РОЛЬ ЮНЕСКО В ЗАЩИТЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ
A.C. СКАЧКОВ
Второй Европейский департамент Министерство иностранных дел РФ Смоленская-Сенная пп., 32/34, 119200 Москва, Россия
Статья посвящена политике ЮНЕСКО в области защиты всемирного культурного наследия, направленной на утверждение равных условий для развития современных культур в условиях глобализации и возрастающей угрозы межцивилизационного раскола мира.
Развитие современных культур неразрывно связано с феноменом глобализации. Под этим явлением в культурной области нередко понимается распространение западных стандартов и «массовой культуры», которые подвергают эрозии бытовые и поведенческие нормы, культурные и моральные ценности, все сильнее воздействуют на формирование унифицированного облика планеты. Одновременно глобальные изменения в области развития мировых культур уже не могут рассматриваться в отрыве от политических процессов, которые в современную эпоху приобретают ярко выраженную этническую, религиозную и культурную окраску. Культура становится активным проводником наднациональных и транснациональных политических интересов, источником межцивилизационного соперничества, нередко принимающего насильственные формы.
Мировое сообщество особенно обеспокоено усиливающейся опасностью использования западной цивилизацией во главе с США силового фактора воздействия на локальные культуры. Военное вмешательство в Афганистане и Ираке, палестино-израильский конфликт и антииранская кампания Вашингтона все больше воспринимаются в мире как противостояние христианской и мусульманской цивилизаций. Причем, эта конфронтация отнюдь не детерминирована логикой развития современного политического процесса, а искусственно навязывается правящей американской элитой. В условиях реальной угрозы цивилизационного раскола мира человечество просто обязано проявить солидарную ответственность за судьбу культурного разнообразия и, по словам Генерального директора Организация Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО) К.Мацууры, «отстаивать это разнообразие на самом высоком политическом уровне» [1, с. 2]. Являясь на сегодня единственной межправительственной организацией системы ООН, обладающей уникальным мандатом принятия и реализации коллективных решений в сфере глобальной культурной политики, ЮНЕСКО проводит курс на создание более справедливых условий для развития современных культур прежде всего на пути защиты культурного разнообразия планеты. Главным направлением в этой работе является реализация программ по сохранению Всемирного культурного и природного наследия, которая строится на основе положений соответствующей международной конвенции 1972 года (ее сторонами на начало 2007 г. являлись 183 государства). По состоянию на начало 2007 г. Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включал 830 объектов в 132 странах - 644 культурных, 162 природных и 24 смешанных [4]. Среди них бесценные культурные памятники древних цивилизаций и народов Египта, Греции, Индии, Китая, Мексики, Рима, России, Узбекистана, Эфиопии и других стран. ЮНЕСКО проводит централизованный мониторинг состояния объектов, оказывает
экспертную, техническую и нормативную помощь государствам-членам, помогает им формулировать и реализовывать национальную политику в отношении сохранности объектов культуры, в том числе через развитие государственных и неправительственных проектов по реставрации культурных памятников и их правовой защите. В этих вопросах ЮНЕСКО опирается на свои межправительственные организации - Международный комитет музеев (ИКОМ) и Международный комитет охраны памятников и памятных мест (ИКОМОС).
Особое место отводится сохранению исторических городов, входящих в Список Всемирного наследия. ЮНЕСКО координирует национальные и региональные проекты по сохранению наследия Авиньона, Александрии, Афин, Казани, Москвы, Рима, Реймса, Самарканда, Ташкента, Тира и многих других старинных городов. Внимание ЮНЕСКО сосредоточено на объектах, представляющих собой наиболее яркие примеры исторической культурной и цивилизационной самобытности, подвергающихся серьезной угрозе исчезновения, либо отражающих культурное наследие малых народов. Политика ЮНЕСКО в этой области основывается на формировании репрезентативного и сбалансированного Списка всемирного наследия, т.е. в региональном аспекте приоритет отдается экономически наиболее отсталым странам Африки, Центральной Азии и Центральной Америки. Большое внимание уделяется созданию национальных и региональных потенциалов по мониторингу и защите объектов Всемирного наследия в условиях глобализации, техногенных катастроф, стихийных бедствий, урбанизации и массовой миграции населения из сельской местности в города. В этой связи государствам, присоединившимся к Конвенции 1972 г., вменяется в обязанность периодически представлять в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО доклады, отражающие характер проводимого мониторинга и принимаемых мер по обеспечению сохранности объектов. В зависимости от достаточности этих национальных мер Центр оценивает параметры возможного вмешательства ЮНЕСКО, включая финансирование со стороны Фонда Всемирного наследия.
По оценке ЮНЕСКО, в настоящее время 31 объект мировой культуры находится под угрозой исчезновения и нуждается в «экстренной помощи» [5, с. 11-12]. Среди них города Бам в Иране и Забид в Йемене, долины Бамиана в Афганистане и Катманду в Непале, историческая часть г.Баку в Азербайджане и др. Поскольку эффективность мер по сохранению того или иного культурного памятника зависит от своевременности выявления и устранения возникшей для него угрозы, Конвенция 1972 г. предлагает государствам-членам создавать «национальные системы долгосрочного мониторинга» с использованием разработанных ЮНЕСКО универсальных показателей и баз данных. Усилия, предпринимаемые ЮНЕСКО по сохранению всемирного культурного наследия, наиболее наглядно проявились в ходе реализации Глобальной международной стратегии по восстановлению культурных памятников Афганистана. В 2001 г. ЮНЕСКО не удалось предотвратить уничтожение радикальным мусульманским движением «Талибан» выдающихся исторических и культурных памятников этой страны - гигантских Бамианских будд, а также коллекции Кабульского археологического музея. Тогда «талибы» отвергли обращения ЮНЕСКО о передаче этих объектов под международный контроль. В начале 2002 г. под эгидой ЮНЕСКО был сформирован Международный координационный комитет по сохранению культурного наследия Афганистана. В принятой мировым сообществом стратегии было признано целесообразным не просто технически восстановить пострадавшие в результате войны культурные объекты, но также реализовать непростую политическую задачу возрождения
межэтнического доверия между афганцами через формирование чувства сопричастности к общему культурному достоянию Афганистана. Несмотря на сохраняющуюся в этой стране политическую нестабильность, ЮНЕСКО удалось реализовать такую комплексную программу. Была проведена уникальная экспертная оценка и восстановление культурных памятников Бамиана - только на этот проект мировым сообществом было собрано более 2 млн. долларов США [6, с. 9], Джама, Герата, Кабульского музея и других. Кроме того, были мобилизованы немалые средства на возрождение афганских школ, в которых преподаются специальные курсы по межэтническому воспитанию в духе «культуры мира» и ненасилия. Эти проекты подкрепляются современным информационным обеспечением. Одновременно развивается проект по возрождению культурных традиций различных этнических сообществ Афганистана.
После начала в 2003 г. военной акции США и их союзников в Ираке ЮНЕСКО также стала во главе международной инициативы по оказанию помощи в сохранении богатейшего культурного наследия этой страны. Вместе тем, с учетом продолжающейся в Ираке эскалации насилия, мировое сообщество сочло неразумным предоставлять значительную финансовую помощь иракскому правительству до стабилизации обстановки. В этой связи реализация большинства проектов по линии ЮНЕСКО в Ираке временно заморожена. На данном этапе содействие оказывается в рамках оценки нанесенного и потенциального ущерба культурному достоянию этой страны. С учетом сохраняющейся в мире тенденции на обострение этнических и религиозных конфликтов, ведущих к дальнейшему разрушению всемирного культурного наследия, ЮНЕСКО намерена закрепить за собой роль координатора международных экспертных, спонсорских и партнерских усилий, направленных на принятие неотложных коллективных и национальных мер по сохранению культурного достояния человечества. Параллельно будет продолжена важная работа, связанная с использованием программ по сохранению культурного наследия в восстановлении мира в постконфликтный период. Так, в рамках проекта «Наследие, диалог и примирение» ЮНЕСКО планирует развить имеющийся удачный опыт установления межобщинного диалога между враждующими сторонами в восстановлении общенационального культурного достояния в Афганистане, Боснии и Герцеговине, Косово, Палестине, ряде стран Африки и в Восточном Тиморе. Только на восстановление пострадавших в ходе вооруженного конфликта 13 христианских и мусульманских религиозных и культурных памятников Косово международные спонсоры предложили выделить около 10 млн. долларов США [3, с. 1]. ЮНЕСКО также направила миссию международных экспертов в Ливан для предварительной оценки ущерба, нанесенного культурным памятникам этой страны в результате вооруженного вторжения в нее Израиля летом 2006 г. В рамках работы по защите всемирного культурного наследия в ЮНЕСКО рассматривается возможность подготовки декларации о недопустимости преднамеренного разрушения объектов этого наследия. В случае принятия такая декларация стала бы основой для разработки обязывающего международного правового акта по данному вопросу. Одним из приоритетных направлений деятельности ЮНЕСКО остается экспертная и финансовая помощь в создании и модернизации национальных музеев, которые являются важнейшей составной частью культурного наследия. Подобное содействие оказывается более чем пятидесяти музеям мира. Речь идет о подготовке реставраторов, предоставлении экспертных данных о новых и традиционных реставрационных технологиях, обмене информацией о музеях (в том числе при
помощи издания на английском и французском языках журнала «Museum International»). Развивающимся странам оказывается помощь в создании специализированных музейных Интернет-сайтов. Государства-члены ЮНЕСКО высоко оценивают возможности информационной сети Всемирного наследия, которая не только повышает осведомленность широкой общественности о проводимой ЮНЕСКО в данной области работе, но и облегчает доступ к информации о развитии мировых культур, последних достижениях в культурной сфере, а также опыте проведения «эффективной культурной политики». На сегодня эта сеть состоит из более чем 800 информационных провайдеров и является глобальной. ЮНЕСКО также распространяет нормативную документацию и официальную информацию о Всемирном наследии через бюллетень электронной почты (WHNEWS) и печатный бюллетень Центра Всемирного наследия.
Таким образом, в условиях разрушительного воздействия глобализации на современные мировые культуры, ЮНЕСКО делает упор на сохранение культурного разнообразия планеты, стремится привлечь к реализации проектов в этой сфере максимальное число сторонников на межправительственном уровне и среди гражданского общества. Особую ценность представляют так называемые синтетические программы, нацеленные на укрепление внутриполитической стабильности и устойчивого развития конфликтогенных регионов (укрепление межкультурного и межконфессионального диалога на основе привлечения враждующих сторон к сохранению культурных памятников). Важно подчеркнуть, что линия ЮНЕСКО на защиту всемирного культурного наследия объективно способствует укреплению атмосферы культурного плюрализма и диалога между различными культурами, религиями и цивилизациями. Такой подход отвечает стремлению подавляющего большинства государств стабилизировать глобальную политическую ситуацию на фоне продолжающихся попыток навязать миру однополярную модель развития, которая, говоря словами Президента Российской Федерации В.В.Путина, «не может служить морально-нравственной базой современной цивилизации» [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Выступление Генерального директора ЮНЕСКО К. Мацууры на церемонии в честь ратификации государствами-членами Европейского союза Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, Брюссель, 19 декабря 2006 г,-Париж: ЮНЕСКО, 2006.
2. Выступление Президента России В.В.Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 г.
3. Материалы международной конференции по Косово. - Париж: ЮНЕСКО, 2005.
4. UNESCO World Heritage Center Report (internet version), May 2007.
3. UNESCO WHCR. World Heritage in Danger List. - Paris, April 2007.
4. UNESCO WHCR. Afghanistan’s Cultural Heritage Safeguarding Campaign.- Paris, April 2007.
THE ROLE OF UNESCO IN THE FIELD OF PROTECTION OF THE WORLD CULTURE HERITAGE A.S. SKACHKOV
Second European Department Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation Smolenskaya-Sennaya Sq., 32/34, 119200 Moscow, Russia
The article deals with the policy of UNESCO in the field of protection of the World Heritage.
This course is aimed at securing equal conditions for the contemporary world cultures in the era of
globalization and increasing threat of clash among civilizations.