Научная статья на тему 'Проблемы сохранения объектов культурного наследия юнеско в России и за рубежом'

Проблемы сохранения объектов культурного наследия юнеско в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8121
2027
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЮНЕСКО / ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Драчева Елена Леоновна

Статья посвящена проблемам изучения и сохранения объектов культурного наследия в России и за рубежом. Автором на многочисленных примерах раскрывается деятельность международных организаций, занимающихся памятниками истории и культуры. Приводится сравнительная характеристика российского и зарубежного подхода, формулируются цели и задачи в области совместных усилий по сохранению и популяризации памятников культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы сохранения объектов культурного наследия юнеско в России и за рубежом»

Проблемы сохранения объектов культурного наследия ЮНЕСКО в России и за рубежом

Problems of preservation of the UNESCO cultural heritage in Russia and abroad

Драчева Е.Л.

E. Dracheva

Статья посвящена проблемам изучения и сохранения объектов культурного наследия в России и за рубежом. Автором на многочисленных примерах раскрывается деятельность международных организаций, занимающихся памятниками истории и культуры. Приводится сравнительная характеристика российского и зарубежного подхода, формулируются цели и задачи в области совместных усилий по сохранению и популяризации памятников культуры.

The article considers the problems of study and preservation of cultural heritage in Russia and abroad. The author revealed the activities of international organizations dealing with historical and cultural monuments on the basis of numerous examples. Comparative characteristics of domestic and foreign approaches is carried out, there are formulated goals and objectives in the field of joint efforts to preserve and promote cultural heritage.

Ключевые слова: культурное наследие, Юнеско, памятники культуры, культурный ландшафт.

Keywords: cultural heritage, UNESCO, monuments of culture, cultural landscape.

Введение

В конце декабря 2015 г. состоялось заседание Совета по культуре и искусству при Президенте РФ под председательством В.В. Путина. Проблемы, которые рассматривались на нем, касались сохранения объектов культурного наследия и исторических ландшафтов, а также

градостроительного регулирования в исторических городах и совершенствования законодательства.

В своем вступительном слове Президент отметил приоритет культурной и гуманитарной составляющей в развитии страны и народа, ключевой приоритет сохранения исторической памяти и материального культурного наследия, выявление пробелов в законодательстве, тесное взаимодействие государственных органов с общественными организациями, учет их мнения и наделение «энтузиастов» правами в деле сохранения культурного наследия.

В 2015 г. статус особо ценных объектов культурного наследия народов России получили заповедник «Херсонес Таврический» и Музей героической обороны и освобождения Севастополя. События, увековеченные в этих комплексах, принципиально важны для понимания отечественной истории, ее неразрывности и преемственности, во многом являются опорными восприятиями истоков и характера нашей государственности, становления и развития российской цивилизации.

Сохранение исторической памяти - один из ключевых приоритетов. Особая роль здесь принадлежит материальному культурному наследию. В последние годы в центре внимания общественности, средств массовой информации регулярно оказываются, к сожалению, громкие конфликты вокруг застройки охранных зон, разрушения памятников.

Необходим самый серьезный анализ таких случаев, в том числе и для выявления пробелов, недоработок в законодательстве, или, как юристы говорят, «люков» в законодательстве. Очевидно, нужны изменения и в самом порядке контроля за сохранением объектов наследия.

Президент РФ В.В. Путин считает важным укрепление взаимодействия заинтересованных государственных структур с волонтерами и общественными организациями. Как правило, именно они первыми бьют тревогу по поводу утраты или угрозы утраты памятников, но далеко не всегда они остаются услышаны.

В.В. Путин попросил Министерство культуры сформировать четкие предложения по защите памятников как федерального, так и регионального да и местного значения от уничтожения и варварского с ними обращения. И вместе с общественными движениями определить роль и права, неравнодушных к истории инициативных граждан, краеведов, энтузиастов. Он также отметил, что тема сохранения культурного наследия занимает особое место и в Основах государственной культурной политики.

Сегодня Россия включена во многие мирохозяйственные и культурные связи, одним из направлений развития которых является сохранение культурного наследия. Важной политической задачей и обязанностью любого государства является сохранение культурных ландшафтов, формировавшихся в течение многих столетий.

Концепция культурного ландшафта нашла свое отражение в трудах Веденина Ю.А., Калуцкова В.Н., Туровского Р.Ф. и некоторых других ученых. [1,2,3]

Согласно определению Ю.А. Веденина, культурный ландшафт - это «целостная и территориально-локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного действия природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и рутинной

жизнеобеспечивающей деятельности людей. [1]

Статус культурного ландшафта как объекта наследия в ряде международных документов был определен только в 1992 г. Однако уже в 1972 г. в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия была признана ценность культурного ландшафта. В этом документе также упоминались достопримечательные места, которые рассматривались как результат совместного творчества человека и природы.

Среди свойств культурного ландшафта можно выделить такие важнейшие, как универсальность, аутентичность (подлинность) и целостность. Благородную цель сохранения невосполнимого наследия ставят

перед собой многие не только общественные, но и политические деятели, которые трудятся в этом направлении, выполняя работу первоочередной значимости в области культуры. Участвуя в процессе сохранения объектов культурного наследия, они принимают во внимание растущее стремление многих людей к определению своего места в истории, у которых формируется желание иметь родину и чувствовать себя под ее защитой. Сохранение культурных ландшафтов, охрана архитектурных памятников как объектов культурного наследия является важным вкладом в создание дружелюбной по отношению к человеку окружающей среды и, в конечном счете, способствует улучшению качества жизни людей. [4]

Сохраняемое культурное наследие следует рассматривать как прочный фундамент для будущего на нашей планете. Охрана и сохранение памятников вносят существенный вклад в сохранение культурного многообразия, воспитывают толерантность по отношению к другим культурам и ко взаимному признанию культурного наследия. Усиление во второй половине XXв. после II Мировой войны тенденций сохранения национального достояния привело к началу формирования международной системы права в этой области.

На протяжении второй половины XX века мировым сообществом был принят ряд документов, касающихся вопросов охраны объектов культурного наследия. К ним относятся соглашения и рекомендации в сфере охраны культурных благ, таких, как:

• Гаагская Конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» от 14 мая 1954 г. со Вторым протоколом к этой Конвенции от 1999 г.;

• «Европейская Культурная Конвенция» (1954 г.);

• Конвенция «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1970 г., Париж);

• Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (1972 г., Париж);

• Конвенция Совета Европы об охране архитектурного наследия (1985 г.), принятая в Гранаде (Испания);

• Европейская Конвенция об охране архитектурного наследия (Валетта/Мальта, 1992 г.); Конвенция «Об охране подводного культурного наследия» (2001 г.);

• Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия» (2003 г., Париж) и некоторые другие. [5]

Зарубежный опыт сохранения культурного наследия

Только в период с 1971 по 1975 гг. в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, был принят тридцать один важнейший национальный закон в области охраны окружающей среды, по сравнению с четырьмя законами, принятыми в период с 1956 по 1960 г.г., десятью законами - с 1960 по 1965 г.г. и восемнадцатью законами - с 1966 по 1970 г.г. [6]

В отличие от европейских стран, где формирование правовой базы охраны национального достояния началось в первой половине XX в., в России эта работа началась только с 1978 г. За пройденное время каждая страна пыталась построить собственную эффективную модель охраны национального достояния. Анализ этих моделей позволяет выявить различия в структуре управления наследием. [7]

В Англии, например, основные функции охраны выполняют общественные организации и местные власти, в связи с чем роль государственного управления объектами наследия не является определяющей.

В Норвегии, так же, как и в Финляндии, охрана культурного наследия находится в ведении Министерства окружающей среды. В США ведущую роль в сохранении культурного наследия играют общественные организации,

в особенности такая организация, как Национальный траст США. Кроме этого, в стране функционирует «Общество друзей русской усадьбы» -организация, которая оказывает содействие в вопросах сохранения культурного наследия России, в частности усадебных ландшафтов на территории российских музеев-заповедников («Ясная Поляна», «Хмелита»). Италия и Франция, страны, обладающие огромным количеством объектов культурного наследия, приняли решение о создании специализированных Министерств по охране наследия, а государство в обоих случаях является основным субъектом культурной политики в данной сфере. [5]

Следует отметить тот факт, что и в Англии, и в Италии, и во Франции государство осуществляет прямые денежные вливания на конкретные исторические объекты, находящиеся в частном владении. В сравнении с другими странами Европы, одной из первых стран, приступившей к выработке концепции охраны национального достояния, стала Италия, где в

1974 г. было создано Министерство культурного наследия и окружающей среды (Декрет-закон № 657 от 14 декабря 1974 года). При этом, преобладал комплексный подход к охране наследия, а на министерство было возложено выполнение нескольких функций: охрана культурного наследия и окружающей среды. В 1975 г., в соответствии с Законом № 5 от 29 января

1975 г. министерство было преобразовано в Министерство культурного достояния (Министерство по вопросам охраны памятников культуры). [8]

Однако в Израиле еще в 1948 г. был создан Департамент древностей Израиля, ныне Управление древностей Израиля (1990 г.) - независимая государственная организация, ответственная за исполнение закона о древностях, принятого в 1978 г. Организация регулирует раскопки и консервацию объектов, способствует археологическим исследованиям. Первый закон о древностях в Израиле был принят еще при Британском мандате. В 1989 г. был принят закон об Управлении древностей, которое в 1990 г. перешло в подчинение министерству образования. [9]

Российский опыт сохранения культурного наследия

В нашей стране был накоплен богатый опыт в деле сохранения культурного наследия, хотя, чтобы быть справедливыми, следует помнить и об огромных потерях. Кулешова М.Е. утверждает, что модели, рассмотренные выше, подвержены историческим трансформациям, а культурная политика -явление динамическое, вынужденное приспосабливаться к изменяющимся социальным условиям.

Культурная политика - научно обоснованная деятельность государства, которая способствует поддержанию и развитию культуры и искусства. Интерес представляет анализ культурной политики в зарубежных странах, представленный в статье Вострякова Л.Е. [7]

Цель государственной культурной политики России - духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры. В Проекте «Основы государственной культурной политики», предложенном российскому обществу, первой стратегической задачей является сохранение наследия русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа. [11]

Трудно согласиться с Кулешовой М.Е., которая утверждает, что модель, которая сложилась у нас в советский период, не может сегодня обеспечить эффективную охрану богатейшего культурного и природного наследия России. К тому же в настоящее время в нашей стране наметился целый ряд негативных тенденций, заключающихся в разрушении, сносе, перестройке объектов наследия ради быстрой наживы, и формирование новой модели пока проблему решить не может.

В Европе история - абсолютная ценность. У нас же это относительная ценность, которая часто по иному интерпретируется, отрицается и

перестраивается в угоду современному политическому курсу или экономической политике. В западных странах в отношении культурного наследия очень жестко проводится политика кнута и пряника. В советские времена была изобретена и внедрена система охраны исторических городов России, призванная защитить их от разрушения и бездумного градостроительства. При этом выделялись средства для развития и поддержки наследия. Начиная с 90-х годов, эта система разрушалась и в настоящее время отсутствует. Только воссоздание в России системы охраны исторических городов, оставшегося культурного наследия, активного поведения общественности и четкого соблюдения отечественных и международных норм, в.т.ч. соответствующей статьи Конституции, поможет его сохранить.

В 1964 г. в Венеции на II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам была принята Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест, получившая название Венецианской. После принятия этой хартии в 1965 г. был основан ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест). [12]

По данным на 2014 г., ИКОМОС насчитывает более 9500 членов из 110 стран. Россия входит в это число, так же как и большинство стран, входивших в состав СССР: Азербайджан, Армения, Грузия, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдавия, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Таджикистан. [13]

Еще один документ, который был принят организацией ИКОМОС, - это Флорентийская хартия в качестве дополнения к Венецианской хартии. В этом документе, разработанном по постановлению Международного комитета ИКОМОС - IFLA по вопросам исторических парков, на собрании 21.05.1981 года во Флоренции были рассмотрены вопросы, относящиеся к охране исторических памятников. Документ утвержден ICOMOS 15 декабря 1981 года. [14]

Роль ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия

В Париже 16 ноября 1972 года Генеральной Конференцией ЮНЕСКО на 17 совещании были приняты еще два важных документа: «Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия человечества» и «Рекомендация об охране в национальном плане культурного и природного наследия». [15, 16]

В общих принципах данных рекомендаций написано: «Культурное и природное наследие является богатством, охрана, сохранение и популяризация которого возлагают на государства, на территории которых оно находится. Обязательства принимаются как перед своими гражданами, так и перед всем международным сообществом» [16]

Одновременно с этим ЮНЕСКО особо подчеркнула, что в быстро меняющемся обществе для внутреннего баланса и развития человека преобладающее значение имеет сохранение определенного образа жизни, в котором человек оставался бы во взаимосвязи с природой и оставленных прошлыми поколениями свидетельствами цивилизации. Поэтому все цивилизованные государства располагают обязательными нормами по охране культурного наследия. Охрана памятников, культурных благ и объектов всемирного наследия может выступать как неотъемлемая часть и существенная особенность цивилизации. Первый из вышеназванных документов вступил в силу 17 декабря 1975 года. СССР ратифицировал Конвенцию только в 1988 г., а в силу для нашей страны она вступила 12 января 1989 г. Для сравнения, ФРГ ратифицировала эту Конвенцию ЮНЕСКО в 1977 г.

Кроме Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия человечества, Россией ратифицированы Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Протокол (разделы 1 и 2), а также Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза и передачи права собственности на культурные ценности. В Конвенции о сохранении Всемирного культурного

наследия написано: «Повреждение или исчезновение любых образцов культурной ценности представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира». [15]

Конвенцию ратифицировали к сентябрю 2012 г. 190 стран-участниц, а в Списке объектов Всемирного культурного наследия по данным на 2015 г. числится 1031 объект, который располагается на территории 163 стран. Из них: объекты культурного наследия - 802, природного - 197, культурно-природного - 32. [16]

Ниже в табл. 1 приводится первая десятка стран по числу объектов Всемирного культурного наследия (по данным на 1.02.2016 г.).

Таблица 1.

Первая десятка стран по числу объектов всемирного культурного наследия

N п\п Страна Количество объектов всемирного культурного наследия

1. Италия 51

2. Китай 48

3. Испания 44

4. Германия 40

5. Франция 39

6. Мексика 33

7. Индия 32

8. Великобритания 29

9. Россия 26

10. США 23

Самым мощным потенциалом культурного наследия обладают Италия, Китай и Испания. Россия замыкает первую десятку стран лидеров. Вместе с тем ее потенциал еще не раскрыт в полной мере. Из 26 российских объектов 16 являются культурными и 10 природными, объектов природного наследия в этом списке может быть гораздо больше, но включение новых объектов в списки наследия - процесс сложный и длительный, хотя эта работа ведется постоянно. Последний объект, 26-й по счету, - «Булгарский историко-археологический комплекс», находящийся в Республике Татарстан, был внесен в Список объектов Всемирного культурного наследия на 38-й сессии Комитета всемирного наследия в Катаре, 15-25 июня 2014 г.

В настоящее время предпринимаются попытки внести в список ЮНЕСКО города Свияжск и Псков.

В табл. 2 представлен развернутый список объектов культурного наследия ЮНЕСКО в России.

Таблица 2.

Российские материальные объекты Всемирного культурного наследия

N п\п Наименование объекта Местоположение

1. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников Санкт-Петербург

2. Спасо-Преображенский погост Кижи, Карелия

3. Московский Кремль и Красная площадь Москва

4. Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей Великий Новгород

5. Историко-культурный комплекс Соловецких островов Западная часть Белого моря

6. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля Владимир и Владимирская область

7. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад Сергиев Посад

8. Церковь Вознесения в Коломенском Москва

9. Девственные леса Коми Северо-восток Республики Коми

10. Вулканы Камчатки Камчатка

11. Озеро Байкал Юг Восточной Сибири

12. «Золотые горы Алтая» Республика Алтай

13. Западный Кавказ Западная часть Большого Кавказа

14. Куршская коса Юго-восточная часть Балтийского моря

15. Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля Казань, Татарстан

16. Ансамбль Ферапонтова монастыря Вологодская область

17. Центральный Сихотэ-Алинь Приморский край

18. Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента Дербент, Дагестан

19. Убсунурская котловина Тува

20. Ансамбль Новодевичьего монастыря Москва

21. Природный комплекс заповедника Остров Врангеля Остров Врангеля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Исторический центр Ярославля Ярославль

23. Геодезическая дуга Струве Остров Гогланд

24. Плато Путорана Красноярский край

25. Ленские столбы Якутия

26. Булгарский историко-археологический комплекс Республика Татарстан

Как уже отмечалось, в РФ есть еще не менее десятка объектов, которые могут пополнить этот список. ЮНЕСКО как специализированная структура формирует ряд списков, объединяющих объекты, которым грозит уничтожение. Существует список «Всемирное наследие в опасности», в котором на сегодняшний день присутствует 48 объектов, из них большинство находится в Сирии (6) и Конго (5).

Подобные объекты в России в этом списке отсутствуют. Есть еще трансграничные объекты всемирного наследия, то есть расположенные на территории двух и более соседних стран. Их насчитывается 31 объект, из них в России - 3 объекта. [17,18]

Однако особое беспокойство мирового сообщества вызывают объекты культурного наследия в странах, где идут военные действия (Сирия, Афганистан, Ирак, Ливия и др.). Эта проблема рассматривается ЮНЕСКО как первоочередная и наиболее острая, которую следует решать консолидированными усилиями всех государств и всего мирового сообщества. [19] Литература

1. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. - СПб., РНИИКиПН, 1997, 224 с.;

2. Калуцков В.Н., Красовская Т.М. Представление о культурном ландшафте: от профессионального до мировоззренческого//Вестник Московского университета. - Сер.5. География. - 2000. - № 4;

3. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. - М.: РНИИКиПН, 1998.

4. Европейский Твиннинг «Сохранение памятников истории и культуры на основе государственно-частного партнерства». Кн.1 и 2, - М.: Дипак, 2007.-192 с., 248 с., с. 13.

5. Материалы Международной конференции «Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств — участников СНГ» //Ы1р:/^ар/ПЬгагу/Ьоок205^£

6. Миронова Т.Н. Сохранение культурного и природного наследия как главная черта культурной политики стран Европейского региона: Италия//

www.tourism.mosgu .ru/o_fakultete/kafedra/cultura/Nayka/mironova.htm; Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. Инф. Сб.М.:Институт наследия, 1999, с.5

7. Востряков Л.Е. Культурная политика в странах Западной Европы и Америки: рыночная и патерналистская модели//www/superinf.ru.

8. Интеграция окружающей среды и социально-экономического развития// GEO-3: Global Environment Outlook//http://www . unep.org/geo/geo-3/russian/195.htm.

9. Управление древностей Израиля//http://guide-israel.ru/country/51111.

10.Кулешова М.Е. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко- культурного наследия в национальных парках. Дополнительные материалы к стратегии управления национальными парками России. Вып.6. М.: 2002).

11.Проект «Основы государственной культурной политики» от 16 мая 2014 гУ/www.rg.ru.

12.Венецианская хартия/ЛгАр : //ru . wikipedia.org.

13. ИКОМОа/http: //ru . wikipedia.org.

14.Флорентийская хартия/Zhttp : //www . archiseasons.ru/florentiyskaya-hartiya.

15.Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия человечества//

16.http://whc.unesco.org, www.un.org.

17.Рекомендация об охране в национальном плане культурного и природного наследия// http : //art-con .ru.

18.ЮНЕСКО и Российские объекты Всемирного наследия//http://www.heritage-institute.ru - сайт Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева.

19. Джанджугазова Е.А., Ассаф Басем «Роль ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия Сирии». Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее», №1, 2016. http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2016/02/Статья Зарубежье.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.