. В словаре Г.И. Князькова даётся определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [10, с. 23].
А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». Он выделяет такие важные черты социально-правовой характеристики семьи, как общность быта и связанность взаимной ответственностью, видит в семье систему взаимоотношений супругов, родителей и детей как малой социальной группы [13, с. 19].
В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчёркивая тем самым, что для неё характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. В целом, под семьёй понимается конкретная историческая система взаимоотношений между её членами, объединяющая их общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами.
Вслед за С.Л. Рубинштейном, мы рассматриваем семью как «духовно-нравственный союз (сообщество), состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве» [9].
Важной характеристикой семьи является её функциональная структура. Под функциями
семьи понимают направления её деятельности, выражающие сущность семьи, её социальный статус и социальную роль. Анализ литературы по данной проблеме позволяет нам выделить основные функции современной семьи, которые отражают систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная (психотерапевтическая), сексуально-эротическая.
Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья, как референтная группа имеет две основные функции - нормативную и сравнительную, выполнение которых важно как для общества, так и для членов семьи, оно способствует удовлетворению общественных потребностей. Как следствие невыполнения семьёй в различной степени основных своих функций, определяемых по общепринятым критериям в рамках бытующих систем ценностей, возникает крах, кризис и дезорганизация.
Анализируя понятие «семья», невозможно не затронуть самого понятия «родительство», под которым понимается отдельно функционирующая подсистема, имеющая свои стадии развития, которая находится в детерминирующей семейной системе и рассматривается в двух ипостасях: отцовства и материнства. Родители являются первой социальной средой развития ребёнка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе, в любви и привязанности. Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребёнок любого возраста. Материнская и отцовская любовь являются составляющими частями целостного феномена родительской любви. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребёнка пристально изучается с 20-х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врождённые биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.
Обеспечить весь комплекс отношений и удовлетворение потребности в любви в первые годы жизни ребёнка способен только родитель. З. Фрейд подчёркивал абсолютное непреложное влияние родителей в раннем детстве на последующее развитие личности [12].
А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы влечёт за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно не зрелы [8].
Если родительство сопровождается нестабильной, конфликтной ситуацией, воспитание личности ребёнка будет сопряжено со специфическим, неблагоприятным развитием. Человек учится выполнять мужскую и женскую роли в значительной степени от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Также можно сказать о том, что наследуется модель родительской любви, которая дублируется в родительских свойствах к своим детям.
А.С. Спиваковская предложила свою типологию родительской любви, в основу которой легло выделение детско-родительских отношений: действенная любовь, отстранённая любовь, действенная жалость, снисходительное, отвержение, презрение, преследование и отказ [11].
Э. Фромм придерживается мнения о необходимости именно материнско-отцовского паритета в воспитательной задаче семьи. Он считает, что свою лепту в воспитательный процесс должны вносить каждый по-своему, оба родителя, ссылаясь на психологические особенности материнской и отцовской любви к своим детям. Синтез материнской и отцовской привязанности в сознании ребёнка - основа его духовного развития и зрелости. Слабое их синтезирование приводит детей к неврозам [12].
Понятия «семья», «родительство», «семейное воспитание» неразрывно взаимосвязаны между собой. В психолого-педагогической литературе существует, по крайней мере, три группы подходов к семейному воспитанию, которые можно условно назвать: психоаналитический (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д.В. Винни-кот); бихевиористский (Дж. Уотсон, Б. Скиннер,
Р. Сирс, А. Бандура); гуманистический (А. Адлер, К. Роджерс, Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Сатир). В данном случае речь идёт о стиле воспитания не в общепринятом понимании, а в большей степени о взаимоотношениях родителя с ребёнком, как своеобразном методе воспитания. Стиль взаимоотношений родителя с ребёнком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы.
С точки зрения психоаналитического подхода общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию в дальнейшем собственного ребёнка.
Бихевиористская модель семейного воспитания основана на том, что развитие психики человека зависит в основном от социального окружения и условий жизни, то есть стимулов, поставляемых средой (непосредственное окружение ребёнка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций). Внешние средовые воздействия определяют содержание поведения ребёнка, характер его развития. Отсюда главное - особая организация окружения ребёнка. Родительское поведение - преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребёнка в попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания.
Гуманистический подход рассматривает человека, прежде всего, как социальное существо, развитие которого происходит через призму социальных отношений. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего, матери) способствуют развитию у ребёнка широкого социаль-
ного интереса. Воспитание рассматривается не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребёнка, но и как деятельность родителей, влияющую на состояние общества в целом.
Исследователи наблюдают определённое соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного, отклоняющегося, девиантного поведения. Гиперопека - детей лишают самостоятельно действовать, преодолевать препятствия. Это приводит к комплексу неполноценности и выражается в низкой самооценке. Предъявление непомерных требований может иметь различные оттенки: может развиться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими. Возможно возникновение комплекса вины. Непрогнозируемые эмоциональные реакции со стороны родителей, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Это приводит к формированию неуверенности в себе, которая постепенно становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношение с другими людьми. В результате - конфликтные отношения, неверия в стабильность дружбы, брака и т. д. Гипоопека - недостаточное внимание к детям. Формируется в неполных семьях, где дети предоставлены самим себе. Задерживается развитие личности, не формируется духовная сфера ребёнка, слабо развита воля. Рядом авторов подчёркивается, что нарушения системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» является основным патогенным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Гипопротекция - отсутствие необходимой заботы о ребёнке, приводит к формированию асоциальности, непредсказуемости. Доминирующая гиперпротекция - излишняя, навязчивая забота о ребёнке, блокирующая его самостоятельность и инициативность. Потворствующая гиперпротекция - желание родителей удовлетворять все потребности и капризы ребёнка, определив ему роль кумира семьи. Приводит к формированию несдержанности в негативных эмоциях, трудностям в общении. Эмоциональное отвержение - неприятие ребёнка во всех его проявлениях, что приводит формированию жестокости, трудности в общении. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно - в виде побоев, или скрыто - в виде эмоциональной враждебности и холодности.
С точки зрения психологического здоровья семьи, существуют два основных типа семей. Благополучный - их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны: с чрезмерным стремлением защищать друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требованиях, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума). Неблагополучный тип (проблемные, конфликтные, кризисные семьи): психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Главной проблемой, как правило, является положение ребёнка в семье и отношение к нему.
Существуют различные точки зрения на проблему неблагополучных семей. А.С. Спива-ковская [11] выделяет следующие типы неблагополучных семей и раскрывает их влияние на эмоциональную сферу детей: 1) «Семья- санаторий». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности и раздражительности; 2) «Семья-крепость». Родители стараются поступать правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безынициативности; 3) «Семья - третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что порождает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативности, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчинённости родителям.
Б.Н. Алмазов считает, что «трудных» детей поставляют семьи следующих четырёх типов: 1) семья с недостатком воспитательных ресурсов, т. е. разрушенная или неполная семья, с недостаточно высоким уровнем развития родителей, не имеющих возможность ока-
зывать помощь детям в учёбе, семья, где подросток и юноша тратят много времени и сил на поддержание её материального благополучия; 2) конфликтная семья, где либо родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо один родитель нетерпим к манере поведения другого и где дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно, а более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей; 3) нравственно неблагополучная семья, среди членов которой отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своей цели в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.; 4) педагогически некомпетентная семья - в ней надуманные или устаревшие представления о ребёнке заменяют реальную картину его развития, например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребёнка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряжённость, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку [5].
По нашему мнению, неблагополучной можно назвать семью, в силу тех или иных обстоятельств не имеющую достаточных возможностей и ресурсов для осуществления в полной мере возложенных на неё функций по отношению к обществу и членам семьи. Безусловным критерием неблагополучной семьи является утрата ею воспитательной и социализирующей функций.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой проблеме неблагополучных семей, нарушения детско-родительских отношений, их типологии, позволил нам определить следующие условия и показатели благополучности и неблагополучности семьи: 1) степень адекватности восприятия и дифференциации матерью аффективных проявлений ребёнка в раннем детстве; 2) особенности эмоционального общения в системе «родитель - ребёнок», степень и вид его нарушения: травматизация детей, навязывание, лживость, непоследовательность родителей; 3) особенности эмоционально-нравственной атмосферы в семье: тон эмоциональной и нравственной атмосферы, наличие эмоциональных контактов; 4) степень це-
лостности, целенаправленности, осознанности системы воспитания; гуманность используемых воспитательных воздействий; адекватность представлений родителей о возможностях ребёнка; 5) степень контроля жизнедеятельности ребёнка в семье: избыточный, недостаточный; позиция родителей по вопросам значимости удовлетворения потребностей ребёнка и поощрения его проявлений; эмоциональная дистанции между родителями и ребёнком.
Одним из явлений семейного неблагополучия, являющимся фактором риска появления социальных отклонений в поведении ребёнка, является семейная депривация, как невозможность удовлетворения ведущих психических потребностей в достаточной мере и достаточно долгое время. Отсутствие или нарушение у ребёнка глубокой и надёжной эмоциональной связи с близким взрослым (дефицит эмоциональной привязанности) в первые годы жизни, а также длительного и частого общения с социально-положительными родственниками в старшем возрасте являются важнейшими условиями, определяющими качества социальной адаптации ребёнка и возникновение трудностей в поведении. Очень важным фактором риска являются неправильные методы воспитания, используемые родителями, модели общения с детьми и родительского поведения.
Особенности личности родителей, состояние их психического здоровья, культурно-образовательный уровень оказывают влияние на выбор тех или иных методов воспитания и стиль внутрисемейного отношения. Формирование нарушений у детей может быть связано с повышенной частотой ссор, разногласиями и конфликтами между супругами. Одним из наиболее патогенных составляющих семейного неблагополучия является алкоголизм. Соотношение биологических и социальных патологий при алкоголизме приводит к психотравматизации, деформации личности и предрасположенности к алкоголизму у детей.
Следствием семейного неблагополучия является рост социально-психологической дезадаптации детей и подростков, под которой понимают неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сло-
ря на жизнь его среди родных и близких. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени не только влияет на формирование личности ребёнка, но и готовит ребёнка к его будущей семейной жизни. В связи с этим, не вызывает сомнений необходимость включения детей в жизнь семьи путём приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге; воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких, а воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.
14.04.2014
Список литературы:
1. Алексеева, Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л.С. Алексеева // Семья в России, 1996. -№3/4. - С. 113-126.
2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина // Социальное здоровье России. - М.: Класс, 1994. - С. 25-37.
3. Аптикиева, Л.Р. Психологический феномен криминогенной направленности в структуре личности подростка с отклоняющимся поведением / Л.Р. Аптикиева, А.Х. Аптикиев, М.С. Бурсакова // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург: ОГУ, №9 (158). - 2013. - С. 4-9.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - Воронеж, 1995. - 172 с.
5. Грищенко, Л.А. Побег из дома и бродяжничество / Л.А. Грищенко, Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. - 68 с.
6. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - 152 с.
7. Здравомыслова, О.М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин / О.М. Здравомыслова // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под ред. М. М. Малышевой. - М., 2001.- С. 474.
8. Лоуэн, А. Любовь и оргазм: пер. с англ / А. Лоуэн. - М.: АСТ, 1998. - 428 с.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
10. Словарь русского языка / под ред. Г. И. Князькова. - М.: Изд-во ин. и нац. слов, 1958. - 583 с.
11. Спиваковская, А.С. Семь «законов» супружеской гармонии / А.С. Спиваковская // Детство, 2003. - №1.- С. 27-32.
12. Фрейд, З. Я и оно: психология бессознательного / З. Фрейд. - М., 1989. - 439 с.
13. Харчев, А.Г. Брак и семья. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Г. Харчев. - М.: Мысль, 1979.- 367 с.
Сведения об авторах:
Аптикиева Ляйля Рахматулловна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент 460018, Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 2311, тел. (3532) 372575, е-mail: [email protected]
Аптикиев Альберт Хуснутдинович, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета,
кандидат педагогических наук, доцент 460040, Оренбург, ул. Советская 19, ауд. 431, тел. (3532) 776929, e-mail: а[email protected]
Бурсакова Марина Сергеевна, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Института управления Оренбургского государственного аграрного университета, ведущий специалист правового отдела ГУП Оренбургской области «Областной имущественный фонд»
e-mail: [email protected]
жившихся межличностных отношений. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщённости в межличностных отношениях её членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмот-