Научная статья на тему 'Роль тьютора в современном образовании'

Роль тьютора в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2094
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ТЬЮТОР / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЧЕТАНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ОБРАЗОВА- ТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ СУБЪЕКТА С БЫТИЕМ / ФАСИЛИТАЦИЯ / ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / EDUCATIONAL PARADIGM / A TUTOR / INNOVATIVE TRAINING DESIGNING / INNOVATIVE AND ACTIVE APPROACH / SCIENTIFIC RESEARCH AND EDUCATIONAL PROCESS COMBINATION EFFECTIVENESS / DIALOGUE BETWEEN A SUBJECT AND OBJECTIVE REALITY / FACILITATION / HUMAN ORIENTED APPROACH TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиповская Людмила Павловна

Гуманизация образования, вызванная изменениями в культурном и экономическом развитии все- го общества, требует смены парадигм. Такие категории, как стратегия организации обучения и непосредственно учебно-воспитательный процесс уже задают новый масштаб изучению педа- гогической реальности, появляются новые единицы анализа, которые охватывают целостность реальности, условий (внешних и внутренних) развития личности непосредственно в процессе об- учения. Исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разра- ботку индивидуальных образовательных программ студентов и сопровождает процесс индивиду- ального образования в вузе, - тьюторство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education humanization caused by changes in cultural and economic development of the whole society requires the change in paradigms. Such categories as education organizing strategy and direct educational process themselves give a new scale for researching pedagogical substance; new units that comprise the entirety of substance and conditions (external and internal) for personality development directly in the educational process are emerging. Tutoring is a historically formed special pedagogical standpoint that ensures students individual educational program development and provides the process of individual education in the institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Роль тьютора в современном образовании»

УДК 621.396.67

I РОЛЬ ТЬЮТОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

I Людмила Павловна Шиповская, доктор философских наук, профессор, [email protected],

I ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Education humanization caused by changes in cultural and economic development of the whole society requires the change in paradigms. Such categories as education organizing strategy and direct educational process themselves give a new scale for researching pedagogical substance; new units that comprise the entirety of substance and conditions (external and internal) for personality development directly in the educational process are emerging. Tutoring is a historically formed special pedagogical standpoint that ensures student’s individual educational program development and provides the process of individual education in the institution of higher education.

Гуманизация образования, вызванная изменениями в культурном и экономическом развитии всего общества, требует смены парадигм. Такие категории, как стратегия организации обучения и непосредственно учебно-воспитательный процесс уже задают новый масштаб изучению педагогической реальности, появляются новые единицы анализа, которые охватывают целостность реальности, условий (внешних и внутренних) развития личности непосредственно в процессе обучения. Исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в вузе, — тьюторство.

Keywords: Educational paradigm, a tutor, innovative training designing, innovative and active approach, scientific research and educational process combination effectiveness, dialogue between a subject and objective reality, facilitation, human oriented approach to education

Ключевые слова: образовательная парадигма, тьютор, проектирование инновационного обучения, инновационный деятельный подход, эффективность сочетания научных исследований с образовательным процессом, диалогичность субъекта с бытием, фасилитация, человекоориентированный подход к образованию

Какое место инновациям уготовано в образовательных учреждениях?

Прилагательное «гуманитарный» сегодня воспринимается как «свойственный человеку, человеческой природе». Однако отношения человека к бытию и самому себе не выверены в сущностном плане. Потребность реализации комфортных условий бытия не дает услышать внутреннего вопроса: зачем?

На этот вопрос нельзя получить конкретного ответа при попытке выяснения проблем образования в обществе на современном этапе. Для разных социальных групп он вмещает в себя различный, конкурирующий смысл. Процессы гуматаризации желанны в каждом из звеньев общества, но их результативность и планка достижений не могут не варьироваться как в качественных оценках, так и в ре-

зультатах изменений. Гуманизация образования, вызванная изменениями в культурном и экономическом развитии всего общества, требует смены парадигм.

Такие категории, как стратегия организации учебного процесса и непосредственно учебно-воспитательный процесс, задают новый масштаб изучению педагогической реальности, появляются новые единицы анализа, которые охватывают целостность реальности, условий (внешних и внутренних) развития личности в процессе обучения. Состояние нашего общества давно подводит к внедрению параллельной образовательной парадигмы, основанной на диалоге, то есть равенстве партнеров.

Сегодня такой тип образования пока не может претендовать на глобальность, так

91

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

как потребность в нем часто завышается ощущением его значимости. Процесс самообразования всегда был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

Ошибочно думать, что понятие «тьютор» «пришло» к нам из XX века. Напротив, феномен тьюторства как новообразования в сфере обучения берет свое начало в европейских университетах XIV века: например, в Оксфорде и Кембридже тьютор воспринимался как наставник. Это время характеризовалось значительной либеральностью в плане образования: студенты, по сути, не были закреплены за конкретным университетом, могли «перетекать» из одного курса на другой, а также слушали только те циклы, которые предпочитали сами. Университет ограничивал студентов только требованиями, предъявляемыми к экзаменам, а вот способ и средства, которыми будет достигнуто отличное знание предмета, оставалось на совести студента и его тьютора.

Возможность практической реализации такого типа образования заключается в локальности, в определенной концентрации усилий его сторонников и проводников при опоре на преображенный тип сознания личности.

В образовательном процессе обучающийся ставит перед собой цели, осваивает методы, содержание образования, оценивает полученные результаты. На каждом из этих шагов могут встретиться проблемы, которые трудно решить без посторонней помощи.

Распространенные проблемы в образовательном процессе:

• затруднения в учебном процессе (непонятно содержание, неясен метод работы и т. д.);

• межличностные проблемы (например, в группе складывается неблагоприятный климат, какой-либо член группы «тянет одеяло на себя» или излишне агрессивен, пассивен и т. д.);

• с проблемами самооценки;

• с проблемами переноса полученных знаний в практическую плоскость и др. Все эти проблемы могут помешать

эффективному освоению содержания образования.

Проектирование инновационного обучения на основе совместной творческой де-

ятельности преподавателя с обучающимися подчеркивает необходимость взаимообусловленного сопряжения развития личности и преподавателя, и обучающихся. Инновационное образование сможет помочь преподавателю преодолеть установку на субъект-объ-ектное «вещание» на обучаемого. Центральной проблемой инновационного подхода в образовании становится ситуация готовности личности самого преподавателя к принятию и реализации направлений совместной творческой деятельности с обучающимися.

В теории выделяют два основных пути инновационного подхода в образовании: разработка и реализация системно- и индивидуальноориентированных программ.

Что такое системно-ориентированные программы? В нашем случае это программы, направленные на всю группу целиком, которые предназначены для того, чтобы предупредить возникновение проблем или решить те проблемы, которые носят массовый характер.

Индивидуально-ориентированные действия преподавателя (тьютора) направлены на помощь кому-либо из слушателей в решении тех проблем, которые у него возникли.

Если же от теории перейти к практике тьюторской работы, то тьютору предстоит:

• создать условия для работы группы в рамках данной программы (обеспечить группу численностью 10—20 человек всеми необходимыми ресурсами);

• заботиться об эмоциональном климате и рабочей атмосфере в группе;

• организовать работу группы и каждого слушателя в отдельности с учебным пособием; проводить групповые дискуссии по тематическим заданиям;

• консультировать студентов при выполнении практических задач и разработке проектов;

• организовывать процесс оценки и самооценки по каждому учебному элементу в отдельности;

• оказывать индивидуальную помощь и поддержку студентам как учебного, так и психологического характера.

Обучение основам научного знания

не должно сводиться к просто сообщению обучающимся «положительной» суммы этого знания, а «подталкивать» студента к способности развития активной собственной (личностной) позиции в работе с этим знанием и в знании.

92 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

Роль тьютора в современном образовании

Формирование свободной и ответственной личности следует поставить в центр всей системы образования, а система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.

Одной из современных тенденций мирового развития, в которой высвечивается основополагающий аспект подготовки человека к жизни в новых условиях, является динамическое развитие экономики, рост конкуренции, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие необходимость непрерывного профессионального образования, гибкости и мобильности, сокращение неквалифицированного и малоквалифицированного труда. В связи с этим можно определить факторы конкурентоспособности национальной экономики: квалифицированные человеческие ресурсы и научно-технический прогресс. Обновление образовательного подхода к воспитанию и подготовке квалифицированных исполнителей, обладающих повышенной адаптивностью к изменениям, порождает инновационный деятельный подход, потребность в получении новых знаний во всех сферах производства, умение правильно оценивать происходящее, позволяет продвигать и внедрять новые технологии.

Опора на талант и инициативность человека — важнейший ресурс экономики и социального развития.

Именно эффективность сочетания научных исследований с образовательным процессом есть конкурентоспособность.

Положительная динамика непрерывного обновления собственно информационных технологий и систем требует обеспечение их активного внедрения не только в образовательном пространстве, но и во всех сферах общественной жизни.

В современном обществе развиваются различные типы сознания, эти процессы обусловлены сущностными ориентирами духовного состояния человека. Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание ученых. Такой срез проблем в области образования, который исходит из осознания и принятия как равнозначных задач цели жизни и цели образования смещает перспективу «научного» осмысления «образованности», что обязательно ведет к глобальному изменению в области образования и воспитания.

Задача гуманитарного образования — научить не чужому опыту, а выработке потребности к осознанию и достижению личностного (своего), что может возникнуть через диалогичность субъекта с бытием.

Поведение человека всегда так или иначе соотносится с его представлением о самом себе («образ Я») и о том, каким он должен или хотел бы стать.

С целью необходимого (желаемого) формирования жизненной позиции личности изучение свойств самосознания, адекватности самооценки, структуры и функций «образа Я» представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Саморегуляция поведения предполагает наличие у индивида определенной информации о самом себе. Еще И. Кант заметил, что сознание самого себя уже заключает в себе двоякое «Я»:

• «Я как субъект мышления (в логике), которое означает чистую апперцепцию (чисто рефлексирующее Я) и о котором мы ничего больше сказать не можем, т. к. это совершенно простое представление;

• «Я как объект восприятия, стало быть, внутреннего чувства, которое содержит в себе многообразие определений, делающих возможным внутренний опыт». Совокупность психологических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я»

Проблема самосознания сплошь и рядом подменяется проблемой познания индивидом каких-то своих конкретных качеств.

Социальные условия, в которых развертывается жизнедеятельность человека, не являются чем-то посторонним, внешним по отношению к его деятельности и непосредственно к его индивидуальности.

Каким бы гениальным ни было то или иное педагогическое изобретение, оно, к сожалению, непременно будет деформировано и искажено практикой, опирающейся на прежнюю систему представлений.

Процесс выработки принципиально новых (инновационных) педагогических форм, лишенный фундаментальных философских обоснований не может быть удачным (культурные ценности, основополагающие миро-

93

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

воззренческие установки, отвечающие требованиям, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества).

В связи с тем, что современная вузовская педагогика все больше акцентирует внимание студентов на инновационном обучении, а в ходе педагогической практики они изучают, как правило, массовый и передовой педагогический опыт, возникает необходимость в новых подходах к разработке циклов традиционных и новых педагогических дисциплин.

Основным элементом нового подхода является адаптация студента к инновационным технологиям. Именно преподаватель-консультант (тьютор) создает образовательную среду, позволяющую студенту не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей практической деятельности.

В качестве источника бесконечного ресурса развития мы можем рассматривать мышление, которое не является способностью человеческого мозга, а носит, как считает Л. С. Выготский, надсубъективный субстанционный характер. Именно мышление дает субъекту необходимую энергетику для развития.

Индивидуальное мышление становится в результате субъективации субстанции мышления одним из способов саморазвития.

Знание, которое сегодня цементирует систему образования, по-прежнему остается центральным объектом педагогической работы по развитию личности через мышление.

Мышление — основа нашей жизни — является прямым отражением ситуации в обществе, и если мы сейчас не позаботимся об этом сегодня, завтра уже будет поздно.

Если среда меняется в некотором определенном направлении, то каждое такое изменение рассматривается как выход «на новый уровень». Любой необратимый переход в обучении и весь процесс обучения в целом трактуются как развитие.

Человек существует и открывает себя только через Другого, по отношению к Другому. «Как познать себя? Только путем действия, но никогда — путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть» (Гете).

Польский психолог К. Обуховский справедливо заметил, что потребность в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный

процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, — это одна из важнейших ориентировочных потребностей личности.

Организация обучения как фасилитация, то есть облегчение, способствование, стимулирование, активизация развития обучающихся, неизбежно связана с предоставлением им большей свободы и ответственности, с общей гуманизацией межличностного общения с начального обучения.

Человекоориентированный подход к образованию дает исчерпывающее представление о важнейших особенностях гуманистических инноваций в области обучения, раскрывает их с самых разных позиций и определяет ключевые ориентиры для поиска ответов на многочисленные вопросы, актуальные не только для зарубежной, но и для современной российской системы образования.

Такие вопросы, как личностное развитие обучающихся, воспитательный эффект обучения, соотношение традиционных и новаторских форм (подходов) труда преподавателя, являются основными.

Происходящие в обществе радикальные изменения социальных представлений и идеалов сопровождаются качественными обновлениями в сфере образования. Образование обретает статус особого механизма общественного и культурного развития страны в целом, становится пространством личностного развития каждого человека.

Сложившиеся критерии восприятия традиционного обучения не позволяют студенту не только увидеть отличия традиционных и инновационных технологий в практике, но и верно их понять и оценить.

Изменение позиции педагога в высшей школе является фундаментальным основанием. Сейчас востребован преподаватель, способный к проектированию (предположению) и реализации психолого-педагогических условий развития и становления человека на основных этапах его онтогенеза, выполняющий миссию трансляции культурных образцов и эталонов новому поколению.

За инновационным образованием на философском фундаменте перспективное будущее и в знании, и в направленности личности.

Истина не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, она существует всегда

94 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

Роль тьютора в современном образовании

и везде. Развиваясь по пути эволюции, меняется человек и растет его сознание, но не меняется только суть: «Человек — причина того, что с ним происходит».

Тьюторство — не такая уж и популистская концепция. Если объемно и полно рассматривать понятие «тьютор», можно прийти к кардинально новому проекту образовательного

процесса, основанного на формировании и развитии человека как личности в условиях взаимопонимания и поддержки.

Конечной целью образования является не только накопление и передача информации, но главное в образовании — укрепление духовности как способности жить осмысленно и нравственно.

Литература

1. Выготский Л. С. Псхология. М.: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2000.

2. Развитие. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 2009.

3. МейтувП.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления. М.: ПАН, 1994.

4. Мейтув П.Л. Человек и образование // Кентавр. 2004. № 4.

5. Обуховский К. Психология влечений человека DJVU. Пер. с польск. М.: Прогресс, 1972.

6. Попов С.В. Организационно-деятельностные игры; мышление в зоне риска // Кентавр. 2004. № 3.

7. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. М.: Альфа М — Инфра М, 2011.

8. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа «проблемы обучения и развития теории деятельности // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. М.: Просвещение, 1996.

9. ЩедровицкийП.Г. Педагогика свободы // Кентавр. 2005. № 1.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.