Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение как педагогический феномен'

Тьюторское сопровождение как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3692
716
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕСС САМООБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / TEACHER'S PERSONALITY / TUTORING / PERSONALITY-CENTERED APPROACH / SELF-EDUCATION PROCESS / EDUCATIONAL PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Елена Павловна

В статье рассмотрены особенности тьюторского сопровождения и личность педагога, осуществляющего это сопровождение в учебном процессе. Сделан обзор исторических предпосылок, которые стали основой теоретического осмысления феномена педагогической практики тьюторского сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutoring as a Pedagogical Phenomenon

The article reviews peculiarities of tutoring and a teacher's personality who is a tutor in educational process. Also the article contains historical review of the presuppositions that have become the foundation for understanding of a tutoring phenomenon.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение как педагогический феномен»

УДК 378.147 ББК Ч48

Игнатьева Елена Павловна

соискатель г. Иркутск Ignatyeva Elena Pavlovna

Post-graduate

Irkutsk

Тьюторское сопровождение как педагогический феномен

Tutoring as a Pedagogical Phenomenon

В статье рассмотрены особенности тьюторского сопровождения и личность педагога, осуществляющего это сопровождение в учебном процессе. Сделан обзор исторических предпосылок, которые стали основой теоретического осмысления феномена педагогической практики

тьюторского сопровождения.

The article reviews peculiarities of tutoring and a teacher’s personality who is a tutor in educational process. Also the article contains historical review of the presuppositions that have become the foundation for understanding of a tutoring phenomenon.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, личность педагога,

личностно-ориентированный подход, процесс самообразования,

образовательный проект.

Key words: tutoring, teacher’s personality, personality-centered approach, self-education process, educational plan.

Человек живёт в непрерывно меняющемся мире опыта, в котором он является центром как организованное целое. В этом взаимодействии с миром человек как целостная система стремится к реализации своего «я», и поскольку реализация своего «я» должна стать смыслом жизни каждой личности, а процесс этот очень долог, то нуждается в грамотном и умелом управлении или сопровождении. Следовательно, личность педагога, который будет осуществлять это сопровождение, должна играть важную роль в процессе обучения. Его задача - помочь обучающемуся не только овладеть знаниями, но и адаптироваться к сложным, быстро меняющимся условиям жизни.

В процессе разработки системы педагогического сопровождения развития личности обучаемого для нас важно, что человек с позиции экзистенциальной философии выступает как творец самого себя и своей жизни. «Наша изначальная структура всегда организована как некое «я», задача которого -становление самого себя» [1].

В качестве методологической основы организации педагогического сопровождения, на наш взгляд, целесообразно использовать концепции личностно-ориентированного образования, т.к. они в большей степени соответствуют идеям гуманистической психологии, которые составляют концептуальную базу психологического сопровождения.

Фундаментом гуманистической психологии, а также понятия тьюторства, по праву можно считать фасилитацию, писхологические основы которой разработаны К. Роджерсом (1902-1987), талантливым американским учёным, предложившим в середине 20 века термин «самость» - совокупность восприятия индивидуумом самого себя.

Самость, по Роджерсу, находится в пространстве сознания и выражается прежде всего в способности индивидуума к самооценке и определению своего места и своей роли во внешнем мире. К. Роджерс также считается основоположником гуманистической психологии.

Гуманистический, личностно-ориентированный, подход стал принципиальным прорывом в образовании, который отодвинул другие подходы на второе место. Основную задачу школы К. Роджерс видит в формировании человека как уникальной личности, выступая против механических принципов обучения. Личностно-ориентированный подход лежит во всех современных методах и является предметом широкого изучения и обсуждения, т. е. психолог, учитель, родитель - все, кто профессионально и личностно связан с проблемами психологического консультирования, воспитания, обучения в контексте личностно-ориентированного подхода обозначаются одним термином «фасилитатор». Фасилитатор (англ. facilitate - помогать) - это тот, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации. Самоактуализация - естественный процесс, обусловленный стремлением индивидуума к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей.

Такой подход в образовании явился новой ступенью для нового этапа под названием тьюторство, т.к. в основе тьюторства тоже заложена помощь и содействие индивидууму, т.е. грамотное педагогическое сопровождение, под которым понимается технология оказания индивидуальной помощи учащимся различного характера (дистрессового, эмоционального, обучающего).

Но тьютор - это не только эффективный помощник, он также координатор, преподаватель, консультант. Тьюторское сопровождение как образовательная технология является основной формой взаимодействие подопечного с тьютором и предусматривает длительную индивидуальную

работу в режиме периодичных, индивидуальных встреч, - дорогая и трудоёмкая деятельность. В связи с этим на сегодняшний день к тьютору предъявляются серьёзные требования. Задача тьютора - построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо, как пишет Л. Долгова, строить пространство «опробования» [2], возникающее, если у подопечного есть творчески продуктивная задача, где выбор «опробования» своих возможностей человеком - главное содержание.

Соответствие этому требованию возможно, если преподаватель обладает качествами, которые были описаны Ш.А Амонашвили, и необходимы для полноценного обучения.

Во-первых, это умение понимать детей, всех и каждого. Понимать детей -радоваться и переживать вместе с ними, это качество остаётся главным и в работе с обучаемыми старшего возраста (студенческого). Тем более что тьюторская работа, как это уже было сказано, имеет характер индивидуальной.

Во-вторых, исключительное великодушие, доброта, отзывчивость, сердечность. Эти качества также важны для работы со студентами, ведь они вчерашние дети.

Доброта и отзывчивость предполагают терпение и выдержку, поскольку обеспечивают оптимистическую оценку сил и возможностей ученика, опираясь на его индивидуальные психологические особенности.

Вышеперечисленные качества как нельзя лучше подходят к гуманистической психологии и личностно - подходу, в котором обучаемый не важно, какой возрастной группы бы он ни был, сможет раскрыть своё «я».

В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей взрослеет, совершенствуется; только в этом случае ребёнок сможет увидеть своё продвижение, поверить в себя, в свои силы. Этот подход ещё лучше раскрывает работу педагога-тьютора, основная задача которого и состоит в том, чтобы обучаемый развил свои потенциальные возможности к самореализации. Для достижения этого педагог-тьютор строит пространство «опробования», где студент экспериментирует со своими возможности.

Итак, перечисленные качества не только можно применить к обучаемым школьного возраста, а также и к студентам, которые нуждаются в не меньшем преподавательском понимании и сопровождении.

Однако различие заключается в том, что у студента приспособление к окружающим изменениям в жизни и психологическим преобразованиям несколько быстрее, и тьютору важно уметь профессионально сориентироваться

и адекватно применить полученные знания. В этом может помочь грамотное педагогическое сопровождение.

Согласно Т.М. Ковалёвой, понятие «сопровождение» - метод,

обеспечивающий создание комплекса условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [3]. Таким образом, мы можем рассматривать сопровождение как помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора

Тьюторское сопровождение - сложный процесс, ибо по настоящему грамотным и заботливым оно является только в том случае, когда возникает интерес к другому человеку. Именно тьюторское сопровождение позволяет педагогу работать с интеллектуальными и познавательными потребностями каждого студента, помогать ему осваивать новые когнитивные технологиии, формируя индивидуальный образовательный проект.

На наш взгляд, организуя подобную деятельность, тьютору необходимо учитывать ценностные и личностные ориентиры студента, приоритетную сферу его деятельности: либо это выполнение функциональных обязанностей, либо изменение в своей профессиональной деятельности, что, безусловно, влияет на выбор персонального сценария развития студента и способов его сопровождения.

В дидактике тьютор - это позиция сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск,

осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Выстраивая обсуждение

образовательного проекта, тьютор тем самым моделирует этапы и варианты самообразования, помогает обучаемым определиться с обсуждаемым

материалом, его наполненностью и полезностью. Обсуждение может проходить как в небольшой группе, так и индивидуально, после которого учащемуся необходимо последовательно обдумать логику самообразования, его средства, трудности, что усиливает эффект индивидуального продвижения.

Именно индивидуальное продвижение представляется наиболее ценным в работе тьютора.

Тьютор помогает студенту осмыслить тот факт, что обучение является основной формой самосозидания, а поиск и обретение знаний - это основной результат обучения в вузе.

Изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки специалистов.

На передний план выходят такие качества как:

• умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях;

• хорошо ориентироваться в происходящих процессах;

• умение работать и сотрудничать с другими людьми относящимся к различным социально-культурным и профессиональным группам;

• умение критически и стратегически мыслить.

Из вышеперечисленного следует, что тьютор должен иметь опыт педагогической, научной, методической и, по возможности, практической управленческой деятельности, навыки работы в тех областях деятельности, которые непосредственно относятся к учебному курсу, по которому он ведёт преподавание.

Чем выше подготовка тьютора, тем шире для него поле деятельности и сложнее поставленные задачи.

Тьютор должен уметь эффективно организовывать изучение курса, проводить семинары и консультации для студентов, проверять и комментировать письменные задания.

В задачи тьютора входит следующее:

• помощь индивидууму получить возможность реализации своего учебного потенциала в контексте будущей профессии;

• сопровождать учебный процесс;

• консультировать и поддерживать студентов.

Как преподаватель, ведущий учебный процесс, тьютор должен уметь:

• проводить занятия со слушателями;

• обеспечивать правильное и эффективное использование соответствующего учебно-методического сопровождения учебного курса (учебно-практические пособия, аудио-видео материалы)

Как консультант тьютор должен уметь:

• проводить групповые и индивидуальные консультационные занятия для определения интереса к будущей профессии;

• индивидуально консультировать слушателей по различным вопросам изучаемого учебного курса.

Как организатор-менеджер учебного процесса тьютор должен уметь:

• составлять индивидуальный график учебного процесса, по учебному курсу, по которому он работает с группой;

• организовывать и проводить групповые (коммуникативные) занятия со студентами;

• осуществлять текущую аттестацию слушателей;

• помогать слушателям в их профессиональном самоопределении.

Таким образом, рассматривая деятельность педагога-тьютора можно

говорить о социально-педагогическом подходе как специально организованной деятельности и рассматривать тьюторство как интеграцию деятельности субъектов образовательного процесса по повышению продуктивности деятельности обучаемого, что возможно лишь тогда, когда преподаватель осуществляет педагогическую поддержку.

Целью деятельности тьютора является повышение продуктивности деятельности студента. Тьюторство может реализовать потребность общества в построении такого образовательного пространства, в котором обучаемый сможет освоить и овладеть не только знаниями, умениями и навыками - стать успешным в учебной деятельности, - но и механизмом самоопределения и самореализации.

Изложенные выше факты позволяют говорить о том, что возникла насущная необходимость, диктуемая экономическими и социальными обстоятельствами, изменения условий, форм и механизмов обучения, особенно в сфере высшего образования.

В образовательной практике тьюторство рассматривается как грамотное и заботливое сопровождение и новая форма обучения. Педагогическая поддержка в условиях личностно-ориентированного подхода, по мнению О.С Газмана [4] , полагается особой сферой деятельности педагога и направлена на стимулирование самостановления обучаемого как индивидуальности, через актуализацию ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманитаризации образования. В этой связи цель современного образования -научить человека использовать себя в связи со своими целями и образом будущего видеть себя как потенциал и ресурс.

Задача тьютора - сделать трудоёмкую деятельность доступной, т.к он должен быть способен организовать такое образовательное пространство, в котором каждый участник обучения будет решать творчески продуктивные задачи, а главное - «опробовать» свои возможности, что возможно только

тогда, когда сопровождающий процесс обучения - тьютор - будет гибко реагировать на все происходящие вокруг изменения, по возможности ориентироваться в них и предлагать эффективную модель поведения, помогая обучаемому в дальнейшем адекватно ориентироваться не только в поведенческом плане, но и выбирать необходимые профессиональные знания.

Из всего вышесказанного видно, что грамотный тьютор-координатор, преподаватель, консультант оказывает значительное влияние на процесс обучения, в силу осмысления и освоения новой парадигмы трансляций знаний. Эта трансляция знаний может выразиться в личностно-ориентированном образовании, которое как нельзя лучше подходит к формированию готовности к самообразованию; а самообразование - это взаимодействие тьютора и его подопечных в ходе совместной рефлексивной деятельности, предметом которой является реализация индивидуального образовательного проекта учащегося, в результате чего актуализируются и расширяются психологические, практические и самообразовательные возможности каждого обучаемого.

Библиографический список

1. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная система // Новые ценности: десять концепций и эссе [Текст] / О.С Газман. - М.: Инноватор, 1995. - С.58.

2. Долгова, Л. Тьюторство в аспекте результативности образования [Текст] /

Л.Долгова // Приложение к газете «1-е сентября». - 2004. - № 27-28.

3. Ковалёва, Т.М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение [Текст] / Т.М Ковалёва // Инновации в образовании. -2007. - № 11.

4. Кьеркегор,С. Страх и трепет [Текст] / C. Кьеркегор. - М.: Прогресс, 1993. -266 с.

Bibliography

1. Gazman, O. Pedagogical Support of Children Like Innovation System// New Values: Ten Concepts and Essays [Text] / O. Gazman. - Мoscow: Innovator, 1995. - P. 58.

2. Dolgova, L. Tutoring in the Aspect of Educational Effectiveness [Text] / L. Dolgova. -Prilozhenie k Gazette «1 Sentyabra». - 2004. - № 27-28.

3. Kierkegor, S. Fear and Awe [Text] / S. Kierkegor. - Мoscow: Progress 1993. -266 p.

4. Kovalyova, T. Organization of Preprofile Preparation and Profile Teaching at School: Tutoring [Text] / T. Kovalyova. - Educational Innovation. - 2007. - № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.